Научная статья на тему 'Возможные варианты оптимизации технической и артистической подготовки аэробистов'

Возможные варианты оптимизации технической и артистической подготовки аэробистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ АЭРОБИКА / ОПТИМИЗАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ И АРТИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / РАЗВИТИЕ / СПОСОБНОСТИ / УПРАЖНЕНИЯ / МЕТОДИКА / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ИССЛЕДОВАНИЕ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / АЭРОБИСТЫ / SPORT-AEROBICS / OPTIMIZATION / TECHNICAL AND ARTISTIC TRAINING / DEVELOPMENT / ABILITIES / EXERCISES / METHODOLOGY / TRAINING PROCESS / RESEARCH / COMPARATIVE ANALYSIS / AEROBIC SPORTSMEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко Наталья Нефедовна, Популо Гельшиган Миргазовна

На новом этапе современного развития общества спортивная аэробика, как вид спорта находится в процессе адаптации к потребностям мирового сообщества. Большую популярность приобретают новые зрелищные, эстетические виды спорта, высокая конкуренция и стабильное превосходство спортсменов одних и тех же стран. Как показываетанализ научно-исследовательской и методической литературы по проблеме повышения эффективности спортивной подготовки, одним из важнейших направлений развития спортивной аэробикиявляется рост технического и исполнительского мастерства посредством достижения элегантности, пластичности, изящества и высокой виртуозности выполнения движений.Спортивные специалисты постоянно находятся в поиске инновационных технологий, которые позволят многогранно и сбалансировано воздействовать на спортсмена. Данная работа посвящена важнейшим частям спортивной подготовки в фитнес-аэробике-технической и артистической подготовленности девочек 13-14 лет. В статье авторы проводят анализсовременных существующих систем по подготовке спортсменов в фитнес аэробике, дают характеристику технической и артистической подготовки аэробистов. Статья посвящена разработкеи использованиюразличных методик оптимизации технической и артистической подготовки в учебно-тренировочном процессе девочек, занимающихся аэробикой, что является актуальной проблемой в настоящее время. В статье проводится сравнительный анализ, где экспериментально подтверждается положительное влияние разработанной методики на техническую и артистическую подготовку в фитнес-аэробике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF IMPROVEMENT OF AEROBIC-SPORTSMEN'S TECHNICAL AND ARTISTIC SKILLS

Nowadays, aerobics as a sport is adapting to the needs of the world community. A great popularity is acquired by new spectacular, esthetic sports. There is a high level of competition and stable superiority of one-country-athletes. As the analysisof the researchesof the problem of improving the effectiveness of sports training reveals, one of the most important spheres of the development of aerobics is the improvement of the technical and performing skills through the achievement of elegance, plasticity, and high virtuosity in performing movements. Sports specialists are constantly in search of innovative technologies that will provide a multifaceted and balanced impact on the athlete. This work is devoted to the most significant parts of sports training in fitness aerobics-technical and artistic preparedness of girls aged 13-14. The authors analyze the existing systems for training athletes in fitness aerobics; give a description of aerobists' technical and artistic trainings. The article is devoted to the development of thevarious techniques for optimizing technical and artistic trainingin the training process of girls engaged in aerobics, which really is an up-to-date problem. There is a comparative analysis, revealing the positive influence of the developed technique on technical and artistic training in fitness aerobics.

Текст научной работы на тему «Возможные варианты оптимизации технической и артистической подготовки аэробистов»

Nazarenko Nataliya Nefedovna, Populo Gelshigan Mirgazovna WAYS OF IMPROVEMENT OF AEROBIC-SPORTSMEN'S ..

pedagogical sciences

УДК 37.037

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И АРТИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ АЭРОБИСТОВ

© 2018

Назаренко Наталья Нефедовна, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры физической культуры и спорта Популо Гельшиган Миргазовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: office@tltsu.ru)

Аннотация. На новом этапе современного развития общества спортивная аэробика, как вид спорта находится в процессе адаптации к потребностям мирового сообщества. Большую популярность приобретают новые зрелищные, эстетические виды спорта, высокая конкуренция и стабильное превосходство спортсменов одних и тех же стран. Как показываетанализ научно-исследовательской и методической литературы по проблеме повышения эффективности спортивной подготовки, одним из важнейших направлений развития спортивной аэробикиявляется рост технического и исполнительского мастерства посредством достижения элегантности, пластичности, изящества и высокой виртуозности выполнения движений.Спортивные специалисты постоянно находятся в поиске инновационных технологий, которые позволят многогранно и сбалансировано воздействовать на спортсмена. Данная работа посвящена важнейшим частям спортивной подготовки в фитнес-аэробике-технической и артистической подготовленности девочек 13-14 лет. В статье авторы проводят анализсовременных существующих систем по подготовке спортсменов в фитнес аэробике, дают характеристику технической и артистической подготовки аэробистов. Статья посвящена разработкеи использованиюразличных методик оптимизации технической и артистической подготовки в учебно-тренировочном процессе девочек, занимающихся аэробикой,, что является актуальной проблемой в настоящее время. В статье проводится сравнительный анализ, где экспериментально подтверждается положительное влияние разработанной методики на техническую и артистическую подготовку в фитнес-аэробике.

