DOI 10.14526/01_1111_102 УДК 796.4. ББК 75.6
МОДЕЛИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕС-
АЭРОБИКОЙ
И.А. Мингалишева — аспирант Л.Д. Назаренко — доктор педагогических наук, профессор Ульяновский государственный педагогический университет, Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700
Е-mail: ld [email protected]
Аннотация. Фитнес-аэробика является видом спорта, пользующимся огромной популярностью благодаря реализации ее оздоровительной, развивающей, формирующей функции, а также возможности самопознания, самоактуализации и самореализации. Отсутствие в содержании соревновательных программ сверхсложных и рискованных элементов делает данный вид спортивной деятельности доступным для всех категорий населения, учащейся молодежи и др. Материалы. Большое количество людей привлекает возможность самовыражения для повышения уверенности в себе, самооценки, а также обеспечения оптимального объема двигательной активности, характер которой соответствует интересам, запросам и потребностям занимающихся. Фитнес-аэробика при систематичности тренировочной нагрузки способствует улучшению фенотипического статуса, обладает значительным адаптационным и коррекционным потенциалом. Методы исследования: анализ научной и методической литературы, обобщение педагогического опыта специалистов-практиков в области фитнес-аэробики; педагогический эксперимент, моделирование, наблюдение, тестирование, статистическая обработка материала. Результаты. В данной статье представлена разработанная модель повышения исполнительского мастерства занимающихся фитнес-аэробикой, базирующаяся на основных концептуальных положениях, принципах спортивной тренировки. В модели раскрываются педагогические условия и факторы, влияющие на результативность тренировочного процесса и соревновательной деятельности. Моделирование располагает широкими возможностями для усвоения закономерностей разработки композиции в соответствии с правилами соревнований по фитнес-аэробике. Методика повышения исполнительского мастерства включает в свое содержание упражнения для развития двигательно-координационных качеств, хореографии, танцевальные упражнения, современные латино-американские, африканские, восточные и историко-бытовые танцы, характеризующиеся разным ритмом, экспрессией, пластикой и выразительностью движений, что дает занимающимся возможность раскрыть свой внутренний мир, обогатить его новыми познаниями, элементами общей и двигательной культуры, добиться более высокого уровня самосовершенствования. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность и эффективность использования предложенной нами модели повышения исполнительского мастерства занимающихся фитнес-аэробикой. Применение методики, основанной на данной модели, позволило существенно повысить уровень общефизической, технической подготовленности, а также артистичности выполнения индивидуальной соревновательной программы.
Ключевые слова: фитнес-аэробика, модель, техническая подготовленность, артистичность, общефизическая, специальная подготовленность.
SPORTS TRAINING MODELING OF THOSE WHO GO IN FOR FITNESS-AEROBICS
Irina A. Mingalisheva Lyudmila D. Nazarenko
Ulyanovsk State Pedagogical University, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: ld [email protected]
Annotation. Fitness-aerobics is a kind of sport, which is popular owing to its health-improving, developing, forming functions realization and owing to the opportunity to fulfill self-actualization and self-realization. The absence of very difficult and risky elements in the content of competitive programs makes this kind of sports activity available for all categories of population, students and others. Materials. Great amount of people are attracted by the opportunity to fulfill self-actualization in order to increase self-reliance and self-rating level and in order to provide an optimal volume of physical activity, the character of which corresponds to the interests, demands and needs of those who train.Fitness-aerobics in case of the training load systematic character provides phenotypic status improvement, has great adaptive and correctional potential. Research methods: scientific and methodical literature analysis, pedagogical experience of the specialists-practitioner s in the sphere of fitness-aerobics summarizing; pedagogical experiment, modeling, observation, testing, statistical handling of the material. Results. The article presents the created model of the performing mastery increase among those who go in for fitness-aerobics, which is based on the main conceptual items, principles of sports training. The model reveals pedagogical conditions and factors, which influence the effectiveness of the training process and competitive activity. Modeling has great opportunities for the laws mastering of composition creation in accordance with the rules of fitness-aerobics competitions. The methodology of performing mastery increase includes the exercises for motional-coordinating qualities development, choreography, dancing exercises, modern Latin American, African, eastern and historical- common dances, which are characterized by different rhythm, expression, plasticity andexpressiveness of movements and it gives an opportunity to reveal own inner world, enrich it with new knowledge, elements of general and motional culture, achieve a higher level of self-development. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed the expediency and effectiveness of the offered by us model use of performing mastery increase among those who go in for fitness-aerobics. The methodology use, based on this model, helped to increase the level of general physical, technical readiness and also improve the artistry of the individual competitive program fulfillment.
