DOI 10/14526/04_2017_267 УДК 796.40 ББК 75,6
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНОЙ
АЭРОБИКЕ
Л.Д. Назаренко - доктор педагогических наук, профессор И.В. Астраханцева - кандидат педагогических наук Л.И. Шарафутдинова - студентка ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, Россия, 432700
E-mail: ld [email protected]
Аннотация. Спортивная аэробика располагает значительными возможностями для разностороннего, гармоничного развития детей младшего школьного возраста. Одним из требований к организации тренировочной и соревновательной деятельности по данному виду спорта является ее оздоровительная направленность. Материл. В данной статье рассматривается методика повышения технической и физической подготовленности детей 8-10 лет, занимающихся спортивной аэробикой. Раскрывая содержание занятий, авторы рассматривают психофизиологические особенности школьников данного возраста. С учетом возрастных особенностей разработана методика с оздоровительной направленностью занятий. Методы исследования: анализ и систематизация научной и методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов - практиков в области спортивной аэробики; педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка материала. Результаты. Содержание разработанной методики предусматривало усвоение разнообразных двигательных действий беговой и танцевальной направленности с постепенным увеличением интенсивности нагрузки; кроссовую подготовку на свежем воздухе, проведение подвижных игр с элементами танцевальных дорожек. Занимающимся предлагались двигательные и музыкальные задания, направленные на формирование навыков усвоения техники двигательных действий с учетом их возрастных особенностей и способностей к целостному восприятию сложных моторных актов. Разнообразные двигательные задания, направленные на активизацию творческого потенциала, углубляют интерес детей младшего школьного возраста к избранному виду спортивной деятельности. Заключение. Специальные двигательные и музыкальные задания способствовали формированию навыков составления простейших композиций; повышению пластичности и выразительности движений. Применение разнообразных зрительных ориентиров, разметок, схем и рисунков способствует лучшему усвоению пространственно-временных и пространственно-силовых параметров физических упражнений, формированию навыков использования различных направлений передвижений по площадке. Такой подход к организации тренировочного и соревновательного процесса способствовал усилению оздоровительной направленности занятий спортивной аэробикой, осознанию ее значимости как эффективного средства улучшения физической и технической подготовленности, показателей здоровья занимающихся.
Ключевые слова: спортивная аэробика, дети младшего школьного возраста, оздоровительная направленность, физическая и техническая подготовленность.
HEALTH-IMPROVING ORIENTATION OF SPORTS AEROBICS LESSONS
Ludmila D. Nazarenko - Doctor of Pedagogics, Professor Irina V. Astrakhantseva - Candidate of Pedagogics L.I. Sharafutdinova - Student Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: [email protected]
Annotation. Sports aerobics has great opportunities for many-sided, harmonious development of junior schoolchildren. One of the requirements for the training and competitive activity organization in this kind of sport is its health-improving orientation. Material. This article considers the methodology of technical and physical readiness improvement among 8-10 year-old children, who go in for sports aerobics. Revealing the content of the lessons, the authors consider schoolchildren's psychophysiological peculiarities of this age. The methodology with health-improving orientation of the lessons is created, taking into account age-related characteristics. Research methods: scientific and methodical literature analysis and systematization, summarizing progressive pedagogical experience of the specialists- practitioners in the sphere of sports aerobics; pedagogical experiment, testing, statistical handling of the material. Results. The content of the created methodology provided mastering different motional actions of the running and dancing orientation with a gradual increase of load intensity; cross training outdoors, outdoor games with the elements of dancing tracks. Children were offered motional and musical tasks, aimed at the skills formation of the technical motional actions mastering, taking into account their age-related peculiarities and the abilities to fulfill integral perception of difficult motor acts. Different motional tasks, aimed at creative potential activation, improve junior schoolchildren's interest in the chosen kind of sport. Conclusion. Special motional and musical tasks provided the skills formation of the simplest compositions creation; plasticity and expressiveness of movements increase. Various visual references, markings, schemes and pictures use provides better mastering of spatio-temporal and spatio-power parameters of physical exercises, the skills of different directions of movements along the ground formation. Such kind of an approach to the training and competitive process organization provided health-improving orientation of sports aerobics lessons increase, its importance realization as an effective means of physical and technical readiness and health indices improvement among children. Keywords: sports aerobics, junior age schoolchildren, health-improving orientation, physical and technical readiness.
