Научная статья на тему 'Физическая работоспособность и функциональные резервы сердечно-сосудистой системы учащихся г. Тюмени'

Физическая работоспособность и функциональные резервы сердечно-сосудистой системы учащихся г. Тюмени Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
263
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ВУЗА / HEALT / IMPELLENT ACTIVITY / CARDIOVASCULAR SYSTEM / PHYSICAL WORKING CAPACITY / PUPILS FROM A COMPREHENSIVE SCHOOL AND HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Прокопьев Николай Яковлевич, Марьинских Светлана Георгиевна

. Вопросы, касающиеся состояния здоровья учащихся при переходе из общеобразовательной школы в ВУЗ с разным уровнем двигательной активности (ДА) изучены не достаточно. Проведенное исследование показало, что физическая работоспособность и функциональное состояние учащихся соответствуют возрастно-половым показателям, однако зависят от уровня ДА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Прокопьев Николай Яковлевич, Марьинских Светлана Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical working capacity and functional reserves of cardiovascular system of pupils of Tyumen

The questions, concerning states of health of pupils at transition from a comprehensive school to HIGH SCHOOL with a different level of impellent activity (IA) are studied not enough. Carried out research has shown, that physical working capacity and a functional condition of IA.

Текст научной работы на тему «Физическая работоспособность и функциональные резервы сердечно-сосудистой системы учащихся г. Тюмени»

УДК 613.72 (075)

Н. Я. Прокопьев, С. Г. Марьинских

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ Г. ТЮМЕНИ

Вопросы, касающиеся состояния здоровья учащихся при переходе из общеобразовательной школы в вуз с разным уровнем двигательной активности (ДА) изучены не достаточно. Проведенное исследование показало, что физическая работоспособность и функциональное состояние учащихся соответствуют возрастно-половым показателям, однако зависят от уровня ДА.

Ключевые слова: здоровье, двигательная активность, сердечно-сосудистая система, физическая работоспособность, учащиеся общеобразовательной школы и вуза.

Список сокращений: двигательная активность -ДА, ГОУ ВПО Тюменская государственная медицинская академия - ТГМА, институт физической культуры - ИФК, ГОУ ВПО Тюменский государственный университет - ТюмГУ, сердечно-сосудистая система - ССС, частота сердечных сокращений - ЧСС, систолическое артериальное давление - САД, диастолическое артериальное давление - ДАД, физическая работоспособность - ФР.

За последние годы произошло резкое уменьшение числа здоровых детей [1]. По данным Минздрав-соцразвития России только 5 % выпускников школ сегодня являются практически здоровыми [2]. Отмечается ухудшение как физического развития, так и функциональных возможностей организма современных детей [3, 4]. В условиях ограниченности адаптационных резервов, свойственных растущему организму, любое перенапряжение является фактором риска появления и развития заболеваний. У школьников это проявляется в том числе виде ухудшения работоспособности [5]. Процесс обучения в вузе также сопряжен с усиленной нагрузкой на организм, приводящей к неэкономичной трате функциональных резервов организма. Вследствие этого развивается утомление, снижается работоспособность [6].

Таким образом, целью исследования стало изучить диапазон физической работоспособности и функциональных резервов ССС юношей и девушек г. Тюмени при переходе из школ с разным уровнем обучения и двигательной активности в вузы.

Для решения поставленной цели проведено обследование 253 юношей и девушек в возрасте 17.2 ± 0.8 года. Из них 58 учащихся 11-х классов гимназии при ТюмГУ и МОУ школы № 44 г. Тюмени и 195 студентов первого курса, обучающихся в двух вузах г. Тюмени: ТГМА и ИФК ТюмГУ. Исследования проводились на базе лаборатории медико-биологических исследований ТюмГУ в первую смену с учетом биоритмологических рекомендаций.

Оценка двигательного режима осуществлялась по результатам медицинского обследования, проводимого специалистами, а также анкетированию. К учащим-

ся с низким уровнем ДА были отнесены учащиеся 11 -го класса МОУ школы № 44 (в дальнейшем - школьники), учащиеся 11-го класса гимназии при ТюмГУ (в дальнейшем - гимназисты), а также студенты ТГМА. К лицам с высоким уровнем ДА отнесли студентов ИФК ТюмГУ (в дальнейшем - спортсмены). Распределение обследуемых по объему двигательного режима проводилось согласно рекомендациям А. Г. Сухарева (1991) и Е. В. Быкова (2002) [7, 8].

