No. 2, pp. 170-178. Available at: http://www.journal-sience .org/ru/article/598. html. DOI
10.14526/01_1111_116
2. Kasatkina N. A., Nazarenko L.D. Structure and content of competitive activity reliability in sports aerobics. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2011, No. 9, pp. 77-82.
3. Kasatkina N. A., Razumova L.V., Nazarenko L.D. Reliability of competitive activity formation as the factor of its effectiveness increase. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2012, No. 1, pp. 47-55. (Access mode: http ://www/kamgifk. chelny .net/journal.)
4. Kuznetsova Z. M., Y.P. Simakov. The Olympic tradition renewal. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport]. 2009, No. 1(10), pp. 15-42. Available at: http://www/kamgifk.chelny.net/journal.
11. Kuznetsova Z.M., Kudyasheva A.N. Scoliosis in primary school age. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture
Подано: 20.07.2017 Принято: 23.07.2017
and sport]. 2007, No. 1(2), pp. 35-43. Available at: http ://www. j ournal-science.org/ru/article/515.html.
5. Nazarenko L. D. Means and methods of motor co-ordinations development. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2003, 258 p.
6. Nazarenko L. D. Estetika fizicheskih uprazhnenij [Aesthetic of physical exercises]. Moscow, "Theory and practice of physical culture", 2004, 249 p.
7. Nazarenko L., Kasatkina N., Funina E. The methodological aspect of pedagogical monitoring over the training process effectiveness in sports aerobics. Trudy IX Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa "Sovremennaya nauka I obrazovanie Amerik, Afriki I Evrazii" (Braziliya, Rio-De-Zhanejro, 18-20 avgusta 2015 [Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015)]. 2015, Vol. III, pp.522-530.
8. Erin E. Sullivan, Zara Ibrahim, Andrew L. Ellner, and Lindsay J. Giesen, Daniel A. Handel. Management Lessons for High-Functioning Primary Care Teams. Zhurnal upravleniya zdravohraneniem [Journal of Healthcare Management]. 2016, Vol. 61, No. 6, pp. 420-435 (Scopus)
9. Alfonso Penichet - Tomas, Basilio Pueo. Stabilometry profile in fixed seat rowers. Zhurnal fizicheskogo vospitaniya I sporta [Journal of physical education and sport]. 2017, Vol. 17, No. 2, pp. 537542, DOI: 10.7752/jpes.2017.02081 (Scopus)
Касаткина Наталья Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700 Мингалишева Ирина Александрона - аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: [email protected]. Кодолова Фания Мияссаровна - кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700
Для цитирования: Касаткина Н.А., Мингалишева И.А., Кодолова Ф.М. Особенности формирования стабильности выступлений в спортивной аэробике // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. . - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 46-53. DOI 10.14526/03_2017_233
DOI 10.14526/03_2017_234 УДК 796.412
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ДЕВОЧЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Е. В. Квашнина - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» ул. Орджоникидзе, д. 1, Челябинск, Россия, 454091
E-mail: [email protected]
Аннотация. Для освоения современных соревновательных программ в художественной гимнастике каждой спортсменкой должен быть достигнут необходимый и достаточный уровень не только технического мастерства, но и проявления артистизма и выразительности. Чем выше мастерство, музыкальность, культура движений гимнастки, тем больше у нее возможности в придании движениям определенного характера, выразительности. Специалисты выражают единодушное мнение о высокой значимости умения спортсменок демонстрировать виртуозность, создавать образ и отмечают композиции отдельных гимнасток, демонстрирующих уникальную хореографию на мировом ковре. На основе изучения содержания федерального стандарта по виду спорта художественная гимнастика, программ по художественной гимнастике, особенностей тренировочного процесса, выявления возрастных и психологических особенностей девочек, учетом их спортивной квалификации разработана методика применения средств классического танца (хореографии), танцевальной импровизации и актерского мастерства, направленные на повышение уровня артистизма и качества выполнения соревновательного упражнения девочек 10-11 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Материалы. В статье рассматриваются возможности оценки уровня развития артистизма спортсменок с использованием следующих методик: оценка артистизма по правилам соревнований по