Научная статья на тему 'Профессиограмма как средство профессионального самовоспитания будущего педагога'

Профессиограмма как средство профессионального самовоспитания будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2648
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОГРАММА / ОБРАЗ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ / PROFESSIOGRAPHIC METHOD OF PERSONALITY STUDY / PROFESSIOGRAM / IMAGE OF A TEACHER / PROFESSIONAL REFLECTION / PROFESSIONAL SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Марина Викторовна

Исследуется проблема профессионального самовоспитания будущего преподавателя иностранного языка; уточняются структурные компоненты профессиограммы, отражающие стороны профессии и личности учителя иностранного языка; образ учителя рассматривается в качестве «интегральной цели» профессиональной подготовки на языковом факультете вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиограмма как средство профессионального самовоспитания будущего педагога»

(клуб «Молодая студенческая семья», «Школа молодых родителей», «Жизнь замечательных семей», «Зеленый свет студенческим семьям!»); проект в поддержку донорства «5+!», фотоконкурс «Политех в лицах», фотомарафон, посвященный юбилею вуза, литературный конкурс студенческих работ с последующим выпуском альманаха «На крыльях мечты», а также проекты в рамках молодежного движения Приволжского федерального округа «Добрая воля» по социальной адаптации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В процессе организации самостоятельной проектной деятельности студентов для нас было важным придать смысл проектированию, сделать эту деятельность социально и личностно значимой, выделить в ней аксиологическое начало. Наличие смысла и ценностного отношения к проектной деятельности способствует формированию проектной культуры личности студентов, ведет к развитию творческого потенциала, активизирует личностные свойства. Обнаруживая проявление общечеловеческих ценностей в проблематике того или иного проекта, выделяя аксиологическое ядро проектной деятельности, мы стремились к тому, чтобы через группу студентов, участвующих в формирующем этапе педагогического эксперимента, стимулировать активность других студентов, вовлекать их во все виды и направления социального проектирования, в участие в конкурсах социальных проектов различного уровня.

литература

1. Вербицкий АА., Ларионова О.Г. Гуманизация и компетентность: контексты интеграции. М. : МГОПУ, 2006.

2. Запесоцкая Н.А. Проектная культура как основа профессионального мастерства менеджера социально-культурной сферы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007.

3. Ильин Г.Л. Проективное образование как способ осмысления развития ребенка // Школьные технологии. 2007. № 4. С.56-59.

4. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 1998.

5. Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Самара. : Изд-во «Самарский университет», 2003.

6. Свечников К.Л. Реализация метода проектов в гуманитарной подготовке студентов учреждений среднего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2009.

7. Филимонюк ЛА. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Махачкала, 2008.

Conception of organization of higher school students’ project activity

There are covered the issues of modelling of systems and processes of innovative contents of specialists’ training. The conception of organization of the process of social projecting at a higher school, developed by the author, correlates the objectives of specialist training, which meets the demands of today. The sphere of realization of the conception is the system of the higher professional education.

Key words: social projecting, project culture of students.

М.В. ЩЕРБАКОВА, В.В. КОВАЛЕВ (Воронеж)

профессиограмма как средство профессионального самовоспитания будущего педагога

Исследуется проблема профессионального самовоспитания будущего преподавателя иностранного языка; уточняются структурные компоненты профессиограммы, отражающие стороны профессии и личности учителя иностранного языка; образ учителя рассматривается в качестве «интегральной цели» профессиональной подготовки на языковом факультете вуза.

Ключевые слова: профессиографический метод изучения личности, профессиограмма, образ педагога, профессиональная рефлексия, профессиональное самовоспитание.

Студенческий возраст как своеобразный этап завершения процессов интеллектуального и социального интегрирования молодого человека в систему общественных отношений является, на наш взгляд, сензитивным периодом для профессионального самовоспитания. Именно в вузе закладываются основы тех качеств, с которыми подготовленный специа-

© Щербакова М.В., Ковалев В.В., 2011

лист вступит в новую для него атмосферу профессиональной деятельности.

Анализ исследований проблем воспитания на современном этапе развития педагогической науки (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борыт-ко, И.А. Колесникова, В.Г. Рындак, Е.М. Сафронова, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и др.) дает основание определить профессиональное воспитание как процесс идентификации человека в профессиональной культуре через принятие им нравственных образцов - своеобразных культурных символов (качеств личности, морально-нравственных норм и принципов), регулирующих его поведение в обществе, в частности профессиональном сообществе. Профессиональное самовоспитание предполагает активное отношение личности к будущей профессиональной деятельности, понимание своей жизненной перспективы, определение профессиональных намерений, целевых установок и планов, осознание путей, средств и способов их осуществления.

