Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)
8. Суслова О. И. Формирование мотивационного компонента профессионального становления будущих педагогов-психологов : дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2007. 153 с.
9. Кудрявцев Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопр. психологии. 1981. N° 2. С. 67-69.
10. Левитов Н. Д. Психология труда. М., 1963. 127 с.
The Formation of the Motivational Component of Professional Development of Future Special Psychologists
Olga I. suslova
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: imaeva20012000@yandex.ru
In this article the results of comparative analysis of the notion «professional development», presented by Russian scientists-researchers, stresses the need for its consideration from the point of view of modern trends in professional education. Components of professional formation of future psychologists are special: target, motivational, substantive, procedural and reflexive evaluation. The motivational component represents a set of personal, cognitive and professional motives. The motivational component plays a significant role in the professional development of future specialists. The results of the study can be implemented in educational programs of training of special psychologists.
Key words: professional activities, professional formation, components of professional formation, motivational component, students -special psychologists.
References
1. Adushinova A. G. Obshchestvenno-pedagogicheskaya deyatel’nost’ v protsesse professional’nogo stanov-leniya budushchego uchitelya: dis. ... kand. ped. nauk (Socio-pedagogical activity in a process of professional development of future teacher: diss. ... сand. pedagogic sciences). Moscow, 1991. 143 р. (in Russian).
2. Slastenin V A. Vysshee pedagogicheskoe obrazovanie Rossii: traditsii, problemy, perspektivy (Higher pedagogical education in Russia: traditions, problems, prospects).
Nauka i shkola (Science and school), 1998, no. 2, pp. 8-16 (in Russian).
3. Trifonov V V Uchebnyy protsess i ego metodicheskoe obespechenie (The educational process and its methodical provision). Moscow, 1993. 262 р. (in Russian).
4. Sakharchuk E. I. Putistanovleniya novogopedagogicheskogo myshleniya (The way of formation of new pedagogical thinking). Tselostnyy uchebno-vospitatel’nyy protsess: issledo-vanie prodolzhaetsya (Holistic educational process: research continues). Volgograd, 1997, pp. 78-82 (in Russian).
5. Zeer E. F., Pavlova A. M., Sadovnikova N. O. Proforien-tologiya: teoriya i praktika: ucheb. posobie dlya vysshey shkoly (The science of professional orientation: theory and practice: a Textbook for higher school). Moscow ; Ekaterinburg, 2004. 192 р. (in Russian).
6. Stepanenko O. V Aksiologicheskie prioritety profes-sional’no-pedagogicheskoy podgotovki budushchego uchitelya (Axiological priorities of the professional-pedagogical training of the future teachers). Filosofsko-istoricheskie osnovy obshchego obrazovaniya v Rossii: мaterialy vseros. nauch.-prakt. konf. (Moskwa, 3-4 okty-abrya 2002 g.) (Philosophical and historical foundations of General education in Russia: materials of scientifically-practical conference {Moscow, 3-4 October 2002}). Moscow, 2002, pp. 338-342 (in Russian).
7. Efremova S. N. Vzaimodeystvie prepodavateley i studentov mladshikh kursov kak uslovie professional’nogo stanovleniya uchitelya: diss. ... kand. ped. nauk (Interaction of teachers and students as a condition for the professional development of teachers: diss. ... cand. pedagogic sciences). Moscow, 1997. 193 р. (in Russian).
8. Suslova O. I. Formirovanie motivatsionnogo komponenta professional’nogo stanovleniya budushchikh pedagogov-psikhologov: dis... kand. ped. nauk (The formation of the motivational component of professional formation of future teachers-psychologists: diss. ... cand. pedagogic sciences). Saratov, 2007. 153 р. (in Russian).
9. Kudryavtsev T. V. Psikhologo-pedagogicheskie problemy vysshey shkoly (Psycho-pedagogical problems of high school). Voprosy Psychologii (Voprosy Psychologii), 1994, no. 2. pp. 67- 69 (in Russian).
