МОДЕЛЬ ВСЕСТОРОННЕГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Г. М. ПЕРВОВА
В статье раскрывается характеристика компонентов модели воспитания будущего учителя начальных классов, включающей концептуальный, содержательно-деятельностный и мониторинговый блоки. Обосновывается необходимость новых подходов к воспитанию бакалавров педагогики.
Ключевые слова: воспитание учителя, моделирование, компоненты модели.
На каждом историческом этапе развития общества существует определенное отношение граждан к профессии учителя. Модернизация образования в XXI в. предъявила к педагогам инновационные требования, что в настоящее время активно обсуждается в средствах массовой информации, в научной литературе, в том числе в данном журнале [2; 3; 4; 6; 7].
Нам представляется актуальной проблема воспитанности учителя как составной части его образованности. Как известно, обучить учителя легче, чем воспитать, тем более, что ему предстоит преподавать материал, который он сам изучал в школе, после его определенной предметно-педагогической и методической интерпретации.
Воспитанность - важнейший методологический принцип образования педагога, детерминирующий его деятельность в целом. Воспитанность включает, во-первых, знание нормативно-правовых аспектов профессиональной деятельности, которые формируют убеждения, связанные с правами и обязанностями члена гражданского общества, как своими, так и детей, которые впоследствии перерастут в действия, соответствующие профессиональному поведению педагога. Правовое воспитание обязывает педагогов сочетать общественные и личные интересы, направлять взаимоотношения с людьми (с детьми, родителями, коллегами) на законопослушное поведение, на соблюдение нравственного кодекса школы, уставных ее документов.
Во-вторых, фундаментальным принципом выступает мировоззренческий компонент воспитанности педагога - это комплекс духовно-нравственных ценностей, значимых для развития личности, для ее ориентирования в процессах бы-
тия, это представления о смысле и приоритетах человеческой жизни.
В моделировании мировоззренческого фундамента профессии, на наш взгляд, важным является такой признак профессионализма учителя, как открытие в людях их лучших качеств и опора на них во взаимодействии с обучающимися. Педагог не имеет права подчеркивать в детях отсутствие нужных, с точки зрения полноценного воспитания и обучения, качеств: внимания, интеллекта, памяти и т. д. Он четко должен знать, что предложить ребенку и его родителям для формирования интеллекта, для развития внимания и памяти. Его психолого-педагогические знания, полученные в вузе, должны обеспечить детям продвижение в развитии, психологическую поддержку, эффективный результат. Современный учитель изучает личность ребенка не для того, чтобы констатировать недостатки семейного воспитания или дурную наследственность. Он собирает педагогический анамнез о личности ученика для составления карты его индивидуального развития. И если учитель констатирует невысокий уровень Щ, то этот диагноз для его личного использования как точки отсчета в развитии ребенка.
В-третьих, каждый учитель обязан осознавать социальную значимость своей профессии. Для этого воспитание будущего учителя организуется в вузе как полипарадигмальная структура, реализующая следующие подходы: личностно-ориен-тированный (построение индивидуальной траектории развития и взаимодействия с другими людьми), системный (единство всех компонентов педагогического процесса), деятельностный (реализация способностей и умений в практике), сре-довой (формирование условий воспитания), ком-петентностный (овладение социокультурными и
педагогическими компетенциями), культурологический (направленность на совершенствование).
Системообразующим компонентом педагогического процесса является цель воспитания. Целью воспитания будущего учителя начальных классов мы считаем всестороннее развитие личности, осознающей ответственность за свою деятельность, готовой к самовоспитанию и самообразованию.
Организационно-деятельностный компонент модели воспитания учителя включает реализацию планов социально-воспитательной работы кафедр, института и университета в целом. Особая роль принадлежит кураторам студенческих групп, тем преподавателям, которые любят и умеют продуктивно общаться со студентами, профориентиро-вать их, поддерживать связь с родителями, вовлекать молодых людей в кружки, секции, культурно значимые мероприятия - посещение выставок, театра, музея и т. п. Выпускающая учителей начальных классов кафедра общей педагогики и образовательных технологий ТГУ имени Г. Р. Державина считает кураторскую работу одним из главных направлений многообразной кафедральной деятельности. Кураторами - организаторами, советчиками, сотрудниками студентов - являются большинство преподавателей, начиная с заведующей кафедрой и помощника директора института: это д.п.н., профессор Г. М. Первова, к.п.н., доцент О. В. Коробова, к.ф.н., доценты О. А. Дриняева, О. А. Руделева, к.п.н., доценты Л. И. Запорожчен-ко, И. В. Гребенникова.
