Это моя страна! Краснодарский край, Сибирь и Поволжье, Казахстан и Кавказ, И Прибалтика тоже... Я рождён
В Советском Союзе, Я живу в великой стране! Я рождён
В Советском Союзе, Я живу в великой стране Рюрики, Романовы, Ленин и Сталин -Это моя страна! Пушкин, Есенин, Высоцкий, Гагарин -Это моя страна! Балаковская ГЭС И новые храмы, Красная площадь, И стройка на БАМе... Я рождён
В Советском Союзе, Я живу в великой стране! Я рождён
В Советском Союзе, Я живу в великой стране! Олимпийское золото, Старты, победы -Это моя страна! Жуков, Суворов, Комбайны, торпеды -Это моя страна! Родители наши, Любимая школа, Счастливое детство -Время весёлое. Выносят Российский флаг
Ведущий 1: Праздник принятия присяги кадетским классом закончен. Желаем всем удачи, новых свершений и достижений! Библиографический список
1. Г. Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников, 5-11 классы, М., «Вако», 2005.
2. М. А. Тартышная Лучшие сценарии школьных праздников. Ростов-на-Дону
Налесная Сусанна Лауриевна,
кандидат педагогических наук, заместитель директора по УВР МАОУ «Гимназия № 2 имени
А. П. Чехова», г. Таганрог
Использование инновационных технологий в развитии творческой личности гимназиста Аннотация. Статья посвящена проблемам внедрения современных образовательных технологий в начальное образование. Представлены теоретические и практические аспекты разработки и реализации современных технологий в начальном звене гимназии в процессе развития творческой личности гимназистов.
Ключевые слова: технология, модель, творчество, развитие, личность, междисциплинарность, личностно-ориентированное образование.
Главным условием эффективного приобретения знаний и формирования компетенций являются образовательные технологии, адекватные образовательным целям и построенные с учетом характера направленности образования на формирование универсальных учебных действия. Приобретение их базируется на деятельности учащихся, когда ученик выступает как активный субъект преобразования условий жизни. В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов в начальной школе актуализируется внедрение в практику работы личностно-ориентированных технологий обучения.
В работах Е. В. Бондаревской личностно-ориенированное образование определяется как «наукоемкая педагогическая технология, реализующая фундаментальные философские, психологические, педагогические идеи о человеке и процессах его индивидуально-личностного развития, об образовании, как человекообразующем, самоорганизуемом, смыслопорождающем процессе» [1, 7].
С позиций личностно-ориентированного образования особое значение имеют интегративные образовательные технологии. В гимназии №2 имени А. П. Чехова система обучения и воспитания строится на интегративных технологиях, которые в большей степени способствуют продуктивному личностному и познавательному развитию учащихся. Нами разработана модель «Развитие творческой личности гимназистов». В основе разработанной модели лежат идеи продуктивного развития личности, психолого-акмеологическая концепция гармонизации взаимоотношений личности и среды и концепция личностно-
ориентированного образования. Обучение при таком подходе носит проблемно-направленный, творческий характер, предполагает приобретение знаний и их непосредственное практическое применение путем поиска и открытия нового и главной задачей ставит приобретение не только знаний, но и умения и желания ими пользоваться. Школьник имеет возможность развиваться своим темпом в зависимости от способностей и потребностей, становясь при этом субъектом образовательного процесса.
В качестве «ведущих» технологий выступают технологии МДО (междисциплинарного обучения) и критического мышления на основе реализации системы развивающего обучения Л. В. Занко-ва, а «обеспечивающих» - интенсивные, информационные и мультимедийные технологии, технологии сотворчества, и др., направленные на создание интегративной предметно-ориентированной среды. Ученик реализует собственное «я» в целом мире, не деля его на предметы. Каждая образовательная область связана с другими дисциплинами, вплетена в изучение одной философской темы: «Изменение», «Влияние», «Порядок». Благодаря этому обеспечивается формирование целостного мировоззрения младших школьников. Модель базируется на следующих принципах:
- принцип уникальности личности состоит в признании неповторимости индивидуальности каждого ученика;
- принцип ориентации на зону ближайшего развития ученика;
- принцип субъектности образовательного процесса;
- принцип эмоционально-ценностной ориентации;
- междисциплинарность содержания;
- высокий уровень самостоятельности в процессе обучения;
- высокая насыщенность обучения;
- совместный поиск истины.