Ключевые слова: спортивная аэробика, оптимизация, техническая и артистическая подготовка, развитие, способности, упражнения, методика, учебно-тренировочный процесс, исследование, сравнительный анализ, аэроби-сты.

WAYS OF IMPROVEMENT OF AEROBIC-SPORTSMEN'S TECHNICAL AND ARTISTIC SKILLS

© 2018

Nazarenko Nataliya Nefedovna, candidate of pedagogical science,

associate professor of the chair «Physical culture and sport» Populo Gelshigan Mirgazovna, candidate of pedagogical science, associate professor of the chair «Physical Education» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, street Belorusskaya, 14, e-mail: office@tltsu.ru)

Abstract. Nowadays, aerobics as a sport is adapting to the needs of the world community. A great popularity is acquired by new spectacular, esthetic sports. There is a high level of competition and stable superiority of one-country-athletes. As the analysisof the researchesof the problem of improving the effectiveness of sports training reveals, one of the most important spheres of the development of aerobics is the improvement of the technical and performing skills through the achievement of elegance, plasticity, and high virtuosity in performing movements. Sports specialists are constantly in search of innovative technologies that will provide a multifaceted and balanced impact on the athlete. This work is devoted to the most significant parts of sports training in fitness aerobics-technical and artistic preparedness of girls aged 13-14. The authors analyze the existing systems for training athletes in fitness aerobics; give a description of aerobists' technical and artistic trainings. The article is devoted to the development of thevarious techniques for optimizing technical and artistic trainingin the training process of girls engaged in aerobics, which really is an up-to-date problem. There is a comparative analysis, revealing the positive influence of the developed technique on technical and artistic training in fitness aerobics.

Keywords: sport-aerobics, optimization, technical and artistic training, development, abilities, exercises, methodology, training process, research, comparative analysis, aerobic sportsmen.

На современном этапе развития фитнес-индустрии все большее внимания уделяется становлению программ детского фитнеса. Это направление активно развивается в России по ряду объективных причин, прежде всего, увеличение рождаемости, развитие системы оздоровительных учреждений, клубов, проведение большого количества оздоровительных семейных мероприятий, модным стал здоровый стиль жизни, масштабное развитие фитнес-индустрии [1-13].

Спортивная аэробика является достаточно молодым видом спорта. Этот вид отличается зрелищностью, динамикой и эстетической привлекательностью. Активно развивающаяся в последние годы, спортивная аэробика претендует на включение в программу Олимпийских игр [14].

Основные тенденции развития спорта высших достижений в двадцать первом веке связаны с интенсификацией тренировочного процесса и высокой напряженностью соревновательной деятельности [15]. Каждый спортсмен стремится к реализации своих индивидуальных возможностей и способностей. Условия развития спорта высших достижений предъявляют высокие тре-

бования к подготовке спортсменов. По мнению специалистов А. А. Сомкина, Е. А. Веревкиной, Е. А. Поздеевой и др. определены следующие направления развития спортивной аэробики: «...увеличение сложности соревновательных программ; внедрение и конструирование новых оригинальных связующих и переходных элементов; повышение виртуозности исполнения технически сложных двигательных действий; включение в композицию моторных актов различной структурной трудности; рост технического и исполнительского мастерства посредством достижения элегантности, пластичности, изящества и высокой виртуозности выполнения движений». На новом этапе современного развития общества спортивная аэробика, как вид спорта находится в процессе адаптации к потребностям мирового сообщества. Большую популярность приобретают новые зрелищные, эстетические, яркие виды спорта, такие как спортивная аэробика, фристайл и т. д. Спортивные специалисты постоянно находятся в поиске инновационных технологий, которые позволят многогранно и сбалансировано воздействовать на спортсмена [16; 17].Сейчас международная федерация аэробики объединяет спортсменов

педагогические науки

Назаренко Наталья Нефедовна, Популо Гельшиган Миргазовна ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ...

более чем из 40 стран мира. Численность спортсменов, участвующих в соревнованиях неуклонно растет.

