УДК 371.212.3
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ГИМНАЗИИ
© Елена Кудряшова, студентка 2-го курса магистратуры Бурятского государственного университета
(направление «Педагогическое образование», профиль «Менеджмент в образовании») E-mail: kydryashova-elena@mail.ru
В статье рассматривается система работы с одаренными детьми. Обучение одаренных детей, по мнению автора, осуществляется на основе принципов дифференциации и индивидуализации, с возможностью выбора индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Предложены формы обучения одаренных детей в условиях сельской гимназии. В статье показана определенная система работы с одаренными детьми и предложена модель внутришкольного управления развитием детской одаренности.
Ключевые слова: одаренность, формы обучения система дополнительного образования, модель внутришкольного управления
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ, одним из основных направлений развития общего образования является развитие системы поддержки талантливых детей, основанное на идее, что одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии на уровне государства и регионов России. Выполнить этот заказ возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Решение этой проблемы актуализирует необходимость формирования инновационной системы образования, которая коренным образом изменит творчество, интеллектуальность, нравственность, духовность и образованность людей.
На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что исследованию проблемы одаренности уделяется надлежащее внимание, в частности, таким ее аспектам, как проблема индивидуальных отличий (Б. Ананьев, Л. Выготский, С. Рубинштейн, Б. Теплов и др.); определение подходов к пониманию психологических основ и структуры одаренности (в западной науке — Дж. Рензулли, П. Торренс, К. Хеллер; в отечественной — Н. Лейтес, А. Матюшкин, В. Моляко, Б. Шадриков и др.); психологические концепции интеллекта и творчества (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Р. Стернберг, М. Смульсон, Д. Ушаков и др.); развитие интеллектуального и творческого потенциала личности (Д. Богоявленская, Н. Кичук, Е. Кульчицкая, С. Максименко, В. Моляко, С. Сысоева и др.); выделение сфер и видов одаренности (С. Гончаренко, Г. Бурменская, Ю. Гиль-
бух, В. Слуцкий и др.); развитие одаренности на разных возрастных этапах (А. Брушлинский, Е. Кульчицкая, Н. Лейтес, В. Паламарчук и др.); выявление и развитие одаренности учеников (Ю. Гильбух, В. Крутецкий, Е. Кульчицкая и др.) Многие страны активно финансируют национальные и региональные программы работы с одаренными детьми. Данные программы призваны обеспечить оптимальный поиск и выявление юных талантов, оказание им специальной социальной, психологической и педагогической помощи, отбор и подготовку учителей и воспитателей
Актуальность темы обусловлена противоречиями, складывающимися между значимостью интеллектуального человеческого ресурса как одного из ключевых элементов в процессе становления информационного общества и недостаточной эффективностью существующей системы работы с одаренными детьми на школьном, муниципальном уровне.
Приступая к исследованию данной проблемы, мы использовали следующие методы: анализ теоретического материала, метод анкетирования, метод обработки информации, метод проектирования. Совершенствование системы организации образовательного процесса по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей мы осуществляли на базе МОУ «Турунтаевская районная гимназия», в которой обучается 423 ребенка. Обучение одаренных детей в гимназии осуществляется на основе принципов дифференциации и индивидуализации: с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам, по отдельным учебным предметам и т. д.
Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения строится с использованием современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок получает адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных детей играет наставник. Основная задача наставника — на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способностей к самоопределению и самоорганизации. Факультативные занятия, занятий в малых групп позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.
Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм.
Сеть творческих объединений позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся. Одаренные учащиеся привлекаются педагогами в качестве руководителей классных исследовательских секций. Привлечение одаренных учащихся к работе исследовательских объединений
предполагает предварительную подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков исследовательской работы. Этот подготовительный этап, особенно значимый для младших школьников и подростков, т. к. осуществляется в рамках специального обучения по программе «Исследовательский час» в начальной школе.
Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровня подготовленности конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку учиться вместе со сверстниками, и оставаться включенным в привычные социальные взаимоотношения, и вместе с тем качественно углублять свои знания, выявляя свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты бывают как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей. Таким образом , проектная деятельность — контекстная деятельность всего образовательного процесса, в которой принимают участие педагоги, ученики, родители, представители социума. В этом тандеме разрабатываются проекты разных уровней и содержания.
