УДК: 796. 072. 2 DOI 10.14526/01_1111_65
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ И АРТИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ АЭРОБИСТОВ
Панова Е.О. - кандидат педагогических наук, доцент Валкина Н.А. - кандидат педагогических наук, доцент Мингалишева И. А. - аспирант ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет
им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск Россия
TECHNICAL AND ARTISTIC TRAINING IMPROVEMENT OF QUALIFIED AEROBISTS
Panova E.O. - candidate of pedagogics, associate professor Valkina N.A. - candidate of pedagogics, associate professor Mingalisheva I. A. - post-graduate Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov"
Ulyanovsk, Russia
Ключевые слова: спортивная подготовка, новые подходы, методика, педагогический эксперимент
Аннотация. Постоянный поиск новых подходов к организации и проведению тренировочного процесса является важным условием совершенствования спортивного мастерства высококвалифицированных аэробистов. Анализ специальной научной и методической литературы свидетельствует о том, что исследователи предлагают различные способы повышения эффективности системы спортивной подготовки занимающихся аэробикой: увеличение сложности элементов, составляющих основное содержание соревновательной программы; повышение уровня физической и технической подготовленности; формирование музыкальной и двигательной культуры; повышение внимания к хореографической подготовке и др.
Материалы. Авторами предложен новый подход к повышению эффективности тренировочного процесса аэробистов высокой квалификации. Разработана методика совершенствования технической и артистической подготовки квалифицированных аэробистов на основе улучшения их ориентировки в пространственно-временных параметрах двигательных действий.
Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, передового педагогического опыта специалистов - тренеров по спортивной аэробике, педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, киносъемка, статистическая обработка данных.
Результаты. В данной статье предлагается методика совершенствования спортивного мастерства квалифицированных аэробистов на основе их четкого перемещения по площадке в соответствии с нанесенной на нее разметкой, определяющей главные направления передвижений аэробистов: по диагонали, по прямой и по дуге. Точно установленная длина диагоналей, двух дуг и трех прямых линий (передней, средней и задней),
каждая из которых имеет свой цвет, позволяет установить индивидуальную длину разбега перед выполнением сложного акробатического или гимнастического элемента, с учетом росто-весовых данных аэробиста; количество упражнений в прыжковой серии; определенное число танцевальных шагов, дорожек, поворотов, вращений, поз и других элементов при их рациональном распределении по всей площадке, добиваясь наибольшей зрелищности и восприятия судьями и зрителями. Установленная форма, длина и другие размеры используемых линий, обозначающих направление движений, дают возможность для более рационального распределения и перераспределения мышечных усилий, смены характера темпо-ритмовых параметров движений, выявления оптимального соотношения разнохарактерных элементов и т.д.
Заключение. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанной авторами методики совершенствования технической и артистической подготовки квалифицированных аэробистов. Использование разметки способствует формированию навыков моделирования сочетания определенных групп двигательных действий, их расположения по площадке; ориентирования в пространственно-временных параметрах движений.
Keywords: sports training, new approaches, methodology, pedagogical experiment
Annotation. A constant search for new approaches to the training process organization and realization is an important condition for sportsmanship improvement of highly qualified aerobists. Special scientific and methodical literature analysis shows that scientists offer different ways of sports training system effectiveness increase among those who go in for aerobics: difficulty increase of the elements, which form the basic content of competitive program; the level ofphysical and technical readiness increase; musical and motional culture formation; attention increase to choreographic training and others.
Materials. The authors offer a new approach to effectiveness increase of the training process among highly-qualified aerobists. The methodology creation of technical and artistic training improvement among qualified aerobists on the basis of their orientation improvement in spatio-temporal parameters of motional actions.
Research methods: scientific-methodical literature, specialists' (sports aerobics trainers) advanced pedagogical experience analysis and summarizing, pedagogical experiment, observation, testing, video shooting, statistical data manipulation.
