Научная статья на тему 'Моделирование повышения уровня технической и артистической подготовленности занимающихся фитнес-аэробикой'

Моделирование повышения уровня технической и артистической подготовленности занимающихся фитнес-аэробикой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС-АЭРОБИКА / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МЕТОДИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / FITNESS-AEROBICS / SPORTS TRAINING / MODELING / METHODOLOGY / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мингалишева И. А., Гурьянова С. А.

Фитнес-аэробика является видом спортивной деятельности, доступной для всех категорий населения, детей и подростков, учащейся молодежи. Она привлекает возможностью самовыражения, самооценки; повышения уверенности в себе, обеспечения оптимального объема двигательной активности, характер которой соответствует интересам и потребностям занимающихся. Фитнес-аэробика при систематичности тренировочной нагрузки способствует улучшению фенотипического статуса, а также обладает значительным адаптационным и коррекционным потенциалом. Материал. В данной статье представлена разработанная автором модель повышения исполнительского мастерства занимающихся фитнес-аэробикой, базирующаяся на основных концептуальных положениях, принципах спортивной тренировки. В модели раскрываются педагогические условия и факторы, влияющие на результативность тренировочного процесса и соревновательной деятельности. Методы: анализ и систематизация научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов по фитнес-аэробике, педагогический эксперимент, тестирование, моделирование, киносъемка, статистическая обработка данных. Результаты. Методика повышения исполнительского мастерства включает в свое содержание упражнения для развития двигательно-координационных качеств, хореографии, танцевальные упражнения, современные латиноамериканские, африканские, восточные и историко-бытовые танцы, характеризующиеся разным ритмом, экспрессией, пластикой и выразительностью движений. Это дает занимающимся возможность раскрыть свой внутренний мир, обогатить его новыми познаниями, элементами общей и двигательной культуры; добиться более высокого уровня самопознания, самосовершенствования. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность и эффективность использования предложенной нами модели повышения исполнительского мастерства занимающихся фитнес-аэробикой. Применение методики, основанной на данной модели, позволило существенно повысить уровень физической и технической подготовленности, артистичности выполнения индивидуальной соревновательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE LEVEL OF TECHNICAL AND ARTISTIC READINESS INCREASE AMONG PEOPLE GOING IN FOR AEROBICS

Fitness-aerobics is a kind of sports activity, which is available for all categories of population, children and teen-agers, students. It attracts with the opportunity to realize self-actualization, self-estimation; self-assurance increase and an optimal volume of motional activity provision, the character of which corresponds with the interests and demands of those, who train. Fitness-aerobics in case of systematic training loads provides phenotypic status improvement and has a considerable adaptive and correctional potential. Material. The article presents created by the author model of performing mastery increase among people going in for fitness-aerobics, which is based on the main conceptual theses, principles of sports training. The model reveals pedagogical conditions and factors, which influence the effectiveness of the training process and competitive activity. Research methods: scientific-methodical literature analysis and systematization, progressive pedagogical experience of the specialists in fitness-aerobics summarizing, pedagogical experiment, testing, modeling, filming, statistical data handling. Results. The methodology of performing mastery increase includes the exercises for motional-coordinating qualities development, choreography, dancing exercises, modern Latin American, African, eastern and historicalcommon dances, which are characterized by different rhythm, expression, plasticity and expressiveness of movements. It gives people an opportunity to reveal their own inner world, enrich it with new knowledge, elements of general and motional culture, achieve a higher level of self-development. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed the expediency and effectiveness of the offered by us model use of performing mastery increase among those who go in for fitness-aerobics. The methodology use, based on this model, helped to increase the level of general physical, technical readiness and also improve the artistry of the individual competitive program fulfillment.

Текст научной работы на тему «Моделирование повышения уровня технической и артистической подготовленности занимающихся фитнес-аэробикой»

14. Khusyaynov Z. M. Nokautovaya podgotovka sredi vysokokvalificirovannyh boxerov [Knockout strike training among highly-qualified]. Moscow, Moscow Energetic Institute, 1995, 72p. (in Russian).

