Научная статья на тему 'Проект «Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы»'

Проект «Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы» Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
1883
235
Поделиться
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ОДАРЕННОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Кочурова Ольга Ивановна, Синюк Оксана Александровна

Статья посвящена проблеме развития одаренности ребенка в условиях массовой общеобразовательной школы. Авторы показывают пути выявления одаренных детей, их сопровождения и создания условий для достижения каждым школьником своих собственных успехов. Предложенные мероприятия позволяют добиться успеха в создании системы выявления, развития и творческой самореализации одарённых детей в школе.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Проект «Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы»»

Статья посвящена проблеме развития одаренности ребенка в условиях массовой общеобразовательной школы. Авторы показывают пути выявления одаренных детей, их сопровождения и создания условий для достижения каждъш школьником своих собственных успехов. Предложенные мероприятия позволяют добиться успеха в создании системы выявления, развития и творческой самореализации одарённых детей в школе.

Кочурова Ольга Ивановна

заместитель директора, кандидат биологических наук, Синюк Оксана Александровна

заместитель директора, кандидат биологических наук МОУ «Ля нто река я СОШ №б» lschool6@rambler.ru

ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Как создать систему выявления, развития и творческой самореализации одарённых детей в условиях общеобразовательной школы?

Ключевые слова: проект, одаренность, самореализация одаренных детей, индивидуальный образовательный маршрут

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в области образования и Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Современный выпускник должен стать личностью, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Изменения, происходящие в социально-экономической жизни страны, в частности, переход от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), обусловливает необходимость качественных изменений и в школьном образовании: на смену «человеку знающему» должен прийти «человек деятельный». Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития ребенка. Для того чтобы ребенок развивался, необходимо правильно организовывать его деятельность. Собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем определенных его способностей в той или иной сферах деятельности, самоопределения и самореализации.

Школьный возраст - период становления способностей и личности ребенка. Большая часть детей имеют определенные психические возмож-

ности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности (потенциально одаренные), или же имеют яркие, очевидные, иногда выдающиеся достижения в конкретной области по сравнению с возрастной и социальной нормами (одаренные).

Поэтому одной из основных задач современной школы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент еще не проявилась, а также просто способных детей через возможность обучения в заочных, очно-заоч-ных и дистанционных школах, освоение программ профильной подготовки, участие в олимпиадах, конкурсах, слетах, летних (зимних) школах, конференциях, освоение программ дополнительного образования с учетом индивидуальных достижений учащихся.

Особенно актуальной эта задача становится в условиях малого города, так как непосредственно школе отводится основная роль в развитии высокомотивированных учащихся, выявлении одаренных детей (их сопровождении) и создании условий для достижения каждым школьником своих собственных успехов.

Данные диагностических исследований и анализа работы школы позволили определить потенциальные «точки роста»:

- 42% учащихся с высоким и выше среднего уровнем развития интеллекта (в течение трех лет школа занимает 3 место в Сургутском районе по

количеству победителей и призеров в предметных олимпиадах);

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- 10% учащихся серьёзно занимается науч-но-исследовательской деятельностью в Школе молодых исследователей «Эврика» (в школе в течение семи лет функционирует Школа молодых исследователей «Эврика», работающая в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее»);

-23% учащихся занимаются проектной деятельностью (в школе два года проводится школьный фестиваль ученических проектов);

-10% учащихся результативно участвуют в спортивных соревнованиях (42% учащихся занимаются в спортивных секциях школы и города);

-86% учащихся занимаются в объединениях дополнительного образования, в том числе 7% являются победителями и призерами различных конкурсов художественно-эстетической направленности;

- 70% педагогов вовлечены в организацию проектной деятельности сучащимися.

Исходя из возможностей ученического и педагогического коллектива школы, запроса родителей на предоставление образовательных услуг, обеспечивающих детям реализацию их интеллектуального, физического и творческого потенциала, возникла необходимость в создании системы работы с одаренными детьми, которая стала основой данного проекта.

Цель проекта: Создание системы выявления, развития и творческой самореализации одарённых детей в условиях общеобразовательной школы.

Задачи проекта:

1. Разработать эффективную и постоянно действующую систему психолого-педагогического сопровождения одарённых детей.

2. Разработать нормативно-правовое и научно-ме-тодическое обеспечение процесса развития одаренности ребенка.