Состояние ССС оценивали по значениям ЧСС, САД, ДАД [9]. Диапазон функциональных резервов организма испытуемых и ФР определяли по реакции организма на дозированную физическую нагрузку: проба Мартине-Кушелевского, степ-тест PWC170 [10]. Полученные данные были статистически обработаны на ПЭВМ с помощью компьютерной программы MORFO [11], а также пакета программ Microsoft Office (Excel). Различия между результатами считали достоверными при уровне значимости P<0.05 [12, 13].

В ходе исследования установлено, что у учащихся МОУ школы № 44 (как юношей, так и девушек) значения ЧСС выше, чем у гимназистов, причем у девушек выявленная разница достоверна (P<0.05). ЧСС девушек 11-х классов МОУ школы № 44 (80.75± 1.47 уд./мин) выше ЧСС гимназисток (73.45±1.37 уд./мин) на 7.30 уд./мин. При этом показатели ЧСС школьников (79.20±2.60 уд./мин) достоверно выше, чем у студентов ИФК ТюмГУ (P<0.05). При поступлении в вуз у девушек и юношей с высоким уровнем ДА ЧСС достоверно ниже (P<0.05), чем у студентов ТГМА на 12.55 и 11.91 % соответственно. В значениях ЧСС достоверных отличий между школьницами, студентками, гимназистками и спортсменками нет (табл. 1).

САД 11-классниц МОУ школы № 44 (99.38±2.56 мм рт. ст.) достоверно ниже (P<0.05), чем у гимназисток (106.59±1.71 мм рт. ст.). И, в свою очередь, у выпускниц 11-х классов значения измеряемого параметра достоверно ниже (P<0.05), чем у студенток вузов (табл. 2).

Следует отметить, что у выпускниц 11-х классов значения ДАД достоверно ниже (P<0.05), чем у сту-

денток обоих вузов. При этом ДАД гимназисток (70.23±1.14 мм рт. ст.) достоверно выше (Р<0.05), чем у девушек, обучающихся в школе № 44 (63.75±2.20 мм рт. ст.).

Исследование установило, что перед экзаменационной сессией, в декабре, у юношей ТГМА значения САД, ДАД выше, чем у девушек медицинского вуза. Так, САД выше на 10.31 мм рт. ст., при этом в начале месяца на 8.14 мм рт. ст., в конце месяца - на 20.15. ДАД превышало значения, полученные у девушек, на 9.27 мм рт. ст., различия в начале месяца составили 8.47 мм. рт. ст., в конце декабря - 10.75 (табл. 2, 3). Нами не выявлено гендерных различий у студентов с высокой ДА в ноябре. Однако в декабре, т. е. перед первой сессией, у юношей следующие показатели САД - на 5.83 мм рт. ст. (на 8.26 мм рт. ст. - в начале месяца) достоверно (Р<0.05) выше, чем у девушек ТюмГУ.

Сравнительный анализ показателей ССС у студенток с разной ДА показал, что у девушек с высокой ДА показатели ЧСС выше, чем у девушек с низкой ДА на 7.10 уд./мин (в ноябре), САД выше на 10.26 мм рт. ст. (в конце декабря), ДАД в декабре - на 8.55 мм рт. ст. (на 6.08 мм рт. ст. - в начале и на 13.45 - в конце месяца).

Сравнение показателей ССС у студентов с разным уровнем ДА показало, что у юношей с низким уровнем ДА в декабре ЧСС выше на 4.98 уд./мин (в начале месяца - на 5.97 уд./мин), САД выше в конце декабря - на 5.89 мм рт. ст., чем у юношей с высокой ДА.

Динамическое исследование в первом семестре выявило следующие особенности изменения показателей ССС к концу семестра, перед экзаменационной сессией. У девушек с низкой ДА к декабрю уменьшились значения САД - на 9.94 мм рт. ст. (8.48 %), с 117.20 (в ноябре) до 107.26 мм рт. ст.; ДАД - на 10.75 мм рт. ст. (14.00 %), с 76.80 до 68.05 мм рт. ст.

Следует отметить, что за период с ноября по декабрь у юношей ТГМА ЧСС увеличилась с 67.64 до 77.40 уд./мин. Прирост составил 9.76 уд./мин, что нами связывается не только с увеличивающимся к концу первого семестра эмоционально-психическим напряжением, связанным с постоянной учебной нагрузкой, но и накапливающимся умственным утомлением.