художественной гимнастике, по шкале, разработанной И. А. Винер-Усмановой (д-р пед. наук, профессор кафедры теории и методики гимнастики НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Президент Всероссийской федерации художественной гимнастики, главный тренер сборной России по художественной гимнастике) и по методике, предложенной А. А. Четверговой (к. п. н., доцент кафедры теории и методики гимнастики и водных видов спорта УралГУФК). Методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математического анализа и статистики. Результаты. После проведения эксперимента выявлены достоверные различия по всем показателям, характеризующих уровень развития артистизма, в частности: «образ», «стиль», «выразительность», «воображение» и «импровизация». При этом результаты соревновательного упражнения улучшились по всем видам упражнений. Заключение. Таким образом результаты педагогического эксперимента показали, что применение средств классического танца (хореографии), танцевальной импровизации и актерского мастерства в тренировочном процессе гимнасток обеспечивает позитивную динамику показателей артистизма и выразительности, что заключается в достоверном улучшении результатов во всех соревновательных упражнениях.
Ключевые слова: гимнастки, артистизм, выразительность, хореография, танцевальная импровизация, методики.
EFFECTIVENESS INCREASE OF THE TRAINING PROCESS AMONG GIRLS, WHO GO IN FOR CALLISTHENICS
Elena V. Kvashnina - candidate of pedagogical sciences, associate professor The Ural State University of Physical Culture Str. Ordzhonikidze, d. 1, Chelyabinsk, 454091, Russia
E-mail: [email protected]
Annotation. In order to master modern competitive programs in calisthenics each athlete should achieve not only necessary and sufficient level of technical mastery but also artistry and expression. The higher are the woman-gymnast's mastery, musical talent, culture of movements, the more opportunities she has to make movements expressive. Specialists express a consensus that the ability of female athletes to demonstrate virtuosity, create the image is very important and also define the compositions of the separate women-gymnasts, who demonstrate unique choreography during the World competitions. On the basis of "Calisthenics" federal standard, calisthenics programs study, the peculiarities of the training process, girls' age-related and psychological characteristics revelation, taking into account their sports qualification we created the methodology of classical dancing (choreography) means, dancing improvisation and acting technique use, directed at the competitive exercise fulfillment increase artistry and quality level by 10-11 year-old girls, who go in for calisthenics. Materials. The article is about the opportunities to estimate the level of artistry development among the female athletes using the following methodologies: artistry estimation according to calisthenics rules, using the scale, created by I.A. Viner-Usmanova (doctor ofpedagogical sciences, professor of gymnastics theory and methodology department of the National State University of physical culture, sport and health named after P.F. Lesgaft, the president of All-Russian Calisthenics federation, the main trainer of the Russian team in calisthenics), and according to the methodology, offered by A.A. Chetvergova (candidate of pedagogical sciences, associate professor of calisthenics and water kinds of sport theory and methodology department of the Ural State University of Physical Culture). Research methods: scientific-methodical literature theoretical analysis and summarizing, pedagogical observation, pedagogical testing, pedagogical experiment, methods of mathematical analysis and statistics. Results. After the experiment valid differences according to all indices, which characterize the development level of artistry, in particular: "image ", "style ", "expressiveness", "imagination", and "improvisation", were revealed. At the same time, the results of a competitive exercise improved according to all kinds of exercises. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed, that classical dancing (choreography) means, dancing improvisation and acting technique use in the training process of women-gymnasts provides positive dynamics of artistry and expressiveness indices, which is seen in a valid results improvement in all competitive exercises.
Keywords: gymnastics, artistry, expressiveness, choreography, dancing improvisation, methodology.
