ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2016. №1(43)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.02
К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ (НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»)
© Римма Ахмадуллина, Нелли Валиахметова
ON PREPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR WORKING WITH GIFTED STUDENTS (BASED ON THE CONTENT POTENTIAL
OF "PEDAGOGY")
Rimma Akhmadullina, Nelly Valiakhmetova
The article discusses the issues of modern education: professional competence of teachers working with gifted children, as well as the need to create an integrated system of training teachers in the area of gifted pedagogy. The article contains the following data on a number of unsolved problems in this field: scientific and methodological, psychological and pedagogical, logistical and human resources issues. The disadvantages of teacher training at the stage of higher education are viewed here from the positions of different authors with a focus on strengthening either its special (academic subjects) or psycho-pedagogical component. After studying theoretical sources, the researchers come to the conclusion that the understanding of teachers' professional-personal readiness for working with gifted children is ambiguous, if seen through such features as: abilities, skills, attitudes and competences. The authors also analyze educational and professional pedagogical standards in terms of competences in the area of teaching, developmental and educational activities, focused on the professional training in the field of educational support of gifted children.
Based on the studies in this area, the authors make an attempt to build their own original model of training students for teaching gifted children on the basis of the content potential of the academic subject "Pedagogy" in the course of university teacher preparation. The article describes content characteristics of each component of the model in detail: (target, content, organizational, procedural, evaluation and effective). As a result of the analysis and identification of the content potential of the academic subject "Pedagogy" with respect to the issue of giftedness, we suggest that special themed classes should be included in its different sections. The article reveals necessary conditions, effective forms, methods, means and technologies of its model realization, evaluation criteria, diagnosis and levels of the professional competence development.
Keywords: professional competence of teachers, competence, pedagogical education, model of training teachers for gifted children, academic subject "Pedagogy".
Статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми, а также необходимости создания целостной системы работы по подготовке педагогов в сфере педагогики одаренности. Приводятся данные о наличии ряда нерешенных задач в данной области: научно-методических, психолого-педагогических, материально-технических и кадровых. С позиций различных авторов рассматриваются недостатки подготовки педагогов на этапе вузовского обучения с акцентом на усиление либо специальной (предметной), либо психолого-педагогической ее составляющей. Путем изучения теоретических источников исследователи делают обоснованное заключение о неоднозначности понимания профессионально-личностной готовности педагога к работе с одаренными детьми, рассматриваемой через такие характеристики, как способности, умения, направленность, компетенции. Авторы статьи также анализируют содержание образовательных и профессиональных педагогических стандартов на наличие компетенций в области обучающей, развивающей и воспитательной деятельности, ориентированных на профессиональную подготовку в области педагогической поддержки одаренных.
Опираясь на существующие исследования по рассматриваемой проблеме, авторы делают попытку построения собственной, оригинальной модели подготовки будущего учителя для работы с одаренными учащимися на основе содержательного потенциала дисциплины «Педагогика» в ус-
ловиях педагогического образования в вузе. В статье подробно раскрывается содержательная характеристика каждого из компонентов модели (целевого, содержательного, организационно -процессуального, оценочно-результативного). В результате анализа и выявления содержательного потенциала дисциплины «Педагогика» относительно проблемы одаренности в работе предлагается тематика занятий при освоении разных ее разделов. В статье раскрываются необходимые условия, эффективные формы, методы, средства и технологии реализации модели, критерии оценки, диагностика и уровни сформированности профессиональной компетентности.
Ключевые слова: профессиональная компетентность педагогов, компетенции, педагогическое образование, модель подготовки учителя для одаренных учащихся, дисциплина «Педагогика».
Человеческие ресурсы с высоким интеллектуальным потенциалом всегда представляли наивысшую ценность для любой нации. В связи с этим в отечественном образовании все более актуальной становится идея создания целостной системы работы с одаренными учащимися, раскрытие талантов которых требует нестандартных подходов к организации комплексной психолого-педагогической поддержки, ориентированной на возможности их самореализации и саморазвития.
Нормативно-правовую основу этого процесса в настоящее время составляют различные законодательные акты федерального и региональных уровней, в которых закрепляются приоритетные цели и задачи образовательной политики в отношении одаренных детей. Несмотря на то, что работа в этом направлении ведется с конца прошлого века (начиная с государственной программы «Развитие творчества и одаренности» (1996г.)) и формирование эффективной системы выявления и сопровождения молодых талантов является одним из приоритетов государственной политики, существует немало трудностей, связанных с ее организацией. В Федеральной целевой программе развития образования на 20112015 годы прямо указывается на то, что в России не сформирована система целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью [Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы].
