ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
THE FEATURES OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHERS WORKING WITH GIFTED CHILDREN IN THE SYSTEM OF GENERAL EDUCATION
В.А. Адольф, Е.В. Голубничая V.A. Adolf, E.V. Golubnichaia
Профессиональная деятельность педагогов, одаренные дети, система общего образования, работа с одаренными детьми, готовность педагога к работе с одаренными детьми. В статье изучаются особенности профессиональной деятельности педагога по работе с одаренными детьми в системе общего образования. Представлено авторское видение профессиональной деятельности педагога по работе с одаренными детьми, обосновывается потребность формирования готовности, выделены компоненты готовности, педагога к работе с одаренными детьми в системе общего образования.
Professional activity of teachers, gifted children, the system of general education, working with gifted children, readiness of teachers to work with gifted children. The paper studies the features of the professional activity of a teacher working with gifted children in the system of general education. It also presents the authors' vision of the professional activity of a teacher working with gifted children in the system of general education. The authors substantiate the necessity of the formation of teachers readiness to work with gifted children in the system of general education. The paper selects the components of teachers readiness to work with gifted children in the system of general education.
Сегодня востребованными становятся педагогические кадры, способные создавать условия для проектирования и реализации обучающимся собственных индивидуальных образовательных программ, готовые осуществлять его поддержку и сопровождение на любом возрастном этапе и в любой форме при составлении им собственного образовательного маршрута [Адольф, Пилипчевская, 2012, с. 164]. Результат педагогической деятельности - личность, полезная и успешная в обществе. Результаты педагогической деятельности - это сформированные у ребёнка знания, отношения к различным сторонам жизни, опыт деятельности и поведения. Так, труд педагога оценивается по достижениям его учеников [Педагогическая психология, 2004]. Современное российское общество нуждается в новых поколениях образованных людей, способных не только к интенсивному овладению знаниями, но и актив-
ному продуцированию новых. В связи с этим общеобразовательная школа призвана акцентировать внимание на решении задач выявления и развития интеллектуально-творческого и личностного потенциала способных и одаренных детей, создания условий для их успешной самореализации в настоящем и будущем [Ушатикова, 2013, с. 159]. Одаренность может быть врожденной, но чаще всего формируется под влиянием педагогических воздействий на личность обучающегося. Чтобы влияние было эффективным, учителю нужно верно спроектировать деятельность по работе с одаренными детьми [Магафу-рова, Тесленко, 2014, с. 88]. Педагогам необходимо скоординировать работу таким образом, чтобы создать систему деятельности по выявлению одаренных учащихся, развитию их одаренности, творческих способностей через активную и творческую деятельность ученика [Овчинникова, 2014, с. 1055]. В коллективной работе под
в.а. адольф, е.в. голубничая. особенности профессиональной деятельности педагога С ОДАРЕННЫМИ детьми В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
редакцией Д.Б. Богоявленской выделены принципы организации образовательного процесса с одаренными детьми в образовательных учреждениях разного типа. Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения заключается в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Принцип учета возрастных возможностей предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровня трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям [Рабочая концепция..., 2003, с. 23]. Достаточно высокие требования предъявляются современным обществом к педагогу, работающему с одаренными детьми. Так, современный педагог призван иметь позитивную Я-концепцию, отличаться зрелостью и эмоциональной стабильностью, высоким уровнем собственного интеллектуального развития. Одна из главных отличительных черт такого педагога - наличие стремления понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса. Учитель - один из главных специалистов в школе в выявлении и развитии детской одаренности [Молоков, 2010, с. 286]. Известны публикации, посвященные исследованию профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одаренными детьми (В.И. Панов, Д.В. Ушаков, Е.Л. Яковлева). Отечественные ученые (Н.С. Лей-тес, А.А. Матюшкин, Л.В. Попова и др.) полагают, что учитель, работающий с одаренными школьниками, должен обладать определенным психологическим складом, отмечают значимость специальной подготовки педагога к работе с такими
учениками. М. Карне выделил личные качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми. Сегодня большое влияние на систему общего образования в Российской Федерации оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, проявляющую себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использующую приобретенные знания в различных жизненных ситуациях. Современной системе образования важно в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, превратить их способности в достижения. Становится явным, что достижение целей современной системы образования в России зависит от личностного потенциала педагогов, уровня развития их профессионального самосознания и профессиональной готовности к работе с одаренными детьми. Социальный заказ отражается в профессиональной деятельности каждого педагога, работающего с одаренными детьми, предъявляет к нему высокие требования, прежде всего это умение видеть перспективу, прогнозировать учебную деятельность, выбирать оптимальные методы и формы организации работы с данной категорией детей. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами. Законодательством Российской Федерации определены направления развития системы образования для выявления и поддержки одаренных детей, предусматривается реализация комплекса мер по созданию благоприятных условий для их развития и обучения. Так, на федеральном уровне принят ряд документов об обеспечении условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности. Особое внимание уделяется Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом РФ 03.04.2012 г., в которой определен Комплекс мер по выявлению и развитию молодых талантов. Опираясь на исследования В.А. Адольфа, В.А. Сластени-на, В.И. Слободчикова, Б.М. Теплова, Е.Н. Шия-нова, с учетом положений Федерального зако-