10. Levitov N. D. Psikhologiya truda (Psychology of work). Moscow, 1963. 127 р. (in Russian).
УДК 373.2
использование педагогических технологий в подготовке педагога к работе с одаренными детьми 5-10 лет в системе высшего образования
о. н. Бакаева
Бакаева Ольга Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного и специального образования, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Россия E-mail: BakaevaON@yandex.ru
Показано, что в современных психологических и педагогических исследованиях одной из актуальных проблем остается изучение
феномена одаренности. В практике работы образовательных организаций выявлен ряд причин, которые связаны с неподготовленностью педагога к работе с одаренными детьми. Изложены данные теоретического анализа проблемы подготовки педагога к работе с одаренными детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Определены требования к личности учителя, работающего с одаренными детьми, раскрыты его профессиональные
© Бакаева О. Н, 2015
О. Н. Бакаева. Использование педагогических технологий в подготовке педагога
качества. Автором предложены разнообразные педагогические технологии подготовки педагога к работе с одаренными детьми дошкольного и младшего школьного возраста, используемые в работе со студентами-бакалаврами в системе высшего профессионального образования.
Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, подготовка педагога, технология подготовки педагога к работе с одаренными детьми.
DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-370-375 К постановке проблемы
Складывающиеся в нашей стране экономические и социальные условия требуют возрождения национальной культуры и вызывают к жизни потребность решения огромного количества проблем, которые связаны с воспитанием и обучением интеллектуально и творчески развитой личности. Как справедливо указывает Е. Н. Максимова, новые образовательные парадигмы вызывают к жизни иные подходы и ориентации к решению вопросов, в том числе и детской одаренности [1, с. 63]. Их продуктивность связана с осознанием педагогическими работниками необходимости создания таких условий, которые позволят обеспечить выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. На сегодняшний день это является одной из приоритетных задач современного общества, современного образовательного учреждения, современного воспитателя и учителя. Еще М. В. Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников» [2, с. 640]. От личности педагога во многом зависят образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития общества.
Основной целью обучения и воспитания детей является обеспечение условий для раскрытия всех способностей и дарований с последующей их реализацией в профессиональной деятельности, но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима, так как именно на них возлагается надежда решения многих важных проблем современного общества. А это означает, что возникает необходимость поддерживать и развивать индивидуальность ребенка, не растерять и не затормозить рост его способностей.
Одаренные дети - это дети, «обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т. д.)» [3, с. 396]. Их принято выделять в отдельную группу, нуждающуюся в обучении по специально разработанным программам. Согласно многочисленным зарубежным и отечественным исследованиям, одаренные дети отличаются друг от друга степенью одаренности, познавательным стилем, сферами интересов (Б. Блум, Дж. Гилфорд, Р. Рензулли, О. М. Дьяченко, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, А. И. Савенков и др.). Такие качества, как стремление к совершенству (перфекционизм), склонность к само-
стоятельности и углубленной работе определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения данной категории детей. Образовательные программы для них должны учитывать их индивидуальные особенности.
Обеспечить общеобразовательную подготовку высокого уровня сегодня является одной из задач обучения одаренных и талантливых детей и важной функцией современного педагога. Н. С. Лейтес подтверждает данный тезис, утверждая, что: неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей; не подготовленные к работе с высокоинтеллектуальными детьми учителя равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять); иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, ведь они создают определенную угрозу учительскому авторитету; такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение [4].
Вслед за Б. Блумом Н. С. Лейтес выделяет три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся, а именно:
1) учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающий интерес к предмету;
2) учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;
3) учитель, выводящий на высокий профессиональный уровень.
Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех обозначенных сторон, чрезвычайно редко [4, с. 204].
С 1991 г. в США в 21 штате действуют законы, требующие специальной подготовки преподавателей, которые работают с одаренными детьми. Без квалификационного удостоверения учитель к этой работе не допускается. Американские исследования подтверждают, что подготовленные учителя значительно отличаются от тех, кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы, более подходящие для одаренных; они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют их сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т. п.). Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют школьников к принятию нестандартных решений (Г. Алвес, Г. Ватсон, Д. Клеланд, Дж. Нельсон, Т. Ньюленд, К. Сили, Р. Тиела, Е. Торренс, В. Энрлич и др.).