Исследователи указывают на целый ряд проблем в этой области:
- научно-методические, исходящие из множества теоретических подходов к проблеме развития детской одаренности;
- психолого-педагогические, определяемые необходимостью теоретического обоснования всей системы работы с одаренными детьми;
- материально-технические, связанные с недостаточным материально-техническим обеспечением образовательных учреждений;
- и, наконец, кадровые, обусловленные необходимостью специальной подготовки педагогов, профессионально и личностно ориентированных на работу с одаренными детьми [Карпова].
Акцент на последней из вышеперечисленных проблем был сделан в Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В ней отмечалось, что основное внимание должно быть уделено повышению профессионального мастерства учителей и наставников, а одним из главных направлений функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов является развитие системы подготовки педагогических и управленческих кадров [Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов]. Идея повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций в сфере педагогики и психологии одаренности отражена и в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.]. Она органично переплетается с общим направлением модернизации педагогического образования путем реализации комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников, отмеченном в Федеральной целевой программе развития образования на 20162020 гг. [Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг.].
Для развития одаренной личности необходимо не только построить обучение на основе лич-ностно-ориентированного подхода, но и создать педагогические условия для индивидуального, дифференцированного обучения, которое должно осуществляться подготовленными педагогами, хорошо разбирающимися в специфике обучения одаренных детей [Салпыкова].
Анализ теоретических источников показал, что мнения исследователей по вопросу недостатков подготовки педагогов к работе с одаренными учащимися существенно разнятся.
Ряд зарубежных исследований указывают на корреляцию эффективности учителя и его балла по преподаваемой дисциплине, а также на примере математики показывают связь успеваемости учеников с наличием ученой степени в преподаваемой науке [Пат Уингерт]. Отсюда на приме-
рах математики и естествознания делается вывод о необходимости усиления подготовки студентов - будущих педагогов в преподаваемом предмете.
С другой стороны, известный исследователь педагогической деятельности Н. В. Кузьмина полагает, что принципиальное отличие компетентности продуктивного педагога от малопродуктивного - в психологических компонентах системы профессиональных знаний. Достаточно высокий уровень сформированности психологических компонентов знаний позволяет педагогу побуждать учащихся к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию [Кузьмина]. Особенно важными, на наш взгляд, эти положения представляются для работы с одаренными учащимися, для которых высокая способность к саморазвитию и самообразованию является характерной чертой.
Чаще всего отечественные авторы критикуют традиционную модель профессиональной подготовки в педагогических вузах за недостаточное количество времени, отпущенного на изучение блока психолого-педагогических дисциплин и предметную направленность, что не позволяет эффективно развивать у студентов компетенции, связанные с разнообразными подходами к учащимся с различными интересами и способностями.
Полагая, что оптимальное соотношение специальной и психолого-педагогической подготовки является предметом отдельного обсуждения, хотим отметить положительную тенденцию в плане прямых требований к профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми, которые содержатся в новом профессиональном стандарте педагогической деятельности.
Так, в области функции обучения среди необходимых умений отмечены: использование и апробирование специальных подходов к обучению в целях включения их в образовательный процесс обучающихся, проявивших выдающиеся способности. В области развивающей деятельности профессиональные умения включают освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными кон-тингентами учащихся: одаренными детьми и др. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ предусматривает такие действия, как планирование специализированного образовательного процесса для обучающихся с выдающимися способностями, использование разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федераль-
ных государственных образовательных стандартов [Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)].
Анализ литературы показал, что большинство авторов, формулируя требования к подготовке педагогов, опираются на Рабочую концепцию одаренности, в которой обозначена профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми [Рабочая концепция одаренности]. Чаще всего данная профессионально-личностная квалификация определяется исследователями через понятие профессионально-личностной готовности. Её содержание раскрывается по-разному: как структурно-уровневое личностное образование, состоящее из нескольких компонентов, раскрывающих его де-ятельностную природу; как способность к выполнению определенных видов профессиональной деятельности; в виде групп педагогических умений; через понятие специфической направленности, в основе которой лежит гуманистическое мировоззрение; как определенный набор профессиональных компетенций.
