Научная статья на тему 'Модернизация образования: кадровый аспект'

Модернизация образования: кадровый аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / EDUCATION MODERNIZATION / PROFESSIOGRAM OF TEACHER / DIVERSIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Первова Галина Михайловна

В статье рассматриваются актуальные проблемы становления учителя начальных классов, профессиограмма педагога, круг его обязанностей. Показано расширение содержания профессиональной деятельности педагога. Модернизация образования достигнет желаемых успехов в результате изменения педагогического сознания, обновления профессиограммы учителя и модели деятельности современного образовательного учреждения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF EDUCATION: PERSONNEL ASPECT

In article actual problems of formation of the primary school teacher, professiogram of the teacher, a circle of its duties are considered. Extension of the content of professional activity of the teacher is shown. Education modernization will reach desirable successes in result of pedagogical consciousness change, updating of the teachers professiogram and model of activity of modern educational institution as a whole.

Текст научной работы на тему «Модернизация образования: кадровый аспект»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: КАДРОВЫЙ АСПЕКТ

Г. М. ПЕРВОВА

В статье рассматриваются актуальные проблемы становления учителя начальных классов, профессиограмма педагога, круг его обязанностей. Показано расширение содержания профессиональной деятельности педагога.

Модернизация образования достигнет желаемых успехов в результате изменения педагогического сознания, обновления профессиограммы учителя и модели деятельности современного образовательного учреждения в целом.

Ключевые слова: модернизация образования, профессиограмма учителя, диверсификация.

Социально-политические, экономические и культурно-исторические условия жизни современной России рубежа веков называют периодом кризиса. Кризис как переходное в общественно -экономическом плане время людьми воспринимается неоднозначно: пессимисты видят в кризисе крушение устойчивых положительных традиций, оптимистам импонирует период новых возможностей, реалисты оценивают кризис как объективную необходимость развития, смену всех [5]. Соответствен и выбор формы поведения: одни борются с проявлениями кризиса, а заодно с инновациями, другие ищут и осваивают непознанные виды деятельности, третьи выбирают позицию пассивного ожидания перемен, четвертые мечутся в поисках своего места под солнцем. Нам близка позиция реалистов, которые понимают, что новый этап исторического развития общества не может опираться на весь арсенал достижений прошлого, какими бы привлекательными они ни казались. Общество выбирает из предшествующих эпох то, что с точки зрения современности наиболее плодотворно, выстраивает новую иерархию ценностей и защищает ее [3; 4; 6].

Уже в конце ХХ в. стало понятно, что советская система образования не готова отвечать на вызовы нового времени. Это и была главная причина модернизации образования. Началась эпоха технологических революций в образовании, время методических экспериментов. Пожалуй, к 2012 г. с уверенностью можно говорить о стабилизации образовательных перемен, во всяком случае в начальном общем образовании: утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, по которому ныне рабо-

тают педагоги начальной школы, в том числе и в Тамбовской области [7].

В Тамбовском государственном университете (а ранее в пединституте) 35 лет готовят кадры учителей начальных классов, заботясь о том, чтобы идти в ногу со временем, соответствовать ему и в то же время совершенствовать и научно обосновывать процессы обучения и воспитания студентов, необходимость модернизации. Профессия учителя относится к типам «человек-человек» и «человек-знак», т. е. осуществляет обучение и воспитание детей младшего школьного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, специфики изучаемых предметов, способствует формированию всесторонне развитой личности словесными и наглядными средствами, методами и приемами на основе новых педагогических идей и технологий, обеспечивает освоение программ обучения и воспитания по госстандарту - таково общее содержание труда учителя. Виды профессиональной деятельности учителя начальных классов: преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, коррекционно-развивающая, управленческая, культурнопросветительская выражаются в конкретном научении учителя школьным видам работы: составление планов учебных и внеклассных занятий с учениками, проведение уроков, организация самостоятельной работы обучающихся, ведение школьной документации, проверка письменных работ детей, наблюдения за общением, поведением, успеваемостью, сотрудничество с родителями и школьным психологом, дежурство по школе, участие в педсоветах и общешкольных мероприятиях, проведение утренников, экскурсий и т. д. и т. п. Как видим, для профессии характерны многочис-

ленные контакты с различными группами людей (учащиеся, родители, администрация, другие педагоги, педагогическая общественность), существует также повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей, материальная ответственность за сохранность оборудования учебного кабинета, рабочего места учителя и учеников. В распоряжении учителя при этом два основных инструмента деятельности: речь и источники речи (книги, компьютер, чужой опыт и т. п.).

