Научная статья на тему 'Состояние и проблемы подготовки педагогов к работе с одаренными детьми'

Состояние и проблемы подготовки педагогов к работе с одаренными детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1638
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА / GIFTED CHILDREN / TEACHING STAFF / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / HIGHER EDUCATION / FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION / TEACHER'S COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотарева Ангелина Викторовна

В статье представлен анализ состояния и проблем подготовки педагогов к работе с одаренными детьми. Дается обоснование актуальности проблемы подготовки педагога к работе с детьми, проявляющими выдающиеся способности. Выявлены категории педагогов, которые должны быть готовы к работе с одаренными детьми. Показана степень нормативного обеспечения рассматриваемой проблемы и ее теоретической проработанности в отечественной и зарубежной науке. Представлен анализ информации, поступившей из 62 регионов РФ, описаны варианты подготовки педагога в системе непрерывного образования среднего профессионального образования, высшего образования (уровня бакалавриата и магистратуры), дополнительного профессионального образования (уровня переподготовки и повышения квалификации кадров), формах подготовки педагога, реализуемых на уровне региональных и институциональных систем образования. Названы современные проблемы подготовки педагогов к работе с одаренными детьми в части формирования и оценивания результатов, определения содержания и форм организации процесса подготовки педагогов к работе с одаренными детьми. Определены педагогические проблемы, с которыми столкнется педагог в процессе сопровождения одаренных детей и на решение которых должна быть направлена система подготовки педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State and Problems of Teacher Education to Work with Gifted Children

The article presents an analysis of problems and preparation of teachers to work with gifted children. The substantiation of the relevance of the problem of teacher education to work with children with an outstanding ability is given. Here are identified categories of teachers, who must be prepared to work with gifted children. It is shown that the degree of regulatory support of the problem and its theoretical elaboration in the Russian and foreign science. The analysis of the information, received from 62 regions of Russia, describes the options for the preparation of teachers in continuing education secondary vocational education, higher education (undergraduate and graduate level), further professional education (a level of training and skills development), forms of teacher education, implemented at the level of regional and institutional systems of education. Here are named modern problems of teacher education to work with gifted children in terms of formation and evaluation of the results, determining the content and forms of organization of the teacher education process to work with gifted children. The pedagogical challenges are determined to be faced by the teacher in the process of support of gifted children and the solution of which the system of teacher education must be directed to.

Текст научной работы на тему «Состояние и проблемы подготовки педагогов к работе с одаренными детьми»

УДК 37

А. В. Золотарева

Состояние и проблемы подготовки педагогов к работе с одаренными детьми

В статье представлен анализ состояния и проблем подготовки педагогов к работе с одаренными детьми. Дается обоснование актуальности проблемы подготовки педагога к работе с детьми, проявляющими выдающиеся способности. Выявлены категории педагогов, которые должны быть готовы к работе с одаренными детьми. Показана степень нормативного обеспечения рассматриваемой проблемы и ее теоретической проработанности в отечественной и зарубежной науке. Представлен анализ информации, поступившей из 62 регионов РФ, описаны варианты подготовки педагога в системе непрерывного образования - среднего профессионального образования, высшего образования (уровня бакалавриата и магистратуры), дополнительного профессионального образования (уровня переподготовки и повышения квалификации кадров), формах подготовки педагога, реализуемых на уровне региональных и институциональных систем образования. Названы современные проблемы подготовки педагогов к работе с одаренными детьми в части формирования и оценивания результатов, определения содержания и форм организации процесса подготовки педагогов к работе с одаренными детьми. Определены педагогические проблемы, с которыми столкнется педагог в процессе сопровождения одаренных детей и на решение которых должна быть направлена система подготовки педагогов.

Ключевые слова: одаренные дети, педагогические кадры, среднее профессиональное образование, высшее образовани, дополнительное профессиональное образование, компетенции педагога.