Такое многоообразие трактовок объясняется, на наш взгляд, отсутствием в ФГОС 3 и 3+ по направлению «Педагогическое образование» компетенций, напрямую ориентированных на подготовку студентов к работе с одаренными детьми. Но здесь мы не видим особых сложностей, так как вуз имеет право на уточнение формулировки компетенций в соответствии с реализуемым профилем подготовки (бакалавриат) или наименованием программы (магистратура). Поэтому данная проблема решается отдельными вузами и исследователями самостоятельно. Другое дело сам процесс подготовки, адекватность целей, содержания, а также выбранных форм, методов и технологий.
Исходя из анализа ранее разработанных моделей подготовки будущих педагогов для работы с одаренными детьми (А. В. Золотаревой, А. М. Матюшкина, Д. С. Молокова, Н. Б. Шумаковой, М. Линдсли, Е. В.Пажитневой, Г. В. Тарасовой, И. И. Ушатиковой, Л. А. Галкиной, Н. А. Прониной, Т. Ф. Сергеевой, Е. В. Сечкарёвой), мы предлагаем собственную, несколько расширенную и доработанную модель, основой которой является содержательный потенциал дисциплины «Педагогика».
Структура модели включает в себя целевой, содержательный, организационно-процессуальный, оценочно-результативный компоненты.
Целевой компонент задает цель и задачи процесса подготовки, а именно: формирование
профессионально-личностной готовности будущего учителя к работе с одаренными детьми через овладение психолого-педагогическими знаниями; формирование общих и профессиональных компетенций; развитие профессионально значимых личностных качеств, необходимых для работы с одаренными детьми.
Содержательный компонент модели реализуется в трех основных направлениях подготовки: формировании теоретической готовности (через освоение необходимого объема теоретических знаний и умений по проблеме одаренности), практической готовности (овладение совокупностью практических умений и навыков, необходимых для осуществления основных направлений работы с одаренными детьми), личностной готовности (сформированность необходимых профессионально-значимых личностных качеств будущего учителя для одаренных учащихся).
Непосредственно само содержание образования будущего учителя для одаренных детей на уровне учебного предмета может быть реализовано путем обогащения дисциплин профессионального и специального циклов, включенных в учебные планы по направлению «Педагогическое образование», квалификация - бакалавр. В частности, нами был проанализирован содержательный потенциал дисциплины «Педагогика» (профессиональный цикл), включенной (Казанским федеральным университетом) в базовую часть учебного плана 2015 года по направлению подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), уровень высшего образования - бакалавриат. Данная дисциплина выполняет ключевую функцию в формировании профессионально-личностной готовности педагога.
В нижеследующей таблице мы предлагаем возможную тематику занятий при последовательном освоении разных разделов педагогики.
Таблица 1.
Тематика занятий по проблеме одаренности
при освоении разделов педагогики
Раздел педагогики Примерная тематика занятий по проблеме одаренности
Общие основы педагогики Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок». Виды одаренности. Принципы и методы выявления одаренных детей. Основные компоненты профессиональной квалификации педагога для одаренных детей. Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми. Качества учителя, необходимые для эффективного межличностного об-
щения с одаренными учащимися.
История педагогики и образования Проблема одаренности в истории педагогической мысли. Эволюция учений об одаренности. Первые экспериментальные исследования. Зарубежные концепции одаренности (концепция Дж. Рензулли). Основные подходы к проблеме формирования общей одаренности: когнитивный, целостный, междисциплинарный, динамический. «Рабочая концепция одаренности» отечественных специалистов (Д. Б.Богоявленская, В. Д. Шадриков и др.). Развитие одарённости в системе современного образования. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом
Теория и методика воспитания Сущностные характеристики одаренности. Особенности личности одаренного ребенка. Проблемы воспитания одаренного ребенка. Условия оптимального межличностного общения учителя с одаренными детьми. Эффективные формы взаимодействия одаренного учащегося с учителями. Создание условий в школьной системе воспитания для социальной адаптации одарённых детей. Педагогические условия воспитания одаренного ребенка в семье. Стратегии семейного воспитания, взаимодействия семьи и педагога как фактор развития успешной личности.