15. Kuznetsova Z.M., Ovchinnikov Yu.D., Hor'kova L.V. The study period of fatigue in the training process of women boxerjock. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport], 2017, Vol.12, no 1, pp. 14-21. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/article/720.html. DOI 10.14526/01_2017_177.

16. Kuznetsova Z.M., Mustakimova A.A., Simakov Yu.P. Sports Indians of pre-Columbian Mesoamerica. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological

Подано: 20.07.2017 Принято: 23.07.2017

problems of physical culture and sport], 2012, Vol. 7, no 3, pp. 74-80. Available at: http://www.journal-science.org/ru/magazine/27.html.

17. Halyna Butenko, Natalia Goncharova, Volodymyr Saienko, Hanna Tolchieva, Illia Vako. Physical condition of primary school children in school year dynamics. Zhurnal fizicheskogo vospitaniya I sporta [Journal of Physical Education and Sport]. 2017, art # 82, pp. 543 - 549, D01:10.7752/jpes.2017.02082 (Scopus)

18. Joseph ADiMasi, Ronald WHansen, Henry GGrabowski. The price of innovation: new estimates of drug development costs. Zhurnal Economiki o zdorov'e [Journal of Health Economics]. 2003, Vol. 22, No. 2, pp. 151-185, doi https://doi.org/10.1016/S0167-6296(02)00126-1 (Scopus)

Колесник Игорь Степанович - доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: [email protected]

Гатин Фаат - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

Осипов Дмитрий - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

Для цитирования: Колесник И.С., Гатин Ф.А., Осипов Д.А. Применение системного подхода для разработки методики совершенствования технической подготовки квалифицированных боксеров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 69-77. DOI 10.14526/03_2017_23 6

DOI 10.14526/03_2017_237

УДК 796. 4 ББК 75.6

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ И АРТИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕС-

АЭРОБИКОЙ

И.А. Мингалишева - аспирант С.А. Гурьянова - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

Е-mail: ld nazarenko@mail. ru

Аннотация. Фитнес-аэробика является видом спортивной деятельности, доступной для всех категорий населения, детей и подростков, учащейся молодежи. Она привлекает возможностью самовыражения, самооценки; повышения уверенности в себе, обеспечения оптимального объема двигательной активности, характер которой соответствует интересам и потребностям занимающихся. Фитнес-аэробика при систематичности тренировочной нагрузки способствует улучшению фенотипического статуса, а также обладает значительным адаптационным и коррекционным потенциалом. Материал. В данной статье представлена разработанная автором модель повышения исполнительского мастерства занимающихся фитнес-аэробикой, базирующаяся на основных концептуальных положениях, принципах спортивной тренировки. В модели раскрываются педагогические условия и факторы, влияющие на результативность тренировочного процесса и соревновательной деятельности. Методы: анализ и систематизация научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов по фитнес-аэробике, педагогический эксперимент, тестирование, моделирование, киносъемка, статистическая обработка данных. Результаты. Методика повышения исполнительского мастерства включает в свое содержание упражнения для развития двигательно-координационных качеств, хореографии, танцевальные упражнения, современные латиноамериканские, африканские, восточные и историко-бытовые танцы, характеризующиеся разным ритмом, экспрессией, пластикой и выразительностью движений. Это дает занимающимся возможность раскрыть свой внутренний мир, обогатить его новыми познаниями, элементами общей и двигательной культуры; добиться более высокого уровня самопознания, самосовершенствования. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность и эффективность использования предложенной нами модели повышения исполнительского мастерства занимающихся фитнес-аэробикой. Применение методики, основанной на данной модели, позволило существенно повысить уровень физической и технической подготовленности, артистичности выполнения индивидуальной соревновательной программы. Ключевые слова: фитнес-аэробика, спортивная подготовка, моделирование, методика, педагогический эксперимент.

