Научная статья на тему 'Факторы, обусловливающие повышение эффективности спортивной подготовки в фитнес-аэробике'

Факторы, обусловливающие повышение эффективности спортивной подготовки в фитнес-аэробике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1000
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС-АЭРОБИКА / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ФАКТОРЫ / АРТИСТИЧНОСТЬ / МЕТОДИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / FITNESS-AEROBICS / ATHLETIC TRAINING / FACTORS / ARTISTRY / TECHNIQUE / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мингалишева И. А.

Фитнес-аэробика относится к видам спорта, приобретающим все большую популярность среди детей, подростков и учащейся молодежи. Разнообразные двигательные танцевальные, гимнастические и акробатические упражнения со сменой ритмов, выполняемые под музыку в групповом исполнении, привлекают возможностью удовлетворения потребностей в активной двигательной деятельности, самореализации, самопознания, саморазвития и самосовершенствования. Материал. В специальной литературе рассматриваются различные направления решения проблемы повышения эффективности спортивной подготовки занимающихся фитнес-аэробикой путем поиска дополнительных средств, способов организации тренировочных занятий; развития ведущих качественных сторон двигательной деятельности. В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на повышение эффективности тренировочного процесса, использование которых позволяет лучше понять специфику фитнес-аэробики, ее сущность; более целенаправленно управлять мотивационной сферой, стимулировать потребность в систематических занятиях фитнес-аэробикой. Методы исследования: анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов-практиков в области фитнес-аэробики; педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, статистическая обработка материала. Результаты и их обсуждение. Разработана методика повышения уровня спортивной подготовки на основе выявления ведущих факторов, обеспечивающих повышение эффективности спортивной подготовки в фитнес-аэробике. Автор уделяет большое внимание значимости разработки композиции, в значительной мере определяющей артистичность и зрелищность выступлений спортсменов, оптимальную последовательность структурных элементов, равномерность распределения технически сложных упражнений в начале, середине и в заключительной части программы, логику использования статических и динамических поз, жестов, мимики специфических средств выразительности и артистичности выступления. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что разработанная методика повышения эффективности спортивной подготовки занимающихся фитнес-аэробикой на основе выявления и использования ведущих факторов показала целесообразность ее применения, так как она предусматривает возможность управления мотивационной сферой гимнастов, лежащей в основе повышения спортивного мастерства, а также показателями двигательной и музыкальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fitness-aerobics refers to sports gaining popularity among children, adolescents and youth. A variety of motor dance, gymnastic and acrobatic exercises performed in the group to the sound of music meet the requirements in physical activities, self-realization, self-knowledge, self-development and self-improvement. Material. In the literature, the authors consider various ways of solving efficiency increasing problem of athletic training in fitness aerobics finding additional resources, ways of organizing the training sessions; the development of motional activity leading qualitative sides. Factors influencing the training process effectiveness increase are discussed, which allow to better understand the fitness aerobics specifics, its essence; more targeted control of the motivational sphere, to stimulate the need for systematic fitness aerobics. Research methods: analysis and systematization of scientific and scientific-methodic literature, generalization of practitioners advanced experience in the field of fitness aerobics, pedagogical experiment, observation, testing, statistical processing of the material. Results. The method of sports training level increase on the basis of key factors that enhance the effectiveness of sports training in fitness -aerobics is developed. The author pays great attention to the importance of the composition development, largely aerobics. determines the athletes artistic and entertainment performances, the optimal sequence of structural elements, the uniform distribution technically difficult exercises in the beginning, middle and final part of the program, the logic of using static and dynamic postures, gestures, facial expressions, specific means of expression and artistry of the performance. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed that the developed method of athletic training efficiency increasing in fitness aerobics on the basis of the identification and use of leading factors showed the feasibility of its application, as it provides the ability to control the motivational sphere of gymnasts, underlying sports skill increase, as well as indicators of motional and musical culture.

