Научная статья на тему 'Изучение креативности педагогов в рамках поддержки одарённых детей'

Изучение креативности педагогов в рамках поддержки одарённых детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / GIFTED CHILDREN / КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVITY / КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА / CREATIVITY OF A TEACHER''S PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Т. А.

В статье обосновывается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи в современном образовательном пространстве; подчеркнута важность учителя внедрять новые стратегии обучения, повышать уровень педагогического мастерства, креативно мыслить и оживлять взаимодействие с одаренными учениками новыми идеями; раскрыто понятие «креативность»; приводятся результаты исследовательской работы, направленной на выявление креативности педагога при поддержки одаренных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF CREATIVITY OF TEACHERS IN SUPPORT OF GIFTED CHILDREN

The article substantiates the urgency of the problem of psychological and pedagogical support of gifted children and talented youth in modern educational space; emphasized the importance of teachers to implement new teaching strategies, improve pedagogical skills, to think creatively and spice up the interaction with gifted students with new ideas; the concept of «creativity»; the results of research work aimed at revealing the creativity of the teacher in supporting gifted children.

Текст научной работы на тему «Изучение креативности педагогов в рамках поддержки одарённых детей»

- Педагогика -

ИЗУЧЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ ПОДДЕРЖКИ

ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

Т.А. Абрамова, преподаватель Региональный социопсихологический центр

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти гимназия № 38 (Россия, г. Тольятти)

Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи в современном образовательном пространстве; подчеркнута важность учителя внедрять новые стратегии обучения, повышать уровень педагогического мастерства, креативно мыслить и оживлять взаимодействие с одаренными учениками новыми идеями; раскрыто понятие «креативность»; приводятся результаты исследовательской работы, направленной на выявление креативности педагога при поддержки одаренных детей.

Ключевые слова: одаренные дети, сопровождение одаренных детей, креативность, креативность личности педагога, творческие способности.

В современном образовательном пространстве одной из приоритетных задач является психолого-педагогическое сопровождение талантливых детей. Среди важнейших факторов, влияющих на обучение одаренных детей и подростков можно выделить готовность и стремление учителя внедрять новые стратегии обучения, повышать уровень педагогического мастерства, креативно мыслить и оживлять взаимодействие с учениками новыми идеями.

По мнению исследователей одаренности (Д.Б. Богоявленская [1]), Н.С. Лейтес [2]) при сопровождении одаренных школьников, необходимо учитывать особенности развития их мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей для самореализации и самоактуализации в деятельности.

Согласно анализу различных концептуальных моделей (Г.В. Бурменская, А.А. Лосева, В.М. Слуцкий), одарённость можно определить как объединение следующих характеристик:

- высокий познавательный интерес к неизвестному, стремление к исследованиям, творчеству;

- гибкость и оригинальность мышления как особенность интеллектуального развития;

- увлечение сущностью задачи, что является ведущей характеристикой одаренности [3].

Работа с данной категорией учеников требует от педагогов определённых личностных и интеллектуальных качеств, творческой способности к постоянному развитию своей мысли. Учитель находится в поиске инновационных методик, чтобы ученики на его уроке работали с интересом, проявляли познавательную активность, развивали инициативность, мобильность и конструктивность.

В настоящее время необходимо строить свою работу с учетом возможности творческого подхода к предлагаемым программам обучения, а также ориентироваться на развитие потенциальных возможностей учеников. Современный процесс должен учитывать индивидуальные особенности учащихся, их интересы и потребности. Талантливого ученика необходимо не только увидеть, но и помочь ему поверить в себя, осознать свою значимость, помочь ему самостоятельно ответить на волнующие вопросы, включить в процесс самореализации.

Интересно утверждение Р. Стернберга о том, что «если школьник с самогоначала своей формальной ученической карьеры подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить

- Педагоигка -

оригинальные решения старым проблемам, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем».

По мнению Р. Стернберга, для формирования креативности личности необходимо, чтобы взрослые не ограничивались рассуждениями о творческих способностях детей, а сами демонстрировали креативное поведение [4].

Креативность, по мнению

А.В. Хуторского, - это интегративная способность, вбирающая в себя целые системы взаимосвязанных способностей-элементов. Креативными способностями являются воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность, может проявляется: в быстроте мышления, гибкости мышления и поведения; точности, оригинальности мышления; богатом воображении; приверженности высоким эстетическим ценностям; устойчивости к неопределённости; самообладании и уверенности в себе; степени детализации образа проблемы [5].