Пролонгированное исследование не выявило достоверных изменений (Р>0.05) показателей ССС в течение декабря у юношей, имеющих высокий уровень ДА. Изучение функционального состояния ССС у девушек этой группы за период ноябрь-декабрь показало, что ЧСС и ДАД не подверглись изменениям. В то же время САД с 115.14 мм рт. ст. снизилось до 109.80, т. е. уменьшилось на 5.34 мм рт. ст. (4.64 %).

Таким образом, к концу первого семестра САД студенток вузов снизилось (на 8.48 % у студенток

ТГМА и на 4.67 % у спортсменок). К окончанию первого курса, перед экзаменационной сессией, у студентов ТГМА САД достоверно повысилось (Р<0.05), достигнув максимальных значений за весь период исследования. У юношей этой группы прирост составил 13.09 %, у девушек - 8.87 % (табл. 2). У юно-шей-спортсменов существенных изменений САД на период исследования не обнаружено.

У студенток с низким уровнем ДА к концу первого семестра выявлено снижение ДАД на 11.39 % и увеличение к маю на 8.56 %, в то время как у студенток с высоким уровнем ДА существенных изменений ДАД к концу года не наблюдалось. У юношей всех изучаемых групп достоверных изменений ДАД в период исследования не выявлено.

Изучение диапазона функциональных резервов показало, что у 92.31 % школьников и 93.75 % гимназистов отмечается нормотонический тип реакции на дозированную физическую нагрузку. Гипотонический тип реакции встречается у 7.69 % гимназистов и 3.13 % школьников, гипертонический тип реакции у 3.12 % гимназистов. У студентов ТГМА в первом семестре нормотонический тип реакции отмечается в 93.49 %, гипотонический в 4.26 % и гипертонический в 2.25 %. У студентов ИФК ТюмГУ в первом семестре нормотонический тип реакции наблюдается у 98 % студентов. Гипертонический и гипотонический типы реакции составляют по 1 %. У спортсменов к концу учебного года результаты остались неизменными, у студентов ТГМА нормотонический тип реакции составил 96.53 %, гипотонический - 1.31 %, гипертонический - 2.16 %.

Исследование показало, что значения теста PWC170 юношей-гимназистов (749.23±9.98 кгм/мин) достоверно ниже (Р<0.05), чем у юношей, обучающихся в МОУ школе № 44 (986.45±18.28 кгм/мин), а также студентов ТГМА и ТюмГУ У школьниц значения степ-теста (881.24±15.62 кгм/мин) достоверно выше (Р<0.05), чем у гимназисток (626.31±9.54 кгм/ мин). Достоверных отличий между школьницами и студентками ИФК ТюмГУ нет. В то же время физическая работоспособность по тесту PWC170 у девушек с высоким уровнем ДА (872.69±13.67 кгм/мин) достоверно выше (Р<0.05), чем у студенток с низким уровнем ДА (638.47±12.83 кгм/мин) на 234.22 кгм/мин (26.84 %) (рис. 1). У юношей-спортсменов ФР составила 1079.12±16.23 кгм/мин, у студентов ТГМА - 973.58±11.14. Следует отметить, что по окончании первого курса только у юношей обучающихся в ИФК ТюмГУ выявлено повышение ФР (на 47.25 кгм/мин). МПК у юношей (45.29±1.26 мл/кг) и девушек (52.21±2.16 мл/кг), обучающихся в школе № 44 выше, чем у юношей (38.73±1.03 мл/кг) и девушек (43.90±0.84 мл/кг) гимназии при ТюмГУ на 6.56 и 8.31 мл/кг соответственно. При этом у юношей-гимназистов величина МПК достоверно ниже (Р<0.05), чем у студентов изучаемых групп, а у

Т аблица 1

Динамика частоты сердечных сокращений (уд./мин) студентов г. Тюмени (М±т)

