Научная статья на тему 'Моделирование стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике'

Моделирование стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
573
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ АЭРОБИКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / НАДЕЖНОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Н.А.

Стабильность и надежность является основными параметрами соревновательной деятельности, уровень сформированности которых обеспечивает достижение результатов, отражающих степень общефизической и технической подготовленности спортсменов. Однако в практике состязательной деятельности часто возникают непредвиденные ситуации, обусловливающие появление ошибок и результатов, значительно ниже возможностей аэробистов. Это детерминировало необходимость разработки модели стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике как направления, обеспечивающего прогнозирование результатов выступлений в соревнованиях, соответствующих достигнутому уровню тренированности. Разработка данной модели позволила выявить ведущие компоненты каждой из неотъемлемых составляющих состязательной деятельности: стабильности и надежности. Комплекс компонентов стабильности и надежности приводит к необходимости разработки системы подходов к повышению эффективности учебно-тренировочного процесса, что, в совокупности, обеспечивает систему важных мер, направленных на улучшение учебно-тренировочного процесса. Реализация системного подхода связана с необходимостью разработки инновационной педагогической технологии, обеспечивающей комплексный анализ используемой системы спортивной подготовки с целью ее совершенствования. Педагогический эксперимент подтвердил целесообразность и эффективность разработки модели стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике, нашедшей свое дальнейшее выражение в структурном содержании педагогической технологии, использование которой в учебно-тренировочном процессе обусловило достижение планируемого результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике»

УДК: 796.83

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Н.А. Касаткина - аспирант Ульяновский государственный педагогический университет,

Ульяновск

MODELING THE STABILITY AND RELIABILITY OF COMPETITIVE

ACTIVITY IN SPORTS AEROBICS

Graduate student NA Kasatkina Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk

e-mail: elena funina@mail.ru

Ключевые слова: спортивная аэробика, моделирование, надежность и стабильность, соревновательная деятельность, компоненты, педагогический эксперимент.

Аннотация. Стабильность и надежность является основными параметрами соревновательной деятельности, уровень сформированности которых обеспечивает достижение результатов, отражающих степень общефизической и технической подготовленности спортсменов. Однако в практике состязательной деятельности часто возникают непредвиденные ситуации, обусловливающие появление ошибок и результатов, значительно ниже возможностей аэробистов. Это детерминировало необходимость разработки модели стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике как направления, обеспечивающего прогнозирование результатов выступлений в соревнованиях, соответствующих достигнутому уровню тренированности. Разработка данной модели позволила выявить ведущие компоненты каждой из неотъемлемых составляющих состязательной деятельности: стабильности и надежности. Комплекс компонентов стабильности и надежности приводит к необходимости разработки системы подходов к повышению эффективности учебно-тренировочного процесса, что, в совокупности, обеспечивает систему важных мер, направленных на улучшение учебно-тренировочного процесса. Реализация системного подхода связана с необходимостью разработки инновационной педагогической технологии, обеспечивающей комплексный анализ используемой системы спортивной подготовки с целью ее совершенствования.

Педагогический эксперимент подтвердил целесообразность и эффективность разработки модели стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике, нашедшей свое дальнейшее выражение в структурном содержании педагогической технологии, использование которой в учебно-тренировочном процессе обусловило достижение планируемого результата.

Key words: sports aerobics, modeling, reliability and stability, competitive activity, components, pedagogical experiment.

Summury. Stability and reliability are the main parameters of competitive activity, level of development that will achieve results, reflecting the degree of general physical and technical preparedness of athletes. However, in practice, adversarial activities often unforeseen situations that cause errors to occur, and the results, well below capacity aerobistov. It is the need to develop models of deterministic stability reliability of competitive activity in sports aerobics as a way as to

predict the results of participation in the matches corresponding to the achieved level of fitness. The development of this model has identified major components of each of the essential components of a competitive activity: stability and reliability. Complex components of the stability and reliability of the results in the need for a system approach to improving the effectiveness of the training process, which, in the aggregate, provides a system of important steps to improve the training process. Implementation of the systems approach is the need to develop innovative educational technology that provides a comprehensive analysis of the system uses sports training to improve it.

