трудиться на земле у большинства молодежи, духовно-нравственные ценности народа востребованы и являются жизненным ориентиром.
Библиографический список
1. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. - М., 1994.
2. Волков, Г. Н. Педагогика жизни / Г. Н. Волков. - Чебоксары, 1989.
3. Вульфов, Б. З. Основы педагогики / Б. З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М., 1999.
4. Карпова, Н. П. Книга обо мне / Н. П. Карпова. - Якутск, 2004.
5. Китайская классическая книга «Книга перемен». - М., 2000. - Т. 2.
6. Мурашов, В.И. Идеи здоровой жизни / В. И. Мурашов // Школа духовности. - 2001. - № 4.
7. Соловцова, И. А. Духовное воспитание: проблемы и парадоксы / И. А. Соловцова // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 1. - с. 222 -227.
УДК 74.200
И. Л. Скрябина
СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ГОРОДСКОЙ ШКОЛЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
В числе первоочередных задач по социально-педагогической адаптации сельских учащихся в условиях городской общеобразовательной школы выдвигается формирование воспитательной системы школы, интегрирующей воспитание, обучение и развитие личности как целостный процесс.
Воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами общеобразовательного учреждения, призвана обеспечивать всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности, ответственности, гражданского становления.
На определенном этапе развития воспитательная система школы предполагает:
- усиление интеграции компонентов воспитательной системы школы (обучение, воспитание и развитие жизнедеятельности учащихся) в целостный механизм;
- расширение сети образовательных услуг, максимально удовлетворяющих нужды, запросы, потребности детей;
- целенаправленное развитие творческих способностей детей в единстве урочной и внеурочной деятельности.
Вариативное образование, которое в последние годы становится реаль-
ностью в России, открыло возможности для создания разнообразных учебных заведений - как для способных и одаренных детей (лицеи, гимназии), так и для тех, кто испытывает серьезные затруднения в обучении и развитии (реабилитационные центры, центры социально-педагогической адаптации, специализированные интернаты).
В целом поддерживая этот позитивный процесс, мы тем не менее убеждены, что массовая общеобразовательная школа остается основным типом учебного заведения.
На современном этапе массовые общеобразовательные школы преобразуются в адаптивные школы, школы со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Такая школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой - по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Главным итогом такой двухсторонней деятельности школы является адаптация детей и юношества к быстро меняющейся жизни.
Адаптивная школа № 7 г. Якутска - это и есть массовая общеобразовательная школа, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей. Это школа быстрого и гибкого реагирования на стремительно изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию. Это школа разноуровневая и многопрофильная, включающая в себя весь спектр классов: от компенсирующего обучения до лицейских и гимназических.
Воспитательная система адаптивной школы решает труднейшую задачу социально-педагогической адаптации растущего человека и имеет три потока:
1. Воспитание средствами учебных предметов, осуществляемое в ходе учебной деятельности (классной и внеклассной).
2. Специально организованная деятельность классных руководителей, социально-психологической службы и кураторов коррекционно-развивающих классов.
3. Деятельность центра развития и досуга.
Центр развития и досуга решает своими средствами целый комплекс педагогических задач:
- Выявление и развитие склонностей и способностей детей к различным видам деятельности.
- Создание условий для детского творчества в области искусства, науки, техники.
- Создание практического дополнения к школьным предметным курсам.
- Профессиональная ориентация школьников.
- Формирование разновозрастных детских коллективов по интересам.
- Организация досуга и отдыха детей во внеурочное время.
Поставленные задачи центр развития и досуга стремится решать в тесном взаимодействии с другими основными и сопутствующими модулями. На сегодняшний день структура центра такова: спортивно-оздоровительный клуб «Туймаада», экологическое объединение «Сардаана», клуб «Лидер», школьная парикмахерская, клуб спортивного ориентирования, культурноэстетический центр, клуб выходного дня. По сложившейся традиции театры, танцевальные коллективы и спортивные секции работают в рамках шко -лы. Во главе центра развития и досуга стоит заместитель директора по воспитательной работе.
