Научная статья на тему 'Профессиограмма учителя иностранных языков, работающего с лингвистически одарёнными детьми'

Профессиограмма учителя иностранных языков, работающего с лингвистически одарёнными детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ОДАРЁННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ / PROFESSIOGRAME TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGES / GIFTED CHILD / LINGUISTIC TALENT / PROFESSIONAL SKILLS / DIAGNOSIS OF GIFTEDNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербатых Людмила Николаевна

В работе представлена профессиограмма учителя иностранных языков, работающего с лингвистически одарёнными школьниками, в форме модели, основных качеств личности, которыми он должны обладать. Особое внимание уделено диагностическим умениям учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербатых Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professiogramm of the teacher of foreign languages working with linguistically exceptional children

In this paper the professiograme teachers of foreign languages, working with linguistically gifted students, in the form of the model, the basic personality traits, which he should have. Particular attention is paid to the diagnostic skills of teachers.

Текст научной работы на тему «Профессиограмма учителя иностранных языков, работающего с лингвистически одарёнными детьми»

УДК 371.12

ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ, РАБОТАЮЩЕГО С ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Людмила Николаевна Щербатых, к. п. н., докторант, доц., доц. кафедры иностранных языков специальных дисциплин Тел.: (47467) 6-07-32, e-mail: [email protected] Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

http://elsu.ru

В работе представлена профессиограмма учителя иностранных языков, работающего с лингвистически одарёнными школьниками, в форме модели, основных качеств личности, которыми он должны обладать. Особое внимание уделено диагностическим умениям учителя.

Ключевые слова: профессиограмма учителя иностранных языков, одарённый ребёнок, лингвистическая одарённость, профессиональные умения, диагностика одаренности

Личность учителя - ведущий фактор любого обучения, и ситуация с учителем, обучающего одаренных детей, не является исключением. С одаренным ребенком может работать только одаренный учитель, эрудированный, увлеченный и умеющий увлекать, открытый в общении.

Как справедливо заметил Н. С. Лейтес, «поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогических добродетелей, то учитель, работающий с высокоинтеллектуальными детьми, в глазах учеников и родителей превращается в образец образцов» [3].

Профессионализм учителя иностранных языков, работающего с одаренными детьми, проявляется во взаимосвязанных характеристиках: глубокое знание особенностей одаренных детей и возможных способов проявления одаренности, а также условий их развития; в качествах личности учителя; стиле его педагогической деятельности и характере его общения с учениками, родителями, окружающими людьми в рамках его ценностей и установок. Педагогические ситуации, которые возникают в работе с одаренными детьми, характеризуются открытостью, информационной изменчивостью, сложностью, динамичностью, которые Э. Г. Юдин приводит как характеристики педагогического процесса в целом [5].

В работе «Одаренный ребенок в массовой школе» [4] А. И. Савенков анализирует интеллектуальные портреты одаренного ученика и его учителя по степени выраженности, и характеризует их следующими качествами в познавательной сфере: оригинальность мышления, гибкость мышления, продуктивность мышления, развитая память, высокая концентрация внимания, способность к анализу и синтезу.

В сфере личностного развития для них характерны увлеченность изучением иностранных языков, социальная автономность, ширина интересов, лидерство, соревновательность, чувство юмора.

Требования к знаниям, навыкам, умениям и личностным качествам учителя, которые нужны для работы в школе, отражаются в его професссиограмме.

Професссиограмма - это совершенная модель учителя, преподавателя, воспитателя, в которой представлены основные качества личности, которыми они должны обладать.

Н. В. Кузьмина предложила профессиограмму, которая является «паспортом» включающим в себя совокупность (несколько идеализированных) личностных качеств, педагогических и специальных знаний и умений, необходимых учителю [2].

Условно профессиограмму учителя, работающего с одаренными детьми, можно разделить на 3 части: профессиональная готовность учителя работать с одаренными детьми, обусловленная структурой деятельности учителя; социально и профессионально обусловленные качества педагога; эмоционально-оценочное отношение к миру.

Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности 4 взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский, коммуникативный и контрольно-оценочный (рефлексивный). Данные компоненты определяют готовность к профессиональной деятельности учителя работать с одаренными детьми и обусловлены следующими показателями:

- конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебного материала, планирование своих действий и действий учащихся),

- конструктивно-материальный (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса),

- организаторский (выполнение действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности),

- коммуникативный (установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями),

- контрольно-оценочный (осуществление постоянной обратной связи) [2].

Что касается социально и профессионально обусловленных качеств педагога, то они включают в себя:

- высокую гражданскую ответственность и социальную активность,

- любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце,

- интеллектуальность, духовную культуру, желание и умение работать вместе с другими,

- высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений,

- потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему,

- психическое здоровье, профессиональную работоспособность.

Эмоционально-оценочное отношение к миру учителя характеризуют:

- социально-профессиональная позиция педагога (ценностные ориентации, убеждения, взгляды), позволяющая выступать в качестве информатора, консультанта, друга и т.д., имеющая либо положительный, либо отрицательный эффект в зависимости от личности учителя,

- направленность личности учителя (интерес к профессии, педагогическое призвание),

- педагогический долг и ответственность,

- положительное эмоциональное отношение к детям, родителям, профессиональной деятельности в целом,

- убежденность, определяющая гуманистические позиции учителя, его стремление нести

знания, чувство долга и ответственности, желание нести воспитанникам гуманитарную культуру.

Профессиограмма учителя иностранного языка содержит не только общее, что типично для педагогической профессии в целом, но и особенное, что характерно только для деятельности учителя иностранного языка. Она содержит характеристику основных педагогических функций учителя иностранного языка, его личностных качеств, общепедагогических и профессионально-методических компетенций, умений, обеспечивающих реализацию данных функций.

Учитель иностранных языков должен знать психолого-педагогические и методические основы процесса управления познавательной деятельности школьника и организационные основы работы в классе с углубленным изучением иностранных языков, владеть основными приемами и способами активизации познавательной деятельности учащихся.

Принимая во внимание сущность, специфику детской одаренности, а также исходя из перечисленных точек зрения на проблему профессиональной готовности и деятельности педагога, мы приходим к выводу, что готовность будущего учителя иностранных языков к работе с лингвистически одаренными детьми представляет собой

сложное целостное личностно-деятельностное образование, включающее в себя потребность, способность и профессиональные умения создания оптимальных условий для развития потенциала лингвистически одаренных детей посредством организации специального психолого-педагогического и методического сопровождения ребенка, соответствующего его индивидуальным особенностям, возможностям и потребностям.

Представив общие основы умений, необходимых для студентов в учебной деятельности и будущей профессиональной деятельности учителя иностранных языков (как структурные компоненты педагогической деятельности), перейдем непосредственно к выделению умений, необходимых к работе с одаренными школьниками, которые рассматриваются как необходимое дополнение к описанным выше.

Учитывая специфику детской одаренности, можно выделить умения диагностировать детскую одаренность в профессиограмме учителя иностранного языка, работающего с данной категорией детей:

- учёт успеваемости,

- знание и владение комплексом отечественных и зарубежных тестов одарённости, выявляющих не только наличие одарённости (её видов), но и с большой долей достоверности показывающих её уровень (например, тест Векслера; интеллектуальный тест Слоссона; Кауфман-ская оценочная батарея тестов для детей; шкала детских способностей Маккарти; групповой тест когнитивных умений; тест когнитивных способностей Р. Торндайка и Е. Хаген; школьный тест умственного развития (ШТУР), разработанный под руководством К.М. Гуревича и др.),

- владение другими диагностическими методами: включенное наблюдение, анкетирование, проведение рейтинга, собеседование (с ребенком, его родителями, другими учителями), изучение продуктов деятельности школьников,

- владение системой мониторинговых исследований одаренности, дающей возможность проследить тенденции и динамику развития или затухания одаренности, выяснив возможные препятствия или стимулы к ее развитию.