С 2008 г. Турунтаевская гимназия включена с состав «Гимназического союза России», установленная видеоконференцсвязь позволяет проводить в онлайн-режиме интерактивные уроки одновременно с восемью ОУ России, интеллектуальные игры и литературные гостиные для школьников, телемосты и конференции для педагогов и родителей. Так только в этом учебном году мы были участниками более 10 интерактивных занятий по математике, истории, физике, обще-ствознанию для учащихся 10-11-х классов, обсуждали проблемы введения ФГОС ООО, делились опытом работы эколого-туристической и военно-патриотической направленности, выступали на конференции «Проба пера».
Другой значимый проект «Каникулы на Байкале» направлен на развитие экологического туризма, служит экспериментальной площадкой для отработки новых технологий дополнительного образования. Туристический клуб «Сталкер» — инициатор многодневных походов по Бурятии, Иркутской области. Начиная с 5-го класса, в сплавах участвуют ученики и их родители.
Следующий, не менее интересный проект «Кадетский класс», участники которого стали призерами Международного слёта кадетов в городе Санкт-Петербург, лауреаты межрегиональной премии «20 лет кадетскому движению России» и федеральной премии по поддержке талантливой молодежи, победители Республиканской олимпиады по физкультуре многократные серебряные призёры Республиканской военно-спортивной игры «Зарница», призёры Всероссийского фестиваля ПДД «Безопасное колесо-2012». В кадетском классе создан отряд барабанщиков, участвует в самых значимых мероприятиях района и Республики.
Учитывая накопленный коллективом опыт в организации государственного общественного управления в 2014 учебном году гимназии, присвоен статус «Республиканская стажировочная площадка». На базе РСП гимназии обучились
25 стажеров — педагогов МАОУ «СОШ № 140» г. Перми. Выездная стажировка в Пермь еще раз показала правильность выбранного направления развития нашего ОУ. Расширение информационного образовательного пространства — дальнейшая цель нашего развития. Школьные проекты являются ведущей деятельность учебно—воспитательного пространства гимназии.
В гимназии практикуются различные формы обучения одаренных детей.
Перегруппировка параллелей. Школьники одного возраста распределяются для занятий по каждому учебному предмету в группы, учитывающие их сходные возможности. Один и тот же ребенок может заниматься какими-нибудь предметами (например, математикой и физикой) в «продвинутой группе», а другими (например, гуманитарными) — в обычной. Это предполагает, что во всех параллелях занятия по одинаковым предметам идут в одно и то же время и для каждого предмета ученики группируются по-новому. Эта форма обучения оказывается полезной для учеников всех уровней, в чем и заключается ее особое достоинство.
Выделение группы одаренных учащихся из параллели. Предполагается объединение в группу 5-8 наиболее успевающих в каждой параллели школьников, которая помещается в один из классов, где кроме них находятся еще около 20 учеников. С этим классом обычно работает специально подготовленный учитель, который дает группе одаренных усложненную и обогащенную программу. Обучение основной части класса и группы одаренных ведется параллельно, что предусматривает различные задания. Эта форма обучения оказывает положительное влияние в первую очередь на академические результаты группы одаренных детей.
Обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы. В этом случае для одаренных детей осуществляется замена части обычных занятий на занятия, соответствующие их познавательным запросам. Ученика оценивают перед тем, как он начинает осваивать очередной раздел. Если он показывает высокий результат, ему разрешается сократить обучение по обязательной программе и взамен предоставляются программы обогащения.
Группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые группы по тем или иным основаниям (уровню интеллектуальных способностей, академическим достижениям и т. п.). Эта форма организации обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с другими: создание оптимальных условий развития для всех групп учащихся (а не только для одаренных) благодаря дифференциации, индивидуализации и гибкости учебного процесса; реалистичность осуществления, обусловленная отсутствием необходимости в каких-либо организационных, управленческих изменениях на уровне организации учебного процесса в школе, наличии дополнительных помещений, преподавательских кадров и т. п.; «массовость» применения, что связано с тем, что одаренные дети есть везде (в больших и малых городах, селах, населенных пунктах и т. п.).
Обучение детей в системе «Школа цивилизованного «Я» представляет собой систему дополнительного образования в гимназии, состоящую из нескольких областей, решающих задачи образовательного, развивающего и воспитательного характера. Целью школы является раскрытие и развитие творческих способностей детей; создание своеобразной внутренней воспитательной среды, нейтрализующей действие внешней, социально неблагоприятной.
