Научная статья на тему 'Формирование надежности соревновательной деятельности как фактор повышения ее результативности'

Формирование надежности соревновательной деятельности как фактор повышения ее результативности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ АЭРОБИКА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАДЕЖНОСТЬ / СТРУКТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Н.А., Разумова Л.В., Назаренко Л.Д.

Результативность спортивной деятельности в значительной мере определяется стабильностью и надежностью выступлений занимающихся спортивной аэробикой. Являясь ведущими компонентами состязательной деятельности, стабильность и надежность детерминируют уровень физической, технической и психологической подготовленности, обеспечивающей выступление спортсменов без грубых ошибок и срывов, обусловленных стрессовой ситуацией в процессе соперничества с квалифицированными противниками. Степень психологической устойчивости обусловлена многими факторами, что приводит к необходимости исследования особенностей структурного содержания стабильности и надежности. В данной статье раскрываются ведущие компоненты надежности, для оценки которой разработаны соответствующие тесты и критерии, позволяющие установить основные направления спортивной подготовки, обеспечивающие повышение надежности выступлений спортсменов на соревнованиях при сохранении высоких показателей выразительности, пластичности, артистичности движений основных составляющих спортивного мастерства аэробистов. Предложена методика формирования объективной оценки уровня тренированности, эффективности управления двигательными действиями; установления соответствия ведущих параметров двигательных действий; достижения экономичности движений, а также установления контакта со зрителями, как ведущих компонентов надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике. Экспериментальная проверка позволила получить данные, подтверждающие большую значимость выявления структурного содержания надежности, как важной составляющей соревновательной деятельности и предложенной методики ее формирования с учетом многоаспектного содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование надежности соревновательной деятельности как фактор повышения ее результативности»

УДК 796.01

ФОРМИРОВАНИЕ НАДЕЖНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Н.А. Касаткина - аспирант Л.В. Разумова - аспирант Л.Д. Назаренко - доктор педагогических наук, профессор Ульяновский государственный педагогический университет

Ульяновск

FORMATION OF THE RELIABILITY OF COMPETITIVE ACTIVITIES AS A FACTOR IMPROVING ITS PERFORMANCE

N.A. Kasatkina - post-graduate student L.V. Razumov - post-graduate student L.D. Nazarenko - doctor of Pedagogical Sciences, Professor Ulyanovsk State Pedagogical University Ulyanovsk

e-mail: likost@mail.ru

Ключевые слова: спортивная аэробика, соревновательная деятельность, надежность, структурное содержание, методика формирования, педагогический эксперимент, критерии оценки.

Аннотация. Результативность спортивной деятельности в значительной мере определяется стабильностью и надежностью выступлений занимающихся спортивной аэробикой. Являясь ведущими компонентами состязательной деятельности, стабильность и надежность детерминируют уровень физической, технической и психологической подготовленности, обеспечивающей выступление спортсменов без грубых ошибок и срывов, обусловленных стрессовой ситуацией в процессе соперничества с квалифицированными противниками. Степень психологической устойчивости обусловлена многими факторами, что приводит к необходимости исследования особенностей структурного содержания стабильности и надежности.

В данной статье раскрываются ведущие компоненты надежности, для оценки которой разработаны соответствующие тесты и критерии, позволяющие установить основные направления спортивной подготовки, обеспечивающие повышение надежности выступлений спортсменов на соревнованиях при сохранении высоких показателей выразительности, пластичности, артистичности движений - основных составляющих спортивного мастерства аэробистов. Предложена методика формирования объективной оценки уровня тренированности, эффективности управления двигательными действиями; установления соответствия ведущих параметров двигательных действий; достижения экономичности движений, а также установления контакта со зрителями, как ведущих компонентов надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике. Экспериментальная проверка позволила получить данные, подтверждающие большую значимость выявления структурного содержания надежности, как важной составляющей

соревновательной деятельности и предложенной методики ее формирования с учетом многоаспектного содержания.

Keywords: sports aerobics, competitive activity, safety, structural content, method of formation, pedagogical experiment, the evaluation criteria.

Summary. The effectiveness of sports activities is largely determined by the stability and reliability of speeches dealing with sports aerobics. As the leading components of competitive activity, stability and reliability determine the level of physical, technical and psychological training, providing sports performance without the blunders and failures caused by a stressful situation in the competition with skilled opponents. The degree of psychological stability is due to many factors, which leads to the need for studies of the structural maintenance of stability and reliability.

