УДК 37.013
А. В. Золотарева
Дополнительное образование детей в аспекте формальных и неформальных характеристик
В статье на основе анализа современной государственной политики России в сфере образования и нормативно-правовой базы представлен анализ особенностей дополнительного образования детей в аспекте характеристик формального и неформального образования. Описаны такие формальные характеристики, как требования к качеству результата дополнительного образования, его программному и учебно-методическому обеспечению; необходимость участвовать в реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования; регламентация квалификационных требований к педагогической деятельности в сфере дополнительного образования детей. А также представлен ряд характеристик дополнительного образования как неформального: право выбора ребенком содержания, форм, методов организации, педагога, места проведения занятий; многообразие, вариативность, гибкость программ дополнительного образования; возможность построения индивидуального образовательного маршрута обучающегося; возможности социализации детей, их социального творчества; создание условий для сопровождения одаренных детей и детей с особыми образовательными потребностями; открытость дополнительного образования; возможность участия в сетевом взаимодействии с другими организациями; информатизация и техносферное развитие дополнительного образования детей и др. В заключение обоснованы современные проблемы развития дополнительного образования детей на основе интеграции формального и неформального образования.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, формальное образование, неформальное образование.
A. V. Zolotariova
Further Education of Children in the Aspect of Formal and Informal Characteristics
In the article, on the basis of the analysis of the Russian modem state policy in education and the standard and legal base, the analysis of features of children's further education in the aspect of characteristics of formal and informal education is submitted. Such formal characteristics are described as requirements to quality of result of further education; its programme and educational methodical support; need to participate in implementation of the Federal state educational standards of the main general education; a regulation of qualification requirements to the pedagogical activity in the sphere of further education of children. And also a number of characteristics of further education as informal is submitted: the child's right to chose the contents, forms, methods of the organization, a teacher, a place of lessons; variety, variability, flexibility of programmes of further education; possibility to create an individual educational route of the student; opportunities of children's socialization, their social creativity; creation of conditions to support the gifted children and children with special educational needs; openness of further education; possibility to participate in network interaction with other organizations; informatization and technosphere development of children's further education, etc. In the conclusion modern problems in development of children's further education on the basis of integration of formal and informal education are proved.
Keywords: further education of children, formal education, informal education.
Сегодня можно констатировать тот факт, что границы формального и неформального образования активно пересекаются как в рамках школьного (основного) образования, так и в рамках дополнительного образования детей (ДОД). Дополнительное образование стало частью системы общего образования и приобрело межведомственный характер. Оно реализуется сегодня как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательной школе, дошкольном учреждении, учреждении начального профессионального образования, а также в учреждениях культуры, спорта, молодежной работы, частных организациях. В рамках этой ло-
гики дополнительное образование не просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компе-тентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Использование возможностей дополнительного образования детей способствует модернизации целей, содержания, организации и ожидаемых результатов общего образования, обеспечивает переход от традиционного содержания (стандартов) к содержанию, соответствующему новым ожиданиям населения или социальному заказу образования [9].
© Золотарева А. В., 2015
К дополнительному образованию нельзя относиться как к досуговой форме образования, необходимой лишь для занятия свободного времени ребенка. Уже никто не считает, что его предназначение - «оторвать ребенка от улицы». Современное дополнительное образование представляет собой целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности, имеющий реально более широкое значение - предоставить ребенку возможность личностного, жизненного и профессионального самоопределения и самореализации. В логике развития российского образования дополнительное образование, с одной стороны, элемент существующей системы общего образования, а с другой - самостоятельный источник образования.
В условиях перехода к политике непрерывного образования дополнительное образование детей может стать площадкой (ресурсным центром), технологией, «стягивающей» такие составляющие системы образования, как формальное, неформальное и информальное образование, в континуум непрерывного образования. Принято считать, что общее образование развивается как формальное (ему предъявляется стандарт), а дополнительное - как неформальное (за рамками стандарта). Вместе с тем сегодня и общее, и дополнительное образование приобретает формальные и неформальные черты [4].
