Научная статья на тему 'Проекты как основа построения культурно-образовательной среды гимназии № 1637'

Проекты как основа построения культурно-образовательной среды гимназии № 1637 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИМНАЗИЯ / ПРОЕКТЫ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ПОБЕДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пшенина Ирина Вадимовна, Большакова Мария Михайловна, Булгакова Елена Вячеславовна, Пронина Марина Юрьевна, Рыбаулина Ольга Васильевна

Авторы делятся опытом реализации внутришкольных проектов: «Одаренные дети», «Школа юного исследователя», «Музейная педагогика», «Школьное научное общество «Ноосфера», «Дизайн-бюро «Артель» на базе гимназии № 1637. Проекты выступают как средства построения культурно-образовательной среды гимназии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проекты как основа построения культурно-образовательной среды гимназии № 1637»

Портфолио школы

Пшенина Ирина Вадимовна

директор ГБОУ гимназия №1637 заслуженный учитель РФ [email protected], Большакова Мария Михайловна аспирант кафедры экологии и зоологии позвоночных животных МПГУ учитель биологии, [email protected], Булгакова Елена Вячеславовна учитель географии [email protected], Пронина Марина Юрьевна учитель физики Рыбаулина Ольга Васильевна учитель дизайна [email protected] ГБОУ гимназия № 1637 г. Москва

J ^

ПРОЕКТЫ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ КУЛЬТУРНООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ГИМНАЗИИ № 1637

Л____________________________________________г

Аннотация. Авторы делятся опытом реализации внутришкольных проектов: «Одаренные дети», «Школа юного исследователя», «Музейная педагогика», «Школьное научное общество «Ноосфера», «Дизайн-бюро «Артель» на базе гимназии № 1637. Проекты выступают как средства построения культурно-образовательной среды гимназии.

Ключевые слова: гимназия, проекты, культурно-образовательная среда, одаренные дети, победители.

Современные вызовы системе образования напрямую связаны с долговременными системными инновациями, одна из которых -возрастание роли человеческого капитала как основного фактора развития человека и общества. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г № 163-р) обозначила стратегическую цель государственной политики в области образования и задачи по ее достижению. В качестве приоритетных направлений повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, указываются создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. При построении системы непрерывного образования, как считает ряд ученых [5,6,9,11], следует опираться на школьное образование, которое должно стать не образованием на всю жизнь, а образованием через всю жизнь. Другими словами, школьное образование должно передать

учащимся инструменты познания и развить у учеников требуемые компетенции. Наиболее эффективной технологией для этого является проектная [1,2,3,4,7,8], которую мы широко используем в школьной жизни для построения культурно-образовательной среды гимназии в урочной и внеурочной деятельности.

Одаренные дети

От нас зависит многое

Они приходят в школу, чтобы дарить нам радость общения. Одни -с огромными портфелями, в которых на всякий случай, «авось пригодится», носят много книг; другие - с пакетом под мышкой и напряженно-мечтательным взглядом (может быть, новые рифмы не дают покоя?); третьи - как всегда, в окружении друзей горячо обсуждают очередную идею праздника или классного события. Они такие разные, эти одаренные дети, но всех их объединяет неуемная энергия, пытливость, неуспокоенность. Эти «необыкновенные» дети всегда должны чувствовать интерес к себе, к своим способностям, всегда видеть перспективу.

50

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

Портфолио школы

Здесь от педагога зависит многое, если не все. Главное -влюбить ребенка в свой предмет. Эту влюбленность можно поддержать по-разному: рассмотрением задач, решение которых предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся; историческими экскурсиями к истокам изучаемых вопросов; занимательными экспериментами на уроке; олимпиадами и конкурсами. Интерес формируется, конечно же, и через внеклассные занятия: факультативы и кружки.

Одна из форм поддержки одаренных детей в нашей гимназии - это их участие в творческих конкурсах «Хрустальная капелька», «Ломоносовские чтения», «Проба пера» и других. Так, например, по итогам творческого районного конкурса «Проба пера» в номинации «Если бы я был главой управы» 1-е место занял ученик 11-го класса Инсар Юмаев, ему и была предложена «должность» дублера главы управы Перово.