Введение. Современная
художественная гимнастика развивается огромными шагами. Уровень технической подготовки всегда был во главе, но при этом в последнее время все больше внимания уделяется артистической подготовке гимнасток. В связи с этим гимнастику стали называть не видом спорта, а искусством. Каждая девочка на площадке - актриса, которая играет свою роль, выполняя сложные технические элементы с предметом под музыкальное сопровождение.
Современные требования таковы, что гимнастке мало выполнить
соревновательное упражнение на высоком техническом уровне. Она должна показать не менее высокий уровень и по артистическому исполнению. Это определенный правильно подобранный образ, который соответствует
музыкальному сопровождению, характеру и темпераменту девочки, ее внутреннему миру и эмоциям [3; 4; 5].
В связи с этим, по мнению большинства специалистов [1; 2; 3; 9], в процесс подготовки гимнасток
необходимо включать хореографическую подготовку. Но не только в виде классического урока, содержанием
которого является экзерсис у станка, экзерсис на средине зала и прыжки различного характера. А также танцевальные комбинации разной направленности: классической, народной, современной. Хореографическая
подготовка должна быть одной из составляющих всего процесса подготовки гимнасток, но осуществляться в более сжатые сроки.
Термин «хореография» - это искусство создания танца. Это передача образа посредством движений тела и мимики. Поэтому у занимающихся хореографией гимнасток формируются способности передавать движениями тела определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства. Способность создавать яркий и выразительный образ. Поэтому успех в художественной гимнастике складывается из гармонии между трудностью, композицией и исполнением. Причем на том уровне конкуренции, который наблюдается в современной
художественной гимнастике, гармония эта должна быть совершенной [7].
Цель исследования - обосновать эффективность методики развития артистизма девочек 10-11 лет, занимающихся художественной
гимнастикой.
Задачи исследования:
1 Изучить особенности проявления артистизма, выразительности, эмоциональности и целесообразность их сочетания в художественной гимнастике.
2 Выявить уровень развития артистизма девочек 10-11 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
3 Определить содержание средств и методов, направленных на развитие артистизма гимнасток и оценить эффективность их применения.
Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач применялись следующие методы: _Таблица 1 - Содержание тренировочного
анализ и обобщение научно литературы, тестирование, педагогический
эксперимент, методы математической статистики.
Исследование проводилось на базе СДЮСШОР по художественной гимнастике «Гармония» г. Челябинска в период с сентября 2016 по май 2017 года. Участие принимали 20 спортсменок в возрасте 10-11 лет.
Определение уровня развития артистизма спортсменок проводилось с использованием следующих методик: оценка артистизма по правилам соревнований по художественной гимнастике [6], по шкале, разработанной И. А. Винер-Усмановой (д-р пед. наук, профессор кафедры теории и методики гимнастики НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Президент Всероссийской федерации художественной гимнастики, главный тренер сборной России по художественной гимнастике) [2, с. 42] и по методике, предложенной А. А. Четверговой (к. п. н., доцент кафедры теории и методики гимнастики и водных видов спорта УралГУФК) [8, с. 19-24].
Результаты и их обсуждение. Исследования в тренировочном процессе проводились в течение подготовительного и соревновательного периодов.
На основе изучения содержания авторских методик по развитию артистизма в художественной гимнастике, выявления возрастных, индивидуальных особенностей девочек, учетом их спортивного разряда и уровня физической подготовленности разработана методика применения средств классического танца (хореографии), танцевальной
импровизации и актерского мастерства, направленная на повышение уровня артистизма и качества выполнения соревновательного упражнения девочек 10-11 лет, занимающихся художественной гимнастикой (таблица 1).