Актуальность. Двигательные
действия в спортивной аэробике отличаются пластичностью, логичным переходом одного моторного акта в другой, красотой линий верхних и нижних конечностей, тела, положений головы. Сочетание беговых и прыжковых упражнений, поворотов и вращений, гимнастических и акробатических элементов, танцевальных шагов, их соразмерность, глубокая эстетическая сущность способствуют проявлению внутренней и внешней гармонии, ощущению личностного пространства для творческой фантазии в мире прекрасного.
Выполнение движений с музыкальным сопровождением способствует пониманию законов построения музыкальных и двигательных форм; художественно-эстетических образов, передающих многообразные оттенки психо-
эмоционального состояния: радости, восторженности, одухотворенности,
повышающих зрелищность,
выразительность и артистичность исполнения композиции в процессе соревновательной деятельности [1, 2, 7].
Разнообразие содержания
спортивной аэробики обеспечивается усвоением техники базовых шагов,
равновесий, стоек, поворотов, грациозных поз, гимнастических и акробатических сложных и рискованных элементов, требующих красивой статической и динамической осанки, свободы и легкости движений, навыков пространственно-временной и пространственно-силовой ориентировки. Систематическое
многократное повторение изучаемых двигательных действий в игровой и состязательной форме с музыкальным сопровождением, в различных условиях тренировочной и соревновательной деятельности способствует развитию мышечной силы, быстроты, выносливости, прыгучести, устойчивости тела, гибкости, формированию культуры движений; настойчивости, упорства, трудолюбия, дисциплины. Это создает необходимые предпосылки для улучшения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепления опорно-двигательного аппарата, формирования мотивационной и волевой сферы, повышения уровня духовно-нравственного развития [ 5, 6].
Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости занятий спортивной аэробикой для улучшения здоровья детей младшего школьного возраста.
Задачи: 1. Выявить
физиологические и психологические особенности учащихся начальной школы.
2. Показать положительное воздействие занятий спортивной аэробикой на функциональное состояние занимающихся.
3. Разработать методику, обеспечивающую оздоровительную направленность занятий спортивной аэробикой для детей 7-10 лет, и проверить ее эффективность в процессе педагогического эксперимента.
Материалы. Среди различных направлений научных исследований в сфере физической культуры и спорта одним из ведущих является разработка и обоснование новых методик, основанных на использовании нетрадиционных форм физической и спортивной подготовки,
способствующих разностороннему
гармоничному развитию детей младшего школьного возраста. Решение этой сложной задачи связано с проблемой обеспечения единства спортивной подготовки и воспитательной
деятельности, так как духовные и материальные ценности спорта являются мощным средством воздействия на личность [3, 4 ].
Занятия спортивной аэробикой создают условия для формирования эстетического художественно-
музыкального вкуса, двигательного и музыкального ритма, чувства
соразмерности движений, раскрытия их внутреннего мира. При организации тренировочного процесса необходимо учитывать физиологические и
психологические особенности детей 8-10 лет. Их интеллектуальная сфера подготовлена к дальнейшему развитию путем усвоения разнообразных знаний; стремления к самоутверждению, повышению своего социального статуса. Учащиеся начальной школы отличаются обостренным восприятием нравственных норм взаимоотношений между
окружающими людьми, способностью к обучению. Их готовность к усвоению техники сложных двигательных действий, составляющих содержание спортивной аэробики, обусловленная обостренным восприятием двигательного образа, позволяет освоить их основы в более короткий период времени.