Речевая профессия влечет за собой повышенную нагрузку за зрение, голосовые связки, слух, эмоциональное напряжение, вызываемое разносторонними контактами в течение рабочего дня, часто в условиях шума. Поэтому существуют медицинские противопоказания к работе учителя: ярко выраженные дефекты речи, значительное сни-жение остроты слуха, нервно-психические заболевания и даже заболевания органов пищеварения (например, язвенная болезнь и др.).

Профессиограмма учителя включает требования к личностным особенностям и к профессиональной подготовке: устойчивый интерес к работе с детьми, эмоционально-волевые качества, толерантность (психологическая терпимость в отношении других людей), умение концентрировать внимание (даже в условиях помех), коммуникативные способности (умение общаться), духовная культура, чувство ответственности и гражданского долга. Учитель должен знать возрастную и педагогическую психологию, педагогику, дидактику, методики преподавания и учебные программы по преподаваемым дисциплинам; основы законодательства в области образования, семьи, охраны материнства и детства, нормативные документы, определяющие деятельность средней общеобразовательной школы. Учитель должен ориентироваться в личностных и прежде всего интеллектуальных проблемах детей, чтобы каждому ребенку определить индивидуальную траекторию развития. Он должен уметь оказывать первую медицинскую помощь, заниматься репетиторством, владеть техническими и электронными средствами (видеомагнитофон, DVD, ноутбук и т. д.). Он должен уметь наладить отношения родителей с детьми и других педагогов с учащимися его класса. Он должен быть ритором, умеющим убеждать отцов заниматься воспитанием детей. Он должен быть социально активен, например, ему трудно отказаться участвовать в организации выборов в региональные и тем более федеральные органы власти. Учитель обязан соблюдать нормы этики, иметь способность к самообразованию и самовоспитанию, вырабатывать инновационный

стиль научно-педагогического мышления, заниматься учебно-исследовательской и проектной деятельностью.

Перечисление профессиональных и личностных качеств учителя начальных классов можно продолжать, так как мы неполно процитировали и пересказали лишь две профессиограммы из известных нам, преподавателям, готовящим студентов к будущей профессии.

Сравним это неполное описание профессии с теми представлениями о ней, с которыми приходят в вуз абитуриенты. Бакалавры профиля «Начальное образование» 2011 г. написали традиционное для нашего факультета сочинение «Почему я вы-брал(а) профессию учителя начальных классов» и указали в основном три причины выбора профессии: любовь к детям; пример родителей и других родственников; участие в днях школьного самоуправления, где старшеклассники пробуют исполнять роль менеджеров образования в младших классах. Деловые формы ответа на вопрос в сочинении не располагали к такой «лирике», как самоанализ личностных качеств, душевного и духовного здоровья, психологических возможностей, достаточности знаний и пр. (см. выше). Неглубокое восприятие будущей профессии - опасная тенденция личностного и профессионального становления, тем более что учитель как образец был перед глазами нынешних бакалавров целых 11 лет. Многолетнее общение с учителями с предшкольной подготовки до выпуска должно обеспечить абитуриентам более отчетливое представление о социальной роли учителя, о собственных речевых возможностях, наконец, об этической значимости благородной человеческой специальности.

За четыре года профессорско-преподавательскому составу кафедр вуза, а в первую очередь кафедре общей педагогики и образовательных технологий как выпускающей предстоит многопредметная и междисциплинарная деятельность по реализации полноценной профессиональной и личностной подготовки студентов. Какие проблемы в кадровой политике актуализировались в новом веке?