Pedagogical experiment confirmed the feasibility and effectiveness of the development model of stability and reliability of competitive activity in sport aerobics, which found its expression in the further structural content of educational technology, the use of which in the training process led to the achievement of the expected results.

Спортивная аэробика представляет собой комплексный вид двигательной деятельности, особенностями которой являеются разностороннее воздействие на организм; ярко выраженная направленность на формирование общей и двигательной культуры; эстетических взглядов, вкусов и представлений. Данный вид спорта сочетает разнообразные танцевальные шаги, дорожки, повороты, вращения, прыжки, подскоки, а также выразительные позы, жесты, мимику, что предъявляет высокие требования к артистичности движений; четко выраженному двигательному ритму. Насыщенность танцевальных композиций разнонаправленными двигательными действиями обусловливает необходимость развития комплекса ведущих двигательно-координационных и скоростно-силовых качеств, общей и специальной выносливости.

Организация и построение программного выступления занимающихся спортивной аэробикой предусматривает условие включения элементов хореографии, художественной и спортивной гимнастики, акробатики, придающих различную танцевальную направленность и позволяющих выстраивать различные модели выступлений, сочетающих различные стили в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов.

Одним из актуальных проблем повышения спортивного мастерства занимающихся спортивной аэробикой является обеспечение стабильности и надежности соревновательной деятельности как основного направления успешной реализации кинезиологического потенциала в условиях стрессовых ситуаций, возникающих под воздействием состязательной ситуации.

Целью данной работы является моделирование ведущих компонентов соревновательной деятельности: стабильности и надежности выступлений спортсменов, достижение оптимальных показателей которых позволит более эффективно управлять движениями в процессе состязательной деятельности, контролировать психо-эмоциональное состояние, рационально реагировать на комплекс внутренних и внешних раздражителей с целью реализации поставленной задачи.

Задачи:

1. Теоретическое и методическое обоснование значимости данной модели.

2. Экспериментальная проверка ее эффективности.

Стабильность и надежность соревновательной деятельности занимающихся спортивной аэробикой являются ее основными критериями. Обеспечение стабильности выступлений спортсменов в сложных условиях спортивной борьбы характеризуется готовностью атлетов к высоко техничному выполнению композиции с высокой степенью артистичности, выразительности при максимальных показателях свободы и легкости движений [1, 3, 4, ].

Под стабильностью соревновательной деятельности спортсменов понимается способность к эффективному выполнению технически сложных элементов и соединений танцевальной композиции без видимого мышечного напряжения с сохранением оптимального

двигательного ритма, без пауз и остановок. Стабильность выступления атлетов в спортивной аэробике оценивается по следующим структурным элементам, представленным на рисунке 1.

Надежность соревновательной деятельности занимающихся спортивной аэробикой характеризуется способностью спортсменов к эффективному контролю за двигательными действиями и анализу внешних и внутренних раздражителей, влияющих на характер выполнения танцевальной композиции. Ведущим структурным элементом надежности является объективная оценка уровня тренированности, что позволяет спортсменам с достаточной степенью уверенности выполнять заданную программу выступлений в соответствии с достигнутым уровнем технической подготовленности. Оценка стабильности и надежности состязательной деятельности аэробистов осуществлялась по разработанным нами критериям.

Формирование стабильности и надежности соревновательной деятельности проводилось в ходе педагогического исследования с применением разработанной нами педагогической технологии, включающей в свое содержание специальные средства, комплекс методов обучения и тренировки, систему педагогических воздействий и другие структурные элементы спортивной подготовки.

Программы выступлений аэробистов включают блоковые соединения, композиции которых предусматривают чередование быстрых и медленных частей, каждая из которых содержит специфические средства выразительности, способствующие раскрытию духовно-нравственного и эстетически-художественного потенциала спортсменов. В ходе выполнения силовых, прыжковых и других двигательных действий спортсмены приобретают навыки дифференцирования мышечного напряжения и расслабления, выполнения сложнокоордини-рованных моторных актов в соответствии с музыкальным произведением. Это придает выступлению спортсменов особую выразительность и эмоциональность с ярким проявлением индивидуальности.