Высокая чувствительность
сенсорных систем обеспечивает усвоение ритмического и силового характера моторных актов без осознания отдельных деталей техники и способности без предварительной подготовки выполнить элемент высокой сложности. По мнению В.К. Бальсевича, 2002, эти феноменальные особенности детей объясняются их способностью к усвоению двигательных действий в целом. Это обусловливает необходимость широкого использования ярких художественных образов, позволяющих занимающимся, опираясь на
их собственный опыт, четко воспринимать структурное содержание незнакомого им физического упражнения. Возрастной период 8-10 лет является сенситивным для физической и технической подготовки; реализации кинезиологического
потенциала ребенка в соответствии с объективными законами развития организма, учет которых способствует повышению результативности его спортивной деятельности [6 ].
Целенаправленное воспитательное воздействие средствами спортивной аэробики способствует не только повышению уровня физической подготовленности ребенка, обеспечивая увеличение показателей мышечной силы, быстроты, выносливости, тесно связанной с работоспособностью, но и ускорению социально-психологической адаптации к окружающей действительности. Младший школьный возраст характеризуется активным ростом организма,
формированием функциональных
особенностей. В связи с этим важно обеспечить двигательную активность, оптимизирующую работу физиологических систем и функций организма, деятельность нервно-психической и эмоциональной сферы.
Спортивная аэробика, располагая значительным арсеналом разнообразных беговых и танцевальных шагов, прыжков, поскоков, поворотов и вращений, а также гимнастических и акробатических элементов, позволяет последовательно развивать двигательно-координационные качества, необходимые для улучшения и сохранения показателей здоровья [7, 8]. Дети, занимающиеся спортивной аэробикой, выполняют большое количество упражнений, направленных на усвоение статических и динамических равновесий в сочетании с маховыми, волнообразными и круговыми движениями верхних и нижних конечностей, туловища и головы. Это способствует формированию красивой осанки - важного условия развития и функционирования внутренних органов. Танцевальные и
хореографические движения требуют усвоения точностных характеристик моторных актов, хорошей ориентировки в пространственно-временных и
пространственно-силовых параметрах двигательных действий, выразительности, управления психо-эмоциональным
состоянием [1, 8, 9]. Многократное выполнение данных упражнений обеспечивает укрепление опорно-двигательного аппарата, крупных мышц; формирование специальной выносливости; гибкости, подвижности, ритмичности -качеств, необходимых для регуляции нервно-мышечных энерготрат;
формирование культуры движений. Разнообразные прыжки, подскоки, акробатические элементы силового характера создают условия для глубоких функциональных сдвигов в организме, необходимых для укрепления внутренних органов, усиления кровотока,
обеспечивающих улучшение деятельности кардиореспираторной и других физиологических систем. В результате повышается экономичность деятельности, работоспособность, общая и специальная выносливость, взрывная сила и другие качественные стороны двигательной деятельности.
В процессе умственной, физической и других видов деятельности возникает необходимость преодоления трудностей различного характера, способствующих проявлению специфических личностных свойств: находчивости, решительности, выдержки. В процессе соревновательной деятельности по спортивной аэробике возникают ситуации, требующие сформированности навыков их
преодоления, снижения
психоэмоционального напряжения,
повышения уверенности в своих силах, умения сконцентрировать нервно-мышечные усилия на предстоящем выступлении; оказать моральную поддержку партнерам по команде, не умеющим справляться с волнением. В ходе тренировочных занятий осуществляется планомерная психоэмоциональная
подготовка к соревнованиям, направленная на формирование навыков контроля реакций организма на внутренние и внешние раздражители; сохранения самообладания, стремления к победе. Это подчеркивает значимость спортивной аэробики не только для повышения физической подготовленности, но и для улучшения физиологических функций, что обусловливает способность к управлению психо-эмоциональным состоянием.