Дидактика Структура умственной способности учащихся с актуальной одарённостью. Академическая и творческая одарённость. Способы выявления умственной одарённости. Аппарат диагностики. Специфика раскрытия творческой одарённости. Специфика раскрытия академической способности. Виды и направления дифференциации обучения. Формы организации обучения. Функции учителя. Специфика учебной деятельности одаренных детей. Принципы, цели, содержание, формы и методы обучения. Ускорение, углубление, обогащение, проблематизация обучения. Трудности в обучении одаренных детей. Возможности, потребности и проблемы одаренных детей в обучении. Отстающие в учении одаренные школьники. Создание усло-
Современные педагогические технологии
вий для проявления скрытой одаренности. Система психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся._
Проектирование технологии развития творческой деятельности учащихся. Технологии личностно-ориентированного обучения (поддержки ребенка, самоисследования, педагогических мастерских, учебного проектирования, коллективной мыследеятельности, технология обучения как учебного исследования, уровневой дифференциации, дистанционного обучения, коммуникативного обучения, перспективно-опережающего обучения, технология саморазвивающего обучения). Интерактивные технологии обучения. Технология сотрудничества в обучении одарённых школьников. Реализация технологии проблемного обучения. Урок в контексте проблемно-развивающего обучения.
Также целесообразно проводить подготовку к работе с одаренными детьми в ходе изучения курсов «Методы психолого-педагогического взаимодействия участников педагогического процесса», «Теория и методика обучения предмету», курсов по выбору «Современные технологии воспитания», «Воспитание в современной школе».
Помимо учебных дисциплин, большая роль в системе подготовки будущего учителя должна быть отведена педагогической практике студентов в школах для одаренных учащихся. В предлагаемой нами модели данное положение выступает как необходимое условие ее реализации.
Организационно-процессуальный компонент включает в себя принципы, необходимые условия, эффективные формы, методы, средства и технологии реализации модели. В первую очередь акцент делается на личностно-ориентиро-ванном подходе, внедрении проблемно-поисковых технологий обучения.
Оценочно-результативный компонент модели содержит критерии оценки профессиональной компетентности будущих педагогов для работы с одаренными детьми и уровни готовности.
В число критериев, на наш взгляд, целесообразно включить когнитивный, деятельностно-технологический, коммуникативный, рефлексивный, личностный. Содержание указанных выше критериев и их диагностика представлены в таблице 2.
№№ п/п
1.
2.
Таблица 2. Критерии оценки профессиональной компетентности будущих педагогов для работы с одаренными детьми_
Критерий
Когнитивный (объем знаний по педагогике одаренности)
Деятель-ностно-технологический (уровень умений, необходимых для осуществления основных
Содержание критерия
• знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления;
• знание теорий и концепций одаренности;
• знание признаков проявления одаренности;
• знание психологических особенностей развития детей с признаками одаренности;
• знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения одаренных детей;
• знание форм организации учебной деятельности детей с признаками одаренности;
• знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одаренными детьми
• овладение методами и методиками диагностики детей с признаками одаренности;
• овладение технологиями развития одаренности;
• овладение умениями организации психолого-педагоги-
Методы и методики диагностики
тестирование
метод самоанализа; метод экспертных оценок; метод разрешения практических ситуаций с качествен-
направлений работы с одаренными детьми)
Коммуникативный (уровень умений осуществлять эффективное межличностное педагогическое общение с одаренными детьми)
Рефлексивный (способность адекватно оценить результаты своей профес-сиональ-ной деятельности и личностные качества)
Личностный
(сформирован-ность не-
ческого сопровождения образовательного процесса;
• овладение умениями и навыками в области дидактики и методики обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности учащихся, их контингента и конкретных условий обучения;
• овладение умениями и навыками пси-холого-педагогичес-кого консультирования одаренных детей, их родителей и других членов семьи
• умение создавать условия позитивного межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса;
• овладение навыками субъект-субъектного межличностного взаимодействия с одаренными школьниками
• внутренний локус контроля;
• адекватная самооценка
• профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать и раз-
ной обработкой ответов с помощью контент-анализа
методика «Умеете ли вы влиять на других?» Г. Райтаровой методика оценки коммуникативных способностей учителя Л. М. Митиной
методика «Диагностика рефлексивно-сти» А. В. Карпова
методики «Склонность учителя к работе с ода-
обходимых про-фессио-нально-значимых личностных качеств учителя для одаренных учащихся)
вивать детскую одаренность;
• креативность;
• эмоциональная устойчивость;
• эмпатия;
• развитый интеллект;
• толерантность;
• эрудиция;
• активность;
• стремление к саморазвитию
ренными учащимися» Е. И. Бараевой; «Насколько у вас сформированы качества педагога?» Л. Д. Столя-ренко; методика «Диагностика реализации потребности в саморазвитии или способности к саморазвитию и факторов, содействующих или затрудняющих его» (автор-
составитель В. А. Деркун-ская); «Готовность к саморазвитию» Т. А. Ратановой и Н. Ф. Шляхты; тест «Оцените свой творческий потенциал» Е. И. Рогова
Критерии, в свою очередь, дают основание для выявления уровней готовности. В предлагаемой нами модели они представлены как оптимальный, допустимый, критический.