микроцикла_
День недели
Содержание тренировки
Понедельник Тренировочное занятие - 120'
Вторник Тренировочное занятие: 1 Классический танец (хореография) - 40' 2 Тренировочное занятие, направленное на совершенствование техники с предметом (скакалка, мяч) - 60' 3 Танцевальная импровизация - 20'
Среда Тренировочное занятие - 120'
Четверг Тренировочное занятие: 1 Классический танец (хореография) - 40' 2 Тренировочное занятие, направленное на совершенствование техники с предметом (обруч, булавы) - 60' 3 Танцевальная импровизация - 20'
Пятница Тренировочное занятие - 120'
Суббота Тренировка с педагогом по актерскому мастерству
В экспериментальной группе три раза в неделю проводились тренировки, содержание которых соответствовало стандартной программе по
художественной гимнастике, два раза в неделю - комплексные занятия, включающие в себя: классический танец (хореография) - 40', тренировочное занятие, направленное на
совершенствование техники с предметом (скакалка, мяч, обруч, булавы) - 60' и
танцевальную импровизацию - 20'; а также один раз в неделю - тренировка с педагогом по актерскому мастерству.
Эффективность разработанной нами методики развития артистизма гимнасток оценивалась на основе сопоставления результатов соревновательной
деятельности (таблица 2). Соревнования проводились в начале (сентябрь 2016) и в конце (май 2017) эксперимента.
Таблица 2 - Результаты выступления гимнасток 10-11 лет на городских соревнованиях в процессе эксперимента, баллы_
Соревновательное упражнение До эксперимента (M±m) После эксперимента (M±m) t Р
Без предмета 6,72±0,078 7,09±0,90 10,06 < 0,05
Скакалка 6,18±0,11 6,44±0,11 7,75 < 0,05
Обруч 6,28±0,05 6,72±0,05 16,3 < 0,05
Булавы 6,07±0,06 6,46±0,083 8,91 < 0,05
Примечание: М - среднее арифметическое значение; т - стандартная ошибка средней арифметической; t - критерий Стьюдента;
P - достоверность результатов.
Анализ результатов, полученных после проведенного эксперимента, показал, что оценка за упражнение «без предмета» улучшилась на 5,2%, за
упражнение со скакалкой - на 4,0%, с обручем - на 6,5% и с булавами - на 6,0%.
Определяя уровень эмоциональной двигательной выразительности и
образности, стиля и импровизации гимнасток в процессе эксперимента мы получили следующие результаты (таблицы 3, 4).
Оценку в баллах в последующих тестах проводили три человека: тренер, хореограф и педагог по актерскому мастерству.
Таблица 3 - Уровень артистизма девочек 10-11 лет в процессе эксперимента, баллы (методика И. А. Винер-Усмановой)
Критерии артистизма Результаты эксперимента Норматив
До (M±m) После (M±m)
Передача образа в большей части упражнения - 7,26±0,63 9,0-7,0
Мимика не всегда соответствует образу, заданному характером музыки
Скованность при исполнении некоторых движений
Эпизодическая передача образа в процессе выполнения упражнения 4,2±0,04 - 6,9-4,0
Неестественное выражение лица в некоторых частях композиции
Скованность движений в отдельных комбинациях
Примечание: М - среднее арифметическое значение; т - стандартная ошибка средней арифметической.
Таблица 4 - Уровень артистизма девочек 10-11 лет в процессе эксперимента, баллы (методика А. А. Четверговой)
Критерии артистизма Результаты эксперимента Максимальный результат (норматив) t Р
До (M±m) После (M±m)
Образ 1,3±,0,125 1,8±0,2 3 3,5 < 0,05
Стиль 1,3±0,125 1,73±0,15 3 1,7 < 0,05
Выразительность 1,3±0,090 1,53±0,16 3 2,44 < 0,05
Воображение 1,2±0,10 1,53±0,16 3 2,64 < 0,05
Импровизация 1,4±0,13 1,73±0,18 3 2,09 < 0,05
Примечание: те же, что в таблице 2
Анализ результатов после эксперимента показал прирост в показателях «образ» на 17%, «стиль» - на 15%, «выразительность» - на 8%, «воображение» и «импровизация» на -11% каждый.