В «Концепции развития дополнительного образования детей» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.09.14 г., № 1726-р) отмечается, что, пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность. Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными
возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Созданное в Российской Федерации дополнительное образование детей не может быть отнесено ни к одному из признанных на международном уровне типов. Оно не является ни традиционным общим или профессиональным образованием (потому что не имеет установленных ограничений в отборе направлений деятельности детей), ни произвольным (поскольку организуется в целенаправленно создаваемых специалистами учебных ситуациях), ни дополнительным в значении последипломного образования (ибо начинается задолго до получения диплома), ни неформальным или внешкольным в принятой на международном уровне трактовке (так как осуществляется на противопоказанном этому типу учрежденческом уровне). В сфере дополнительного образования детей ребенок становится субъектом творчества собственной жизни, собственной личности, учится трудится, с ранних лет приобщается к родной земле, национальным традициям и укладу жизни [2].
В то же время дополнительное образование не может рассматриваться только как неформальное, оно должно приобретать формальные характеристики в контексте тех же современных требований к качеству образования.
Формальные черты дополнительного образования проявляются, как минимум, в представленных ниже характеристиках.
- Требования к качеству результата ДОД. Основу дополнительного образования детей составляет не стандарт, а социальный заказ потребителей - детей, родителей, государства, социума. Поэтому создается впечатление, что в условиях отсутствия формального мерила качества образования (стандарта) можно говорить об отсутствии формальных черт дополнительного образования. Однако в этой ситуации носителями определения уровня дополнительного образования детей являются заказчики (дети, родители, государство, социум) и исполнители (педагогические работники), а мерилом будет выступать сам социальный заказ. Таким образом, в получении результатов образования в целом и дополнительного образования в частности смещается акцент с ЗУН (знаний, умений и навыков) на выполнения социального заказа на образованную личность, формирование личностных и мета-предметных компетенций ребенка. Результат дополнительного образования детей приобретает признаки формализации и будет считаться каче-
ственным, если он соответствует социальному заказу, а также поставленным целям дополнительного образования, при этом адекватно заказу и целям должны быть подобраны содержание, формы организации деятельности, необходимое обеспечение [6].
- Единые требования к программному и учебно-методическому обеспечению, учебному плану ДОД. Мы рассматриваем дополнительную общеобразовательную программу как открытую систему, в которую входят такие компоненты, как система целей, образовательный процесс, система обеспечения, система управления, система результатов деятельности. Каждый из этих элементов может быть описан системой критериев и показателей, характеризующих как качество самого элемента, так и качество системы в целом. Требования к данной системе прописаны в методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ, они соблюдаются при разработке программ, их экспертизе и оценке. При этом в практике сложилась ситуация строго следования этим требованиям с учетом многообразия программ по функциям, направленностям и видам образовательной деятельности; по продолжительности и уровням реализации программ; возрасту, полу и другим категориям детей, для которых программа предназначена; особенностям участников реализации программ - образовательных организаций разных видов и ведомственной принадлежности.
- Объективная необходимость ДОД участвовать в реализации ФГОС основного общего образования. Согласно требованиям ФГОС ООО в его реализации должна участвовать не только школа, но и учреждения дополнительного образования, культуры, спорта, частные и другие организации. Поэтому деятельность образовательных учреждений в рамках реализации стандарта не может быть изолированной или локальной. Здесь особую актуальность приобретает необходимость и возможность реализация средствами дополнительного образования государственных требований ФГОС ООО к предметным, мета-предметным и личностным результатам образования [4].
- Регламентация квалификационных требований к педагогической деятельности в сфере ДОД. Развитие системы дополнительного образования детей России актуализирует новые требования к уровню квалификации работающего персонала. Потребность в кадрах сферы ДОД и требования к уровню их компетенций и квали-
фикации сегодня задают рынок труда (работодатели), квалификационные характеристики, профессиональные стандарты, федеральные государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования (ФГОС ВПО и СПО) [7]. Поскольку требования к квалификации педагога сферы дополнительного образования достаточно высоки, особую значимость приобретает их подготовка в системе высшего и дополнительного профессионального образования. Анализ компетенций педагога сферы дополнительного образования показал, что они должны соответствовать профессиональному стандарту педагогической деятельности в сфере дополнительного образования детей. Содержание программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров должно учитывать особенности содержания и форм организации дополнительного образования. Создание системы аттестации кадров этой сферы также строится на требованиях профессиональных стандартов [8].
Вместе с тем в особенностях дополнительного образования ярко прослеживаются и неформальные характеристики, представленные ниже.
