Научная статья на тему 'Состояние здоровья школьников в условиях реформирования образования'

Состояние здоровья школьников в условиях реформирования образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
813
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ / ФАКТОРЫ РИСКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / THE STATE OF SCHOOLCHILDREN HEALTH / RISK FACTORS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / REFORMS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ткачук Елена Анатольевна, Филиппов Евгений Семенович, Жданова-заплесвичко Инга Геннадьевна

В обзоре обобщены данные отечественных исследователей по проблемам влияния инновационных систем обучения на состояние здоровья современных школьников. Установлено, что превышение объема учебной нагрузки, неравномерное ее распределение в течение учебного дня и недели, обуславливают ухудшение показателей здоровья детей, рост распространенности функциональных нарушений и хронической патологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ткачук Елена Анатольевна, Филиппов Евгений Семенович, Жданова-заплесвичко Инга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The schoolchildren health in the conditions of education reforming

In the review the data of domestic researchers on the problems of the infl uence of innovative systems of training on a state of health of schoolchildren has been generalized. It has been established that excessive volume of an educational load, its non-uniform distribution during school day and week, set conditions for deterioration of indicators of childrens health, growth of prevalence of functional infringements and a chronic pathology.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья школьников в условиях реформирования образования»

ative materials and natural dentition. // J. Biomed. Mater. Res. — 1985. — V.19. — P.469-488.

4. Douglas T.A. Aesthetic and restorative dentistry. Houston: Everest. — 2009. — P. 122-164.

5. Duarte S., Phark J.H., Blatz M. Ceramic systems: An ul-trastructural study. // Quintessence Dent. Technol. — 2010. — V.33. — P.42-60.

6. Filser F All ceramic dental bridges by the direct ceramic machining. // Materials in medicine. — 1998. — V.77. — P.165-189.

7. Griggs J.A. Recent advances in materials for all-ceramic restorations. // Dent. Clin. North. Am. — 2007. — V.51. — P.13-27.

8. Hammerle C. Dental ceramics. Berlin: Quintessence. — 2010. — P. 6-23.

9. Haselton D.R., Diaz-Arnold A.M., Hillis S.L. Clinical assessment of high-strength all-ceramic crowns. // J. Prosthet. Dent. —

2000. — V.83. — P.396-401.

10. Heffernan M.J., Aquilino S.A. Relative translucency of six all-ceramic systems, part II: Core and veneer materials. // J. Prosthet. Dent. — 2002. — V.88. — P.5-10.

11. Kelly J.R., Tesk J.A. Failure of all-ceramic fixed partial dentures in vitro and in vivo: Analysis and model-

ing. // J. Dent. Res. — 1995. — V.74. — P.1253-1258.

12. Kina S., Brugera A. Invisible: Esthetic ceramic restorations. Sao Paulo: Arte Medicas. — 2009. — P.49-65.

13. Kosmac T., Oblak C., Jevnikar P. Strength and reliability of surface treated Y-TZP dental ceramics. // J. Biomed. Mater. Res. —

2000. — V.53. — P.304-313.

14. Mclean J.W. Development of esthetics in aluminous porcelain restoration. // J Esthet. Dent. — 1997. — V.9. — P.208-214.

15. Massironi D. Precision in dental esthetics. Milan: Quintessence. — 2008. — P. 342-374.

16. Monsenego G., Burdarion G., Clerjaud B. Fluorescence of dental porcelain. // J. Prosthet. Dent. — 1993. — V.69. — P.106-113.

17. Sulamain F., Chai J., Jameson L.M. A comparison of the marginal fit of In-ceram, IPS Empress and Procera crowns. // Int. J. Prosthodont. — 1997. — V.10. — P.478-484.

18. Tinscert J. Marginal fit of alumina-and zirconia-based fixed partial dentures produced by a Cad/Cam system. // Oper dent. —

2001. — V.26. — P. 367-374.

19. Yeo I.S., Yans J.H., Lee J.B. In vitro marginal fit of three all-ceramic crown systems. // J. Prosthet. Dent. — 2003. — V.90. — P.459-464.