Заключение. Таким образом, использование средств и методов классического танца (хореографии), танцевальной импровизации и актерского мастерства в тренировочном процессе девочек 10-11 лет, занимающихся художественной гимнастикой,
обеспечивает положительный рост
показателей артистизма и
выразительности, что заключается в достоверном улучшении результатов во всех соревновательных упражнениях.
Литература
1. Винер, И. А. Уровень артистичности гимнасток на этапе начальной и специализированной подготовки / И. А. Винер // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2012. - № 3 (85). - 97 с.
2. Винер-Усманова, И. А. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути её формирования // И. А. Винер-Усманова, Е. С. Крючек, Е. Н. Медведева, Р. Н. Терехина. - М.: Спорт, 2015. - 120 с.
3. Кузнецова, З.М. Исторические предпосылки формирования физкультурного образования / З.М. Кузнецова, Ю.П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. - Том 2. - №4. - С. 8-14. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/magazine/48.html.
4. Кузнецов, С.А. История развития паралимпийского спорта в мире /С.А. Кузнецов, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Том 9. - №2. - С. 4653. Режим доступа: http://iournal-
science.org/ru/article/61.html._DOI
10.14526/00 1111 06.
5. Мингалишева И. А. Факторы, обусловливающие повышение эффективности спортивной подготовки в фитнес-аэробике подготовки / И. А. Мингалишева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. -Том 12. - № 2. - С. 30-38. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/article/774.html.
DOI: 10.14526/01_2017_202.
6. Назаренко Л. Д. Концепция методики формирования артистичности выступлений в спортивной аэробике / Л. Д. Назаренко Н. А. Касаткина, Е. К. Тимофеева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. -Том 12. - № 1. - С. 29-38. Режим доступа:
http://iournal-science.org/ru/article/724.html._DOI
10.14526/01 2017 179.
7. Панова Е. О. Совершенствование технической и артистической подготовки квалифицированных аэробистов / Е. О. Панова, Н. А. Валкина, И. А. Мингалишева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. -Том 10. - № 4. - С. 157-163. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/article/282.html. DOI: 10.14526/01_1111_65.
8. Правила по художественной гимнастике 2017-2020. - 45 с.
9. Румба О. Г. Основы хореографической грамотности в художественной гимнастике: учеб. пособие / О. Г. Румба. - 2-е изд., перераб. и доп. - Белгород: Изд-во «ЛитКараВан», 2013. - 144 с.
10. Четвергова, А. А. Технология формирования готовности к творческой самореализации у спортсменов 15-16 лет специализирующихся в бальных танцах: метод. разработка / А. А. Четвергова. - Челябинск: Уральская Академия, 2013. - 39 с.
11. Games of the XXIX Olympiad in Beijing (CHN). Rhythmic Gymnastics / Federation International de Gymnastique // World of Gymnastics. 2008. - № 55. - P. 28-36
12. Michael S. Jeffress, William J. Brown. Opportunities and Benefits for Powerchair Users Through Power Soccer. Adaptivnaya fizicheskaya aktivnost' ezhekvartal'no [Adapted Physical Activity Quarterly]. 2017, Vol. 34, No. 3, pp. 235-255, https://doi.org/10.1123/apaq.2016-0022 (Scopus)
13. Topher Hansen. Classic principles drive
person-centered_service. Povedencheskoe
zdravohranenie [Behavioral Healthcare]. 2017 (Scopus)
References
1. Wiener I. A. Artistic level of gymnasts at the stage of initial and specialized training. Uchenye zapiski P.F. Lesgafta [Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgaft]. 2012, No. 3 (85), 97 p. (in Russian).
2. Wiener-Usmanova I. A., Kryuchok E. S., Medvedeva E. N., Terekhina R. N. Theory and methodology of rhythmic gymnastics. Artistichnost' I puti ee formirovaniya [Artistry and the ways of its formation].2015, 120 p. (in Russian).
3. Kuznetsova Z.M., Simakov Yu.P. Historical background of the formation of physical education. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2007, Vol. 2, No. 4, pp. 8-14. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/48.html.