С гордостью мы называем имена победителей городского тура Московского конкурса детского рисунка имени Нади Рушевой, это: Анастасия Гор-дейчук, Полина Сухарева, Анна Макаренко, Анастасия Спирина и многие другие. Называем с гордостью, потому что именно учителя нашего центра стояли у истоков этого конкурса в 2003 году. Детям ведь очень важно видеть впереди факел и понимать, что он освещает их путь. «Огонь зажигается только от огня»,- заметил народный художник России Борис Неменский.

В работе с одаренными детьми мы используем творческие и исследовательские проекты. Например, участники проекта «Палитра» осваивают азы журналистики, пробуют себя в разных жанрах, оттачивают свое мастерство на страницах школьных и районных газет, участвуют и побеждают в творческих районных конкурсах. Все мы с интересом ждем очередные номера с публикациями Полины Клебановой, Павла Булгакова, Екатерины Поник. А наша выпускница Олеся Афанасенко поступила на жур-фак МГУ.

С одаренными детьми должен работать одаренный педагог. Есть замечательная притча о том, как мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу.

Учителя нашей гимназии - люди творческие, «крылатые», задача каждого из нас -поделиться своим даром с учеником, помочь разгореться чудесному таланту на безграничном небосводе человеческой жизни.

В этой статье мы дадим информацию об основных проектах нашей школы, дарящих нашим детям радость полета в неизведанное и прекрасное.

Школа юного исследователя

Ведать природу - значит уметь ее наблюдать, понимать, у нее учиться, а ученье это дает пищу не только для ума, но и для души.

Д. Н. Кайгородов

Вот уже пятый год под руководством учителя биологии Большаковой Марии Михайловны в нашем учебном заведении работает «Школа юного исследователя. Вход на занятия открыт для всех, независимо от возраста и знаний. Но всех ребят объединяет одно -любовь к природе и увлечение биологией. Занятия проходят очень разнообразно: ребята обсуждают актуальные проблемы экологии и зоологии, выступают с докладами, работают с микроскопами и бино-кулярами, выполняют мини-исследования с помощью лаборатории «Архимед». Периодически проводятся выездные занятия-экскурсии, в ходе которых ребята получают возможность узнать много нового, познакомиться с настоящими учеными, исследователями. В прошлом учебном году участники «Школы» побывали в Зоологическом музее МГУ, в Экологических центрах «Воробьевы Горы» и «Царская Пасека», неоднократно посещали музей культуры кочевых народов.

Одним из главных направлений работы объединения является спортивная орнитология (бер-динг). Ежегодно в Москве и Подмосковье проводятся соревнования по бердингу. Участникам необходимо не только увидеть и безошибочно определить птицу, но и сфотографировать ее, сдать экзамен жюри, проявить свои орнитологические знания. Наша школьная команда «Стрижи» является трехкратным победителем орнитологического турнира, ежегодно проводящегося на Звенигородской биостанции МГУ, а также победителем Кубка Столицы по спортивной орнитологии.

На каникулах, как правило, в рамках работы объединения организуются полевые экологические школы. За 4 года мы побывали в заказнике «Журавлиная Родина», в Центрально-Лесном государственном природном биосферном заповеднике, в Деснянско-Ста-рогутском национальном природном парке, посетили этно-археологический комплекс «Затерянный мир» на берегу Дона. Во время поездок ребята собирают полевой материал, проводят различные исследования, работают над проектами..

Большие экспедиции традиционно проходят один-два раза в год, но этим полевая работа «Школы» не ограничивается. В течение учебного года мы организуем выезды в различные районы Москвы и Подмосковья. Каждую осень проходят занятия по гидробиологии на прудах Измайловского лесопарка, ребята учатся брать пробы, определять беспозвоночных, знакомятся с методами биоиндикации. Во время международных дней наблюдения за птицами (весной и осенью) организуются выезды на Бисеровские пруды, где

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

51

Портфолио школы

проводятся учеты мигрирующих птиц. Зимой ребята посещают точку кольцевания птиц в Битцевском лесопарке, где сами принимают участие в этой работе и ведут маршрутные учеты. Все полевые материалы, которые ребята собирают во время экскурсий и экспедиций, обрабатываются и передаются научным сотрудникам.