Месяц исследования ТГМА ИФК ТюмГУ

девушки юноши девушки юноши

1-й семестр

Ноябрь 77.60±1.77*є 75.64±1.32*п 70.50±1.68 70.43±0.85

Начало декабря 78.22±1.67є 77.37±2.42? 72.55±1.52 71.40±1.37

Конец декабря 76.22±1.69є 78.14±2.20 70.80±1.47 74.00±1.00

Декабрь 76.38±1.25є 77.40±1.88? 71.77±1.34 72.42±1.20

2-й семестр

Начало февраля 74.79±1.40 є 79.75±2.31? 69.00±1.68 68.50±1.14

Конец февраля 74.00±1.46*є 82.00±2.96*? 68.72±1.66 67.53±1.18

Февраль 74.61±1.21*1є 79.97±1.82*? 68.80±1.18 68.02±0.82

Начало марта 81.80±2.56є 77.22±1.54? 73.31±0.96* 70.25±0.66*

Конец марта 75.73±1.52 74.50±1.42 76.50±1.33* 71.25±0.90*

Март 78.77±1.60т 75.86±1.27? 75.28±1.12* 70.82±0.83*3

Начало мая 73.67±1.88* 86.33±2.18*? 69.50±1.79 66.22±1.22

Конец мая 77.85±2.11 75.43±3.34? 74.76±1.22* 68.39±1.16*

Май 77.47±1.38є 78.70±2.15?м 72.42±1.50м 67.29±0.84*

Примечание: *- достоверные отличия (В.05) меду учщимися разного пола; е- достоверные отличия (В.05) меду девушками изучаемых групп; ? - достоверные отличия (В.05) меду юношами изучаемых групп; п- достоверные изменения (В.05) признака с ноября по декабрь; с- достоверные изменения (В.05) признака в течение декабря; 1- достоверные изменения (В.05) признака в течение февраля; п- достоверные изменения (В.05) признака в течение марта; м - достоверные изменения (В.05) признака в течение мая; 1 - достоверные изменения (10.05) признака с февраля по март; 2 - достоверные изменения (10.05) признака с февра ля по май; 3 - достоверные изменения (В.05) признака с марта по май.

Т аблица 2

Динамика систолического артериального давления (мм рт. ст.) студентов г. Тюмени (М±т)

Месяц исследования ТГМА ИФК ТюмГУ

девушки юноши девушки юноши

1-й семестр

Ноябрь 117.20±0.95п 114.73±1.35 115.14±1.65п 115.68±1.18

Начало декабря 108.74±2.47* 116.88±2.50*Л 109.17± 1. 65* 117.43±1.19*

Конец декабря 99.74±2.34*є 119.8 9±2.18*? 110.00±1.45 114.00±1.87

Декабрь 107.26±1.61* 117.57±1.90* 109.80±1.43* 115.63±1.38*

2-й семестр

Начало февраля 109.06±2.34 111.24±1.57? 112.75±1.94 116.03±1.14

Конец февраля 107.06±2.53* 113.75±1.60* 112.80±2.01 116.13±1.11

Февраль 107.22±2.402є 112.22±1.342? 112.78±1.39* 116.08±0.79*

Начало марта 109.20±2.29* 118.11±1.97* 109.23±1.29* 115.15±1.59*

Конец марта 115.07±1.44є 117.61± 1.47 110.50±0.70* 116.65±1.54*

Март 112.13±1.44*3т 117.86±1.21*3 109.80±1.18* 115.72±1.27*

Начало мая 113.15±1.76 113.33±3.33 113.15±1.93* 117.59±0.95*

Конец мая 120.44±1.58*є 134.29±4.81*? 110.60±2.30* 118.74±1.60*

Май 119.67±1.35*є 128.00±3.67*м? 111.73±1.53* 118.16±0.92*

Примечание: см. примечание к табл. 1.

школьниц достоверно выше (Р<0.05), чем у спортсменок (47.56±1.16 мл/кг). МПК юношей-спортсме-нов в первом семестре составило 43.55±1.54 мл/кг, у юношей с низким уровнем ДА - 44.15±0.96 (рис. 2). У девушек-спортсменок показатель МПК на 6.05 мл/кг (12.72 %) выше, чем у студенток ТГМА (41.51±1.16 мл/кг). Выявленные различия достоверны (Р<0.05).

По результатам исследования были сделаны следующие выводы:

1. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы учащихся г. Тюмени соответствует возрастно-половым показателям, присущим юношам и девушкам данной возрастной группы. Процесс перехода в высшую школу у юношей протекает без особых изменений, в отличие от девушек, у которых от-

Таблица 3

Динамика диастолического артериального давления (мм рт. ст.) студентов г. Тюмени (M±m)