Основанный на выделенных принципах педагогический процесс, в прогимназии рассматривает ученика как целостную личность, направлен на творческое развитие гимназиста, его адаптацию в современном динамическом обществе.
В системе личностно-ориентированного образования любая педагогическая технология является авторской, так как учителю, учитывающему индивидуальные особенности школьников, проектирующему учебные проблемные ситуации приходится разрабатывать стратегию и реализацию образовательного процесса с учетом особенностей своих учеников.
Реализация современных технологии в начальном образовании позволяет не только качественно повысить уровень подготовки учащихся начальной школы но и обеспечивает достижение мета-предметных результатов обучения, помогает развивать творческие способности младших школьников.
Действия гимназистов по овладению общеучебными умениями и навыками осуществляются в следующей последовательности:
- принятие задачи, требующей овладения соответствующим умением и навыком;
- осознание необходимости овладеть навыком, мотивация деятельности;
- усвоение содержания навыка, последовательности и характера действий, операций, которые необходимы для овладения им;
- выполнение практических действий, операций, управлений по отработке навыков;
- текущий самоконтроль за степенью овладения навыков;
- корректирующие действия по отработке навыка;
- применение умений и навыков в типичных ситуациях;
- применение умений и навыков в нестандартных ситуациях;
- углубление и дальнейшая автоматизация навыка путем использования его повседневной практической деятельности.
Во всех этих действиях отражается организующее влияние педагога. Но в дальнейшем учащийся сам ставит, самостоятельно решает возникающие проблемы.
Развитие гимназистов ведется по нескольким направлениям.
Интеллектуальное направление
1. Эффективное применение в учебной деятельности технологий развивающего обучения Л. В. Занкова, МДО, критического мышления и других.
2. Введение в учебный план за счет гимназического компонента курсов: английский язык (раннее изучение), Страницы истории России, ИЗО и художественный труд (интегрированный курс), ИКТ, шахматы, Доноведение
3. Участие в интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах (ЭМУ, «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Английский бульдог», «Золотое руно», «Познание и творчество», «Фонд достижения успеха», Интеллектуальный марафон, КИТ).
4. Организация и проведение интеллектуальных игр (Чеховские чтения, «Самый умный», шахматных турниров (Фестиваль шахмат)
5. Участие гимназистов в предметных неделях.
6. Проведение библиотечных уроков совместно с ЦГБ имени М. Горького.
7. Организация библиотечно-информационного обслуживания в гимназической библиотеке и читальном зале.
Творческое направление
1. Организация целевых показов спектаклей драматического театра имени А. П. Чехова
2. Организация деятельности дополнительного образования
3. Сотрудничество с родителями, вовлечение их в урочную и внеурочную деятельность
4. Организация и проведение коллективных творческих дел
5. Участие в конкурсах, фестивалях, концертах
6. Участие в деятельности гимназического творческого лагеря «Мыслитель»
7. Организация деятельности творческих студий и кружков
8. Проведение занятий театральной студии
Здоровьесберегающее направление
1. Организация деятельности спортивных секций
2. Участие в спартакиадах, соревнованиях, днях спорта
3. Участие в работе агитбригад по противопожарной безопасности, пропаганде безопасности дорожного движения и здорового образа жизни.
4. Реализация программы «Город полезных советов», микрорайон «Здоровое питание»
5. Проведение психологических тренингов с учащимися и родителями.