Текст научной работы на тему «Факторы, обусловливающие повышение эффективности спортивной подготовки в фитнес-аэробике»

flzicheskoj kul 'tury I sporta [Pcdagogico-psychological sport], 2007, vol. 2, no 1, pp. 51-55. Available at:

and mcdico-biological problems of physical culture and http://www.iournal-science.org/ru/article/517.html.

Подано: 03.04.2017г. Принято: 07.04.2017г.

Колодезников Кирсан Степанович - кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный тренер по боксу РС(Я), ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», институт физической культуры и спорта, ул. Куликовского, дом 46 г. Якутск, Россия, 677010, e-mail: kkirsanCcAmail.ru

Бестинов Руслан Владимирович - старший преподаватель, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Алтосова», институт физической культуры и спорта, ул. Куликовского, дом 46 г. Якутск, Россия, 677010, e-mail: bestinoffCcûmuil.ru Колодезникова Маргарита Герасимовна - киндидит педигогических ниук, боцент, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», институт физической культуры и спорта, ул. Куликовского, дом 46 г. Якутск, Россия, 677010, e-mail: kolodeznicovuÇâ),muil.ru

Для цитирования: Колодезников К.С., Бестинов Р.В., Колодезникова М.Г. Исследование соревновательной деятельности боксеров лиги WSB // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №2. - С. 24-30.

DOI 10.14526/01 2017 202 УДК 796.4 ББК 75.6

ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ

И.А. Мингалишева - испиринт ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

E-mail: revinaira(a)mndex.ru

Аннотация. Фитнес-иэробики относится к видим спорта, приобретающим все большую популярность среди детей, подростков и учащейся молодежи. Ризнообризные двигательные танцевальные, гимнастические и акробатические упражнения со сменой ритмов, выполняемые под музыку в групповом исполнении, привлекают возможностью удовлетворения потребностей в активной двигательной деятельности, самореализации, самопознания, саморазвития и самосовершенствования. Материал. В специальной литературе рассматриваются различные направления решения проблемы повышения эффективности спортивной подготовки занимающихся фитнес-аэробикой путем поиска дополнительных средств, способов организации тренировочных занятий: развития ведущих качественных сторон двигательной деятельности. В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на повышение эффективности тренировочного процесса, использование которых позволяет лучше понять специфику фитнес-аэробики, ее сущность: более целенаправленно управлять мотивационной сферой, стимулировать потребность в систематических занятиях фитнес-аэробикой. Методы исследования: анализ и

систематизация научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов-практиков в области фитнес-аэробики; педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, статистическая обработка материала. Результаты и их обсуждение. Разработана методика повышения уровня спортивной подготовки на основе выявления ведущих факторов, обеспечивающих повышение эффективности спортивной подготовки в фитнес-аэробике. Автор уделяет большое внимание значимости разработки композиции, в значительной мере определяющей артистичность и зрелищность выступлений спортсменов, оптимальную последовательность структурных элементов, равномерность распределения технически сложных упражнений в начале, середине и в заключительной части программы, логику использования статических и динамических поз, жестов, мимики - специфических средств выразительности и артистичности выступления. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что разработанная методика повышения эффективности спортивной подготовки занимающихся фитнес-аэробикой на основе выявления и использования ведущих факторов показала целесообразность ее применения, так как она предусматривает возможность управления мотивационной сферой гимнастов, лежащей в основе повышения спортивного мастерства, а также показателями двигательной и музыкальной культуры.

Ключевые слова: фитнес-аэробика, спортивная подготовка, факторы, артистичность, методика, педагогический эксперимент.