Все работы, проекты, выполненные учениками, обязательно бывают представлены на различных конкурсах и конференциях. Хорошие отзывы получили работы учеников на V Городском экологическом форуме учащихся, на научно-практических конференциях «Дети-творцы XXI века» и «Открытие», на международном конкурсе школьных проектов «Человек. Природа. Страна». В 2014 году исследовательская работа «Особенности миграции птиц в пойме реки Десны в осенний период» стала лауреатом Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И Вернадского в номинации «Лучшее полевое исследование». «Школа юного исследователя» не обходит стороной и творческие конкурсы, такие как городской конкурс кормушек для зимующих птиц, городской конкурс натуралистического рисунка «Зеркало природы», городской конкурс фестиваль дизайна и рекламы «Реклама - это мы!».

Музейная педагогика

Звучание с городом

«Никогда не разговаривайте с неизвестными!»

М. А. Булгаков А с Незнакомками?

Вам никогда не хотелось остаться ночью в музее? Что происходит там, когда закрываются двери за последним посетителем. Окна гаснут, опуская веки. На пол укладывается луч фонарного света, протискиваясь в узкую щелочку несомкнутых ресниц штор. Старые половицы скрипят, расправляя затекшие спины, по которым целый день прохаживались посетители. Теперь по дощатым полам скользят безмолвные тени. Целый день прятались на солнечной стороне, и вот, наконец, наступило их звездное время. До восхода Солнца, тени - хранители вечных ценностей. Если внимательно приглядеться к безмолвному танцу призрачных фигур, можно заметить, что порхают прозрачные Музы. В звенящей тишине старых комнат слышаться слова древней песни:

«Музы, молю - из толпы многогрешного рода людского

Вечно влеките к священному свету скиталицу -душу!»

Кажется, что сама Терпсихора обучала муз танцу. Их тонкие ноги отбивают ритм большого сердца. Сердца нашего удивительного города! Как бы нам услышать его! Ночь пролетает быстро. Солнечный свет заливает музейные комнаты. Тени сжимаются и прячутся за шторами. Теперь с ними не договоришься!

Как же нам быть? Если задуматься, то мы почти незнакомы с Москвой. Мудрая, красивая, гордая. Зачем ей разбрасывать драгоценности по ветру! Она открывает свои тайны только тем, кто стучится.

Давайте, присядем на край лавочки, где-нибудь в старинной усадьбе, на бульваре, а может в старом Московском дворе. Неважно, будет ли это осень, зима, весна или лето. На противоположной стороне скамейки вы заметите прекрасную Незнакомку. Попробуйте, заговорите с ней. Но знайте, она владеет только одним языком. На нем говорят сердца. Не надо слов! Прислушайтесь к гулкой тишине узких переулков, ведущих в глубины бесконечных тайн. Прищурьтесь от Солнечных лучей, которые сплетают с тонкими ветвями московских тополей радужные сказки старого города. Прикоснитесь взглядами к кирпичным бокам домов. Они дышат влажными крышами и пьют небо большими окнами, чтобы в нас рождались облака. Это наш город. Удивитесь ему. И тогда вы попадете в ритм биения Московского сердца, как прекрасные музы в ночном музее. Зачем? Нам кажется, что когда устанавливается тонкая связь с родным городом, приобретает смысл всякая деятельность, направленная на сохранение прошлого, созидание будущего. Получается, что обретаешь настоящее. А это ценно.

Так мы думали, когда решились принять участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», организованной Департаментом образования совместно с Департаментом культуры города Москвы, координатором олимпиады являлся центр педагогического мастерства города Москвы при участии Городского методического центра Департамента образования города Москвы.