Keywords: fitness-aerobics, model, technical readiness, artistry, general physical, special readiness.
Актуальность. Традиционные виды физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми, подростками, учащейся молодежью существенно снизили свою
привлекательность, так как не отвечают динамичности, интенсивной
насыщенности и эмоциональности современного периода жизни. Это обусловило необходимость новых видов и форм двигательной деятельности,
отвечающих запросам и потребностям подрастающих поколений. В связи с этим закономерно, по мнению А.А. Сомкина, 2006, появление фитнеса с его пластичностью, зрелищностью,
разнообразием эстетически совершенных движений, рассматриваемого в качестве культурного феномена ХХ и ХХ1веков.
Концепция фитнеса основана на обеспечении разностороннего развития, гармонизации физиологических функций,
повышении общей и двигательной культуры, интеллектуального и духовно-нравственного развития, физического совершенствования, эффективности
соревновательной деятельности. Фитнес-аэробика как вид спорта имеет собственные правила проведения соревнований, разработанные техническим комитетом международной федерации спорта, аэробики и фитнеса. Двигательная деятельность в фитнес-аэробике характеризуется танцевальной
направленностью. Оптимальное
соотношение объема и интенсивности тренировочной нагрузки способствует повышению уровня развития двигательно-координационных качеств: мышечной силы, быстроты, выносливости, точности, ловкости, гибкости, устойчивости тела и др.; согласованности двигательных и вегетативных функций; формированию навыков дифференцирования мышечного напряжения; распределения и
перераспределения мышечных усилий, экономичности, усиления эстетического воздействия физических упражнений [5, 10].
Реализация эстетического
компонента фитнес-аэробики
осуществляется в процессе формирования выразительности, пластичности,
грациозности движений. Единство музыки и движений способствует приобщению к различным видам искусства, проявлению гармонии в физическом, духовно-нравственном и эстетическом развитии.
Целью данной работы является теоретическое обоснование
необходимости поиска путей повышения исполнительского мастерства
квалифицированных аэробистов.
Задачи: 1. Разработать модель повышения уровня технической и артистической подготовленности
занимающихся фитнес-аэробикой.
2. Теоретически разработать и экспериментально проверить
эффективность методики повышения уровня технической и артистической подготовки аэробистов.
Материалы. Фитнес-аэробика является командным, сложно
координированным,
многопараметрическим видом спорта, включающим в свое содержание упражнения из художественной и спортивной гимнастики, акробатики, а также танцевальные элементы.
Особенностью фитнес-аэробики являются непрерывные прыжковые движения под ритмичную музыку. Техническая подготовка предусматривает четкость и чистоту выполнения упражнений, равномерное распределение оригинальных элементов, их сложность, интенсивность, уровень хореографической подготовки. Артистичность оценивается по оригинальности элементов,
выразительности их исполнения, чистоте линий тела, степени согласованности музыки и движений, синхронности двигательных действий [1, 3, 7, 9]. Фитнес-аэробика получила большую популярность благодаря гармонизации качественных сторон двигательной деятельности, формированию чувства ритма,
пластичности и музыкальности движений. Базовые аэробные шаги, элементы художественной развивающей, спортивной гимнастики, хореографии, силовые, дыхательные упражнения, стретчинг придают фитнес-аэробике значительный оздоровительный, эстетический и развивающий потенциал, направленность на формирование двигательной и музыкальной культуры, выразительности и пластичности. При этом учитывается возраст, двигательная подготовленность, функциональное состояние организма, музыкальные пристрастия,
детерминирующие выбор танцевального стиля, что обеспечивает фитнес-аэробике огромную популярность среди детей, подростков и взрослого населения [8, 11].
Одной из важных особенностей фитнес-аэробики является возможность проявления творческой фантазии, формирования собственного стиля выполнения программы, что стимулирует постоянный поиск оригинальных идей,
новых элементов, позволяющих совершенствовать исполнительское
мастерство, добиваться изящества, выразительности и грациозности движений. Сформированность мотивации к занятиям фитнес-аэробикой является важным условием стремления
занимающихся к достижению высокого уровня технической и артистической подготовленности. Усиление мотивации связано с формированием твердого убеждения в положительном воздействии занятий данным видом спорта на интеллектуальную, познавательную,
психо-эмоциональную, духовно-
нравственную сферу, функциональное состояние. Решение данной задачи обусловливает необходимость разработки модели повышения исполнительского мастерства занимающихся фитнес-аэробикой.
