Научная статья на тему 'Успешная личность'

Успешная личность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
800
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ / УСПЕШНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ / САЙТ КЛАССА / ВЕБИНАР / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агарёва Л. А.

Автор делится своим опытом работы по созданию и реализации воспитательной системы «Успешная личность» на примере использования проектов, в том числе информационно-коммуникационных. Рассматриваются этапы работы над проектами, в ходе которой учащиеся приобретают опыт работы с информацией, осваивают способы ее переработки и презентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Успешная личность»

#

Эксперимент и инновации в школе ------------------------------------------- № 1/2015

Внедрение ФГОС в образовательных организациях

Агарёва Л.А.

Успешная личность

Аннотация

Ключевые слова

Автор делится своим опытом работы по созданию и реализации воспитательной системы «Успешная личность» на примере использования проектов, в том числе информационно-коммуникационных. Рассматриваются этапы работы над проектами, в ходе которой учащиеся приобретают опыт работы с информацией, осваивают способы ее переработки и презентации.

метод проектов, работа с информацией, успешная личность, электронное портфолио, тайм-менеджмент, сайт класса, вебинар, электронный дневник.

В современном отечественном образовании используются различные педагогические приемы, средства и методы, которые помогают развивать у воспитанников самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию и сотрудничеству.

Свою задачу как классного руководителя я вижу в воспитании успешной, позитивной, думающей личности, которая умеет планировать собственную жизнь и не боится нести ответственность за свои действия.

Основным методом, помогающим мне реализовать поставленные задачи, является метод проектов, который применяется в различных сферах деятельности. Актуальность его в наше время очевидна.

Педагогический смысл проектов, реализуемых в системе, заключается в следующем.

Это, во-первых, воспитание эмоционально-ценностных отношений к событиям, явлениям социальной жизни, к истории и культурным традициям, формирование социально значимых мотивов, чувств и потребностей, таких, напри-

мер, как чувство патриотизма, потребность в труде, понимание значимости семьи в жизни человека, отношение к здоровью как к одной из главных жизненных ценностей и т. д.

Во-вторых, проекты — это опыт разнообразной деятельности, в том числе и опыт работы с информацией, в процессе которой формируются необходимые умения и навыки. Это и умения планировать, распределять работу во времени, и оформительские навыки, навыки сотрудничества, самопрезентации и многие другие.

#

#

Expirimenti_i innovacii.indd 11

24.03.2015 15:07:26

ф

Эксперимент и инновации в школе. № 1,2015

Ф

В-третьих, комплексность задач, решаемых во время выполнения проекта, позволяет включить каждого воспитанника в посильное для него дело с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Кроме того, проекты — это возможность для создания ситуаций успеха, как личного, так и коллективного. Успех придает уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию. Успех может быть и небольшим, внутреннего плана, например, первый выход на публику или первое самостоятельное создание презентации, а может быть и общепризнанным, когда в результате совместного труда побеждает коллектив.

Итогом работы над проектами является формирование целостной системы воспитательной работы с учащимися.

► обучать умению принимать решения в нестандартных ситуациях;

► оказывать помощь подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности;

► создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей;

► создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.

При разработке модели использовались теоретические положения, связанные с особенностями воспитательной работы [3, 5, 8, 10, 14, 15], с воспитанием духовно-нравственных ценностей [1, 2, 6, 7, 9, 13], с патриотическим воспитанием [4, 11].

Ф

Цели и задачи воспитательной системы

Цели воспитательной работы:

1) воспитание успешной личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности;

2) развитие личностного, профессионального, жизненного самоопределения.

Задачи:

► способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

► создавать необходимые условия для проявления познавательной активности и творческой индивидуальности каждого ученика;

► стимулировать инициативу и активность учащихся в жизни класса;

► формировать активную гражданскую позицию, повышать уровень коммуникативных и организаторских способностей посредством участия в проектировании и проведении социально значимых дел;

Модель воспитательной системы «Успешная личность»

В своей педагогической деятельности я стремлюсь к очеловечиванию воспитания — признанию ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, созданию условий для проявления его способностей, индивидуальности, для ощущения успешности.

Практический опыт показывает, что весьма успешной является следующая модель воспитательной системы, обеспечивающая вовлечение всех участников воспитательного процесса в совместную деятельность по созданию успешной личности.