К сожалению, в нашей стране подготовка специалистов для работы с одаренными детьми практически не осуществляется. Большинство действующих сейчас в дошкольных образовательных организациях и начальной школе программ и пособий не содержит сведений ни об особенно-
Педагогика развития и сотрудничества
371
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)
стях одаренных детей, ни о методах выявления, ни о стратегиях и моделях их обучения и воспитания (Л. В. Попова). А ведь такого рода знания просто необходимы педагогу, поскольку большинство детей посещают образовательные организации и не удивительно, что в любой группе или классе, в любом детском саду или школе может оказаться такой ребенок, требующий организации дополнительной работы с ним и должного внимания и отношения к себе.
По мнению А. М. Матюшкина, А. И. Савенкова, Е. Л. Яковлевой, Дж. Виенера, Дж. Ротни, М. Санборна и др., педагог для одаренных детей должен быть готов к разработке гибких, индивидуализированных программ; созданию теплой, эмоционально безопасной атмосферы в классе; предоставлению учащимся обратной связи; использованию различных стратегий обучения; уважению личности, формированию положительной самооценки ученика; поощрению творчества и работы воображения; стимулированию развития умственных процессов высшего уровня; проявлению уважения к ценности и индивидуальности каждого ученика класса. Их условно можно разделить на три группы:
1) успешный учитель для одаренных учащихся - прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет;
2) учитель, обладающий такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником;
3) учитель, имеющий особые качества, связанные с определенным типом одаренности учеников: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной и др. [5, с. 234].
Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, А. И. Савенков, А. И. Доровской доказывают, что техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и у учителей обычных учеников примерно одинакова, некоторая разница заключается только в распределении времени педагога на виды активности. Учителя, работающие с одаренными учащимися, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстраций и реже решают задачи за учеников. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это детям. Педагог больше спрашивает и меньше объясняет. Все это активизирует самих учащихся, повышает напряжение на уроках. Существенные различия заметны и в технике постановки вопросов. Учителя одаренных детей гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям, используя вопросы типа: «Что бы случилось, если бы?..». Проективные вопросы способствуют развитию воображения и творческого мышления у детей. Профессиональные педагоги провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов такими вопросами, как «Что ты имеешь в виду?», «Если она права, то каким образом (как) это повлияет
на ...?». Подобного рода вопросы позволяют поставить ученика на позицию другого ребенка. В ходе урока учитель стремится получить знания, которым хотел обучить, от самих школьников. И он гораздо чаще пытается понять, как дети пришли к определенному выводу, решению, оценке. Таким образом, становятся более полными и многообразными контакты педагога с классом.
Наибольшее различие состоит в том, как осуществляется обратная связь. Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе. Учителя одаренных учащихся ведут себя в большей степени как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание, внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их не принимают. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся большую часть урока взаимодействуют друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников, поэтому они меньше зависят от педагога, становятся более самостоятельными в своих суждениях.
В межличностной сфере отмечаются приблизительно ровные отношения учителей с одаренными учащимися. Учителя получают удовольствие от своих учеников как от интересных людей. Они чаще обсуждают с ними темы, прямо не связанные с учебными занятиями, демонстрируют большое уважение к своим собеседникам, свободно обмениваются точками зрения и даже позволяют школьникам учить себя.
В исследованиях Н. Г. Мячиной для успешного обучения одаренных детей предлагается использовать все лучшее, что есть в современной педагогике. В основе работы с одаренными детьми, с ее точки зрения, лежат следующие принципы: развивающего и воспитывающего обучения, так как цели, содержание и методы работы должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, воспитанию личностных качеств обучающихся; индивидуализации и дифференциации обучения, позволяющие наиболее полно учитывать индивидуальные особенности учеников, что особенно важно при обучении одаренных детей; учета возрастных возможностей, предполагающих соответствие содержания образования и методов обучения особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах [6, с. 19-20].
