Научная статья на тему 'Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми'

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1564
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / COMPETENCE OF THE TEACHER / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER / РАБОТАЮЩЕГО С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ / PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER WORKING WITH GIFTED CHILDREN / ОДАРЕННОСТЬ / GIFTEDNESS / ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / GIFTED CHILD / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тараносова Галина Николаевна, Абрамова Татьяна Анатольевна

В статье обосновывается проблема создания условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми. Авторами представлена система взаимодополняющих методов исследования, представлен разработанный, теоретически обоснованный и внедренный комплекс психолого-педагогических условий, эффективность которого подтверждена в ходе опытно-экспериментальной работы. Научной новизной исследования является определение понятия, сущность и структура профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми; теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка комплекса психолого-педагогических условий, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения на практике: комплекса психолого-педагогических условий, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми; критериев, показателей и уровней сформированности компонентов профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми. А также может успешно использоваться методическими службами образовательных учреждений в системе повышения квалификации педагогов образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тараносова Галина Николаевна, Абрамова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS IN WORKING WITH GIFTED CHILDREN

The article explains the problem of creation of conditions for the increase of teachers professional competence in working with gifted children. The authors confirming a positive trend and the effectiveness of the implementation of theory-based, developed and introduced complex of psycho-pedagogical conditions in the course of experimental work. Scientific novelty of the research consists definition of the concept, essence and structure of teachers professional competence in working with gifted children; theoretical study, the development and experimental testing of complex pedagogical conditions for the improvement of teachers professional competence level in working with gifted children. Practical significance of the research lies in the possibility of use in practice: complex psychological and pedagogical conditions for raising the level of professional competence of teachers in working with gifted children; a set of criteria, indicators and levels of formation of components of teachers professional competence in working with gifted children. And it can also be successfully used by the methodological services of educational institutions in the system of advanced training of teachers in the educational institutions.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми»

УДК 377.44

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

© 2017

Тараносова Галина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: taranosova@mail.ru) Абрамова Татьяна Анатольевна, магистр, преподаватель Тольяттинский социально-педагогический колледж (445012, Россия, Тольятти, ул. Мурысева, 84, e-mail: tspk-tol@mail.ru)

Аннотация. В статье обосновывается проблема создания условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми. Авторами представлена система взаимодополняющих методов исследования, представлен разработанный, теоретически обоснованный и внедренный комплекс психолого-педагогических условий, эффективность которого подтверждена в ходе опытно-экспериментальной работы. Научной новизной исследования является определение понятия, сущность и структура профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми; теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка комплекса психолого-педагогических условий, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения на практике: комплекса психолого-педагогических условий, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми; критериев, показателей и уровней сфор-мированности компонентов профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми. А также может успешно использоваться методическими службами образовательных учреждений в системе повышения квалификации педагогов образовательных учреждений.

Ключевые слова: компетентность, компетентность педагога, профессиональная компетентность педагога, профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренными детьми, одаренность, одаренный ребенок, компетентностный подход.

ENHANCING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS IN WORKING

WITH GIFTED CHILDREN

© 2017

Taranosova Galina Nikolaevna, doctor of pedagogical sciences, professor of the department «Russian language, literature and forensic linguistics» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, street Belorusskaya, 14, e-mail: taranosova@mail.ru) Abramova Tatyana Anatolyevna, master, teacher Togliatti social-pedagogical College (445012, Russia, Togliatti, streetMuryseva, 84, e-mail: tspk-tol@mail.ru)

Abstract. The article explains the problem of creation of conditions for the increase of teachers professional competence in working with gifted children. The authors confirming a positive trend and the effectiveness of the implementation of theory-based, developed and introduced complex of psycho-pedagogical conditions in the course of experimental work. Scientific novelty of the research consists definition of the concept, essence and structure of teachers professional competence in working with gifted children; theoretical study, the development and experimental testing of complex pedagogical conditions for the improvement of teachers professional competence level in working with gifted children. Practical significance of the research lies in the possibility of use in practice: complex psychological and pedagogical conditions for raising the level of professional competence of teachers in working with gifted children; a set of criteria, indicators and levels of formation of components of teachers professional competence in working with gifted children. And it can also be successfully used by the methodological services of educational institutions in the system of advanced training of teachers in the educational institutions.