FACTORS CAUSING ТО EFFICIENCY INCREASE IN FITNESS AEROBICS TRAINING

Irina A. Mingalisheva - postgraduate student Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, area of 100th anniversary of V.I. Lenin 's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail: revinaira(a)mndex.ru

Abstract. Fitness-aerobics refers to sports gaining popularity among children, adolescents and youth. A variety of motor dance, gymnastic and acrobatic exercises performed in the group to the sound of music meet the requirements in physical activities, self-realization, self-knowledge, self-development and self-improvement. Material. In the literature, the authors consider various ways of solving efficiency increasing problem of athletic training in fitness aerobics finding additional resources, ways of organizing the training sessions; the development of motional activity leading qualitative sides. Factors influencing the training process effectiveness increase are discussed, which allow to better understand the fitness aerobics specifics, its essence; more targeted control of the motivational sphere, to stimulate the need for systematic fitness aerobics. Research methods: analysis and systematization of scientific and scientific-methodic literature, generalization of practitioners advanced experience in the field of fitness aerobics, pedagogical experiment, observation, testing, statistical processing of the material. Results. The method of sports training level increase on the basis of key factors that enhance the effectiveness of sports training in fitness -aerobics is developed. The author pays great attention to the importance of the composition development, largely aerobics, determines the athletes artistic and entertainment performances, the optimal sequence of structural elements, the uniform distribution technically difficult exercises in the beginning, middle and final part of the program, the logic of using static and dynamic postures, gestures, facial expressions, specific means of expression and artistry of the performance. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed that the developed method of athletic training efficiency increasing in fitness aerobics on the basis of the identification and use of leading factors showed the feasibility of its application, as it provides the ability to control the motivational sphere of gymnasts, underlying sports skill increase, as well as indicators of motional and musical culture.

Keywords: fitness-aerobics, athletic training, factors, artistry, technique, pedagogical experiment.

Актуальность. Особенностью современного спорта является его трансформация путем интеграции форм и методов музыкальной, танцевальной, театральной педагогики, что обусловило появление новых видов спортивной деятельности, характеризующихся

творческой фантазией, возможностью самовыражения, созданием ситуации успешности. К таким видам спорта относится фитнес-аэробика. Понятие «фитнес» рассматривается нами как система физических упражнений, направленных на разностороннее, гармоничное развитие. «Аэробика» -ритмическая гимнастика под музыку с элементами быстрого танца. В композициях выступлений по фитнес-аэробике широко представлены элементы различной сложности, требующие проявления гибкости, что придает движениям пластичность и грациозность. Уровень развития гибкости определяет в значительной мере амплитуду

двигательных действий, обусловливающую степень их сложности. Одним из основных средств фитнес-аэробики является хореография, предоставляющая широкие возможности для воспитания культуры движений, осанки, выразительности и артистичности, что имеет большое значение для усиления мотивации к занятиям избранным видам спорта. Систематические тренировки по фитнес-аэробике способствуют улучшению морфофункционального статуса, что повышает самооценку, уверенность в себе, формирует навыки общения с окружающими людьми [1].

В содержании занятий фитнес-аэробикой значительное место отводится разнообразным шагам с различной амплитудой, направлением, характером выполнения в сочетании с подскоками, прыжками, вращениями и другими разнонаправленными и разновременными элементами. Разнообразие моторных актов обусловливает необходимость их

объединения в единую композицию с хорошо продуманной логикой их сочетания, распределения по сложности, форме, зрелищности. Программа выступления занимающихся фитнес-аэробикой должна быть структурирована таким образом, чтобы чередовались быстрая и медленная части, происходила смена двигательных ритмов, высоких и низких поз и т.д. с учетом росто-весовых, возрастных, фенотипических

особенностей; характера музыкального сопровождения, уровня развития мышечной силы, быстроты движений, ловкости, точности, пластичности и других двигательно-координационных качеств [5]. Яркая, оригинальная композиция выступлений позволяет в полной мере проявить двигательный, эстетический, интеллектуальный, волевой потенциал спортсменов, что выдвигает высокие требования к ее разработке.

Целью данной работы является теоретическое и экспериментальное обоснование значимости выявления факторов, влияющих на повышение эффективности спортивной подготовки в фитнес-аэробике.

Задачи. 1. Выявить и теоретически обосновать ведущие факторы,

способствующие росту спортивных результатов в фитнес-аэробике.

2. Разработать методику повышения уровня спортивной подготовки на основе ведущих факторов.