Выбирая педагогическую деятельность в качестве профессиональной, человек принимает на себя ряд обязательств. Во-первых, следует объективно оценивать свои возможности как будущего педагога, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии качества. Во-вторых, педагог выступает образцом, которому сознательно, а чаще неосознанно следуют ученики. Следовательно, от-рефлексированный образ Я студента - начинающего педагога требует постоянного личностного и профессионального тренинга. Организуя процесс профессионального воспитания будущего педагога, необходимо уточнить, какие стороны профессии и личности он должен отражать, какие структурные компоненты будет включать образ учителя в качестве интегральной цели педагогического образования [1].

Образ педагога, представленный в целях педагогического образования, имеет, по мнению Н.К. Сергеева, «идеально-интенциальную природу, выступает как стратегический образ конечного результата деятельности» (Там же, с. 324). Эта стратегичность определяется прежде всего теми характеристиками, которые образуют ядро модели личности учителя - его мотивационную сферу, проявляющуюся в нравственномировоззренческой, профессионально-педагогической направленности. В соответствии с личностной парадигмой образования образ учителя включает следующие разноуровневые структурные компоненты:

1) личностные качества, т.е. систему установок, мотивов, ценностных ориентаций и других свойств, выражающую личностную

и профессиональную жизненную позицию педагога, его отношение к педагогической профессии;

2) индивидуально-типологические свойства и характеристики человека, т.е. такие особенности, которые обусловливают стиль общения, эмоциональность и ее динамику, способность к импровизации, внешнеповеденческие показатели и т.д., без которых невозможно реализовать авторскую природу педагогической деятельности;

3) профессионально-предметные навыки и умения, необходимые для организации лич-ностно ориентированного педагогического процесса в различных ситуациях профессиональной деятельности;

4) систему знаний, адекватно представляющую целостную научную картину профессионально-педагогической деятельности.

Перечисленные компоненты личности современного учителя находят отражение в про-фессиограмме учителя, представляющей собой перечень требований, предъявляемых к его личности, способностям, мастерству и психологофизиологическим возможностям. Так, учитель должен 1) обладать хорошим здоровьем;

2) постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать себя в форме; 3) иметь развитые умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и коммуникативные способности. Профессия учителя предполагает потребности в сотрудничестве, достижениях, творчестве, самопознании, в эмоциональных контактах.

Профессиограмма представляет собой модель деятельности и личности учителя, отражающую его основные функции, круг теоретических знаний, перечень педагогических умений и навыков, интегративные профессиональноличностные качества. Следовательно, про-фессиограмма моделирует результат, который должен быть достигнут в процессе обучения и воспитания в вузе и самостоятельной педагогической деятельности.

Профессиограмму можно использовать как инструмент диагностики готовности к профессиональной деятельности. Это позволяет нам говорить о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у студента профессионально-личностных качеств и компетенций с теми, которые соответствуют идеальному образу педагога, представленному в профессиограмме.

Другими словами, последняя выступает как средство мониторинга качества профессиональной подготовки студента к будущей профессионально-педагогической деятельно-

сти. Профессиографический метод позволяет не только проектировать профессиональноличностный рост будущего педагога, но и использовать этот рост в качестве одной из методик профессионального самовоспитания.

На основе «Карты профессионально значимых личностных качеств учителя», разработанной В.П. Симоновым [2, с. 19-21], можно представить портрет идеального педагога. Рассмотрим его.

Психологические черты личности учителя - сильный уравновешенный тип нервной системы, тенденция к лидерству, уверенность в себе, требовательность, добросердечность и отзывчивость.

Межличностные отношения - преобладание авторитарно-демократического стиля общения с коллегами и обучаемыми, конфликты только на конструктивной основе по принципиальным вопросам, стремление к сотрудничеству с коллегами, адекватная самооценка своих личностных качеств и результатов труда.

Профессиональные черты личности учителя - широкая эрудиция и свободное изложение материала, умения диагностировать и учитывать психологические и возрастные особенности обучаемых, четко формулировать конкретные цели занятий, организовывать учебную работу сразу всех обучаемых, мгновенная реакция на ситуацию в ходе занятий, находчивость.

Эффективность профессиональной деятельности - эффективность учебных занятий - 85% и выше, фактический уровень обученности учащихся - 64 -100%.

В ходе нашей экспериментальной работы студентам 4-го курса факультета романогерманской филологии Воронежского государственного университета (50 чел.) предлагалось охарактеризовать образ педагога на основе своего опыта взаимодействия с преподавателями вуза и школьными учителями. По методике «Незаконченное предложение» студенты продолжали мысль: «Педагог - это .». Анализ высказываний показал, что для студентов образ педагога связан прежде всего с профессиональными знаниями и умениями и только потом - с его личностными качествами и возможностью влиять на развитие личности воспитанников. Студенты отмечали, что есть педагог идеальный, который сочетает в себе все лучшее из перечисленных ими качеств, и реальный, который, к сожалению, только передает знания по своему предмету, не вступая в межличностное взаимодействие с обучаемыми.

