ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО УТОМЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ РАЗНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Горбунова Т.В., Лаврухина Г.М., Шулико Ю.В., Гуляева Н.И.
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия №92,
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
В статье рассматриваются особенности проявления умственного и физического утомления у старшеклассников, обучающихся в средней общеобразовательной школе и в гимназии. Представлен анализ результатов применения различных диагностических методик оценки умственного и физического утомления у учащихся старших классов. Раскрываются подходы к разработке физкультурно-оздоровительных программ для профилактики утомления и оптимизации учебной деятельности школьников.
Ключевые слова: умственное утомление; физическое утомление; диагностические методики; субъективная оценка; самочувствие; мотивация; физкультурно-оздоровительная программа; школьники.
THE PROBLEM OF DIAGNOSTICS OF MENTAL AND PHYSICAL FATIGUE AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS OF VARIOUS SECONDARY SCHOOLS
Gorbunova T.V., Lavruhina G.M., Shuliko Y.V., GulyaevaN.I.
Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
State educational institution Gymnasium No. 92, Saint Petersburg, Russian Federation
The article considers the peculiarities of manifestations of mental and physical fatigue in high school students enrolled in secondary school and in the gymnasium. The analysis of the results of various diagnostic methods of assessing mental and physical fatigue among high school students. Disclosed approaches to the development of sports andfitness programs for the prevention offatigue and optimization of educational activity of students.
Keywords: mental fatigue; physical fatigue; diagnostic techniques; subjective assessment; health; motivation; sport andfitness program; students.
Учебная деятельность школьников в основном представляет собой умственный труд, связанный с активацией многих функциональных систем, обеспечивающих интегративную работу головного мозга. Особенностью умственного труда школьника является освоение огромного объема информации в условиях ограничения двигательной активности (гиподинамия), длительного сохранения рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей, вследствие чего наблюдаются ухудшение общего самочувствия, пониженная работоспособность, утомление. Появление признаков утомления является биологической защитой, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма с одной стороны, а с другой - стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей [1, с. 129]. Утомление являет собой довольно растяжимое понятие, для которого не существует одномерного определения. Многие исследователи рассматривают утомление как реакцию на любой вид физического или психического напряжения [5, с. 13]. Леонова характеризует утомление как естественную реакцию, связанную с нарастанием напряжения при продолжительной работе [4, с. 20]. Утомление трактуют и как временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, которое сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными и физиологическими реакциями [7, с. 46]. Обычно различают умственное и физическое утомление. В зависимости от того, какой характер имеет работа - по преимуществу нервно-психический или нервно-мышечный. Учебная работа школьников является и нервно-психической, и нервно-мышечной деятельностью, связанной с напряжением и движениями тех или иных мышечных групп (статическая работа по поддержанию рабочей позы). Утомлению обычно сопутствует субъективное чувство усталости, для которого характерно проявление кратковременных признаков утомления. Высокая мотивация, интерес и положительные эмоции способны отдалить наступление утомления, притупить чувство усталости. В развитии утомления можно выделить период компенсированного утомления, на продолжительность которого влияют психофизиологические особенности личности, возраст, степень тренированности, мотивация, характер работы [3, с. 276]. Необходимо отметить, что при долгосрочном воздействии нагрузок даже легкое утомление может привести к переутомлению с нарушением действующих функциональных систем. Повышенная учебная нагрузка в гимназиях не проходит бесследно для организма. К концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%. Проявление повышенной невротизации обнаружено у большинства (55-83%) учащихся школ нового вида [1, с. 92]. Специальные исследования показали, что доля социально-гигиенического фактора в развитии заболеваний к концу обу-
чения доходит до 13,9%, а фактор внутришкольной среды определяет 20,7% заболеваемости к моменту окончания школы [2, с. 100]. Поэтому необходимо проводить мониторинг утомления в общеобразовательных учреждениях разного типа.
При диагностике утомления исследователи сталкиваются с проблемой неупорядоченных симптомов утомления. Некоторые из них могут быть описаны только субъективно. Другие симптомы оцениваются лишь объективно. Объективные методы позволяют исследователю в одностороннем порядке получать информацию о компонентах утомления испытуемых. В субъективных методах используется способность личности к рефлексии, когда человек в состоянии самостоятельно, «изнутри» описать характер и интенсивность собственного утомления. Старший школьный возраст является периодом самопознания и самосовершенствования личности, когда учащиеся переходят на уровень сотрудничества при организации совместной деятельности. Поэтому применение субъективных методов позволит учащимся научиться анализировать своё физическое и психическое состояние, овладевать технологиями поддержания работоспособности и снятия утомления, сознательно участвовать в охране здоровья, формировать представления о здоровом образе жизни [6, с. 25].