A. V. Zolotariova

State and Problems of Teacher Education to Work with Gifted Children

The article presents an analysis of problems and preparation of teachers to work with gifted children. The substantiation of the relevance of the problem of teacher education to work with children with an outstanding ability is given. Here are identified categories of teachers, who must be prepared to work with gifted children. It is shown that the degree of regulatory support of the problem and its theoretical elaboration in the Russian and foreign science. The analysis of the information, received from 62 regions of Russia, describes the options for the preparation of teachers in continuing education - secondary vocational education, higher education (undergraduate and graduate level), further professional education (a level of training and skills development), forms of teacher education, implemented at the level of regional and institutional systems of education. Here are named modern problems of teacher education to work with gifted children in terms of formation and evaluation of the results, determining the content and forms of organization of the teacher education process to work with gifted children. The pedagogical challenges are determined to be faced by the teacher in the process of support of gifted children and the solution of which the system of teacher education must be directed to.

Keywords: gifted children; teaching staff; secondary vocational education; higher education; further professional education; the teacher's competences.

Современное технологическое и социально-экономическое развитие общества актуализирует потребность в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети дают российскому обществу уникальную возможность компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса [11].

Одаренность, согласно Рабочей концепции одаренности, это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более

высоких, по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности [9].

Для решения проблемы развития одаренных детей необходима перестройка деятельности педагога как ключевой фигуры в системе образования, смена его личностных приоритетов, профессиональных позиций, компетенций [8]. Педагогическая деятельность с одаренными детьми носит многогранный характер и направлена на решение вопросов организации опережающего индивидуализированного образования, на моделирование образовательной деятельности, в центре которой находятся не объекты труда, а личность учащегося с особыми потребностями. Потребность в изменении подходов к обучению детей,

© Золотарева А. В., 2016

проявивших выдающиеся способности, определила целый рад изменений в требованиях к подготовке и профессиональной деятельности педагогических кадров, работающих с этой категорией детей [6].

К работе с одаренными детьми должны быть готовы разные группы педагогов:

- педагоги, работающие с детьми разного возраста (дошкольниками, младшими школьниками, подростками, старшеклассниками, молодежью);

- педагоги, работающие в разных предметных областях общего образования (математика, филология, история, технология и др.);

- педагоги, работающие в разных направлен-ностях дополнительного образования (художественная, техническая, естественно-научная, ту-ристско-краеведческая, спортивная, социально-педагогиче ская);

- педагоги, работающие в разных педагогических должностях (воспитатель дошкольников, учитель начальных классов, учитель-предметник, педагог дополнительного образования детей, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог и др.).

Педагоги должны быть готовы к реализации образовательных функций (обучения, воспитания и развития), социально-педагогических функций (социальной поддержки, адаптации детей, их оздоровления и др.), а также методической и управленческой деятельности, обеспечивающей сопровождение развития одаренного ребенка. Многоплановость педагогической деятельности с одаренными детьми ставит задачу комплексной профессиональной подготовки педагогических кадров на основе сочетания профилей предметной педагогической подготовки и подготовки к работе в различных современных и инновационных областях науки, техники, искусства, спорта [2].

На необходимость решения данной проблемы указывает ряд актуальных государственных документов - Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, концепции и программы долгосрочного социально-экономического развития системы образования и др. В мировом опыте существуют определенные разработки в области методики обучения одаренных детей, создания соответствующих учебных программ, специальной подготовки учительских кадров (В. Вард, П. Торранс, М. Голд, К. Роджерс). Российские ученые и практики (Д. Б. Богоявленская, Ю. Д. Бабаева, А. В. Брушлинский,

В. П. Дружинин, И. И. Ильясов, И. В. Калиш, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, А. А. Мелик-Пашаев, Т. Н. Тихомирова, В. И. Панов, Д. В. Ушаков, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич и др.) внесли свой вклад в концептуальные основы педагогического сопровождения одаренных детей [11]. Вместе с тем проблема подготовки педагогов к работе с одаренными детьми пока представлена в науке и практике недостаточно системно.