Первое общение с пятиклассниками показало, что в классе собрались ребята активные, творческие, ищущие и не любящие стоять на месте, поэтому первой нашей совместной задачей было создать систему самоуправления. С чего же начать проект самоуправления в 5-м классе? Так, сначала на родительском собрании, а затем в классе выбрали и утвердили свой первый проект: «Организация

Ф

Expirimenti_i innovacii.indd 12

24.03.2015 15:07:27

Успешная личность

Музеи, театры

Урок

Экскурсии, зарубежные поездки

Прокты: индивидуальные, групповые, классно-семейные

Дополнительное образование

Центр реабилитации для несовершеннолетних, детский приют

Система самоуправления

Класссный час

Учителя-предметники

Школьные мероприятия, конкурсы

Система самоуправления Сотрудничество с родителями Программа «Приток»

Библиотеки: школьная, районная

классного самоуправления». Самоуправление в нашем классе складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы.

Цель проекта: расширение прав и обязанностей учащихся в управлении основными сферами деятельности, создание условий для развития самостоятельности у учащихся, креативности и ответственности за принимаемые решения, развитие организаторских и управленческих умений и навыков учащихся.

Как результат, уже сегодня мы имеем:

► активную жизненную позицию учащихся класса. Девиз «Рекорды всегда, рекорды везде, рекорды на небе и на земле!» (рекорд в акции «Бонусная пятерка» — 763, победители смотра строя и песни 2013, 2014 г., первое место в акции по сбору макулатуры и т. д.). Театры, музеи, поездки по стране и за рубеж — все используется для реализации задуманного. По результатам ежегодного конкурса «Лучший класс года» в 2013-2014 учебном году класс занял первое место в гимназии;

► готовность и желание учащихся работать в коллективе — коллективная творческая деятельность (КТД), традиции (см. прилож.), коллективные творческие дела. Ребята учатся бороться со своими недостатками и ценить чужие достоинства. Наш девиз: «Мы такие разные, но мы вместе и гордимся этим!»;

► усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности. Учащиеся 7Б сами организовывают мероприятия (флешмоб на Пасхальной благотворительной ярмарке), без чьей-то посторонней помощи справляются с разными делами;

► разработки творческих и социальных проектов. Самоуправление в нашем классе постоянно развивается и уже переросло в новое качество — ученики выступают инициаторами социально значимых проектов, помогают младшим.

Система общественных поручений позволяет мне расширить представление об учащемся, увидеть в нем личность в самых разнообразных, разносторонних социальных и возрастных проявлениях. Анализ поручений, выполняемых подростками, помогает в диагностике их развития, определении перспектив индивидуальной работы с учащимися.

Многие учителя-предметники отмечают взросление учеников, их стремление преодолевать трудности. Результаты проведенной в конце 6-го класса диагностики пока-

зали, что высокая степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью отмечается у 92 % семиклассников, у только 8 % обучающихся — средняя. Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (методика М.И. Рожкова) показала его высокий уровень.

Особое внимание в системе уделяется сохранению и укреплению здоровья детей. Воспитательный проект «Здоровье класса в наших руках» показал детям непривлекательность перспективы быть нездоровым человеком, помог осознать необходимость беречь и укреплять свое здоровье. В 5-м классе был реализован 1-й этап проекта «Первые шаги к вершине Здоровья». В ходе работы над проектом класс был поделен на 3 группы для изучения учебных вопросов: «Здоровые привычки», «Место спорта в жизни учащихся», «Что мы едим?» За время работы над проектом каждая группа подготовила отчет в форме буклета — практических рекомендаций. Итогом работы стала конференция «Зачем человеку здоровье?», на которой ребята рассказали о своих успехах в изучении данной проблемы.

В 6-м классе, работая над 2-м этапом проекта «Путешествие в царство Матушки-Природы», ребята совершили ряд экскурсий в царство Природы, создали гербарий лекарственных растений, выпустили специальный номер школьной газеты «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!».

В 7-м классе учащиеся решили обратить внимание на проблему нравственного здоровья и в данный момент работают над проектом «Они сражались за Родину», посвященным 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В воспитании нравственных качеств детей важную роль играет дружба с Домодедовским детским приютом. Эта тема отражена в проектной работе «В гости к друзьям». Ребята устраивают праздники, мастер-классы, проводят соревнования, выступают.

Юбилей гимназии в прошлом учебном году вдохновил нас на создание новых видеопроектов с помощью различных видеоредакторов. Результат — победители конкурса музыкальных видеоклипов в рамках проведения предметной недели «Искусство». Медиатека класса постоянно пополняется в ходе проведения внеклассных и внеурочных мероприятий.

