фонда, а также интернет-ресурсов. Проекты представлялись как в бумажном (тексты, схемы, модели, фотографии), так и в электронном виде (видеоклипы, презентации). После защиты проектов инициировалось обсуждение увиденного и услышанного, давалась оценка степени раскрытия проблемы, высказывались альтернативные мнения [6, с. 111].
Библиографический список
В течение работы по формированию у курсантов навыков и умений педагогического взаимодействия с подчинёнными мы фиксировали достижения военнослужащих, анализировали изменения в их теоретической и практической подготовке, психологической готовности и способности к совершенствованию соответствующих профессиональных компетентностей.
1. Streltsov R.V., Lavina T.A., Bosova L.L., Tsaregorodtsev E.I. Training of the russian federation's national guard officers in information security. Issues and Trends in Interdisciplinary Behavior and Social Science. Proceedings of the 6th International Congress on Interdisciplinary Behavior and Social Sciences, 2018. С. 257 - 260.
2. Ромашин В.Н. Педагогическая система развития профессионально важных качеств офицера у курсантов старших курсов военного вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 2010.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург, 2015.
4. Стрельцов РВ., Васильев А.А. Профессиональная подготовка курсантов военного института как средство формирования готовности по воспитанию конфликтологической культуры у личного состава. Глобальный научный потенциал. 2013. № 5 (26): 26 - 27.
5. Терещенко А.Г Становление и развитие военно-педагогического образования в России: Методология, история, приоритеты современности. Воронеж: Изд-во ВАИУ 2012.
6. Чернов С.А. Методологические и методические подходы к оценке эффективности подготовки специалистов в высших военных учебных заведениях при индивидуализации обучения и воспитания. Гуманитарные проблемы военного дела. 2016; № 1; 109 - 116.
References
1. Streltsov R.V., Lavina T.A., Bosova L.L., Tsaregorodtsev E.I. Training of the russian federation's national guard officers in information security. Issues and Trends in Interdisciplinary Behavior and Social Science. Proceedings of the 6th International Congress on Interdisciplinary Behavior and Social Sciences, 2018. S. 257 - 260.
2. Romashin V.N. Pedagogicheskaya sistema razvitiya professional'no vazhnyh kachestv oficera u kursantov starshih kursov voennogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2010.
3. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg, 2015.
4. Strel'cov R.V., Vasil'ev A.A. Professional'naya podgotovka kursantov voennogo instituta kak sredstvo formirovaniya gotovnosti po vospitaniyu konfliktologicheskoj kul'tury u lichnogo sostava. Global'nyjnauchnyjpotencial. 2013. № 5 (26): 26 - 27.
5. Tereschenko A.G. Stanovlenie i razvitie voenno-pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii: Metodologiya, istoriya, prioritety sovremennosti. Voronezh: Izd-vo VAIU, 2012.
6. Chernov S.A. Metodologicheskie i metodicheskie podhody k ocenke 'effektivnosti podgotovki specialistov v vysshih voennyh uchebnyh zavedeniyah pri individualizacii obucheniya i vospitaniya. Gumanitarnye problemy voennogo dela. 2016; № 1; 109 - 116.
Статья поступила в редацию 09.10.19
УДК 159.9
Dosse T.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Theory and Methodology of Professional Education,
Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia), E-mail: [email protected]
Zavertkina E.G., Cand of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of General and Social Psychology, Yaroslavl State Pedagogical University
n.a. K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEACHERS WORKING WITH GIFTED CHILDREN: A PRACTICAL ASPECT. In connection with the social order for the development of the intellectual and creative potential of the country, the article actualizes a problem of increasing the communicative competence of teachers teaching the contingent of gifted children. The basis of the article is description of practical experience in this area in the system of continuing teacher education. The results of an empirical study of the possibilities of developing communicative competence, including its verbal component, among teachers of additional education of children are given. According to the results of the study, the need for a systematic formation of the communicative competence of specialists working with talented children and the manifestation of special attention to the criteria for its assessment are substantiated; the demand for additional professional programs that contribute to the development of the speech component of pedagogical communication is confirmed. The authors focus on the specific results of the input and output control of the level of communicative competence in general and the speech culture of students in particular in the framework of the developed program "Communicative competence of a teacher: speech aspect". The possibility of such a comparison makes obvious not only the shortages of this competency among the contingent of teachers of additional education of children, but also the effectiveness of the organizational and pedagogical conditions of its systemic development revealed by the authors. The material has scientific certainty, practical orientation and determines some prospects for organizing the process of increasing the professionalism of teachers working with gifted children.
Key words: communicative competence, gifted children, speech aspect of pedagogical communication, comprehensive educational program.