К профессии учителя в обществе всегда повышенный интерес, ибо работа учителя - публичная, широко обсуждаемая в каждой семье, в печати, на телевидении. По ТУ показывают суды между педагогами и родителями, которые убеждают, что учителей надо тщательнее готовить в юридическом плане, в умении предотвращать конфликты, не доводить их до судебного разбирательства, которое всегда справедливо решает проблему в пользу ребенка.

Приведем пример из публикации в правительственной «Российской газете» [8]. Челябинский областной суд принял решение о компенсации морального вреда 9-летнему ученику, отчисленному из частной начальной школы за дисциплинарные проступки. Односторонее расторжение договора об оказании образовательных услуг со стороны администрации школы (да еще за два месяца до окончания учебного года) было обжаловано в суде матерью ребенка. В суде выяснилось, что учащийся действительно устраивал потасовки, срывал уроки, нарушал дисциплину в группе продленного дня. Администрация предупредила родителей о возможности расторжения договора. Районный суд признал исключение младшего школьника правомерным. Областной суд постановил иначе - нарушены права ребенка. По закону исключение из школы за неоднократные грубые нарушения дисциплины может применяться только в отношении ученика, достигшего 15-летнего возраста. При этом решение принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних с учетом мнения родителей. Эти требования распространяются на все образовательные учреждения РФ вне зависимости от их организационно-правовых форм.

Администрация и учитель школы нарушили гражданские права 9-летнего ребенка, которые и были восстановлены судом. Обязанность соблюдать общественные нормы поведения и ответственность за них наступает с получением паспорта. Об этом педагоги узнали, к сожалению, в суде, а не на студенческой скамье и не на курсах повышения юридической квалификации учителей.

Вообще категория долженствования (когда учитель говорит юному ученику «ты должен») в начальных классах давно и не всегда успешно заменяется педагогикой сотрудничества («мы с тобой должны освоить эти знания», «мы научимся учиться»). Очевидно в личной профессиограмме учителя недостает уважения к незнайству детей, их невоспитанности. Мальчики и девочки приходят в школу, чтобы узнать «как надо», потому что не всегда семья задает правильный тон воспитания. Назрела необходимость в глубокой подготовке учителей в области конфликтологии. Учителя надо научить не доводить событие до конфликта, а если он все же возник, то умело и юридически грамотно гасить его в пределах учреждения и семьи, а не в судебных инстанциях.

Антропологизация знаний (понимание человека) должна лежать в основе всех наук, изучаемых в вузе. Важен также культурологический подход к педагогической деятельности, ведь культура и человек имманентно связаны между собою, так как

только человек творит культуру. Культура педагогического труда чаще всего выступает как качество взаимодействия учителя и ученика на уроке и определяется квалификацией педагога. Ровные, дружелюбные, уважительные отношения учителя и учащихся, учителя и родителей - показатель профессионального уровня педагога.

К требованиям, традиционно предъявляемым к учителю, следует отнести устойчивость к профессиональной деформации, которая проявляется в конфликтности, неудовлетворенности работой, детьми, потере работоспособности, апатии, беспочвенно завышенной самооценке. Педагога следует обучать средствам реабилитации личности через аутотренинги, помощь психолога. Способствуют восстановлению уравновешенности и здоровья методическая оснащенность труда, доступность информационных ресурсов, система стимулов и поощрений.