4. Kuznetsov S.A., Kuznetsova Z.M. The history of the development of Paralympic sport in the world. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, Vol. 9, No. 2, pp. 46-53. Available at: http://journal-science.org/ru/article/61.html. DOI 10.14526/00_1111_06.
5. Mingalisheva I. A. Factors determining the increase in the effectiveness of sports training in fitness aerobics. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2017, Vol/ 12, No. 2, pp. 30-38. Available at: http://journal-
science.org/ru/article/774.html._DOI
10.14526/01 2017 202
6. Nazarenko L. D., Kasatkina N. A., Timofeeva E. K. The concept of the methodology for the formation of artistic performances in sports aerobics. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2017, Vol. 12, No. 1, pp. 29-38. Available at: http://journal-science.org/ru/article/724.html. DOI 10.14526/01_2017_179
7. Panova E. O., Valkina N. A., Mingalisheva I. A. Improvement of technical and artistic training of qualified aerobists. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-
biological problems of physical culture and sports], 2015, Vol. 10, No. 4, pp. 157-163. Available at: http://joumal-science.org/ru/article/282.html. DOI: 10.14526/01_1111_65.
8. Pravila po hudozhestvennoj gimnastike [Rules for Rhythmic Gymnastics]. 2017-2020, 45 p. (in Russian).
9. Rumba O. G. Osnovy horeograficheskoj grammotnosti v hudozhestvennoj gimnastike [Fundamentals of choreographic literacy in rhythmic gymnastics]. Belgorod, Publishing house "LitKaraVan", 2013, 144 p. (in Russian).
10. Chetvergova A. A. Tehnologiya formirovaniya gotovnosti k tvorcheskoj samorealizacii v vozraste 15-16 let, specializiruyuchihsya v bal'nyh tancah [The technology of forming readiness for creative self-realization among athletes aged 15-16
Подано: 16.08.2017 Принято: 19.08.2017
years specializing in ballroom dancing]. Chelyabinsk, The Ural Academy, 2013, 39 p. (in Russian).
11. Games of the XXIX Olympiad in Beijing (CHN). Rhythmic Gymnastics / Federation International de Gymnastique. Mir gimnastiki [World of Gymnastics]. 2008, No. 55, pp. 28-36
12. Michael S. Jeffress, William J. Brown. Opportunities and Benefits for Powerchair Users Through Power Soccer. Adaptivnaya fizicheskaya aktivnost' ezhekvartal'no [Adapted Physical Activity Quarterly]. 2017, Vol. 34, No. 3, pp. 235-255, https://doi.org/10.1123/apaq.2016-0022 (Scopus)
13. Topher Hansen. Classic principles drive
person-centered_service. Povedencheskoe
zdravohranenie [Behavioral Healthcare]. 2017 (Scopus)
Квашнина Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики и водных видов спорта ФГБУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры», улица Орджоникидзе, дом 1, Челябинск, Россия, 454091, E-mail: [email protected]
Для цитирования: Квашнина Е.В. Повышение эффективности тренировочного процесса девочек, занимающихся художественной гимнастикой // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017. - Т. 12. - №3. - С. 53-60. DOI 10.14526/03 2017 234
DOI 10.14526/03_2017_235
УДК796
ББК 75.6
МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ АТЛЕТИЧЕСКОЙ
ГИМНАСТИКОЙ
С.Н. Ключникова - доцент, кандидат педагогических наук В.В. Вавилов - кандидат педагогических наук А.И. Ушников - доцент, кандидат педагогических наук ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700
E-mail: ld [email protected]
Аннотация. Проблема поддержания здоровья, умственной и физической трудоспособности посредством активизации двигательной деятельности требует поиска новых направлений в использовании средств физической культуры, повышающих их эффективность. Мужчины 40-49 лет (второй зрелый возраст) составляют значительную часть трудоспособного населения страны; от уровня их интеллектуальной и двигательной активности, показателей здоровья, физической подготовленности зависит темп экономического роста и