6. Обеспечение методической преемственности с дошкольным образованием (курсы «ДАР»)
7. Реализация программы «Танец в ритме спорта»
8. Диагностика здоровья гимназистов в психологическом и духовно-нравственном аспекте
9. Рациональная организация урока
10. Организация занятий оздоровительным туризмом
Проектно-исследовательское направление
1. Организация деятельности направления ДИП (детский исследовательский проект)
2. Участие в работе научно-практических конференций ГАН (Гимназической Академии наук)
3. Организация и проведение Дня развивающих игр
4. Участие в мероприятиях Чеховской декады
5. Организация проектно-исследовательской работы в школьном музее
Одним из важнейших направлений развития творческой личности гимназистов является внедрение проектно-исследовательских технологий. Эти технологии являются гуманно-личностными, так как строятся на актуализации и развертывании детских образовательных инициатив. Так же их можно отнести к технологиям сотрудничества и технологиям свободного образования. В процессе усвоения знаний организуются различные формы совместной деятельности, которые учитывают свободный выбор учениками форм и способов работы. Такая деятельность способствует достижению следующих результатов:
- учащиеся приобретают позитивный опыт проектирования и пробных поисков действий;
- у учеников начальной школы формируются общеучебные умения ( умение формулировать проблему, искать и анализировать информацию, творчески перерабатывать добытые знания, аргументировано отстаивать свою точку зрения, планировать свою деятельность, осуществлять ее в сотрудничестве с другими людьми);
- младшие школьники получают представления о работе ученых, ее назначении, практически знакомятся с понятием и методами исследования;
- происходит личностное развитие участников работы - развитие коммуникативных навыков, чувства ответственности за проделанную работу, оценка своих возможностей [2, 76].
Организация проектно-исследовательской деятельности в гимназии строится по этапам:
- подготовительный - (1класс) - погружение в проектно-исследовательскую деятельность через организацию разновозрастного сотрудничества первоклассников и пятиклассников;
- организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности (2 класс) -развитие первоначальных проектно-исследовательских умений через использование мини-проектов на уроках ОЗМ, МДО.
- расширение пространства проектно-исследовательской деятельности через овладение разными видами проектирования (3-4 класс): учебный, образовательный, социальный, игровой, творческий.
Так, учащимися успешно был выполнен проект «Что в имени твоем?» в рамках изучения темы «Имена собственные». Школьникам предлагалось выяснить происхождение собственного имени, имен членов своей семьи, своей фамилии, пронаблюдать влияние выбора имени человека на его характер и судьбу, составить семейный именной календарь в виде дерева имен.
Для реализации прогностического проекта учащиеся получили задания разработать проект идеального города будущего. Проект должен представлять собой выстроенную в виде конкретной разработки реальную картину будущего. Процесс конструирования перспективы несет в себе элементы критичного отношения к настоящей реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня.
Организовать плодотворную исследовательскую работу гимназистам помогает школьный музей. Экспозиция музея состоит из нескольких разделов: «История города», «История Таганрогской мужской гимназии», «Детские и гимназические годы А. П. Чехова», «Выдающиеся выпускники», «А. П. Чехов и Таганрог», «Героико-патриотические традиции школы им. А. П. Чехова», «Возрожден-
ная гимназия» и др. В фондах музея более полутора тысяч экспонатов. Целые проекты рождаются из традиционных поисковых заданий классам к юбилейным датам: к 310-летию города, 65-летию освобождения Таганрога от фашистских захватчиков. Учащиеся проводят исследования по истории города, о семье А. П. Чехова, судьбах выпускников.
Одной из форм работы с интеллектуально одаренными детьми, реализуемых на уровне гимназии №2 имени А. П. Чехова в рамках гимназической модели «Развитие творческой личности гимназистов», в целях развития их интеллектуальных и творческих способностей является создание научно-творческого объединения школьников - «Гимназическая Академия наук» (ГАН), объединяющего творческие лаборатории «учитель - ученик» по разным направлениям. В творческих лабораториях гимназисты вовлекаются в научно-исследовательскую деятельность в соответствии с их научными интересами, обучаются работе с научной литературой, знакомятся и сотрудничают с представителями науки, получают практическую помощь в проведении самостоятельной экспериментальной и исследовательской работы, рецензируют творческие, научные работы своих товарищей при подготовке их к участию в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях. Это способствует формированию культуры научного исследования. Итог совместной деятельности педагогов и учащихся - создание проектов, рефератов, научных статей, их защита на гимназических, региональных, российских, международных очных и заочных олимпиадах, конференциях.