В последние годы областное Управление образования и науки организует конкурс лучших учителей образовательных учреждений на получение денежного поощрения, на присвоение звания «Народный учитель Тамбовской области». Каким критериям надо соответствовать, чтобы стать победителем такого соревнования лучших, быть конкурентноспособным? Показатели успешности работы школы выработаны следующие:

1) качественное выполнение договора государства, общества и родителей с учебным заведением в целом. Директор школы - отличный менеджер, организатор воспитательной среды и образовательного пространства, получивший признание педагогической общественности, а педагоги осуществляют индивидуальную стратегию развития классного коллектива и каждого ребенка в отдельности;

2) директор гарантирует соблюдение санитарно-гигиенических норм и безопасность пребывания обучающихся в школе, улучшает материальнотехническую базу школы, педагоги вовлекают учащихся в учебно-воспитательный процесс так, что дети хотят учиться у данного педагога, потому что в классе отсутствуют конфликты, учащиеся участвуют в конкурсах и олимпиадах;

3) администрация и учителя систематически повышают квалификацию, профессиональную компетентность, делятся знаниями с коллегами;

4) школа предлагает дополнительные образовательные услуги с учетом оценок и пожеланий родителей как заказчиков образования.

Не так давно на телевидении в программе «Свобода и справедливость», которую ведет юрист, член Государственной думы А. Макаров,

обсуждалась проблема: мера ответственности

шко-льных работников за смерть ребенка на уроке физкультуры. «Ребенок ушел в школу и не вернулся. Почему директор и учитель остаются педагогами школы?» - спрашивал аудиторию телеведущий. Конечно, это пример крайнего трагического случая из школьной жизни. Слушатели рассуждали об экономической и юридической готовности человека быть директором, спрашивали друг друга: где записано, что учитель должен открывать забытые наглухо окна в спортзале, контролировать туалеты, где курят подростки, гасить психоз у ребенка, проверять крепление ворот во дворе школы и т. п. И профессиограмма, и нормативно-правовые акты содержат общие положения, конкретизирует их устав школы, но не на столько, чтобы предусмотреть все ситуации, все возможные коллизии школьной жизни. Значит, и устав школы должен быть составлен правовыми специалистами, чтобы педагог знал, что он будет наказан за смерть по неосторожности или по причине неудовлетворительного исполнения прописанных в документе обязанностей. Пока в педагогическом быту говорят, что всегда найдется, за что наказать учителя.

Рассмотрим, за что учителя поощряют. Приведем в пример экспертное заключение, составленное специалистами Управления образования и науки Тамбовской области в 2010 г. для оценки деятельности учителя, решившего участвовать в конкурсе на получение денежного поощрения из фонда национального проекта по модернизации образования (табл. 1).

С данной экспертной оценкой вполне можно согласиться, хотя есть что корректировать. Вспомните пресловутые примечания: представить, что каждые три года учитель участвует в конкурсах профессионального мастерства, сложно. И второе замечание: единые требования к разным специальностям трудно удовлетворить, надо учитывать особенности труда учителя начальных классов, например, то, что он не организует в младших классах ЕГЭ. А где вы ранее встречали учителя начальных классов - кандидата и тем более доктора наук? Это были заранее проигрышные пункты в оценке учителя начальной школы. Ныне на кафедре общей педагогики и образовательных технологий в аспирантуре обучается шесть работающих учителей начальных классов.

Размышляя о профессиональном и личностном росте учителя начальных классов в XXI в., мы приходим к выводу о диверсификации педагогического образования, в основе которой лежат объективные факторы развития и приспособления

к изменившемуся спросу с профессии. Новая парадигма образования [9], прежде всего и в том числе профессиограмма учителя, должны содержать набор таких значимых амбивалентных личностных качеств, как требовательность и доброжелательность, любовь и уважение к детям, понимание запросов взрослых и учет интересов детей. Следует прописать качества, препятствующие эффективной профессиональной деятельности с последующим исключением из профессии: неспособность к сопереживанию, агрессивность, безответственность, невнимательность, неорганизованность, психическая неуравновешенность. В основу педагогической деятельности следует отчетливее вводить компетентностный подход, учитывающий способности и склонности, обеспечивающие успешное выполнение профессиональных обязанностей, в частности, вербальные лингвистические способности, т. е. умение объяснять, связно излагать мысли, выразительно читать, грамотно и каллиграфично писать, пользоваться как научным, деловым, так и образным словарным запасом, который делает учебный материал доступным для маленьких учеников [4]. Успешным учителя начальных классов делает интеллигентное, тактичное, вежливое общение с разными группами детей и взрослых, умение налаживать контакты с людьми разного социально-культурного положения, т. е. применять выверенный, юридически грамотный язык в беседе с родителями, устанавливать контакты с детьми всех известных психологических типов. В набор положительных личностных характеристик должны входить эрудиция, усидчивость, искренность, открытость новым знаниям и осмысление своего труда.