Модель основана на ведущих концептуальных положениях (рисунок1), позволяющих осознать закономерности тренировочного процесса, направленного на совершенствование личностных и двигательно-координационных качеств -базиса для саморазвития и самореализации. Концептуальное
положение «единство сознания и деятельности» раскрывает неразрывную взаимосвязь процессов понимания, анализа и обобщения ощущений под воздействием мышечной нагрузки различного характера. Понимание связано с познавательными способностями, по мере осознания положительного воздействия на организм средств фитнес-аэробики субъект педагогического воздействия испытывает заинтересованность в практическом выполнении предлагаемых физических, хореографических и танцевальных упражнений.
Анализ сформированных
двигательных умений и навыков способствует более глубокому осознанию значимости данного вида спортивной деятельности для развития личности. Расширение пространства осознания способствует духовно-нравственной
трансформации личности, пониманию того факта, что биологические ограничения организма можно сократить путем упорядочения мышечной деятельности в течение длительного времени.
Целостный подход к организации тренировочного процесса основан на учете и использовании закономерностей и факторов, влияющих на эффективность системы спортивной подготовки. Реализация двигательного и
интеллектуального потенциала субъекта зависит от степени сформированности знаний в сфере спортивной деятельности. Повышение уровня технической и артистической подготовленности
обусловлено гармонизацией
интеллектуальной, психо-эмоциональной сферы, духовно-нравственного и волевого потенциала [2, 4 ].
Выявление и учет причинно-следственных связей, определяющих эффективность двигательной
деятельности. При усвоении техники общеразвивающего, хореографического или танцевального упражнения
занимающиеся фитнес-аэробикой
выполняют их с позиций естественного характера движений, без учета законов о количестве движения, о центре тяжести, степени соответствия пространственно-временных и пространственно-силовых параметров моторного акта, что приводит к искажению их техники [6, 9]. Причинно-следственная зависимость качества выполнения двигательного действия обусловливает необходимость
постоянного педагогического контроля техники каждого элемента. При этом нужно учитывать, что пространственно-силовые и пространственно-временные параметры физических упражнений требуют постоянной коррекции, так как по мере прироста мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости, точности, гибкости и других двигательно-координационных качеств техника совершенствуется [4, 9]. Учет причинно-следственных связей обязывает тренера не дать спортсмену допустить ни одного
отклонения от рациональной техники выполняемого элемента.
Цель как структурный элемент модели повышения исполнительского мастерства занимающихся фитнес-аэробикой находит свое конкретное выражение в задачах:
- разработке программы технической подготовленности и артистичности выступления с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей каждого спортсмена;
- выявлении эффективных средств спортивной подготовки аэробистов;
- разработке инновационной методики совершенствования технической и артистической подготовки.
Эффективность методики
спортивной подготовки занимающихся фитнес-аэробикой в значительной мере определяется реализацией принципов, совокупность которых охватывает все стороны тренировочного процесса. Одной из важных особенностей фитнес-аэробики как вида спорта является отсутствие сверхсложных элементов, что привлекает огромное количество занимающихся различного возраста, статуса, физической подготовленности и т.д. Это определило ее основные функции, к числу которых относятся:
- оздоровительная - направлена на укрепление кардиореспираторной системы, улучшение фенотипического статуса, коррекцию телосложения и т.д.;
- развивающая - обеспечивает совершенствование познавательной сферы; согласованность двигательных и вегетативных функций, повышение показателей двигательно-координационных качеств;
- формирующая - способствует усвоению системы культурных и мировоззренческих ценностей; возникновению потребности в творческом
отношении к профессиональной и общественной деятельности;
- воспитательная функция - решает задачи повышения уровня духовно-нравственного развития, реализации волевого компонента системы спортивной подготовки, формирования чувства прекрасного;
- функция самопознания, самоактуализации и самореализации -призвана повышать уверенность в себе, самооценку возможностей, способностей, интеллектуального и двигательного потенциала;
- адаптационная - направлена на приспособление организма к характеру, объему и интенсивности тренировочной нагрузки;
- коррекционная - позволяет улучшить телосложение, укрепить определенные группы мышц, исправить форму позвоночника и т.д.