Важным условием дальнейшего развития воспитательной системы учебного заведения является использование системного подхода на уровне структурных подразделений учреждения. Это и способствует появлению такого «феномена», как воспитательная система класса.
Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива на самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, на формирование классного коллектива, развитие способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса [10].
Именно классный руководитель, осуществляя функции социально-педагогического патронажа, выступает в роли своеобразного адаптора, посредника между ребенком и окружающим его миром. В частности, речь идет о детях, прибывших из улусов, которых на первых порах приходится втягивать в коллективные взаимодействия.
Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народов, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве.
Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.
Так, В. Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. Н. А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Например, в якутских классах, где учатся сельские учащиеся, введена программа «Театр». Под руководством артистки Сахатеатра М. И. Сидельниковой на сцене школы поставлены такие сказки, как «Таал-
таал Эмээхсин» («Старушка Таал-таал»), «Мэник Мэнигийээн» («Шалун-шалунишка»), что имело немаловажное значение для изучения и сохранения родной культуры, языка, успешной адаптации учащихся. Работа по программе ведется пятый год, уже имеются результаты эффективной деятельности детей и классного руководителя, художественного руководителя и ученического коллектива. В республиканском конкурсе театральных коллективов «Синяя птица» наши учащиеся заняли призовое место среди школ республики. Олонхо (эпос) «Юрюли Бэргэн» («Богатырь Юрюли»), над постановкой которого работает театральный коллектив, является положительным моментом в нравственном воспитании школьников на основе духовной культуры народа саха.
Миссия адаптивной школы сформулирована нами так: «Воспитание интеллектуально развитой, творческой личности, способной к самоопределению и саморазвитию». Предлагаемая нами программа воспитания по классной структуре составлена на основе работ Н. Е. Щурковой, А. И. Кочетова, В. Т. Кабуша.
Основная идея нашей работы заключается в том, что главным фактором эффективности процесса воспитания является его системность, последовательность, преемственность (системность целей, содержания, методов и форм). Поэтому программа рассчитана на 10 лет, исходя из модели выпускника школы № 7, разработанной педагогами, учащимися, родителями в 1997 г.
Программа воспитания реализуется в каждом классном коллективе и имеет непосредственный выход на общешкольный уровень при проведении коллективно-творческих дел (КТД).
Задача педагога - помочь детям как можно быстрее адаптироваться к учебной деятельности в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних усилий, быть внимательными, усидчивыми.
В этом отношении рассмотрим, какие же конкретные требования выдвигаются к формированию личности учащихся 11-х классов под девизом «Я -личность»:
- формирование идеала человека, жизненной позиции: «Я» в мире и мир в моем «Я»;
- формирование навыков безопасного поведения: здоровый образ жизни, коррекция поведения, саморегуляция чувств, эмоций, переживаний в стрессовых, конфликтных, драматических или трагических ситуациях;
- прогнозирование своей жизни и деятельности с учетом меняющихся обстоятельств, осмотрительность в знакомствах, связях и делах, при попытках вовлечения в различные политические кампании;
- выпускник - это человек с высоким интеллектуальным уровнем, нравственной позицией в жизни.
На основе вышеизложенного нами разработаны следующая система
и программы содержания общешкольного воспитания по классным коллективам (рисунок).