Всё выше сказанное позволяет судить о необходимости изучения особенности технической и артистической подготовки в фитнес-аэробике. Поэтому разработка и использования в учебно-тренировочном процессе девочек, занимающихся аэробикой, различных методик оптимизации технической и артистической подготовки является актуальной проблемой в настоящее время.

Целью исследования являлось оптимизация технической и артистической подготовки аэробистов.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Изучить особенности технической и артистической подготовки в фитнес-аэробике.

2. Разработать методику оптимизации технической и артистической подготовки девочек 13-14 лет в фитнес-аэробике.

3. На практике проверить эффективность предложенной методики.

Спортивная аэробика, по классификации относится к сложнокоординационным видам спорта. Стабильность выступлений аэробистов достигается благодаря гармоничному соотношению показателей специальной физической и технической подготовленности при высоком уровне артистичности исполнения. Спортивная аэробика - это художественно-зрелищный вид спорта со специально организованной двигательной деятельностью. Исполнительское мастерство имеет такое же значение как в искусстве и поэтому оценивается так же как техническое мастерство. Четкое выполнение сложного в техническом отношении элемента, не всегда дает гарантию высокой оценки, элемент должен быть выполнен виртуозно, ярко и произвести впечатление не только на зрителей и на судей. Поэтому в тренировочном процессе необходимо формировать не только навыки базовых двигательных действий, которые составляют основное содержание соревновательных программ, но и дополнительных компонентов, которые позволят раскрыть индивидуальный стиль спортсмена [18-20]. В соревновательной деятельности особое значение придается оригинальности соревновательных композиции, в которых аэробист получит возможность раскрыть свой творческий потенциал, показать эмоциональное восприятие каждого движения [3; 21].

Спортивная аэробика, или как ее еще называют аэробная гимнастика - характеризуется способностью спортсменов исполнять непрерывные сложные сочетания аэробных движений высокой интенсивности под музыку. В программах, представляемых на соревнованиях, спортсмены должны продемонстрировать непрерывное движение, гибкость, силу в выполнении упражнений [22]. Это должно сочетаться с высокой степенью совершенства базовых шагов и элементов сложности. Для созданиядинамичных, ритмичных и непрерывных последовательностей движений свысокой и низкой интенсивностью воздействия базовые шаги должны сочетаться с движением рук и выполняться точно в соответствии с музыкальным сопровождением.Эти движения должны обеспечить высокий уровень интенсивности в упражнении [14; 23; 24].

Техническая подготовка оценивается по критериям, в которые входит четкость выполнения элементов, это означает, что все элементы композиции должны быть выполнены в соответствии со стилем гимнастики (прямые ноги, оттянутые носки, прямые линии, амплитуда движений, высота прыжков и т. д.) и в соответствии с техническими требованиями к элементам определенной группы сложности. Технические требования к исполнению элементов: четкость дифференцирования пространственно-силовых параметров моторного акта; чистота линий тела, амплитуда движений. В композиции должно быть равномерное распределение сложных и оригинальных элементов во всех частях упражнения (в начале, в середине и в конце). Достаточная сложность упражне-

ния, предусматривает наличие элементов определенной группы сложности. В оценке техники выполнения элементов ставится меньшее количество баллов, если исполнители допускают незначительные отклонения от пространственно-временных и силовых параметров моторного акта. Кроме вышеперечисленных отклонений от технически правильного выполнения элемента, оцениваются грубые нарушения, к которым относятся: периодические отступления от пространственно-временных и силовых параметров движений; существенные отступления от пространственно-временных и силовых параметров движений; существенное нарушение структуры сложных элементов; низкий уровень четкости и чистоты выполнения упражнений. Сложность элементов должна соответствовать правилам соревнований. При оценивании техники выполнения упражнения важным критерием является равномерное распределение сложных и оригинальных элементов во всех частях соревновательного упражнения. Самой высокой судейской оценки заслуживает выступление, в котором равномерно распределены сложные и оригинальные элементы во всех трех частях композиции. При относительно равномерном распределении сложных и оригинальных элементов в разных частях композиции, спортсмены получают более низкий балл. Неравномерное распределение оригинальных элементов, при достаточной сложности, оценивается средним баллом. Сосредоточенность сложных и оригинальных элементов в средней части композиции и недостаточная сложность оценивается более низкими баллами. Самый низкий балл по технической подготовке получают спортсмены, у которых оригинальные и сложные элементы сконцентрированы в первой части композиции и недостаточная сложность [25].