— Право выбора ребенком содержания, форм, методов организации, педагога, места проведения ДОД и др. Сегодня дополнительное образование рассматривается не просто как открытая система, а как образовательное пространство, в рамках которого появляется возможность выбора у всех участников образовательного процесса: у детей - вариантов участия в разных сферах деятельности и взаимодействия, у педагогов - собственных моделей построения образовательного процесса, у родителей - вариантов участия в деятельности образовательного учреждения. При этом необходимо учитывать конкретные интересы и потребности участников образовательного процесса. Право ребенка на выбор дополнительного образования нацеливает педагогов на внимательное отношение к его внутреннему миру, на обновление содержания образования, на поиск тех методов и форм обучения и воспитания, которые были бы адекватны особенностям каждого ребенка [6].
— Многообразие, вариативность, гибкость программ дополнительного образования. В арсенале методов, средств, технологий дополнительного образования наблюдается набор вариантов для детей разного возраста, способностей, интересов. Мы можем говорить как о вариативности выбора самих программ дополнительного образования, так и о вариативности освоения их со-
держания. В условиях отсутствия стандартов педагоги могут предлагать разные программы даже по одному виду творческой деятельности: разные цели, содержание, формы организации деятельности. В реальной практике можно наблюдать разные подходы к вариативности дополнительных образовательных программ. В одном учреждении могут существовать две разные программы по одному виду деятельности. Например, у двух школ юных модельеров различие может состоять в направлениях практической реализации знаний (фольклорное направление или направление современной одежды) или в разном наборе прикладных видов деятельности (вышивка, макраме, изделия из кожы, бисероплетение, гельоширование и другие). Другой вариант - создание программ, непохожих, но близких по направленности деятельности. Например, в массово-спортивной направленности - спектр программ по освоению восточных единоборств: ушу, карате, кунфу и других. Вариативность освоения содержания внутри программы предполагает наличие вариантов направленностей дополнительной образовательной программы, вида деятельности, педагога. Вариативность внутри одной программы обеспечивает весь возможный спектр освоения вида деятельности.
- Возможность построения индивидуального образовательного маршрута обучающегося. В «Концепции развития дополнительного образования детей» отмечается, что персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования, обеспечивает право ребенка на пробы и ошибки, ориентацию на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию, возможность на практике применить полученные знания и навыки и др. Создание индивидуального образовательного маршрута подразумевает обеспечение направленности образования не от содержания к ребенку, а от обучающегося к содержанию образования. Индивидуальный творческий маршрут является новым качественным ориентиром неформального образования, организованного в интересах и по инициативе самого ребенка. Это добровольное взаимодействие педагога-мастера и подмастерья, направленное на появление совместного творческого продукта, который стимулирует развитие творческой активности ребенка. Ресурс успеха запускает внутренние источники роста ребенка. Большое эмоциональное событийное значение имеют индивидуальные встречи с мастерами и
профессиналами, участие в выставочных проектах разного уровня, персональные творческие задания и др. Для проектирования индивидуального творческого маршрута ребенка используется повышенный, адаптированный к конкретной задаче уровень учебно-методического комплекса образовательной программы педагога дополнительного образования [1].
- Возможности социализации детей, их социального творчества. В системе дополнительного образования детей наряду с образовательными функциями (обучение, воспитание и развитие), реализуется целый спектр социально-педагогических функций: социальной поддержки, оздоровления, реабилитации детей, их адаптации к жизни, допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки и др. Образовательные объединения различной направленности повышают эффективность социального развития подростков, располагают богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого. Так, программы предпрофессиональной подготовки направлены на формирование профессионального интереса детей, их профессиональное самоопределение, адаптацию к избранной профессии. Программы оздоровления детей могут быть направлены на формирование здорового образа жизни, улучшение их физического, психологического, физиологического состояния здоровья. Программы социальной поддержки детей направлены на создание условий для социальной, медицинской, правовой, экономической, предметно-практической и другой поддержки ребенка и его семьи, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства, обеспечение помощи в приобретении практических умения и навыков. К социально-педагогическим моделям можно отнести также модели работы с родителями или семьей, направленные на решение проблем, возникающих во взаимодействии детей, родителей и педагогов. Результатом социализации может быть социальная компетентность обучающегося, обеспечивающая возможность эффективно включаться в жизнь социума, в том числе умение эффективно выполнять различные социальные роли, участвовать в различной социальной деятельности, бесконфликтно взаимодействовать с членами семьи и участвовать в ее жизни; развитие эмоционального и социального интеллекта; формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир, умения понимать и учитывать мнение других [5].
