Научная статья на тему 'Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы'

Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7229
754
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ОДАРЕННОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочурова Ольга Ивановна, Синюк Оксана Александровна

Статья посвящена проблеме развития одаренности ребенка в условиях массовой общеобразовательной школы. Авторы показывают пути выявления одаренных детей, их сопровождения и создания условий для достижения каждым школьником своих собственных успехов. Предложенные мероприятия позволяют добиться успеха в создании системы выявления, развития и творческой самореализации одарённых детей в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочурова Ольга Ивановна, Синюк Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы»

Каждый ребенок — одаренный!

понимание математических понятий и моделей. Можно сказать, что это дети, одарённые живым знанием и смыслами. Для таких ребят математика выступает не целью, а уникальным средством по развитию собственного внутреннего мира. И в этом нет ничего неожиданного, ведь многие знаменитые математики понимали, какое значение для развития их личности имела наука. Именно из учеников-реалистов, сочетающих в себе и прагматизм, и романтизм, на наш взгляд, и вырастают известные в дальнейшем математики.

Литература

1. Алёшина А.А. Школьный тур олимпиады как одна из форм организации работы с одаренными детьми в классах с углубленным изучением химии. //Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №1.

2. Сиденко А.С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №6.

3. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - №4.

4. Шубаева Е.И. Развивающая образовательная среда как условие раскрытия природных возможностей и одаренности учащихся. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №1.

5. Шустова О.А. Формирование окружной системы конкурсов и мероприятий с целью выявления и развития высокомотивированных и одаренных учащихся // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №5

Кочурова Ольга Ивановна

заместитель директора кандидат биологических наук Синюк Оксана Александровна,

заместитель директора кандидат биологических наук МОУ «Лянторская СОШ № 6» lschool6@rambler.ru

J Ч

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проект

Л

Как создать систему выявления, развития и творческой самореализации одарённых детей в условиях общеобразовательной школы?

Г

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития одаренности ребенка в условиях массовой общеобразовательной школы. Авторы показывают пути выявления одаренных детей, их сопровождения и создания условий для достижения каждым школьником своих собственных успехов. Предложенные мероприятия позволяют добиться успеха в создании системы выявления, развития и творческой самореализации одарённых детей в школе.

Ключевые слова: проект, одаренность, самореализация одаренных детей, индивидуальный образовательный маршрут.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в области образования и Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям обще-

ства и каждого гражданина. Современный выпускник должен стать личностью, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире [2, 5, 6].

Изменения, происходящие в социально-экономической жизни страны, в частности, переход от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), обусловливает необходимость качественных изменений и в школьном образовании: на смену «человеку знающему» должен прийти «человек деятельный».

Эксперимент и инновации в школе 2012/3

19

Каждый ребенок — одаренный!

Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития ребенка. Для того чтобы ребенок развивался, необходимо правильно организовывать его деятельность. Собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем определенных его способностей в той или иной сферах деятельности, самоопределения и самореализации [1, 4, 5].

Школьный возраст - период становления способностей и личности ребенка. Большая часть детей имеют определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности (потенциально одаренные), или же имеют яркие, очевидные, иногда выдающиеся достижения в конкретной области по сравнению с возрастной и социальной нормами (одаренные) [2, 3].

Поэтому одной из основных задач современной школы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент еще не проявилась, а также просто способных детей через возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, освоение программ профильной подготовки, участие в олимпиадах, конкурсах, слетах, летних (зимних) школах, конференциях, освоение программ дополнительного образования с учетом индивидуальных достижений учащихся [1,5, 6].

Особенно актуальной эта задача становится в условиях малого города, так как непосредственно школе отводится основная роль в развитии высокомотивированных учащихся, выявлении одаренных детей (их сопровождении) и создании условий для достижения каждым школьником своих собственных успехов.

Данные диагностических исследований и анализа работы школы позволили определить потенциальные «точки роста»:

- 42% учащихся с высоким и выше среднего уровнем развития интеллекта (в течение трех лет школа занимает 3 место в Сургутском районе по количеству победителей и призеров в предметных олимпиадах);

- 10% учащихся серьёзно занимается научно-исследовательской деятельностью в Школе молодых исследователей «Эврика» (в школе в течение семи лет функционирует Школа молодых исследователей «Эврика», работающая в рамках Всероссийской научносоциальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее»);

- 23% учащихся занимаются проектной деятельностью (в школе два года проводится школьный фестиваль ученических проектов);

- 10% учащихся результативно участвуют в спортивных соревнованиях (42% учащихся занимаются в спортивных секциях школы и города);

- 86% учащихся занимаются в объединениях дополнительного образования, в том числе 7% являются победителями и призерами различных конкурсов художественно-эстетической направленности;

- 70% педагогов вовлечены в организацию проектной деятельности с учащимися.