Месяц исследования ТША ИФК ТюмГУ

девушки юноши девушки юноши

1-й семестр

Ноябрь 76.8G±1.55n 75.73i1.69 75.57i1.BG 75.6Bi1.16

Начало декабря 6B.47i1.64* є 76.94i2.33* 74.55±G.82d 77.71i1.5G

Конец декабря 66.G5i1.41* є 76^2.11* 79.5GiG.B3 77.GGi1.74

Декабрь 68.05±1.14* є 77.32i1.BG* 76.6G±G.73 77.63±1.32

2-й семестр

Начало февраля 70.81±1.82* 62.5Gi1.5G* ? f 72.25±1.64* 76.94iG.BB*

Конец февраля 69.41±2Ш 7G.GGi2.27? 73.BGi1.2B* 77.19iG.B9*

Февраль 69.67i1.B91.2 68.50±1.991? 73.11±1Ш* 77^6^.62*

Начало марта 77.G7i1.51e 7B.67i1.9B 7G.3Bi1.B5* 77.GGi1.42*

Конец марта 76.13i1.18 77.22±1.18 74.57iG.B4* 79.5ftt1.3G*

Март 76.6GiG.94e 77.94±1.143 72.49±G.71*m 78.18±1.27*

Начало мая 79.33iG.67* є 73.33±1.63* ? 72.5Gi1.2B* 77.75iG.B2*

Конец мая 77.75i1.64* 71.43i1.76* ? 74.52±1.33 77.48iG.B9

Май 77.44i1.3G* є 72.GGi1.49* ? 73.62iG.94* 77.65iG.59*

Примечание: см. примечание к табл. 1. 1200

60

50 f-

40

30 f 20

ЮН

о

ш

ШДевушкі 0 Юноши

¿г

с*

Рис. 1. ФР юношей и девушек учебных заведений г. Тюмени

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мечается в этот период повышение артериального давления. При этом величина ЧСС снижается.

2. Уровень двигательной активности вносит существенные коррективы в деятельность сердечно-сосудистой системы и носит ситуационный характер. Динамика показателей сердечно-сосудистой системы к концу 1-го года обучения в вузе показала, что наибольшие изменения в значениях показателей сердечно-сосудистой системы выявлены у юношей обучающихся в Медицинской академии. У них повысились показатели частоты сердечных сокращений и систо-

Рис. 2. МПК юношей и девушек учебных заведений г. Тюмени

лического артериального давления. Также выявлено, что у студентов с высоким уровнем двигательной активности достоверно (Р<0.05) выше артериальное давление (систолическое и диастолическое), чем у студентов с низким уровнем двигательной активности, а частота сердечных сокращений ниже.

3. Уровень двигательной активности увеличивает диапазон функциональных резервов организма.

4. С повышением уровня двигательной активности гендерные показатели физической работоспособности достоверно (Р < 0.05) возрастают.

Список литературы

1. Исаев А. П. Учение о здоровье / А. П. Исаев, Н. Я. Прокопьев, В. М. Имаров. Тюмень, 2002. 144 с.

2. Фоминых Т. М. Формирование здорового образа изни как одно из условий модернизации образования // Проблемы формирования здоровья и здорового образа изни. Тюмень, 2005. С. 62-63.

3. Сауткин М. Ф. Новые тенденции в физическом развитии школьников Рязани // Здравоохранение РФ. 1999. № 5. С. 21-22.

4. Сухарев А. Г., Сергета И. В. Особенности свободного времени и физическая работоспособность подростков // Гигиена и санитария. 1999. № 5. С. 29-31.

5. Дергоусова Е. Н. и др. Сомато-функциональные особенности организма детей с деформациями позвоночника в условиях применения инновационных программ оздоровления // Теоретические и практические вопросы восстановления и сохранения здоровья человека: Сб. науч. тр. ученых Уральского федерального округа. М., 2006. Вып. II. С. 7-10.

6. Ивакина Е. А. Особенности физического развития и состояния системы кровообращения студентов Уральского региона: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. Тюмень, 2006. 22 с.

7. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М., 1991. 272 с.

8. Быков Е. В. Влияние уровня двигательной активности на функциональное состояние здоровых учащихся 12-17 лет и физиологическое обоснование оздоровительных программ: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. Курган, 2002. 36 с.

9. Аринчин Н. И. Комплексное изучение сердечно-сосудистой системы. Минск., 1961. 204 с.

10. Карпман В. Л. и др. Тестирование в спортивной медицине. М., 1988. 208 с.

11. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ. Способ оценки морфофункционального состояния человека (МОРРЭ) / Н. Я. Прокопьев, С. Г. Марьинских, В. Л. Мальцев и др. (Россия). - № 2007612959; Заявлено 18.04.2007; Опубл. 9.07.2007.

12. Автандилов Г. Г. Медицинская морфометрия. М., 1990. 384 с.

13. Лакин Г. Ф. Биометрия: Учеб. пос. для биол. спец. вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 1990. 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.