Однако одним из главных качеств педагога, по мнению большинства опрошенных студентов, является умение организовать взаимодействие с учащимися, общаться с ними и руководить их деятельностью, ибо именно межличностные взаимоотношения с учащимся во многом движут процесс обучения и воспитания. В этом убеждают также исследования Ю.П. Азарова, А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского и др.

После педагогической практики студентам вновь было предложено закончить предложение «Педагог - это.» и охарактеризовать портрет идеального учителя иностранного языка. Обобщая ответы, мы получили следующую характеристику идеального современного педагога: «Это человек с доброжелательным, открытым и веселым нравом. Он справедлив, лоялен и демократичен. Глубоко знает и любит свой предмет, умеет увлечь весь класс, имея индивидуальный подход к каждому ученику. Является хорошим психологом, умеющим найти общий язык с детьми. Знает многое о сегодняшней молодежи и ее интересах. Кроме того, он добрый и в меру строгий, умный и порядочный человек, который обожает свою профессию и является для детей примером во всем».

Большинство студентов пришли к выводу, что педагогическая деятельность - это образ жизни, а не профессия, а учитель - это призвание. Обобщенные результаты ответов студентов на вопрос «Кто такой идеальный учитель?» получились следующими:

Пол: мужчина - 38%; женщина - 38 % ; не имеет значения - 24 %.

Возраст: 25 - 30 лет - 52 %; 30 - 40 лет -34 %; 50 - 60 лет - 14 %.

Внешний вид: классический стиль - 72 %; «модник» - 26 %; не имеет значения - 2 %.

Характер: открытый и веселый - 74%; сдержанный и строгий - 26%.

Профессиональные качества: глубокое

знание предмета - 62 %; широкая эрудиция -18 %; умение научить каждого - 20 %.

Личностные качества: доброта - 60%; порядочность - 22 %; умение прощать - 18 %.

Для студентов остался открытым вопрос «Имеются ли в реальной школьной практике подобные учителя?». Самый популярный ответ - «Не знаю, наверное, есть.».

Какую же характеристику дают себе реальные, т.е. практикующие школьные педагоги? Соответствуют ли их профессиональные и личностные качества тем требованиям, которые представлены в профессиограмме учителя? Чтобы ответить на эти вопросы, мы пред-

ложили учителям иностранного языка трех воронежских школ на основе анализа своей педагогической деятельности составить автопортрет учителя. В результате была получена следующая обобщенная характеристика: «Женщина от 40 до 50 лет. Профессионально компетентный, требовательный, организованный, волевой, энергичный человек, который несет ученикам нравственность и духовность. Она твердо уверена в необходимости знаний и их значимости в жизни, знает свой предмет и умеет доступно излагать материал; стремится к творчеству и поддержанию устойчивого интереса к предмету у большинства учащихся; обладает способностью ладить с учениками и родителями. Это личность, за которой должен следовать ученик. Это помощник, наставник и верный друг, оставляющий след в жизни воспитанника. Она с удовольствием преподает иностранный язык, потому что это дает возможность «открыть детям дверь в мир культуры другого народа», «поделиться с ними имеющимися знаниями». Таким образом, портрет реального учителя иностранного языка полностью соответствует требованиям профессиограммы и лишь частично совпадает с идеальным образом учителя, которого хотели бы видеть в школе сегодняшние студенты.

Воспитание будущего преподавателя иностранного языка в соответствии с образом современного педагога необходимо осуществлять в образовательном процессе вуза не в виде воздействия на личность с целью формирования нужных обществу качеств, а с помощью создания условий для саморазвития личности студента в процессе профессионального самовоспитания. Это возможно только при личностной ориентации образования, при которой важно, насколько процесс обучения стимулирует студентов к самообразованию, саморазвитию и самореализации. Сегодня общество ждет из вуза не «натасканного» на определенный вид профессиональной деятельности человека, а творческую, мыслящую, истинно интеллигентную личность. Этой цели служит спецкурс «Самоопределение в профессии учителя иностранного языка», разработанный нами для студентов выпускных курсов факультета романо-германской филологии [3]. Содержание спецкурса является составной частью общей программы психологопедагогической и методической подготовки студентов. В основу концепции легла идея профессионального самовоспитания начинающего преподавателя иностранного языка. Предлагаемый спецкурс способствует осуществлению профессиональной педагогиче-

ской деятельности, совершенствованию методических и психолого-педагогических навыков, которые помогут выпускникам адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам профессиональной деятельности. Содержание спецкурса создает условия для перехода учебно-профессиональной деятельности студентов в профессиональную с соответствующей сменой потребностей, мотивов, целевых установок, действий, средств и результата.