Для реализации оздоровительной направленности спортивной аэробики нами была разработана методика проведения тренировочных занятий для детей младшего школьного возраста,
обеспечивающая гармоничное,
разностороннее развитие и укрепление здоровья. В основе методики заложен проблемно-ориентированный подход, настраивающий ребенка на поиск эффективного способа решения поставленной двигательной задачи. Так, для формирования статической и динамической осанки необходимо повышение устойчивости тела; дети должны наглядно усвоить условия его сохранения: рациональное распределение частей и звеньев тела в пространстве; перераспределение мышечных усилий; обеспечение зрительного контроля. При этом детям необходимо
продемонстрировать различные способы выполнения физических упражнений для сохранения идеальной статической и динамической осанки, назвать и показать основные ошибки и способы их предупреждения. Объясняя технику двигательного действия, важно учитывать двигательный опыт ребенка, использовать знакомые ему зрительные образы. Дети начальных классов хорошо знают, чем отличается мягкая походка от четкого спортивного шага; плавное танцевальное движение от резкого и энергичного действия. На тренировочных занятиях следует формировать навыки передачи психо-эмоционального состояния через знакомый двигательный образ, предложить ребенку передать с помощью движений
чувство радости, задумчивости,
спокойного состояния, используя с этой целью взмахи и «волны», прыжки, подскоки, жесты, мимику и пр.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования личностного отношения к тренировочному процессу:
ответственности, сознательности и активности; понимания значимости спортивной деятельности для укрепления здоровья и подготовки к предстоящей жизни. Одним из ведущих средств воспитания данных качеств являются совместные занятия физическими упражнениями с родителями: семейные походы, лыжные прогулки, плавание в летний период времени. Демонстрация родителями спортивной техники выполнения различных двигательных действий является важным стимулом для достижения спортивных результатов ребенком. В возрасте 8-10 одним из ведущих методов тренировки является идеальный показ тренером техники изучаемого элемента с его последующим выполнением детьми в различных вариантах. Это создает условия для развития творческого воображения ребенка, возможности проявления своих способностей, самоутверждения.
Применение игрового метода дает возможность для точного воспроизведения его пространственно-временных и пространственно-силовых параметров элемента, понимания его эстетического содержания, передачи художественного образа. Вовлеченность детей в творческую двигательную деятельность стимулирует его воображение, фантазию,
совершенствует мотивационную сферу, побуждает к анализу личного двигательного опыта, создает условия для формирования разнообразных
двигательных навыков.
В младшем школьном возрасте при отсутствии сформированности навыков самоконтроля за качеством выполнения двигательных заданий, целесообразно использовать различные зрительные и
слуховые ориентиры, позволяющие усваивать упражнения в соответствии с целевыми установками. Направление и длина танцевального шага, величина поворота, длительность вращения, высота прыжка, амплитуда взмаха верхними и нижними конечностями должны четко регламентироваться специальными
зрительными разметками, указателями, рисунками, схемами. Дети могут самостоятельно определить рациональную последовательность движений;
чередование прыжков, беговых,
танцевальных шагов; составлять простейшие композиции, которые должны начинаться с определенного исходного положения; включать гимнастические, хореографические, акробатические
элементы, заканчивающиеся
выразительной позой. На тренировочных занятиях целесообразно уделять внимание формированию навыков выбора характера упражнений в соответствии с особенностями музыкальной мелодии. После показа тренером нескольких примеров выполнения под музыкальное сопровождение танцевальных дорожек, дети получают возможность, прослушав мелодию, самостоятельность передавать ее содержание с помощью движений. Это расширяет их познавательные и интеллектуальные возможности,
формирует музыкальный вкус,
двигательный ритм, пластику движений, способствует углублению устойчивого интереса к спортивной аэробике.
Организация и проведение соревновательных моментов на лучшее воспроизведение мелодии с помощью двигательных действий, точную передачу хлопками музыкального ритма
стимулируют двигательную активность, воспитывают музыкальную культуру, способствуют формированию личностного восприятия музыкального произведения. Содержание методики предусматривает регулярную кроссовую подготовку по озелененным скверам с последующим выполнением дыхательных и других восстановительных упражнений, а также
проведение 1 -2 раза в неделю подвижных игр с элементами танцевальных дорожек. Постепенное усложнение двигательных заданий по мере прироста качественных сторон двигательной деятельности, рациональное чередование статических и динамических, медленных, плавных и быстрых движений, прыжков, поворотов с акробатическими элементами и
танцевальными дорожками обеспечивают равномерную физическую нагрузку на различные физиологические системы, своевременное чередование нагрузки и отдыха.