Целью нашего исследования было изучение особенностей умственного и физического утомления у учащихся старших классов средней общеобразовательной школы и гимназии. Для этого нами были поставлены следующие задачи: выявить степени умственного и физического утомления у учащихся разных образовательных учреждений в течение дня; изучить характер физического утомления (усталости) на уроках ; проанализировать и обобщить полученные результаты; разработать рекомендации по созданию физкультурно-оздоровительной программы повышения работоспособности учащихся. Для определения умственного утомления учащихся использовалась опросная методика «Оценка острого умственного утомления» (оригинальная версия А.Б. Леоновой и H.H. Савичевой, 1984). Для определения физического утомления учащихся применялась оригинальная версия R. Kinsman и Р. Weiser (1973), адаптированная А.Б. Леоновой « Оценка острого физического утомления» [7, с. 4652]. Основным показателем для измерения является индекс утомления (ИУ). Интерпретация данных идёт по степени выраженности утомления, чем выше значение ИУ, тем выше степень утомления. Для оценки индекса умственного утомления (ИУУ) и индекса физического утомления (ИФУ) применяются разные диапазоны. В данных анкетах предусмотрено изучение состояний, развивающихся на протяжении одного рабочего дня школьника. Для изучения характера физического утомления учащихся нами была разработана анкета «Субъективная оценка физических недомоганий (СОФН)», позволяющая более детально анализировать прошлый опыт, особенности проявления утомления со стороны различных функциональных систем организма. Нами было выделено 20 признаков физического недомогания, кото-
рые школьники могут ощущать на уроках ежедневно. Эти признаки отражают проявления со стороны сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, зрительного анализатора, тактильного анализатора, опорно-двигательного аппарата. Субъективная оценка физических недомоганий по частоте встречаемости оценивались школьниками по шкале от 0 до 3 баллов, где «часто» испытываю это 3 балла, «иногда» - 2 балла, «редко» - 1 балл, «никогда» - О баллов.
Опросы проводились среди юношей и девушек, учащихся старших классов средней общеобразовательной школы № 246 и гимназии № 92 города Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 84 школьника, 45 юношей и 39 девушек. Анкетные опросы проводились одновременно в обоих учебных заведениях, в один и тот же день (четверг), в одно время (с 14 до 15 часов). На рисунках 1 и 2 представлены средние значения индекса умственного и физического утомления, полученные у юношей и девушек, учащихся в разных общеобразовательных учреждениях.
юноши девушки
Рис. 1. Средние значения ИУУ (баллы)
юноши девушки
Рис. 2. Средние значения ИФУ (баллы)
Анализируя полученные данные можно констатировать, что средние значения индекса умственного и физического утомления у учащихся гимназии выше , чем у учащихся школы. Оценка степени выраженности ИУУ у школьников представлена на рисунке 3.
По степени выраженности ИУУ у учащихся школы юношей преобладает показатель « лёгкой» степени утомления (53,8%), а девушек показатель «умеренная» степень (42,9%). Сильного утомления не выявлено вообще. У гимназистов картина несколько иная. Показатель ИУУ «лёгкой» и «умеренной» степени утомления в равной мере представлен у юношей (по 40%), а у девушек ярко проявился показатель «умеренной» степени (61,1%), а также мы наблюдаем появление ИУУ с «сильной» степенью выраженности (5,6%). Распределение показателей по степени выраженности индекса физического утомления учащихся представлено на рисунке 4.
Школа
Гимназия
Рис. 3. Процентное соотношение ИУУ по степени выраженности у учащихся школы и гимназии
Анализ распределения ИФУ по степени выраженности у учащихся разных общеобразовательных учреждений позволяет нам говорить о том, что школьники испытывают меньшее физическое утомление по сравнению с гимназистами. Так, у 76% юношей и 50% девушек наблюдается отсутствие признаков утомления. Надо отметить, что и у 65% юношей-гимназистов тоже отсутствуют признаки утомления, но при этом появляется позиция с «сильной» степенью ИФУ (15%). Тогда, как у девушек - гимназисток преобладает «умеренная» степень утомления (38,9%), а также «сильная» (5,6%).