Материалы. Фитнес-аэробика относится к художественно-эстетическим выдам спорта, сочетающим танцевальную и музыкальную культуру, артистичность и выразительность движений, сложность и виртуозность исполнения, оригинальность и творческую фантазию. Уровень исполнительского мастерства гимнаста обусловлен его физической и технической подготовленностью, пониманием сущности моторных актов, составляющих содержание программного выступления; зависимости степени их эмоционально-

эстетического воздействия на исполнителя и окружающих людей, а также способностью к передаче своих чувств, переживаний, мыслей и ощущений средствами фитнес-аэробики [6, 7]. Сила воздействия на зрителей обусловлена готовностью спортсмена к созданию художественно-эстетического двигательного образа, соответствующего уровню его духовно-нравственного развития.

Композиция, созданная в соответствии с требованиями правил соревнований, предусматривает

рациональное использование всей спортивной площадки и различных направлений движения: по прямой, диагонали, по кругу, зигзагу, дуге; чередование высоких и низких положений тела; высоко-далеких прыжков и упражнений в партере; маховых, силовых, быстрых, медленных, мощных,

экспрессивных и пластичных двигательных действий [8]. Правильно составленная композиция позволяет объединить специфический ритм танцевальных шагов и элементов хореографии, прыжков с гимнастическими и акробатическими элементами в особое ритмическое музыкально-двигательное пространство единого художественно-эстетического образа, недетализированное восприятие которого наполняет душу зрителя очарованием творческого полета трансферентной фантазии.

Концептуализация художественно-эстетического образа как результат достигнутого уровня исполнительского мастерства основана на высокой степени понимания значимости разработки композиции как ведущего компонента модели внутреннего видения возможности самовыражения индивида средствами фитнес-аэробики. Правильно составленная композиция предоставляет возможность мыслить в параметрах, выходящих за пределы обычных представлений о способностях субъекта к управлению психо-эмоциональным состоянием,

превращая площадку для выступления в

творческое пространство, позволяющее наиболее полно реализовать

психофизиологические ресурсы организма. Композиция должна быть структурирована и запрограммирована таким образом, чтобы создать условия для дуальности восприятия эстетической и функциональной сущности каждого двигательного действия, нацеленного на решение сложного комплекса взаимосвязанных и

взаимообусловленных задач

оздоровительной, развивающей и гармонизирующей направленности [2, 3].

Для разработки композиции нами был использован личностно-

ориентированный подход, основанный на принципах:

самоактуализации, удовлетворяющей потребность спортсмена в реализации своих способностей и возможностей;

- субъективности, основанной на использовании форм и методов обогащения личного опыта тренировочной и соревновательной деятельности гимнаста;

успешности, представляющей возможность самовыражения путем реализации природных задатков, целенаправленного развития личностных и двигательно-координационных качеств;

- индивидуализации, направленной на выявление фенотипических особенностей спортсмена.

Процесс спортивной подготовки занимающихся фитнес-аэробикой

необходимо рассматривать как сложную многоуровневую систему, эффективность которой обусловлена следующими факторами:

способностью к разработке оригинальной композиции;

учетом закономерностей повышения физической, технической и артистической подготовленности;

пониманием обусловленности результатов соревновательной

деятельности степенью сформированное™ мотивационной сферы;

- осознанием необходимости более тонкой организации взаимодействия

отдельных частей тела и установления между ними более тесных взаимосвязей.

Результаты и их обсуждение. Для проверки значимости данных факторов и повышения эффективности спортивной подготовки занимающихся фитнес-аэробикой был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 28 квалифицированных (I разряд и KMC) спортсменов 15-19 лет. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 14 человек в каждой. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью выявления исходного уровня физической, технической и артистической

подготовленности.