3. Отобрать и систематизировать формы работы с одаренными детьми, в том числе на основе индивидуальных образовательных маршрутов.

4. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов, работающих с одаренными детьми.

5. Обеспечить материально-технические и финансовые условия работы с одаренными детьми.

При наличии эффективной и постоянно действующей системы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей (своевременной диагностики, выбора и планирования оптимальной траектории развития склонностей и способностей ребенка, необходимой коррекции), сформированной профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми, а также нормативно-правовом, научно-мето-дическом, материально-техническом и финансовом обеспечении в школе будет создана система выявле-

ния, развития и творческой самореализации одарённых детей.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Проект адресован участникам образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители (законные представители)) и социальным партнерам школы.

Сроки реализации проекта: 2010 - 2014 г.г.

Проект включает следующие этапы реализации:

Подготовительный этап (2010 г.). На подготовительном этапе реализации проекта предполагается создание нормативно-правовой базы и разработка научно-методических материалов для реализации проекта, определение организационных основ реализации проекта, проведение пси-холого-педагогической диагностики учащихся и их родителей.

Основные действия:

1. Формирование стратегической команды.

2. Анализ стартового состояния.

3. Доработка содержания проекта.

4. Уточнение плана действий.

Этап апробации (2011 г. - 2013 г.). На этапе апробации реализуются основные задачи проекта, организуется проведение мероприятий при активном взаимодействии участников образовательного процесса в социуме через интеграцию урочной, внеурочной деятельности и организацию дополнительного образования на основе мотивации, результатов диагностических исследований одаренных учащихся.

Основные действия:

1. Разработка механизма поэтапного вовлечения участников образовательного процесса в систему поиска и поддержки одаренных детей.

2. Внедрение форм и методов работы с одаренными детьми.

3. Обеспечение нормативно-правовых, научно-ме-тодических, материально-технических и финансовых условий процесса реализации проекта.

4. Отслеживание результатов внедрения проекта: поэтапного вовлечения участников образовательного процесса в систему поиска и поддержки одаренных детей.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Этап обобщения, анализа реализации проекта и коррекция (2014 г.). На данном этапе предполагается обобщение, анализ результатов и последующая коррекция, а также публикация материалов об итогах реализации проекта.

Основные действия:

1. Анализ полученных результатов реализации проекта.

2. Коррекция дальнейшего пути реализации проекта.

3. Обобщение полученного опыта.

4. Распространение опыта в массовую педагогическую практику.

Проектом определены основные принципы работы с одаренными детьми:

• индивидуализация обучения (разработка индивидуальной траектории развития одаренных

учащихся);

• свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи и наставничества;

• вариативность в предоставляемых образовательных услугах;

• личностно - ориентированный подход к обучению и воспитанию;

• интегративность в отборе содержания образования;

• деятельностный подход к обучению, обеспечивающий активное участие школьников в собственном развитии адекватно их способностям. Целями работы педагогов школы с одаренными

детьми являются:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1) выявление одаренных детей;

2) развитие одаренных детей в соответствии с уровнем их способностей (на уровне опережения их потенциала).

Задачами выявления одаренных детей являются:

1. Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях одаренных детей и эффективных методических приемах обучения данной категории детей через:

- проведение семинаров;

- обучение на курсах повышения квалификации;

- подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический отбор новых поступлений;

- научно-методическая работа по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опыта).

2. Проведение целенаправленных наблюдений за урочной и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонности к различным видам деятельности и показывающих высокую результативность, путем:

- обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;

-знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;

-выявления мнений родителей о склонностях, областях наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;

- периодического сбора сведений учителей-пред метни ков и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.

3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности у ребенка, в единстве с такими видами деятельности, как:

-знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

-длительное наблюдение за корреляцией результативности по итогам тестирования и реальных успехов ученика;

-проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.

Для создания условий, способствующих оптимальному развитию одаренных детей, необходимо:

1. Отбирать методы, формы и приемы обучения, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и использовать их с опорой на правила:

- соотносить количество предоставляемой информации и отбирать средства ее обработки (анализ, классификация, сравнение, резюме);

- отводить минимальное время на сообщение информации и больше времени уделять конкретным способам выполнения учебных заданий, предоставлять ребятам возможность самостоятельно обсуждать вопросы.