Кураторы педагогической практики студентов к.п.н., доцент, В. Н. Дронова, к.п.н., профессор Ю. П. Прокудин, к.п.н., доцент Г. Ф. Терещенко - организаторы связи вуза со школами, помощники студентов в проведении школьной воспитательной работы, руководители школьной науки, они активизируют воспитательный процесс по принципу: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться».
В плане социально-воспитательной работы института социальных и образовательных технологий на 2013 г. (ответственная к.п.н., доцент О. В. Коробова, директор института к.п.н., доцент Т. И. Гущина) реализуется подход к воспитанию как социальному явлению. В нем заложена база данных, постоянно обновляющаяся и помогающая описанию контингента будущих педагогов: это студенты, имеющие достижения в учебной и научной деятельности, сироты, инвалиды, семейные студенты, проживающие в общежитии и на квартирах. Отмечается национальный состав студентов, их занятость во внеаудиторное время,
деятельность в общественных организациях, в волонтерском движении, в клубах по интересам, в кружках, в хоровой или хореографической студиях.
Студенты - будущие педагоги участвуют в трудовых делах, в народной дружине, в фестивалях и конкурсах художественного творчества, активно публикуются в журнале «Молодежь и социум», в научных изданиях, принимают участие в конференциях, в городских мероприятиях. Будущие педагоги отмечают Международный день учителя 5 октября участием в круглом столе на темы школьной жизни, написанием творческих работ о детстве, сочинениями «Почему я вы-брал(а) профессию учителя начальных классов», «Портреты лучших учителей», «Выпускники на-чфака». В 2012 г. доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий И. В. Гребенникова вместе со студентами организовала выставку детских рисунков на тему: «Начальная школа глазами младшего школьника», которая доставила удовольствие зрителям: они еще раз убедились, что дети этого возраста любят своих учителей, школу. По результатам педагогической практики традиционно организуется фотовыставка «Педагоги начального образования на практике в школе».
В традициях ТГУ имени Г. Р. Державина отмечать День учителя, День народного единства, Международный день студента, День матери, День рождения университета, Татьянин день, День защитника Отечества, Международный женский день, Первомай, День Победы, День России. Ежегодными стали смотры талантов первокурсников, посвящение в студенты, праздники последнего звонка. Успешно развивают студентов литературный клуб с загадочным названием «НЛО», кружок «Культура речи», волонтерская работа (руководители Г. М. Первова, О. А. Дриняева, Л. И. Запорожченко). Лидерские качества, творческие и организаторские способности воспитывают у студентов акции (вроде «Всемирный день без табака»), выпуск газет и поздравительных открыток, работа в студенческом совете, ста-ростате, сотрудничество с молодежными организациями города и области.
Выполнение программ воспитательной работы с будущими учителями сопровождается мониторингом, завершается диагностикой результатов. Замеры воспитанности студентов по направлению «педагогическое образование» проводятся во время кураторских часов с помощью опросов, анкетирования, творческих работ, а также в виде творческого экзамена по дисциплинам «Практикум по выразительному чтению», «Методика обу-
чения русскому языку и литературе», «Внеклассная работа по математике», «Внеклассное чтение в начальной школе» и др.: это показ сценариев уроков, деловая игра, фрагменты педагогической практики.
Замерам прежде всего подлежат личностные и профессиональные компетенции педагогов начального образования, отражающие специфику работы в начальной школе, необходимые для осуществления развивающей деятельности, ключевые дидактические умения, социо-культурные коммуникативные компетенции, способствующие эффективному проведению воспитательной работы с учащимися.
В результате на выпускающей кафедре общей педагогики и образовательных технологий ТГУ сложился внутренний профессиональный стандарт педагога начального звена образования, который не противоречит федеральному стандарту высшего профессионального образования, определяющему основные требования к квалификации педагога, но дополняет его и позволяет уточнить инструментарий деятельности педагога, побудить преподавателей к поиску инновационных решений процесса воспитания будущих учителей начальных классов.