Физическая подготовленность

оценивалась по выполнению следующих контрольных упражнений: бег 100(c), прыжок в длину с места (см); бег 2000 м (мин); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз). Уровень технической подготовленности выявлялся по следующим показателям: количеству, разнообразию, оригинальности и чистоте выполнения сложных гимнастических, акробатических и прыжковых элементов в соответствии с их пространственно-временными и пространственно-силовыми параметрами. Артистичность

определялась по слитности и пластичности выполнения двигательных действий, их выразительности, зрелищное™ поз, жестов и мимики, способности к передаче художественно-эстетического образа; соответствию характера музыкального сопровождения двигательным действиям. Анализ полученных данных не выявил существенных различий по уровню физической, технической и артистической подготовленности спортсменок КГ и ЭГ. В КГ тренировочные занятия проводились по традиционной методике в соответствии с программой, рекомендованной федерацией фитнес-аэробики. В ЭГ использовалась разработанная нами методика, основанная на реализации факторов, определяющих

эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.

Без понимания механизма деятельности психосоматического

аппарата невозможно сознательно достигнуть высокого физического и технического уровня подготовки. Прирост этих показателей может происходить при систематическом выполнении специальных упражнений для развития мышечной силы, скорости, выносливости и других качественных сторон двигательной деятельности; последовательного усвоения подготовительных, подводящих и основных моторных актов,

способствующих усвоению рациональной техники двигательных действий высокой сложности в специально созданных условиях [5, 6]. Суммирование следовых процессов от соответствующей нагрузки обусловливает повышение

тренированности. При этом ожидаемый тренировочный эффект достигается при соответствии объема и интенсивности спортивной деятельности возрасту, уровню тренированности, психоэмоциональной устойчивости субъекта. По мере адаптации организма к физической нагрузке она должна постепенно возрастать, обеспечивая рост спортивного мастерства.

Учет закономерностей повышения физической, технической и артистической подготовленности позволяет более эффективно управлять тренировочной и соревновательной деятельностью

спортсменов, способствует повышению эффективности спортивной ПОДГОТОВКИ. Понимание обусловленности результатов соревновательной деятельности степенью сформированное™ мотивационной сферы определяет построение системы спортивной подготовки на основе выявления индивидуальных особенностей, способностей и возможностей субъекта. Результат тренировочной и

соревновательной деятельности

обусловлен уровнем тренированности спортсмена, однако стержнеформирующим компонентом роста мастерства является его мотивация к спортивной деятельности.

Мотивы занятий спортом различаются по их направленности:

на процесс деятельности, обеспечивающий удовлетворение

потребности в двигательной активности, реализации стремления к соперничеству и самоутверждению; с такой мотивацией спортсмены, как правило, не достигают высокого уровня спортивного мастерства; - на результат; в этом случае спортсмен стремится к саморазвитию,

самосовершенствованию и самореализации путем достижения высоких показателей.

В разработанной нами методике повышения спортивного мастерства занимающихся фитнес-аэробикой большое внимание уделялось выявлению мотивов деятельности занимающихся,

преобразованию первичной мотивации в мотивацию более высокого порядка -социально-значимую, обусловливающую понимание сущности спорта как возможности самопознания собственного интеллектуального, двигательного и волевого потенциала с целью саморазвития и самосовершенствования, приобретения навыков общения, соперничества, взаимообмена и взаимообогащения духовными и материальными ценностями

Проникновение в мотивационную сферу - важное условие повышения эффективности тренировочного процесса. Без двигательной деятельности невозможно нормальное

функционирование организма, поэтому потребность в спорте является естественной. Системообразующим

фактором мотивационной сферы является цель, определяющая выбор способов удовлетворения потребностей. При постановке цели необходимо учитывать ее стимулирующую функцию,

проявляющуюся:

в гармоничном развитии, улучшении морфофункционального

статуса;

в положительной динамике показателей здоровья, физической и технической подготовленности;

результатах соревновательной

деятельности;

в участии соревнованиях различного масштаба;

в комплектовании сборной команды по результатам выступлений в отборочных и контрольных соревнованиях;

в возможности поездки на соревнования в другие города;

в гармоничном развитии, улучшении морфофункционального

статуса.

Базисом социально-значимой

мотивации являются духовно-

нравственные идеалы, убеждения, чувство долга, стремление к формированию спортивного стиля жизни, высокому уровню интеллектуальной и физической работоспособности.