Каждый раз в субботу, в день, который является священным для каждого школьника, просыпаясь рано, еле передвигая ноги, собирались в центре станции метро «Перово». Улыбаясь, подшучивая друг над другом, обсуждая милые сердцу проблемы, отправлялись на встречу с прекрасной Незнакомкой. И она открывала нам свои секреты.

ВНАЧАЛЕ БЫЛ... МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ

В рамках олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» посетили музей «Булгаковский дом», который находится на улице Большая Садовая. Очень понравилась экскурсия, внимательно все выслушали, еще раз окунулись в удивительный мир великого русского писателя, узнали много нового. Ответили на два варианта заданий, которые нам выдали в музее. Получили благодарность от экскурсовода за достойное поведение и неподдельный интерес. После посещения музея всем захотелось перечитать произведения Михаила Афанасьевича Булгакова.

После слов Татьяны Мялкиной, что рядом находится самое таинственное место в Москве, забыв про усталость, не удержались, зашли в квартиру № 50, в которой жил М. А. Булгаков. Именно в этой квартире происходили мистические события, описанные

52

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

Портфолио школы

в произведении «Мастер и Маргарита». Удивляло все. Предметы интерьера, двери, вид из окон. Особенно, потолки. Казалось, что поднимая глаза вверх, устремляешься в бесконечность, а потом резко падаешь вниз. У некоторых, даже кружилась голова. Может от приглушенного света, может от каменнодревесного запаха, может от старых зеркал, в которых застыло время. Отражаясь в них, мы боялись потревожить Духов, охраняющих тишину и покой застывшего времени. Мы увидели другую Москву. Город продолжал открываться для нас с неизвестных сторон.

ОТКЛИК В НАШИХ СЕРДЦАХ. ЗВУЧАНИЕ

С ГОРОДОМ...

«Законы, о которых молчат старые тени, скребли на углах краску с ветхих зданий. Ей хотелось жареных сухарей и холодного молока. Через дорогу бежали целые вереницы черных котов, но в глазах Ее отражались фонари вчерашних ночей, поэтому нечисть тихо рычала, уматывалась в клубки и застывала в сугробах, чтобы поджидать жертву с потухшими глазами. На конце жала домашнего скорпиона застыла капля желтеющей ночной сказки. Значит, сегодня он увидит ее. Без нее невозможно жить, но она так редко приходит в его дом. Нужно открыть шторы и впустить небо. И что же? Луна отразилась в зеркале, лопнула, как мыльный пузырь и разлилась молоком по стенам. Тени деревьев опустили свои ветви напиться ночных страхов из лунного озера. Ладони обожгла знакомая боль. Он посмотрел на руки. Линии жизни и смерти горели ярким светом. Ее сердце рядом, замерев от счастья подаренного немым подъездом, отсчитывает ступеньки до его двери гулкими ударами. . Тихие шаги по каменным ступеням истоптали чуткие нервы, пока Она пробиралась сквозь дебри последних секунд. Свет растекался по длинным звездчатым отросткам, передающим импульсы жизни»

В.ВЫСОЦКИЙ

Название улицы, куда мы отправились в субботу, не предвещало ничего хорошего. Какой-то тупик. Но тупик не простой, а Нижний Таганский! Таганка -особое место. Легендарный театр - красное сердце, которое бьется, наполняя окружающее пространство светом. Старые кирпичные дома, затерявшиеся между современными громадинами, бросают к ногам лесенки, по которым можно подняться и рассмотреть облик удивительного города. К такому кирпичному добряку мы направились. В доме № 3 расположился центр-музей В. С. Высоцкого. Честно говоря, среди нас знатоков творчества великого артиста не так много, поэтому на вопросы, которые нам прислали, отвечали вместе с мамами, папами, бабушками и дедушками. Творчество В. С. Высоцкого, оказалось им ближе, чем многим из нас. И ради того, чтобы разобраться со всеми противоречиями, которые возникали при упоминании о Высоцком,

отправились в музей. Все понравилось, не хватило экскурсии, хотелось послушать и узнать больше. Такие люди, как Высоцкий, рождаются с особым строением Души. Они готовы бежать по лезвию бритвы без ботинок, босыми ногами. От боли восприятия падают то по одну сторону, то по другую сторону бытия.