Результаты и их обсуждение. Для
проверки эффективности данной методики был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие дети 8-10 лет III и II разрядов в количестве 24 человек. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 12 детей в каждой. До начала педагогического эксперимента было проведено
тестирование с целью выявления уровня их физической и технической
подготовленности. Для определения физической подготовленности
использовались следующие тесты: бег на 30м (с) с высокого старта; челночный бег 5х6м (с); прыжок в длину с места (см), прыжок в высоту с места (см); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); касание руками пола, стоя на гимнастической скамейке (см); касание ногами пола за головой из положения лежа на спине (кол-во раз).
Уровень технической
подготовленности определялся по следующим показателям: слитности выполнения танцевальной дорожки из 5-6 различных шагов; выполнению поворота на 360° в равновесии на одной ноге; прыжку, сгибая одну ногу назад «козак», с приземлением в полуприсед с последующим длинным кувырком вперед (в баллах). Оценка выставлялась экспертной группой из пяти квалифицированных тренеров по спортивной аэробике. При оценке технической подготовленности учитывали:
сформированность статической и динамической осанки, пространственно-временную и пространственно-силовую точность движений; слитность выполнения двигательных действий, выразительность движений.
Критерии оценки:
5 баллов - идеальная статическая и динамическая осанка, высокий уровень ориентировки в пространственно-временных и пространственно-силовых параметрах моторных актов, высокая амплитуда и слитность движений; пластичность и выразительность двигательных действий;
4 балла - сформированность статической и динамической осанки; точное расположение частей и звеньев тела при выполнении моторных актов, достаточная амплитуда движений, отсутствие пауз, пластичность и выразительность двигательных действий;
3 балла - незначительное отклонение от идеальной статической и динамической осанки, мелкие погрешности в точностных характеристиках движений;
2 балла - недостаточная сформированность статической и динамической осанки, нечеткое
воспроизведение пространственно-
временных и пространственно-силовых параметров движений, недостаточная амплитуда и скованность движений;
1 балл - несформированность статической и динамической осанки; нерациональное расположение частей и звеньев тела в пространстве; паузы при выполнении моторных актов, отсутствие свободы и легкости движений.
Анализ результатов исследования не выявил существенных различий по уровню физической и технической
подготовленности занимающихся КГ и ЭГ. В КГ тренировочные занятия проводились по традиционной методике в соответствии с программой по спортивной аэробике, где основное внимание уделялось повышению уровня физической и технической подготовленности. В ЭГ, наряду с решением данных задач, реализовывалась
оздоровительная направленность занятий по спортивной аэробике.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики физической и технической
подготовленности. Анализ полученных данных показал, что результаты физической подготовленности улучшились в обеих группах, КГ и ЭГ, при более существенном увеличении показателей в ЭГ. Так, исходные показатели в беге на 30м с высокого старта составили 9,0 с, после окончания педагогического эксперимента результаты улучшились до 8,71±0,45 с; в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 8,75±0,52 с к завершению педагогического эксперимента данные возросли до 8,26±0,25 с (р>0,05). В КГ при исходных показателях выполнения прыжка в длину с места 140,6±3,67 см после окончания педагогического эксперимента результаты улучшились до 147,0±5,13 см, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 141,4±7,24 см после завершения педагогического эксперимента показатели составили 152,6±7,03 см, (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения показателей в ЭГ после проведения педагогического эксперимента была выявлена и в других контрольных упражнениях: в челночном беге на 5м, прыжке в высоту с разбега; в отжимании руками от пола; касании руками пола, стоя на скамейке; в касании ногами пола за головой.
Исходные показатели технической подготовленности, учитывающие
амплитуду, слитность, выразительность двигательных действий; сформированность статической и динамической осанки, точность пространственно-временных и пространственно-силовых параметров движений ,
в КГ составили 3,37±0,25 балла, после окончания педагогического эксперимента результаты улучшились до 3,89±0,22 балла; в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,33,28 балла после
завершения педагогического эксперимента показатели составили 4,19±0,32 балла (р<0,05).