<С £
d pq
0
ь
к
1 W m Е-
U
CL
<
о ^ о о
О Й
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
Д
Н U
W М
на Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» даем определение профессиональной деятельности педагога по работе с одаренными детьми в системе общего образования. Профессиональная деятельность педагога по работе с одаренными детьми в системе общего образования - это целенаправленная педагогическая деятельность в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, направленная на создание условий для выявле-
ния и развития талантливых детей. В С.И. Ожегов под особенностью понимает характерное, отличительное свойство кого-чего-нибудь [Ожегов, Шведова, 1993]. В ходе анализа научных трудов и законодательства Российской Федерации, нормативно-правовых актов в сфере образования нами выявлены основные особенности профессиональной деятельности педагога по работе с одаренными детьми в системе общего образования. Данные особенности (табл.), по нашему мнению, характерны как для системы общего образования страны, так и в отдельно взятых муниципалитетах.
Особенности профессиональной деятельности педагога по работе с одаренными детьми в системе общего образования
Профессиональная деятельность педагога Система общего образования Работа с одаренными детьми
Преемственность Субъективность Коммуникативность Организаторская деятельность Конструктивность Общедоступность Многотипность образовательных учреждений Демократичность Единство культурного и образовательного пространства Адаптивность Проблематизация Обогащение Индивидуализация Дифференциация Углубление Дополнительное образование
Рассмотрим подробнее выделенные особенности профессиональной деятельности педагога по работе с одаренными детьми в системе общего образования. Преемственность -педагогу необходимо профессионально владеть передовым опытом, иметь возможность использовать уровень развития, достигнутый прошлыми поколениями (И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др.). Субъективность педагога определяется богатством личности учителя, направленностью его профессиональной деятельности, отражая показатели его личностного роста (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков). Профессия педагога относится к типу профессий «человек - человек», поэтому коммуникативность является для педагога профессионально важной особенностью. От того как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету [Экземплярский, 1977]. Организаторская деятельности педагога с одарёнными детьми характеризуется многообразием методов, форм и приёмов педагогической дея-
тельности, альтернативностью и гибкостью, динамичностью, целостностью и интегративно-стью образовательного процесса [Антонова, 2013, с. 126]. Конструктивность определяет задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью педагогической деятельности, выработки и принятия решения, прогнозирования результатов и последствий принимаемых педагогических решений (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.). В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Многотипность образовательных учреждений говорит о том, что общеобразовательные учреждения получают широкие права по выбору типа школы, учебных планов, программ, учебников, учебных предметов, методов обучения и
В.А. АДОЛьФ, Е.В. ГОЛУБНИЧАЯ. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛьНОЙ ДЕЯТЕЛьНОСТИ ПЕДАГОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТьМИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
воспитания, но при этом педагоги обязаны обеспечить усвоение стандарта образования, минимума знаний по учебной программе учащимися [Педагогика, 1998, с. 515]. Демократичность системы общего образования оставляет права выбора обучающимися и их родителями типа образовательного учреждения и образовательной программы в соответствии с их познавательными потребностями и социальными интересами. Единство культурного и образовательного пространства - одна из особенностей государственной политики в области образования, обеспечивающая связь федеральной программы развития образования с национальными, региональными и муниципальными программами, учитывающими особенности местных образовательных систем. Адаптивность - приспособление системы общего образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся. Обогащение ориентировано на содержание обучения с выходом за рамки изучаемых тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Индивидуализация предполагает, что цели, содержание и процесс обучения должны учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Углубление эффективно по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к отдельному предмету в конкретной области знания. Дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одарённых школьников предполагает использование различных типов содержания и методов работы, например учёт требований индивидуального подхода с ориентацией на будущий профессиональный выбор. Проблематиза-ция состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний. Дополнительное образование предоставляет ребёнку возможность выбора образовательной области, профиля программы, времени их освоения с учётом индивидуальных склонностей.