Results. The article offers the methodology of sportsmanship improvement among qualified aerobists on the basis of their clear movement along the ground in accordance with made on it marking, which determines main directions of aerobists' movements: diagonally, straight and arcwise. Precisely set length of the diagonals, two arcs and three direct lines (front, middle and back), each of which has own color, allows to set individual length of a start before the difficult acrobatic or gymnastics element fulfillment, taking into consideration height and weight data of the aerobist; the number of exercises in jumping series; a definite number of the dancing steps, tracks, twists, turnings, poses and other elements in terms of their rational distribution along the whole ground, getting the highest level of staginess and perception by the judges and audience. The set form, length and other sizes of the used lines, showing the direction of movements, give an opportunity for more rational distribution and redistribution of muscular efforts, the character change of tempo-rhythmic movements parameters, for an optimal ratio of different elements revelation.
Conclusion. The results of the pedagogical experiment proved the effectiveness of created by the authors methodology of technical and artistic training improvement among qualified aerobists. Marking use provides the skills formation of the definite groups of motional actions combination modeling, their position on the ground; orientation in spatio-temporal parameters of movements.
Актуальность. Спортивная
аэробика является специфическим видом двигательной деятельности,
располагающим мощным развивающим и эстетическим потенциалом, благодаря синтезу гимнастических, акробатических, прыжковых и танцевальных упражнений, хореографии, музыки, привлекающих внимание значительного количества подростков и молодежи. Сочетание двигательных действий различной сложности, формы, эстетической насыщенности создает образовательно-развивающее пространство для формирования индивидуального стиля, творческой фантазии, поиска путей индивидуального совершенствования [15]. Российские аэробисты являются лидерами мировых первенств по данному виду спорта, однако его сохранение и упрочение требует постоянного поиска резервов повышения и совершенствования спортивного мастерства.
Целью данной работы является теоретическое обоснование
необходимости разработки новых подходов к повышению эффективности тренировочного процесса аэробистов высокой квалификации.
Задачи: Выявить дополнительные возможности повышения уровня технической и артистической
подготовленности квалифицированных аэробистов.
2. Разработать методику
совершенствования спортивной
подготовки квалифицированных
аэробистов и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.
Материалы. Проблема повышения спортивного мастерства
высококвалифицированных аэробистов привлекает внимание многих
специалистов. В теории и практике спортивной тренировки значительная роль отводится улучшению показателей общефизической и технической
подготовленности; усвоению трудных, рискованных элементов; отработке технике переходов к другим двигательным действиям, составляющим содержание композиции; поиску оригинальных связок,
обеспечивающих слитность и
непрерывность движений. Однако В.А. Поздеева, 2006, приходит к выводу, что чрезмерное усложнение программы не позволяет решать многообразие задач, стоящих перед избранным видом спорта: гармонизации движений, достижения высокого уровня исполнительского мастерства, установления контакта со зрителями и др. Очевидно, оптимальная сложность композиции, обусловленная соответствующими показателями
физической, технической,
психологической, теоретической
подготовки в совокупности с проявлением ритмичности, пластичности,
выразительности, легкости и свободой движений является необходимым базисом для успешного выступления на крупнейших спортивных форумах.
Достигнутый уровень технической подготовленности необходимо
рассматривать в качестве интегрального показателя спортивного мастерства, характеризующегося определенной
обусловленностью характера взаимосвязи физической, тактической, волевой подготовки, а также других сторон тренировочного процесса, что находит свое конкретное выражение в возникновении сложной
высокодинамичной системы с их особым образом организованным
взаимодействием. В связи с этим, техническая подготовка является одним из стержнеобразующих факторов увеличения показателей спортивного мастерства.
Результаты исследований Л.А. Сомкина, 2001, и др. свидетельствуют о том, что для совершенствования индивидуальной техники выполнения элементов важно формировать навыки понимания сущности каждого
выполняемого двигательного действия, его влияния на эмоциональную сферу спортсмена, зрителей и судей; точного воспроизведения формы и содержания каждого элементам независимо от его сложности, так как в композиции нет места случайным двигательным действиям, каждое из которых выполняет свою конкретную функцию.