В процессе выполнения танцевальной композиции создаются условия для разностороннего интеллектуального и физического развития, что обеспечивается решением комплекса разнообразных задач, направленных на прирост показателей физических и ведущих двигательных координаций, самореализацию в спортивной деятельности [2, 5].

Основополагающим направлением совершенствования системы спортивной подготовки является концептуальное обоснование стратегии модернизации учебно-тренировочного процесса с целью комплексного решения проблемы эффективного использования кинезиологического потенциала аэробистов как важнейшего условия достижения высокого спортивного мастерства.

Ведущим вектором эффективности состязательной деятельности атлетов является обеспечение ее стабильности и надежности путем успешной адаптации к постепенно повышающимся тренировочным нагрузкам в ходе специально организованного процесса с соблюдением четко установленных правил, принципов, закономерностей прироста показателей тренированности, выхода организма на новый уровень функционирования.

Большое значение при этом имеет неукоснительное соблюдение оптимального соотношения различных тренировочных форм, объема и интенсивности мышечной нагрузки, соответствующих функциональному состоянию организма на данном этапе спортивной подготовки; возрастным, типологическим и другими индивидуальным особенностям, личностным установкам, интересам, потребностям и запросам спортсменов.

Цель и задачи

1 1

Стабильность Надежность

1 1

Ведущие компоненты

1

Соответствие уровня подготовки поставленной цели Объективная оценка уровня тренированности

i 1

Обеспечение оптимальных показателей общей и специальной подготовки Эффективность управления д вигательными действиями

1 1

Согласованность двигательных и вегетативных функций Соответствие ведущих параметров двигательных действий

i 1

Формирование индивидуального двигательного ритма Экономичность движений

i

Обеспечение уверенности в своих силах Установление контакта со зрителями

Педагогическая технология

Ожидаемый результат

Рис. 1. Модель стабильности и надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике

При разработке модели данного направления совершенствования учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать ее нацеленность на разностороннее, гармоничное развитие, детерминирующее морфофункциональные, биохимические и психологические изменения; накопление информации о социальной обусловленности сознания и поведения; единство сознания и деятельности, объективного и субъективного; обусловленность причинно-следственных связей в организации управления движениями в спорте и др., Это способствует активизации мыслительной деятельности в процессе усвоения техники основных двигательных действий; формированию творческого отношения к спортивной подготовке.

Модель раскрывает сущность учебно-тренировочного процесса, позволяет дать объективную оценку его эффективности, прогнозировать улучшение показателей спортивной подготовленности; выявлять характер взаимосвязей между ее структурными элементами. Моделирование как системный подход к организации спортивной подготовки с целью изучения ее основополагающих составляющих, установления их сущности, основных признаков, взаимосвязей и взаимообусловленности создает условия для разработки программы действий в соответствии с содержанием педагогической технологии, предусматривающей использование специальных средств в их логической последовательности с учетом различных способов их использования и критериев оценки; эффективности педагогических условий, обеспечивающих повышение результативности педагогических воздействий, стимулирующих интеллектуальную и двигательную активность.

Для проверки целесообразности и эффективности разработанной нами модели был проведен педагогический эксперимент, в котором участвовали 38 аэробистов 15-17 лет. Были организованы две группы: контрольная (КГ) - 18 человек и экспериментальная (ЭГ) - 20 человек. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью выявления исходных показателей общефизической подготовленности, а также уровня стабильности и надежности соревновательной деятельности по специальным, разработанным нами критериям оценки в баллах. Обработка материалов исследования не выявила существенных различий по исходным показателям физической подготовленности спортсменов КГ и ЭГ (р>0,05), а также по уровню стабильности и надежности соревновательной деятельности (р>0,05).

