Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления развитием одарённости через создание модели сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении'

Совершенствование системы управления развитием одарённости через создание модели сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
637
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ В ОУ / РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаченко Наталья Валентиновна, Пушко Любовь Викторовна

Статья посвящена вопросам совершенствования системы управления развитием одарённости через создание модели сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении. Новизна данного материала состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития детской одаренности, системно-деятельностном подходе к организации и управлению этим процессом в образовательном учреждении. Авторской находкой является использование так называемых предметных кейсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаченко Наталья Валентиновна, Пушко Любовь Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления развитием одарённости через создание модели сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении»

Исаченко Наталья Валентиновна,

и. о. директора МКОУ «Седельниковская СОШ № 1», с. Седельниково, Омская область isnv@mail.ru

Пушко Любовь Викторовна,

заместитель директора по УВР МКОУ «Седельниковская СОШ № 1», с. Седельниково, Омская область isnv@mail.ru

Совершенствование системы управления развитием одарённости через создание модели сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении Аннотация. Статья посвящена вопросам совершенствования системы управления развитием одарённости через создание модели сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении. Новизна данного материала состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития детской одаренности, системно-деятельностном подходе к организации и управлению этим процессом в образовательном учреждении. Авторской находкой является использование так называемых предметных кейсов.

Ключевые слова: управление в ОУ, работа с одаренными учащимися, модель управления.

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Седельниковская средняя общеобразовательная школа №1» Седельниковского муниципального района Омской области реализует Программу «Все в наших руках».Совершенствование системы управления развитием одарённости через создание модели сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении, разработанную Исаченко Натальей Валентиновной, заместителем директора по УВР.

Срок реализации программы - 2010-2013 годы.

Срок реализации программы в данном учреждении - 2010-2013 годы.

Данная Программа направлена на реализацию требований президентской инициативы «Наша новая школа», в частности направления: развитие и поддержка одаренных обучающихся. При этом учитывается, что в современном процессе развития и воспитания ребёнка активно участвуют не только традиционные субъекты (учителя, педагоги дополнительного образования и родители), но и различные общественные, культурные, средства массовой информации. Также программа направлена на обеспечение согласованности действий между субъектами образовательного процесса и общественности в решении вопроса о том, на воспитание какого человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия. Востребованность программы видится авторами еще и в том, чтобы совместными усилиями школы, родителей и всех социальных партнеров превратить процесс обучения и воспитания в единый образовательный процесс (не обучение и воспитание, а обучение + воспитание), в котором ученику комфортно и интересно развиваться, получать знания и добывать их самим.

В Программе изложена актуальность выбранной темы, проведен проблемный анализ, поставлены цели и задачи. Изложены основные концептуальные положения. Названы и определены этапы реализации, критерии и показатели результативности реализации программы, рассмотрены предполагаемые результаты. Программа «Все в наших руках» включает пояснительную записку, цель и задачи развития и воспитания одаренных детей, ценностные установки развития и воспитания этих обучающихся, основные направления, содержание развития и воспитания обучающихся, планируемые результаты развития и воспитания одаренных обучающихся.

Новизна программы состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития детской одаренности, системно-деятельностном подходе к организации и управлению этой работой. Авторской находкой является использование так называемых предметных кейсов, которые включают в себя предлагаемые учащимся конкурсы по предметным областям. Ученикам гораздо проще ориентироваться в огромном количестве предлагаемых различными организациями и структурами конкурсных мероприятий, когда они структурированы по предметам и срокам их выполнения, что значительно облегчает работу учителей-предметников (они могут сразу наметить план на год и предложить учащимся всевозможные варианты участия), классных руководителей. Родители тоже оценили эту находку - они сразу видят, где и когда могут поучаствовать их дети в течение учебного года.

Особое место в Программе отводится реализации таких направлений как: «Виртуальная школа одаренных детей», применение метода проектов в обучении и во внеурочной деятельности, который включает в себя исследовательскую деятельность учащихся, использование информационно-коммуникативных технологий, организацию их участия в сетевых интернет-проектах и телекоммуникационных инициативах. Обучение учащихся ведению «Дневника успеха» для одаренных де-тей)(наряду с тем, что все учащиеся школы ведут портфолио), изучение практических рекомендаций и советов Дейла Карнеги, знакомство с шестнадцатью правилами жизни Боба Парсонса, создание сценария жизни - это те ключики, которые открывают для детей двери успеха.