Школа
Гимназия
Рис. 4. Процентное соотношение ИФУ по степени выраженности у учащихся школы и гимназии
Для более качественной интерпретации данных физического утомления был проведён анализ симптомов по разным группам проявлений, а именно, по показателям «усталость», «психическое истощение», «мотивационная включённость». Симптоматика физического дискомфорта по показателю «усталость» ярко выражена у учащихся гимназии юношей (53%) и девушек (40,9%). Что является прямым подтверждением напряжённости учебного труда у гимназистов. Наблюдается более высокий показатель «психического истощения» (31,1%) у девушек, учащихся в школе. А у девушек-гимназисток самый высокий показатель « мотивационной включённости» (39,8%). Высокая мотивация позволяет поддерживать работоспособность на должном уровне, несмотря даже на физическую усталость. Анализ результатов анкетного опроса «Субъективная оценка физических недомоганий (СОФН)» показал, что количество жалоб у девушек на своё состояние в два раза больше, чем у юношей, причём как в школе, так и в гимназии. В рейтинге физических недомоганий на первых местах расположились «сонливость» и «вялость», как показатели общего утомления. Далее идут показатели недомоганий со стороны сердечно-сосуди-
стой системы. «Часто» и «иногда» испытывают головную боль 45% юношей и 53,8% школьниц, 60% гимназисток. Доля локального мышечного утомления достаточно велика. Боли в области шеи, спины, напряжение в пояснице составляют 46% у девушек разных учебных заведений. У юношей-школьников частота встречаемости этих недомоганий несколько ниже, чем у учащихся в гимназии юношей (боли в области шеи 37,5%, боли в области спины 29%). Также необходимо отметить, что у гимназистов наблюдается повышенная кожная чувствительность, что также свидетельствует о более напряжённом характере учебного труда в учебных заведениях данного типа. Частота встречаемости подобных состояний должна насторожить педагогов и родителей с точки зрения интенсивности процесса обучения, а также с позиций рациональной организации режима дня и улучшения физической подготовленности старшеклассников.
Профилактика умственного и физического утомления учащихся должна осуществляться не только за счёт совершенствования учебных программ и методики преподавания, но и путём внедрения в школьную практику научно-обоснованных физкультурно-оздоровительных программ. Так, при разработке физкультурно-оздоровительных программ гигиенической направленности необходимо учитывать не только биоритмологические пики и спады работоспособности школьников в течение учебного дня и недели, но и характер утомления на уроках разной степени трудности. Полученные результаты, позволяют нам говорить о необходимости разработки и проведения комплексов физкультурных минуток, физкультурных пауз, мини-пауз, с учётом субъективной оценки физических недомоганий школьников. Особое внимание нужно уделять повышению физической работоспособности девушек старшеклассниц, предлагая им программы повышения физической подготовленности на основе развития выносливости. Осуществление постоянного мониторинга характера умственного и физического утомления учащихся на уроках разной степени трудности позволит повысить не только здоровьесбере-гающий компонент урока, но совершенствовать применение физкультурно-оздоровительных технологий в школах разного типа.
Список литературы
1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник для вузов / В.Р. Кучма. 2-е изд. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 528 с.
2. Кучма В.М. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. 528 с.
3. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 412 с.
4. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. 200 с.
5. Моргунов Е.Б. Активация, утомление и другие состояния работника II Управление персоналом, № 8-9, 2004. С. 12-15.
6. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе / Е.В. Советова. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 288 с.
7. Юречко О.В., Токарь Е.В. Методико-практические занятия по дисциплине «Физическая культура» в вузе: Учебное пособие / Амурский гос. ун-т. Благовещенск, 2008. 208 с.
ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Гуремина Н.В.1, Путинцева JI.B.1
'Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Российская Федерация 2Приморский краевой институт развития образования, г. Владивосток, Российская Федерация
Целью данной статьи является рассмотрение понятия «эдьютейнмент» в системе общего и высшего образования как эффективной технологии развития творческого потенциала личности. Дана краткая историческая справка о становлении эдьютейнмента за рубежом, приведена классификация средств эдъютейнмента. Показана взаимосвязь эдъютейнмента с другими активными методами и технологиями обучения.
Ключевые слова: эдьютейнмент; понятие; обучение; развлечение; современное образование; средства эдъютейнмента; методы активного обучения.
EDUTAINMENT AS AN EFFECTIVE TECHNOLOGY OF CREATIVE POTENTIAL DEVELOPMENT IN THE LEARNING PROCESS
Guremina N. V.l, Putintseva L. V.2
1 Far-Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation 2Primorye Regional Institute of Education Development, Vladivostok, Russian Federation
The purpose of this article is consideration the concept of "edutainment" in general and higher education as an effective technology of creative potential development. A brief histori-