Научная статья на тему 'Некоторые психофизиологические особенности одаренных детей'

Некоторые психофизиологические особенности одаренных детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
683
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / КРОВЯНОЕ ДАВЛЕНИЕ (СИСТОЛИЧЕСКОЕ / ДИАСТОЛИЧЕСКОЕ) / ПУЛЬС / ЗРЕНИЕ / УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волкова Светлана Ивановна, Сироткина Эльвира Юрьевна

Дана общая психофизиологическая характеристика одаренных детей, выявлены особенности зрительной системы и реакций сердечно-сосудистой системы на учебную нагрузку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волкова Светлана Ивановна, Сироткина Эльвира Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PSYCHOPHYSIOLOGICAL PECULIARITIES OF GIFTED CHILDREN

A general psychophysiological description of gifted children is given, some peculiarities of the visual system and reactions of the cardiovascular system to the study load are explored.

Текст научной работы на тему «Некоторые психофизиологические особенности одаренных детей»

Физиология и иммунология Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (3), с. 251-255

УДК 612.654

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

© 2012 г. С.И. Волкова, Э.Ю. Сироткина

Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара

[email protected]

Поступила в редакцию 10.04.2012

Дана общая психофизиологическая характеристика одаренных детей, выявлены особенности зрительной системы и реакций сердечно-сосудистой системы на учебную нагрузку.

Ключевые слова: одаренные дети, психофизиологические особенности, сердечно-сосудистая система, кровяное давление (систолическое, диастолическое), пульс, зрение, учебная нагрузка.

Уходят в прошлое те времена, когда наша школа была ориентирована на «среднего» ученика. На современном этапе эволюции образования внимание к детям, опережающим в развитии сверстников, с признаками высокого интеллекта - актуальнейшая задача школы. К одаренным детям нужен соответствующий психо-лого-педагогический подход.

Мы укажем ряд общих особенностей, которые следует учитывать при обучении и воспитании детей с высокими умственными возможностями, приводимых в литературе, а также познакомим с некоторыми своими наблюдениями и данными проводимых нами исследований сердечно-сосудистой и зрительной систем лицеистов и гимназистов.

С.Л. Рубинштейн [1] говорил, что термином «одаренность» часто обозначают общую способность человека. Есть дети, которые как бы больше видят и слышат, больше узнают и больше понимают, чем их ровесники при тех же обстоятельствах. Неудивительно, что именно таких детей - с ускоренным умственным развитием - чаще называют одаренными.

Для таких детей характерны высокая познавательная активность, повышенная умственная восприимчивость и постоянная готовность прилагать усилия. При этом их неустанная активность неразрывно связана с саморегуляцией. Дети этой категории не упускают из виду принятую ими цель и стремятся управлять своими действиями.

Такие дети отличаются широтой восприятия, в том числе и зрительного, остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире. Одаренные дети способны следить за несколькими процессами одновременно. Такие дети обладают способностью воспринимать связи между

явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают способному ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее. Они способны сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени. Такие дети отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Мы не беремся утверждать, что все исследованные нами лицеисты и гимназисты являются одаренными, но все они имеют потенциальные умственные способности выше среднего. Это дети, у которых развиты все виды памяти, богатое воображение, нестандартное мышление. Они владеют мыслительными операциями, обладают правильной логической речью.

Если рассматривать биологические факторы умственных способностей, то можно отметить у таких детей повышенный уровень биохимической и электрической активности мозга. Исследования некоторых авторов показывают, что среди одаренных в вербальной сфере людей много левшей (от 18 до 25%). Это, по-видимому, объясняется тем, что у них речевые центры представлены симметрично в левом и правом полушариях, а не только в левом, как это наблюдается у правшей [2].

Высокая потребность работающих с особой нагрузкой структур мозга в нужных веществах приводит к тому, что происходит перераспределение ресурсов в пользу таких структур. Поскольку ресурсы ограничены, возможны какие-то биологические издержки одаренности. К та-

ким издержкам американский психолог М. Сторфер относит аллергию и близорукость.

