Научная статья на тему 'Система работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы (из опыта работы МОУ СОШ № 8 г. Лабытнанги, ЯНАО). Как организовать в общеобразовательном учреждении работу с одарёнными детьми?'

Система работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы (из опыта работы МОУ СОШ № 8 г. Лабытнанги, ЯНАО). Как организовать в общеобразовательном учреждении работу с одарёнными детьми? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
900
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова Оксана Александровна

В статье рассматривается опыт работы с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы, принципом которой является предоставление возможностей для предметной творческой деятельности обучающихся через организацию взаимодействия учеников и педагогов в творческих лабораториях научного общества учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жданова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы (из опыта работы МОУ СОШ № 8 г. Лабытнанги, ЯНАО). Как организовать в общеобразовательном учреждении работу с одарёнными детьми?»

^ИННОВАЦИОННЫЕИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕПРОЕКТЫ^1РОГРЛММЫ^ПОДХОДЫ_

Жданова Оксана Александровна

Заместитель директора по УВР, учитель биологии и географии МОУ СОШ № 8 ЯНАО г. Лабытнанги E-mail [email protected]

J ^

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МОУ СОШ № 8 г. Лабытнанги, ЯНАО)

Как организовать в общеобразовательном учреждении работу с одарёнными детьми?

Л________________________________________________________г

Аннотация: В статье рассматривается опыт работы с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы, принципом которой является предоставление возможностей для предметной творческой деятельности обучающихся через организацию взаимодействия учеников и педагогов в творческих лабораториях научного общества учащихся.

Ключевые слова: обучение одарённых детей, модернизация образования, творческая образовательная среда, научное общество, творческие лаборатории, научно-исследовательская деятельность.

«Необходимо развивать

творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа») Д. А. Медведев Президент Российской Федерации

В условиях модернизации и инновационного развития России важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Особое значение в формировании такой личности в школе занимает работа с одаренными детьми.

В нашей школе реализуется стратегия совместного обучения одаренных детей в естественной образовательной среде, в условиях общеобразовательной школы. Мы исходим из принципа, что все дети одарены, одаренность проявляется в разной степени и в разных сферах, таким образом, наша основная задача - найти эту одаренность у ребенка и создать условия для ее развития. Под комплексом таких условий подразумевается творческая образовательная среда, которая является наиболее естественной средой для развития одаренности. Поэтому мы придерживаемся такого подхода, при котором для успешного развития одаренности необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой образовательной среды, где одаренность

ребенка могла бы проявиться через мотивацию к деятельности с последующим достижением нестандартных результатов.

С 2003 года в школе функционирует научное общество учащихся «Новое поколение», которое было создано с целью организации самообразования, развития интеллектуальных и познавательных способностей учащихся, совершенствования навыков исследовательской деятельности. С 2007 года в рамках НОУ функционируют три творческие лаборатории для разных возрастных категорий обучающихся: творческая лаборатория младших школьников «Первые шаги в науку», для обучающихся 5-8 классов «Юниор», для обучающихся 9-11 классов «Новое поколение».

Главным принципом работы с одаренными детьми является принцип предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Предоставление таких возможностей в нашей школе реализуется через разнообразные формы: предметные кружки и факультативы, групповые и индивидуальные занятия в творческих лабораториях НОУ, практикумы, научно-практические конференции, творческие конкурсы и олимпиады, в том числе дистанционные.

Школьное научное общество учащихся «Новое поколение» действует на основе положения, утвержденного общим собранием членов НОУ, имеет председателя и руководителя. Члены научного общества участвуют в проведении конкурсов, научно-исследовательских конференций, предметных олимпиад, в организации творческих выставок достижений обучающих-

38

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Рис. 1. Структура Системы работы с одаренными детьми в школе

ся. Каждая творческая лаборатория также имеет своего руководителя. Функциями руководителей творческих лабораторий является:

• составление плана работы обучающихся;

• подборка тем рефератов, научно - исследовательских работ, творческих проектов;

• оказание помощи в подборе научно-популярной литературы;

• контроль за ходом работы над темой и за соблюдением сроков выполнения работы;

• консультация обучающегося по вопросам содержания работы;

• оказание помощи в оформлении работы;

• проверка работ и их анализ;

• рекомендации формы представления результатов работы;

• подготовка учащихся к презентации и защите своей работы.

Научно-исследовательские работы и творческие проекты учащихся школы носят различный характер. Обучающиеся имеют право самостоятельно выбрать тему и руководителя работы, руководствуясь своими познавательными интересами. Руководителями работ учащихся являются учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков, библиотекари, педагоги-психологи и социальные педагоги школы.