Исходя из возможностей ученического и педагогического коллектива школы, запроса родителей на предоставление образовательных услуг, обеспечива-

ющих детям реализацию их интеллектуального, физического и творческого потенциала, возникла необходимость в создании системы работы с одаренными детьми, которая стала основой данного проекта.

Цель проекта: Создание системы выявления, развития и творческой самореализации одарённых детей в условиях общеобразовательной школы.

Задачи проекта:

1. Разработать эффективную и постоянно действующую систему психолого-педагогического сопровождения одарённых детей.

2. Разработать нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение процесса развития одаренности ребенка.

3. Отобрать и систематизировать формы работы с одаренными детьми, в том числе на основе индивидуальных образовательных маршрутов.

4. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов, работающих с одаренными детьми.

5. Обеспечить материально-технические и финансовые условия работы с одаренными детьми.

При наличии эффективной и постоянно действующей системы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей (своевременной диагностики, выбора и планирования оптимальной траектории развития склонностей и способностей ребенка, необходимой коррекции), сформированной профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми, а также нормативно-правовом, научно-методическом, материально-техническом и финансовом обеспечении в школе будет создана система выявления, развития и творческой самореализации одарённых детей.

Проект адресован участникам образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители (законные представители)) и социальным партнерам школы.

Сроки реализации проекта: 2010-2014 г. г.

Проект включает следующие этапы реализации:

Подготовительный этап (2010 г.). На подготовительном этапе реализации проекта предполагается создание нормативно-правовой базы и разработка научно-методических материалов для реализации проекта, определение организационных основ реализации проекта, проведение психолого-педагогической диагностики учащихся и их родителей.

Основные действия:

1. Формирование стратегической команды.

2. Анализ стартового состояния.

3. Доработка содержания проекта.

4. Уточнение плана действий.

Этап апробации (2011 г.- 2013 г.). На этапе апробации реализуются основные задачи проекта, организуется проведение мероприятий при активном взаимодействии участников образовательного процесса в социуме через интеграцию урочной, внеурочной деятельности и организацию дополнительного образования на основе мотивации, результатов диагностических исследований одаренных учащихся.

Основные действия:

1. Разработка механизма поэтапного вовлечения участников образовательного процесса в систему поиска и поддержки одаренных детей.

20

Эксперимент и инновации в школе 2012/3

Каждый ребенок — одаренный!

2. Внедрение форм и методов работы с одаренными детьми.

3. Обеспечение нормативно-правовых, научно-методических, материально-технических и финансовых условий процесса реализации проекта.

4. Отслеживание результатов внедрения проекта: поэтапного вовлечения участников образовательного процесса в систему поиска и поддержки одаренных детей.

Этап обобщения, анализа реализации проекта и коррекция (2014 г.). На данном этапе предполагается обобщение, анализ результатов и последующая коррекция, а также публикация материалов об итогах реализации проекта.

Основные действия:

1. Анализ полученных результатов реализации проекта.

2. Коррекция дальнейшего пути реализации проекта.

3. Обобщение полученного опыта.

4. Распространение опыта в массовую педагогическую практику.

Проектом определены основные принципы работы с одаренными детьми:

• индивидуализация обучения (разработка индивидуальной траектории развития одаренных учащихся);

• свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи и наставничества;

• вариативность в предоставляемых образовательных услугах;

• личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию;

• интегративность в отборе содержания образования;

• деятельностный подход к обучению, обеспечивающий активное участие школьников в собственном развитии адекватно их способностям.

Целями работы педагогов школы с одаренными детьми являются:

1) выявление одаренных детей;

2) развитие одаренных детей в соответствии с уровнем их способностей (на уровне опережения их потенциала).

Задачами выявления одаренных детей являются:

1. Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях одаренных детей и эффективных методических приемах обучения данной категории детей через:

- проведение семинаров;

- обучение на курсах повышения квалификации;

- подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический отбор новых поступлений;

- научно-методическая работа по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опыта).

2. Проведение целенаправленных наблюдений за урочной и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонности к различным видам деятельности и показывающих высокую результативность, путем:

- обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;

- знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;

- выявления мнений родителей о склонностях, областях наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;

- периодического сбора сведений учителей-пред-метников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.