Вся деятельность участников Программы направлена на развитие у обучающихся высокого творческого потенциала, ценностного отношения к научным знаниям. Продуктивность реализации программы подтверждается следующими результатами:

- в сентябре 2010 года проведены родительские собрания, на которых обсуждался вопрос о выяснении ожиданий родителей обучающихся, их социального заказа;

- в октябре 2010 года на Совете школы под председательством Главы Седельниковского муниципального поселения программа «Все в наших руках» была согласована и утверждена;

- в школе создан совет по внедрению форм дистанционного обучения и по созданию «Виртуальной школы одаренных детей»;

- в ОУ в рамках предметных методических объединений проведены заседания по организации работы с одаренными детьми;

- на Педагогическом совете рассмотрены вопросы по организации работы с одаренными детьми, по использованию новых технологий, форм и методов;

- 12% педагогов школы являются участниками образовательных программ сайта «Мой университет», на котором изучают современные технологии преподавания в ОУ;

- 53% учителей школы имеют личные сайты, что позволяет осуществлять работу в рамках «Виртуальной школы»;

- 73% педагогов являются членами Всероссийского проекта «Школа цифрового века», который функционирует при поддержке сайта «1 сентября», это позволяет продуктивно внедрять новые формы и методы в работе не только с одаренными, но и со всеми учащимися школы;

- классными руководителями проведены лектории для родителей об особенностях развития и воспитания одаренных детей;

- доля детей школы от всего количества учащихся ОУ, охваченных программой «Все в наших руках» за отчетный период увеличилась на 8%;

- количество мероприятий, проведенных в течение отчетного учебного года, направленных на развитие одаренности учащихся ОУ в 2010 - 2011 году - 48, 2011-2012 году - 67;

- доля учащихся, принявших участие в различных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях различного уровня в 2010-2011 году - 72%, 2011-2012 году - 80%.Увеличилось на 8%.

- доля учащихся - победителей и призеров различных конкурсов, олимпиад, соревнований в 2010-2011 году - 38%, 2011-2012 году - 43%; увеличилось на 5%.

- количество мероприятий по распространению опыта работы с одаренными детьми на различных уровнях увеличилось на 2;

- по сравнению с 2009-2010 учебным годом увеличилось число учащихся - участников НОУ «Поиск», особенно начальной школы (ежегодно было 8-10, в 2011-2012 учебном году - 16).

- удовлетворенность родителей состоянием работы с одаренными детьми в МКОУ «Седель-никовская СОШ №1» в 2010-2011 году - 72%, в 2011-2012 - 76%, увеличилось на 4%.

Значимыми результатами также можно назвать победу Яук Влада в Международном конкурсе «Гренадеры вперед!» (2011 г.), Громова Дарья - Лауреат Всероссийского конкурса «Моя страна - моя Россия!» (2012 г.) Яук Натали - победитель регионального конкурса «Летопись сибирских деревень» (2012 г.), Тарасевич Мария - победитель Всероссийского конкурса сочинений «Юный правозащитник» (2012 г.), награждена путевкой во Всероссийский лагерь «Орленок», 5 учащихся школы 10-11 классов

- проектная команда - Дипломанты 3 степени областного конкурса «Мы помним - мы гордимся!» (2011 г.), 5 учащихся из 10-11 класса - победители конкурса «Голосуй за будущее», проводимого Избирательной комиссией Омской области (2012 г.), 13 учащихся начальной школы - Лауреаты Всероссийского конкурса исследовательских работ «Мои первые открытия», Спиридович Виктор - победитель регионального конкурса «Через тернии - к звездам», Шаркова Елена, Солмина Наталья, Лебеденко Алена - победители Всероссийской математической олимпиады «Авангард», Селионова Анна - призер Всероссийского блиц-турнира по математике, 4 учащихся начальной школы - лауреаты Всероссийского конкурса по ОБЖ «Муравей», Репина Анастасия, Коршуков Павел - победители олимпиады по русскому языку Центра развития мышления и интеллекта (2012 г. ), Якущенко Светлана - призер Всероссийского творческого конкурса «Мой любимый сказочный персонаж» (2012 г.), Иванов Иван -призер региональных соревнований по лыжным гонкам и биатлону, Кокорин Евгений, Есипенко Мария

- неоднократные победители и призеры муниципальных соревнований по полиатлону, лыжам и др.