Для проведения анализа и состояния проблемы подготовки педагогов к работе с одаренными детьми была изучена информация, поступившая из 62 регионов РФ. Анализ показал, что подготовка педагогических работников по вопросам организации обучения детей, проявивших выдающиеся способности, осуществляется сегодня в разных вариантах в системе непрерывного образования педагога - среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, внутрифирменных формах подготовки кадров [10].

В настоящее время в России существует сеть педагогических колледжей, которые готовят педагогические кадры. Однако уровень подготовки педагога в системе СПО не обеспечивает необходимый уровень формирование компетенций для работы с детьми, проявившими выдающиеся способности. Исследования последних лет указывают на то, что педагог, работающий с этой категорией детей, должен иметь высшее образование, в том числе обязательную педагогическую или психолого-педагогическую квалификации.

Педагогические кадры готовят в системе высшего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВО) по направлениям «Педагогическое образование» или «Психолого-педагогическое образование». ФГОС ВО предусматривает подготовку кадров уровня бакалавриата и магистратуры [5].

Опыт подготовки педагогических работников по вопросам организации обучения детей, проявивших выдающиеся способности, в вузах России в целом пока невелик. В рамках программ бакалавриата осуществляется обучение по программам четырехлетнего, традиционного, бакалавриата или пятилетнего бакалавриата по двум профилям. Основаниями для совмещения профилей выступают мониторинг перспективных потребностей региона в педагогических кадрах, анализ ситуации на рынке труда и возможные прогнозы его будущих изменений, учет актуаль-

ных задач подготовки интеллектуального и творческого потенциала региона. Главное, чтобы вследствие сочетания профилей решались такие задачи, как повышение востребованности выпускников с выдающимися способностями на рынке труда, их профессиональной мобильности; укомплектованность образовательных учреждений высококвалифицированными кадрами; обеспечение выпускникам полной занятости и др.

Можно назвать отдельные примеры подготовки педагогических работников уровня бакалавриата, где реализуется основная образовательная программа по направлению подготовки «Педагогическое образование», профили «Дополнительное образование», «Дошкольное и дополнительное образование», «Физическая культура и дополнительное образование (спортивная подготовка)», «Музыка и дополнительное образование», «Начальное образование и дополнительное образование (художественное творчество)», «Изобразительное искусство и дополнительное образование (художественно-проектная деятельность)».

Подготовка бакалавров к обучению детей, проявивших выдающиеся способности, также осуществляется в рамках модулей или дисциплин по выбору студентов, обучающихся по программам «Педагогического» или «Психолого-педагогического» направлений высшего образования. Например, дисциплины: «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей», «Психология одаренности», «Социально-педагогическая работа с одаренными детьми и подростками», «Основы воспитания и развития одаренных детей и подростков», «Психолого-педагогические стратегии работы с одаренными детьми», «Тьюторское сопровождение в развитии одаренности детей» и др.

В рамках программ магистратуры также реализуются некоторые варианты подготовки педагогических работников к обучению одаренных детей: подготовки магистров к реализации новых педагогических технологий (проектных, научно-исследовательских и др.) по различным предметам или по проблемам социально-психологического сопровождения детей разного возраста и особенностей развития. На уровне магистратуры отдельные вузы осуществляют программы в таких профилях подготовки, как «Психология и педагогика образования одаренных детей», «Тьютор одаренного ребенка», «Социализация ребенка в дошкольном и дополнительном образовании», «Технология профессио-

нального обучения в области дополнительного образования детей и взрослых». Анализ названий дает представление о том, что работа с одаренными детьми рассматривается в них как часть реализации отдельных педагогических функций (модулей).

Пространство дополнительного профессионального образования педагогов в РФ сегодня представлено 84 учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, институтами развития образования или повышения квалификации, факультетами на базе педагогических университетов. В силу своего назначения и устройства данная подструктура непрерывного педагогического образования обладает большей мобильностью и способна обеспечить поддержку перехода работающих педагогов к профессиональной деятельности в новых условиях. Она функционирует в модульном режиме (наиболее распространены программы, рассчитанные на 36 и 72 часа), что позволяет варьировать тематику и содержание курсов в связи с изменением актуальных проблем образования, запросами слушателей, степенью их подготовленности и т. п. В программах подготовки педагогов к работе с одаренными детьми реализуются исследовательская и проектная методики, технология развития критического мышления, проблемное обучение, кейс-метод, нанотехнологии. В последнее время большое внимание уделяется формированию тьюторской позиции педагога, особенно в процессе сопровождения одаренных детей [4].