И еще об одном проекте класса «Электронное портфолио ученика», которое позволяет:

► повышать мотивацию к самостоятельной учебной деятельности через портфолио;

► развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности;

3

Expirimenti_i innovacii.indd 13

24.03.2015 15:07:27

ф

Эксперимент и инновации в школе. № 1,2015

Ф

► содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

► развивать предпосылки и возможности для успешной социализации себя как личности.

Мы поставили перед собой цель: к концу 9-го класса создать персональное электронное портфолио каждого участника нашего коллектива. В настоящее время создано 8 (Корчемной Д., Григоровой Л., Григоровой Н., Пирожкова Д., Евсикова С., Валяевой В., Глуховой А., Тонина М.).

Благодаря активной деятельности инициативной группы учащихся Корчемной Д., Бороненковой А., Торжено-вой А., Евсикова С. создан онлайн-проект «Достижения учащихся», где ребята отражают свои успехи и достижения.

Темы проектов появляются по мере возникновения интереса детей к той или иной проблеме. В данной работе и меня, и детей радует результат: ребята осваивают новые знания, получают удовольствие от коллективной работы, радуются успехам одноклассников. И еще один положительный момент этого направления: большая часть родителей поддерживают инициативу и активно помогают детям, включаясь в работу.

Реализуя воспитательную систему «Успешная личность», мы столкнулись со следующими проблемами:

► подготовка к созданию проекта отнимает много времени как у учителя, который координирует весь процесс, учит работать с информацией, грамотно оформлять полученные результаты, так и учащихся;

► невысокая активность отдельных учащихся;

► загруженность учащихся в учебном процессе и во внеурочное время (кружковая работа, школы дополнительного образования).

«Успех, — как утверждал основатель IBM Дж. Уотсон, — это обратная сторона неудачи. Активный подход к ошибке заключается в ее быстром признании, исправлении и извлечении необходимого урока. Однако если ошибку не признать, не исправить и не извлечь из нее урока, то она станет ошибкой уже другого порядка».

Поэтому для решения существующих проблем были приняты следующие меры:

► разработаны и проведены родительское собрание и классный час на тему «Тайм-менеджмент, или как эффективно организовать свое время»;

► проведено анкетирование учащихся с целью выяснения, в каких проектах они хотели бы принять участие (индивидуальный, групповой или классносемейный) и на какую тему, а также анкетирование родителей на тему «Загруженность учащихся в школьном процессе и внеурочное время»;

► проведены индивидуальные беседы с родителями о перегруженности детей во внеурочное время;

► рекомендована литература (М. Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей: книга продвинутых родителей», Р. Темплар «Правила родителей» и др.).

В результате анализа эффективности системы мы пришли к выводу, что благодаря реализации «Успешная личность»:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) осуществляется воспитание эмоционально-ценностных отношений к событиям, явлениям социальной жизни, к истории и культурным традициям (сотрудничество с центром реабилитации, детским приютом, участие в благотворительных акциях и др.);

2) приобретается опыт разнообразной деятельности, в процессе которой формируются необходимые умения и навыки, в том числе и опыт работы с информацией, и умение планировать и распределять

работу во времени, навыки сотрудничества и самопрезентации (создание электронного портфолио, проект «Достижения класса», создание ленты времени «История московского аэропорта Домодедово» и др.);

3) создается ситуация успеха, как личного, так и коллективного, а успех придает уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию (личные и классные победы, см. прилож.).

Наш классный коллектив продолжает развиваться. Мы находимся в активном поиске и продолжаем строить планы по формированию «успешной личности». Впереди нас ждет много интересных проектов, например:

► «“Успешные” постеры» (собирают, создают постеры, лозунги, мото, стимулирующие к действию, достижению поставленных целей);

► тайм-менеджмент, или сотрудничество с родителями.

В 2012 г. начат новый проект — сайт класса, на котором

отражается жизнь класса и который в большей степени предназначен для родителей. Как показывает опыт, самые распространенные виды работы с семьей — это классные и общешкольные родительские собрания, индивидуальные консультации, участие родителей в организации и проведении спортивных мероприятий, организация экскурсий, походов.

Родители принимают активное участие в учебно-воспитательном процессе нашего классного коллектива. Для этого созданы школьный и классный родительские комитеты (Самичева Н.А., Тонина Е.В., Торженова И.Б., Ткаче-ня Л.М.). В родительский комитет входят интересующиеся делами школы родители (Комличенко Н.Н., Тонина Е.В.). Именно они являются инициаторами многих событий.