Спортивная аэробика является одним из художественных, зрелищных видов специально организованной двигательной деятельности, где
исполнительское мастерство оценивается наряду с техническим. Недостаточно технически четко выполнить сложный элемент, выполнение должно быть виртуозным, ярким и впечатляющим. Это обусловливает необходимость
формирования навыков усвоения базовых двигательных действий, составляющих основное содержание соревновательной программы, и дополнительных,
раскрывающих индивидуальный стиль аэробиста, оригинальность его
композиции, творческий потенциал, высокое художественно-эмоциональное восприятие каждого движения.
Одним из средств выразительности в спортивной аэробике является использование различных направлений выполняемых двигательных действий: по диагонали, по прямой, по дуге, по зигзагу. Каждое направление движений располагает различными возможностями. Так, значительную группу структурных элементов композиции составляют разнообразные прыжки, артистичность исполнения которых детерминирована высотой вылета, четкостью линий тела и головы в безопорном положении, рациональном расположении частей и звеньев тела в пространстве.
Сложные высоко-далекие прыжки составляют особую группу трудности, поэтому выбор оптимального направления движений имеет большое значение для артистичности и зрелищности их исполнения. Высоко-далекие прыжки с разведением ног в стороны в высокой точке вылета (поперечный или прямой шпагат) лучше воспринимается при движении в прямом направлении: лицом к зрителям; от задней линии площадки к передней; прыжок полукольцом или кольцом (сгибая ноги назад и касаясь носками затылка) лучше воспринимается
при перемещении по прямой линии, параллельно зрительному залу. В спортивной аэробике важно также принимать статодинамические позы, жесты и выполнять равновесие с точек площадки, придающих им наибольшую степень зрелищности и выразительности.
Исходя из концептуальных положений: единства объективного и субъективного; обусловленности
внутренних и внешних связей; потребностно-мотивационной и
эмоционально-волевой сфер, мы разработали методику совершенствования спортивного мастерства
квалифицированных аэробистов на основе их четкого перемещения по площадке в соответствии с нанесенной на нее разметкой.
Были обозначены: две диагонали (белые линии шириной 5 см; передняя и задняя прямые линии (красного цвета); две дуги (слева и справа - синего цвета).
Четкое обозначение основных направлений перемещения спортсменов по площадке позволяет:
- рационально распределить сложные и сверхсложные зрелищные элементы равномерно по площадке с учетом их оптимального восприятия зрителями и судьями;
- подобрать связки и дополнительные двигательные действия, обеспечивающие плавный, логичный, динамичный переход к следующей группе упражнений;
- определить грациозные, оригинальные позы по частям композиции с учетом местонахождения аэробиста на площадке с целью их наиболее эффективного восприятия болельщиками;
- установить скорость передвижения спортсмена с учетом формы, содержания и сложности элемента по каждому направлению;
- определить оптимальную амплитуду движений по прямым линиям, диагонали, дуге и т.д.
Рисунок 1. Расположение основных способов передвижения аэробистов по соревновательной площадке
Так, при выполнении высокодалекого прыжка, согнув одну ногу вперед (полушпагат) с поворотом в высшей точке вылета и приземлением в упор лежа по диагонали, аэробист выполняет круги двумя ногами с приземлением в прямой шпагат, лицом к зрителям в заданную позу, на средней прямой линии. Выполнение различных акробатических элементов типа сальто, а также комбинации из двух-трех сложных прыжков с пируэтами также целесообразно выполнять по диагонали.
Танцевальные шаги и дорожки; шаги, пробежки более уместны при передвижении по правой и левой дуге; сложные повороты и вращения, обеспечивающие динамичность,
эстетическую выразительность и виртуозность движений, требуют тонкого мышечного ощущения, своевременного перераспределения мышечных усилий, хорошей ориентировки в пространственно-временных параметрах движений. Они создают наибольший зрительный эффект при передвижении по средней или передней прямой линии, заканчивая соединение из нескольких вращательных
элементов в выразительную позу лицом или боком к зрителям.