«... Без ботинок по бритве вышагивал,

И от боли падал по обе стороны:

То, за белых священных с крыльями,

То, за черных рогатых с копытами.»

Высоцкий - Гамлет, и Высоцкий - оперативный работник Московского уголовного розыска, начальник Отдела борьбы с бандитизмом. Песни, которые пели в ресторанах, и песни, за которые ветераны Великой войны, альпинисты, военные признавали Высоцкого своим. Мы как-будто попадали в воздушные ямы. То падали вниз, то поднимались вверх, замирая от амплитуды. Провалились в очередную яму, увидев комнату Высоцкого. Поразил аскетизм. Неструганные доски-стеллажи, простенькие шкафчики, книги в бумажных переплетах, небольшая кушетка. Ушли с мыслью, о великом ПОЭТЕ и актере.

ОТКЛИК В НАШИХ СЕРДЦАХ.

ЗВУЧАНИЕ С ГОРОДОМ.

«... Там, где красные кирпичи, как памятник,

Навсегда его имя выбито.

В небесах хрустали глаз рассыпаны,

С тонких струн мысли листьями капают.

Черный ворон с лентой серебряной Топчет снег под душой, стих печатая,

Задевая когтями, живое рвет,

Разрушая гнезда спокойствия.»

Не поняли, о чем сняли фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». Ведь сам Высоцкий написал: «Я не люблю, когда мне лезут в Душу,.»

МИЛОЕ ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ

Мы приехали на Малую Ордынку, чтобы посетить Дом-музей А. Н. Островского. У нас сложилось неправильное представление о том, как должен выглядеть дом-музей, поэтому искали что-то похожее на маленький дворец. Прошли всю Малую Ордынку, насладились прекрасными видами Москвы. Небо было хмурое, снег пушистыми хлопьями засыпал мокрые улицы. Иногда, казалось, что серые тяжелые облака озаряются солнечным светом. Это купола храмов отражались в них золотыми образами.

Вот так прогуливаясь, мы забрели в небольшой дворик и увидели серый бревенчатый дом. Потом мы узнали, что это дом дьякона церкви Покрова в Голиках. Здесь в 1823 г. родился Александр Островский. Перед зданием установлен бюст писателя работы Г. И. Мотовилова. Бюст был установлен в 1953 году на месте стоявшей здесь ранее Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, где крестили будущего драматурга. Нас приветливо встретили, выдали задание, объяснили, где искать ответы.

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

53

Портфолио школы

ОТКЛИК В НАШИХ СЕРДЦАХ.

ЗВУЧАНИЕ С ГОРОДОМ...

Вопросы нам понравились, особенно, десятый. В честь кого назвал Александр Островский Любовь Ивановну Отрадину, девицу благородного происхождения из пьесы «Без вины виноватые»? Мы узнали, что маму писателя звали Любовь Ивановна, она была родом из низшего духовенства. Когда писателю исполнилось девять лет, она умерла. Поэтому всю жизнь для Александра Островского мама оставалась отрадой для души. Мы покидали музей с большим желанием вернуться на следующий год в этот уютный добрый дом.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ВОДА

«Дай мне напиться железнодорожной воды!»-напевали мы известную песню Бориса Гребенщикова, отправляясь в музей Московской железной дороги. Мы вышли на площадь возле Павелецкого вокзала. Вечерело. Солнце закатывалось за лес из каменных домов, освещая последними лучами все еще заполненные машинами и людьми улицы. После духоты метро, мы вдохнули уличный воздух, в котором растворялись запахи древесного дегтя и холодной стали. Правда, показалось, что глотнули волшебной воды, которая придала сил и наполнила желанием отправиться в бесконечное путешествие. Резкие звуки отъезжающих поездов застывали в пространстве и острыми льдинками осыпались на лицо, освежая восприятие вечернего города.