Информация об авторе: 127473, Москва, Делегатская ул., 20/1. vartanovt@mail.ru 89651470396.

Вартанов Тимур Олегович — аспирант

© ТКАЧУК Е.А., ФИЛИППОВ Е.С., ЖДАНОВА-ЗАПЛЕСВИЧКО И.Г. — 2012 УДК 613.955:371.2

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Елена Анатольевна Ткачук1, Евгений Семенович Филиппов2, Инга Геннадьевна Жданова-Заплесвичко1 ('Иркутский институт повышения квалификации работников образования, ректор — д.и.н., проф. Л.М. Дамешек, кафедра охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности и физической культуры, зав. — к.м.н. Е.А. Ткачук; 2Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра педиатрии ФПК и ППС, зав. — д.м.н., проф. Е.С. Филиппов)

Резюме. В обзоре обобщены данные отечественных исследователей по проблемам влияния инновационных систем обучения на состояние здоровья современных школьников. Установлено, что превышение объема учебной нагрузки, неравномерное ее распределение в течение учебного дня и недели, обуславливают ухудшение показателей здоровья детей, рост распространенности функциональных нарушений и хронической патологии.

Ключевые слова: состояние здоровья школьников, факторы риска образовательной среды, реформа образования.

THE SCHOOLCHILDREN HEALTH IN THE CONDITIONS OF EDUCATION REFORMING

E.A. Tkachuk1, E.S. Filippov2,1.G. Zhdanova-Zaplesvichko2 ('Irkutsk Institute for Postgraduate Pedagogical Education; 2Irkutsk State Medical University)

Summary. In the review the data of domestic researchers on the problems of the influence of innovative systems of training on a state of health of schoolchildren has been generalized. It has been established that excessive volume of an educational load, its non-uniform distribution during school day and week, set conditions for deterioration of indicators of children’s health, growth of prevalence of functional infringements and a chronic pathology.

Key words: the state of schoolchildren health, risk factors of educational environment, reforms of education.

Сегодня накоплен большой фактический материал о влиянии школы на здоровье детей. Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 40) (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ) признает, что «Образовательная деятельность — вид деятельности, представляющий потенциальную опасность для человека». Более того в Национальном докладе «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации» признано, что высокая степень влияния условий внутриобразова-тельного учреждения на формирование здоровья детей, по силе своего воздействия сопоставимы даже с такими мощными факторами как экологические [12].

В.Р. Кучма отмечает, что еще в 50-60-х годах XIX века наблюдения врачей выявляли большое распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки (главным образом - сколиоз), неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с их не учащимися сверстниками было настолько явным, а частота их распространения с такой печальной закономерностью возрастала от класса к

классу, что их появление сочли неизбежным следствием школьного обучения, и они получили наименование «школьных болезней». Это определение дал Р. Вирхов в работе «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы» в 1870 г. [12].

Несмотря на признание негативного влияния школы и мерах, принимаемых по его устранению, состояние здоровья школьников ухудшается с каждым годом. Так, за последнее десятилетие произошло качественное ухудшение состояния здоровья школьников, сократилась продолжительность латентного периода формирования «школьной патологии», её распространенность за время обучения увеличилась с 3,27 до 6,22 раз. Сегодня в России лишь около 10% учащихся могут считаться здоровыми, 50% имеют морфофункциональные отклонения, 40% - хронические болезни [3,12].

В условиях реформы системы образования изменилась ранговая значимость групп заболеваний по величине интенсивности темпов в среднем многолетнего прироста уровня заболеваемости детей и подростков. На смену стабильно занимавшим лидирующее положе-

ние болезням органов пищеварения, врожденным аномалиям и порокам развития вышли( на первое место) болезни нервной системы и анемии [22,24].

С ростом школьных нагрузок растет и утомляемость школьников. Многие авторы отмечают, что чрезмерные учебные нагрузки влекут за собой значительное утомление школьников, которое ведет к снижению усвоения изучаемого материала и срыву адаптации. Особенно остро проблема стоит в учреждениях нового вида - с углубленным содержанием обучения (гимназии, лицеи), количество которых увеличивается с каждым годом [6,15].