Статические и динамические равновесия, позы на одной ноге в сочетании с эффектными жестами и мимикой являются элементами различной трудности и отличаются наибольшей выразительностью при расположении в самой удачной точке соревновательной площадки. Боковое равновесие более целостно воспринимается на прямой линии: как проходящее - на задней; как элемент определенной группы трудности -на средней или передней. Заднее равновесие более зрелищно выглядит в месте пересечения диагоналей и если это высшая группа трудности - на передней прямой линии и т.д.
Разнонаправленные, нанесенные на площадку линии определяют направление передвижений аэробистов и позволяют:
- рационально распределять сложные и дополнительные элементы, добиваясь повышения зрелищности композиции;
- более эффективно чередовать разнохарактерные движения: танцевальные шаги и дорожки, прыжки, подскоки, равновесия, повороты и
вращения - с акробатическими и гимнастическими элементами различной трудности;
- устанавливать более тесные связи со зрителями;
- более точно управлять скоростью движений;
- устанавливать оптимальное соотношение темпо-ритмовых параметров двигательных действий и т.д.
Для проверки эффективности разработанной нами методики
совершенствования технической и артистической подготовки
квалифицированных аэробистов был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 24 спортсмена 1-го разряда и КМС 17-20 лет. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 12 человек в каждой.
Перед началом педагогического эксперимента было проведено
тестирование с целью выявления исходного уровня физической
подготовленности с использованием следующих контрольных упражнений: бег 100 м(с); бег 3000 м(мин); прыжок в длину с места (см); сгибание и разгибание рук в упоре лежа; наклон вперед до касания пальцами пола, стоя на скамейке (см); прыжок с места в высоту с поворотом ( в градусах).
Анализ полученных результатов не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности аэробистов КГ и ЭГ (р>0,05). Уровень технической подготовленности, а также
артистичности определялся по результатам участия в соревнованиях различного масштаба в течение года.
В КГ тренировочные занятия проводились по традиционной
методике[6], утвержденной федерацией спортивной аэробики РФ. В ЭГ использовалась разработанная нами методика с использованием специальной разметки; четким распределением элементов различной трудности, формы и содержания в соответствии с особенностями их восприятия со стороны
судей и зрительного зала. Применение нанесенных на площадку цветных линий: дуг, прямых линий (передней, средней и задней), диагоналей - позволило определить точное количество шагов для разбега и выполнения сальто и других элементов высшей трудности; серий прыжков; длину танцевальных дорожек; определить наиболее удачные места для равновесий, поз, поворотов, вращений и других движений.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование для выявления динамики показателей физической
подготовленности. Анализ полученных результатов показал, что результаты улучшились в обеих группах - КГ и ЭГ, однако в ЭГ прирост показателей оказался выше. Так, в КГ при исходных данных выполнения прыжка в высоту с места с поворотом 519,4±14,1° к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились и составили 531,6±12,1° (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 512,7±27,1° результаты возросли до 577,9±13,6° (р<0,05). В КГ при исходных данных прыжка в длину с места 180,3±4,0 см к завершению педагогического эксперимента показатели улучшились до 187,9±7,1 см (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 181,2±11,5 см к окончанию педагогического эксперимента данные возросли до 199,3±8,8 см (р<0,05). Подобная тенденция улучшения показателей в ЭГ была выявлена и по другим контрольным упражнениям.
Анализ результатов семи соревнований с участием аэробистов КГ и ЭГ показал, что у спортсменов ЭГ средний балл оказался существенно выше. Так, в КГ средний балл по итогам выступлений составил за техническую подготовку 8,2 балла, артистичность - 7,8 балла. В ЭГ, соответственно, за техническую подготовку средний балл составил 8,8 балла; за артистичность - 8,6 балла.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента
свидетельствуют о том, что использование
специальной разметки четко обозначенной формы, цвета, длины и ширины позволяет аэробистам более легко и свободно ориентироваться в распределении акробатических и гимнастических элементов различной сложности, шагов, прыжков, подскоков, танцевальных дорожек, добиваясь их наибольшей зрелищности, выразительности,
технической точности, слитности и т.д. Специальная разметка способствует более эффективному использованию творческого потенциала аэробистов, их фантазии; формированию навыков моделирования сочетания определенных групп
двигательных действий, их
месторасположения по площадке; ориентирования в пространственно-временных параметрах движений.