В музее нам понравилось. Экскурсовод все доходчиво объяснил. Было видно, что для него экспонаты музея не просто предметы. В каждом он находил отрывок истории, соединял воедино, и у нас складывалась четкая картина исторического прошлого. Конечно, первое, что мы заметили, был красавец-паровоз У-127, построенный на Путиловском заводе в 1910 году для Ташкентской железной дороги. Посыпались шутки, что вот и за нами приехал поезд, который увезет нас в школу чародейства и волшебства «Хогвартс». После того как узнали, что 23 января 1924 года паровоз провел траурный поезд с телом В. И. Ленина от платформы Герасимовская до Павелецкого вокзала, шутки показались нелепыми.

ОТКЛИК В НАШИХ СЕРДЦАХ.

ЗВУЧАНИЕ С ГОРОДОМ

Только в семь часов мы были готовы покинуть музей Московской железной дороги. Нет, дело не в вопросах, на них ответили быстро. Уже который раз мы погружались в удивительную атмосферу особого отношения к истории не только нашего города, но и всей страны. И, честно говоря, покидать такие места оказалось не так легко. Спасибо, Хранителям истории!

Школьное научное общество «Ноосфера» гимназии № 1637

Школьное научное общество (ШНО) «Ноосфера» было создано в 2007 году на базе гимназии ГБОУ № 1637. Это произошло в результате взаимодействия

с такими ведущими ВУЗами города Москвы, как МАТИ им. К. Э. Циолковского, МИСиС, РХТУ им. Д. И. Менделеева, МИРЭА, МИР и др.

В рамках детско-взрослого научно-исследовательского сообщества ШНО «Ноосфера» в школе осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность. Учащиеся нашей школы выполняют индивидуальные и групповые (коллективные), социальные и творческие проекты, а так же участвуют в их реализации в районных и городских конкурсах. Групповая форма работы в проектах - это социально значимая гражданская направленность, так как их практическая ценность имеет немаловажное значение для воспитания детей. Главным в школе является обеспечение учащихся возможностью самоопределения, выбора содержания своей образовательной траектории, доступ к современным проблемным областям знаний, а в области естественнонаучного содержания - открытие научной картины мира XXI века. Школа должна формировать человека как целостную личность новой гуманистической эпохи, личность адекватную мотивам творческого самовыражения. Этому способствует школьное научное общество «Ноосфера». Наше общество имеет свою эмблему и девиз: «Путь в науку начинается со школьной скамьи». «Ноосфера» имеет следующую организационную структуру: научным консультантом школьного научного общества «Ноосфера» является Никулин Василий Гаврилович, ректор МИР, профессор, кандидат философских наук. Научным обществом учащихся заведует школьная кафедра естествознания (химия, биология и экология, физика, география и экономика) под руководством директора гимназии ГБОУ № 1637 Пшениной И.В., заслуженного учителя России. Само общество представляют учащиеся 5-11классов, интересующиеся проектной и исследовательской работой. Общество собирается один раз в месяц. Председателем ШНО является Агупов Егор, ученик 9А класса. Возглавляют работу научного общества учитель физики Пронина Марина Юрьевна вместе со старшеклассниками.

Ежемесячные заседания Совета ШНО «Ноосфера» обеспечивают профессиональную консультативную помощь учащимся в процессе работы над проектами, представленными на школьных научно-практических конференциях. В конце учебного года проходит итоговая научно-практическая конференция о проделанной работе. Школьное научное общество имеет свою программу, а также правила и обязанности для членов «Ноосферы».