Учебно-тренировочные занятия в КГ проводились в соответствии с программой, утвержденной федерацией спортивной аэробики. В ЭГ значительное внимание уделялось формированию стабильности и надежности соревновательной деятельности.

С этой целью с учетом календаря соревнований разрабатывались модельные параметры физической и технической подготовленности; один раз в месяц выявлялась динамика показателей общефизической и специальной подготовки; на каждое соревнование ставились конкретные задачи, призванные обеспечить необходимый уровень готовности к наиболее ответственным соревнованиям. Большое значение имеет информация о квалификации и спортивной форме основных противников; стиле исполнения танцевальной композиции, тенденциях выбора того или иного направления дальнейшего развития спортивной аэробики.

В процессе выполнения двигательных действий из мышц и внутренних органов поступает информация, необходимая для своевременной коррекции сложной, многофазной комбинации. Подавая сигналы о положении частей тела, внешние сенсорные системы обеспечивают обратные связи и вместе с интерорецепторами способствуют возникновению в нервной системе необходимых программ выполнения и своевременной коррекции движений.

Для стабильности выполнения композиции в сложных условиях соревновательной деятельности, большое значение имеет соответствие программы действий состоянию периферических аппаратов, включая мышцы. Под воздействием тренировочной нагрузки происходит мобилизация вегетативных функций; усиление дыхания, кровообращения, снижение обеспечения кровью неработающих органов; изменяется характер протекания вегетативных безусловных и условных рефлексов, их приспособление к конкретному виду моторной деятельности. При этом следует учитывать, что формирование двигательных и вегетативных функций происходит не одновременно; в технически сложных упражнениях первостепенное значение приобретает своевременная подготовка вегетативных функций.

Данные закономерности изменения функционального состояния организма учитывались при проведении подготовительной части тренировочных занятий; выборе видов двигательной деятельности для разминки, определении рациональной последовательности используемых физических упражнений, характера взаимосвязей между ними. Дозировка мышечной

нагрузки должна была обеспечить достаточную подготовленность работающих мышц к предстоящей деятельности.

Рост спортивного мастерства занимающихся спортивной аэробикой определяется рядом факторов, среди которых важная роль принадлежит формированию двигательного ритма, содержание которого включает: оптимальный темп движений; динамику, обусловливающую величину и длительность мышечных усилий, а также гармонию движений, проявляющуюся как более высокий уровень управления двигательными действиями за счет улучшения координации двигательных и вегетативных функций, достижения оптимального психоэмоционального состояния, ориентированного на высокий результат действий.

Формирование двигательного ритма детерминировано эффективным выбором средств, системы соответствующих физических упражнений; музыкальных произведений, соответствующих характеру выполняемых двигательных действий; мировоззрению спортсменов, уровню их общей и двигательной культуры.

В ЭГ для повышения показателей двигательного ритма использовались физические упражнения скоростно-силовой направленности для укрепления отдельных мышечных групп, повышения показателей мышечной силы, быстроты. Для формирования рационального дыхания применялись элементы хореографии, художественной и спортивной гимнастики (специфические, выразительные виды ходьбы, бега, подскоков, волн руками и телом; взмахов, поворотов, вращений, прыжков различной сложности, вариативных упражнений и поз в равновесии, а также танцевальных шагов, дорожек и др.). На каждом тренировочном занятии спортсмены ЭГ приобретали навыки определения музыкального ритма в каждой мелодии; в соответствии с его особенностями выявляли ведущие параметры танцевальных движений; находили различия в ритме прыжковых и статодинамических упражнений. На основе анализа индивидуального двигательного ритма устанавливался оптимальный коллективный ритм для групповых выступлений.