Каждый год во Всероссийский день гимназий и лицеев проводится традиционный праздник творчества и интеллекта «День развивающих игр». Этот день явился важнейшим инструментом деятельности Гимназической Академии Наук и связан с решением проблем по созданию условий для развития гимназистов, реализации их творческих способностей. «День развивающих игр» дает возможность младшим школьникам проявить творческую индивидуальность, удовлетворить разнообразные познавательные интересы. Темы развивающих игр разнообразны: «Выдающиеся деятели науки и культуры Приазовья», «Имена замечательных людей на карте города», «К 300-летию г. С.-Петербурга», « К 75-летию Ростовской области», «К 100-летию памяти А.П. Чехова», «К 60-летию Великой Победы» и др. Большое внимание учителями прогимназии уделяется внедрению в своей деятельности интерактивных интенсивных технологий, которые построены на целенаправленной и для достижения целей специально организованной групповой и межгрупповой деятельности, «обратной связи» между всеми ее участниками для достижения взаимопонимания и коррекции учебного и развивающего процесса. В образовательном процессе данные технологии решают важные цели и задачи и способствуют:
- формированию коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий;
- развитию практического мыщления;
- формированию потребности в познании окружающего мира.
Самыми распространенными видами интенсивных технологий, применяемыми на уроках являются:
- «жужжащие группы», преимуществом которого является вовлечение практически всех обучающихся, а инструментом мотивации становятся соревнования между подгруппами
- интеллект-карты, помогающие справиться ученику с информационным потоком, управлять им и структурировать его.
- информационный лабиринт, цель использования которого - научить младших школьников выбирать верные методы, учась на своих ошибках
- ситуационный анализ, предусматривающий принятие рационального решения, действуя сначала индивидуально, а затем в рамках коллективного обсуждения возможных решений.
В рамках авторской целевой комплексной воспитательной программы «Гражданин Приазовья», предмета «Доноведение», «Страницы истории» используются технологии игрового проектирования, главные преимущества которых состоят в:
- соединении широкого охвата проблем, глубины и многоаспектности их осмысления;
- в проявлении позитивных индивидуальных особенностей личности;
- в стимулировании включения рефлексивных процессов обучающихся;
- соответствуют логике деятельности, включают момент социального взаимодействия.
Кроме того, цели игровых технологий в большей степени согласуются с практическими потребностями учащихся.
В учебном процессе учителями гимназии используются как игры по принятию решений в нереальной ситуации (игры-катастрофы, имитационные игры), так и игры, помогающие адаптироваться к реальной ситуации (деловые и ролевые игры).
На игровых занятиях одновременно происходит и расширение диапазона критического мышления, и развитие творческого потенциала обучаемых, и освоение практических умений и навыков работы с людьми, приобретение социального опыта. В процессе использования игровых интенсивных технологий снимаются противоречия между абстрактным характером учебного процесса и системным характером используемых знаний.
В процессе изучения природных зон на уроках ОЗМ используются имитационные игры «Воздушная катастрофа в пустыне», «Авиакатастрофа в тундре», «Утро на даче», цель которых состоит в развитии интерактивного потенциала играющих, умении принимать коллективные решения, показе
преимущества сотрудничества. Ученики должны расположить предложенные им предметы по порядку в зависимости от их значения в поддержании жизни человека в определенных условиях.