Особую значимость приобретает структурный компонент методики совершенствования исполнительского мастерства аэробистов - критерии оценки выполнения соревновательной программы. В фитнес-аэробике цель необходимо рассматривать в единстве со средствами ее реализации, этим в значительной мере объясняется значимость артистичности выступления спортсмена. Техническое исполнение программы оценивается максимальной суммой баллов при легкости и свободе движений, их элегантности, выразительности,
пластичности и ритмичности. Снижение оценки происходит при нарушении пространственно-силовых и
пространственно-временных параметров моторных актов, неравномерном распределении сложных элементов, недостаточном соответствии формы и содержания двигательных действий стандартам их исполнения и т.д.
Рисунок 1 - Модель повышения исполнительского мастерства занимающихся фитнес-
аэробикой
С целью проверки эффективности разработанной нами модели повышения исполнительского мастерства
занимающихся фитнес-аэробикой был проведен педагогический эксперимент, в котором участвовали квалифицированные аэробисты 15-19 лет в количестве 28 человек (I разряда и КМС). Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 14 спортсменов в каждой. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование для выявления исходного уровня физической,
технической и артистической
подготовленности спортсменов. Для оценки уровня физической
подготовленности использовались
следующие тесты: бег 100 м (с); прыжок в длину с места (см); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз); кросс 2000 м (мин). Уровень технической подготовленности определялся по следующим критериям: четкости и чистоте выполнения упражнений; равномерности
распределения оригинальных элементов; сложности упражнений, составляющих содержание программы. Артистичность определялась по следующим критериям: выразительности исполнения моторных актов; степени согласованности музыки и движений; синхронности двигательных действий.
Анализ материалов исследования не выявил существенных различий по уровню физической, технической и артистической подготовленности аэробистов КГ и ЭГ. Тренировочные занятия в КГ проводились по сложившейся методике в соответствии с программой, утвержденной федерацией спорта, аэробики и фитнеса. В ЭГ использовалась методика
совершенствования исполнительского мастерства на основе разработанной нами модели. Методика включала в свое содержание выполнение беговых упражнений; подскоков, прыжков,
направленных на формирование общей и специальной выносливости, быстроты, мышечной силы, ловкости, точности и других двигательно-координационных качеств; статические и динамические упражнения, силовые, степ-аэробики прыжкового характера; танцевальные; высокоэстетичные, выразительные позы и жесты. Артистичность формировалась путем использования танцевальной хореографии, включающей современные танцы (фанк, хип-хоп, джаз-танец, брейк-данс), латиноамериканские танцы (мамбо, меренго, танго, самба), африканские, восточные, историко-бытовые (вальс, рок-н-ролл и др.).
Среди наиболее распространенных методов тренировки, характерных для фитнес-аэробики, применялись: поточный, серийно-поточный, повторный,
переменный, игровой, соревновательный, а также метод круговой тренировки. В содержание методики входили также критерии оценки технической и артистической подготовленности.
Методика тренировки опиралась на принципы целостности и непрерывности тренировочного процесса; единства общей и специальной физической
подготовленности; цикличности
тренировочного процесса, постепенного и максимального повышения тренировочной нагрузки. Особенностью разработанной нами методики была направленность на реализацию следующих функций фитнес-аэробики: оздоровительной, развивающей, формирующей, воспитательной;
самопознания, самоактуализации и самореализации; адаптационной и коррекционной.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование для выявления динамики показателей физической, технической и артистической подготовленности.
Обработка полученных данных показала, что результаты улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ. Однако в ЭГ они оказались выше. Так, в беге на 100 м в КГ
при исходных данных 15,40±0,11 с к окончанию педагогического эксперимента данные улучшились и составили 15,16±0,09 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 15,48±0,13 с к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 14,61±0,09 с (р>0,05); в КГ при исходных данных прыжка в длину с места 179,1±2,05 см к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились и составили 182,2±3,6 см (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 178,6±3,6 см к завершению педагогического
эксперимента результаты улучшились до 190,4±2,7см (р<0,05); в КГ при исходных данных сгибания и разгибания рук в упоре лежа 11,5±0,24 раза к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились до 13,1±0,16 раза (р>0,05), в ЭГ, соответственно, при исходных данных 11,0±0,19 раза к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 17,6±0,15 раза (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения показателей в ЭГ была выявлена и в других контрольных упражнениях: кроссе 2000 м, поднимании и опускании туловища из положения лежа на спине (кол-во раз).