Механизм реализации Программы учитывает к настоящему времени формы и методы развития и воспитания талантливых одаренных детей, тенденции регионального и муниципального развития.

В осуществлении программы участвуют следующие структуры: Ресурсный центр Комитета по образованию Седельниковского МР, Межпоселенческий центр традиционной народной культуры, Досуговый центр «Светоч», МОУ ДОД «Седельниковский детский дом творчества», МОУ ДОД «Се-дельниковская детская школа искусств», МКОУ «Седельниковская СОШ №1».

Координацию деятельности по управлению реализацией программы осуществляет Совет по введению ФГОС в ОУ, который обеспечивает контроль за выполнением плана мероприятий, обсуждает представленные предложения по уточнению перечня мероприятий программы и сроков их реализации.

Ресурсное обеспечение включает в себя спонсорскую помощь частных предпринимателей района, родителей учащихся. На денежные средства родителей приобретаются грамоты и призы за участие в различных конкурсах и мероприятиях, Главным исполнителем Программы является МКОУ «Седельниковская СОШ №1».

Перепелица Алла Григорьевна,

директор МБОУДОД ЦВР «Истоки», г. Новый Уренгой, ЯНАО istoki-nur@mail.ru

Определение и развитие одаренности у воспитанников через реализацию образовательной программы «Одаренный ребенок» в учреждении дополнительного образования детей Аннотация. В статье раскрывается опыт учреждения дополнительного образования детей ЦВР «Истоки» г. Новый Уренгой по работе с одаренными детьми. Рассматриваются основные направления и формы работы с одаренными детьми. Описываются возможности использования различных технологий в работе с одаренными детьми по следующим направлениям: выявление (диагностика) одаренных детей, психологические и образовательное сопровождение обучения и развития одаренных детей, повышение квалификации педагогов, консультационная поддержка родителей - все эти составляющие обозначены в программе «Одарённый ребёнок». Ключевые слова: одарённость, творческий потенциал, индивидуальность, творческая самореализация, уникальная среда.

«В каждом ребёнке - солнце, только дайте ему светить...»

Шалва Амонашвили

Проблема исследования одаренности во все времена интересовала философов, психологов, педагогов и не утратила значимости в современном обществе. За последние десятилетия вопрос одаренности в нашей стране «вышел из тени» и вызывает огромный интерес не только зарубежных и отечественных специалистов, но и выходит на уровень государственных и правительственных целевых программ. Это связано с потребностью общества в неординарной, с большим творческим потенциалом личности.

Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависят от интеллектуального потенциала людей.

Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. В настоящий момент существуют способы выявления одаренных детей, на государственном уровне вырабатываются программы помощи в развитии их способностей. Но, все же существует проблема диагностики и развития одаренных и талантливых детей на всех возрастных этапах их обучения; сложность в понимании детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию [1].

Таким образом, одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, а также педагогов, психологов и родителей.

Каждый одаренный ребенок - индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером и просто успешным человеком? Ответ на этот сложный вопрос простым быть не может. Ученые обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования [2, 3].

Основными теоретическими предпосылками для изучения природы одаренности, особенностей ее развития являются положения о том, что одаренность проявляется и развивается в творческом обучении. Этой проблемой тесно занимались известные специалисты (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев, Н. С. Лейтес) [4, 5, 6].

В настоящее время можно выделить ряд направлений в изучении одаренности:

- многофакторные модели одаренности;

- возрастные особенности развития одаренности (Н. С. Лейтес);

- познавательная активность (В. С. Юркевич).

Результаты этих исследований уже внедряются в работу Центра внешкольной работы «Истоки».

Одним из основных направлений Центра является исследование творческой одаренности детей на основе концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина, Д.Б. Богоявленской, в которой творчество понимается как универсальный механизм психолого-педагогического развития, определяющий темпы и направление развития целостной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.