Литература
1. Афтимичук, О. Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О. Е. Афтимичук, З. М. Кузнецова // Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 2 (35). - С. 28-38. DOI 10.14526/01 _1111_04
2. Касаткина, Н. А. Структура и содержание надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике / Н. А.Касаткина, Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2011. - №9. - С. 77-80.
3. Кокарев, Б. В., Методические основы подготовки сборной команды по спортивной аэробике к соревнованиям высокого ранга / Б. В. Кокарев, С. Г. Жестков, Н. И. Смирнов // Теория практика физической культуры. - 2007. - № 11. - С. 31-34.
4. Крючек, Е. С. Специализированная подготовка к обучению упражнениям спортивной аэробики : учеб.- метод. пособие. / Е. С. Крючек. -СПб. : С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2002. - 37 с.
5. Назаренко, Л. Д. Эстетика физических упражнений / Л. Д. Назаренко. - М. : Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004. -249 с.
6. Назаренко, Л. Д., Повышение надежности и стабильности соревновательной деятельности в спортивной аэробике : монография / Л. Д. Назаренко, Н. А. Касаткина. - Ульяновск : УлГПУ, 2012. - 176 с.
7. Поздеева, Е. А. Совершенствование исполнительского мастерства в спортивной аэробике : учебно-методическое пособие / Е. А. Поздеева. Г. Н. Пшеничникова. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2008. - 104 с.
8. Программы по спортивной аэробике / Под ред. Ю. С. Филимоновой. - Новосибирск, 2006. - 60 с.
9. Сомкин, А. А. Спортивная аэробика. Классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных спортсменов : монография / А. А. Сомкин. - СПб. : СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - 222 с.
10. Сомкин, А. А. Техническое оснащение специализированного зала для занятий спортивной аэробикой : учеб. Пособие / А. А. Сомкин. - СПб., 2001. - 39 с.
References
1. Aftimichuk O. E. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No.3(35), pp.28-38. DOI 10.14526/01_1111_04
2. Kasatkina N. A. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2011, No.9, pp. 77-80.
3. Kokarev B. V. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2007, No. 11, pp. 31-34.
4. Krychek E. S. Spetsializirovannaya podgotovka k obucheniyu uprazhneniyam sportivnoi aerobiki [Special training to sports aerobics exercises teaching], Saint-Petersburg : Saint-Petersburg State Academy of Physical Culture named after P.F. Lesgaft, 2002, 37 p.
5. Nazarenko L. D. Estetika fizicheskikh uprazhnenii [Aesthetics of physical exercises], Moscow: "Theory and practice of physical culture" publishing house, 2004, 249 p.
6. Nazarenko L. D. Povyshenie nadezhnosti i stabil'nosti sorevnovatel'noi deyatel'nosti v sportivnoi aerobike [Safety and stability increase of competitive activity in sports aerobics], Ulyanovsk : Ulyanovsk State Pedagogical University, 2012, 176 p.
7. Pozdeeva E. A. Sovershenstvovanie ispolnitel'skogo masterstva v sportivnoi aerobike [Performing mastery improvement in sports aerobics], Omsk : Siberian State University of Physical Culture publishing house, 2008, 104 p.
8. Filimonova Y.S. Programmy po sportivnoi aerobike [Sports aerobics programs], Novosibirsk, 2006, 60 p.
9. Somkin A. A. Sportivnaya aerobika. Klassifikatsiya uprazhnenii i osnovnye komponenty podgotovki vysokokvalifitsirovannykh sportsmenov [Sports aerobics. Exsrcises classification and the main components of highly-qualified sportsmen's training], Saint-Petersburg : Saint-Petersburg State Academy of Physical Culture named after P.F. Lesgaft, 2001, 222 p.
10. Somkin A. A. Tekhnicheskoe osnashchenie spetsializirovannogo zala dlya zanyatii sportivnoi aerobikoi [Technique of a specialized hall for sports aerobics], Saint-Petersburg, 2001, 39 p.
Статья поступила в редакцию: 3.11.2015 г.