MODELING THE LEVEL OF TECHNICAL AND ARTISTIC READINESS INCREASE AMONG PEOPLE GOING IN FOR AEROBICS

Irina A. Mingalisheva - postgraduate student Svetlana A. Guryanova - post-graduate Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail: ld [email protected]

Annotation. Fitness-aerobics is a kind of sports activity, which is available for all categories of population, children and teen-agers, students. It attracts with the opportunity to realize self-actualization, self-estimation; self-assurance increase and an optimal volume of motional activity provision, the character of which corresponds with the interests and demands of those, who train. Fitness-aerobics in case of systematic training loads provides phenotypic status improvement and has a considerable adaptive and correctional potential. Material. The article presents created by the author model ofperforming mastery increase among people going in for fitness-aerobics, which

is based on the main conceptual theses, principles of sports training. The model reveals pedagogical conditions and factors, which influence the effectiveness of the training process and competitive activity. Research methods: scientific-methodical literature analysis and systematization, progressive pedagogical experience of the specialists in fitness-aerobics summarizing, pedagogical experiment, testing, modeling, filming, statistical data handling. Results. The methodology of performing mastery increase includes the exercises for motional-coordinating qualities development, choreography, dancing exercises, modern Latin American, African, eastern and historical- common dances, which are characterized by different rhythm, expression, plasticity and expressiveness of movements. It gives people an opportunity to reveal their own inner world, enrich it with new knowledge, elements of general and motional culture, achieve a higher level of self-development. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed the expediency and effectiveness of the offered by us model use of performing mastery increase among those who go in for fitness-aerobics. The methodology use, based on this model, helped to increase the level of general physical, technical readiness and also improve the artistry of the individual competitive program fulfillment.

Keywords: fitness-aerobics, sports training, modeling, methodology, pedagogical experiment.

Актуальность. Концепция фитнеса основана на обеспечении разностороннего развития, гармонизации физиологических функций, повышении общей и двигательной культуры,

интеллектуального и духовно-

нравственного развития, физического совершенствования, эффективности

соревновательной деятельности. Фитнес-аэробика как вид спорта имеет собственные правила проведения соревнований, разработанные техническим комитетом международной федерации спорта, аэробики и фитнеса. Двигательная деятельность в фитнес-аэробике характеризуется танцевальной

направленностью. Оптимальное

соотношение объема и интенсивности тренировочной нагрузки способствует повышению уровня развития двигательно-координационных качеств: мышечной силы, быстроты, выносливости, точности, ловкости, гибкости, устойчивости тела и др.; согласованности двигательных и вегетативных функций; формированию навыков дифференцирования мышечного напряжения; распределения и

перераспределения мышечных усилий, экономичности, усилению эстетического воздействия физических упражнений [1, 3, 6]. Реализация эстетического компонента фитнес-аэробики осуществляется в процессе формирования выразительности, пластичности, грациозности движений.

Целью данной работы является теоретическое обоснование

необходимости поиска путей повышения исполнительского мастерства

квалифицированных аэробистов.

Задачи: 1. Разработать модель повышения уровня технической и артистической подготовленности

занимающихся фитнес-аэробикой.

2. Теоретически разработать и экспериментально проверить

эффективность методики повышения уровня технической и артистической подготовки аэробистов.

Материалы. Фитнес-аэробика получила большую популярность благодаря гармонизации качественных сторон двигательной деятельности, формированию чувства ритма,

пластичности и музыкальности движений. Базовые аэробные шаги, элементы художественной, развивающей,

спортивной гимнастики, хореографии, силовые, дыхательные упражнения, стретчинг придают фитнес-аэробике значительный оздоровительный,

эстетический и развивающий потенциал, направленность на формирование двигательной и музыкальной культуры, выразительности и пластичности. При этом учитываются возраст, двигательная подготовленность, функциональное

состояние организма, музыкальные пристрастия, детерминирующие выбор

танцевального стиля, что обеспечивает фитнес-аэробике огромную популярность среди детей, подростков и взрослого населения [2, 5, 7]. Как полагают Л.Д. Назаренко, Н.В. Гущина, 2006, одной из важных особенностей фитнес-аэробики является возможность проявления творческой фантазии, формирования собственного стиля выполнения программы, что стимулирует постоянный поиск оригинальных идей, новых элементов, позволяющих

совершенствовать исполнительское

мастерство, добиваться изящества, выразительности и грациозности движений.