Р.В. Кучмой при изучении умственной работоспособности школьников выявлено учащение случаев сильного и выраженного утомления к концу учебного дня у учащихся гимназий до 55% случаев против 38% в массовых школах [12]. М.И. Степанова считает, что умственная работоспособность в процессе учебных занятий значительно снижается (от сильного до выраженного утомления) к концу учебного дня у школьников учебных заведений нового типа (особенно в начальных и старших классах) до 40-50% случаев против 25-38% в массовых школах [8,24], повышается уровень показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности, значительным распространением хронических заболеваний, прогрессивным снижением показателей здоровья от младших классов к старшим [3,9].

Педагогический процесс в условиях инновационных школ сопровождается воздействием на учащихся ряда неблагоприятных факторов школьной среды (повышенная учебная нагрузка, усложнение учебных программ, нарушения в школьном расписании, недостаточная оснащенность школьников ростовой мебелью и т. д.) [3]. В отличие, от традиционной школы ведущее место среди негативных факторов занимает учебная перегрузка, составляющая в инновационных школах 27,3-50% в неделю [3,29].

Изменение системы школьного образования увеличило влияние школьных факторов на состояние здоровья учащихся, а введение в систему школьного образования новых технологий и форм обучения, интенсификация учебного процесса, повышение требований к объему и качеству знаний приводят к снижению работоспособности, ухудшению функционального состояния организма, дисинхронозу. По данным авторов, наибольшие ухудшения состояния здоровья наблюдаются у школьников в возрасте 11-15 лет, объективные показатели свидетельствуют о высокой степени патологической пораженности у мальчиков, по данным анкетного опроса, в период учебы школьников ухудшается психологический статус [25].

Адаптация к сенсорной и сенсомоторной информации при стандартных и нестандартных видах умственной деятельности протекает на фоне значительных перестроек в интрацеребральных и межкомпонентных взаимодействиях с ростом пропускной способности мозга, концентрации внимания, кортикальной возбудимости, на фоне энергетической и информационной мобилизации, что влечет компенсаторную активацию ретикулярной формации в виде тормозных влияний

[8,22,23,24]. Что и является причиной снижения умственной активности учащихся при увеличении учебной нагрузки [12].

Уровень психической дизадаптации учащихся инновационных школ выше, чем у учащихся средних общеобразовательных школ. Психическая дизадаптация более выражена у учащихся гимназий, чем у лицеистов. Отмечено достоверное преобладание ситуативного компонента тревожности, что свидетельствует о существенной роли факторов внутришкольной среды в формировании психической дизадаптации школьников [18,26].

Большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в сне, в двигательной активности и пребывании на свежем воздухе.

Напряженный характер учебы, значительный объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для ребенка, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает неблагоприятное воздействие на развивающийся организм [12].

Профиль обучения в лицеях существенно влияет на функциональное состояние анализаторов и утомляемость [4,23].

Интенсивность учебной нагрузки отражается в течение учебного дня на активности вегетативной нервной системы учащихся. Максимальные признаки утомления наблюдаются к середине учебного дня [27]. Однако А.Г. Швецов и соавт. выявили, что действие избыточной почасовой учебно-воспитательной нагрузки на организм учащихся нивелируется правильной ее организацией. Так, снижение рутинной учебной нагрузки на учащихся позволяет сохранять высокий уровень адаптивности к инновационному обучению [20,30].

М.И. Степанова и Р.В. Кучма наблюдали различия в реакции сердечно-сосудистой системы на недельную учебную нагрузку: во всех возрастных группах количество неблагоприятных сдвигов артериального давления (АД) от начала к концу учебной недели у учащихся школ нового вида было больше [12,24].

Помимо резкого снижения работоспособности на уроках, у гимназистов начальных классов выше распространенность функциональной кардиопатии, чаще встречается нейроциркулярная дистония по гипертоническому типу, а у старшеклассников — по гипотоническому [3,12].