Свои исследовательские работы и творческие проекты обучающиеся представляют на школьных конкур-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012

39

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

сах и конференциях. Работа конкурсов и конференций регламентируется Положением о конкурсах и научнопрактической конференции.

Традиционно в школе проводятся:

• конкурс научно-исследовательских работ и творческих проектов для младших школьников «Первые шаги в науку»;

• конкурс рефератов «За страницами школьного учебника» для школьников начального и среднего звена;

• научно-практическая конференция «Будущее в твоих руках» для обучающихся среднего и старшего звена;

• открытая научно-практическая конференция «Я в мире, мир во мне».

Лучшие работы обучающихся направляются для участия в конкурсах и конференциях муниципального, регионального, всероссийского уровней.

Практика показала, что вовлечение ребенка в различные виды творческой деятельности, создание условий для раскрытия его талантов и способностей позволяет сформировать стойкую положительную внутреннюю мотивацию к учению, к школе. Организация индивидуальной работы с обучающимися в НОУ позволяет повысить уровень его обученности, эрудиции, научить планировать, организовывать и проводить эксперименты, работать с дополнительной научно-познавательной литературой. Обучающиеся умеют выступать с докладом, отстаивать свое мнение, вести дискуссию, отличаются самостоятельностью и оригинальностью суждений, высокой познавательной активностью.

В течение года можно выделить несколько этапов деятельности образовательного учреждения по организации научной работы с обучающимися:

Первый этап - организационный.

Цель: создание условий для организации работы на учебный год.

Содержание работы:

• планирование работы на год с учетом проблем и достижений прошлого года;

• выявление на основе психолого-педагогической диагностики, анкетирования, собеседования с родителями, обучающихся, с высоким уровнем мотивации;

• работа с банком данных;

• создание планов индивидуальной работы с обучающимися на учебный год.

Второй этап - реализация.

Цель: создание условий для работы научного общества, творческих лабораторий.

Содержание работы:

• участие в предметных олимпиадах различного уровня;

• участие в работе конференций, конкурсов различного уровня;

• участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах;

• система консультаций и семинаров для руководителей и обучающихся;

• психологическое сопровождение обучающихся (анкетирование, диагностика, тренинги);

• система подготовки к защите научно-исследовательской работы.

Третий этап - аналитический.

Цель: анализ общих и индивидуальных достижений прошедшего года, выявление причин неудач, прогнозирование содержания работы на новый учебный год.

Содержание работы:

• подведение итогов по лабораториям, НОУ в целом;

• организация творческих выставок членов НОУ (создание материалов для индивидуальных портфолио);

• подготовка и проведение мероприятия «Чествование интеллектуальной элиты школы с награждением, поощрением победителей и участников олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций;

• создание банка данных на новый учебный год.

Эффективность системы работы школы с одаренными детьми подтверждается наличием победителей и призеров олимпиад различных уровней, творческих конкурсов и конкурсов научно-исследовательских работ обучающихся. Школьники 5-6 классов ежегодно становятся победителями муниципальной интеллектуальной эстафеты «Самый умный». Обучающиеся школы активно участвуют в школьном, муниципальном, региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников. Наблюдается положительная динамика результативности участия школьников в муниципальном этапе олимпиады. Ученики школы становятся победителями и призерами регионального этапа олимпиады по краеведению, биологии, ОБЖ, информатике, физике, математике, истории.

С 2008 года члены НОУ ежегодно принимают участие в выездной научно-практической конференции «Интеграция», в рамках международного партнерского молодежного форума, проводимого в г. Ухта (Республика Коми). Результативность участия обучающихся школы в очных научно-практических конференциях, конкурсах высокая. В последние годы расширился спектр дистанционных олимпиад и конкурсов, в которых принимают участие обучающиеся школы. К традиционным «Русский медвежонок», «Кенгуру» «Британский Бульдог» добавились:

• конкурсы и олимпиады Центра творческих инициатив «Snail» (г. Омск);

• конкурсы Национального проекта МАН «Познание и творчество» (г. Обнинск);

• молодёжные предметные чемпионаты (г. Пермь);

• конкурсы Центра развития молодежи «ЭМУ» (г. Екатеринбург);

• всероссийские дистанционные конкурсы (г. Железногорск);

• викторины ЦДМ «Фактор роста» (г. Красноярск);

• олимпиады УРФО (г. Екатеринбург).

Кроме этого, обучающиеся школы принимают участие в деятельности Научной школы А. В. Хуторского и Центра дистанционного образования «Эйдос».

В 2010-2011 учебном году в дистанционных олимпиадах и конкурсах приняли участие 321 обучающихся, 84 из них стали победителями и призерами. Члены школьного НОУ становятся лауреатами Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги - 2010», Российского заочного конкурса «Юность, Наука, Культура», Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», Международного литературно-ху-

40

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.