11-е классы - «Я - выпускник»
10-е классы - «Я выбираю профессию»
9-е классы - «Я - лидер»
8-е классы - «Я изучаю свои возможности»
7-е классы - «Я изучаю себя»
6-е классы - «Я выбираю здоровый образ жизни»
5-е классы - «Я открываю прекрасное»
1-4-е классы - «Я ученик»
Система и программы содержания общешкольного воспитания по классным коллективам
Таким образом, воспитательная система школы, занимая ведущую роль в процессе социально-педагогической адаптации сельских учащихся, предполагает следующие уровни формирования воспитывающей среды: теоретико-методологический (интеграция компонентов воспитательной системы школы, расширение сети образовательных услуг, целенаправленное развитие творческих способностей детей в единстве урочной и внеурочной деятельности); создание воспитательной системы классного коллектива с соответствующими компонентами и их составными элементами как первоисточника формирующего уровня; целостная система общешкольного воспитания по классным коллективам (структура и содержание с 1-го по 11-й классы) по модели «Я - ученик» - «Я - выпускник».
Согласно гипотезе нашего исследования, процесс социально-педагогической адаптации сельского учащегося в городской школе может осуществляться более эффективно при определении субъекта руководства, его роли и функций. Разработанная нами модель социальной и психолого-педагоги-ческой помощи сельскому учащемуся в процессе его социальной адаптации апробирована в трех ученических группах в возрастном диапазоне 12-16 лет. Работа была начата в 1998 г. и проводилась в течение шести лет на основе согласования деятельности социального педагога и преподавателей при изучении педагогики, социальной педагогики, психологии в социально-педагогических классах (10-11-е классы), спецкурсов по общечеловеческим знаниям «Лидер» в 8-9-х классах, «Менеджеры образования», «Социальный юрист»; организации детского объединения ДИМСИ (детские и молодежные социальные инициативы) в 6-7-х классах.
Всего в эксперименте участвовал 1041 ученик. Большую помощь в организации экспериментальной работы оказали старшие вожатые школы, пре-
подаватели факультета социальной педагогики педагогического института ЯГУ Проводились опросы учащихся и преподавателей других школ по теме нашего исследования.
Ожидалось, что в итоге первого этапа учащийся сельской школы будет обладать суммой знаний и навыков, которые подготовят его морально к тем трудностям (в учебном процессе, внеучебной деятельности), с которыми ему придется столкнуться в новом коллективе, а также предполагалось снятие стресса, накопленного в результате жизненных изменений, связанных с прибытием в городскую школу, ориентация на открытое общение с другими субъектами ученической среды при участии социального педагога и обучение с помощью активных социально-психологических методов на занятиях-практикумах, тренингах.
В итоге второго этапа ожидалось, что учащийся должен самоопределиться в новой для него роли и среде за счет социально направленной полезной деятельности, усложнения форм работы на занятиях социально-педагогического класса по педагогике, психологии, социальной педагогике и другим предметам, а также на занятиях спецкурсов «Я и мой мир», «Менеджеры образования», в процессе педагогической практики (в социально-педагогическом классе). Предполагалась возможная полная адаптированность всех учащихся сельских школ, адекватная интересам и потребностям личности ученика в ученическом социуме.
Теоретические труды В. Г. Бочаровой [2], А. Г. Прохоровой [7], Н. А. Са-вотиной [8], А. О. Налчаджян [5], И. С. Кон [4], Г. С. Тараскиной [9], А. С. Агафоновой [1] позволили нам наметить пути оказания помощи в социально-педагогической адаптации сельских учащихся в условиях городской общеобразовательной школы, определить основные задачи, функции, роли, требования к содержательной стороне деятельности социального педагога в школе, определяемого нами в качестве основного субъекта, регулирующего процесс социальной адаптации.
Психолого-педагогическое обеспечение социально-педагогической адаптации сельских учащихся осуществляют специалисты школьной службы: психолог, социальный педагог, логопед, школьный медработник под руководством заместителя директора по воспитательной работе во взаимодействии с другими педагогическими работниками и социальными институтами города.
Основной задачей деятельности социального педагога, согласно предмету нашего исследования, мы определили оказание реальной помощи учащимся сельских школ в социально-педагогической адаптации и достижение ее эффективности и позитивной направленности.