Организацию работы учащихся осуществляют научные руководители - учителя, педагоги дополнительного образования, преподаватели ВУЗов. Направление и содержание научно-исследовательской работы определяется учащимся совместно с научным руководителем. При выборе темы учитываются приоритетные направления стратегии развития школы и индивидуальные интересы уча-

54

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

Портфолио школы

щихся и педагогов. Тема утверждается научным руководителем по согласованию с методическим объединением учителей. Научный руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики оформления и представления результатов исследования. Формой отчетности научно-исследовательской работы учащихся может быть: реферативное сообщение, доклад, статья, стендовый отчет, компьютерная программа, видеоматериал и другое. Лучшие работы учащихся (по решению научного общества школы) могут быть поощрены дипломами, ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференциях городского, территориального и регионального уровня, могут быть так же направлены на конкурсы, олимпиады и т.д.

ДИЗАЙН-БЮРО «АРТЕЛЬ»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создай свою реальность,

Расцветку и тональность!

И пусть сперва казалось, Что мир неизменим, Возьми мечты и знания, Стремленья и желание, Терпенье и старание -И станет мир твоим!

О дизайне мы слышим каждый день. Для кого-то, возможно, это только слова - «проект, чертеж», «художественное конструирование». Для кого-то - реальная возможность создать свой, неповторимый мир.

Каждый из нас - в своем роде дизайнер. Мы придумываем собственный образ, формируем окружающую предметную среду. Но как сделать это по законам гармонии, эстетики, здравого смысла?

Роль дизайна в настоящее время в жизни общества такова, что можно говорить о необходимости преподавания этой дисциплины не только в высших и средних специальных учебных заведениях художественной, архитектурной или технической направленности, но и в общеобразовательных школах.

Поэтому в ГОУ Центре образования, а теперь уже Гимназии № 1637, с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла одним из направлений профильного обучения (в 9-11 классах) является дизайнерское направление. Дизайн в настоящее время преподается как составляющая часть в традиционных дисциплинах (изобразительное искусство, черчение, технология в 5-8 классах) и как самостоятельный учебный предмет (в 9-11 классах) .

Основная цель обучения - способствовать формированию гармоничной, разносторонне развитой личности, способной к активному позитивному преобразованию окружающего предметного мира с помощью деятельности, объединяющей эстетическое и техническое начала.

Формы организации учебной деятельности (по дизайну)

Ролевая игра «дизайн-бюро».

Учащиеся выбирают для себя роли - профессии, связанные с дизайном, и выполняют «заказ» -предложенное творческое задание, причем каждый в группе определяет круг своих обязанностей (в рамках дизайн-бюро), но координирует свои действия с другими «сотрудниками». Дизайн-бюро включает мастерские:

• Проектная мастерская. Занимается разработкой проектов от идеи до чертежей (например, благоустройства пришкольной территории, интерьеров школы и др.)

• Макетная мастерская. Изготовление макетов к проектам (макеты детских площадок на территории района «Перово» и др) .

• Мастерская графического дизайна. Проекты по разработке фирменного стиля молодежных объединений, символики Городского фестиваля дизайна и рекламы «Реклама - это мы!», разработка и изготовление сувенирной продукции для гостей Фестиваля.

• Оформительская мастерская. Воплощает проекты по оформлению интерьеров школы. Можно отметить проекты «Человек. Театр» (к тематическому Фестивалю дизайна и рекламы), «Новый год в разных странах мира», традиционные ежегодные проекты, посвященные выпускникам школы.

• Анимационная мастерская. Занимается созданием тематических анимационных роликов.

Можно отметить социальную направленность большинства проектов, посвященных благоустройству пришкольной территории, формированию школьной среды - оформление к праздникам и значимым событиям, участие в создании школьной газеты «Палитра».

Летняя творческая практика.

Проходит в ГБОУ ЦО № 1637 ежегодно, в июне, для выпускников 9го класса (желающих продолжить обучение в 10 классе), а также выпускников 10го класса (перед зачислением в 11 класс) по направлениям «изобразительное искусство», «дизайн», «реклама».

Эта форма работы является связующим звеном в системе практической подготовки будущих специалистов. Итогом работы учащихся является решение конкретных практических и творческих задач, получение «продукта» (проекта). Презентация и обсуждение данного продукта происходит в качестве отчета о творческой практике.

