Физиология и иммунология Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (3), с. 251-255
УДК 612.654
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
© 2012 г. С.И. Волкова, Э.Ю. Сироткина
Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара
Поступила в редакцию 10.04.2012
Дана общая психофизиологическая характеристика одаренных детей, выявлены особенности зрительной системы и реакций сердечно-сосудистой системы на учебную нагрузку.
Ключевые слова: одаренные дети, психофизиологические особенности, сердечно-сосудистая система, кровяное давление (систолическое, диастолическое), пульс, зрение, учебная нагрузка.
Уходят в прошлое те времена, когда наша школа была ориентирована на «среднего» ученика. На современном этапе эволюции образования внимание к детям, опережающим в развитии сверстников, с признаками высокого интеллекта - актуальнейшая задача школы. К одаренным детям нужен соответствующий психо-лого-педагогический подход.
Мы укажем ряд общих особенностей, которые следует учитывать при обучении и воспитании детей с высокими умственными возможностями, приводимых в литературе, а также познакомим с некоторыми своими наблюдениями и данными проводимых нами исследований сердечно-сосудистой и зрительной систем лицеистов и гимназистов.
С.Л. Рубинштейн [1] говорил, что термином «одаренность» часто обозначают общую способность человека. Есть дети, которые как бы больше видят и слышат, больше узнают и больше понимают, чем их ровесники при тех же обстоятельствах. Неудивительно, что именно таких детей - с ускоренным умственным развитием - чаще называют одаренными.
Для таких детей характерны высокая познавательная активность, повышенная умственная восприимчивость и постоянная готовность прилагать усилия. При этом их неустанная активность неразрывно связана с саморегуляцией. Дети этой категории не упускают из виду принятую ими цель и стремятся управлять своими действиями.
Такие дети отличаются широтой восприятия, в том числе и зрительного, остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире. Одаренные дети способны следить за несколькими процессами одновременно. Такие дети обладают способностью воспринимать связи между
явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают способному ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее. Они способны сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени. Такие дети отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
Мы не беремся утверждать, что все исследованные нами лицеисты и гимназисты являются одаренными, но все они имеют потенциальные умственные способности выше среднего. Это дети, у которых развиты все виды памяти, богатое воображение, нестандартное мышление. Они владеют мыслительными операциями, обладают правильной логической речью.
Если рассматривать биологические факторы умственных способностей, то можно отметить у таких детей повышенный уровень биохимической и электрической активности мозга. Исследования некоторых авторов показывают, что среди одаренных в вербальной сфере людей много левшей (от 18 до 25%). Это, по-видимому, объясняется тем, что у них речевые центры представлены симметрично в левом и правом полушариях, а не только в левом, как это наблюдается у правшей [2].
Высокая потребность работающих с особой нагрузкой структур мозга в нужных веществах приводит к тому, что происходит перераспределение ресурсов в пользу таких структур. Поскольку ресурсы ограничены, возможны какие-то биологические издержки одаренности. К та-
ким издержкам американский психолог М. Сторфер относит аллергию и близорукость.
Обучение одаренных детей в учебных заведениях нового типа характеризуется повышенной нагрузкой, что усугубляется недостаточной двигательной активностью, нарушением режима дня и гигиенических требований к условиям обучения. Чем выше учебная нагрузка, тем чаще диагностируются среди учащихся старших классов отклонения в состоянии здоровья. Усугубляют это информационные перегрузки мозга в сочетании с постоянным дефицитом времени. В группе учащихся с постоянным наличием мотивации учиться на «отлично» особенно часто наблюдаются повышение раздражительности, ухудшение сна и другие изменения в поведении. Помимо этого к факторам риска, как показали исследования некоторых авторов, относятся: сокращение ночного сна, низкая двигательная активность, высокий уровень беспокойства и тревоги. Напряженный умственный труд у подростков, юношей и девушек изменяет в неблагоприятном направлении гемоциркуляцию и динамику функциональной способности сосудов мозга. Повышенная возбудимость сосудов мозга может приводить к возникновению относительной гипоксии нейронных структур. Это сказывается на снижении функциональной работоспособности головного мозга и его созревании.
Изучая эту проблему, врачи Воронежского центра госсанэпидемнадзора М.И. Чубирко,
Н.М. Пичужкина, О.А. Фуфаева [3] исследовали две традиционные школы города и две школы нового типа - лицей и гимназию. Оказалось, что, несмотря на более высокий в среднем иммунный статус гимназистов и лицеистов, обусловленный большей социальной защищенностью их семей, в целом здоровье учащихся нетрадиционных учебных заведений признано значительно худшим, чем у школьников. Так, авторы отмечают у них в 1.5 раза большую утомляемость, в 2 раза более частые нарушения сна, у этих учащихся в 3 раза чаще встречаются навязчивые движения и заикания, в 2 раза чаще повышено артериальное давление.