Так как субъектом регулирования процесса социально-педагогической адаптации в нашем эксперименте являлся социальный педагог, мы определили следующие примерные требования к содержательной стороне его деятельности:
а) посредник между учащимися и учителями, администрацией, учащимися и родителями, обслуживающим персоналом школы и другими социальными институтами;
б) адвокат, защитник интересов и законных прав учащихся;
в) помощник учащихся в решении их проблем, расширении их компетенций и социальных ориентаций в самостоятельном решении проблемы;
г) профилактика и разрешение конфликтных ситуаций в ученической среде;
д) анимационная работа, направленная на побуждение учащегося к самопомощи, взаимодействию с другими людьми и социальной самозащите;
е) экспертная деятельность в осуществлении социального диагноза в меняющейся личностно-средовой ситуации, выбор методов компетентного вмешательства;
ж) общественная деятельность по поддержанию, развитию инициативы самих учащихся во всех видах деятельности, направленность на оздоровление ученического социума и гармонизацию отношений внутри него.
При осуществлении названных функций и ролей в процессе эксперимента мы опирались на следующие основополагающие принципы социальной защиты учащихся:
1. Принцип необходимости и достаточности социальной помощи учащимся:
- недопустимость формирования иждивенчества при оказании социальной помощи;
- инициативный характер такой помощи, базирующейся на самостоятельности, активности учащихся;
- формирование готовности к взаимопомощи, понимание необходимости взаимодействия всех социальных институтов и групп общества.
2. Принцип вариативности выбора форм социальной защиты:
- создание банка данных, позволяющих школе реализовать функции социальной защиты;
- включение всех муниципальных учреждений, общественных организаций, в том числе и детских, в работу по оказанию социальной помощи учащимся;
- формирование у учащихся ценных гуманистических ориентаций и мотиваций, направленных на оказание бескорыстной помощи своим одноклассникам;
- сочетание фронтального и индивидуального подходов в реализации общих и частных задач данного принципа.
3. Принцип взаимосвязи социальной защиты и подготовки учащихся к социальной самозащите:
- реализация функции защиты должна базироваться на активности самих учащихся;
- учащиеся должны изначально самостоятельно искать выход из своих затруднений;
- подготовка к самозащите предполагает обучение учащихся комплексу различных умений, направленных на собственную защиту в различных ситуациях (стрессовых, конфликтных).
4. Принцип взаимодействия государственных, муниципальных учреждений и общественных организаций в социальной защите учащихся:
- комплексность оказания социальной помощи;
- недопустимость оказания политического или идеологического влияния на учащегося как условия оказания ему помощи и поддержки.
В ходе эксперимента предусматривалась следующая система работы социального педагога:
• Создание банка данных для получения необходимой информации о каждом учащемся.
• Составление программы по оказанию социально-психолого-педагоги-ческой помощи учащимся.
• Налаживание связей с государственными и общественными структурами в целях разработки и реализации совместных программ по социальной защите учащихся. Основные субъекты взаимодействия: государственные органы управления образованием, медицинские учреждения, совет микрорайона, подростковые клубы, союз детских и общественных организаций, управление по делам молодежи администрации г. Якутска, городской союз молодежи, Центр профориентации биржи труда, клуб ветеранов «Катюша».
• Посещение учащихся на дому и на занятиях с целью изучения особенностей личностно-средового взаимодействия и проблем учащихся.
• Проведение индивидуальных консультаций с целью оказания психологической поддержки учащемуся.
• Вовлечение учителей школы, преподавателей вузов в деятельность по оказанию помощи учащемуся в самозащите и саморефлексии; администрации - для оказания материальной помощи и улучшения бытовых условий.
• Включение учащихся в социально-полезную деятельность в школе и вне ее.
• Оказание всевозможных видов помощи:
- в учебе;
- в решении конфликтов;
- в материальном благополучии;
- в содержательном проведении досуга.