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что оздоровительная
направленность занятий спортивной аэробикой обеспечила разностороннее гармоничное развитие занимающихся, улучшение функциональных показателей, сформированность статической и динамической осанки как основы двигательной культуры и нормального функционирования физиологических
систем и органов, повышение устойчивого интереса к занятиям спортивной аэробикой. Это нашло свое отражение в высокой посещаемости, двигательной и творческой активности; повышении уровня
технической подготовленности:
пластичности и выразительности движений. Спортсменки ЭГ с большим увлечением выполняли двигательные и музыкальные задания, что свидетельствует о неиспользованных резервах творческой активности и фантазии детей младшего школьного возраста, их стремлении к самовыражению средствами спортивной аэробики. Методика совершенствования физической и технической
подготовленности со спортивной и оздоровительной направленностью должна предусматривать обязательную кроссовую подготовку, проведение подвижных игр на свежем воздухе, а также выполнение творческих и музыкальных заданий, вызывающих большой интерес у детей.
Литература
1. Касаткина, Н. А. Структура и содержание надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике / Н. А.Касаткина, Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 9. - С. 77-82.
2. Костюнина, Л. И. Теоретическое и экспериментальное обоснование тестов для оценки интеллектуальных качеств [Электронный ресурс] / Л. И. Костюнина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - Том 6. - № 2. - С. 4549. Режим доступа: 1Щр://юигпа1-science.org/ru/magazine/30.htm1.
3. Кузнецова, З. М. Возрождение олимпийской традиции [Электронный ресурс] / З. М. Кузнецова, Ю. П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. -Том 4. - №1. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/388. html.
4. Назаренко, Л. Д. Концепция решения проблемы повышения спортивного мастерства [Электронный ресурс] / Л. Д. Назаренко, Л. И. Костюнина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - Том 7. - № 1. - С. 8487. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/magazine/25.html.
5. Назаренко, Л. Д. Физиология физических упражнений / Л. Д. Назаренко, И. С. Колесник. - Ульяновск. - 2011. - 255 с.
6. Назаренко, Л. Д. Стимулируемое развитие базовых двигательных координаций школьников разного возраста : дис. д-ра пед. наук / Л. Д. Назаренко. - М., 2003. - 401 с.
7. Назаренко, Л. Д Концепция формирования виртуозности движений в подготовке высококвалифицированных спортсменов / Л. Д. Назаренко, Н. А. Касаткина // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 5. - С. 72-75.
8. Назаренко, Л. Д. Влияние точности выполнения движений на эффективность их усвоения школьниками младшего школьного возраста / Л. Д. Назаренко, Е. Е. Фунина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, - 2004. - № 6. - С. 47-50.
9. Назаренко, Л. Д. Тестирование уровня развития ритмичности при занятиях оздоровительной аэробикой / Л. Д. Назаренко, Л. И. Костюнина, Н. В. Красникова // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 4. - С. 57-59.
10. Максимова, Е.Ф. Формирование мотивационной готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов к физкультурно-оздоровительной работе с женщинами второго зрелого возраста [Электронный ресурс] / Е.Ф. Максимова, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - Том 6. - №4. - С. 180-187. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/magazine/32.html.
11. Кузнецова, З.М. Информатика и информационные технологии в высшем педагогическом образовании [Электронный журнал] / З.М. Кузнецова, Ф.Н. Залакаев, А.В. Глазистов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. - Том 2. - №2. - С. 9-36. Режим доступа: http://j ournal-science.org/ru/article/538. html.
12. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of
functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)
13. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus) References
1. Kasatkina N. A., Nazarenko L.D. Structure and content of competitive activity reliability in sports aerobics. Teoriya Ipraktika fizicheskoj kul 'tury [Theory and practice of physical culture]. 2011, No. 9, pp. 77-82. (in Russian).
2. Kostyunina L. I. The peculiarities of sportsmen's adaptation to the training loads / L. I. Kostyunina. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport], 2011, Vol. 6, no 2, pp. 45-49. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/30.html.
3. Kuznetsova Z. M., Simakov Yu.P. The Olympic tradition revival. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport], 2012, Vol. 7, no 1, pp. 84-87. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/25.html.