Проблема подготовки студентов вузов к образовательной работе с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста поднимается в исследовании М. А. Арсеновой. Под готовностью студентов к образовательной работе с интеллектуально одаренными дошкольниками она понимает «интегративное личностное образование, включающее в себя потребность и способность к созданию оптимальных условий для развития детей в ходе осуществления образовательного процесса посредством системы специальных занятий и игр, соответствующих их особенностям,
372
Научный отдел
О. Н. Бакаева. Использование педагогических технологий в подготовке педагога
возможностям и потребностям» [7, с. 8]. Она разработала модель готовности будущего воспитателя к образовательной работе с интеллектуально одаренными дошкольниками, состоящую из трех взаимосвязанных структурных компонентов:
- мотивационно-личностного, представляющего собой единство ценностно-мотивационного и личностно-индивидуального блоков и предполагающего установку на целенаправленную работу с детьми: понимание необходимости этого вида педагогической деятельности, стремление осуществлять его на основе признания ребенка субъектом образовательного процесса, а также такие личностные качества, как педагогическая децентрация, рефлексия, эмпатия, склонность к творческой деятельности;
- содержательного, составляющего интеграцию общекультурных, психолого-педагогических, предметных и специальных знаний, важнейшими из которых являются знания основных понятий проблематики одаренности;
- деятельностного, представленного системой аналитических, проектировочных, конструктивных, организаторских и аналитико-организаторских умений, значимых для эффективной организации образовательного процесса с одаренными детьми [7, с. 12].
Все компоненты готовности студентов вуза к образовательной работе с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста служат основой квалификационной характеристики специалиста в данной области дошкольного образования, определяющей комплекс требований к личностным качествам педагога, необходимому объему знаний и умений.
В конце XX в. в зарубежных психолого-педагогических исследованиях все чаще стал употребляться термин «менторство», подразумевающий одну из форм работы с одаренными детьми. В нашей стране в современной педагогике и психологии эта форма остается мало исследованной.
Изучение психолого-педагогической литературы, педагогического опыта работы с одаренными детьми побудило к разработке дисциплины по выбору для бакалавров, обучающихся на отделении педагогики и психологии (дошкольной) Института психологии и педагогики Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.
Считаем, что в процессе обучения в вузе они должны знакомиться с теоретическими и практическими подходами к решению разнообразных проблем, связанных с детской одаренностью. Дисциплина по выбору «Особенности работы с одаренными детьми 5-10 лет» даст возможность овладеть психолого-педагогическими основами изучения детской одаренности, знаниями об особенностях психического и личностного развития одаренных детей дошкольного возраста, методами диагностики, формами и технологиями работы с ними.
Главными задачами дисциплины по выбору являются:
- изучение психолого-педагогической сущности феномена одаренности;
- знакомство с современными научными взглядами на природу детской одаренности;
- соотношение биологических и социальных факторов в проявлениях одаренности;
- изучение особенностей развития одаренности на разных возрастных этапах;
- знакомство со спецификой обучения и воспитания одаренных детей в условиях детского сада и семьи.
Практическая реализация обозначенных задач поставила нас перед необходимостью поиска новых технологий профессионального обучения, а именно: проведения занятий в форме брифингов, дискуссий, деловых игр, обсуждения сообщений, докладов и т. д. Методы преподавания направлены на усиление самостоятельной работы обучающихся, воспитание у них творческого подхода к решению возникающих вопросов. С этой целью показываются различные точки зрения на одну и ту же проблему, даются задания, требующие самостоятельного анализа литературных источников, проводятся беседы с дошкольными работниками, детьми, анкетирование родителей, составляются характеристики детей, семьи; разгадываются кроссворды, аннотируются пособия, анализируются и обсуждаются законспектированные статьи и написанные рефераты. Учебно-исследовательские задания, сопровождающие все занятия, направлены на активное включение студентов в индивидуальную и групповую поисковую деятельность. Рассмотрим некоторые темы дисциплины по выбору и применяемые в процессе их изучения педагогические технологии (таблица).