Создание банка данных уже на начальном этапе работы социального педагога позволило обнаружить влияние неблагополучной социально-демографической ситуации в Республике Саха (Якутия) на работу одного из механизмов социальной адаптации, т. е. социального общения. Из 512 учащихся, приехавших из сельской местности и обучающихся в нашей школе,
80-90% проживают не в этом микрорайоне, 74 семьи учащихся - без прописки (т. е. родители снимают квартиры, не имея постоянного местожительства), а если и имеют квартиры, то без благоустройства.
Большинство проблем связано с общением (неуверенность в себе, языко -вой барьер, природная застенчивость и др.), и это явилось самым слабым звеном в одном из механизмов социально-педагогической адаптации - общении, поэтому мы старались восстановить работу этого механизма с помощью различных методов и с помощью ролевых игр.
Согласно этим направлениям была сформирована целостная система оказания социально-педагогической помощи сельским учащимся в процессе социальной адаптации:
1. Учеба (учителя-предметники, учебные сектора классов, классные руководители, кружок разговорного русского языка «Интенсив»).
2. Психологическая помощь (психологи, центр психологической службы - программа социально-педагогической адаптации учащихся).
3. Материальная помощь, организация досуга (союз молодежи, совет старшеклассников, ДИМСИ, кружки, студии).
4. Забота о здоровье (кожно-венерологический диспансер, клуб «Здраво», спортивно-оздоровительный клуб «Туймаада», клуб выходного дня).
5. Организация социально полезной деятельности (клуб «Лидер», клуб ветеранов «Катюша», совет округа Центральный г. Якутска, биржа труда).
Остановимся на некоторых аспектах деятельности социального педагога более подробно. По направлению «Здоровье» социальным педагогом раз в четверть совместно с классными руководителями, медработником школы проводился мониторинг здоровья учащихся, который давал возможность увидеть картину физического состояния группы. Велся учет посещения учащимися спортивных секций в школе и внешкольных учреждениях. Контакт с преподавателями физкультуры помог социальному педагогу «открыть» для себя учащихся, которые слабо успевают, но хорошо развиты физически. На этой почве был налажен хороший контакт с этими учащимися. Были организованы встречи с врачами-венерологами республиканского кожвен-диспансера, сексопатологами. Врачи провели беседы отдельно с юношами и девушками в старших классах по проблемам СПИДа. Городской клуб «Здраво» администрации г. Якутска для учащихся старших классов организовал показ слайдов под названием «СПИД и последствия свободной любви». О пользе организации таких встреч высказались 85% учащихся, безразличие проявили 15% учащихся.
Работу по направлению «Организованный досуг» социальный педагог осуществлял в непосредственном контакте с организаторами детского движения и городским союзом молодежи.
Для каждой возрастной группы определены основные задачи и подходы к социально-педагогической адаптации:
• 1-3-и классы: опора на ведущие виды деятельности: (когнитивную, игровую, общественно-полезную); создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни группы, правилам поведения.
• 5-6-е классы: переориентация с детских норм поведения на взрослые: опора на виды деятельности, способствующие самоутверждению (общественные, спортивные, художественно-эстетические, школа актива, детская организация ДИМСИ); развитие деятельности общения.
• 7-8-е классы: создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учетом ее возможностей, принятие уважения как основы отношений между мальчиками и девочками, приобщение подростков к материально поощряемому труду (ЛТО «Волонтер», ремонтная бригада, экологический лагерь).
• 9-11-е классы: создание условий для социального самоопределения на будущее: развитие диалектического взгляда на сущность вещей и явлений, преодоление нравственного максимализма, воспитание «культа знаний», труда, здоровья, семьи (клуб «Лидер», социально-педагогические классы).
Обучение социальным дисциплинам основано на особых принципах образовательной психологии, и социальный педагог должен быть знаком с этими принципами. Согласно концепции А. Маслоу, обеспечение потребностей учеников является наиболее значимым для успешного обучения. Социальные занятия позволяют удовлетворить потребность в творчестве и проявить себя в изобразительном, театральном, музыкальном или другом виде творчества. Социальный педагог является мотиватором, поощряющим посещение различных центров учениками.