Обучение одаренных детей в учебных заведениях нового типа характеризуется повышенной нагрузкой, что усугубляется недостаточной двигательной активностью, нарушением режима дня и гигиенических требований к условиям обучения. Чем выше учебная нагрузка, тем чаще диагностируются среди учащихся старших классов отклонения в состоянии здоровья. Усугубляют это информационные перегрузки мозга в сочетании с постоянным дефицитом времени. В группе учащихся с постоянным наличием мотивации учиться на «отлично» особенно часто наблюдаются повышение раздражительности, ухудшение сна и другие изменения в поведении. Помимо этого к факторам риска, как показали исследования некоторых авторов, относятся: сокращение ночного сна, низкая двигательная активность, высокий уровень беспокойства и тревоги. Напряженный умственный труд у подростков, юношей и девушек изменяет в неблагоприятном направлении гемоциркуляцию и динамику функциональной способности сосудов мозга. Повышенная возбудимость сосудов мозга может приводить к возникновению относительной гипоксии нейронных структур. Это сказывается на снижении функциональной работоспособности головного мозга и его созревании.

Изучая эту проблему, врачи Воронежского центра госсанэпидемнадзора М.И. Чубирко,

Н.М. Пичужкина, О.А. Фуфаева [3] исследовали две традиционные школы города и две школы нового типа - лицей и гимназию. Оказалось, что, несмотря на более высокий в среднем иммунный статус гимназистов и лицеистов, обусловленный большей социальной защищенностью их семей, в целом здоровье учащихся нетрадиционных учебных заведений признано значительно худшим, чем у школьников. Так, авторы отмечают у них в 1.5 раза большую утомляемость, в 2 раза более частые нарушения сна, у этих учащихся в 3 раза чаще встречаются навязчивые движения и заикания, в 2 раза чаще повышено артериальное давление.

Нами тоже был проведен ряд исследований по выявлению психофизиологических особенностей одаренных детей. Начиная с 2004 года, мы изучали влияние различных инновационных методик обучения на вегетативные реакции обучаемых. Были исследованы параметры сердечно-сосудистой системы до и после занятий у 57 детей средней (возраст 4-5 лет), старшей (56 лет), подготовительной (6-7 лет) групп ДОУ № 29 г. Арзамаса, занимающихся по традици-

онной методике, и у 51 человека соответствующего возраста, посещающих учебный комплекс «сад-школа-лицей» (СШЛ) и занимающихся по инновационным методикам, а также у 23 учащихся 10 класса (возраст 15-17 лет) общеобразовательной школы и 17 лицеистов такой же возрастной группы до и после уроков.

Результаты показали, что характер сердечнососудистых реакций на учебные занятия во всех группах испытуемых был неоднозначен: у одних испытуемых наблюдался сдвиг параметров в сторону увеличения, у других - в сторону уменьшения, у третьих - оставался без изменений. Однако сравнительный анализ выявил следующее. Пульс изменялся после занятий у воспитанников д/сада (занимающихся по традиционным методикам) на 6-26 ударов в минуту, а у дошкольников СШЛ - на 12-44 удара. Систолическое и диастолическое давление крови изменялось у воспитанников д/сада на 6-28 мм рт. ст., а у дошкольников СШЛ - на 20-50 мм рт. ст. Все изменения оказались статистически достоверными (р < 0.05).

У учащихся лицея после уроков математического цикла достоверно изменялся только пульс, а у школьников общеобразовательной школы - пульс, а также систолическое и диастолическое давление. При этом пульс изменялся у школьников на 10-24 удара в минуту, а у лицеистов - на 8-20 ударов.