До 30-54% параметров функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся (в зависимости от возраста, пола и вида учреждения) не соответствуют возрастным и гендерным нормам [2]. Неблагоприятное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы при нагрузке сопровождаются сниженными показателями эффективности переработки информационных потоков [6,13,15,19].

Динамика показателей кардиореспираторной системы свидетельствует о более выраженном функциональном напряжении сердечно-сосудистой и дыхательной систем у учащихся инновационных школ [13,29]. Возрастные изменения кардиореспираторной системы у детей 7-9 лет носят линейный характер, отмечены тенденция к урежению частоты сердечных сокращений (ЧСС) и повышению АД у учащихся традиционной школы при неизмененном уровне у детей инновационных школ [13,29].

Длительное пребывание детей в условиях школьных перегрузок формирует невротические расстройства с последующей клинической манифестацией, формированием нарушений деятельности сердца, желудочно-кишечного тракта, других органов и систем [3,12]. Прослеживается четкая зависимость числа неврозоподобных реакций учащихся от объема учебной нагрузки. У гимназистов этот показатель достигает 85% против 60% у учащихся массовых школ. Наиболее низкие адаптационные возможности и работоспособность отмечены у учащихся гимназий 1-х, 7-8-х классов и 10-1-х классов. У учащихся гимназий достоверно чаще диагностируются астеноневротические реакции, вегетосо-судистая дистония и астеноневротические, церебросте-нические симптомы [8,12,20,23].

На фоне увеличения воздействия значительного эмоционального напряжения выявляются разнонаправленные изменения показателей ЦНС. Ряд показателей, такие как показатель устойчивости сенсорной системы, стабильность и уравновешенность сенсорной системы, уровень эффективности деятельности ЦНС, количество ошибочных и точных ответов свидетельствовали о среднем и ниже среднего уровнях функционирования ЦНС. С увеличением эмоционального напряжения эти показатели еще больше снижаются,

отображая состояние значительного торможения организма, которое возникает при хроническом утомлении вследствие длительного воздействия на организм дис-трессовых уровней психоэмоционального напряжения, что характерно для умственного труда, что преобладает в школах инновационного типа [11,19].

Психологический дискомфорт, который испытывали учащиеся на уроках при авторитарном типе преподавания, снижал продуктивность их учебы, увеличивал затраты времени на приготовление уроков и дефицит сна, сокращал время прогулок. Таким образом, авторитарный, профессионально неадекватный учитель способен нанести такой вред нервно-психическому здоровью ребенка, который несопоставим с высокой нагрузкой [3,12].

Вероятность риска развития нервно-психических и вегетативно-сосудистых расстройств, психологической дизадаптации у учащихся повышается в результате нарушений составления расписания уроков, повышенной учебной нагрузки и несоответствия учебников гигиеническим требованиям [2].

Прослеживается четкая зависимость числа неврозоподобных реакций учащихся от объема учебной нагрузки. Усиление влияния психогенных факторов, нарастание их интенсивности к старшим классам способствуют не только увеличению частоты функциональных расстройств в возрасте 15-17 лет, но и ускорению темпа формирования хронических заболеваний, что становится очевидным при сопоставлении показателей заболеваемости старшеклассников школ разного вида

[19,24].

Особенно тяжело приспособиться к инновационному обучению первоклассникам, страдающих хроническими болезнями и выраженными функциональными отклонениями, что проявляется затруднениями в принятии и выполнении скоростных решений, большем утомлении нервной системы, снижении психосоциальной адаптации [8,14]. Еще на этапе перехода детей к режиму школьного обучения возникают глубокие функциональные изменения в организме, такие как дисбаланс вегетативной нервной системы, нарушение подвижности нервных процессов, рост заболеваемости и другие формы патологий, связанных с обучением и особенно эти изменения выражены в учреждениях нового типа [1,17].