Нами тоже был проведен ряд исследований по выявлению психофизиологических особенностей одаренных детей. Начиная с 2004 года, мы изучали влияние различных инновационных методик обучения на вегетативные реакции обучаемых. Были исследованы параметры сердечно-сосудистой системы до и после занятий у 57 детей средней (возраст 4-5 лет), старшей (56 лет), подготовительной (6-7 лет) групп ДОУ № 29 г. Арзамаса, занимающихся по традици-
онной методике, и у 51 человека соответствующего возраста, посещающих учебный комплекс «сад-школа-лицей» (СШЛ) и занимающихся по инновационным методикам, а также у 23 учащихся 10 класса (возраст 15-17 лет) общеобразовательной школы и 17 лицеистов такой же возрастной группы до и после уроков.
Результаты показали, что характер сердечнососудистых реакций на учебные занятия во всех группах испытуемых был неоднозначен: у одних испытуемых наблюдался сдвиг параметров в сторону увеличения, у других - в сторону уменьшения, у третьих - оставался без изменений. Однако сравнительный анализ выявил следующее. Пульс изменялся после занятий у воспитанников д/сада (занимающихся по традиционным методикам) на 6-26 ударов в минуту, а у дошкольников СШЛ - на 12-44 удара. Систолическое и диастолическое давление крови изменялось у воспитанников д/сада на 6-28 мм рт. ст., а у дошкольников СШЛ - на 20-50 мм рт. ст. Все изменения оказались статистически достоверными (р < 0.05).
У учащихся лицея после уроков математического цикла достоверно изменялся только пульс, а у школьников общеобразовательной школы - пульс, а также систолическое и диастолическое давление. При этом пульс изменялся у школьников на 10-24 удара в минуту, а у лицеистов - на 8-20 ударов.
Полученные результаты указывают на повышенное умственное и физическое напряжение дошкольников, посещающих СШЛ и занимающихся по инновационным программам -дети испытывали чрезмерные нагрузки. Например, занятия по ИЗО они проводили стоя. Даже визуальные наблюдения за их поведением во время занятий свидетельствовали о большом напряжении (дети периодически ложились на столы, изгибались в стороны, искривляли ноги и т.п.). Естественно, что после такого занятия пульс и давление многих детей были очень высоки. Некоторые показатели превышали нормальные показатели взрослых. Для этого возраста, как известно, характерна слабость нервных процессов и их неуравновешенность. Частота сердечных сокращений у детей младшего возраста очень подвержена влиянию внешних воздействий. Поэтому чрезмерные и частые нагрузки могут привести к нежелательным последствиям. Вместе с тем, умеренное и систематическое повышение нагрузок позволяет организму развиваться. Педагоги дошкольных учреждений чаще всего не анализируют влияние инновационных методик на психофизиологическое состояние ребенка. Эти вопросы
Таблица 1
Динамика сердечно-сосудистых реакций учащихся МОУ Гимназия 14-15 лет до и после контрольной работы по биологии (М±т)
У всей группы В том числе у девочек В том числе у мальчиков
Показатель до контроль- после до контроль- после до контроль- после
контроль- контроль-
ной ной ной ной ной контрольной
ЧСС, 79.91+2.63 89.09*+3.63 82.9+5.1 91.7+4.95 77.62+2.53 87.08*+5.26
уд/мин
САД, 104.3+2.26 112.6*+3.26 105.7+3.28 105.7+5.43 103.3+3.18 117.9*+3.46
мм рт.ст.
ДАД, 70.48+0.88 69.22+3.29 70.1+1.45 63.3*+2.98 70.77+1.11 73.77+5.1
мм рт.ст.
ПД, 33.87+1.71 43.39*+3.07 35.6+2.03 42.4+4.98 32.54+2.6 44.15*+4.32
мм рт.ст.
* р < 0.05.
Таблица 2
Динамика сердечно-сосудистых реакций учащихся МОУ Гимназия 14-15 лет до и после урока биологии (М±т)
Показа- тель У всей группы В том числе у девочек В том числе у мальчиков
до урока после урока до урока после урока до урока после урока
ЧСС, 80.74+4.27 85.43+3.8 77.8+5.77 86.5+5.78 83+6.22 84.62+5.24
уд/мин
САД, 108+2.94 106.8+2.7 104.3+3.39 103.8+3.97 110.8+4.56 109.1+3.77
мм рт.ст.
ДАД, 71.43+2.56 66.91+1.94 71.1+2.92 64.9+2.37 71.69+4.26 68.46+2.91
мм рт.ст.
ПД, 36.52+3.55 39.87+3.15 33.2+3.4 38.9+4 39.08+5.75 40.62+4.72
мм рт.ст.
долж ны решаться совместными усилиями педагогов, физиологов, психологов и медиков.