При оценивании артистичности прослеживается большая связь между всем упражнением и выбранной музыкой. Артистичность оценивается по следующим критериям: высокий уровень согласования музыки и движений; полное синхронное выполнение движений; выразительное исполнение элементов; использование в композиции различных танцевальных направлений.В любом случае, техническая подготовка занимает ведущее место в системе интегральной подготовки спортсменов всложно-координированных видах спорта, поскольку исполнительское мастерство является основным критерием дляоценки спортивного результата.

С целью оптимизация технической и артистической подготовки девочек 13-14 лет в фитнес-аэробике в экспериментальной группе мы использовали методику совершенствования исполнительского мастерства. Методика включала несколько блоков:

- упражнения специальной подготовки (упражнения на развитие общей и специальной выносливости, быстроты движений, мышечной силы; ловкости, статические и динамические упражнения, танцевальные шаги и связки из различных направлений, высокоэстетичные, выразительные позы и жесты) [26-29];

- упражнения для разучивания базовых элементов аэробики повышенной сложности (подводящие упражнения к «Шушуновой», взрывная рамка: мин. требования - 90 градусов из 10 см в 10 см от пола, «Козак»: руки снизу вперёд, разучивание базовых шагов);

- прыжковая подготовка (упражнения для повышения координации движения опорно-двигательного аппарата при отталкивании, средства скоростно-силовой подготовки, упражнения на умение тормозить вращения исходя из любого исходного положения и т. п.);

- акробатическая подготовка (упражнения на выполнении техники приземления в прыжках разной структуры и сложности, упражнения на выполнение техники безопорных вращений тела вокруг продольной оси и т. п.);

- хореографическая подготовка (манера ухода и выхода на площадку;отработка натянутости подъема, коленей, позвоночника, рук в момент выполнения базовых

Nazarenko Nataliya Nefedovna, Populo Gelshigan Mirgazovna WAYS OF IMPROVEMENT OF AEROBIC-SPORTSMEN'S ..

pedagogical sciences

шагов и акробатических элементов);

- формирование динамичной осанки (ДО) (освоить ДО в простейших условиях, освоить ДО в условиях, приближенных к условиям выполнения элемента, освоить ДО в ходе выполнения элемента);

- артистическая подготовка (любые направления современных и классических танцев, любое музыкальное произведение продолжительностью не более 1 минуты, за это время необходимо рассказать движением тела задуманный сюжет).

В тренировочном процессе контрольной группы для формирования технической и артистической подготовки применялись стандартные методики.

Сравнительный анализ результатов показывает, что применение методики оптимизации технической подготовки уменьшило количество попыток в наборе определенного времени в тесте «Фламинго» статического равновесия в экспериментальной группе на 33 % по сравнению с контрольной, где результат увеличился только на 16,5 % (при Р<0,05). Очевидно, уменьшение количества попыток для набора определенного времени удержания равновесия в экспериментальной группе в связи с использованием большого количества упражнений в конкретном положении. Кроме этого, в занятиях экспериментальной группы применялись связки различных базовых шагов на ограниченной площади, использование гимнастического оборудования.

Результаты теста «Бег 30 м» фиксировались в секундах, этот показатель направлен на определение уровня развития быстроты. Сравнивая полученныепосле эксперимента результаты, мы наблюдаем положительную динамику как в экспериментальной, так и в контрольной группах, в то время как у контрольной группы изменения произошли незначительные - на 1,5 %, а в экспериментальной показатели улучшились на 7,3 %.

Сравнение результатов по прыжкам в длину с места показывает положительную тенденцию после применения экспериментальной программы в тренировочном процессе. В экспериментальной группе результат прыжка увеличился на 9,5 %, и контрольной группе - на 2,9 %, (при Р<0,05), что показывает достоверность результатов и эффективность предложенной методики.

Сравнивая результаты теста «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» (результаты учитывались по кол-ву раз) обнаруживаем положительную тенденцию в экспериментальной группе после применения специфических упражнений в каждой тренировке - результат улучшился на 13,6 %. А в контрольной группе результаты остались на прежнем уровне (при Р<0,05), что показывает достоверность результатов и эффективность предложенной методики.

Сравнение результатов технической подготовки двух групп, показывает, что применение методики разучивания базовых элементов фитнес-аэробики повышенной сложности, используя подводящие упражнения, дало увеличение оценки технической подготовки в баллах в экспериментальной группе на 0,71 балла по сравнению с контрольной, где показатели изменились на 0,07 балла (при Р<0,05), статистически достоверные различия.

В конце эксперимента повторное тестирование показателей артистической подготовки показало, что за период эксперимента произошли достоверные изменения (Р<0,05). Наибольший темп прироста показателей артистической подготовки отмечен в экспериментальной группе и составил 19,1 %, по сравнению с контрольной - 1,8 %.