Однако тенденция безразличного отношения некоторых родителей к школе пока сохраняется. Среди причин этого явления можно назвать пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим, непонимание целей совместной деятельности со школой и своей роли в ней, а также постоянная занятость родителей.

Поэтому мне, как классному руководителю, приходится в своей работе использовать не только хорошо известные способы сотрудничества с родителями, но и искать новые.

Проанализировав уровень образования, социальный статус и условия проживания, занятость родителей, пришла к выводу, что нужно искать более удобные и современные способы общения с родителями. И в результате сайт, который первоначально планировался как персональный сайт, постепенно перерос в классный «Классный класс 7Б» (http://agaryova.ru). Для удобства восприятия информации были созданы «говорящие» закладки на странички.

1. Мое портфолио — родителям обычно интересно, кто их классный руководитель, какие у него достижения, каковы успехи его учеников, поэтому я считаю обоснованным размещение такой информации.

2. Новости — это раздел, в котором сообщается о планируемых поездках, родительских собраниях, благотворительных акциях, победителях школьных и муниципальных конкурсов и др.

3. Программа социального партнерства «Приток» — освещаются события и мероприятия, в которых дети принимают участие.

4. В разделе, посвященном научно-исследовательской деятельности, размещаются исследовательские проекты, над которыми ребята работают в течение учебного года.

Expirimenti_i innovacii.indd 14

Ф

24.03.2015

Ф

15:07:27

ф

Успешная личность

С

5

Ф

5. «Чтобы хорошо знать ребенка, надо хорошо знать его семью», — говорил В.А. Сухомлинский. «А чтобы хорошо знать семью, нужно выводить родителей на активное взаимодействие во всех сферах учебной и внеучебной деятельности», — добавляем мы. Родители должны понять, «пропитаться» духом школы, чтобы осознавать, чем занят их ребенок большую часть времени суток, которые он проводит в школе, с кем общается, по каким правилам живет. — Классное руководство 7Б.

6. Для ребят, участвующих в проекте «IT English», создана «Таблица УСПЕХА», где отражаются этапы прохождения курса.

7. Страничка «Родителям» знакомит с Уставом гимназии и правилами поведения обучающихся, дан список литературы, которая может помочь в воспитании детей, размещены анкеты для родителей и блог для обсуждения общеклассных вопросов и проблем.

8. В фотогалерее и дети, и родители имеют возможность перелистать странички школьной жизни.

С прошлого года мы открыли для себя еще один источник эффективного взаимодействия с родителями — это электронный дневник, в котором классный руководитель не только отражает успеваемость детей, но и общается посредством электронных сообщений с родителями, размещает объявления, поздравления, выговоры на «стене».

Как показывает практика, некоторые родители не любят ходить на родительские собрания. Каждый раз находятся важные причины и непреодолимые обстоятельства, препятствующие встрече. Собрать всех, донести информацию до каждого — вот одна из главных задач, которые поставила перед собой. Но как это сделать при гиперзагруженности родителей?

Существует еще один способ ИКТ-коммуникации — с помощью программы Skype, который является важным помощником в общении как с родителями, так и с детьми.

В своей работе мы активно используем возможность коллективного общения с родительским комитетом. Когда возникает вопрос об организации и проведении какого-либо мероприятия, акции и т. д., мы устраиваем видеоконференцию и находим пути реализации задачи совместными усилиями.

В 2014 г. мы провели родительское собрание в форме вебинара. Это видеоконференция с большими возможностями, чем предлагает Skype. Вебинар позволяет использовать рабочий стол для демонстрации презентаций, видео и файлов других форматов, предоставлять документы для скачивания, проводить онлайн-анкетирование, результаты которого показываются в виде таблицы. На вебинаре имели возможность выступить учителя-предметники по немецкому языку: Позднякова З.И. и Шубенкова Ю.М.

Преимущества вебинара:

► родители, классный руководитель и учителя находятся там, где им удобно и комфортно;

► во время выступления учителя, родители могут задавать вопросы, комментировать, дополнять в чате, который потом можно распечатать;

► родители, которые хотят выступить, получают право ведущего и могут использовать рабочий стол для демонстрации отчетности, таблиц и т. д.;

► классный руководитель может демонстрировать видео-, фотофайлы, а также представлять презентации и др.;

► родительское собрание записывается, и родители, которые не имели возможности виртуально присутствовать, могут посмотреть видеозапись, а также ознакомиться с материалами-файлами, обсуждаемыми в ходе собрания. Нельзя пройти мимо того факта, что в каждом родительском коллективе находится человек с повышенной склонностью к конфликтам, готовый к провокациям в любой момент. В таком случае возможность видеозаписи защищает и родителей, и учителей от нежелательных и неприемлемых форм общения.