Оптимальный уровень отличают высокие показатели всех критериев готовности, креативность, самостоятельность, оригинальность при решении различных педагогических задач в нестандартных ситуациях; допустимый уровень -обучающийся демонстрирует средние показатели
сформированное™ готовности, творческий характер деятельности выражен слабо, педагогические задачи решаются качественно, но в стандартных ситуациях и с опорой на уже известные технологии; критический уровень характеризуется низкими показателями всех критериев готовности, частичным решением профессиональных задач в конкретных стандартных педагогических ситуациях, отсутствием мотивации к работе с одаренными детьми.
Реализация представленной модели (рис.1), на наш взгляд, будет способствовать эффективному формированию необходимых компетенций будущего учителя для работы с одаренными учащимися, тем самым решая одну из наиболее актуальных проблем современного образования.
Список литературы
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 № 792-р. Москва. URL: Шр://минобрнауки.рф/документы/3409 (дата обращения: 28.01.2016).
Карпова С. И. Проблема детской одаренности на современном этапе развития российского образования (теория и практика реализации) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2012. №4. URL: http://www.online-science.ru/rn/products/ ped-agogical_sciense/gid162/pg0/ (дата обращения: 28.01.2016).
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. URL: http:// www.rsr-online.ru/doc/2012_06_25/7.pdf (дата обращения: 28.01.2016).
Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. 32 с.
Пат Уингерт. Как подготовить хорошего учителя // В мире науки. 2013. № 2. URL: http://spkurdyumov.ru/ uploads//2013/08/uchitel.pdf/ (дата обращения: 28.01.2016).
Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). URL: http://profstandart. rosmintrud.ru/web/ps235135 (дата обращения 14. 01.16)
Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расш. и перераб. М.: Министерство образования и науки, 2003. 95с.
Салпыкова И. М. К вопросу развития академической и творческой одаренности // Искусство и педагогика. Казань: Бриг, 2011. Вып. VI. 390 с.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. URL: http://минобрнауки.рф/ документы/2010/печать (дата обращения: 14.01.2016).
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. URL: http://минобрнауки.рф/ документы/5930 (дата обращения: 14.01.2016).
References
Federal'naia tselevaia programma razvitiia obra-zovaniia na 2011-2015 gody [Federal Target Program of the Development of Education for 2011-2015]. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/2010/pechat' (accessed: 14.01.2016). (In Russian)
Federal'naia tselevaia programma razvitiia obra-zovaniia na 2016-2020 gody [Federal Target Program of the Development of Education for 2016-2020]. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/5930 (accessed:
14.01.2016). (In Russian)
Gosudarstvennaia programma Rossiiskoi Federatsii «Razvitie obrazovaniia» na 2013-2020 gg. Utverzhdena rasporiazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 15 maia 2013 No. 792-r [Russian State Program "Development of Education" for 2013-2020. Approved by the Federal Government on May 15, 2013, No. 792-p]. Moscow. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/3409 (accessed: 28.01.2016). (In Russian)
Karpova, S. I. (2012). Problema detskoi odarennosti na sovremennom etape razvitiia rossiiskogo obrazovaniia (teoriia i praktika realizatsii) [Problem of Children's Natural Giftedness at the Contemporary Stage of the Russian Education Development (Theory and Practical Reality)]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchest-vennye nauki, 2012, No.4. URL: http://www.online-science.ru/m/products/pedagogical_sciense/gid162/pg0/ (accessed: 28.01.2016). (In Russian)
Kontseptsiia obshchenatsional'noi sistemy vyiavleniia i razvitiia molodykh talantov [The Concept of a National System of Identification and Development of Young Talents]. URL: http://www.rsr-online.ru/doc/2012_06_25 /7.pdf (accessed: 28.01.2016). (In Russian)
Kuz'mina, N. V. (1985). Sposobnosti, odarennost', ta-lant uchitelia [Teacher's Skills, Giftedness and Talent.]. 32 p. Leningrad, Znanie. (In Russian)
Pat Wingert. (2013). Kak podgotovit' khoroshego uchitelia [Building a Better Science Teacher]. V mire nauki, 2013, No. 2. URL: http://spkurdyumov.ru/ up-loads//2013/08/uchitel.pdf/ (accessed: 28.01.2016). (In Russian)
Professional'nyi standart. Pedagog (peda-gogicheskaia deiatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom ob-shchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obra-zovanii) (vospitatel', uchitel') [Professional Standard. Teacher (Educational Activities in Preschool, Primary General, Basic General and Secondary General Education) (Tutor, Teacher).]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps235135 (accessed: 14.01.16). (In Russian)
Rabochaia kontseptsiia odarennosti. (2003). [The Draft Conception of Giftedness]. 2-e izd., rassh. i pererab. 95 p. Moscow, Ministerstvo obrazovaniia i nauki. (In Russian)
Salpykova, I. M. (2011). K voprosu razvitiia akad-emicheskoi i tvorcheskoi odarennosti [On the Development of Academic and Creative Giftedness]. Iskusstvo i pedagogika, vyp. VI, 390 p. Kazan', Brig. (In Russian)
_
:S О S
PC о
с
г«
¡8
? ^
- с
с
w
с:Е
ЕЕ-
S сЭ S
§35
¿1 H 1
и
Ег^Ш ssg m
ù.