Диверсификация профессии - требование времени, путь к формированию социокультурной компетенции учителя, принцип многоуровневого развития профессиональной личности.

Диверсификация, отражая современный период развития образовательной системы, завершая реформирование, должна выразиться в не прерывности познания учителем процессов детства. Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации П. А. Астахов доложил президенту о том, что составляется электронная система данных о детском благополучии и неблагополучии в каждом субъекте РФ [10]. В базу данных входит рождаемость, детская смертность, количество мальчиков и девочек, инвалидизация детей, ранние браки, аборты, покушение на суицид, самоубийства детей, правонарушения подростков, усыновление, тип семьи, в котором дети проживают, социальная помощь детям и т. д.

Таблица 1

Экспертное заключение оценки деятельности учителя. Управление образования и науки Тамбовской области, 2010.

№ Критерии отбора Баллы

1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся тах -10 баллов

1.1 Позитивная динамика качества знаний учащихся за последние три года 3 - ярко выражена (выше на 5 % и более); 2 - прослеживается (выше на 3 % и более); 1 - результаты стабильные; 0 - отрицательная динамика

1.2 Уровень обученности соответствует или превышает средний показатель по области 2 - превышает средний показатель по области; 1 - соответствует данному показателю; 0 - ниже среднеобластного уровня

1.3 Динамика количества учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, конкурсах, социальных проектах, др. 2 - на 10 % и более; 1 - до 9 %; 0 - положительная динамика участников отсутствует

1.4 Позитивная динамика результативности государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ (динамика среднего тестового балла) 3 - ярко выражена (5 % и более); 2 - прослеживается (не менее 2 %); 1 - результаты стабильные; 0 - отсутствует

2. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам тах -8 баллов

2.1 Организация и проведение факультативов, кружков, секций по предмету 1 - проводятся; 0 - не проводятся

2.2 Разработка авторских программ элективных курсов, нетрадиционных курсов 2 - прошли экспертизу, опубликованы и тиражированы для распространения; 1 - разработаны; 0 - программ нет

2.3 Наличие учащихся-победителей и призеров олимпиад, предметных конкурсов*, учащихся-стипендиатов, обладателей грандов 3 - международного, всероссийского, межрегионального (окружного) уровней; 2 - регионального уровня; 1 - муниципального уровня; 0 - победителей нет

2.4 Участие обучающихся в научно-практических конференциях 2 - на международном, всероссийском, межрегиональном (окружном) уровнях; 1 - региональном, муниципальном уровнях; 0 - нет

3. Позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя тах -8 баллов

3.1 Сформированность детского коллектива 2 - наличие самоуправления в классе; 1- высокая степень участия классного коллектива в школьном органе самоуправления; 0 - механизмы самоуправления не сформированы

3.2 Создание максимальных условий для свободного выбора и развития учащихся 2 - организация спортивных, творческих, общественных мероприятий, трудовых десантов; туристических походов; работа театральной студии и др.; 1 - наличие фиксированного количества мероприятий; 0 - вариативного выбора не предлагается

3.3 Степень результативности творческой деятельности классного коллектива 2 - классный коллектив является победителем (лауреатом) всероссийских, региональных фестивалей, конкурсов, смотров; существуют совместные программы и проекты (дети, учителя, родители); о работе классного коллектива представлены отзывы в СМИ, информация на сайтах, др. 1 - является победителем (лауреатом) муниципальных фестивалей, конкурсов, смотров; сформированы классные традиции; 0 - творческая активность отсутствует

3.4 Аналитическая деятельности учителя воспитательной работы 2 - деятельность учителя основана на данных анализа диагностики учебной, творческой деятельности учащихся, уровня физического и психического здоровья, мониторингов, статистических сведений, анкет, анализа уровня индивиду-