Keywords: competence, competence of the teacher, professional competence of the teacher, professional competence of a teacher working with gifted children, giftedness, gifted child, competency-based approach.

В комплексе новых стратегических образовательных Концепцию общенациональной системы выявления и

ориентиров особое место занимает качественная подго- развития молодых талантов с определением базовых

товка профессионально-педагогических кадров, обеспе- принципов построения и основных задач общенацио-

чивающих обучение и сопровождение одаренных детей. нальной системы.

В соответствии с «Концепцией долгосрочного социаль- Результаты исследования под руководством Н.Б.

но-экономического развития Российской Федерации до Шумаковой [3] указывают на недостаточность знаний

2020 года» [1] подготовка квалифицированных работ- педагогического состава образовательных учреждений

ников есть основная цель системы профессионального в области особенностей сопровождения обучающихся,

образования. Специалисты должны обладать полным имеющих признаки одаренности, а также ведут речь о

комплексом профессиональных педагогических компе- необходимости формирования таких качеств, которые

тенций, а именно: должны быть ответственными, в пол- были бы востребованных в работе с данной категорией

ной мере обладать профессиональными навыками, стре- обучающихся. Одаренные дети требуют особого внима-

миться эффективно выполнять свою работу, постоянно ния психолого-педагогического состава образователь-

совершенствоваться в профессиональном плане. ного учреждения, являясь своеобразным интеллектуаль-

Последнее десятилетие Правительством РФ уделя- но-творческим потенциалом. Таким образом, проблема

ется достаточное внимание проблемам, сопутствующим востребованности в высококвалифицированных педа-

вопросам воспитания одаренных детей и их развитию. гогических кадрах, сопровождающих одаренных детей,

Определяющие акценты ставятся на повышение обще- является очень актуальной на современном этапе.

го интеллектуального уровня учащихся[2]. Существует В настоящее время, от современного воспитателя,

ряд нормативных документов, среди которых стоит об- психолога, учителя все чаще требуется владение серьез-

ратить внимание на следующие: целевую программу ной технологической подготовкой, выражающаяся в ов-

«Одаренные дети» в рамках программы «Дети России», ладении определенными знаниями и навыками в сфере 254 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

психолого-педагогического и ситуационного анализа. Компетентный педагог подразумевает четкое ориентирование в области педагогической диагностики, так как данные знания помогают своевременно выявить одаренных детей в различных направлениях. Стоит отметить важность того факта, насколько педагог, способен результативно решать профессиональные педагогические задачи, которые могут возникнуть в отдельно взятой реальной ситуации. В практической деятельности учитель помимо своих знаний, умений, применяет жизненный опыт, моральные и духовные ценности, нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности [4].

Таким образом, центральным выступает разработка и освоение комплекса психолого-педагогических условий, ориентированного на процесс всестороннего повышения профессиональных компетентностей педагога при работе с одаренными детьми посредством оптимизации и совершенствования имеющихся знаний, умений и ориентаций в области профессиональных ценностей.

Если вести речь о теоретических аспектах компе-тентностного подхода, стоит упомянуть следующих выдающихся отечественных ученных: Э.Ф. Зеер [5], А.В. Хуторской [6], С.Е. Шишов. Проблемы формирования компетентного специалиста и профессиональных компетенций были затронуты в исследованиях зарубежных авторов, среди которых Дж. Равен [7, 8, 9], С. Шо и другие. Все указанные ученые в своих исследованиях доказывали необходимость разработки теоретических и практических рекомендаций для специалистов психолого-педагогической области работающих с одаренными детьми.