Базой для проведения нашей опытно-экспериментальной работы стала МБУ «Гимназия №38» г.о. Тольятти, в которой на протяжении сентября-октября 2016 года

Таким образом, согласно анализа данных таблицы видно, что 18% педагогов отнесли свой уровень развития креативности к очень высокому, высокому - 27%. Среднестатистический уровень креативности показали 53% педагогов; на низком уровне всего лишь 2% (1 человек).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что педагоги гимназии способны необычно творчески мыслить, порождать идеи и воплощать их, а значит, и

был организован мониторинг креативности педагогов в рамках поддержки одарённых детей. Участие приняли 55 педагогов. В диагностическом исследовании применялись следующие методики: «Опросник креативности Джонсона», адаптированный Е.Е. Туник [6], авторский опросник, направленный на рефлексию творческого потенциала педагога.

По Джонсону (1973) креативность проявляется как неожиданный продукт, совершенный исполнителем спонтанно, в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности. Е. Туник предлагает опросник креативности Джонсона (ОК), который фокусирует внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. В виде опросника предлагается состоящий из 8-ми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему проявлению.

В результате применения данной методики с педагогами был проведен количественный и качественный анализ. Полученные данные исследования распределены по уровням и оформлены в таблицу 1.

оценить креативный продукт ребенка, помочь ему оформить его творческую мысль.

Анализ результатов опросника, направленного на рефлексию творческого потенциала педагогов гимназии, свидетельствует о том, 45% учителей считают целью своей деятельности передачу знаний последующим поколениям, а 55% - в органи-заци учебно-воспитательного процесса направлены на формирование творческой личности обучающегося.

Таблица 1. Анализ результатов уровня креативности педагогов по опроснику Джонсона

Уровень кол-во педагогов %

очень высокий (40-34) 10 18

высокий (27-33) 15 27

норма (20-26) 29 53

низкий (15-19) 1 2

очень низкий (8-14) 0 0

Педагогика -

70% педагогов полагают, что преподаваемые школьные предметы отвечают современным требованиям - как по уровню знаний, так и по методике преподавания.

С внедрением новых методов обучения согласны 69% педагогического состава и считают, что такие проблемы, как обновление содержания учебных дисциплин, сегодня требуют решения. Данные проводимого исследования свидетельствуют о том, что большинство респондентов (90%) имеют огромный потенциал профессионального педагогического творчества.

В практической деятельности широко применяются инновационные образовательные технологии творческого развития личности (87%). 58% учителей гимназии

считают необходимым на сегодняшний день разработку современных авторских курсов и методик преподавания школьных дисциплин.

На основе анализа полученных результатов проведенного исследования можно сдылать вывод о том, сопровождая одаренных учеников в условиях модернизации образования, новые образовательные ценности ориентируют педагога на развитие профессионального творчества. Способствовать раскрытию одаренности и талантам школьников может лишь педагог, обладающий творческой самобытностью, активно осваивающий ситуации социальных перемен и участвующей в преобразовании общества.

Библиографический список

1. Богоявленская, Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессу-ально-деятельностной парадигмы / Д.Б. Богоявленская // Основные концепции творчества и одаренности. - М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 328-348.

2. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников / Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 2000. - 320 с.

3. Абрамова, Т.А. Организация работы с одаренными детьми по технологии «Педагогическая мастерская» //Актуальные проблемы современного педагогического образования: сборник научно-методических статей победителей гродского конкурса «Образование без границ», посвященного 65-летию высшего образования в г.о. Тольятти (Тольятти, 13-14 апреля 2016 года) / под общ. ред. Г.В. Ахметжановой. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2016. -122 с.

4. Sternberg, R. General intellectual ability // Human abilities by R. Sternberg. 1985. - P. 531.

5. Хуторской, А.В. Принцип человекосообразности и его роль в обновлении современного образования // Инновации в образовании: человекосообразный ракурс: Сборн. научн. тр. / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2009. - 221 с.

6. Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е.Е. Туник. - СПб.: Речь, 2003. - 96 с.

- nedaeomKU -

THE STUDY OF CREATIVITY OF TEACHERS IN SUPPORT OF

GIFTED CHILDREN

T.A. Abramova, lecturer Regional socio-psychological center

Municipal budget educational institution of city district Tolyatti school № 38 (Russia, Tolyatti)

Abstract. The article substantiates the urgency of the problem of psychological andpedagog-ical support of gifted children and talented youth in modern educational space; emphasized the importance of teachers to implement new teaching strategies, improve pedagogical skills, to think creatively and spice up the interaction with gifted students with new ideas; the concept of «creativity»; the results of research work aimed at revealing the creativity of the teacher in supporting gifted children.

Keywords: gifted children, gifted children, creativity, creativity of a teacher's personality, creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.