Решение данной задачи

обусловливает необходимость разработки модели повышения исполнительского мастерства занимающихся фитнес-аэробикой. Модель основана на ведущих концептуальных положениях (рисунок 1), позволяющих осознать закономерности тренировочного процесса, направленного на совершенствование личностных и двигательно-координационных качеств -базиса для саморазвития и самореализации. Концептуальное

положение «единство сознания и деятельности» раскрывает неразрывную взаимосвязь процессов понимания, анализа и обобщения ощущений под воздействием мышечной нагрузки различного характера. Понимание связано с познавательными способностями, по мере осознания положительного воздействия на организм средств фитнес-аэробики субъект педагогического воздействия испытывает заинтересованность в практическом выполнении предлагаемых физических, хореографических и танцевальных упражнений.

Анализ сформированных

двигательных умений и навыков способствует более глубокому осознанию значимости данного вида спортивной деятельности для развития личности. Расширение пространства осознания способствует духовно-нравственной

трансформации личности, пониманию того факта, что биологические ограничения

организма можно расширить путем упорядочения мышечной деятельности в течение длительного времени.

«Целостный подход к организации тренировочного процесса»» основан на учете и использовании закономерностей и факторов, влияющих на эффективность системы спортивной подготовки. Реализация двигательного и

интеллектуального потенциала субъекта зависит от степени сформированности знаний в сфере спортивной деятельности. Повышение уровня технической и артистической подготовленности

обусловлено гармонизацией

интеллектуальной, психо-эмоциональной сферы, духовно-нравственного и волевого потенциала.

«Выявление и учет причинно-следственных связей» определяющих эффективность двигательной

деятельности. При усвоении техники общеразвивающего, хореографического или танцевального упражнения

занимающиеся фитнес-аэробикой

выполняют их с позиций естественного характера движений, без учета законов о количестве движения, о центре тяжести, степени соответствия пространственно-временных и пространственно-силовых параметров моторного акта, что приводит к искажению их техники. Учет причинно-следственных связей обязывает тренера не дать спортсмену допустить ни одного отклонения от рациональной техники выполняемого элемента.

Цель как структурный элемент модели повышения исполнительского мастерства занимающихся фитнес-аэробикой находит свое конкретное выражение в задачах:

- разработка программы технической подготовленности и артистичности выступления с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей каждого спортсмена;

- выявление эффективных средств спортивной подготовки аэробистов;

- разработка инновационной методики совершенствования технической и артистической подготовки.

Эффективность методики

спортивной подготовки занимающихся фитнес-аэробикой в значительной мере определяется реализацией принципов, совокупность которых охватывает все стороны тренировочного процесса.

Одной из важных особенностей фитнес-аэробики как вида спорта является отсутствие сложных и сверхсложных элементов, что привлекает огромное количество занимающихся различного возраста, статуса, физической

подготовленности и т.д. Это определило ее основные функции:

- оздоровительную, направленную на укрепление кардиореспираторной системы; улучшение фенотипического статуса, коррекции телосложения и т.д.;

- развивающую, обеспечивающую совершенствование познавательной сферы, согласованность двигательных и вегетативных функций, повышение показателей двигательно-координационных качеств;

- формирующую, способствующую усвоению системы культурных и мировоззренческих ценностей, возникновению потребности в творческом отношении к профессиональной и общественной деятельности;

- воспитательную, призванную решать задачи повышения уровня духовно-нравственного развития, реализации волевого компонента системы спортивной подготовки, формирования чувства прекрасного;

- функцию самопознания, самоактуализации и самореализации, призванную повышать уверенность в себе, самооценку возможностей, способностей, интеллектуального и двигательного потенциала;

- адаптационную, направленную на приспособление организма к характеру, объему и интенсивности тренировочной нагрузки;

- коррекционную, позволяющую улучшить телосложение, укрепить

определенные группы мышц, исправить форму позвоночника и т.д.