Процедура выявления одаренных детей представляет собой многофакторный анализ разных источников информации. Так, например, диагностический аппарат учителя иностранных языков обязательно должен затрагивать выявление креативности ребенка, наличия и степени сформированности творческих способностей, проявлений дивергентного мышления, неадаптивной активности, тесты достижения и др.

Обладая знаниями в области педагогики, психологии, методики обучения иностранным языкам, учитель, тем не менее, может не реализовать их в практике работы, если у него отсутствуют необходимые умения и навыки по эффективному использованию основных способов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся, актуализации знаний, умений и навыков одаренных школьников, полученных ими на уроках в обычной школе; организации самостоятельной учебной работы учащихся, их самоконтроля, организации работы, направленной на саморазвитие одаренного ребенка.

Формирование данных навыков и умений может быть реализовано на занятиях различных форм спецсеминара, на практических занятиях по методике обучения иностранным языкам, в процессе педагогической практики, создающей необходимые условия для становления будущего учителя иностранных языков, которая должна быть обязательной для всей группы студентов. Как отмечал В. В. Краевский: «педагогическое знание является одновременно и результатом, и средством практической деятельности» [1].

Итак, учитель иностранных языков, работающий в специализированных лингвистических классах с одаренными детьми должен знать:

- философские, психолого-педагогические и методические основы процесса управления познавательной деятельностью школьников, его творческого саморазвития, методы и принципы педагогического исследования,

- содержание материала, изучаемого в лингвистических спецклассах,

- организационные основы работы в классе с углубленным изучением иностранных языков,

- программу, учебники и учебные пособия по предмету,

- основные приемы и способы активизации познавательной деятельности школьников,

- вопросы реализации межпредметных и внутрипредметных связей,

- основные формы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля знаний учащихся; возможности применения одаренными учащимися спецкласса полученных ими лингвистических знаний.

Он должен уметь гибко использовать:

- имеющиеся программы углубленного изучения иностранных языков и составлять свои программы,

- подбирать и составлять систему задач и языковых упражнений обучающего, тренировочного, творческого, контролирующего характера по каждой теме занятия,

- эффективно использовать методы, приемы и способы обучения по управляю саморазвитием одаренных учащихся и их самообучением,

- умело применять формы контроля учебной деятельности одаренных учащихся,

- стимулировать познавательную активность одаренных учащихся,

- подбирать, анализировать и использовать литературу, содержащую дополнительный материал к учебникам общеобразовательной школы.

Наконец, учитель иностранных языков, работающий с лингвистически одарёнными детьми, должен иметь солидную теоретическую лингвистическую базу, включающую знание самого языка и его теории, культуры страны изучаемого языка.

Литература

1. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. - М.: Знание,

1977.

2. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 24-29.

3. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия: Избранные труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство ПНО «МОДЭК», 2008.

4. Савенков А.И. Одарённый ребенок в массовой школе. - М.: Сентябрь, 2001.

5. Юдин Э.Г. Деятельность и системность // Системные исследования. Ежегодник. - М.

1977.

PROFESSIOGRAMM OF THE TEACHER OF FOREIGN LANGUAGES WORKING WITH LINGUISTICALLY EXCEPTIONAL CHILDREN

Lyudmila Nikolaevna Shcherbatykh, candidate of pedagogical sciences, doctoral candidate, associate professor, associate professor of foreign languages of special disciplines

In this paper the professiograme teachers of foreign languages, working with linguistically gifted students, in the form of the model, the basic personality traits, which he should have. Particular attention is paid to the diagnostic skills of teachers.

Keywords: professiograme teachers of foreign languages, gifted child, linguistic talent, professional skills, diagnosis of giftedness

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.