Фитнес-аэробика включает в свое содержание сложно координированные и простые по структуре двигательные действия, эстетическое восприятие которых обусловлено уровнем развития точности, ритмичности и пластичности движений [4]. Это требует согласованности двигательных и вегетативных функций, координации деятельности мышечных групп, задействованных в выполнении моторных актов; постоянного,

своевременного распределения и перераспределения мышечных усилий. В связи с этим осознание необходимости более тонкой организации взаимодействия отдельных частей и звеньев тела, установления между ними более тесных взаимосвязей выступает значимым фактором повышения эффективности спортивной подготовленности. При опоре на данный фактор в процессе тренировочных занятий мы обращали внимание занимающихся на зависимость красоты танцевальных, беговых и обычных шагов, поворотов, вращений, статических и динамических поз от состояния осанки, положения головы, направления взгляда, линии рук, расположения кистей. Занимающиеся фитнес-аэробикой

выполняли перед зеркалом разнообразные моторные акты на месте и в движении, в

высокой стойке и в партере, выбирая наиболее зрелищную позу, выразительные жесты и мимику, которые оценивались экспертной группой.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью установления характера изменения показателей физической, технической и артистической подготовленности. Анализ данных исследования показал, что улучшение показателей произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, при разной степени их изменения. Если в КГ при исходных данных в беге на 100м 15,43±0,32 с к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились до 15,19±0,45 с, (р>0,05), то в ЭГ при исходных данных 15,47±0,21 с показатели возросли до 15,01±044 с, (р>0,05); в КГ при исходных данных в прыжке в длину с места 179,44±9,22 см к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились до 183,11±7,36 см (р>0,05); в ЭГ при исходных данных 179,09±9,35 см к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли до 191,21±10,84 см (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения показателей в ЭГ была выявлена и по другим тестам.

Показатели технической

подготовленности изменились следующим образом. В КГ при исходных данных 3,61±0,30 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились до 3,76±0,16 балла, (р>0,05); в ЭГ соответственно, при исходных показателях 3,72±0,25 балла к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились до 4,31±0,18 балла (р<0,05).

Степень артистичности

спортсменов оценивалась по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выразительности и пластичности выполнения композиции, контакту со зрителями, созданию художественно-эстетического образа. В КГ при исходных данных 3,69±0,15 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 3,82±0,26 балла, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных

3,57±0,24 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 4,31±0,27 балла (р<0,05).

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что рост спортивных достижений обусловлен многими факторами: сформированностью мотивации к спортивной деятельности; уровнем компетентности тренера; показателями здоровья, общей, двигательной и музыкальной культуры; хореографической подготовленностью, а также соответствием интеллектуальных, двигательных и личностных качеств занимающихся фитнес-аэробикой сущности данного вида спортивной деятельности. Среди разнообразных факторов, определяющих рост спортивного мастерства, ведущее место занимают: способность к разработке оригинальной композиции; учет закономерностей повышения

тренированности; степень

сформированности мотивационной сферы; понимание специфики избранного вида спортивной деятельности, реализация которых способствует повышению эффективности спортивной ПОДГОТОВКИ занимающихся фитнес-аэробикой.

Литература

1. Зубкова, Т.И. Особенности использования хореографических упражнений в партере при работе со студентами вузов / Т. И. Зубкова // Теория практика физической культуры. -2012,-№8.-С. 61-63.

2. Кузнецова, З.М. О зарубежной истории физического воспитания / З.М. Кузнецова, Ю.П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта.-2008.-Т. 3. -№1.-С. 1-14. Режим доступа: http: //www, i о urnal- science .org/ru/aitic le/429. html.

3. Назаренко, Jl. Д. Эстетика физических упражнений / J1. Д. Назаренко. - М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004. - 249 с.

4. Назаренко, J1. Д Концепция формирования виртуозности движений в подготовке высококвалифицированных спортсменов / J1. Д. Назаренко, Н. А.Касаткина // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 5. - С. 72-75.