3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности у ребенка, в единстве с такими видами деятельности, как:

- знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;

- длительное наблюдение за корреляцией результативности по итогам тестирования и реальных успехов ученика;

- проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.

Для создания условий, способствующих оптимальному развитию одаренных детей, необходимо:

1. Отбирать методы, формы и приемы обучения, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и использовать их с опорой на правила:

- соотносить количество предоставляемой информации и отбирать средства ее обработки (анализ, классификация, сравнение, резюме);

- отводить минимальное время на сообщение информации и больше времени уделять конкретным способам выполнения учебных заданий, предоставлять ребятам возможность самостоятельно обсуждать вопросы.

2. Предоставлять учащимся возможность совершенствовать способности в совместной деятельности с педагогами, поскольку он:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечивает высокий уровень консультирования по выбранной учащимся области деятельности;

- поощряет проявления самодеятельности, предоставляя свободу выбора в области приложения сил и методов достижения цели;

- создает условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося;

- способствует мотивации творческой деятельности детей в различных сферах, поощряя положительные результаты.

3. Разрабатывать индивидуальные программы обучения одаренных учащихся с учетом того, что:

- целью индивидуальных программ является личностное развитие ребенка;

- в создании таких программ могут участвовать родители (законные представители), учителя-предметники, классные руководители, педагоги-психологи, наставники (тренеры, руководители объединений) или другие лица, заинтересованные в судьбе одаренного учащегося;

Эксперимент и инновации в школе 2012/3

21

Каждый ребенок — одаренный!

- инициативу разработки программы берет на себя педагог - психолог, классный руководитель, учитель-предметник, наставник (тренер, руководитель объединения) или кто-либо из родителей или сам ученик с привлечением к участию в разработке лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося.

Содержание работы в начальной школе направлено на развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей и интеллекта ребенка (мыслительных операций, памяти, речи и других интеллектуальных функций). Видами деятельности на 1 ступени обучения являются:

- выявление одаренных детей в ходе образовательного процесса психологическими методами диагностики, а также путем анализа результативности уровня обученности и методов экспертных оценок деятельности учащихся и учителей родителями;

- формирование дидактических умений как основы самообразования и саморазвития (восприятия учебного материала, организации собственной деятельности и т.д.);

- формирование навыков коммуникации: развитие способностей инициировать межгрупповое общение и сотрудничество между детьми и управлять им.

Важным является обеспечение и сохранение эмоционального и психологического комфорта в отношениях с детьми как необходимое условие успешности в любой деятельности.

Содержание работы с одаренными учащимися основной и средней школы определяется общими требованиями к отбору содержания учебных программ в рамках каждой учебной дисциплины.

Содержание учебного материала должно мотивировать учащихся к углублению знаний. Ведущие идеи, способы и методы познавательной деятельности, развивающие процесс мышления, побуждающие к самостоятельной работе, ориентирующие на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, должны помогать формировать навыки целеполагания в процессе обучения на достаточно высоком теоретическом уровне.

Разработка развивающих программ по отдельным предметам в рамках индивидуальных образовательных траекторий обучения одаренных учащихся ориентирует на их опережающее обучение: быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета и обновление, обогащение, углубление содержания образования; использование дополнительного материала, направленного на рост знаний в конкретной области и развитие умственных операций.

Методы и формы работы с одаренными детьми органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися и в то же время отличаются определенным своеобразием. Например, такие формы работы с одаренными детьми в учебное время: проблемные миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, проектная деятельность, научно-практические конференции, творческие зачеты, дискуссии, диалоги, практикумы, лабораторные работы и др. Внеучебные формы работы: факультативы, кружки,

конкурсы, интеллектуальные марафоны, олимпиады, социально-педагогические проекты, игры.

Как правило, одаренные дети обучаются в классах вместе со всеми детьми. Это позволяет создавать условия для их дальнейшей социальной адаптации и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, максимально возможного развития всех учащихся школы.

В тоже время необходимо создание групп одаренных детей в ходе выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий для «продвинутых» учащихся, обучающихся по развивающим технологиям.

Работа с одаренными детьми организуется по трем взаимосвязанным направлениям:

• учебная деятельность;

• внеучебная деятельность;

• дополнительное образование.