Примерные темы и технологии
Тема занятия Образовательные технологии
1. Общее понятие об одаренности Компьютерная технология (презентация) Общепедагогическая технология (лекция)
2. Проблема одаренности в психолого-педагогических исследованиях Компьютерная технология (презентация) Общепедагогическая технология (лекция)
3. Проблема соотношения биологического и социального в развитии одаренности Компьютерная технология (презентация) Общепедагогическая технология (диспут)
4. Классификация видов одаренности Компьютерная технология (презентация, выставка-ярмарка педагогических идей) Общепедагогическая технология (дискуссия)
Педагогика развития и сотрудничества
373
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)
Окончание таблицы
Тема занятия Образовательные технологии
5. Проблема диагностики детской одаренности Компьютерная технология (презентация, диспут) Проективная и объяснительно-иллюстративная технология (проективная и исполнительская деятельность, деловая игра, участие в организации методов исследования)
6. Структура умственной одаренности Компьютерная технология (презентация) Общепедагогическая технология (дискуссия)
7. Характеристика одаренных детей и особенности их развития Компьютерная технология (презентация, беседа) Компьютерная технология (работа в малых группах постоянного состава - форма диалогового взаимодействия)
8. Стратегии обучения одаренных детей Компьютерная технология (презентация, лекция) Проективная и объяснительно-иллюстративная технология (проективная и исполнительская деятельность, деловая игра)
9. Образовательные программы для одаренных детей Компьютерная технология (презентация, беседа) Проективная и объяснительно-иллюстративная технология (проективная и исполнительская деятельность)
10. Особенности организации образовательной работы с одаренными детьми дошкольного и младшего школьного возраста Компьютерная технология (презентация, диспут) Проективная и объяснительно-иллюстративная технология (проективная и исполнительская деятельность, деловая игра, участие в организации методов исследования)
11. Особенности личности и деятельности педагога для одаренных детей 5-10 лет Компьютерная технология (презентация, лекция) Общепедагогическая технология (решение проблемных ситуаций, деловая игра, педагогический тренинг)
12. Специфика работы педагога с одаренными детьми дошкольного и младшего школьного возраста Компьютерная технология (презентация, диспут) Проективная и объяснительно-иллюстративная технология (проективная и исполнительская деятельность, деловая игра)
13. Воспитание одаренного ребенка 5-10 лет в семье Компьютерная технология (презентация, выставка-ярмарка педагогических идей) Общепедагогическая технология (решение проблемных ситуаций, круглый стол)
14. Специфика работы педагога с родителями одаренных детей 5-10 лет Компьютерная технология (презентация, выставка-ярмарка педагогических идей) Проективная и объяснительно-иллюстративная технология (проективная и исполнительская деятельность, участие в организации методов исследования) Общепедагогическая технология (деловая игра, педагогический тренинг)
Заключение
Педагог для одаренных детей является ключевой фигурой: от уровня его подготовки, методов преподавания зависит формирование личности любого ребенка независимо от возраста, в том числе и одаренного. Мы верим, что наши воспитанники, ученики, обучающиеся - наше лучшее будущее, и они всегда будут помнить слова В. П. Астафьева и следовать им в своей жизни: «Есть мир, прекрасный вокруг, и ты, человек, в этом мире есть сопричастный всему великому и живому, и назначение твое на земле - творить добро, понимать добро, утверждать добро».
Библиографический список
1. Максимова Е. Н. Парадигма образования информационного общества // Учён. зап. Пед. ин-та Сарат. гос. ун-та. Сер. Психология. Педагогика. 2011. Т 4. N° 3-4 (15-16). С. 63-66.
2. Педагогика : Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Минск, 2005. 720 с.
3. Савенков А. И. Психология детской одаренности. М., 2010. С. 418-420.
4. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. М., 1996. С. 203-214.
5. Одаренные дети : пер. с англ. ; общ. ред. Г. В. Бурмен-ской, В. М. Слуцкого. М., 1991. С. 235-256.
6. Мячина Н. Г. Роль учителя в развитии предметной одаренности // Одаренный ребенок. 2010. № 3. С. 19-23.
7. Арсенова М. А. Подготовка студентов вуза к образовательной работе с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Череповец, 2002. 19 с.
Utilization of Pedagogical Technologies in the Process of training teachers to work with Gifted Children (aged 5-10 years old) in the System of Higher Education
Olga N. Bakaeva
Yelets State University named after I. Bunin,
28, Kommunarov str., Yelets, 399770, Russian E-mail: BakaevaON@yandex.ru
374
Научный отдел
О. В. Куниченко. Особенности воспитания нравственного поведения детей
It is shown that in modern psychological and pedagogical studies of one of the pressing problems is the study of the phenomenon of giftedness. In the practice of educational ortutions identified a number of reasons that are associated with nepodgotovlaziness teachers to work with gifted children. Set out Data theoretical analysis of the problem of preparation of the teacher to work with gifted children of preschool and younger shkolno-instar. The requirements for the teacher’s personality, work melting with gifted children, disclosed his professional quality. The author offers a variety of educational technology training teachers to work with gifted children pre-school and primary school age, used working with undergraduate students in higher prosional education.