5. Назаренко, J1. Д. Концепция методики формирования артистичности выступлений в спортивной аэробике / J1. Д. Назаренко, Н. А. Касаткина, Е. К. Тимофеева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. -

Т. 12. - № 1. - С. 29-38. Режим доступа: http://www.iournal-science.org/ru/article/724.html. ДОТ 10. 14526/01_ 2017 179.

6. Родионов, М. В. Физическая подготовленность юных танцоров как средство повышения спортивного результата / М. В. Родионов // Теория практика физической культуры. - 2011. - № 4. - С. 58-61.

7. Тристан, В. Г. Антропометрические особенности девушек, занимающихся различными видами оздоровительной аэробики / В. Г. Тристан, О. М. Буйнова //Теория практика физической культуры. - 2010. - № 3. - С. 47-53.

8. Nazarenko, L. The methodological aspect of the training process pedagogical monitoring effectiveness organization in sports aerobics / L. Nazarenko, N. Kasatkina, E. Funina // Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). Volume TIT. "UFRJ Press", 2015. - 522-530 p.

9. Кузнецова, 3. M. Наследие летних Олимпийских игр 1980 года / 3. М. Кузнецова //

Педагогико-психологические_и_медико-

биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - Т. 8. - №4. - С. 73-81. Режим доступа: http://www. journal-

science. org/ru/magazine/23. html. DOT

10.14526/29 2013 9

10. Афтимичук, О. E. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О. Е. Афтимичук, 3. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Том 10. - №2. - С. 2838. Режим доступа: http://www. journal-science. org/ru/article/157.html. DOT 10.14526/01 1111 04.

11. Holden L. Shelley Achievement Motivation of Collegiate Athletes for Sport Participation / Holden E. Shelley, Steven F. Pugh, Neil A. Schwarz // International Journal of Sports Science. 2017, Vol. 7(2), pp. 25-28. 10.5923/j.sports.20170702.01. (SCOPUS).

12.Jocelyn S. Carter Ethnic Differences in Impact of Physical Activity Program on Psychological Symptoms in Youth / Jocelyn S. Carter, Sabrina Karczewski, Dravcen D. DeCator, Alescia M. Hollowell // Journal of Physical Activity and Health. Vol.14, №4, pp. 283-289. DOT: http://dx.doi.org/10.1123/jpah,2016-0450 (SCOPUS).

References

1. Zubkova Т. T. Peculiarities of choreographic exercises use in the stalls when working with University students. Teoriya 1 praktika jizicheskoj kul'twy [Theory and practice of physical culture], 2012, no 8, pp. 61-63. (in Russian).

2. Kuznetsova Z. M., Simakov Y. P. The revival of the Olympic tradition. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy Jizicheskoj ktd 'twy 1 sporta [Pedagogical-psychological

medico-biological problems of physical culture and sports], 2008, Vol. 3, no 1, pp. 1-14. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/article/429.html.

3. Nazarenko L. D. Aesthetics of physical exercises. Teoriya i praktika Jizicheskoj kid'twy [Theory and practice of physical culture]. M., Publishing house, 2004, 249 p. (in Russian).

4. Nazarenko E. D., Kasatkina N. The concept of movements virtuosity formation in the training of highly skilled athletes. Teoriya i praktika jizicheskoj kid 'twy [Theory and practice of physical culture], 2016, no 5, pp. 72-75. (in Russian).

5. Nazarenko E. D., Kasatkina N., Timofeeva E.K. The concept of creating artistic performances methods in sports aerobics. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy jizicheskoj kid'twy I sporta [Pedagogico-psychological medico-biological problems of physical culture and sports], 2017, Vol. 12, no 1, pp. 29-38. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/article/724.html. DOT 1 10. 14526/01_2017_179.

6. Rodionov, M. V. Physical training of young dancers as a means of sport performance enhancing. Teoriya i praktika Jizicheskoj kid'twy [The Theory and practice of physical culture], 2011, no 4, pp. 58-61. (in Russian).

7. Tristan V. G., Bujnov, M. O. Anthropometric characteristics of girls engaged in various kinds of healthy aerobics. Teoriya i praktika jizicheskoj kid'twy [Theory and practice of physical culture], 2010, no 3, pp. 47-53. (in Russian).