Программа модернизации подготовки учителей начальных классов включает несколько инновационных дидактический умений (см. статью № 4 в журнале «Социально-экономические явления и процессы), среди которых использование специальных подходов к обучению учащихся с особыми потребностями: одаренные дети; ученики, для которых русский язык не является родным; дети с ограниченными возможностями и т. д. Изучение проекта «Профессионального стандарта педагога» [7] показало значительное расширение поля воспитательной деятельности учителя. Помимо владения формами и методами воспитательной работы, которые традиционно используются на уроках и во внеклассной деятельности, предлагается овладеть методами музейной педагогики, регулирования поведения для обеспечения безопасной образовательной среды, поддерживать положительный фон взаимоотношений учащихся, независимо от их происхождения, способностей, характера, создавать детско-взрослые общности с воспитательными целями.
В воспитательной работе современного учителя планируется реализовать медиативный подход. Медиация - мирное разрешение конфликтов при помощи посредника, урегулирование разногласий, внесудебное урегулирование споров. На сегодня медиация является частью правовой
системы, т. к. в стране ежегодно фиксируется более 25 миллионов обращений в суд [1]. Медиация в первую очередь необходима судам, чтобы освободиться от части повышенных нагрузок. Однако медиация касается и образовательных услуг как альтернатива, позволяющая без вмешательства государства разрешать многочисленные школьные конфликты. По мнению правоохранителей, в школах появятся посредники по мирному урегулированию споров. Мирное разрешение конфликтов между родителями и учителями будет поручено психологически подготовленным педагогам. Школьным медиаторам придется также налаживать отношения в ученическом коллективе. В идеале каждый работник образовательной системы должен овладеть умением медиативного подхода, т. е. умением помогать спорящим сторонам прийти к взаимоудовлетворительному решению.
Педагог обязан искать причины воспитательных неудач в себе, хотя об этом прямо не записано в документах, регламентирующих его профессиональное поведение, но в силу возраста, опыта, развитого чувства ответственности. В частности, учителя часто раздражают дети, не желающие учиться, не мотивированные на познавательную деятельность, а продолжающие игровое поведение. Считать это недостатком ребенка нельзя уже потому, что учащиеся закономерно демонстрируют неравномерное развитие личностных качеств, среди которых и присутствие дошкольной «детскости» в поведении младших школьников и даже подростков. Здесь требуется умение учителя организовать познавательную деятельность так, чтобы не осталось даже времени на замечания по поведению учащихся, чтобы было интересно всем в классе, чтобы учитывалась ситуация развития ребенка в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной.
Среди специфических компетенций учителя начальных классов - обеспечить развитие умения учиться, выполнять универсальные учебные действия на уровне, необходимом для обучения в основной школе. Особо хотелось бы подчеркнуть обязанность педагога обнаруживать ценностный компонент учебного знания (информации) и обеспечивать его понимание и переживание учащимися. Это, на наш взгляд, показатель воспитательного мастерства учителя, умеющего воздействовать на детей ненавязчиво, имманентно. При этом воплощать воспитательные возможности учебных предметов продуктивнее с помощью организации различных видов деятельности учащихся - трудовой, игровой, художественной, эстетической, спортивной и т. д. Выявление воспи-
тательной привлекательности учебного труда -вот чему должен научиться будущий педагог в вузе, тогда он сможет увлечь младших школьников новым для них видом деятельности, тогда он сможет сформировать у учащихся важнейшие новообразования личности, например, читательскую самостоятельность, речевую активность, социальную позицию.
Учитель начальных классов для поступивших в школу первоклассников должен стать самым значимым, авторитетным человеком, многознающим, многоумеющим взрослым. Личность первого школьного педагога запоминается детям на всю жизнь, даже если забудется имя. Почему? Школа -это, по сути, первый многолюдный общественный институт, который посещает ребенок, и здесь он испытывает повышенное доверие к человеку, который взял его за руку и увел от родителей в новый коллектив. Дошкольный коллектив в детском саду все же был более замкнутой структурой, а школьное многолюдие рождает иные стрессы -социальные, учебные, половозрастные, гендерные, и если учитель научит ориентироваться в такой многострессовой ситуации, то он становится авторитетным и любимым человеком. Для этого надо научить ориентироваться в учебнике, в тетради, на парте с соседом, на уроке, на перемене, на экскурсии, на концерте, в столовой, в деловой и праздничной обстановке, в споре с родителем, в общении с библиотекарем, уборщицей, охранником, - в этой образовательной среде происходит социализация личности ученика.