Ученые, занимающиеся данной проблемой Д.Б. Богоявленская [10], Н.Б. Шумакова [3], В.Д. Шадриков [11] и другие [12, 13] говорили о включении в понятие профессиональной компетентности педагога личностных качеств, базовых и специфических умений и навыков, раскрывающих особенности педагогической направленности на одаренного ребенка. Вышеозначенные составляющие способствуют развитию личности, самоактуализации и развитию индивидуальности ребенка.

Анализ теоретических исследований и практической деятельности психолого-педагогического направления с точки зрения профессиональной компетентности педагогов в процессе их работы с обучающимися, имеющие признаки одаренности дал возможность выявить следующие существующие противоречия между:

-современными требованиями к педагогу и уровнем сформированности их профессиональной компетентности в работе с одаренными детьми;

-актуальностью повышения уровня профессиональной компетентности педагога в процессе работы с обучающимися, имеющими признаки одаренности и слабой разработанностью методологических основ данного процесса;

-сложившейся системой повышения профессиональной компетентности педагога в работе с учениками, характеризующимися как одаренные личности и содержанием ее методических основ и технологий.

Основным направлением настоящего исследования стало теоретическое определение, создание и практическая апробация эффективности комплекса психолого-педагогических условий, которые в свою очередь обеспечат повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми.

Чтобы достичь поставленной цели был сформулирован ряд задач, а именно:

1. Раскрыть степень изученности проблем повышения уровня профессиональной компетентности педагогических кадров в процессе их работы с одаренными детьми;

2. Раскрыть базовое содержание профессиональных компетентностей педагогов в процессе работы с одаренными детьми;

3. Разработать и практически апробировать комплекс

психолого-педагогических условий, которые были бы направленны на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в процессе работы с одаренными детьми;

4. Разработать и применить ряд критерий, показателей и существующие уровни профессиональной компетентности педагогов в процессе работы с одаренными детьми;

5. В процессе опытно-экспериментальной работы выявить степень эффективности разработанных психолого-педагогических условий, которые обеспечивают необходимый уровень профессиональной компетентности педагогического персонала в процессе работы с одаренными детьми.

При проведении исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретических (анализ психолого-педагогической литературы соответствующей теме исследования, сравнение, моделирование, обобщение), эмпирических (опрос, анкетирование, тестирование, интервьюирование, эксперимент, наблюдение) и статистических (качественный и количественный анализ результатов исследования, методы, позволяющие статистически обработать данные проводимого исследования).

Изучение основных подходов отечественных и зарубежных ученых (А.А. Адольф, В.И. Байденко, Ю.В. Варданян, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, С.Е. Шишов, Дж. Равен, А.В. Хуторской и др.) привело к определенному пониманию ключевых определений.

Ю.В. Варданян считает, что профессиональная компетентность представляет собой систему психических состояний и свойств личности учителя, которая представляет собой основу для определения степени готовности педагога профессионально реализовываться и способность действовать определенным способом [14].

На основе проведенного теоретического анализа в настоящем исследовании принято следующее понятие: профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренными детьми, это его способность, проявляющаяся в педагогической деятельности при условии интеграции осознанных ценностных ориентаций и мотивов, профессиональных знаний и умений, личностных качеств, которая способствует решению задач по выявлению и сопровождению одаренных детей, а также, достижению самореализации личности ребенка.

Одаренность, в «Рабочей концепции одаренности» (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков и др.), понимается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, от которого зависит возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми[15].

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Естественно, дети, относящиеся к данной категории, требуют особых знаний от психолого-педагогического окружения. В зависимости от наличия или отсутствия указанных знаний и соответствующих компетенций педагогов одаренность можно развивать, либо просто ее не заметить, как иногда случается при недостаточном понимании значимости данных вопросов в воспитательно-образовательной системе школы. Отличительными особенностями работы педагога с одаренными детьми являются: педагогическое мастерство, профессионализм и личностные качества, интересы и склонности педагога.