№ Критерии отбора Баллыг

альных особенностей учащихся по различным диагностическим методикам; 1 - представлена статистика диагностики учащихся; 0 - данные анализа и статистики не представлены

4. Использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе тах -10 баллов

4.1 Обучение в области современных педагогических технологий, в том числе ИКТ кафедр вуза 2 - на федеральном уровне; 1 - на областном или муниципальном уровне; 0 - не обучался в течение трех последних лет

4.2 Распространение практики использования современных образовательных технологий 4 - входит в команду тьютеров по тиражированию технологий; 3 - проведены и зафиксированы результаты открытых мероприятий, мастер-классов и других на межрегиональном уровне, областном и муниципальном уровнях с конкретным продуктом деятельности; 2 - имеет разработки уроков с применением ИКТ, мультимедийных продуктов, использует на уроках ресурс Интернет; 1 - владеет на уровне пользователя; 0 - степень владения технологиями минимальная

4.3 Наличие и реализация продуктов исследовательской и проектной деятельности учащихся и педагога 2 - проекты педагога и учащихся признаны победителями конкурсов различного уровня; 1 - проектная технология используется; 0 - отсутствует

4.4 Учитель является членом экспертного сообщества (при проведении ЕГЭ, инспекторских проверок, аттестационных процедур и т. д.) 2 - федерального или областного уровня; 1 - муниципального уровня; 0 - экспертную деятельность не ведет

5. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне тах -8 баллов

5.1 Обобщение опыта работы педагога (в том числе наставничество, руководство методическими объединениями, творческими группами) 2 - на федеральном уровне; 1 - на областном или муниципальном уровне; 0 - не обобщен в течение трех последних лет

5.2 Выступления на конференциях, семинарах, круглых столах (опубликованы тезисы, тиражируются презентационные материалы) 2 - федерального или межрегионального уровней; 1 - областного уровня; 0 - продукта выступлений не представлено

5.3 Публикация печатных работ в периодических изданиях (как учителя-предметника или классного руководителя) 2 - федерального или межрегионального уровней; 1 - областного уровня; 0 - публикаций не представлено

5.4 Разработка и издание методических рекомендаций, учебно-методических пособий, дидактических материалов и т. д. 2 - на федеральном уровне; 1 - на областном или муниципальном уровне; 0 - не издавались в течение трех последних лет

6. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка тах -8 баллов

6.1 Научная деятельность педагога 4 - наличие ученой степени и (или) ученого звания; 2 - обучение в аспирантуре или докторантуре; 0 - не ведется

6.2 Участие в проведении курсов повышения квалификации и других формах обучения педагогического персонала 2 - областного уровня (или использование методического материала учителя в курсовых мероприятиях федерального уровня); 1 - муниципального уровня (или использование методического материала учителя в курсовых мероприятиях областного уровня); 0 - не принимал участия в проведении курсов

6.3 Повышение профессиональной квалификации педагога 2 - обучение на курсах профессиональной переподготовки; наличие второй педагогической специальности; 1 - прохождение повышения квалификации на проблемных курсах; 0 - не обучался

7. Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных, конкурсах тах -6 баллов

№ Критерии отбора Баллы

7.1 Активность педагога в конкурсах профессионального мастерства 4 - победитель или финалист федеральных, межрегиональных профессиональных конкурсов; 3 - победитель / финалист региональных конкурсов; 2 - победитель муниципальных конкурсов или участник региональных конкурсов; 1 - участник муниципального этапа конкурсов, победитель школьных конкурсов; 0 - педагог не принимал участие в конкурсах

7.2 Деятельность педагога в качестве эксперта инновационных конкурсных продуктов 2 - разработчик критериев оценки, член экспертной комиссии, методист-консультант участника Всероссийских профессиональных конкурсов; 1 - областного или муниципального конкурса; 0 - экспертную деятельность не ведет