Построение молодыми людьми реальной модели жизненного пути и карьеры на основе своих личностных качеств, интересов, способностей, умений и навыков, ценностей и определения оптимального пути ее реализации также является одним из условий преодоления адаптационных затруд -нений. Основной упор был сделан на эстетическое воспитание: создан хор, театральные студии, танцевальные коллективы, кружки прикладного и изобразительного творчества. Духовный заряд, полученный в школе, позволит детям лучше адаптироваться во взрослой жизни и стать настоящим гражданином. В школе создан кружок разговорного русского языка, что помогает быстрее освоить русскую речь вновь прибывшим учащимся, а также театральные студии, кружки и клубы по интересам. Выходы в театр, участие в конкурсах - школьных, городских, республиканских: «Северное сияние», «Полярная звезда», «Синяя птица», выставках прикладного творчества давали учащимся возможность раскрыться, успешнее проходила адаптация, а также избавление от комплексов неполноценности.
По направлению «Учеба» в работе социального педагога совместно с учителями-предметниками и классными руководителями установилась тесная связь, один раз в четверть проводились педагогические консилиумы
с участием психологов, учителей и воспитателей. Проводился анализ успеваемости и намечались пути оказания помощи неуспевающим учащимся, прибывшим из сельских школ. Учителям, старшим вожатым, организаторам давались рекомендации по индивидуальному подходу к процессу обучения и воспитания учащихся социальным педагогом, психологами. На методических объединениях классных руководителей регулярно проводились занятия по нравственному воспитанию личности, предлагалась тематика классных часов, классных собраний, родительских собраний, семинары по правилам для учащихся школы.
Работу по направлению «Психологическая помощь» мы начали с анализа информационного банка, который вывел нас на необходимость оказания психологической помощи 39% учащихся. Задачей социального педагога в этом направлении было выявление типичных проблем учащихся и совместная разработка путей их преодоления. В решении этой проблемы большую помощь нам оказала социально-психологическая служба «Взаимодействие», созданная в школе; преподаватели Педагогического института ЯГУ, Саха педагогической академии в социально-педагогических классах. Функциональное поле деятельности социально-психологической службы следующее: индивидуальная и групповая психодиагностика и коррекция интеллектуальных и эмоционально-волевых особенностей учащихся, индивидуально-групповое консультирование, профессиональная консультационная работа.
Значительную помощь в создании доброжелательной обстановки в классном коллективе может оказать школьный психолог, используя метод психо -логической толерантности учащихся.
Понятие «толерантность» отражает восприятие человека в единстве с окружающими людьми, уважение прав другого, а также воздержание от причинения вреда. Толерантность предполагает выработку способности принятия других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия без ущемления собственных интересов.
В целом можно отметить, что черты толерантной личности соответствуют характеристикам, обеспечивающим хорошую социальную адаптацию [3].
Нами составлена программа по социально-педагогической адаптации сельских учащихся, охватывающая перечень социальных тем, знание которых необходимо каждому ученику начиная с 1-го по 11-й классы. Задачи каждого возрастного уровня мы рекомендуем решать при помощи активного обучения, используя ситуативно-ролевые, деловые и организационные игры, а также тренинговые занятия. Программа рассчитана на 36 часов теоретических и практических занятий. Работу по программе проводили психологи, социальные педагоги, учителя начальных классов, классные руководители, старшие вожатые. На социальных занятиях ученики планируют жизнедеятельность, придумывают организацию социальных
условий в воображаемых жизненных ситуациях, четко определяют задачи, которые может поставить общество перед человеком. Это развивает их социальную адаптивность, креативность и социальную мотивацию. После проведения занятий по программе у сельских учащихся наблюдается повышение социальной адаптированности, социализированности.