В лицеях и гимназиях, где учебная нагрузка выше, чем в других школах преобладает такая форма дизадап-тации как низкая эффективность учебной деятельности (93,1%), далее по убывающей — неуспешность социальных контактов (43,2%), нарушения поведения (32,5%) [18]. Показано, что 71,7% детей имеют нарушения адаптации (которые в 45,3% случаев выражались в ее напряжении, в 3,8% — в неудовлетворительном состоянии в 22,6% случаев — в срыве адаптационных механизмов), учащиеся с удовлетворительной адаптацией составляют 28,3% [21]. Таким образом, в отличие от общеобразовательных школ дизадаптация в сфере межличностных отношений имеет больший удельный вес по сравнению с нарушениями поведения. Отмечается также высокий уровень стрессового напряжения (24,2 усл.ед.), что свидетельствует об эмоциональном неблагополучии диза-даптированных учащихся в школах нового вида [28].

Функциональное состояние организма и работоспособность учащихся, обучающихся по разным программам, определяется профилем обучения. Интенсивная учебная программа по сравнению с общеобразовательной вызывает более раннее снижение умственной

работоспособности учащихся в течение дня, недели и года, которая тесно коррелирует с показателями работоспособности и объемом учебной нагрузки, числом нарушений в расписании, освещенностью в классе [3,9,10,13,19].

В своих исследованиях физического развития старшеклассников Т.В. Зазнобова (2010) отметила, что среди старшеклассников лицея, обучающихся по инновационным программам, чаще регистрируется дисгармоничное развитие за счет дефицита роста и массы тела (р<0,001), кроме того, у девушек-лицеисток чаще регистрируется избыточная масса тела (р<0,001), гармоничное физическое развитие у лицеисток наблюдается в 1,9 раза реже, чем у школьниц (р<0,001), у юношей-лицеистов — в 1,3 раза реже, чем у школьников. Среди старшеклассников лицея в 2 раза чаще встречаются учащиеся с дефицитом массы тела (р<0,001). У девушек лицея, как и у юношей, отмечается та же тенденция к замедлению темпов роста. У них чаще встречается рост «ниже среднего» (р<0,001) [7,20].

А.В. Гущенко (2011) отмечает, что у 93,6% подростков имеются отклонения в состоянии здоровья: 45,5% подростков с морфофункциональными отклонения, 47,7% подростков с хроническими компенсированными заболеваниями. Выявлено 26,9% подростков с нарушением физического развития. Напряжение адаптационно-приспособительных возможностей организма выявлено у 27,7%; низкий уровень тренированности сердечно-сосудистой системы у 32,0%; низкий уровень соматического здоровья у 53,0% подростков [5].

А.В. Гущенко (2011) отмечает, что организация образовательного процесса, учебная нагрузка, а также недостаток двигательной активности, режим труда и отдыха в процессе обучения в старших классах инновационных учреждений не являются оптимальными и не способствуют сохранению здоровья учащихся, что проявляется в более высоких по сравнению с обычными школами показателях распространенности лиц со сниженным уровнем соматического здоровья в 2,3 раза, лиц с хроническими компенсированными заболеваниями (юношей — в 1,4, девушек — в 4 раза [5].

Результаты комплексной оценки состояния здоровья школьников свидетельствуют, что в школах нового вида по сравнению с массовыми значительно ниже процент лиц, являющихся абсолютно здоровыми (2,3 против 10,1). В школах нового вида распространенность различных нарушений здоровья значительно выше, чем в массовых общеобразовательных учреждениях: частота функциональных отклонений - в 1,7 раза, а хронических заболеваний - в 1,6 раза. Иными словами, у каждого учащегося школ нового вида выявлены в среднем почти 4 "диагноза", а в массовых школах - 2,3 (включая хроническую патологию и функциональные расстройства) [24].

Многие авторы (в т.ч. И.В. Пляскина) отмечает, что за последнее десятилетие произошло качественное ухудшение состояния здоровья школьников [4,7,10,12,16,22].