Целью проведения Творческой практики является адаптация к ведущей профессиональной деятельности через углубление и закрепление знаний и умений, полученных учащимися в процессе обучения, расширение кругозора, развитие креативного мышления и формирование творческой активности.

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

55

Портфолио школы

Данная форма работы предполагает:

• освоение учителями методики работы с учащимися по индивидуальным учебным планам с учетом интересов и возможностей учащихся,

• формирование умений учащихся находить проблемы, ставить задачи и находить пути их творческого решения (в области изобразительного искусства, дизайна и рекламы),

• реализацию разнопрофильных интересов в учебном процессе, использование межпредметных связей, различных видов и форм учебной и творческой деятельности (экскурсионная деятельность, работа на пле-нере) .

• работу с различными материалами и инструментами (фотографирование, зарисовки, компьютерная обработка изображений, создание электронных презентаций и выставочных экспозиций и др.),

• развитие коммуникативной компетентности учащихся, умений работать в команде, аргументированно дискутировать, задавать вопросы, высказывать предложения и т.д.

• создание максимально доброжелательной образовательной среды, способной пробудить у учащихся активный исследовательский и творческий поиск, самостоятельность, возможность высказать свое мнение,

• использование возможностей современных ИКТ, включение их в процесс образования и самообразования.

Практическая деятельность на занятиях дизайна -это проектная деятельность. Подобная организация учебных занятий предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также универсальными учебными умениями, развитие мыслительных и творческих способностей.

Организация учебной деятельности по дизайну предполагает связи с другими предметами: с физикой, математикой, историей, биологией, литературой, технологией, черчением, мировой художественной культурой, что позволяет учащимся «взглянуть на мир с другой точки зрения», а также получить более целостные представления о нем.

Кроме того, интегрирование с предметами художественно-эстетического цикла позволяет, по мнению учителей-предметников, лучше усваивать детям учебный материал по другим учебным предметам, потому, что придает им эмоциональную окраску.

В настоящее время в образовательный процесс по дизайну активно внедряются информационнокоммуникативные технологии: это и оборудование (графические планшеты), программное обеспечение

(графические и видеоредакторы, ЗД-моделирование), информационная среда (Интернет) .

Но главные итоги обучения дизайну в том, что наши ученики хотят, чтобы мир вокруг стал более совершенным, готовы затрачивать усилия, чтобы выразить свои идеи в виде эскизов, чертежей, проектов. Готовы сотрудничать, хоть иногда их сложно переспорить, и аргумент «а мне так нравится» невозможно опровергнуть никакими законами построения изображений. Значит, будем учиться вместе, вместе творить и ошибаться, вместе постигать законы гармонии, эстетики и добра.

Литература

1. Бледнова Е. В. Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся начальной школы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 6. С. 28-31.

2. Богуш Е. А. Проектная деятельность в начальной школе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С. 41-44.

3. Бородин А. Л., Бородина Е. П. Организация системы формирования проектной и исследовательской культуры в гимназии в условиях реализации новых образовательных стандартов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № З.С. 31-33.

4. Бухтенкова И. С. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 3. С. 8-10.

5. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические основы построения новых моделей обучения. // Инновационные программы и проекты в образовании 2011. № 2. С. 3-7.

6. Воровщиков С. Г., Новожилова М. М. Конференция исследовательских и проектных работ учащихся образовательных учреждений России «ДУМАЙ ГЛОБАЛЬНО -ДЕЙСТВУЙ ЛОКАЛЬНО». // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 1. С.9-23.

7. Глухарева О. Г. Формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы на уроках информатики и икт посредством проектного обучения. // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 3.С.56-63.

8. Гончарова О. В. Кружковая работа по развитию речи дошкольников как вид проектной деятельности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 1.С. 78-80.

9. Зимняя И. А. Учебная деятельность как специфический вид деятельности. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С.3-14

10. Кадыкова О. М. Общешкольный проект - основа механизма управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся // Эксперимент и инновации в школе 2013. № 5. С.14-22.

11. Новиков А. М. К вопросу о технологии построения содержания образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 5.

56

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.