В последнее время введен такой термин, как высокая физиологическая стоимость образования, когда успехи достигаются ценой потери здоровья. Достоверно известно, что потеря здоровья среди детей, обучающихся по программам с повышенными требованиями (например у лицеистов и гимназистов), выше, чем в обычных общеобразовательных школах. Дошкольный период является важным этапом в становлении психофизиологических возможностей организма человека. Последние увеличиваются с возрастом. Лицеисты более старшего возраста приспосабливаются к тем нагрузкам, которые им предъявляются в условиях инновационного обучения. Постоянная тренировка учащихся в преодолении затруднений, дифференцированный подход в определении сложности заданий
помогают преодолеть состояние перегрузки. Но возникавшие в дошкольном периоде дисфункции могут дать о себе знать и в более старшем возрасте.
Таким образом, результаты данного исследования указывают на недостаточный уровень адаптационных резервов сердечно-сосудистой системы и низкую адаптацию дошкольников к учебной нагрузке по нетрадиционным методикам обучения, а также тренируемость адаптационных систем с возрастом.
С 2006-2007 гг. нами изучались сердечнососудистые реакции на учебную нагрузку (контрольная работа, обычный урок) у гимназистов (МОУ Гимназия г. Арзамаса). Данные отражены в табл. 1, 2.
Результаты показали, что параметры (в среднем на группу испытуемых) не отличаются от возрастных норм, реакции на нагрузку адекват-
Рис. Показатели состояния органа зрения учащихся некоторых школ г.Арзамаса
ны. Однако индивидуальные показатели у отдельных гимназистов много превышали норму.
Проведенная нами серия исследований сердечно-сосудистой системы у лицеистов и гимназистов, а также зрительного анализатора [4] и глазодвигательных реакций [5] на отставленные друг от друга зрительные стимулы показала, что у этих детей по сравнению с обычными школьниками лучше выражена адаптация к относительно высокому уровню учебной нагрузки, эпизодические стрессовые нагрузки не оказывают заметного влияния на их психофизиологическое состояние. У этих испытуемых обнаружены более широкие границы поля зрения, они способны следить за несколькими процессами одновременно, у них выявлена межполу-шарная асимметрия в сторону правополушарной латерализации (по средним показателям на группу). Вместе с тем в этой группе испытуемых достаточно много детей имеют близорукость (рисунок), повышенное артериальное давление и другие нарушения. Это, на наш взгляд, может быть обусловлено, в том числе, и большой учебной нагрузкой в лицеях, гимназиях, спецшколах, и чрезмерной длительностью работы и игры на компьютере во внеурочное время.
Детский офтальмолог г. Арзамаса отмечает, что ранее в поликлинику с глазными аномалиями чаще всего обращались учащиеся 7-8 классов, в последние годы произошло омоложение таких больных, и обращаются уже дети начальной школы (2-3 класс), особенно обучающиеся в школах с высокой нагрузкой (лицей, гимназия, СОШ № 1).
Вероятно, что интенсификация учебного процесса не всегда приводит лишь к положительному результату. Дети за повышенный объем получаемых знаний иногда платят слишком высокую цену - жертвуют своим здоровьем. В
то же время небольшие нагрузки не приведут к должному развитию ребенка. В физиологии давно выявлен закон средних нагрузок при физической работе. В умственной работе необходимо придерживаться того же правила: давать нагрузки надо, но они должны быть в разумных пределах, такие, чтобы и развивали школьника, и не причиняли вред его здоровью.
Исходя из всего вышеизложенного, необходимо отметить, что при обучении и воспитании одаренных и способных детей важны правильная организация учебного процесса, строгое соблюдение гигиенических норм учебной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни, организация оздоровительнореабилитационных мероприятий по месту обучения [6], а также включение в режим дня таких элементов, которые отдаляли бы утомление, повышали работоспособность, укрепляли здоровье и увеличивали резистентность организма.
Список литературы:
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. / Академия пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989.
2. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996.
3. Чубирко М.И., Пичужкина Н.М., Фуфаева О.А. Влияние процесса обучения в учебных заведениях нового типа на работоспособность и состояние здоровья детей // Матер. VIII Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей, М., 1996. Т. II. С. 206.
4. Волкова С.И., Пищаева М.А., Зимина Ю. Изучение остроты зрения у учащихся лицея // Матер. Всерос. дистанционной научно-практической конф. «Физическая культура, спорт и здоровье» (Сборник научных статей). Йошкар-Ола, 2007. С. 12-16.
5. Волкова С.И. Динамика зрительных и глазодвигательных функций у детей школьного возраста с
разным уровнем психического развития // Матер. 6. Погодина Е.В. Морфофункциональные пока-конф. молодых ученых АГПИ, Арзамас: АГПИ, затели здоровья одаренных детей. Дис. ... канд. мед. 2000. С. 25-27. наук. Н. Новгород: НижГМА, 2005. 191 с.
SOME PSYCHOPHYSIOLOGICAL PECULIARITIES OF GIFTED CHILDREN
S.I. Volkova, E. Yu. Sirotkina
A general psychophysiological description of gifted children is given, some peculiarities of the visual system and reactions of the cardiovascular system to the study load are explored.
Keywords: gifted children, psychophysiological peculiarities, cardiovascular system, blood pressure (systolic, diastolic), pulse rate, vision, study load.