This article describes the major components of the reliability which are designed to assess the appropriate tests and criteria to establish the basic direction of athletic training to ensure the reliability of performances of athletes in competition, while maintaining high levels of expression, plasticity, and artistry of movement - the main components of athletes sportsmanship. A method of forming an objective assessment of the level of fitness, efficiency, control motor actions, establish compliance with the parameters of the leading motor actions, achieving profitability movements, as well as establishing contact with the audience as the major components of the reliability of competitive activity in sports aerobics. Experimental verification of the provided data, confirming the great importance of identifying the structural reliability of the content as an important component of competitive activity and the proposed method of its formation, taking into account the multidimensional content.

ВВЕДЕНИЕ

Надежность выступлений занимающихся спортивной аэробикой детерминирована способностью к контролю и управлению психо-эмоциональным состоянием, обстановкой состязаний, объективной оценкой уровня спортивного мастерства. Повышение надежности связано с приобретением опыта соревновательной деятельности; анализом результатов выступлений сильнейших команд; объективным определением места собственной команды среди ведущих спортсменов по данному виду спорта и самоанализом результатов выступлений на каждом состязании [1-3].

Надежность выступлений аэробистов в системе отборочных и основных соревнований определяется степенью соответствия уровня общефизической, технической и психологической подготовленности требованиям состязательной деятельности, предусмотренной правилами соревнований.

Целью данной работы является установление структурного содержания надежности соревновательной деятельности занимающихся спортивной аэробикой; выявления ведущих компонентов и установление характера взаимосвязей между ними.

Задачи:

1. Теоретическое обоснование значимости надежности выступлений как ведущего показателя их спортивного мастерства.

2. Разработка и экспериментальная проверка методики формирования надежности соревновательной деятельности занимающихся спортивной аэробикой.

Спортивная аэробика представляет собой сочетание разнонаправленных двигательных действий, выполняемых с различной степенью мышечного напряжения, чередованием прыжковых упражнений высокой интенсивности, серией поворотов и вращений, связанных с задержкой дыхания, с различными танцевальными движениями и дорожками, создающими условия для расслабления работающих мышц и восстановления дыхания.

Формирование рационального дыхания занимающихся спортивной аэробикой является ведущим условием эффективности организации учебно-тренировочного процесса, так как обеспечивает организм кислородом, создавая условия для его нормального

функционирования. Техника дыхания спортсменов, которые занимаются спортивной аэробикой, предусматривает формирование навыков выполнения короткого глубокого вдоха с последующим поэтапным выдохом после каждого технически сложного упражнения, требующего значительного мышечного напряжения. Прерывистое дыхание приводит к существенному уменьшению энергии, нарушению рационального двигательного ритма. Данное обстоятельство ставит задачу усвоения техники дыхания в число важнейших в общей системе спортивной подготовки аэробистов. Это предусматривает особые требования к построению композиции, где характер взаимосвязи сложных и простых по своему структурному содержанию двигательных действий обусловливает становление рациональной техники дыхания. Следовательно, количество и продолжительность связующих элементов, поз, танцевальных дорожек обусловлено закономерностями рационального функционирования организма, целесообразностью структурного содержания композиции программного выступления, надежность которого в числе других факторов определяется и постановкой техники дыхания.

Формирование надежности осуществляется при определенных педагогических условиях, среди которых одним из ведущих является выполнение наиболее технически сложных двигательных действий в одних и тех же условиях, что обусловливает его условнорефлекторное закрепление, установление четкой формы и прочных связей между их структурными элементами. При этом важно, сохраняя постоянство условий выполнения двигательной задачи, обеспечивать постоянное усложнение моторного акта посредством изменения его ведущих пространственно-временных и пространственно-силовых параметров (увеличение высоты вылета в прыжках, сочетание нескольких высоко-далеких прыжков, требующих значительного мышечного напряжения при проходящих позах, отличающихся четкостью рисунка, как одного из элементов эстетической выразительности движений.

Легкость и свобода движений достигаются путем своевременного перехода от сложных двигательных действий к простым с плавным характером и особой пластичностью, грациозностью, выразительностью, за которыми скрывается переход организма на более высокий уровень функционирования. Четкость установления границ перехода от технически сложных моторных актов к простым, требующим высокого уровня артистичности, является одним из показателей сформированности надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике.