Взяв в основу результаты проведенного теоретического исследования (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.) экспериментатор сформировал структурную модель профессиональной компетентности педагога, которая включает: мотивационно-ценностные компоненты, когнитивные компоненты, процессуально-технологические и рефлексивные компоненты.

В опытно-экспериментальной работе по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми приняли участие 65 педагогов МБУ «Гимназия № 38» г.о. Тольятти.

В ходе констатирующего этапа эксперимента с помощью диагностических методик было выявлено, что 26% педагогов имеют высокий (креативный) уровень сформированности профессиональной компетентности в работе с одаренными детьми, 63% - средний (репродуктивный) уровень и на низком (адаптивном) уровне находятся 11% педагогов.

В процессе формирующего этапа эксперимента был апробирован комплекс психолого-педагогических условий, имеющий целью повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, принимающих участие в работе с одаренными детьми:

1) повышение уровня профессионального потенциала педагогов средствами мотивационной готовности к работе с одаренными детьми;

2) обеспечение безопасной и комфортной с психологической точки зрения образовательной среды при организации системы работы с одаренными детьми;

3) целенаправленное усовершенствование методической поддержки и сопровождения педагога в процессе его работы с одаренными детьми.

Психолого-педагогическая игра «Тропинка к познанию» способствовала активному взаимодействию внутри педагогического коллектива, позволила активизировать профессиональный потенциал педагогов и повысить уровень мотивационной составляющей в процессе работы педагогов с одаренными детьми.

Программа авторского курса «Современный педагог - одаренным детям» содержала компоненты, направленные на расширение представлений учителей и психологов об особенностях взаимодействия и сопровождения одаренных детей.

Стоит отметить, что до проведения описываемых экспериментальных действий в МБУ «Гимназия № 38», члены педагогического коллектива не всегда могли осуществить необходимую диагностику в отношении выявления одаренных детей.

В процессе организации работы по совершенствованию методического сопровождения педагогического состава МБУ «Гимназия № 38» был создан интерактивный методический кабинет, на базе которого организованы: «Банк педагогических технологий» и «Открытая картотека в помощь педагогу». Формированию безопасного пространства в образовательном учреждении способствовало создание Службы школьной медиации. Данные процессы сопровождались беседами разъяснительного характера, которые проводились как с педагогами, так и с обучающимися.

Процесс проведения анализа полученных количественных и качественных данных дал возможность сравнивать результаты констатирующего и контрольного экспериментов, целью которых было выявление существующего уровня профессиональной компетентности педагогических работников МБУ «Гимназия №38» в процессе работы с обучающимися, характеризующиеся как одаренные дети.

В таблице №1 и на рисунке1 показаны количественные результаты экспериментальной работы, проведенной с педагогами МБУ «Гимназия № 38».

Таким образом, сравнительный анализ результатов, полученных после проведённой опытно-экспериментальной работы, дал возможность выявить увеличение высокого уровня на 16%. 27 представителей педагогических работников (42%) достигли высокого (креативного) уровня профессиональной компетентности при работе с одаренными детьми. Представители данной группы характеризуются высоким уровнем внутренней и внешней положительной мотивации к своей профессиональной деятельности, а также желанием к работе с одаренными детьми.

Таблица 1 - Уровни сформированности профессиональной компетентности

Эксперимент Адаптивный уровень (низкий) Репродуктивный уровень (средний) Креативный уровень (высокий)

Констатирующий 11% 63% 26%

Контрольный 2% 56% 42%

констатирующии этаг

контрольный этаг

Рисунок 1 - Динамика результатов повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми

Высокий уровень знаний и умений помогают им выявлять и прогнозировать личностное развитие обучающегося, выстраивать индивидуальную образовательную стратегию обучения одаренного ребенка, а также подбирать содержание, методы, способы и технологии обучения для одаренных детей. Ими проводится рефлексия собственных действий на разных этапах педагогической деятельности, применяется критическая оценка достижений и результатов.