Цел ь: формирование проф se ai он ально-личностной готовности будущего учителя к работе с одаренными детьми
Задачи: овладение пс-иколого-ПеДчгогичёйсныи знаниями обучения и воспитания одаренных учащихся. фор^жрованиеобшихи профессиональных компетенций, развитие профессионально значимых личностных качеств. необходимых дтя работы с одаренными детьми
Направления подготовки
С о дер л а н ti е п о л готов кн.
Формирование теоретической готовности
Формирование
практической
готовности
Формирование личности ой готовности
Ди СП ИГ ЛЕНЫ
проф ессиоЕальной подготовки
Принципы: единство теоретической и практической подготовки, личностно ориентированного и дифференцированного подхода, деятельностной активности, обратной связи, самостоятельности, проблематиз алии, рефлексии собственной деятельности
Условия: интеграции психолого-педагогической и профессионально-личностной составляющих подготовки, усиление роли практических занятий с внедрением активных м«годов o6v4shhe ипрактико-ориентированных технологий, реализация в образовательном процессе продуктивного, личностно-ориентированного. проблемного подходов, педагогическая практика студентов в шкелзхдля одаренных учащихся
Формы: проблемные лекции. семинары, круглые столы, конференции, олимпиады, дискуссии, дебаты, деловые игры, самостоятельная работа, консультации, учебная практик а. м эстер-классы. курсовые, конкурсные работы
Когнитивный {объем знаний по педагогике одаренности)
Критерии оценки профессиональной компетентности будущих педагогов для работы с одаренными детьми
Ди СПИП ЛИНЫ сп ециальной подгот овки
Педагогич еск ая практика
Методы: исследовательские. эвристические, активные методы обучения, анализа и самоанализа педагогических ситуаций. моделирования профессиональной деятельности, з ашиты проектов, упражнения, тренинги, диагностики
Технологии: информапионно-коммуникагшонные. югитэпионно- игрсвы е. проба емно -поискового, интерактивного обучения
Средства: мультимедиа, видеоматериалы, научная и справочная литература, образовательная среда школы для одаренных учащихся
Деятельно стно-т ехнологич еский (уровень умений. необходимых для осуществления основных
направлений работы с одаренными детьми)
Оптимальный
Коммуникагивный (уровень умений осуществлять эффективное
межличностное педагогическое общение с одаренньг.:и детьми)
Допустимый
Рефлексивный (способность
объективно оценить результаты своей профессиональной деятельности и личностные качеств ai)
Уровни готовности
Личностный (сформированностъ необходимых профессионально-значимых личностных качеств учителя дтя. одаренных учащихся)
Критический
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ; Профессионально-личностная готовность будущего педагога к работе с одаренными детьми
The article was submitted on 15.02.2016 Поступила в редакцию 15.02.2016
Ахмадуллина Римма Маратовна,
кандидат педагогических наук, доцент,
Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18 akhrimma@mail.ru
Akhmadullina Rimma Maratovna,
Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. akhrimma@mail.ru
Валиахметова Нелли Раисовна,
кандидат педагогических наук, доцент,
Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18 пе11уу 1975@mail.ru
Valiakhmetova Nelly Raisovna,
Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. nellyv 1975@mail.ru