Надежность выступлений аэробистов в процессе состязательной деятельности обеспечивается соответствием структурной сложности композиции характеристикам оптимальной спортивной формы, для которой характерно умение сосредоточиться на наиболее трудной части программного выступления; сконцентрировать нервно-мышечные усилия на четкости их использования и способности к своевременному расслаблению работающих мышц при выполнении танцевальных шагов, дорожек, пробежек, связанных с демонстрацией простых по форме, но оригинальных, неожиданных способах их включения в общую композицию выступления, что, в свою очередь, способствует созданию необычного выразительного, музыкально-эстетического художественного образа.

В спортивной аэробике большое значение имеет установление контакта со зрителями, свидетельством которого является возникновение ощущения психологической поддержки, одобрения, восхищения, что сообщает спортсменам дополнительный импульс уверенности в своих силах; создает условия для наиболее полного раскрытия творческого потенциала спортсменов.

Одним из ведущих компонентов надежности состязательной деятельности является экономичность движений, характеризующаяся количеством технически сложных двигательных действий, освоенных в совершенстве; сохранением оптимального темпа, ритма и других параметров моторных актов, а также легкостью, свободой и выразительностью движений, независимо от возникшей ситуации в ходе соревнований.

Экономичность движений аэробистов характеризуется также способностью к четкому установлению оптимального соотношения ведущих параметров двигательных действий, что

обусловливает рациональное распределение энергии с учетом разной степени сложности и трудоемкости моторных актов. Экономичность движений квалифицированных аэробистов достигается также соответствующей подготовкой обеспечивающих вегетативных функций, своевременно снабжающих работающие мышцы кровью и кислородом, что поддерживает необходимый уровень работоспособности спортсмена.

С целью проверки эффективности формирования надежности, как одного из ведущих компонентов соревновательной деятельности аэробистов, нами был проведен педагогический эксперимент с участием 22 квалифицированных спортсменов в возрасте 1722 лет. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 11 человек. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование общефизической подготовленности, а также уровня сформированности надежности выступлений спортсменов. Анализ полученных данных не выявил существенных различий по уровню общефизической подготовленности, а также уровня сформированности надежности выступлений спортсменов (р>0,05).

Занятия в КГ проводились в соответствии с программой, рекомендованной федерацией спортивной аэробики. В ЭГ большое внимание уделялось формированию надежности выступлений аэробистов в соревнованиях различного масштаба и значимости. С этой целью были выявлены следующие основные компоненты надежности:

- объективная оценка уровня тренированности;

- эффективность управления двигательными действиями;

- соответствие ведущих параметров двигательных действий;

- экономичность движений;

- установление контакта со зрителями.

Нами были разработаны соответствующие критерии оценки для каждого из данных компонентов. Так, степень объективности оценки уровня тренированности определялась по следующим критериям, обеспечивающим способность спортсменов к анализу ведущих показателей, характеризующих достигнутый уровень тренированности. Оценивалась готовность аэробиста к определению показателей тренированности по комплексу определенных показателей.

Критерии оценки:

5 баллов - полное совпадение самооценки уровня тренированности с оценкой экспертов;

4 балла - незначительное расхождение между самооценкой уровня общефизической и технико-тактической подготовленности с экспертной оценкой (расхождение около 5%);

3 балла - расхождение между самооценкой и экспертной оценкой выявлено по двум показателям тренированности;

2 балла - расхождения отмечаются по трем основным показателям;

1 балл - несоответствие самооценки и оценки уровня тренированности групп экспертов обнаружено более чем по трем показателям.

Эффективность управления двигательными действами оценивалась по умению определить момент перераспределения мышечных усилий; смены мышечного напряжения расслаблением; способности к установлению рационального дыхания; применения эстетически выразительных статодинамических положений, подчеркивающих завершенность отрезка программы выступления и переход от одной части композиции к другой.