Показатели технической
подготовленности и артистичности оценивались группой экспертов (5 специалистов высокой квалификации по фитнес-аэробике).
Оценивались четкость и чистота выполнения упражнений, распределение оригинальных упражнений в программе выступления, их сложность.
Критерии оценки:
5 баллов - четкость дифференцирования пространственно-силовых параметров моторного акта, чистота линий тела; равномерное распределение оригинальных элементов в начале, в середине и в конце композиции; достаточная сложность упражнений;
4 балла - незначительные отклонения от пространственно-
временных и пространственно-силовых характеристик двигательных действий, относительно равномерное распределение оригинальных упражнений в разных частях программы, сложность элементов, соответствующая правилам соревнований;
3 балла - периодические отклонения от пространственно-временных и пространственно-силовых параметров двигательных действий, неравномерное распределение
оригинальных элементов, достаточная сложность элементов;
2 балла - существенное нарушение структуры сложных элементов, их сосредоточение в средней части программы, недостаточная сложность элементов;
1 балл - низкий уровень четкости и чистоты выполнения упражнений, распределение оригинальных элементов преимущественно в первой части программы, недостаточное количество сложных упражнений.
В КГ при исходных данных технической подготовленности 3,87±0,12 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты составили 3,96±0,15 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,83±0,18 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 4,29±0,12 балла (р<0,25).
Степень артистичности
аэробистов оценивалась по
оригинальности элементов,
выразительности их использования, степени согласованности музыки и движения, синхронности исполнения двигательных действий.
Критерии оценки:
5 баллов - оригинальные элементы во всех частях программы, выразительность исполнения за счет необычных связок, поз, жестов; высокий уровень согласованности характера музыкального сопровождения и движений; достижение полной синхронности двигательных действий;
4 балла - оригинальность упражнений в первой и третьей части программы; выразительность исполнения элементов за счет использования восточных танцевальных элементов, раскрывающих характер движений. Согласованность музыки и моторных актов. Незначительные отклонения синхронности двигательных действий в деталях;
3 балла - оригинальные элементы в первой и третьей части программы, недостаточная выразительность
танцевальных упражнений из-за неумения использовать мимику и жесты; согласованность музыки и двигательных действий при незначительных сбоях в синхронности исполнения;
2 балла - отсутствие оригинальных элементов. Невыразительность
исполнения, недостаточная
согласованность музыки и моторных актов,недостаточнаясинхронность движений;
1 балл - отсутствие оригинальных элементов, низкий уровень
выразительности, недостаточная степень согласованности музыки и танцевальных движений; низкий уровень синхронности движений.
При исходных данных
артистичности выполнения
соревновательной программы в КГ 3,77±0,19 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли до 3,89±0,17 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,71±0,20 балла к завершению педагогического эксперимента показатели улучшились до 4,28±0,15 балла (р<0,05).
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали целесообразность использования разработанной нами модели повышения исполнительского мастерства
занимающихся фитнес-аэробикой.
Эффективность тренировочного процесса на основе применения модели обеспечивается реализацией ведущих концептуальных положений,
свидетельствующих о том, что в процессе спортивной подготовки необходимо воздействовать одновременно на познавательную, эмоциональную сферу при повышении общей, двигательной и музыкальной культуры, реализации таких важных функций в фитнес-аэробике, как оздоровительная, адаптационная,
коррекционная, формирующая,
воспитательная и др.
Модель предусматривает также необходимость реализации комплекса педагогических условий и факторов: высокого уровня музыкального
сопровождения, соответствия нервно-мышечной нагрузки подготовленности занимающихся, обеспечение
индивидуальной траектории развития. Применение данной модели в тренировочном процессе обусловливает необходимость творческого подхода к тренировочному процессу, способность к прогнозированию и развитию
способностей занимающихся на основе глубокого изучения их
кинезиологического потенциала.
Литература
1. Бенджамин Лоу. Красота спорта. Пер. с англ. И. Л. Моничева / Под общ. ред. В. И. Столярова. - М. :«Радуга», 1984. - С. 27-75.