При анализе литературных данных по проблемам изучения состояния здоровья детей в условиях реформирования образования было выявлено, что появление инновационных образовательных учреждений ведет к повышению распространенности функциональных нарушений и хронических заболеваний у школьников, что позволяет сделать заключение о высоком уровне факторов риска для состояния здоровья детей в образовательных учреждениях инновационного типа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ботникова Е.А., Перевощина Е.П. Состояние органа зрения у учащихся лицея и общеобразовательной школы // Гигиена и санитария. — 2000. — №2. — С. 52-53.

2. Валеева Э.Р. Гигиеническое обоснование приоритетных

задач по охране здоровья школьников: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — Казань, 2007. — 43 с.

3. Вишневский В.А. Анализ школьного расписания с учетом здоровья детей // Гигиена и санитария. — 2005. — №3. —

С. 43-44.

4. Гребняк Н.П., Агаркова Л.Д. Санитарноэпидемиологические характеристики среды детских дошкольных учреждений // Гигиена и санитария. — 2000. — № 6. — С. 46-48.

5. Гущенко А.В. Гигиенические аспекты формирования здоровья подростков промышленного города Восточной Сибири: Автореф. дис...канд. биол.наук. — Иркутск, 2008. — 45 с.

6. Журавлева М.С., Сетко Н.П. Социально-гигиенические аспекты адаптации подростков в современных условиях жизнедеятельности // Гигиена и санитария. — 2009. — №1. — С. 49-51.

7. Зазнобова Т.В. Особенности физического развития старшеклассников, обучающихся в школах различного типа. // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). — 2010. — №5. — С. 113-116.

8. Звездина И.В., Жигарева Н.С., Деев А.Д. Значение поведенческих факторов риска в формировании отклонений в состоянии здоровья младших школьников // Гигиена и санитария. — 2009. — №2.- С. 43-46.

9. Зорина И.Г Влияние внутришкольных факторов на умственную работоспособность и состояние здоровья учащихся. // Гигиена и санитария. —2006. — №6. — С. 48-51.

10. Зорина И.Г. Особенности психофизиологического статуса школьников, обучающихся в учебных заведениях разных типов. // Гигиена и санитария. —2008. — №3. — С. 75-78.

11. Ковалева А.И. Особенности изменения функций ЦНС при различных уровнях воздействия нервно-эмоционального напряжения // Медицина труда и промышленная экология. — 1999. — № 4. — С. 40-43.

12. Кучма В.Р., Степанова М.И. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика // Медицина труда и промышленная экология. — 2001. — № 8. — С. 32-37.

13. Матусевич Е.Ю., Сетко И.М., Халиулина Ф.Ф. Функциональное состояние дошкольников в зависимости от уровня санитарно-гигиенического благополучия детского образовательного учреждения // Гигиена и санитария. — 2009. — №4. — С. 54-55.

14. Надеждин Д.С., Раппорт И.К. Состояние здоровья и особенности психического развития первоклассников. // Гигиена и санитария. — 2009. — №2. — С. 56-60.

15. Новикова И.И. Гигиеническая оценка закономерностей формирования здоровья школьников крупного промышленного центра: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — Омск, 2006. — 34 с.

16. Пляскина И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового вида образования // Гигиена и санитария. — 2000. — №1. — С. 62-64.

17. Пономаренко И.И., Черкашин О.Г. Гигиеническая харак-

теристика детских образовательных учреждений // Гигиена и санитария. — 2009. — №3. — С. 76-78.

18. Рахманин Ю.А., Ушаков И.Б., Соколова Н.В. и др. Комплексный подход к гигиенической оценке качества жизни учащихся // Гигиена и санитария. — 2010. — №2. — С. 67-69.

19. Сафронова А.И., Вахмистрова А.В., Никулин В.Н. и др. Функциональное состояние вегетативной нервной системы школьников и гимназистов в условиях комплексного воздействия факторов школьной и окружающей среды // Гигиена и санитария. — 2009. — №4. — С. 55-58.

20. Сердюков А.Ю., Черненков Ю.В. Состояние здоровья школьников в условиях реформы образования // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). — 2009. — Т. 91. №8 — С. 111113.