На занятиях по МДО в разделе «Влияние выбора на жизнь человека» находят применение ролевые и деловые игры «Профессиональный выбор», «Как правильно разрешать конфликты». На уроках изобразительного искусства, технологии, Доноведения учителя прогимназии проводят тренинги : «Групповой коллаж», «Букет для учителя», на уроках литературного чтения - «Ожившие герои произведений А. П. Чехова».
В рамках организации урочной и внеурочной деятельности рассматривая экологические проблемы современности, причины их возникновения, учителя предлагают школьниками найти несколько различных вариантов разрешения указанных проблем. Тем самым выполняются задачи развития альтернативного мышления ребят, что соответствует новому содержанию образовательного процесса. Экологический компонент как фактор интеграции образовательного процесса соответствует практически всем критериям нового содержания - проблемному характеру (экологические проблемы), вариативной организации образовательного процесса (экологическое общество, творческие лаборатории и т. п.), наличию в структуре образовательного процесса достаточно выраженного регионального компонента (местные проблемы экологии ) и т. д.
Технология формирования экологической компетентности младших школьников реализуется посредствам создания единой системы различных видов деятельности учеников 1-11 классов с экологическим содержанием:
- разнообразные лекции с элементами решения проблемных эколого-педагогических ситуаций;
- интегрированные занятия экологического содержания;
- лабораторные занятия по экологии;
- экскурсии в природные объекты;
- дискуссии по эколого-мировоззренческим проблемам;
- исследовательские и творческие задания с экологической проблематикой.
С первых исследований ребята всегда обращались к самым злободневным, самым острым проблемам нашего города. Изучали качество питьевой воды в Таганроге, с результатами исследования знакомили таганрожцев, обращались в газету, в экологические организации. Все последующие работы были также посвящены важным для города проблемам: состояние береговой линии, загрязнение Таганрогского залива водами Миуса и Дона, очистка залива от нефтяного загрязнения -вот темы некоторых исследований.
В гимназии созданы условия для организации здоровьесберегающей среды. Диагностирование здоровья школьников медико-педагогическими методами включает в себя выявление его состояния по трем основным направлениям - физическому, психическому и духовно-нравственному. Учащиеся начальных классов являются участниками агитбригады по противопожарной безопасности, пропаганде безопасности дорожного движения и здорового образа жизни. Разработаны методические рекомендации для КР к занятиям по темам: «Чтобы быть здоровым», «Если ты заболел», «Здоровая пища - залог внутренней чистоты организма», «Дыши правильно», «Формулы психического равновесия» и программа «Азбука здорового питание».
Одним из разделов программы «Азбука здорового питания» является проект микрорайон «Здоровое питание», основными задачами которого являются: организация объяснительно-разъяснительной работы с гимназистами, родителями; разработка и внедрение новых форм работ по пропаганде здорового питания; внедрение современных методов мониторинга состояния питания. В результате мозгового штурма «Фабрика идей» среди учащихся третьих классов были определены группы «Художники», «Журналисты», «Артисты». Каждая группа выполняла свои задания. «Художники» - изготовление коллажа из этикеток, оберток, упаковок правильного и неправильного питания, составление недельного меню «Рациональное питание гимназиста», конкурс плакатов «Вкусной и здоровой пище - ДА, химии - НЕТ». «Журналисты» - анкетирование семей учащихся, интервьюирование учеников и работников начальной школы по теме «Что такое здоровое питание?», беседы со специалистами в области здорового питания. «Артисты» - инсценировка стихотворения Н. Семенова «Спор овощей», конкурс частушек о правильном питании, ролевая игра «Полезные советы».
В условиях возрастания объема учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие школьников без физического воспитания невозможно, ведь ребята, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. В основу деятельности на уроках физической культуры и занятиях спортивных секций гимназии положена технология подбора оздоровительных мер физического воспитания детей младшего школьного возраста. Важным требованием реализации данной технологии является необходимость учета индивидуально- типологических и психофизических особенностей развития школьников, ведущего вида деятельности в данном возрасте, соблюдение принципов оптимального соотношения процессов развития и саморазвития, системности и постепенного усложнения материала. В связи с тем, что значительная часть основных и дополнительных образовательных программ ориентирована на сохранение и укрепление здоровья гимназистов, у ребят формируются практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Современная гимназия живет активной жизнью, знает современные проблемы общества, совершенствует учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие творческой личности, способной к самоактуализации, гуманной, высоконравственной. Библиографический список
1. Бондаревская Е. В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов - на Дону: ЮО РАО - 2007.