- Создание условий для сопровождения одаренных детей и детей с особыми образовательными потребностями. Одаренный ребенок или ребенок с особыми образовательными потребностями в процессе своего развития может выходить за рамки школы, выбирать образовательные услуги, оказываемые другими типами образовательных учреждений в своем районе, регионе. Решение этой проблемы актуализирует необходимость формирования национальной инновационной системы образования, которая коренным образом изменит творческость, интеллектуальность, нравственность, духовность и образованность людей [3]. Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в рамках ДОД обеспечивается использованием ресурсов открытого образования (информационное, консультационное, тьюторское сопровождение, создание информационных навигаторов, открытое представление баз данных и рейтингов организаций и программ); развитием инновационных технологий, современных сервисов интернета (интернет-проектов, интернет-викторин, интернет-олимпиад и др.); созданием консультационных сервисов для родителей по вопросам развития детей, центров медико-психолого-педагогической и социально-правовой помощи детям в целях обеспечения их профессиональной ориентации, планирования и сопровождения профессиональной карьеры; созданием системы сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях детей, полученных в рамках дополнительного образования и др. Большим образовательным потенциалом обладает проектная и научно-исследовательская деятельность, система интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний, организуемая в рамках сферы ДОД.
- Открытость дополнительного образования. Речь идет о формировании открытой образовательной среды, включающей, помимо сети государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, музейные и библиотечные комплексы, информационные и интернет-центры, СМИ и т. д. В концепции развития ДОД отмечается, что его открытость проявляется в следующих аспектах: нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности; возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления
социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии; благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в том числе развития волонтер-ства и социального предпринимательства.
- Возможность участия в сетевом взаимодействии с другими организациями. Сетевое взаимодействие позволяет решать образовательные задачи, которые ранее были не под силу отдельному образовательному учреждению, оно генерирует новые формы неформального взаимодействия (сетевые проекты и программы, условия обмена образовательными результатами, средства для личностного и профессионального роста). Основу сети должны составлять не унифицированные образовательные учреждения и не стандартизированные программы, а оригинальные модели, авторские школы, вариативные курсы. Сеть строится не на сходстве образовательных инициатив, а на объединении вкладов в разрешение определенной социокультурной проблемы, в ней несравнимо быстрее, чем в традиционной системе, распространяются инновации. Вместе с тем, сегодня говорить только о ресурсах дополнительного образования уже не актуально, необходимо вести речь о соорганизации ресурсов общего и дополнительного образования. Практика сетевого взаимодействия будет успешна только в рамках общественного договора о целях, задачах, содержании и условиях реализации образовательного процесса, участниками которого должны стать все государственные и гражданские институты, напрямую и опосредованно имеющие отношение к образованию [11].
- Информатизация дополнительного образования детей. Эта характеристика ДОД сегодня выступает как стратегическое направление развития этой сферы образования. Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. В системе дополнительного образования детей информационные технологии предоставляют уникальные возможности. Ведущая цель информатизации дополнительного образования детей заключается в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий. Информатизация дополнительного образования детей направлена на создании условий для построения каждым ребенком собственной траектории развития; создание эф-
фективной системы управления информационно-методическим обеспечением ДОД; рациональную организацию познавательной деятельности детей в ходе образовательного процесса; использование специфических возможностей компьютера и информационных технологий, позволяющих индивидуализировать образовательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам [10].
— Техносферное развитие ДОД, соответствующего требованиям современной цивилизации, запросам рынка труда, потребностям личности, общества, государства. Содержание техносферы дополнительного образования предполагает техническое оснащение нового содержания образования. При этом обучающийся изначально выступает не как объект воздействия техносферы и не рассматривает ее исключительно как средство получения чего-то, ему нужного, а является творцом этой техносферы. Каждая дополнительная общеобразовательная программа может обеспечивать формирование качеств современного человека в требованиях современной экономики и рынка труда: профессиональных качеств (навыки критического восприятия информации, способность к нестандартным решениям, креативность, изобретательность, предприимчивость, способность работать в команде, инновационная активность, способности к научно-техническому творчеству) и личностных качеств (способности к эффективной самореализации, к самостоятельному и эффективному решению возникающих проблем, созидательной активности, вовлеченности в общественную жизнь, уверенности в своих силах, нацеленности на достижения в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах и др.) [7].