При этом можно отметить, что основная часть программ повышения квалификации педагогов все еще выстроена достаточно традиционно. Анализ отечественного опыта показывает, что наиболее распространенными являются программы дополнительного профессионального образования: «Развитие интеллектуальной одаренности обучающихся в условиях внедрения ФГОС», «Выявление и развитие одаренности детей в условиях интеграции общего и дополнительного образования», «Психолого-педагогическое сопровождение в системе дополнительного образования детей», «Психолого-педагогическая поддержка семьи одаренного ребенка», «Развитие и поддержка детской одаренности в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования», «Развитие мотивации к творчеству и познанию одаренных детей», «Разработка программы работы с

одаренными детьми в области информатики и ИКТ обучающимися» и др.

Дополнительные профессиональные программы спроектированы и реализуются таким образом, чтобы формировать у слушателей соответствующие профессиональные компетенции, необходимые в том числе и для работы с талантливыми детьми и молодежью, такие как способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях; способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики; способность применять современные способы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии; способность руководить исследовательской работой обучающихся и др.

Анализ отечественного опыта позволил также увидеть, что в государственные программы развития образования практически всех регионов РФ включены мероприятия по организации подготовки педагогических кадров к обучению одаренных детей [1]:

- реализуются региональные инновационные проекты, направленные на формирование у педагогических работников профессиональных компетенций, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью: например, «Развитие инновационной деятельности детей и молодежи в сфере науки, техники и технологии (Малая академия наук) и др.;

- проводятся конкурсы методических материалов педагогов, работающих с одаренными детьми, по развитию интеллектуальной одаренности;

- создаются ресурсные региональные Центры и стажировочные площадки по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью: например, научная школа «Развитие детской одаренности в региональном образовательном комплексе», «Центры технологического образования», региональные ресурсные центры по развитию робототехники;

- создаются межведомственные программы работы с одаренными детьми, в рамках которых реализуются проекты, направленные на подготовку педагогических кадров.

Так, в Ярославской области в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации, начиная с 2013 г. проводится Всероссийский форум «Будущие интеллектуальные лидеры России», в рамках Форума реализуется программа повышения квалификации педагогических работников; в регионе создана сеть ресурсных центров по различным направлениям работы с одаренными детьми по направлениям «Сопровождение субъектов региональной системы выявления, поддержки и развития одаренных детей» и «Сопровождение одаренных детей»; на базе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского внедрена региональная модель взаимодействия вуза и образовательных учреждений по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на одаренных детей, создан Межрегиональный ресурсный центр (МРЦ) по поддержке одаренных детей [7], на базе которого реализуются программы повышения квалификации «Тьюторское сопровождение одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования», «Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка» и др. [3]

Частью системы подготовки педагогов к работе с одаренными детьми является система поддержки и стимулирования педагогов, работающих с одаренными детьми и молодежью: всероссийские конкурсы «Учитель года», «Сердце отдаю детям», «За нравственный подвиг учителя!» и др. Подготовка и участие в конкурсах способствует повышению квалификации и приобретению новых профессиональных компетенций педагогов. В отдельных регионах проводятся педагогические конкурсы: «Искусство открывать таланты», «Фестиваль воспитательных систем образовательных организаций, направленных на поиск, поддержку и развитие талантливых детей», интернет-конкурсы методических материалов педагогов, работающих с одаренными детьми и др., например, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» проводит интернет-конкурс «Творческий учитель - одаренный ученик».