Готовность педагога к работе с одаренными детьми в системе общего образования мы понимаем как систему профессиональных качеств педагога, которая определяется способностью к эффективной реализации профессиональной деятельности по созданию комфортных условий для всестороннего, гармоничного развития одаренных детей в общеобразовательном учреждении, что позволяет обеспечить их образовательные потребности, повысить уровень их достижений. В соответствии с выделенными нами особенностями профессиональной деятельности педагога по работе с одаренными детьми в системе общего образования мы определили критерии готовности педагога к работе с одаренными детьми в системе общего образования. Мы считаем, что готовность педагогов к работе с одаренными детьми можно оценить в рамках таких критериев, как мотивационный, когнитивный, научно-исследовательский, личностный, коммуникативный, конструктивно-проектировочный, рефлексивный. Каждый критерий включает в себя определенную группу профессиональных качеств. Так, мотивационный критерий характеризует отношение педагогов к работе с одаренными детьми в своей профессиональной деятельности, самореализации педагога в процессе взаимодействия с ними. Когнитивный критерий включает совокупность теоретических и практико-ориентированных знаний педагога о детской одаренности. Научно-исследовательский критерий показывает получение нового педагогического знания в результате целенаправленного научного поиска. Конструктивно-проектировочный критерий определяет владение способами программирования, планирования, принятия решений в конкретных ситуациях взаимодействия с одаренными детьми. Коммуникативный критерий предполагает владение культурой межличностной коммуникации, включающей умения слушать и слышать одаренных детей, создавать и развивать позитивные отношения в детском коллективе. Личностный критерий включает в себя стремление к самоактуализации, способность к самоанализу, адекватную самооценку, позитивную Я-концепцию, уравновешенность, толерантность,
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
О Й
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
0
1 к
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
Д
н и
щ м
активную жизненную позицию. Рефлексивный критерий характеризует умение находить проблемы в своей деятельности, анализировать их причины и осуществлять поиск вариантов их решения. Для формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми требуются работа с педагогами для формирования у них заинтересованности в выявлении и поддержке одаренных детей, ответственности профессиональных сообществ за результаты педагогической деятельности, обеспечение условий для повышения квалификации педагогических работников и стимулирование роста их профессионального мастерства.
Библиографический список
1. Адольф В.А., Голубничная Е.В. О результатах анкетирования участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников // Воспитание школьников. 2013. № 8. С. 28-34.
2. Адольф В.А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 5-11.
3. Адольф В.А., Голубничная Е.В. Система организации работы с интеллектуально одаренными детьми в муниципальном образовании // Инновации в образовании. 2013. № 10. С. 5-18.
4. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьютор-ская деятельность как механизм реализации ФГОС // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 164-166.
5. Антонова Е.Е. Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребёнка как
реализация личностно ориентированного подхода // Одарённый ребёнок: научно-практический журнал. 2013. № 3. С. 126-139.
6. Магафурова Д.Н., Тесленко В.И. Анализ общих методов выявления одаренных детей // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1. С. 88-91.
7. Молоков Д.С. Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми за рубежом // Чтения Ушинского: матер. конф. Ярославль, 2010. С. 286.
8. Овчинникова П.М. Работа с одаренными учащимися // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1055-1057.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Высшая школа, 1993. 944 с.
10. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / под ред. П.И. Пидкасисто-го. М., 1998.
11. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. М.: Логос, 2004. С. 384.
12. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., доп., перераб. М., 2003. С. 23.
13. Ушатикова И.И. Практика работы современной школы с одаренными детьми: опыт, проблемы, перспективы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 1. С. 159-169.
14. Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. М., 1977.
15. Яковина А.В. Модель готовности учителя к работе с одаренными учениками // Одаренный ребенок. 2011. № 4. С. 20-28.