— В сфере управления системой дополнительного (внешкольного) образования появляется новый опыт, в том числе создания негосударственных организаций дополнительного образования детей, органов государственно-общественного управления, заключения общественного договора в реализации образовательных программ и др.
Таким образом, можно видеть, что дополнительное (внешкольное) образование обладает определенным потенциалом для развития неформального образования. Сфера дополнительного образования включается в инновационные образовательные практики, основанные на разнообразных внешних и внутренних механизмах
интеграции образования, отражающие финансовые, социальные, психолого-педагогические аспекты, способствующие взаимодействию как отдельных организаций, так и педагогов разных специальностей.
Однако потенциальные возможности дополнительного образования детей пока в должной мере не задействованы при планировании реформ в российском образовании. Недостаточно понята и обоснована сущность формального, неформального, информального, дополнительного, внешкольного образования с учетом того, какие новые реалии следуют вслед за введением этих терминов. Наиболее серьезными проблемами, которые препятствуют достижению актуальных образовательных результатов средствами интеграции формального и неформального образования, являются психологическая неготовность педагогов к реальному сотрудничеству и партнерству; недостаточный профессионализм педагогических кадров в вопросах интеграции образования, слабая моральная и материальная поддержка тех, кто к этому стремится; закрытость существующих педагогических сообществ. Необходимы структурные и содержательные изменения дополнительного образования [4].
Содержание дополнительного образования меняется медленно, что ведет к консервации этой системы и слабому проникновению в нее инновационных разработок и современных технологий. Существуют сложности при формировании региональных программ развития дополнительного образования детей, разработке муниципальных и государственных заданий организациям дополнительного образования детей. Особо остро стоит проблема интеграции формального и неформального образования при реализации новых ФГОС общего образования, создании новых механизмов взаимодействия, построении общего образовательного пространства для реализации индивидуальных образовательных траекторий детей. Проблема состоит также в неумении администрации образовательных организаций организовывать и координировать взаимодействия, формировать сетевые объединения. Необходимо переходить от модели контроля качества к модели обеспечения качества, осуществлять контроль и вести мониторинг результатов неформального образования. Для этого необходимо исследовать и учитывать потребности и удовлетворенность детей и их родителей в результатах образования, формировать полную и открытую информационную базу о деятельности организаций образования (общего и
дополнительного). Также важно создавать новые условия для подготовки педагогических кадров дополнительного образования детей в системе высшего и дополнительного профессионального образования, активнее издавать учебную и методическую литературу по проблемам дополнительного образования детей, в том числе в ведущих российских издательствах.
Библиографический список
1. Бруцкая, Л. А. Индивидуальные творческие маршруты детей за пределами формального образования как способы стимулирования их творческой активности [Текст] / Л. А. Бруцкая, Б. Т. Сушко // Евразийский образовательный диалог : материалы международного форума. - Ярославль : ГАОУ ЯО ИРО, 2014. - С. 52-54.
2. Голованов, В. П. Современное дополнительное образование детей: к вопросу о новой концепции развития [Текст] / В. П. Голованов // Евразийский образовательный диалог : материалы международного форума. - Ярославль : ГАОУ ЯО ИРО, 2014. - С. 60-64.
3. Груздев, М. В. Региональная инфраструктура поддержки молодых талантов [Текст] / М. В. Груздев // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2014. - № 1. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 38-43.
4. Груздев, М. В. Интеграция формального и неформального образования: новый сценарий развития [Текст] / М. В. Груздев, А. В. Золотарева // Народное образование. - 2014. - № 8. - С. 4-38.
5. Золотарева, А. В. Модели социализации детей, обучающихся по программам дополнительного образования [Текст] / А. В. Золотарева // Образование личности: научно-методический журнал. - 2014. - № 1. -С. 18-25.
6. Золотарева, А. В. Принципы организации дополнительного образования детей в России [Текст] / А. В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки : научный журнал. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2013. - № 1. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 194-199.
7. Золотарева, А. В. Результаты согласованного исследования требований рынка труда, профессионального стандарта и ФГОС ВПО к компетенциям педагога дополнительного образования [Электронный ресурс] / А. В. Золотарева // Августовские педагогические чтения - 2014 : сборник материалов международного научного е-симпозиума. Россия, г. Москва, 28-30 августа 2014 г. / под ред. проф. И. В. Вагнер. -Киров : МЦНИП, 2014. - С. 123-136.
8. Золотарева, А. В. Состояние и проблемы кадрового обеспечения сферы дополнительного образования детей в России [Текст] / А. В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. - № 4. - С. 178-186.