2. Пуйлова М. А. Актуальные проблемы общекультурной подготовки выпускников школ // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. - Таганрог: Изд. Центр Таганрог. Гос.пед.ин-та. - 2009. -№2.
Сердюкова Елена Владимировна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ №13, г. Белгород [email protected]
Использование критериального подхода при осуществлении аналитико-прогностической деятельности образовательного учреждения
в направлении реализации ФГОС начального общего образования Аннотация. В данной статье описана модель мониторинга, которая позволяет осуществлять количественный и качественный анализ процесса введения и реализации ФГОС на уровне образовательного учреждения, анализировать эффективность осуществляемых образовательным учреждением мер по реализации ФГОС, выявлять факторы, препятствующие своевременному и полному введению ФГОС, определять динамику количественных и качественных показателей, характеризующих процесс введения и реализации ФГОС и осуществлять разработку рекомендаций по обеспечению введения ФГОС.
Ключевые слова: критериальный подход, объекты анализа, показатели эффективности деятельности учреждения, объекты и критерии мониторинга, реализации ФГОС нового поколения.
Термин «анализ» (от гр. апаlуsis - разложение) традиционно предполагает мысленное или реальное разделение объекта на элементы, части, что позволяет упростить познание объекта. Анализ является неотъемлемой функцией управления, позволяющей выявить проблемы (разрывы между результатами жизнедеятельности системы, желаемыми и требуемыми в будущем, и результатами, имеющими место в настоящий момент), а также выявить и объяснить причины этих проблем (разрывов) с тем, чтобы, в конечном счете, обеспечить решение проблем и общее улучшение результатов системы. Основным методом анализа деятельности учреждения (равно как и любого другого анализа) является выявление и сопоставление свойств и характеристик объектов исследования по установленным критериям и показателям для определения состояния этих объектов, их особенностей и тенденций изменения.
Актуальность использования критериального подхода обусловлена активной разработкой в теории внутришкольного управления нового направления, основанного на принципах управления качеством, а также внедрением систем внешней оценки качества образования, построенных на критериальной основе:
- показатели мониторинга реализации президентской инициативы «Наша новая школа» (федеральный уровень);
- критериальные значения основных показателей деятельности, необходимых для установления вида и категории образовательного учреждения (региональный уровень);
- критерии рейтингования общеобразовательных учреждений (региональный уровень);
- показатели социально-экономического развития учреждения (муниципальный уровень);
- критерии и показатели, применяемые при аттестации на квалификационные категории педагогических работников (региональный уровень);
- критерии стимулирования руководящих и педагогических работников (муниципальный уровень и уровень учреждения) и т. д.
Целью критериального анализа является определение результативности деятельности образовательного учреждения по обеспечению условий, процесса и качества образования.
Функции критериального анализа.
Целевая - задаёт показатели как планируемый результат;
Диагностическая - определяет степень соответствия/несоответствия показателям;
Аналитическая - позволяет выявить причину несоответствия планируемым результатам посредством включения показателей условий и процесса реализации;
Прогностическая - на основе динамики показателей делает возможным выстраивание перспективы.
Этапы осуществления критериального анализа (циклически):
- выделение объектов и критериев анализа с учётом заданных тенденций развития образования и соответствующих задач, стоящих перед учреждением;
- определение показателей эффективности деятельности учреждения на основе прогноза результативности с учётом текущего состояния и запланированных мероприятий;
- сопоставление ожидаемых показателей с достигнутыми (по данным мониторинга, внутришкольного контроля, диагностических процедур, статистических сведений и т. д.);