Key words: giftedness, gifted child, teacher training, technology training teachers to work with governmental children.
References
1. Maksimova E. N. Paradigma obrazovaniya informatsion-nogo obshchestva (Educational paradigm of informational society). Uchen. zap. Ped. in-ta Sarat. gos. un-ta. Ser. Psik-hologiya. Pedagogika (Academic Articles of Pedagogical Institute. Ser. Psychology. Pedagogy), 2011, vol. 4, iss. 3-4 (15-16), pp. 63-66 (in Russian).
2. Pedagogika: bol’shaya sovremennaya entsikl. (Pedagogy: big modern encyclopaedia). Ed. by E. S. Rapatsevich. Minsk, 2005. 720 pp. (in Russian).
3. Savenkov A. I. Psikhologiya detskoy odarennosti (Psychology of children’s gifts). Moscow, 2010, pp. 418-420 (in Russian).
4. Psikhologiya odarennosti detey i podrostkov (Psychology of children’s and adolescents’ gifts). Ed. by N. S. Leytes. Moscow, 1996, pp. 203-214 (in Russian).
5. Odarennye deti (Gifted children). Ed. by G. V Burmen-skaya, V M. Slutskiy. Moscow, 1991, pp. 235-256 (in Russian, trans. from English).
6. Myachina N. G. Rol ’ uchitelya v razvitii predmetnoy odarennosti (Teacher’s role in development of subject gifts). Odarennyy rebenok (Gifted child), 2010, no. 3, pp. 19-23 (in Russian).
7. Arsenova M. A. Podgotovka studentov vuza k obra-zovatel’noy rabote s intellektual’no odarennymi det’mi doshkol’nogo vozrasta: avtoref diss. ... kand. ped. nauk. (University students’ preparing to educational work with intellectually gifted preschool children: autoref. diss. ... cand. of pedagogy). Cherepovets, 2002. 19 p. (in Russian).
УДК 373.2
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ
О. В. Куниченко
Куниченко Ольга Владимировна - аспирант, кафедра педагогики, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Россия E-mail: olga.kunichenko@mail.ru
Представлены теоретические основы процесса воспитания нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста. Раскрыты определение и содержание понятия «нравственное поведение», описаны основные отличия деятельности и поведения. Установлено, что поведение современного ребёнка подвержено воздействию экранной культуры, среди которой прочное место занимает мультфильм. Описана сущность влияния мультипликационного фильма в контексте воспитания нравственного поведения детей 5-7 лет. Предложены ситуации контакта дошкольника с мультипликационным фильмом, выделены и обоснованы этапы построения исследуемого процесса. Прикладной аспект разрабатываемой проблемы может быть реализован в практической работе воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Результаты исследования предназначены для педагогов дошкольного образования, преподавателей, студентов педагогических вузов, а также родителей.
Ключевые слова: нравственное поведение, мультфильм, ситуация, ребёнок старшего дошкольного возраста, деятельность, образ Я, экранная культура.
DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-375-380
Введение
Стремительная информатизация общества на рубеже XX-XXI вв. привела к зарождению такого типа культуры, как экранная. Согласно определению И. А. Негодаева, экранная культура представляет собой систему экранных изображений, передающих определённую систему информации и ценностей, производимую и транслируемую с помощью экранных технических средств и являющуюся представлением «культурных артефактов в аудиовизуальном и динамичном виде» [1, с. 141]. Подобный тип культуры прочно вошёл в жизнедеятельность современного ребёнка, вытеснив традиционные виды деятельности и времяпрепровождения детей - чтение, «живое» общение, игровую, театральную, творческую деятельность.
Новые условия и социокультурные реалии оказывают влияние не только на интеллектуальную сферу, но и на нравственное развитие ребёнка, что проявляется в его повседневном поведении. Предметом нашего исследования стал анализ взаимодействия ребёнка с таким элементом экранной культуры, как мультфильм. К подобным исследованиям призывает Д. И. Фельдштейн,
© Куниченко О. В2015