9. Золотарева, А. В. Результаты исследования социального заказа на дополнительное образование детей [Текст] / А. В. Золотарева, Ю. В. Суханова // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки : научный журнал. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2013. - № 2. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 131.
10. Поволяева, М. Н. Развитие информационно -методического обеспечения в пространстве дополнительного и неформального образования [Текст] / М. Н. Поволяева // Евразийский образовательный диалог : материалы международного форума. - Ярославль : ГАОУ ЯО ИРО, 2014. - С. 101-103.
11. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности [Текст] : методические рекомендации / под ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. - 312 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Bruckaja, L. A. Individual'nye tvorcheskie marshruty detej za predelami formal'nogo obrazovanija kak sposoby stimulirovanija ih tvorcheskoj aktivnosti [Tekst] / L. A. Bruckaja, B. T. Sushko // Evrazijskij obrazovatel'nyj dialog : materialy mezhdunarodnogo foruma. - Jaroslavl' : GAOU JaO IRO, 2014. - S. 52-54.
2. Golovanov, V. P. Sovremennoe dopolnitel'noe obrazovanie detej: k voprosu o novoj koncepcii razvitija [Tekst] / V. P. Golovanov // Evrazijskij obrazovatel'nyj dialog : materialy mezhdunarodnogo foruma. -Jaroslavl' : GAOU JaO IRO, 2014. - S. 60-64.
3. Gruzdev, M. У Regional'naja infrastruktura podderzhki molodyh talantov [Tekst] / M. V. Gruzdev // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Psihologo-pedagogicheskie nauki: nauchnyj zhurnal. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. - № 1. - Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). - S. 38-43.
4. Gruzdev, M. V. Integracija formal'nogo i neformal'nogo obrazovanija: novyj scenarij razvitija [Tekst] / M. V. Gruzdev, A. V. Zolotareva // Narodnoe obrazovanie. - 2014. - № 8. - S. 4-38.
5. Zolotareva, A. У Modeli socializacii detej, obuchajushhihsja po programmam dopolnitel'nogo obrazovanija [Tekst] /A. У Zolotareva // Obrazovanie lichnosti: nauchno-metodicheskij zhurnal. - 2014. -№ 1. - S. 18-25.
6. Zolotareva, A. V. Principy organizacii dopolnitel'nogo obrazovanija detej v Rossii [Tekst] / A. V. Zolotareva // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Psihologo-pedagogicheskie nauki : nauchnyj zhurnal. -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2013. - № 1. - Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). - S. 194-199.
7. Zolotareva, A. У Rezul'taty soglasovannogo issledovanija trebovanij rynka truda, professional'nogo standarta i FGOS VPO k kompetencijam pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs] / A. V. Zolotareva // Avgustovskie pedagogicheskie chtenija -2014 : sbornik materialov mezhdunarodnogo nauchnogo
e-simpoziuma. Rossija, g. Moskva, 28-30 avgusta 2014 g. / pod red. prof. I. V Vagner. - Kirov : MCNIP, 2014. -S. 123-136.
8. Zolotareva, A. V. Sostojanie i problemy kadrovogo obespechenija sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej v Rossii [Tekst] / A. V. Zolotareva // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. Psihologo-pedagogicheskie nauki: nauchnyj zhurnal. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. -№ 4. - S. 178-186.
9. Zolotareva, A. V Rezul'taty issledovanija so-cial'nogo zakaza na dopolnitel'noe obrazovanie detej [Tekst] / A. V. Zolotareva, Ju. V. Suhanova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Psihologo-pedagogicheskie nauki : nauchnyj zhurnal. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU,
2013. - № 2. - Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). - S. 131.
10. Povoljaeva, M. N. Razvitie informacionno-metodicheskogo obespechenija v prostranstve dopolnitel'nogo i neformal'nogo obrazovanija [Tekst] / M. N. Povoljaeva // Evrazijskij obrazovatel'nyj dialog : materialy mezhdunarodnogo foruma. - Jaroslavl' : GAOU JaO IRO, 2014. - S. 101-103.
11. Realizacija variativnyh modelej setevogo vzai-modejstvija obshhego, dopolnitel'nogo i professional'nogo obrazovanija v ramkah organizacii vneurochnoj deja-tel'nosti [Tekst] : metodicheskie rekomendacii / pod red. A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2011. -312 s.