21. Сетко Н.П., Володина Е.А. Выявление адаптационного статуса детей при диагностике донозологических состояний. // Гигиена и санитария. — 2008. — №1. — С. 58-60.

Сидоров П.И., Новикова И.А. Способ скрининговой оценки факторов здоровья // Гигиена и санитария. — 2010. — №2. — С. 85-88.

22. Соснина Е.В., Сетко А.Г. Влияние инновационных систем обучения на формирование адаптационных возможностей гимназистов // Гигиена и санитария. — 2009. — №4. — С. 64-65.

23. Степанова М.И., Куинджи Н.Н., Ильин А.Г. и др. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования // Гигиена и санитария. — 2000. — №1. — С. 40-44.

24. Стунеева Г.И., Кирюшин В.А., Цурган А.М. Здоровье и самочувствие детей в период обучения в школе образования // Гигиена и санитария. — 2000. — №3.- С. 45-46.

25. Тимербулатов И.Ф., Зулькарнаев Т.Р., Ахметшина Р.А. и др. Гигиеническая оценка организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях крупного города. // Гигиена и санитария. — 2009. — №2. — С. 82-85.

26. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы //Гигиена и санитария. — 2000. — №2. — С. 33-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Хамаганова Т.Г., Крылов Д.Н., Даниленко О.В. и др. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников образования // Гигиена и санитария. — 2000. — №1. — С. 71-73.

28. Хорошева Т.А., Бурханов А.И. Морфофункциональные особенности развития организма учащихся начальных классов. // Гигиена и санитария. —2006. — №4. — С. 58-60.

29. Швецов А.Г., Кабиева С.М, Приз В.Н. и др. Изучение влияния обучения по экспериментальной программе на состояние здоровья гимназистов образования // Гигиена и санитария. — 2000. — №3. — С. 46-48.

Информация об авторах: 664007, Иркутск, ул. Красноказачья, 10а, ИИПКРО, е-тай: 2321Lena@mail.ru; Ткачук Елена Анатольевна — заведующий кафедрой, к.м.н., Филиппов Евгений Семенович — заведующий кафедрой, д.м.н., проф., 664001, ул. Красного Восстания,1, ИГМУ, е-mail: dr.filippov@mail.ru; Жданова-Заплесвичко Инга Геннадьевна — доцент, к.м.н., тел. (3952) 20-99-07, е-mail: zdorovie@rospotrebnadzor.ru.

© МЕРИНОВА Н.И., КОЗЛОВА Н.М., КОЛЕСНИЧЕНКО Л.С. — 2012 УДК: [577.8- 612.015.11]: 616.37-002

ПЕРЕКИСНОЕ ОКИСЛЕНИЕ ЛИПИДОВ И АНТИОКСИДАНТНАЯ СИСТЕМА В ПАТОГЕНЕЗЕ ХРОНИЧЕСКОГО ПАНКРЕАТИТА

Надежда Иннокентьевна Меринова, Наталья Михайловна Козлова, Лариса Станиславовна Колесниченко (Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра факультетской терапии, зав. — д.м.н. Н.М. Козлова, кафедра химии и биохимии, зав. — д.м.н., проф. Л.С. Колесниченко)

Резюме. В обзоре представлены современные данные о состоянии перекисного окисления липидов и антиок-сидантной защиты в патогенезе хронического панкреатита и применение антиоксидантов в комплексном лечении хронического панкреатита.

Ключевые слова: хронический панкреатит, оксидативный стресс, перекисное окисление липидов, антиоксидантная система.

LIPID PEROXIDATION AND ANTIOXIDATIVE SYSTEM IN A PATHOGENESIS OF CHRONIC PANCREATITIS

N.I. Merinova, N.M Kozlova, L.S. Kolesnichenko (Irkutsk State Medical University)

Summary. In the review the analysis of the modern data about condition of lipid peroxidation and antioxidative protection in a pathogenesis of chronic pancreatitis and experience of application of antioxidants in complex therapy of a chronic pancreatitis have been presented .

Key words: chronic pancreatitis, glutathione system, glutathione enzymes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.