У 37 педагогов, что составляет 56 %, выявлен средний (репродуктивный) уровень. Педагоги отнесенные к данной группе имеют профессиональную направленность, сформированную профессиональной ориентацией личности, а также адекватно осознают смысл собственной профессиональной деятельности. Стоит отметить наличием у них такого значимого качества, как удовлетворенность профессиональной деятельностью. Они вполне реально осознают свои профессионально-личностные качества, однако могут испытывать потребность в рефлексии, имеющую непостоянный характер. Говоря о системе организации специфической работы с одаренными детьми, стоит отметить, что в данном случае она не всегда прослеживается. Подбор содержания, методов и технологий обучения осуществляется педагогами по шаблону.

Низкий (адаптивный) уровень профессиональной компетентности выявлен у одного педагога (2%). Характеризуя данный тип педагога, отметим, что он часто не в состоянии спрогнозировать и организовать на должном уровне индивидуальную образовательную стратегию обучения и воспитания для одаренного ребенка. В данном случае речь идет о заранее отработанной схеме по которой строятся взаимоотношения педагог-ученик, что недопустимо в работе с одаренными детьми.

Выделенные психолого-педагогические условия, реализуемые в ходе применения игры «Тропинка к познанию» и программы курса «Современный педагог -одаренным детям», обеспечили позитивные изменения в повышении уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми.

Полученные результаты в ходе экспериментального исследования позволили сформулировать выводы, основные из которых следующие:

1. Исследование подтвердило актуальность проблемы изучения психолого-педагогических условий, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми.

2. Раскрыто содержание понятия «профессиональная компетентность педагога в работе с одаренными детьми».

3. Анализ результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, показал эффективность разработанного, обоснованного, внедренного комплекса

256

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)

средни

педагогические науки

психолого-педагогических условий, обеспечивающих повышение уровня профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми.

В качестве перспективных направлений дальнейшей работы по теме исследования является разработка содержания компонентов профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми с учетом современных квалификационных требований профессиональных стандартов педагогов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 октября 2008 г. N 367-СФ «О приоритетах Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года»

- URL: http://base.garant.ru/6393671/ (дата обращения: 17.07.2017).

2. Асперова, И. Б. Профессиональное воспитание в школе / И.Б.Асперова. - М.: Знание, 2012.

3. Шумакова, Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / под ред. Н.Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2006. 239 с.

4. Тараносова, Г.Н. Инновационные процессы в образовании: к содержанию и структуре учебного курса / Педагогика творчества: личность, знание, культура. Материалы Междунар. науч. конф. (Самара, 2017 г.) = "Pedagogics of Creativity: Personality, Knowledge, Culture" / Samara, 2017 / М - во культуры РФ, СГИК, СКО; под ред. В.И. Ионесова. - Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2017. - С. 530 - 554.

5. Зеер, Э.Ф. Психология личностно-ориентирован-ного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. Екатеринбург: Деловая кн., 2000. 258 с.

6. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения Пособие для учителя М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 320 с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Равен Д. Наше некомпетентное общество: часть I (с обсуждением некоторых компетентностей, необходимых для его преобразования) // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 274-293.

8. Raven J. The banks, world management and socio-cybernetics (a paper prompted by events in greece and chance encounters on youtube) // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 74-79.

9. Равен Д. Кризис? какой кризис? // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 81-95.

10. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для учителей / Д.Б. Богоявленская. М: Академия, 2002. 416 с.

11. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2002. - 160 с

12. Балакирева Е.И., Игнатьева О.Г. Развитие творческой одаренности школьников: педагогические аспекты // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 228-231.

13. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к работе с детьми, проявившими выдающиеся способности, в контексте требований концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 103-106.

14. Варданян, Ю.В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога / под науч. ред. В.А. Сластенина. -2-е изд. - М. : МПГУ, 2002.

- 180 с.

15. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одарённости - М.: 2-е изд., расш. перераб., 2003. - 90 с.

Статья поступила в редакцию 26.06.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.