В воспитании будущего учителя начальных классов особую роль играют речекоммуникатив-ные умения [5]. При этом важно научить педагога речевому управлению целым классом и умению общаться с каждым ребенком отдельно, признавая его достоинство и поддерживая свое, принимая ребенка таким, каков он есть, но и призывая его понять учителя или другого взрослого. Уважительное взаимодействие - основа воспитательного процесса, который требует от учителя выдержки, тактичности, стрессоустойчивости, терпения, аналитических умений.
Проектируя комфортную воспитательную среду в классе, учитель предусмотрит внимательное отношение к социально уязвимым детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, к детям -сиротам, одаренным и зависимым, ослабленным и агрессивным. В его обязательности входит коррек-ционно-развивающая работа, готовность к взаимодействию со специалистами психолого-медико-педагогического консилиума. Он сумеет защитить тех, кого в детском коллективе обижают, рас-
крыть индивидуальные особенности застенчивых и активизировать их, занять полезными делами гиперактивных: выдавать книги из классной библиотечки, поливать цветы, готовить приборы и техсредства к работе, раздавать дидактический материал - да разве мало дел у помощников учителя! Самое ответственное - это взаимопроверка домашних заданий.
Концепция профессионально воспитанного учителя начальных классов, разработанная и внедряемая в практику педагогической деятельности кафедры общей педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета, ориентирована на перспективу. Критерии оценки воспитанности будущих педагогов соответствуют требованиям современных общественных запросов и профессиональному стандарту педагога Министерства образования и науки РФ, который в настоящее время обсуждается. Разрабатывается технологический компонент модели всестороннего воспитания педагога. В частности, преподаватели кафедры внедряют авторские технологии формирования духовно-нравственных представлений студентов, воспитания в полиэтнической поликультурной среде, технологию развития индивидуального стиля педагогической деятельности, развития критического мышления в процессе педагогической деятельности, формирования коммуникативно-стилистических компетенций у бакалавров и др. При анализе работы в школе используется технология рейтинговой оценки педагогической практики студентов.
Наиболее успешно реализуются методы обсуждения профессиональных вопросов в группах, дискуссии, профессиональная информация, аннотирование современных научно-методических журналов «Начальная школа», «Начальная школа -до и после», «Воспитание школьников» и др. Использование технических средств, интернета, учебников для начальной школы, справочников формирует когнитивный критерий компетентности педагога, способствует расширению кругозора и повышению интеллектуальных возможностей личности будущего педагога.
Таким образом, правовая осведомленность, нравственная мировоззренческая платформа и активная социальная позиция, проявленная в многообразной деятельности, стали надежной концептуальной основой воспитания бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «начальное образование»). На сегодня мы имеем промежуточные положительные результаты апробации модели воспитания будущего учителя начальных классов в двухуровневой сис-
теме высшего профессионального образования. В дальнейшем планируется освоить критерии и показатели оценки выполнения требований нового профессионального стандарта педагога - 2013.
Литература
1. Куликов В. ...И больше не дерись// Российская газета. № 44. 28 фев. 2013 г. С. 12.
2. Ланина О. И. Новая модель образования - объективная необходимость существования новой экономики // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: сб. науч. тр. X Междунар. на-уч.-практ. конф. Тамбов, 2012. С. 18-22.
3. Первова Г. М. Воспитательные аспекты категории державности как отечественной ценности // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: мат-лы VIII Междунар. науч.-практ. Ш-ternet-конф. Тамбов, 2012. С. 21-24.
4. Первова Г. М. Модернизация образования: кадровый аспект // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1 (035). С. 264-271.
5. Первова Г. М. Речекоммуникативная подготовка педагогов к общению с детьми // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста:
мат-лы VIII Междунар. науч.-практ. Internet-конф., Тамбов, 2012. С. 188-190.
6. Прокудин Ю. П., Прокудин А. Ю. Педагогические технологии в системе профессиональной подготовки будущего специалиста // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: сб. науч. тр. X Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2012. С. 126-128.
7. URL: http://www.mon.gov.ru
* * *
MODEL OF COMPREHENSIVE EDUCATION
OF FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHER
G. M. Pervova
In article the characteristic of components of model of education of future elementary school teacher, including conceptual, substantial and activity and monitoring blocks is revealed. Need of new approaches to education of bachelors of pedagogics is justified.
Key words: education of teacher, modeling, model components.