Особую значимость приобретает структурный компонент методики совершенствования исполнительского мастерства аэробистов - критерии оценки выполнения соревновательной программы. В фитнес-аэробике цель необходимо рассматривать в единстве со средствами ее реализации, этим в значительной мере объясняется значимость артистичности выступления спортсмена. Техническое исполнение программы оценивается максимальной суммой баллов при легкости и свободе движений, их элегантности, выразительности,

пластичности и ритмичности. Снижение оценки происходит при нарушении пространственно-силовых и

пространственно-временных параметров моторных актов, неравномерном распределении сложных элементов, недостаточном соответствии формы и содержания двигательных действий стандартам их исполнения и т.д.

Результаты исследования и их обсуждение. С целью проверки эффективности разработанной нами модели повышения исполнительского мастерства занимающихся фитнес-аэробикой был проведен педагогический эксперимент, в котором участвовали квалифицированные аэробисты 15-19 лет в количестве 28 человек (I разряда и КМС). Были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 14 спортсменов в каждой. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование для выявления исходного уровня физической,

технической и артистической

подготовленности спортсменов. Для определения уровня физической подготовленности использовались

следующие тесты: бег 100 м (с); прыжок в длину с места (см); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз); кросс 2000 м (мин). Уровень технической подготовленности определялся по следующим критериям:

четкости и чистоте выполнения упражнений; равномерному

распределению оригинальных элементов; сложности упражнений, составляющих содержание программы. Артистичность определялась по следующим критериям:

выразительности исполнения моторных актов; степени согласованности музыки и движений; синхронности двигательных действий.

Концептуальные положения:

единство сознания и деятельности;

целостный подход к организации тренировочного процесса;

выявление и учет причинно-следственных связей, определяющих эффективность

Цель: повышение спортивного мастерства занимающихся Фитнес-аэробикой

Принципы:

- целостность и непрерывность тренировочного процесса;

- единство общей и специальной физическ ой подготовленности;

- цикличность тренировочного процесса;

- постепенное и максимальное повышение тренировочной нагрузки;

Функции:

- оздоровительная;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развивающая;

- формирующая;

- воспитательная;

- самопознания, самоактуализации и самореализации;

- япяптяпипнняя'

Основные направления:

- разностороннее развитие;

- интеллектуальное;

- духовно-нравственное;

- физическое -эстетическое.

Педагогические условия и факторы:

- компетентность тренера;

- высокий уровень музыкального сопровождения;

- соответствие нервно-мышечной нагрузки подготовленности занимающихся;

- обеспечение индивидуальной траектории развития;

- смена условий проведения тренировочных занятий;

- четкая организация занятий с элементами новизны;

Методика повышения исполнительского мастерства

Средства:

- упражнения для развития двигательно-координационных качеств;

- хореографические упражнения;

- танцевальные двигательные действия;

- пластичности и выразительности движений;

- современные танцы;

- латиноамериканские;

- африканские;- восточные;

- историко-бытовые

Методы:

- поточный;

- серийн о-поточный;

- повтор ный;

- переменный;

- метод круговой тренировки;

- игровой;

соревновательный

Критерии оценки:

I - Техническая подготовка:

- четкость и чистота выполнения упражнений;

- распределение оригинальных упражнений, их сложность;

- уровень хореографической подготовленности.

II - Артистичность:

- оригинальность элементов;

- выразительность исполнения;

- степень согласованности музыки и движений;

Ожидаемый результат -82-

Рисунок 1 - Модель повышения исполнительского мастерства занимающихся фитнес-

аэробикой

Анализ материалов исследования не выявил существенных различий по уровню физической, технической и артистической подготовленности аэробистов КГ и ЭГ. Тренировочные занятия в КГ проводились по сложившейся методике в соответствии с программой, утвержденной федерацией фитнес-аэробики. В ЭГ использовалась методика совершенствования

исполнительского мастерства на основе разработанной нами модели. Методика включала в свое содержание выполнение беговых упражнений; подскоков, прыжков, направленных на формирование общей и специальной выносливости, быстроты, мышечной силы, ловкости, точности и других двигательно-координационных качеств; статические и динамические упражнения, силовые, прыжкового характера, танцевальные, а также высокоэстетичные, выразительные позы и жесты. Артистичность формировалась путем использования танцевальной хореографии, включающей современные танцы (фанк, хип-хоп, джаз-танец, брейк-данс), латиноамериканские танцы (мамбо, меренга, танго, самба), африканские, восточные, историко-бытовые (вальс, рок-н-ролл и др.).