Учебная деятельность учащихся осуществляется на основе дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации учебного процесса по индивидуальным учебным планам, индивидуальным образовательным маршрутам и т.д.). Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных маршрутов обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

Ведущими в обучении являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Процесс обучения одаренных детей предусматри-вет наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.

Внеучебная деятельность осуществляется в рамках факультативов, индивидуально-групповых занятий, предметных недель, научно-практических конференций, предметных олимпиад и конкурсов, интеллектуальных марафонов, литературных гостиных и т.д.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:

1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

2) работа по инновационным и исследовательским проектам в режиме наставничества (Школа молодых исследователей «Эврика»);

3) очно-заочные школы, дистанционное обучение (НП «Телешкола»);

4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

5) творческие конкурсы, фестивали, олимпиады, соревнования;

6) детские научно-практические конференции и семинары.

22

Эксперимент и инновации в школе 2012/3

Каждый ребенок — одаренный!

Основными условиями успешной работы с одаренными учащимися являются:

1. Осознание значимости развития одаренных детей каждым членом педагогического коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации процесса обучения.

2. Постоянное совершенствование научно-методической службы, включающей одаренных детей в качестве полноправных ее субъектов (научное общество учащихся как составная часть методической работы предметных методических объединений).

3. Признание педагогическим коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.

4. Включение в работу с одаренными учащимися учителей, обладающих высокими профессиональными и личностными качествами, которые:

- являются высокими профессионалами и грамотными психологами, поддерживающими благоприятную психологическую атмосферу и проявляющими заботу и внимание к развитию способностей учащихся, оказывающие им реальную помощь и поддержку;

- способны решать возникающие проблемы в нетрадиционных ситуациях, готовы нести ответственность за последствия принимаемых ими решений и внушают доверие детям;

- верят в возможности и способности детей, дружелюбны и позитивно настроены на воспитание учащихся; обладают чувством собственного достоинства; ценят, уважают и оберегают личность ученика;

- постоянно самосовершенствуются, способны к самообразованию, саморазвитию.

Реализация мероприятий проекта включает:

- создание и организацию координационного совета по реализации проекта;

- организацию мониторинга выполнения проекта;

- предоставление отчетов о ходе выполнения проекта;

- оказание консультационной помощи родителям и педагогам, работающим с одаренными детьми.

С целью разработки эффективной и постоянно действующей системы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей необходимо:

о Отобрать диагностические методики для осуществления психолого - педагогической диагностики учащихся и их родителей.

о Провести психолого - педагогические диагностики учащихся и их родителей.

о Выбрать и спланировать индивидуальные траектории развития способностей и личности ребенка.

о Осуществлять корректив индивидуальной траектории развития способностей и личности ребенка.

о Организовать психолого-педагогическое сопровождение развития личностной одаренности.

о Создать и обновить школьный банк данных одарённых детей.

Разработка нормативно-правового и научно-методического обеспечения процесса развития одаренности ребенка включает следующие мероприятия:

о Подготовку нормативно-правовой документации (локальные акты, положения, приказы). о Разработку плана социального партнерства по реализации проекта, системы мониторинга на базе школы, практических рекомендаций по использованию системно-деятельностного подхода в работе с одарёнными детьми и рекомендаций по составлению индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, создание программ индивидуального развития одарённых учащихся. о Подбор и приобретение литературы по работе с одаренными детьми.

о Формирование банка печатных публикаций по работе с одарёнными детьми. о Организацию информационных выставок новинок методической литературы по работе с одаренным ребенком.

Для отбора и систематизации форм работы с одаренными детьми, в том числе на основе индивидуальных образовательных маршрутов необходимо:

о Функционирование школьного научного общества (ШМИ «Эврика»), творческих лабораторий для учащихся.

о Организация дистанционного обучения учащихся. о Участие во Всероссийской олимпиаде школьников.

о Участие в дистанционных и заочных олимпиадах, предметных чемпионатах, конкурсах. о Проведение школьной научно-практической конференции, участие в конференциях различного уровня в рамках программы «Шаг в будущее». о Участие в Международных играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок».

о Участие победителей городских конкурсов, смотров, спартакиад в мероприятиях муниципального, регионального и всероссийского уровней. о Участие в «Президентских тестах», «Губернаторских состязаниях».

о Проведение школьных спартакиад и участие в соревнованиях различного уровня. о Проведение школьных фестивалей и конкурсов художественно-эстетической направленности и участие в мероприятиях различного уровня. о Организация выездного отдыха для одарённых детей.