Таким образом, деятельность социального педагога в работе с учащимися, прибывшими из сельских школ, была направлена на гармонизацию межличностных отношений через улучшение микроклимата в ученической среде. Взятые за основу критерии эффективности работы социального педагога дали возможность проследить динамику улучшения психологического микроклимата в группах. Психологический климат в классе мы оценивали по 10 показателям. Данные табл. 1 свидетельствуют о динамике улучшения психологического климата в классе: от очень слабо, слабо развитых и среднеразвитых качеств при первом срезе до средне, сильно и очень сильно развитых качеств при втором срезе.
Таблица1
Динамика улучшения психологического климата в классе
Качества 1 -й срез 2-й срез
Сплоченность в общественных делах 1,6 3,4
Дисциплинированность 1.5 3,3
Доброжелательное отношение друг к другу 3,6 4,95
Взаимопомощь 3,5 4,2
Сплоченность в учебе 2,8 3,8
Уважение друг к другу 3,8 4,8
Улучшение психологического климата свидетельствует о гармонизации межличностных отношений, которая влияет на эффективность процесса социальной адаптации сельских учащихся.
Проведенное исследование показало прямую корреляционную связь между удовлетворенностью современными реалиями и адаптацией к новой среде. Экспериментально подтверждено, что удовлетворенность социальнопедагогическими условиями городской общеобразовательной школы может расцениваться как важный показатель адаптированности учащегося. Он также может служить основанием для социально-педагогической типологии и ориентиром для профилактического и социально-педагогического коррекционного воздействия на адаптанта (табл. 2).
Таблица 2
Удовлетворенность учащихся условиями городской общеобразовательной школы
Вопрос Ответы в %
«Да» «Не знаю» «Нет»
Нравится ли учиться в городской общеобразовательной школе? 79,0 18,4 2,6
Хотели бы Вы вернуться обратно в свой улус? 1,5 21,0 77,5
Если бы Вам предложили выбрать место жительства, Вы выбрали бы для себя город? 87,8 6,6 5,6
Так, соответствие внутриличностного потенциала и психофизиологического развития требованиям среды (внешний показатель) оценивалось экспертами (учителями, социальными педагогами, школьными психологами) по отношению к комплексной оценке способностей личности и результатов его учебы. С этой целью нами был разработан в соответствии с адаптированным вариантом методики ГОЛ (групповая оценка личности) специальный бланк, который использовался каждым независимым экспертом в качестве ориентировочной основы оценки адаптанта.
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в коллективе, самовоспитание, многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной работы, самодеятельности, самоуправления и творчества.
Для оценки уровня воспитанности учащихся были разработаны критерии, включающие показатели, которые отражают отношение учащегося к объектам, отраженным в целях воспитания.
Для этого под каждый критерий вводятся показатели критерия, которые дают возможность участвовать в оценке и самооценке уровня воспитанности. Для каждого ученика разрабатываются анкеты, в которых содержатся критерии, по которым и оценивается результат.
Построение молодыми людьми реальной модели жизненного пути и карьеры на основе своих личностных качеств, интересов, способностей, умений, навыков, ценностей и определение оптимального пути для реализации модели также являются одним из условий преодоления адаптационных затруднений.
Для желающих обучаться по специальности «Социальная педагогика» открыт социально-педагогической класс. Программа состоит из предметов: «Введение в социальную педагогику», «Основы психологии», «Психология общения», «Досуговедение», «Игротехнология», «Работа с семьей», «Я и моя
профессиональная карьера», «Педагогическая практика в школе и внешкольных учреждениях».
В ходе исследования, проводимого на базе социально-педагогических классов, мы стремимся выявить интересы школьников, учащихся из сельских школ, мотивы выбора специализированного класса, опыт учебной и внеучебной работы. С этой целью проводятся: собеседование при отборе в социально-педагогический класс, тестирование и уроки знакомства, методика незаконченного предложения.