тах - 58 баллов, ОБЩИЙ БАЛЛ

* Учитывается наивысшее достижение в конкурсах (в течение последних трех

К разработке проекта привлечены специалисты. Подлинная картина жизни детей в стране становится яснее, она создается без соблазнов статистически приукрасить положение вещей. Данные доступны интернет-пользователям на сайте www.rfdeti.ru. Информационная база представляет собой интерактивную карту детской сферы России, начиная с 2008 г. По ней видно, какие регионы улучшают ситуацию детства, где не дорабатывают. Педагогам важно знать объективные, истинные масштабы проблем детства. Обновлять систему данных предусмотрено раз в полгода [9].

Современные информационные технологии обеспечат учителю консультативную психологическую и педагогическую помощь (портал «Центр безопасного Интернета»). На наш взгляд, в начальной школе с компьютерными программами больше должен работать учитель, чем ученики: смотри рубрику «Интернет» в Российской газете, где появились «Практические советы по защите детей от Интернета» [1]. Рекомендации даны в соответствии с законом РФ№ 436 - Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вступает в действие с 1 сентября 2012 г.

Выпуская в жизнь и в профессию очередной курс учителей начальных классов, кафедра общей педагогики и образовательных технологий проверяет, какими кадрами будет обеспечен модерни-зационный прорыв в образовательной сфере, какова генерация профессионалов, которые воспитывались в период «перестройки», составят ли они новую учительскую элиту, вступившую в профессию на новых основаниях. Итоговая оценка достижения планируемых результатов начального образования - основной естественный показатель успешной модернизации. Именно по результатам итоговой оценки принимается решение о готовности к дальнейшему обучению, эти

результаты выступают как важнейшая составляющая при аттестации педагогов и учреждений начального общего образования, при оценке состояния и тенденций развития системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Студенты 5-го курса отделения «Педагогика и методика начального образования» ТГУ выполнили один из вариантов тестовых межпредметных заданий стандартов начальной школы на 90 % [2]. Маркетизация кадров продолжается.

Литература:

1. Благовещенский А. Практические советы по защите детей от Интернета // Российская газета. № 248 (5624) 2011. 3 ноябр. С. 11.

2. Демидова М. Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. [и др.] Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. (Стандарты второго поколения): в 2 ч. М., 2010. Ч. 1. С. 215.

3. Первова Г. М. Интеллигентность как категория отечественной школы воспитания // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: мат. VII Междунар. науч.-практ. Шетй-конф. (Тамбов, 24-31 мая 2011 г.). Тамбов, 2011. С. 34-37.

4. Первова Г. М. Искусство слова как фактор социального здоровья детей и молодежи // Социальное здоровье: теоретические подходы, модели, технологии развития: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2008, С. 197-199.

5. Первова Г.М. Педагог в период социального кризиса // Социальная педагогика: вызовы XXI века: мат-лы Междунар. конгресса специалистов соц. сферы. Тамбов, 2011. С. 429-432.

6. Первова Г. М. Поиски современных ценностных ориентиров // XVI Державинские чтения. Академия соц. и обр. технологий: мат-лы науч. конф. Тамбов, 2011. С. 72-79.

7. Первова Г. М. Федеральный государственный образовательный стандарт в действии // Социальноэкономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 11.

8. Пинкус М. Исключение без правил // Российская газета. 2012. 14 янв. № 281 (5657). С. 14.

9. Пронина Л. А. Современное образование: некоторые размышления о состоянии и тенденциях развития // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 3-4. С. 451-457.

10. URL:www.rg.ru/2011/12/05/beseda-site.html

* * *

MODERNIZATION OF EDUCATION: PERSONNEL ASPECT

G. M. Pervova

In article actual problems of formation of the primary school teacher, professiogram of the teacher, a circle of its duties are considered. Extension of the content of professional activity of the teacher is shown.

Education modernization will reach desirable successes in result of pedagogical consciousness change, updating of the teacher’s professiogram and model of activity of modern educational institution as a whole.

Key words: education modernization, professiogram of teacher, diversification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.