8. Nazarenko L., Kasatkina N., Funina E. Methodological aspect of the educational process of the pedagogical monitoring effectiveness organization in sport aerobics. Material}' IX Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa :Sovremennaya пайка I obrazovanie v Amerike, AJrike I Evrazii" (Braziliya, Rio de Janeiro, 18-20 Avgusta 2015) [Proceedings of the IX International scientific Congress "Modern science and education in the Americas, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015)]. 2015, Vol. TIT. "The website ufri press", pp. 522-530

9. Kuznetsova Z. M. The legacy of summer Olympic games of 1980. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy jizicheskoj kid 'twy 1 sporta [Pedagogical-psychological medico-biological problems of physical culture and sports], 2013, Vol. 8, no 4, pp. 73-81. Available at: http://www.journal-science. or g/ru/ma gaz i ne/2 3. html. DOT 10.14526/29 2013 9

13. Aftimichuk O.E., Kuznetsova Z.M. The importance of rhythm in the system of vocational educational and sports training. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy jizicheskoj kid 'twy 1 sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, Vol. 10, no 2, pp. 28-38. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/article/157.html. DOT 10.14526/01_111104.

10. Shelley E. Holden, Steven F. Pugh, Neil A. Schwarz. Achievement Motivation of Collegiate

Athletes for Sport Participation. International Journal of Sports Science. 2017. Vol. 7(2). pp. 25-28. 10.5923/j.sports.20170702.01. (SCOPUS)

11. Joeelyn_S._Carter. Sabrina

Karezewski.Draveen D. DeCator, Aleseia M. Hollowell.

Подано: 20.04.2017 Принято: 23.04.2017

Ethnic Differences in Impact of Physical Activity Program on Psychological Symptoms in Youth. Journal of Physical Activity and Health. Vol.14, №4, pp 283289. ' DOI: http://dx.d0i.0rg/l 0.1123/ipah.2016-0450 (SCOPUS)

Мингалишева Ирина Александровна - аспирант, ФГБОУВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: revinaira(d),vandex.ru

Для цитирования: Мингалишева И.А. Факторы, обусловливающие повышение эффективности спортивной подготовки в фитнес-аэробике // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №2. - С. 3038.

DOI 10.14526/01 2017 203 УДК 796.058.4 ББК 75.719

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СКОРОСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РОССИЙСКИХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ НА ДИСТАНЦИИ 500 М В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА И

КВАЛИФИКАЦИИ

Е.А. Морозова - аспирант ФГБОУ ВО «НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», ул. Декабристов, д. 35, Санкт-Петербург, Россия, 190121

Е-т ail: еет orozova(a/n ail. г и

Аннотация. Современные тенденции в области конькобежного спорта связаны главным образом с увеличением скорости бега по дистанции и, как следствие, с ростом спортивных результатов. Следовательно, перед специалистами в области конькобежного спорта встает вопрос об оптимизации и рационализации тренировочного процесса конькобежцев, поиске новых средств, методов и методик организации процесса тренировки и обучения спортсменов в соответствии с современными тенденциями развития конькобежного спорта. Материалы: Цель данного исследования заключалась в выявлении различий и факторов, их обусловливающих, в результатах российских конькобежцев различного возраста и квалификации. В данной статье факторному анализу были подвергнуты результаты дистанции 500 м конькобежцев на Чемпионате мира по отдельным дистанциям, Чемпионате России по отдельным дистанциям, Первенстве России среди юниоров, юношей старшего, среднего и младшего возраста (сезон 2015 года). Методы. Данные для исследования были получены в результате анализа видеосъемки забегов, а также официальных протоколов соревнований. Статистическая обработка данных осуществлялась в программах Microsoft Excel (2010) и STATGRAPHICS Centurion. Результаты. На первом этапе исследования было установлено, что единый календарный план включает в себя соревнования Чемпионата и Первенства России в 5 возрастных группах,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.