Для совершенствования профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми следует:

о Провести семинары, педсоветы по организации работы с одарёнными детьми. о Организовать курсовую подготовку педкадров, работающих с одарёнными детьми, деятельность творческой группы учителей «Одарённый ребёнок».

о Осуществлять связь с вузами г. Сугрута (организация семинаров по общеобразовательным предметам с целью углубления знаний педагогов по узким темам программ по предметам).

Эксперимент и инновации в школе 2012/3

23

Каждый ребенок — одаренный!

о Проводить заседания межпредметных методических объединений по проблемам развития одарённых детей.

о Организовать работу педагогических мастерских, лабораторий по проектированию, моделированию работы с одарёнными детьми.

о Стимулировать педагогов, подготовивших победителей и призёров олимпиад, конференций, конкурсов различного уровня.

Обеспечение материально-технических и финансовых условий работы с одаренными детьми, которое включает:

о Комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, психолого-педагогической литературой по работе с одаренными детьми.

о Оснащение учебных кабинетов необходимыми ТСО.

о Обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации работы кружков, секций, клубов.

о Компьютеризацию образовательного и воспитательного процессов.

о Привлечение внебюджетных средств для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов в деятельности.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Наличие эффективной и постоянно действующей системы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей:

- пакет диагностических материалов,

- банк данных «Одаренные дети школы» (систематическое обновление),

- четкий алгоритм сопровождения ребенка по спланированной траектории развития - склонностей и способностей ребенка,

-план педагогического и психологического корректива личности и склонностей ребенка.

Индикаторы эффективности:

• Пакет диагностических материалов (количество методик и программных продуктов).

• Система мониторинга развития одаренных детей (увеличение количества учащихся, обучающихся по индивидуальным образовательным маршрутам).

• Банк данных «Одаренные дети школы» (увеличение количества детей).

2. Разработаны нормативно-правовые документы и научно-методические материалы по развитию одаренности ребенка.

Индикаторы эффективности:

• Нормативные документы: локальные акты, положения (количество документов)

• Планы социального партнерства (наличие)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Банк печатных работ (увеличение количества)

• Методические разработки (увеличение количества)

3. Систематизированы формы работы с одаренными детьми по трем взаимосвязанным направлениям (учебная и внеучебная деятельность, дополнительное образовании), в том числе через организацию обу-

чения по индивидуальным учебным планам и разработку индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, что выражается в значительном росте количества участников мероприятий творческого, исследовательского, спортивного и других направлений, результативности участия детей в районных, окружных и Всероссийских конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

Индикаторы эффективности:

• Достижения учащихся (увеличение количества учащихся, работающих в ШМИ «Эврика»; победителей и призеров предметных олимпиад, конкурсов, соревнований; обучающихся дистанционно, поступивших в ВУЗ на бюджетной основе).

• Реализация программ, курсов, направленных на развитие исследовательских умений учащихся, углубленного изучения предметов, дистанционного обучения (увеличение количества детей, освоивших программы, курсы).

4. Сформирована профессиональная и личностная компетентность педагогов, работающих с одаренными детьми, на основе высокой мотивации и разработанных программ развития собственной деятельности.

Индикаторы эффективности - высокий уровень профессиональной компетентности педагогических работников (увеличение количества педагогов, работающих с одаренными детьми, использующих современные педагогические технологии, имеющих публикации и прошедших курсы повышения квалификации по работе с одаренными детьми).

5. Материально-техническое и финансовое обеспечение позволяет осуществлять работу с одаренными детьми на достаточном уровне.

Индикатор эффективности - обеспеченность оборудованием для работы с одаренными детьми (увеличение количества оборудования, необходимого для работы с одаренными детьми, увеличение расходов на развитие материально-технической базы, в том числе из внебюджетных источников финансирования).

Финансирование расходов школы, связанных с реализацией проекта, осуществляется в пределах средств, выделяемых на текущую деятельность, и предусматривается в смете расходов. При необходимости Управляющий совет вправе привлекать внебюджетные средства для реализации проекта.

Литература

1. Слуцкий В.М. Одаренные дети // Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. - М., 1993.

2. Сиденко Е.А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №5.

3. Рабочая концепция одаренности / Науч.ред. В.Д. Шадри-ков. - М., 1998.

4. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.-Л.: Учпедгиз, 1995.

5. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. - М., 1984.

6. Холлер К. Диагностика и развитие одаренности детей и подростков. - М., 1998.

24

Эксперимент и инновации в школе 2012/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.