Критерии оценки:

5 баллов - своевременность перераспределения мышечных усилий, смены мышечного напряжения и расслабления; установление рационального дыхания; впечатление свободы и легкости движений; высокая художественность поз, жестов, мимики;

4 балла - четкое перераспределение мышечных усилий; чередование мышечного напряжения и расслабления; правильное дыхание; недостаточно акцентированное выполнение поз;

3 балла - недостаточная свобода и легкость движений; нечеткий переход от одной части композиции к другой;

2 балла - скованность движений; напряженность поз и жестов; недостаточная выразительность двигательных действий; слабо выраженный двигательный ритм.

1 балл - искажение формы и структуры двигательных действий; несоответствие содержания движений характеру музыкального сопровождения.

Соответствие пространственно-временных и пространственно-силовых параметров моторных актов художественному замыслу композиции; музыкально-эстетическому образу является одним из обязательных составляющих спортивного мастерства аэробистов. Направление, скорость, амплитуда, соразмерность движений, рациональное распределение мышечных усилий, чередование высокодинамичных темповых элементов с плавными -позволяет передать динамический и эмоциональный характер программного выступления, внутреннего состояния спортсменов.

Степень соответствия ведущих параметров двигательных действий содержанию композиции, создаваемому музыкально-выразительному образу оценивалась по четкости формы выполняемых двигательных действий, обусловленной их внутренней структурой; плавности перехода от одного элемента к другому; элегантности, виртуозности исполнения.

Критерии оценки:

5 баллов - четко выраженное чувство соразмерности структурных элементов моторного акта; оптимальное соответствие скорости и амплитуды движений; умение подчеркнуть ведущее звено техники сложного двигательного действия;

4 балла - четко выраженное соответствие темпа и динамики моторных актов; форма и структура связующих элементов логически дополняет и усиливает эстетический компонент композиции; не всегда выполненная часть программы завершается грациозной, оригинальной позой;

3 балла - незначительное расхождение в скорости, амплитуде и характере распределения мышечных усилий, что создает впечатление нечетко выраженного художественно-музыкального образа выступления;

2 балла - излишняя мышечная напряженность не позволяет установить рациональное соотношение пространственно-временных и пространственно-силовых параметров двигательных действий, что приводит к выполнению отдельных частей композиции;

1 балл - отсутствие чувства соразмерности структурных элементов двигательного акта; неумение выделить ведущее звено техники сложного моторного акта и его деталей.

Экономичность двигательных действий присуща спортсменам высокой квалификации, характеризуя собой высокий уровень спортивной техники, она проявляется в рациональной организации двигательной деятельности; согласованности двигательных и вегетативных функций; достаточном уровне обеспеченности работающих мышц необходимыми питательными веществами; высвобождением части энергии для проявления исполнительского мастерства. Экономичность движений оценивалась по оптимизации моторных актов; соразмерности движений; чередовании сложных и простых двигательных действий; мышечного напряжения и расслабления; способности применения выразительных элементов, подчеркивающих художественную красоту технически совершенных двигательных действий.

Критерии оценки:

5 баллов - четкое представление о структурном содержании моторных актов и способах их выполнения с максимальной выразительностью, артистичностью, виртуозностью при рациональном распределении мышечных усилий и сохранении правильного дыхания;

4 балла - недостаточно точная расстановка акцентов при высокотехничном исполнении сложных двигательных действий;

3 балла - неумение справиться с излишним мышечным напряжением, проявляющемся в некоторой скованности движений;

2 балла - непонимание особенностей структурного содержания двигательных действий, составляющих основное содержание композиции; слабо выраженный двигательный ритм; попытка выполнить программу путем значительного мышечного напряжения.

1 балл - отсутствие соразмерности движений, понимания эстетической сущности двигательных действий, обусловливающей их экономичность.

Установление контакта со зрителями - важное условие реализации творческого потенциала аэробистов. Реакция присутствующих в зале людей на выступлении спортсменов является свидетельством правильного восприятия композиции, созданного ими музыкально-художественного образа близкого и понятного зрителям, способствующему формированию эстетических взглядов, представлений, эстетических вкусов, идеалов, что имеет большое значение для приобщения болельщиков к ценностям физической культуры и спорта; пониманию роли двигательной деятельности в укреплении здоровья; разностороннего развития; выявления духовно-нравственного потенциала.

Это оказывает существенное воздействие на психо-эмоциональное состояние спортсменов. Одобрение зрителями главной идеи программного выступления, индивидуального стиля, эстетически привлекательного направления открывают новые, дополнительные возможности для совершенствования спортивного мастерства. При установлении контакта со зрителями аэробисты получают психо-эмоциональную поддержку, повышающую уверенность в себе, одобрение выбора вида спортивной деятельности для саморазвития и самосовершенствования.