Одним из ведущих компонентов стабильности соревновательной деятельности занимающихся спортивной аэробикой является уверенность в своих силах. Для ее формирования в ЭГ использовались системы специальных педагогических приемов и педагогических воздействий. Так, с целью обеспечения запаса «прочности» спортсмены выполняли композицию несколько ряд подряд с сохранением заданного темпа и ритма; создавались соревновательные условия для контрольного выступления в конце тренировочного занятия на фоне утомления. Спортсменам предлагалось при каждом исполнении композиции включать новые оригинальные позы и жесты с целью повышения артистичности и музыкально-художественной выразительности движений и т.д. Проводились конкурсы на самые оригинальные танцевальные дорожки, новые связки хореографических элементов, способы выполнения известных упражнений художественной и спортивной гимнастики.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование достигнутых показателей физической подготовленности, а также стабильности и надежности соревновательной деятельности. Анализ полученных данных показал, что результаты улучшились в обеих группах, КГ и ЭГ, при более высоких показателях у спортсменов ЭГ. Так, при выполнении прыжка в длину с места в КГ улучшение к завершению педагогического эксперимента составило 5,9% р>0,05; в ЭГ, соответственно, 9,4; (р<0,05); при выполнении прыжка в высоту, в КГ к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли на 4,7% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, на 8,8% (р<0,05). Подобная тенденция была выявлена и при сопоставлении показателей в других контрольных упражнениях.

Исходные показатели стабильности соревновательной деятельности в КГ 2,78±0,10 балла, к окончанию педагогического эксперимента увеличились на 6,1% (р>0,05); показатели надежности выступления спортсменов в КГ при исходных данных 2,94±0,21 балла после завершения педагогического эксперимента улучшились на 5,4% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, исходные показатели стабильности - 2,72±0,17 балла после окончания педагоги-

ческого эксперимента возросли на 11,6% (р<0,05); исходные показатели надежности -2,97±0,22 балла к завершению педагогического эксперимента возросли на 12,1% (р<0,05).

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали целесообразность и эффективность использования предложенной нами модели стабильности и надежности соревновательной деятельности в учебно-тренировочном процессе. Применение модели позволило выявить узловые моменты построения тренировочных занятий для решения поставленных задач; определить основные подходы к организации каждой части тренировочных и самостоятельных форм выполнения двигательных заданий; сосредоточить внимание на более активной реализации имеющегося творческого потенциала спортсменов, а также формировать устойчивый интерес к избранному виду спортивной деятельности как основному средству духовно-нравственного, физического и эстетического развития и совершенствования.

Литература

1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий : Учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. - М. : СпортАкадем Пресс, 2002. - 304 с.

2. Костюнина Л.И. Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой : автореф. дис. канд.пед.наук.- Ульяновск. - 2006. - 22 с.

3. Н.А Касаткина Н.А.Повышение надежности и стабильности соревновательной деятельности в спортивной аэробике./ Назаренко Л.Д.- Ульяновск : УлГПУ, 2012. - 176 с.

4. Сомкин, А.А. Спортивная аэробика. Классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных спортсменов / А.А. Сомкин. - СПб. : СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. -222 с.

5. Токарева, Е.В. Технология физического воспитания студентов с использованием автоматизированной системы управления в ритмической гимнастике. / Е.В Токарева - Хабаровск, 2002. - 196 с.

literature

1. Aerobics. The theory and methodology of training: A manual for students of physical education / ed. EB Myakin-chenko and MP Shestakov. - Moscow: SportAkadem Press, 2002. - 304.

2. Kostyunina LI Simulation of the rhythmic movements of female students involved in recreational aerobics: Author. dis. kand.ped.nauk. - Ulyanovsk. - 2006. - 22 p.

3. NA Kasatkin N.A.Povyshenie reliability and stability of competitive activity in sports aerobics. / LD Nazarenko -Ulyanovsk UlGPU, 2012. - 176.

4. Somkin, AA Sports aerobics. The classification exercise and basic components of preparation of elite athletes / AA Somkin. - St. : SPbGAFK them. PF Lesgafta, 2001. - 222 p.

5. Tokarev EV The technology of physical education students using an automated control system in rhythmic gymnastics. / EV Tokarev - Khabarovsk, 2002. - 196 p.

Статья напечатана в рамках государственного задания Минобрнауки РФ №2 шифр

6.663.2011

Статья поступила в редакцию: 8.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.