Специфика предлагаемого спецкурса состоит в том, что наряду с базовыми профессионально-педагогическими умениями, традиционно выделяемыми в отечественных исследованиях, внимание отводится формированию у студентов самосознания, профессиональной педагогической рефлексии, позволяющих обеспечить самостоятельное профессиональное развитие, выстраивание индивидуального стиля деятельности, потребность в профессиональной самореализации в различных областях педагогического труда.

В процессе освоения спецкурса начинающим преподавателям иностранного языка (с использованием профессиографического метода диагностики личности педагога) необходимо ответить на следующие вопросы:

- Что во мне есть хорошего, что позволяет мне остаться в этой профессии?

- Чего нет во мне, что делало бы невозможным мою работу педагогом?

- Что мне надо узнать и чему научиться, чтобы стать хорошим учителем иностранного языка?

Таким образом, применение профессио-графического метода в процессе профессионального воспитания будущего преподавателя иностранного языка предполагает не только диагностику уровня сформированности профессиональной компетенции, но и систематический профессиональный тренинг в процессе самовоспитания. Разработанный и апробированный нами спецкурс «Самоопределение в профессии учителя иностранного языка» призван помочь студентам, выбравшим профессию педагога, разобраться в широком круге вопросов и возможных затруднений, с которыми они, вероятно, столкнутся в своей профессиональной деятельности.

литература

1. Сергеев Н.К. Личность учителя как интегральная цель непрерывного педагогического образования // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания : сб. науч. тр. / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград : Перемена, 2004.

2. Симонов В.П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых. Серия «Педагогический менеджмент» М., 2005.

3. Щербакова М.В. Самоопределение в профессии учителя: программа и метод. реком. Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2006.

Professiogram as the means of professional self-education of a future teacher

There is researched the issue of professional selfeducation of a future foreign language teacher; specified the structural components of a professiogram, which reflects the aspects of the profession and personality of a foreign language teacher; the teacher’s image is regarded as the "integral goal" ofprofessional training of a foreign language teacher at language faculties of a higher school.

Key words: professiographic method of personality study, professiogram, image of a teacher, professional reflection, professional self-education.

О.В. ПАРАТУНОВА

(Михайловка Волгоградской области)

формирование у Будущих учителей готовности к созданию ситуаций диалогического педагогического общения

Рассматриваются сущность и ситуация диалогического педагогического общения как единицы педагогического процесса в гуманитарной модели образования. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы, связанной с формированием у будущих учителей готовности к созданию подобных ситуаций.

Ключевые слова: педагогическое общение, образовательная ситуация, ситуация диалогического педагогического общения, готовность будущих учителей к созданию ситуаций диалогического педагогического общения.

Общение, как известно, всегда играло большую роль в развитии человека. Сегодня, в условиях социальных потрясений и тотальной информатизации, его ценность возраста-

ет. Живое человеческое общение становится поистине роскошью. Наблюдаются многочисленные факты агрессивности и конфликтности людей, нарушения этики отношений и неумения вести диалог, что негативно влияет на все сферы жизни общества. Современные дети, которые, по выражению американского деятеля в области образования и информационных технологий М. Пренски, превратились в «цифровых туземцев», попали в новые типы зависимости. В таких условиях необходимо усиление внимания к образованию, способному обеспечить становление диалогичной личности, развитие ее коммуникативных способностей.

В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения коммуникативные умения названы в числе базовых учебных действий. Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. Такие умения формируются не путем заучивания речевых конструкций, а в условиях подлинного диалога, когда говорящий и понимающий сходятся, по выражению М.М. Бахтина, в третьем мире общения.

Надо признать, что подлинное диалогическое педагогическое общение не стало нормой в школьной среде. У учителей довольно часто возникают трудности смыслового, эмоционального, когнитивного, тактического общения с учащимися (И.А. Зимняя). Педагогические затруднения в общении, полагает А.К. Маркова, - это проявление недостаточной личностной, предметно-профессиональной и деятельностной саморегуляции учителя. Она выражается в «недостаточной рефлексии и низкой критичности по отношению к себе, когда учитель не видит в самом себе причин, мешающих ему понять ученика и влиять на него» [5, с. 85]. Подтверждения затруднений во взаимодействии учителя с учащимися и барьеров, которые предстают как переживания личностью некоторой сложности, противоречивости ситуации общения, можно найти в работах Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, Л.А. Повар-ницыной и др.

В рамках исследования мы провели диагностику отношения детей и педагогов к проблемам общения и их готовности к диалогу. Как показал опрос учащихся шести школ Волгограда и Волгоградской области (420 чел.),

© Паратунова О.В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.