Главная проблема: нужен всегда свободный выход в Интернет и хорошая скорость (для демонстрации объемных файлов).

Безусловно, использование ИКТ-технологий в работе с родителями позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия и оптимизировать работу классного руководителя. Но в своей работе мы не ставим во главу угла «электронное» общение, потому как невозможно заменить живое общение, которое происходит на вербальном уровне, когда вы видите глаза родителей и детей, чувствуете, как бьются их сердца.

Ф

Ф

Expirimenti_i innovacii.indd 15

24.03.2015 15:07:27

ф

Эксперимент и инновации в школе. № 1,2015

Ф

В заключение следует отметить, что система воспитания обучающихся класса дает положительные результаты:

► учащиеся осознают важность уважительного отношения к своей Родине, своему городу, ветеранам, старшим, учителям, одноклассникам;

► повысилась мотивация учеников к обучению и участию в классных, школьных и районных мероприятиях;

► «успешность личности» проявляется в достижении высоких результатов в изучении школьных предметов (5 отличников, 21 ученик, закончивший 6-й класс на «4» и «5»), победах в школьных, муниципальных, всероссийских и международных конкурсах;

► учащиеся могут работать в малых и больших группах, из чего можно сделать вывод, что коллектив сформирован;

► работая над проектом, проявляют инициативность, творчески подходят к решению поставленной задачи;

► повысилась мотивация и социальная активность большинства родителей (80 %), которые стали охотнее участвовать в делах гимназии и класса (организовывают туристические поездки, экскурсии, проводят тематические классные часы («Что такое коррупция» — Корчемный М.М.);

► 90 % родителей положительно относятся к инновационным технологиям, используемым классным руководителем, для организации общения родителей с педагогическим коллективом (электронная почта, система Skype, социальные сети);

► в классе сформирована команда единомышленников (дети, родители и классный руководитель), члены которой являются равноправными партнерами, а классный руководитель играет роль советника, консультанта;

► изменился стиль общения родителей с детьми. Из «контролеров» они постепенно превращаются в друзей-помощников.

Несмотря на достигнутые успехи, нашей команде есть над чем работать: совершенствовать использования ИКТ-технологий в воспитательной работе (создание электронных портфолио, проведение классных часов в форме вебинара); активизировать работу, направленную на развитие речи (письменной и устной); формировать навыки бесконфликтного общения; повышать ИКТ-компетенцию родителей.

Литература

]. Акутина С.П., Николина В.В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных

ценностей старшеклассников // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 3. С. 33-36.

2. Ардашева Л.В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 24-30.

3. Асатрян А.А. Диалог культур в процессе воспитания молодежи // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С. 74-77.

4. Васильева С.В., Балебанова Е.В. Современные формы патриотического воспитания в образовательном учреждении дополнительного образования детей // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С. 16-19.

5. Дереполенко М.А. Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 1. С. 76 - 80.

6. Забродина Н.Г. Воспитание общечеловеческих ценностей в процессе формирования классного коллектива // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 1. С. 69-73.

7. Клепиков В.Н. «Три кита» современного воспитания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 3-8.

8. Клепиков В.Н. Аксиологическая интеграция как современная образовательная технология по этическому воспитанию школьников // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 6. С. 44-49.

9. Клепиков В.Н. Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С. 44-50.

10. Кувшинова С.Е. Гендерное воспитание в дошкольном возрасте // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С. 22-26.

11. Кулева Л.М., Цапкова Н.Н. Современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С. 5-56.

12. Несмеянова Н.В. Полихудожественный подход в духовном воспитании младших школьников / / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 6. С. 58-62.

13. Пестова С.И. Духовно-нравственное воспитание младших школьников через организацию внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 5. С. 48-52.

14. Рожкова О.Ю., Евстифеева О.В. Интеграция основного и дополнительного образования как условие повышения качества экологического воспитания детей и подростков // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С. 39-52.

15. Чикова Т.А. Влияние мультимедийных технологий на развитие эстетического воспитания учащихся детской школы искусств // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 3. С. 28-30.

Expirimenti_i innovacii.indd 16

Ф

24.03.2015

Ф

15:07:27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.