Большинство учащихся осуществило осознанный профессиональный выбор, продолжая обучение в педагогических вузах, Саха государственной педагогической академии, педагогических колледжах.
Результатом является поступление учащихся социально-педагогических классов и учащихся спецкурса «Менеджер образования» в высшие учебные заведения республики и за ее пределами, получение сертификатов Международной ассоциации социальных педагогов «Социальный работник (помощник социального педагога)». Сертификаты получили 151 выпускник шко -лы. По педагогической специальности в различных вузах и ССУЗах обучаются 65 % выпускников; 10 выпускников (первые два выпуска), получивших специальности педагогов, социальных педагогов, специалистов дополнительного образования, работают в образовательных учреждениях г. Якутска и республики.
Таким образом, предложенная нами комплексная методика может быть использована при проведении социально-педагогических исследований проблем социальной адаптации учащихся. Данная методика позволяет принять решение о проведении социально-педагогической коррекционной работы и прогнозировать уровень успешности социальной адаптации.
Библиографический список
1. Агафонова, А. С. Адаптация выпускников педагогических классов к условиям профессионального обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. С. Агафонова. - Тула, 1997. - 21 с.
2. Бочарова, В. Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности / В. Г. Бочарова // Теория и практика социальной работы: отечеств. и зарубеж. опыт. - М.; Тула: Изд-во АСОПиР, 1993. - С. 34 - 48.
3. Вяземцев, Н. В. Проблема психологической толерантности в системе школьного образования / Н. В. Вяземцев, В. А. Лаврова // Журнал прикладной психологии. - 2003. - № 2. - С. 57 - 62.
4. Кон, И. С. Социализация и воспитание молодежи / И. С. Кон // Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989. -С.191 - 205.
5. Налчаджян, А. О. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегия / А. О. Налчаджян. - Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1998. - 263 с.
6. Оконешникова, А. П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей / А. П. Оконешникова. -Пермь, 1996. - 149 с.
7. Прохорова, А. Г. Психолого-педагогические условия социальной адаптации учащихся общеобразовательной школы Крайнего Севера: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Г. Прохорова. -М., 1997. - 20 с.
8. Савотина, Н. А. Социальная адаптация личности в условиях социальной среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Савотина. - М., 1997. - 24 с.
9. Тараскина, Г. С. Адаптирование младшего школьника к окружающему миру средствами культуры и искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. С. Тараскина. - М., 1997 - 22 с.
10. Ямбург, Е. А. Школа для всех: адаптивная модель / Е. А. Ямбург. - М.: Новая школа, 1996. - 352 с.
11. Лурье, М. Л. Двуязычное преподавание математики как диалог культур / М. Л. Лурье // Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 1. - С. 123-130.
УДК 37.0+371
О. И. Чуб
ДОСТОИНСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Современное общество столкнулось с острыми глобальными проблемами как социально-экономического, экологического, так и нравственного характера. Кризисное состояние нравственности, духовности российского общества обусловлено антропологическим кризисом, девальвацией ценностей, нравственным вакуумом.
Для современной нравственной ситуации России характерна актуализация утилитарных нравственных установок. Об опасности преобладания данных тенденций и о возможных направлениях развития нравственности пишет Е. Н. Яркова [5]. Роль утилитаризма как типа нравственности, всеобщим основанием которого является польза человека, общества, в жизни социума двойственна. Возведение в абсолют отношений взаимопользова-ния является одним из факторов отчуждения личности, деградации общества, экономической стагнации и социальных кризисов, источником дегуманизации культуры.
Утилитаризм проблематичен по своей природе, он ставит человека и общество перед необходимостью постоянного поиска меры утилитарных смыслов бытия, перед необходимостью выявления некоторого внутреннего баланса этих смыслов. Поэтому способность определить приемлемую меру утилитаризма в культуре, способность сформировать оптимальный вариант соотношения его компонентов является одним из важнейших условий выживания и развития общества.