Полученные результаты указывают на повышенное умственное и физическое напряжение дошкольников, посещающих СШЛ и занимающихся по инновационным программам -дети испытывали чрезмерные нагрузки. Например, занятия по ИЗО они проводили стоя. Даже визуальные наблюдения за их поведением во время занятий свидетельствовали о большом напряжении (дети периодически ложились на столы, изгибались в стороны, искривляли ноги и т.п.). Естественно, что после такого занятия пульс и давление многих детей были очень высоки. Некоторые показатели превышали нормальные показатели взрослых. Для этого возраста, как известно, характерна слабость нервных процессов и их неуравновешенность. Частота сердечных сокращений у детей младшего возраста очень подвержена влиянию внешних воздействий. Поэтому чрезмерные и частые нагрузки могут привести к нежелательным последствиям. Вместе с тем, умеренное и систематическое повышение нагрузок позволяет организму развиваться. Педагоги дошкольных учреждений чаще всего не анализируют влияние инновационных методик на психофизиологическое состояние ребенка. Эти вопросы

Таблица 1

Динамика сердечно-сосудистых реакций учащихся МОУ Гимназия 14-15 лет до и после контрольной работы по биологии (М±т)

У всей группы В том числе у девочек В том числе у мальчиков

Показатель до контроль- после до контроль- после до контроль- после

контроль- контроль-

ной ной ной ной ной контрольной

ЧСС, 79.91+2.63 89.09*+3.63 82.9+5.1 91.7+4.95 77.62+2.53 87.08*+5.26

уд/мин

САД, 104.3+2.26 112.6*+3.26 105.7+3.28 105.7+5.43 103.3+3.18 117.9*+3.46

мм рт.ст.

ДАД, 70.48+0.88 69.22+3.29 70.1+1.45 63.3*+2.98 70.77+1.11 73.77+5.1

мм рт.ст.

ПД, 33.87+1.71 43.39*+3.07 35.6+2.03 42.4+4.98 32.54+2.6 44.15*+4.32

мм рт.ст.

* р < 0.05.

Таблица 2

Динамика сердечно-сосудистых реакций учащихся МОУ Гимназия 14-15 лет до и после урока биологии (М±т)

Показа- тель У всей группы В том числе у девочек В том числе у мальчиков

до урока после урока до урока после урока до урока после урока

ЧСС, 80.74+4.27 85.43+3.8 77.8+5.77 86.5+5.78 83+6.22 84.62+5.24

уд/мин

САД, 108+2.94 106.8+2.7 104.3+3.39 103.8+3.97 110.8+4.56 109.1+3.77

мм рт.ст.

ДАД, 71.43+2.56 66.91+1.94 71.1+2.92 64.9+2.37 71.69+4.26 68.46+2.91

мм рт.ст.

ПД, 36.52+3.55 39.87+3.15 33.2+3.4 38.9+4 39.08+5.75 40.62+4.72

мм рт.ст.

долж ны решаться совместными усилиями педагогов, физиологов, психологов и медиков.

В последнее время введен такой термин, как высокая физиологическая стоимость образования, когда успехи достигаются ценой потери здоровья. Достоверно известно, что потеря здоровья среди детей, обучающихся по программам с повышенными требованиями (например у лицеистов и гимназистов), выше, чем в обычных общеобразовательных школах. Дошкольный период является важным этапом в становлении психофизиологических возможностей организма человека. Последние увеличиваются с возрастом. Лицеисты более старшего возраста приспосабливаются к тем нагрузкам, которые им предъявляются в условиях инновационного обучения. Постоянная тренировка учащихся в преодолении затруднений, дифференцированный подход в определении сложности заданий

помогают преодолеть состояние перегрузки. Но возникавшие в дошкольном периоде дисфункции могут дать о себе знать и в более старшем возрасте.

Таким образом, результаты данного исследования указывают на недостаточный уровень адаптационных резервов сердечно-сосудистой системы и низкую адаптацию дошкольников к учебной нагрузке по нетрадиционным методикам обучения, а также тренируемость адаптационных систем с возрастом.

С 2006-2007 гг. нами изучались сердечнососудистые реакции на учебную нагрузку (контрольная работа, обычный урок) у гимназистов (МОУ Гимназия г. Арзамаса). Данные отражены в табл. 1, 2.