При установлении контакта со зрителями оценивается способность спортсменов к выполнению композиции в плоскости, наиболее воспринимаемой болельщиками; выбору исходного положения перед выступлением лицом к присутствующим; завершению части программы позой, обращенной к зрительному залу; готовность к оценке зрителей своего выступления в разной форме: получение одобрения, порицания и др.

Критерии оценки:

5 баллов - сосредоточенность внимания на установление контакта со зрителями, установление основного направления движений лицом к болельщикам, эмоционально-психическая открытость зрительному залу; получение дополнительной энергии, выражающейся в удовлетворенности и грациозности выступления;

4 балла - выбор основных направлений передвижения с учетом расположения зрителей; завершение каждой части композиции позой, обращенной к болельщикам; полное ощущение взаимодействия спортсменов со зрителями, улучшение психо-эмоционального состояния; использование приветственных жестов, не предусмотренных композицией;

3 балла - установление контакта со зрителями, сдержанность в проявлении эмоций; завершение выступления в закрытой, по отношению к зрителям, позе.

2 балла - выбор основных способов передвижения по площадке без учета расположения зрителей; начало и окончание выступления лицом к болельщикам без проявления эмоций;

1 балл - отсутствие эмоционального взаимодействия со зрителями, недооценка значимости контакта с присутствующими людьми как фактора артистичности выступления.

Использование данных критериев оценки ведущих компонентов надежности соревновательной деятельности аэробистов позволили выявить их динамику до проведения и после окончания педагогического эксперимента. В ходе исследования учебно-тренировочные занятия в КГ проводились по традиционной методике в соответствии с программой, рекомендованной федерацией спортивной аэробики. В ЭГ большое внимание уделялось реализации основных компонентов, составляющих сущность надежности выступлений спортсменов.

С этой целью после просмотра спортивных соревнований с участием ведущих мастеров по спортивной аэробике совместно со спортсменами ЭГ проводился анализ показателей тренированности; насыщенности композиции сложными и оригинальными

элементами; возможных вариантов повышения эффективности выполнения программы выступлений; средств и методов достижения артистичности, пластичности и зрелищности исполнения. Проводился сопоставительный анализ показателей тренированности участников педагогического эксперимента, возможности их увеличения для повышения спортивного мастерства; оценивались используемые приемы художественно-музыкальной выразительности двигательных действий с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.

При оценке эффективности управления двигательными действиями большое внимание уделялось формированию навыков рационального сочетания быстрых и медленных, плавных моторных актов; экспрессии движений, мощных, энергичных прыжков, серий подскоков с поворотами и вращениями с завершающей пластикой танцевальных шагов, с четким рисунком изящных линий, переходов из высоких положений в низкие и т.д.

Спортсменам ЭГ предлагались различные варианты быстрых и медленных частей композиции выступления; они предпринимали также самостоятельные попытки создания музыкально-эстетического образа под наиболее привлекательную для них высокохудожественную мелодию на основе большого количества разнообразных двигательных действий, их разновидностей и вариантов, составляющих содержание программы выступлений.

Для формирования навыков выбора пространственно-временных и пространственно-силовых параметров двигательных действий, обеспечивающих их эстетическую привлекательность и зрелищность, насыщенность композиции разнообразными, оригинальными элементами, аэробисты ЭГ выполняли танцевальные прыжковые упражнения, а также повороты, вращения и другие моторные акты с различенным сочетанием их ведущих характеристик: скорости, амплитуды, мышечного напряжения, выбирая их оптимальное соответствие для решения конкретных двигательных заданий.

В зависимости от содержания музыкального произведения, характера и темперамента спортсмена определялось соотношение различных параметров двигательных действий: высота прыжка, расположение частей и звеньев тела в пространстве и времени; характер движений в безопорной фазе и др. Это давало возможность учета индивидуальных возможностей, интересов, запросов, потребностей спортсменов при составлении композиции.