Среди наиболее распространенных методов тренировки, характерных для фитнес-аэробики, применялись поточный, серийно-поточный, повторный,

переменный, игровой, соревновательный методы, а также метод круговой тренировки. В содержание методики входили также критерии оценки технической и артистической

подготовленности.

Методика тренировки опиралась на принципы целостности и непрерывности тренировочного процесса; единство общей и специальной физической

подготовленности; цикличности

тренировочного процесса, постепенного и максимального повышения тренировочной нагрузки. Особенностью разработанной нами методики была направленность на

реализацию следующих функций фитнес-аэробики: оздоровительной, развивающей, формирующей, воспитательной;

самопознания, самоактуализации и самореализации; адаптационной и коррекционной.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование для выявления динамики показателей физической, технической и артистической подготовленности.

Обработка полученных данных показала, что результаты улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ. Однако в ЭГ они оказались выше. Так, в беге на 100 м в КГ при исходных данных 15,40±0,11 с к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились и составили 15,16±0,09 с, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 15,48±0,13 с к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 14,61±0,09 с, (р>0,05); в КГ при исходных данных прыжка в длину с места 179,1±2,05 см к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились и составили 182,2±3,6 см (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 178,6±3,6 см к завершению педагогического

эксперимента результаты улучшились до 190,4±2,7 см, (р<0,05). В КГ при исходных данных сгибания и разгибания рук в упоре лежа 11,5±0,24 раза к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились до 13,1±0,16 раза, (р>0,05), в ЭГ, соответственно, при исходных данных 11,0±0,19 раза к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 17,6±0,15 раза, (р<0,05). Подобная тенденция улучшения показателей в ЭГ была выявлена и по другим контрольным упражнениям: кроссу 2000 м, подниманию и опусканию туловища из положения лежа на спине (кол-во раз).

Показатели технической

подготовленности оценивались группой

экспертов (5 специалистов высокой квалификации по фитнес-аэробике). Оценивались четкость и чистота выполнения упражнений, распределение оригинальных упражнений в программе выступления, их сложность.

Критерии оценки:

5 баллов - четкость дифференцирования пространственно-силовых параметров моторного акта, чистота линий тела; равномерное распределение оригинальных элементов в начале, в середине и в конце композиции; достаточная сложность упражнений;

4 балла - незначительные отклонения от пространственно-временных и пространственно-силовых характеристик двигательных действий, относительно равномерное распределение оригинальных упражнений в разных частях программы, сложность элементов, соответствующая правилам соревнований;

3 балла - периодические отклонения от пространственно-временных и пространственно-силовых параметров двигательных действий, неравномерное распределение

оригинальных элементов, достаточная сложность элементов;

2 балла - существенное нарушение структуры сложных элементов, их сосредоточение в средней части программы, недостаточная сложность элементов;

1 балл - низкий уровень четкости и чистоты выполнения упражнений, распределение оригинальных элементов преимущественно в первой части программы, недостаточное количество сложных упражнений.

В КГ при исходных данных технической подготовленности 3,87±0,12 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты составили 3,96±0,15 балла, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,83±0,18 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 4,29±0,12 балла, (р<0,25).

Степень артистичности

аэробистов оценивалась по

оригинальности элементов,

выразительности их использования, степени согласованности музыки и движения, синхронности исполнения двигательных действий.