Результаты показали, что параметры (в среднем на группу испытуемых) не отличаются от возрастных норм, реакции на нагрузку адекват-

Рис. Показатели состояния органа зрения учащихся некоторых школ г.Арзамаса

ны. Однако индивидуальные показатели у отдельных гимназистов много превышали норму.

Проведенная нами серия исследований сердечно-сосудистой системы у лицеистов и гимназистов, а также зрительного анализатора [4] и глазодвигательных реакций [5] на отставленные друг от друга зрительные стимулы показала, что у этих детей по сравнению с обычными школьниками лучше выражена адаптация к относительно высокому уровню учебной нагрузки, эпизодические стрессовые нагрузки не оказывают заметного влияния на их психофизиологическое состояние. У этих испытуемых обнаружены более широкие границы поля зрения, они способны следить за несколькими процессами одновременно, у них выявлена межполу-шарная асимметрия в сторону правополушарной латерализации (по средним показателям на группу). Вместе с тем в этой группе испытуемых достаточно много детей имеют близорукость (рисунок), повышенное артериальное давление и другие нарушения. Это, на наш взгляд, может быть обусловлено, в том числе, и большой учебной нагрузкой в лицеях, гимназиях, спецшколах, и чрезмерной длительностью работы и игры на компьютере во внеурочное время.

Детский офтальмолог г. Арзамаса отмечает, что ранее в поликлинику с глазными аномалиями чаще всего обращались учащиеся 7-8 классов, в последние годы произошло омоложение таких больных, и обращаются уже дети начальной школы (2-3 класс), особенно обучающиеся в школах с высокой нагрузкой (лицей, гимназия, СОШ № 1).

Вероятно, что интенсификация учебного процесса не всегда приводит лишь к положительному результату. Дети за повышенный объем получаемых знаний иногда платят слишком высокую цену - жертвуют своим здоровьем. В

то же время небольшие нагрузки не приведут к должному развитию ребенка. В физиологии давно выявлен закон средних нагрузок при физической работе. В умственной работе необходимо придерживаться того же правила: давать нагрузки надо, но они должны быть в разумных пределах, такие, чтобы и развивали школьника, и не причиняли вред его здоровью.

Исходя из всего вышеизложенного, необходимо отметить, что при обучении и воспитании одаренных и способных детей важны правильная организация учебного процесса, строгое соблюдение гигиенических норм учебной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни, организация оздоровительнореабилитационных мероприятий по месту обучения [6], а также включение в режим дня таких элементов, которые отдаляли бы утомление, повышали работоспособность, укрепляли здоровье и увеличивали резистентность организма.

Список литературы:

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. / Академия пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989.

2. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996.

3. Чубирко М.И., Пичужкина Н.М., Фуфаева О.А. Влияние процесса обучения в учебных заведениях нового типа на работоспособность и состояние здоровья детей // Матер. VIII Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей, М., 1996. Т. II. С. 206.

4. Волкова С.И., Пищаева М.А., Зимина Ю. Изучение остроты зрения у учащихся лицея // Матер. Всерос. дистанционной научно-практической конф. «Физическая культура, спорт и здоровье» (Сборник научных статей). Йошкар-Ола, 2007. С. 12-16.

5. Волкова С.И. Динамика зрительных и глазодвигательных функций у детей школьного возраста с

разным уровнем психического развития // Матер. 6. Погодина Е.В. Морфофункциональные пока-конф. молодых ученых АГПИ, Арзамас: АГПИ, затели здоровья одаренных детей. Дис. ... канд. мед. 2000. С. 25-27. наук. Н. Новгород: НижГМА, 2005. 191 с.

SOME PSYCHOPHYSIOLOGICAL PECULIARITIES OF GIFTED CHILDREN

S.I. Volkova, E. Yu. Sirotkina

A general psychophysiological description of gifted children is given, some peculiarities of the visual system and reactions of the cardiovascular system to the study load are explored.

Keywords: gifted children, psychophysiological peculiarities, cardiovascular system, blood pressure (systolic, diastolic), pulse rate, vision, study load.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.