2. Предоставлять учащимся возможность совершенствовать способности в совместной деятельности с педагогами, поскольку он:

-обеспечивает высокий уровень консультирования по выбранной учащимся области деятельности;

-поощряет проявления самодеятельности, предоставляя свободу выбора в области приложения сил и методов достижения цели;

- создает условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося;

-способствует мотивации творческой деятельности детей в различных сферах, поощряя положительные результаты.

3. Разрабатывать индивидуальные программы обучения одаренных учащихся с учетом того, что:

-целью индивидуальных программ является личностное развитие ребенка;

- в создании таких программ могут участвовать родители (законные представители), учителя-пред-метники, классные руководители, педагоги-пси-хологи, наставники (тренеры, руководители объединений) или другие лица, заинтересованные в судьбе одаренного учащегося;

-инициативу разработки программы берет на себя педагог-психолог, классный руководитель, учитель-предметник, наставник (тренер, руководитель объединения) или кто-либо из родителей или сам ученик с привлечением к участию в разработке лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Содержание работы в начальной школе направлено на развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей и интеллекта ребенка (мыслительных операций, памяти, речи и других интеллектуальных функций). Видами деятельности на 1 ступени обучения являются:

-выявление одаренных детей в ходе образовательного процесса психологическими методами диагностики, а также путем анализа результативности уровня обученности и методов экспертных оценок деятельности учащихся и учителей родителями;

- формирование дидактических умений как основы самообразования и саморазвития (восприятия учебного материала, организации собственной деятельности и т.д.);

-формирование навыков коммуникации: развитие способностей инициировать межгруппо-

вое общение и сотрудничество между детьми и

управлять им.

Важным является обеспечение и сохранение эмоционального и психологического комфорта в отношениях с детьми как необходимое условие успешности в любой деятельности.

Содержание работы с одаренными учащимися основной и средней школы определяется общими требованиями к отбору содержания учебных программ в рамках каждой учебной дисциплины.

Содержание учебного материала должно мотивировать учащихся к углублению знаний. Ведущие идеи, способы и методы познавательной деятельности, развивающие процесс мышления, побуждающие к самостоятельной работе, ориентирующие на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, должны помогать формировать навыки целеполагания в процессе обучения на достаточно высоком теоретическом уровне.

Разработка развивающих программ по отдельным предметам в рамках индивидуальных образовательных траекторий обучения одаренных учащихся ориентирует на их опережающее обучение: быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета и обновление, обогащение, углубление содержания образования; использование дополнительного материала, направленного на рост знаний в конкретной области и развитие умственных операций.

Методы и формы работы с одаренными детьми органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися и в то же время отличаются определенным своеобразием. Например, такие формы работы с одаренными детьми в учебное время: проблемные миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, проектная деятельность, науч-но-практические конференции, творческие зачеты, дискуссии, диалоги, практикумы, лабораторные работы и др. Внеучебные формы работы: факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальные марафоны, олимпиады, социально-педагогические проекты, игры.

Как правило, одаренные дети обучаются в классах вместе со всеми детьми. Это позволяет создавать условия для их дальнейшей социальной адаптации и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, максимально возможного развития всех учащихся школы.

В тоже время необходимо создание групп одаренных детей в ходе выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий для «продвинутых» учащихся, обучающихся по развивающим технологиям.

Работа с одаренными детьми организуется по трем взаимосвязанным направлениям:

• учебная деятельность;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• внеучебная деятельность;

• дополнительное образование.

Учебная деятельность учащихся осуществляется на основе дифференциации и индивидуали-

зации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации учебного процесса по индивидуальным учебным планам, индивидуальным образовательным маршрутам и т.д.). Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных маршрутов обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

Ведущими в обучении являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Процесс обучения одаренных детей предус-матривет наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети,

Внеучебная деятельность осуществляется в рамках факультативов, индивидуально-групповых занятий, предметных недель, научно-практических конференций, предметных олимпиад и конкурсов, интеллектуальных марафонов, литературных гостиных и т, д,

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:

1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

2) работа по инновационным и исследовательским проектам в режиме наставничества (Школа молодых исследователей «Эврика»);

3) очно-заочные школы, дистанционное обучение (НП «Телешкола»);

4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

5) творческие конкурсы, фестивали, олимпиады, соревнования;

6) детские научно-практические конференции и семинары.