/11сихологичесь ! поддержка
х. ученика
Равные возможности ученика в обучении ,развитии, отдыхе:
Учебная со ставляющая
Дистанционное обучен
Духовно — нравственная со ставляющая
Шкдла цивилизованного
.Я
Программа «Каникулы на Байкале»
1рогр, воспитатель заботы
Социальное партнёрство с другими организациями и родительской общественностью
Созданная в гимназии модель «Школы» позволяет перевести массовые образовательные и воспитательные технологии на уровень индивидуальной переориентации на каждого ученика, в центре внимания оказываются его личные качества, способности и устремления. «Школа» позволяет ребенку идти по собственному пути развития, отличного от других детей. При этом решаются вопросы взаимодействия ребенка с природной, социальной (микро и макро), культурной средой, вопросы усвоения норм и традиций окружающей среды через сложившийся положительный опыт и духовно — нравственные установки. В школе представлены следующие направления работы гимназии:
1. ИЗО-студия «Радуга»: развитие прикладных навыков, художественное воспитание, развитие чувства прекрасного.
2. Образцовый хореографический ансамбль «Фантазия»: развитие музыкальных, ритмичных способностей и артистизма.
3. Школьный театр: 5 -10 кл. — воспитание сценической культуры, развитие чувства уверенности в себе.
4. Вокальная студия «Лад»: 1-11 кл. — развитие музыкального слуха, вокальных данных, умение создавать сценический образ.
5. Интеллектуальный клуб «Эрудит»: 5-11 класс — развитие интереса к знаниям.
6. Краеведческая работа: изучение истории Бурятии и Прибайкалья, научно-исследовательская работа с детьми.
7. Школьная газета «ГимИнфо»: развитие журналистских способностей, склонностей к поэтическому творчеству, навыков компьютерного дизайна.
8. Турклуб «Сталкер»: развитие интереса к уникальной природе Прибайкалья и Бурятии, совершенствование навыков экологического туризма.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельный характер образовательного процес-
са позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
В системе дополнительного образования гимназии используются следующие формы обучения одаренных детей:
1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
2) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
3) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
4) детские научно-практические конференции и семинары.
Таким образом, в гимназии сформирована определенная система работы с высокомотивированными детьми, которая включает в себя:
• работу по обновлению содержания образования, форм, методов и приемов организации образовательного процесса с учётом современных требований;
• развитие творческих способностей учащихся;
• предпрофильную и профильную подготовку по отдельным предметам;
• формирование нравственного и гражданского облика выпускника;
• научно-исследовательскую деятельность учащихся и педагогов.
Показателем эффективности функционирования этой системы является лидерство школы в олимпиадном движении района в течение 12 лет.
Литература
1. Антонова Е. Е. Педагогическая креативность как ведущий компонент структуры педагогической одаренности // Завуч. Управление современной школой. — 2009. — № 5. — С. 117-124.
2 Долженкова Т. В. Организация работы с одаренными школьниками как один из па-раментов оценки качества образования // Методист: приложение к журналу «Мастер-класс». — 2008. — № 7. — С. 15-17.
4. Леонидова Г. В. Научно-образовательный центр: системный подход к работе с талантливой молодежью / Г. В. Леонидова, А. В. Куликова, М. В. Кукушкина / под ред.
B. А. Ильина. — Вологда: ЦЭМИ РАН, 2008.
5. Лопатина М. А. Работа с одаренными учащимися // Завуч. — 1999. — № 6. —
C. 70-72.
FROM THE WORK EXPERIENCE WITH EXCEPTIONAL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF THE RURAL GYMNASIUM
Kudryashova Elena, student 2 rates of a magistracy of the Buryat State University (the Pedagogical education direction, a profile «Management in education») E-mail: kydryashova-elena@mail.ru
In this article the system of work with gifted children is considered. Training of gofted children, according to the author, is performed on the basis of the principles of differentiation and individualization, with a possibility of the choice of individual speed and a method of promotion in a subject. Forms of education of these children, and also system of additional education are offered. A special system of work with gifted children is shown in article on the basis of the work content and the model of intra school management of development of children's endowments is offered.
Keywords: gifted children, forms of education system of additional education, model of intra school management.