Критерии оценки:

5 баллов - оригинальные элементы во всех частях программы, выразительность исполнения за счет необычных связок, поз, жестов; высокий уровень согласованности характера музыкального сопровождения и движений; достижение полной синхронности двигательных действий;

4 балла - оригинальность упражнений в первой и третьей части программы; выразительность исполнения элементов за счет использования восточных танцевальных элементов, раскрывающих характер движений; согласованность музыки и моторных актов; незначительные отклонения синхронности двигательных действий в деталях;

3 балла - оригинальные элементы в первой и третьей части программы, недостаточная выразительность

танцевальных упражнений из-за неумения использовать мимику и жесты; согласованность музыки и двигательных действий при незначительных сбоях в синхронности исполнения;

2 балла - отсутствие оригинальных элементов, выразительности исполнения, недостаточная согласованность музыки и моторных актов, а также синхронности движений;

1 балл - отсутствие оригинальных элементов, низкий уровень

выразительности, недостаточная степень согласованности музыки и танцевальных движений; низкий уровень слитности движений.

При исходных данных

артистичности выполнения

соревновательной программы в КГ 3,77±0,19 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли до 3,89±0,17 балла, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,71±0,20 балла к завершению

педагогического эксперимента показатели улучшились до 4,28±0,15 балла, (р<0,05).

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали целесообразность использования разработанной нами модели повышения исполнительского мастерства

занимающихся фитнес-аэробикой.

Эффективность тренировочного процесса на основе применения модели обеспечивается реализацией ведущих концептуальных положений,

свидетельствующих о том, что в процессе спортивной подготовки необходимо воздействовать одновременно на познавательную, эмоциональную сферу при повышении общей, двигательной и музыкальной культуры, а также реализацией таких важных в фитнес-аэробике функций, как оздоровительная, адаптационная, коррекционная,

формирующая, воспитательная. Модель предусматривает также необходимость реализации комплекса педагогических условий и факторов: высокого уровня музыкального сопровождения,

соответствия нервно-мышечной нагрузки подготовленности занимающихся,

обеспечения индивидуальной траектории развития. Применение данной модели в тренировочном процессе обусловливает необходимость творческого подхода к тренировочному процессу, способность к прогнозированию и развитию

способностей занимающихся на основе глубокого изучения их

кинезиологического потенциала.

Литература

1. Аюпова, В.К. Брендинг образовательных услуг вуза физической культуры и спорта: современные подходы / В.К. Аюпова, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Т. 9. - №1. - С. 20-24. Режим доступа: http://journal-

science.org/ru/article/4. html._DOI

10.14526/13 2014 13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Борилкевич, В. Е. Об идентификации понятия «фитнес» / В. Е. Борилкевич // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 2. - С. 45-46.

3. Касаткина, Н. А. Формирование надежности соревновательной деятельности как фактор повышения ее результативности / Н. А.

Касаткина, Л. В. Разумова, Л. Д. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - Т. 7. - № 1. - С. 47-55. Режим доступа: http://journal-

science.org/ru/magazine/25.html.

4. Кузнецов, С.А. История развития параолимпийского спорта в мире / С.А. Кузнецов, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Т.9. - №2. - С. 46-53. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/61.html. DOI 10.14526/00_1111_06.

5. Лисицкая, Т. С. Аэробика: В 2т. Теория и методика / Т. С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. - М. : Федерация аэробики России, 2002. - Т.1. - 229 с.

6. Назаренко, Л. Д. Моделирование профессиональной подготовки тренера по спортивной аэробике / Л. Д. Назаренко, Н.В. Гущина // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 7. - С. 15-17.

7. Назаренко, Л. Д. Эстетика физических упражнений / Л. Д. Назаренко. - М. : Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004. -249 с. : ил. 3.

8. Nazarenko L., Kasatkina N., Funina E. The methodological aspect of the training process pedagogical monitoring effectiveness organization in sports aerobics // Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia : Proceedings of the IX International Academic Congress (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). - Volume III. "UFRJ Press", 2015. - 522-530 р.

9. Трофимова, О. В. Совершенствование физического воспитания студенток на основе углубленного изучения фитнес-аэробики : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В. Трофимова. -Чебоксары, 2010. - 23 с.