2. Борилкевич, В. Е. Об идентификации понятия «фитнес» / В. Е.Борилкевич // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 2. - С.45-46.
3. Касаткина, Н. А. Структура и содержание надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике / Н. А.Касаткина, Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 9. - С.77-80.
4. Кузнецова, З. М. Возрождение олимпийской традиции / З. М. Кузнецова, Ю. П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - № 10. [Электронный ресурс]. http ://www/kamgifk. chelny. net/j ournal.
5. Медведева, О. А. Фитнес-аэробика в системе обучения и воспитания студентов : уч. пособие / О. А. Медведева. - М. : ИНСАН, 2007. - 160 с.
6. Назаренко, Л. Д.Средства и методы развития двигательных координаций : монография / Л. Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с., ил.
7. Назаренко, Л. Д. Эстетика физических упражнений / Л. Д. Назаренко. - М. : Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004. -249 с.
8. Назаренко, Л. Д. Формирование надежности соревновательной деятельности как фактор повышения ее результативности / Л. Д. Назаренко,
H. А. Касаткина, Л. В. Разумова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта / Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. - 2012. - № 1 (22). - С. 47-55 (Режим доступа к журн.: http ://www/kamgifk. chelny. net/j ournal.). Импакт-фактор - 0,052.
9. Nazarenko, L. The methodological aspect of the training process pedagogical monitoring effectiveness organization in sports aerobics / L. Nazarenko, N. Kasatkina, E. Funina // Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). VolumeIII. "UFRJPress", 2015. - 522-530 р.
10. Поздеева, Е. А. Совершенствование исполнительского мастерства в спортивной аэробике : учебно-методическое пособие / Е. А. Поздеева. Г. Н. Пшеничникова. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2008. - 104 с.
11. Трофимова, О. В. Совершенствование физического воспитания студенток на основе углубленного изучения фитнес-аэробики : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В. Трофимова. -Чебоксары, 2010. - 23 с.
References
I. Bendzhamin Lou. Krasota sporta [Benjamin Lowe. The beauty of sport. Translation from English by I. L. Monicheva] , Moscow : "Raduga", 1984, pp. 27-75.
2. Borilkevich V. E. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2003, No. 2, pp. 45-46.
3. Kasatkina N. A., Nazarenko L.D. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2011, No. 9, pp. 77-80.
4. Kuznetsova Z. M. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i
sporta, 2009, No. 10. [Electronic recourse]. http ://www/kamgifk. chelny. net/j ournal.
5. Medvedeva O. A. Fitnes-aerobika v sisteme obucheniya i vospitaniya studentov [Fitness-aerobics in the system of education and upbringing of students], Moscow : INSAN, 2007, 160 p.
6. Nazarenko L. D. Sredstva i metody razvitiya dvigatel'nykh koordinatsii [Means and methods of motional co-ordinations development], Moscow : Theory and practice of physical culture, 2003, 258 p.
7. Nazarenko L. D. Estetika fizicheskikh uprazhnenii [Aestheticsof physical exercises], Moscow : "Theory and practice of physical culture" publishing house, 2004, 249 p.
8. Nazarenko L. D., Kasatkina N.A., Razumova L.V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2012, No. 1 (22). - P. 47-55 (Access mode: http ://www/kamgifk.chelny.net/j ournal.).
9. Nazarenko L. The methodological aspect of pedagogical monitoring of the training process effectiveness in sports aerobics / L. Nazarenko, N. Kasatkina, E. Funina // Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in America, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, August, 18-20, 2015). Volume III. "UFRJ Press", 2015. - 522-530 p.
10. Pozdeeva E. A., Pshenichnikova G. N. Sovershenstvovanie ispolnitel'skogo masterstva v sportivnoiaerobike [Performing mastery improvement in sports aerobics], Omsk : Siberian State University of Physical Culture publishing house, 2008, 104 p.
11. Trofimova O. V. Sovershenstvovanie fizicheskogo vospitaniya studentok na osnove uglublennogo izucheniya fitnes-aerobiki [Physical upbringing development among female students on the basis of thorough study of fitness-aerobics], Cheboksary, 2010, 23 p.
Подано: 13.04.2016 г. Принято: 15.04.2016г.
Назаренко Людмила Дмитриевна — доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой анатомии, физиологии и гигиены человека и животных ФГБОУ « Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700e-mail: [email protected] Мингалишева Ирина - аспирант ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700