Основными условиями успешной работы с одаренными учащимися являются:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1. Осознание значимости развития одаренных детей каждым членом педагогического коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации процесса обучения,

2. Постоянное совершенствование научно-ме-тодической службы, включающей одаренных детей в качестве полноправных ее субъектов (научное общество учащихся как составная часть методической работы предметных методических объединений).

3. Признание педагогическим коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.

4. Включение в работу с одаренными учащимися учителей, обладающих высокими профессиональными и личностными качествами, которые:

- являются высокими профессионалами и грамотными психологами, поддерживающими благоприятную психологическую атмосферу и проявляющими заботу и внимание к развитию способностей учащихся, оказывающие им реальную помощь и поддержку;

- способны решать возникающие проблемы в нетрадиционных ситуациях, готовы нести ответственность за последствия принимаемых ими решений и внушают доверие детям;

- верят в возможности и способности детей, дружелюбны и позитивно настроены на воспитание учащихся; обладают чувством собственного достоинства; ценят, уважают и оберегают личность ученика;

- постоянно самосовершенствуются, способны к самообразованию, саморазвитию.

Реализация мероприятий проекта включает:

- создание и организацию координационного совета по реализации проекта;

- организацию мониторинга выполнения проекта;

- предоставление отчетов о ходе выполнения проекта;

- оказание консультационной помощи родителям и педагогам, работающим с одаренными детьми.

С целью разработки эффективной и постоянно действующей системы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей необходимо:

1. Отобрать диагностические методики для осуществления психолого - педагогической диагностики учащихся и их родителей.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Провести психолого - педагогические диагностики учащихся и их родителей.

3. Выбрать и спланировать индивидуальные траектории развития способностей и личности ребенка.

4. Осуществлять корректив индивидуальной траектории развития способностей и личности ребенка.

5. Организовать психолого-педагогическое сопровождение развития личностной одаренности.

6. Создать и обновить школьный банк данных одарённых детей.

Разработка нормативно-правового и научно-методического обеспечения процесса развития одаренности ребенка включает следующие мероприятия:

1. Подготовку нормативно-правовой документации (локальные акты, положения, приказы).

2. Разработку плана социального партнерства по реализации проекта, системы мониторинга на базе школы, практических рекомендаций по использованию систем но-деятельностного подхода в работе с одарёнными детьми и рекомендаций по составлению индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, создание программ индивидуального развития одарённых учащихся.

3. Подбор и приобретение литературы по работе с одаренными детьми.

4. Формирование банка печатных публикаций по работе с одарёнными детьми.

5. Организацию информационных выставок новинок методической литературы по работе с одаренным ребенком.

Для отбора и систематизации форм работы с одаренными детьми, в том числе на основе индивидуальных образовательных маршрутов необходимо:

1. Функционирование школьного научного общества (ШМИ «Эврика»), творческих лабораторий для учащихся.

2. Организация дистанционного обучения учащихся.

3. Участие во Всероссийской олимпиаде школьников.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Участие в дистанционных и заочных олимпиадах, предметных чемпионатах, конкурсах.

5. Проведение школьной научно-практиче-ской конференции, участие в конференциях различного уровня в рамках программы «Шаг в будущее».

6. Участие в Международных играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок».

7. Участие победителей городских конкурсов, смотров, спартакиад в мероприятиях муниципального, регионального и всероссийского уровней.

8. Участие в «Президентских тестах», «Губернаторских состязаниях».

9. Проведение школьных спартакиад и участие в соревнованиях различного уровня.

10. Проведение школьных фестивалей и конкурсов художественно-эстетической направленности и участие в мероприятиях различного уровня.

11. Организация выездного отдыха для одарённых детей.

Для совершенствования профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми следует:

1. Провести семинары, педсоветы по организации работы с одарёнными детьми.

2. Организовать курсовую подготовку педка-дров, работающих с одарёнными детьми, деятельность творческой группы учителей «Одарённый ребёнок».

3. Осуществлять связь с вузами г.Сугрута (организация семинаров по общеобразовательным предметам с целью углубления знаний педагогов по узким темам программ по предметам).