На основании экспериментальных данных было установлено, что оптимизация технической и артистической подготовки девочек 13-14 лет в фитнес-аэробике на этапе углубленной специализации возможна при использовании методики совершенствования исполнительского мастерства при систематическом использовании подготовительных упражнений для разучивания аэробных

упражнений повышенной сложности, разнообразных сочетаний аэробных шагов и связок, специальной разметки.

Таким образом, результаты проведенной экспериментальной работы подтверждают гипотезу о том, что внедрение в учебно-тренировочном процессе девочек, занимающихся аэробикой, методики оптимизации технической и артистической подготовки будет способствовать улучшению результатов технической и артистической подготовленности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бутин И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин. - М.: Владоспресс, 2001. - 105 с.

2. Назаренко Н.Н. Развитие современных фит-нес-технологий // Материалы IV Всероссийская научно-практическая конференция: «Профессио-нально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры» - Тольятти, 2015. - С. 172-179

3. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.

4. Семенихин Д.В.Фитнес. Гид по жизни Д.В.Семенихин - ИД СК-С, 2013г. - 288с.

5. Мартышенко Н.С., Мамадшоев Ф.М. Формирование мотивации потребления фитнес-услуг в молодежной среде // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 181-185.

6. Серпер С.А. Педагогический фактор в фитнесе: перспективы развития // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 4 (13). С. 62-66.

7. Тихонова Ю.И., Попова О.В. Формирование готовности студентов к ведению ими здорового образа жизни // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 112-118.

8. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210-213.

9. Иванова Т.Н. Социоэкологический потенциал физической культуры и спорта в жизни современного человека // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 149-151.

10. Бакулина Я.С., Ведерников А.В., Гусев А.А. Социально-экономические проблемы в области спорта и физической культуры системы вуза, пути решения и развития // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 18-22.

11. Добронравова О.В., Паньков А.В. Спорт - это жизнь! // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 177-180.

12. Васюкова В.А., Воробьева И.В., Коваленко Н.П., Куштова М.Х. Инновационная деятельность в сфере физической культуры и спорта как неотъемлемая часть элемента национальной экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-73.

13. Соломахина Т.Р., Бобровский Е.А. Оценка вовлеченности населения в массовый спорт в регионах центрального федерального округа // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 157-159.

14. Спорт высших достижений. Спортивная гимнастика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Л.А. Савельева [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - М.: Человек, 2014.- 148 с.

15. Спорт и движение/ Энди Стил. - Санкт-Петербург, Арт-Родник 2008. - 176с.

16. Попов В.Б. 100 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов/В.Б. Попов. - Электрон.текстовые данные. - М. : Человек, 2012. - 224 с.

17. Популо Г.М. Использование нетрадиционных средств, форм и методов организации физкультурно-оздоровительной деятельности // Физическая культура в школе. - 2014. - № 8.- С. 4-649.

18. Бумарскова Н.Н. Комплексы упражнений для раз-

педагогические науки

Назаренко Наталья Нефедовна, Популо Гельшиган Миргазовна ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ...

вития гибкости: учебное пособие / Н.Н. Бумарскова. -Электрон.текстовые данные. - М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2015.

- 128 с.

19. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников - М.: Просвещение, 2001. - 120с.

20. Гужаловский А.Ф. Развитие двигательных качеств у школьников. -Минск: Нар.освгга, 1978. - 88 с.

21. Озеров, В. П. Психомоторное развитие спортсменов / В. П. Озеров. - Кишинёв: Штиинца, 1984. - 140 с.

22. Курепина, М.М. Анатомия человека / М.М. Курепина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 384 с.

23. Стретчинг как технология сохранения и стимулирования здоровья старших дошкольников/ Жердева С.Е., Ильина Г.В.// VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015. [Электронный ресурс] - 190 с.

24. Стретчинг для здоровья суставов: Фан Чжиюн -Москва, 2004. - 224с.

25. Сайт науки и спорта - http://www.topendsports. сот/.

26. Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. - 2005. - 44с.

27. Палыга В.Д. Гимнастика. - М.: Просвещение, 2000. - 238с.

28. Стриано, Филипп. С85 Анатомия упражнений для спины / Филипп Стриано; [пер. с англ. Э. Э. Бусловой] -2-е изд. - Москва : Издательство «Э», 2018. - 160 с.: ил.

- (Анатомия спорта).

29. Фредерик Делавье. Анатомия силовых упражнений для мужчин и женщин / Ф. Делавье. Изд. Рипол -Классик, 2016. - 192 с.

Статья поступила в редакцию 19.06.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.