10. Gierlinger Sven. Every Moment Matters: Cultivating a Culture of C.A.R.E. Zhurnal upravleniya zdorov'em [Journal of Healthcare Management]. 2017, Vol. 62(5), pp. 293-297 (Scopus)

11. Sean M. Horan, Lauren A. Cafferty. Condom Communication: Reports of Sexually Active Young Adults' Recent Messages With New Partners. Zhurnal svyazi so zdorov'em [Journal of health communication]. 2017, Vol. 22, No. 9, pp. 763-771 (Scopus)

References

1. Ayupova V. K., Kuznetsova Z. M. Branding of educational services of the University of physical culture and sport: contemporary approaches. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2014, Vol. 9, No. 1, pp. 2024. Available at: http://journal-

science.org/ru/article/4.html._DOI

10.14526/13 2014 13

2. Borilkevich, V. E. About the notion "fitness" identification. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2003, No. 2, pp.45-46. (in Russian).

3. Kasatkina, N.A., Razumova L.V., Nazarenko L.D. Reliability of competitive activity formation as the factor of effectiveness increase. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport], 2012, Vol. 7, No. 1, pp. 4755. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/25.html

4. Kuznetsov S. A., Kuznetsova, Z. M. the history of the development of Paralympic sport in the world. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2014, Vol. 9, No. 2, pp. 46-53, Available at: http://journal-science.org/ru/article/61.html. DOI 10.14526/00_1111_06.

5. Lisitskaya T.S., Sidneva L.V. Aerobics: Volume 2. Teoriya I metodologiya [Theory and methodology]. 2002, Vol.1, 229 p. (in Russian).

6. Nazarenko L.D., Gushchina N.V. Professional training modeling of sports aerobics trainer. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2006, No. 7, pp. 1517. (in Russian).

Подано: 31.08.2017 Принято: 03.09.2017

7. Nazarenko, L. D. Estetika fizicheskih uprazhnenij [Aesthetics of physical exercises]. Moscow, "Theory and practice of physical culture" publishing house, 2004, 249 p. (in Russian).

8. Nazarenko L., Kasatkina N., Funina E. The methodological aspect of pedagogical monitoring of the training process effectiveness in sports aerobics. Materialy IX Mezhdunarodnogo akademicheskogo kongressa "Sovremennaya nauka I obrazovanie v Amerike, Afrike I Evrazii" (Braziliya, Rio-de-Dzhanejro, 18-20 avgusta 2015) [Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in America, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, August, 18-20, 2015)]. 2015, Vol. III. 522-530 pp.

9. Trofimova, O. V. Physical upbringing development among female students on the basis of thorough study of fitness-aerobics. Candidates thesis. Cheboksary, 2010, 23 p. (in Russian).

10. Gierlinger Sven. Every Moment Matters: Cultivating a Culture of C.A.R.E. Zhurnal upravleniya zdorov'em [Journal of Healthcare Management]. 2017, Vol. 62(5), pp. 293-297 (Scopus)

11. Sean M. Horan, Lauren A. Cafferty. Condom Communication: Reports of Sexually Active Young Adults' Recent Messages With New Partners. Zhurnal svyazi so zdorov'em [Journal of health communication]. 2017, Vol. 22, No. 9, pp. 763-771 (Scopus)

Мингалишева Ирина Александровна - аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: revinaira@yandex. ru Гурьянова Светлана Анатольевна - аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700

Для цитирования: Мингалишева И.А., Гурьянова С.А. Моделирование повышения уровня технической и артистической подготовленности занимающихся фитнес-аэробикой // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 77-86. DOI 10.14526/03_2017_237

DOI 10.14526/03_2017_238 УДК 796.966 П12

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ, РЕАЛИЗОВАННЫЕ В ЭТАПНОМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ КОМПЛЕКСНО-ВАРИАТИВНОМ МЕТОДЕ ПОСТРОЕНИЯ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ

КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ХОККЕИСТОВ

А.С. Павлов - кандидат педагогических наук Детская школа по хоккею ЦСКА,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.