При этом можно отметить, что существующая система подготовки педагогов к работе с одаренными детьми не отвечает в полной мере современным требованиям. Следует учесть, что в решении вопроса подготовки педагогов к работе с одаренными детьми есть еще ряд серьезных проблем:

1. В части определения результатов подготовки кадров не разработан перечень компетенций,

необходимых педагогу для работы с одаренными детьми; не отработан и не апробирован комплекс технологий оценивания сформированности компетенций, позволяющих выявить дефициты педагога, на устранение которых должны быть направлены программы подготовки и повышения квалификации кадров.

2. В части содержания программ (модулей) подготовки педагогов к работе с одаренными детьми недостаточно представлены такие направления, как

— организация процесса выявления и детской одаренности;

— проектирование дополнительных общераз-вивающих и предпрофессиональных программ по разным направленностям, адресованных одаренным детям;

— формирование и проектирование образовательной среды развития одаренности;

— разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов и программ развития одаренных детей;

— вопросы организации сетевого взаимодействия в реализации программ обучения одаренных детей, научного и методического сопровождения работы педагогов с одаренными детьми;

— обновление содержания повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми в различных предметных областях (гуманитарных, естественно-научных; изобразительном, музыкальном, театральном, техническом, хореографическом творчестве; спорте, краеведении, исследовательской деятельности и т. д.), педагогических работников разных должностей (учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, методисты, руководители и др.).

3. В части организации процесса обучения и внедрения вариативных форм подготовки и повышения квалификации педагогических работников недостаточно проработаны следующие вопросы:

— изучение профессиональных потребностей педагогов, работающих с одаренными детьми;

— обеспечение мобильности и гибкости системы подготовки и повышения квалификации педагогов, основанной на единых требованиях профессиональных стандартов педагогов в разных видах профессиональной деятельности;

— обновление технологий подготовки кадров (в том числе дистанционных), создающих условия для форсмирования компетенций, необходимых педагогу для работы с одаренными детьми;

— организация стажировочных площадок на базе инновационных организаций, ресурсных центров и других структур, реализующих новые практики работы с одаренными детьми;

— формирование дополнительных квалификаций педагога, необходимых для работы с одаренными детьми (тьютора, модератора, проектировщика и др.);

— обеспечение информационно-методической поддержки педагогов, работающих с одаренными детьми через сеть виртуальных образовательных ресурсов.

Анализ современной ситуации показывает, что в основу подготовки педагога должны быть положены педагогические проблемы, с которыми он столкнется в процессе сопровождения талантливых детей:

— общие - обусловленные особенностями организации учебной деятельности, формирования личности одаренного ребенка (коррекция личностных проблем), организации общения (взаимодействия) с детьми, взрослыми, родителями, адаптации одаренных детей в социуме (решение социальных проблем);

— особенные - обусловленные возрастом и видом одаренности (интеллектуальной, художественной, технической, спортивной, лидерской и др.)

Для разработки и апробации программ (модулей) по подготовке педагогических работников по вопросам организации обучения детей, проявивших выдающиеся способности, необходимо организовать широкое общественное обсуждение с использованием единого информационного пространства педагогических работников; обеспечить инициирование создания и поддержки профессиональных сетевых сообществ педагогов, работающих с одаренными детьми; организовать систему конкурсных мероприятий, направленных на разработку и апробацию типовых программ (модулей) по подготовке, повышению квалификации педагогических работников по вопросам организации обучения детей, проявивших выдающиеся способности.

Библиографический список

1. Груздев, М. В. Региональная инфраструктура поддержки молодых талантов [Текст] / М. В. Груздев // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки : научный журнал. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. - № 1. - С. 38-43.

2. Золотарева, А. В. Факторы эффективности сопровождения одаренных детей [Текст] / А. В. Золотарева // Эффективные модели выявления и

поддержки талантливой молодежи : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции ; под ред. М. В. Груздева, А. В. Золотаревой. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2012. - С. 15-21.

3. Золотарева, А. В., Лекомцева, Е. Н., Пикина, А. Л. Тьюторское сопровождение одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования [Текст] : учебное пособие / А. В. Золотарева, Е. Н. Лекомцева, А. Л. Пикина ; под. ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. - 274 с.