4. Nazarenko L. D., Kostyunina L.I. The conception of the problem solution of sportsmanship improvement. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport], 2012, Vol. 7, no 1, pp. 84-87. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/25.html.
5. Nazarenko L. D., Kolesnik I.S. Psihologiya fizicheskih uprazhnenij [Physiology of physical exercises]. Ulyanovsk, 2011, 255 p. (in Russian).
6. Nazarenko L. D. Stimulated development of the base motional co-ordinations among schoolchildren of different age. Doctor's thesis. Moscow, 2003, 401 p. (in Russian).
7. Nazarenko L. D., Kasatkina N.A. The conception of virtuosity of movements formation in
Подано: 30.10.2017 Принято: 03.11.2017
training highly-qualified sportsmen. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2016, No. 5, pp. 72-75. (in Russian).
8. Nazarenko L. D., Funina E.E. The influence of accuracy of movements fulfillment on the effectiveness of their mastering by junior age schoolchildren. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, obuchenie [Physical culture: upbringing, education, training]. 2004, No. 6, pp. 47-50. (in Russian).
9. Nazarenko L. D., Kostyunina L.I., Krasnikova N.V. The level of rhythmicity development testing while going in for health-improving aerobics. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2005, No. 4, pp. 57-59. (in Russian).
10. Maksimova F. F., Kuznetsova S.M. The formation of motivational readiness for professional activity of future specialists for sports and recreational work with women second rely of age. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport], 2011, Vol. 6, no 4, pp. 180-187. Available at: http ://j ournal -science .org/ru/magazine/3 2. html.
11. Kuznetsova Z.M., Zalakaev F.N., Glazistov An. V. Computer science and information technology in higher education teaching. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport], 2007, Vol. 2, no 2, pp. 9-36. Available at: http ://j ournal -science .org/ru/article/5 3 8. html.
12. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)
13. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus)
Назаренко Людмила Дмитриевна - доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: ld [email protected]
Астраханцева Ирина Владимировна - кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700
Шарафутдинова Л. И. - студентка ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700 г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4
Для цитирования: Назаренко Л.Д., Астраханцева И.В., Шарафутдинова Л.И. Оздоровительная направленность занятий по спортивной аэробике // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №4. - С. 72-81. БО! 10/14526/04 2017 267.
DOI 10/14526/04_2017_268 УДК 796.077.5
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
А.А. Оплетин - кандидат педагогических наук, доцент Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Комсомольский проспект, д. 29, г. Пермь, Россия, 614990 Пермская государственная фармацевтическая академия, 614990, Россия, Пермский край, ул. Екатерининская, д. 101, г. Пермь, Россия, 614990
E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье рассмотрен вопрос о взаимодействии искусства и физической культуры, а также о том, может ли студент специальности «Теория и история искусств» использовать полученные им в ходе обучения знаний на занятиях физической культурой. Материал. В данной статье представлен материал, раскрывающий вопрос о полезности полученных студентом в ходе обучения на специальности «Теория и история искусств» знаний на занятиях физической культурой. Методы исследования: анализ исторической, научной литературы по исследуемой теме. Результаты. Был проведен анализ исторической и научной литературы, в ходе которого было выявлено положительное влияние на студента изучения теории и истории искусства и применения полученных знаний на занятиях физической культурой. Заключение. Проведенные исследования подтверждают, что студент в ходе обучения на специальности «Теория и история искусств» может применить полученные знания на занятиях физической культурой, а также в ходе изучения данной специальности получить мотивацию и новые эстетические принципы. Ключевые слова: физическая культура, студент, теория и история, искусства, культура.
KNOWLEDGE OF THEORY AND ART HISTORY USE IN PRACTICAL ACTIVITY AT
PHYSICAL CULTURE LESSONS
Anatoliy A. Opletin - Candidate of Pedagogics, Associate Professor Perm National Research Polytechnic University, 29, Komsomol Avenue, Perm, 614990, Russia Perm State Pharmaceutical Academy, 101, Ekaterininskaya str., Perm, 614990, Russia
E-mail: [email protected]