4. Проводить заседания межпредметных методических объединений по проблемам развития одарённых детей.

5. Организовать работу педагогических мастерских, лабораторий по проектированию, моделированию работы с одарёнными детьми.

6. Стимулировать педагогов, подготовивших победителей и призёров олимпиад, конференций, конкурсов различного уровня.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Обеспечение материально-технических и финансовых условий работы с одаренными детьми, которое включает:

1. Комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, психо-лого-педагогической литературой по работе с одаренными детьми.

2. Оснащение учебных кабинетов необходимыми ТСО.

3. Обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации работы кружков, секций, клубов.

4. Компьютеризацию образовательного и воспитательного процессов.

5. Привлечение внебюджетных средств для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов в деятельности.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Наличие эффективной и постоянно действующей системы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей:

- пакет диагностических материалов,

- банк данных «Одаренные дети школы» (систематическое обновление),

- четкий алгоритм сопровождения ребенка по спланированной траектории развития - склонностей и способностей ребенка,

- план педагогического и психологического корректива личности и склонностей ребенка. Индикаторы эффективности:

• Пакет диагностических материалов (количество методик и программных продуктов).

• Система мониторинга развития одаренных детей (увеличение количества учащихся, обучающихся по индивидуальным образовательным маршрутам).

• Банк данных «Одаренные дети школы» (увеличение количества детей).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Разработаны нормативно-правовые документы и научно-методические материалы по развитию одаренности ребенка.

Индикаторы эффективности:

• Нормативные документы: локальные акты, положения (количество документов)

• Планы социального партнерства (наличие)

• Банк печатных работ (увеличение количества)

• Методические разработки (увеличение количества)

3. Систематизированы формы работы с одаренными детьми по трем взаимосвязанным направлениям (учебная и внеучебная деятельность, дополнительное образовании), в том числе через организацию обучения по индивидуальным учебным планам и разработку индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, что выражается в значительном росте количества участников мероприятий творческого, исследовательского, спортивного и других направлений, результативности участия детей в районных, окружных и Всероссийских конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

Индикаторы эффективности:

• Достижения учащихся (увеличение количества учащихся, работающих в LU МИ «Эврика»; победите-

лей и призеров предметных олимпиад, конкурсов, соревнований; обучающихся дистанционно, поступивших в ВУЗ на бюджетной основе).

• Реализация программ, курсов, направленных на развитие исследовательских умений учащихся, углубленного изучения предметов, дистанционного обучения (увеличение количества детей, освоивших программы, курсы).

4. Сформирована профессиональная и личностная компетентность педагогов, работающих с одаренными детьми, на основе высокой мотивации и разработанных программ развития собственной деятельности.

Индикаторы эффективности - высокий уровень профессиональной компетентности педагогических работников (увеличение количества педагогов, работающих с одаренными детьми, использующих современные педагогические технологии, имеющих публикации и прошедших курсы повышения квалификации по работе с одаренными детьми).

5, Материально-техническое и финансовое обеспечение позволяет осуществлять работу с одаренными детьми на достаточном уровне.

Индикатор эффективности - обеспеченность оборудованием для работы с одаренными детьми (увеличение количества оборудования, необходимого для работы с одаренными детьми, увеличение расходов на развитие материально-технической базы, в том числе из внебюджетных источников финансирования).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Финансирование расходов школы, связанных с реализацией проекта, осуществляется в пределах средств, выделяемых на текущую деятельность, и предусматривается в смете расходов. При необходимости Управляющий совет вправе привлекать внебюджетные средства для реализации проекта,

Литература

1. Слуцкий В.М. Одаренные дети // Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. - М., 1993.

2. Рабочая концепция одаренности / Науч.ред. В.Д. Шадри-ков. - М., 1998.

3. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.-Л.: Учпедгиз, 1995.

4. Лей тес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. - М., 1984.

5. Холлер К. Диагностика и развитие одаренности детей и подростков. - М., 1998.

6. Гришакина О.П. Мастер-класс «учитель и одаренные дети». // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. -№1.

7. Долинский B.C. Концепция работы по выявлению, поддержке и развитию одаренной молодежи в области радиоэлектроники // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010-. - №2.

8. Кушнарева Н.Ю. Развитие детской одаренности в условиях культуротворческой модели школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010-. -№2.