4. Золотарева, А. В., Пикина, А. Л. Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога [Текст] / А. В. Золотарева, А. Л. Пикина // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 4. -С. 85-92.

5. Концепция и модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей [Текст] : монография / под ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. - 443 с.

6. Концепция тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования [Текст] : монография / под. ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2013. - 228 с.

7. Модель взаимодействия учреждений общего образования с вузами по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на одаренных детей [Текст] : коллективная монография / под ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. - 156 с.

8. Пикина, А. Л. Профессиональная подготовка педагога к тьюторскому сопровождению одаренного ребенка в условиях взаимодействия различных сфер образования [Текст] / А. Л. Пикина // Одаренный ребенок. - 2014. - № 4 - С. 56-64

9. Рабочая концепция одаренности [Текст]. - М., 2003. - 34 с.

10. Сопровождение непрерывного профессионального развития кадров сферы дополнительного образования детей [Текст] : методические рекомендации / под ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2014. - 314 с.

11. Сопровождение одаренного ребенка в региональном образовательном пространстве [Текст] : учебно-методическое пособие / под ред. М. В. Груздева, А. В. Золотаревой. - Ярославль : Департамент образования Ярославской области, 2011. -291 с.

ЫЫ^гаАсИезЩ $р1$ок

1. вг^еу, М. V Я^опа1^а шй^гикШга poddeгzhki шо^уИ МапЮу [ТекБ^] / М. V Gruzdev // 1агоБ1ауБку pedagogicheskij уе81шк. РБШО^О-

pedagogicheskie nauki : nauchnyj zhurnal. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. - № 1. - S. 38-43.

2. Zolotareva, A. V Faktory jeffektivnosti soprovozhdenija odarennyh detej [Tekst] / A. V. Zolotareva // Jefektivnye modeli vyjavlenija i podderzhki talantlivoj molodezhi : sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii ; pod red. M. V Gruzdeva, A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2012. - S. 15-21.

3. Zolotareva, A. V., Lekomceva, E. N., Pikina, A. L. T'jutorskoe soprovozhdenie odarennogo rebenka v uslovijah vzaimodejstvija obshhego, dopolnitel'nogo i professional'nogo obrazovanija [Tekst] : uchebnoe posobie / A. V Zolotareva, E. N. Lekomceva, A. L. Pikina ; pod. red. A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. - 274 s.

4. Zolotareva, A. V, Pikina, A. L. T'jutorskoe soprovozhdenie professional'nogo razvitija pedagoga [Tekst] / A. V Zolotareva, A. L. Pikina // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2015. - № 4. - S. 85-92.

5. Koncepcija i modeli podgotovki, perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Tekst] : monografija / pod red. A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. -443 s.

6. Koncepcija t'jutorskogo soprovozhdenija razvitija odarennogo rebenka v uslovijah vzaimodejstvija obshhego, dopolnitel'nogo i professional'nogo obrazovanija [Tekst] : monografija / pod. red. A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2013. -228 s.

7. Model' vzaimodejstvija uchrezhdenij obshhego obrazovanija s vuzami po realizacii obshheobrazovatel'nyh programm starshej shkoly, orientirovannyh na odarennyh detej [Tekst] : kollektivnaja monografija / pod red. A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2011. - 156 s.

8. Pikina, A. L. Professional'naja podgotovka pedagoga k t'jutorskomu soprovozhdeniju odarennogo rebenka v uslovijah vzaimodejstvija razlichnyh sfer obrazovanija [Tekst] / A. L. Pikina // Odarennyj rebenok. - 2014. - № 4 - S. 56-64

9. Rabochaja koncepcija odarennosti [Tekst]. - M., 2003. - 34 s.

10. Soprovozhdenie nepreryvnogo professional'nogo razvitija kadrov sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Tekst] : metodicheskie rekomendacii / pod red. A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2014. - 314 s.

11. Soprovozhdenie odarennogo rebenka v region-al'nom obrazovatel'nom prostranstve [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. M. V. Gruzdeva, A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Departament obrazovanija Jaroslavskoj oblasti, 2011. - 291 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.