Повышение экономичности движений обусловлено ростом спортивного мастерства, приобретением опыта тренировочной и соревновательной деятельности; пониманием сущности усваемого двигательного действия, соотношения его формы и содержания; условий выразительности и зрелищности его выполнения. Это приводит к усвоению закономерностей роста тренированности путем постепенного прироста показателей мышечной силы, быстроты, выносливости и других качественных сторон двигательной деятельности.

По мере расширения и углубления опыта соревновательной деятельности формируются навыки рационального распределения и перераспределения мышечных усилий в зависимости от решения поставленной задачи. Так, для выполнения высоко-далеких прыжков различной сложности аэробисты ЭГ по мере увеличения высоты вылета приобретали навыки чередования мышечного напряжения и расслабления. Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет с большой точностью развивать мышечные усилия для выполнения заданного моторного акта.

Экономичность движений обусловлена также предварительной подготовкой работающих мышц к предстоящей деятельности. Это привело к необходимости формирования у спортсменов ЭГ навыков самостоятельного выбора и использования физических упражнений для разминки.

Навыки установления контакта со зрителями у аэробистов ЭГ формировались во время показательных выступлений, где перед ними ставилась задача пропаганды спортивной аэробики как эстетически-художественного зрелищного вида спорта, направленного на

разностороннее, гармоничное развитие; обеспечение оптимального объема двигательной активности - как ведущего условия укрепления и сохранения здоровья; формирование эстетических представлений, вкусов и идеалов; повышение показателей физического и функционального состояния.

В процессе показательных выступлений аэробисты ЭГ приобретали навыки выбора оптимальных направлений движений; поз и других статодинамических положений, обращенных к зрителю; усваивали выразительные жесты, мимику, с помощью которых болельщики лучше понимали и воспринимали музыкально-эстетический образ композиции.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование уровня физической подготовленности, а также показателей надежности соревновательной деятельности. Анализ материалов исследования показал, что улучшение результатов произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, однако, в ЭГ прирост был более существенным. Так, в КГ гибкость, измеряемая при выполнении наклона вперед, стоя на гимнастической скамейке, возросла на 7,2% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, на 12,9% (р<0,05). В КГ сила широких мышц спины и брюшного пресса при поднимании ног за голову, касаясь пола, из положения лежа на полу, увеличилась на 6,3% (р>0,05); в ЭГ, соответственно - на 11,9% (р<0,05). Такая же тенденция была выявлена и по другим контрольным упражнениям. Увеличение показателей надежности выступлений в КГ при исходных данных 2,88±0,19 балла, произошло на 5,7% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 2,76±0,21 балла, их улучшение составило 11,6% (р<0,05).

ВЫВОДЫ

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что надежность соревновательной деятельности является одним из ведущих параметров спортивной подготовки, который необходимо формировать с первых тренировочных занятий. Спортивная аэробика как зрелищный, эстетический вид спорта предъявляет высокие требования к свободе и легкости двигательных действий, артистичности, виртуозности и пластичности, что детерминирует необходимость эффективного управления движениями, понимание и оценки их красоты, обусловленной соразмерностью и экономичностью моторных актов, способностью к раскрытию собственного творческого и эстетического потенциала.

Формирование надежности соревновательной деятельности связано с реализацией комплекса педагогических условий и воздействий, а также системы специальных мероприятий, направленных на повышение спортивного мастерства аэробистов.

Литература

1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий : учеб. пособие для студентов вузов физической культуры / под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 304 с.

2. Плахтиенко, В.А. Надежность в спорте / В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.

3. Сомкин, А.А. Спортивная аэробика : классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных спортсменов / А.А. Сомкин. - СПб. : СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - 222 с.

Literature

1. Aerobics. Theory and methodology of training : a manual for students of physical culture / edited by E.B. Myakinchenko and M.P. Shestakova. - M. : SportAkademPress, 2002. - 304p.

2. Plahtienko, V.A. Reliability in Sports / V.A. Plahtienko, J.M. Bludov. - M. : Physical Culture and Sports, 1983. - 176 p.

4. Somkin, A.A. Sports aerobics : dassification of exercise and the main components of the preparation of highly

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

skilled athletes / A.A. Somkin. - SPb. : SPbGAFK named after P.F. Physical Culture, 2001. - 222 p.

Статья выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ №2 шифр 6.663.2011

The paper was in the public tasks of the Ministry of Education and Science of RF № 2, code 6.663.2011

Статья поступила в редакцию 16.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.