УДК 37.01
Ломакина Гульнара Рашидовна
Lomakina Gulnara Rashidovna
педагогического университета им. М. Акмуллы тел.: (918) 855-57-69
кандидат педагогических наук, докторант кафедры педагогики Башкирского государственного
PhD in Education Science, D.Phil. student of the Department, Bashkir State University of Education Science named after M. Akmully [email protected]
ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
JOB ANALYSIS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING
Аннотация:
The summary:
В статье рассматриваются различные подходы к профессиограмме учителя иностранных языков, а также значение профессио-граммы в укреплении статуса педагогической профессии.
The article reviews various approaches to foreign languages teachers’ job analysis, as well as its importance in strengthening the teacher status.
Ключевые слова:
профессиограмма, модель учителя, средство повышения интереса студентов, функции учителя.
Keywords:
job analysis, teaching model, means to increase students’ interest, teacher’s functions.
В последнее время все чаще начинает появляться такое понятие, как «Профессио-грамма» различных профессий. Как правило, профессиограмма представляет собой комплекс требований, необходимых для «идеального» работника, занимающего ту или иную должность. Профессиограммы могут иметь как общий характер, например, профессиограмма менеджера, педагога, руководителя без учета особенностей какой-либо области, так и иметь более конкретный характер и составляться руководителями или сотрудниками кадровой службы предприятия применительно к конкретной должности, с учетом мельчайших особенностей той или иной вакансии.
Вопросы профессиограммы в самом общем понимании являются сферой интересов таких российских ученых, как И.А. Зимняя, Е.И. Холостов, П.Д. Павленок и другие. И.А. Зимняя в своих исследованиях рассматривает вопросы компетентностного подхода к формированию будущего педагога, а также проблемы составления профессиограммы педагога, считая, что при построении профессиограммы необходимо учитывать три основных требования: профессиональную компетентность, гуманистическую направленность и межличностные отношения, и понимая данный термин как идеальную модель «учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога, образец, эталон, в которой представлены:
• основные качества личности, которыми должен обладать учитель;
• знания, умения, навыки для выполнения функций учителя» [1].
В настоящий момент современная школа переживает две противоречивые тенденции. С одной стороны, требования, предъявляемые обществом к педагогу, постоянно растут. Все чаще и чаще родители считают, что одним из важнейших свойств современного учителя является его гуманная и гуманитарная позиция: толерантность, способность понимать ребенка, умение видеть ситуацию глазами ребенка и родителей, умение стимулировать саморазвитие школьника. Данные качества требуют гораздо большего и более разностороннего образования, но в то же время они требуют от педагога и большей отдачи. По мнению общества, роль педагога уже давно не ограничивается только и собственно преподаванием своего предмета - общество все больше и больше тяготеет к тому, чтобы частично переложить на педагогов функции семьи по воспитанию, культурному и
нравственному формированию подрастающего поколения. Достичь данной задачи, находясь только в рамках учебного предмета, невозможно.
С другой стороны, к сожалению, налицо и противоположная тенденция - наряду с постоянным повышением требований к профессиональной компетенции педагога в целом престиж педагогических профессий падает. Отчасти это связано с неоправданно низкой оплатой педагогического труда, отчасти это характеризует общую тенденцию общества к нивелировке нравственно-моральных ценностей и устоев.
В такой сложной и неоднозначной ситуации профессиограмма педагога является одним из средств повышения интереса студентов к профессии педагога, к более сознательному и более «технократичному», логичному, более, если можно так выразиться, «современному» отношению к педагогической деятельности. Немаловажным значением для современной молодежи является осознание значимости выполняемых действий, приобретаемой профессии. Понимание того, что не все в этом мире измеряется деньгами, может помочь преодолеть барьер, связанный с низкой оплатой преподавательского труда. Однако каждому человеку - а для современной молодежи это становится все более и более актуальным - необходимо осознание собственного места в данной жизни, понимание того, что труд, выполняемый ими, является необходимым и приносит неоспоримую пользу обществу. Профессиограмма позволяет сделать важность педагогической работы более очевидной для студентов и помочь им осознать всю значимость миссии, которую они собираются взять на себя. Таким образом, с одной стороны профессиограмма - это одна из резервных возможностей повышения активности студентов по отношению к овладеваемой профессии, с другой стороны, профессиограмма учителя - документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки [2, с. 18]. То есть профессиограмма представляет собой некий эталон, содержащий в себе критерии, необходимые для оценки уровня профессиональной - педагогической (а не только предметной) - квалификации педагога.
И, наконец, профессиограмма является основой «профессиографического метода изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у педагога знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью» [3]. Таким образом, Профессиограмма является одним из стимулов дальнейшего профессионального роста и совершенствования учителя.
Проблемами профессиграммы занимались и психологи, рассматривая ее, прежде всего, с точки зрения педагогических навыков и умений. Так, например, психолог В.А. Кру-тецкий в учебнике «Психология» предлагает следующую структуру профессиональнозначимых качеств личности и умений, которые необходимо иметь учителю [4, с. 322-333]:
- мировоззрение личности («воспитывает лишь тот, кто сам воспитан»);
- положительное отношение к педагогической деятельности (речь идет о педагогической направленности личности: «не может быть хорошим учителем тот, кто равнодушно относится к своей работе»);
- педагогические способности;
- профессионально-педагогические знания, умения и навыки - знания в области преподаваемого предмета и технологии обучения.
В.А. Сухомлинский [5, с. 53-66] выделяет четыре признака педагогической культуры. Он считает необходимым, чтобы педагог:
- обладал академическими знаниями, необходимыми и достаточными для того, чтобы можно было обратиться к уму и сердцу воспитанника;
- регулярно изучал и анализировал научно-методическую литературу (педагогическую, психологическую, публицистическую и т. д.);
- обладал знаниями о различных методах изучения ребенка;
- обладал речевой культурой.
Таким образом, мы видим, что проблема профессиональной профессиограммы педагога (учителя) интересует ученых с различных точек зрения, проблемы определения и составления профессиограммы интересуют как методистов, так и ученых-педагогов, психологов, социологов. Подобный интерес связан, как нам кажется, прежде всего с тем, что профессиограмма позволяет с новой, современной точки зрения подойти к пониманию и определению педагогической профессии, уточнить ее роль в современном мире, донести важность педагогической профессии до студентов и молодых специалистов, подкрепить их мотивацию и стремление найти себя именно в профессии педагога, несмотря на сложности, которые испытывают ее представители в современном мире.
Ссылки:
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая
парадигма результата образования. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.rsuh.ru/article.html?id=50758
2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. 2-е изд., перераб. и доп. М. ; Нальчик, 1996. 93 с.
3. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. М., 2002. 208 с.
4. Крутецкий В.А. Психология. М., 1986. 336 с.
5. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Киев, 1984. 254 с.
References (transliterated):
1. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii - novaya
paradigma rezul'tata obrazovaniya.
[Electronic resource]. URL:
http://www.rsuh.ru/artide.html?id=50758
2. Leont'ev A.A. Pedagogicheskoe obshchenie. 2nd ed., revised and add. M. ; Nal'chik, 1996. 93 p.
3. Vvedenie v pedagogicheskuyu deyatel'nost' : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / A.S. Robotova, T.V. Leont'eva, I.G. Shaposhnikova, et al. M., 2002. 208 p.
4. Krutetskiy V.A. Psikhologiya. M., 1986. 336 p.
5. Sukhomlinskiy V.A. Sto sovetov uchitelyu. Kiev, 1984. 254 p.