Т.Г. Доссэ, канд. филол. наук, доц., Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль,
E-mail: [email protected]
Е.Г. Заеёрткина, канд. психол. наук, доц., Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль,
E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В связи с социальным заказом на развитие интеллектуального и творческого потенциала страны в статье актуализируется проблема повышения коммуникативной компетентности педагогов, обучающих контингент одаренных детей. Основу статьи составляет описание практического опыта работы по данному направлению в системе непрерывного педагогического образования. Приводятся результаты эмпирического исследования возможностей развития коммуникативной компетентности, в том числе - её вербальной составляющей у педагогов дополнительного образования детей. По итогам исследования обосновывается необходимость системного формирования коммуникативной компетентности специалистов, работающих с талантливыми детьми, и проявления особого внимания к критериям её оценки; подтверждается востребованность дополнительных профессиональных программ, способствующих развитию речевого компонента педагогического общения. Авторы акцентируют внимание на конкретных результатах входного и выходного контроля уровня коммуникативной компетентности в целом и речевой культуры слушателей, в частности в рамках разработанной программы «Коммуникативная компетентность педагога: речевой аспект». Возможность подобного сравнения делает очевидными не только дефициты данной компетентности у контингента педагогов дополнительного образования детей, но и эффективность выявленных авторами организационно-педагогических условий её системного развития. Представленный в статье материал обладает научной достоверностью, практической направленностью и определяет некоторые перспективы организации процесса повышения профессионализма педагогов, работающих с одаренными детьми.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, одаренные дети, речевой аспект педагогического общения, комплексная образовательная программа.
Динамичный процесс социально-экономического развития нашей страны, обусловленный глобальными переменами во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, настоятельно требует системной работы с одаренными детьми на государственном уровне. Важнейшей задачей современного образования в России становится сохранение и развитие творческого потенциала человека [1]. Модернизация экономики России нуждается в высокопрофессиональных специалистах. Эффективное педагогическое общение, безусловно, является важнейшим залогом успеха в развитии особых способностей одаренных детей, поэтому совершенно очевидна необходимость системного практикоориентиро-ванного повышения профессионального мастерства педагогов, работающих с подобным контингентом обучающихся.
Исследования, связанные с ключевой фигурой образовательного процесса - учителем, появились только в середине 80-х гг. XX века. Важность специальной подготовки педагога к работе с талантливыми детьми в современной отечественной науке обосновывается в трудах В.Н. Аверкина, В.Д. Шадрикова, Л.Л. Балакиной, И.А. Зимней, А.И. Савенкова [2 - 6]; живой интерес вызывают материалы научно-практической конференции в Санкт-Петербурге «Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие» (2011 г) [7]. Целый ряд работ (М.Е. Богоявленской, А.И. Доровского, А.В. Комаровой и др.) [8 - 10], опирающихся на принципы Рабочей концепции одаренности под редакцией Д.Б. Богоявленской [11], посвящен различным аспектам подготовки педагогов, обучающих данную категорию детей: процессы работы с талантливыми детьми различных возрастов и взаимодействия с ними в условиях образовательных организаций разного типа; уровень коммуникативной, инновационной, психологической и другой компетентности педагога, работающего с одаренными детьми; разные подходы к организации образовательного процесса с талантливыми детьми (интегративный, развивающий); характер педагогической деятельности в процессе работы с детьми, обладающими разными видами одаренности (творческой, интеллектуальной, спортивной и др.).
В современной науке разнообразные модели повышения профессионализма педагогов, работающих с талантливыми детьми, рассматривают Д.Б. Богоявленская, Ю.М. Жуков, А.В. Золотарева, Т.В. Разумовская, О.А. Ко-ряковцева, И.Ю. Тарханова и др. [12 - 16], но внимания вербальному аспекту педагогической коммуникации преподавателей дополнительного образования детей (ДОД) в них уделяется явно недостаточно. В процессе осмысления речевого педагогического общения с контингентом одаренных детей мы опирались на труды Т.В. Анисимовой, Л.А. Введенской, Л.Б. Голуб, Д.Э. Розенталя, Поля Л. Сопера [17 - 20]. Большую помощь в организации самостоятельной работы в аспекте языковой культуры оказали «Интенсивный курс русского языка. Почему так не говорят по-русски» О.С. Иссерс и Н.А. Кузьминой [21] и «Справочник-практикум. Культура устной и письменной речи делового человека» под редакцией И.М. Рожкова [22].
Как показывает практика, при подготовке педагога дополнительного образования, чья роль в успешном, гармоничном развитии одаренного ребенка в постиндустриальном обществе возрастает, особенно необходимо формирование высокого уровня коммуникативной компетентности, которая важна как для его успешного самоопределения и самореализации в педагогической деятельности, так и для продуктивных отношений с особой категорией обучающихся - одаренными. Следует признать, что важность целенаправленного формирования коммуникативной компетентности педагога (особенно педагога ДОД), работающего с одаренными обучающимися, в первую очередь обусловлена особенностями этого контингента. Система дополнительного образования детей как раз и создает для них наиболее комфортную, личностно ориентированную развивающую среду.
Недостаточная изученность условий, способствующих формированию коммуникативной компетентности педагогов, работающих с особым контингентом одаренных детей, также определяет актуальность исследования.
Таким образом, формирование коммуникативной компетентности педагога является интегративной проблемой педагогики и социальной психологии, решение которой в итоге актуально как для развития конкретной личности, так и для общественного прогресса в целом.
Цель исследования сводится к выявлению педагогических условий, способствующих формированию вербальной составляющей коммуникативной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми.
Базой исследования послужил Институт развития кадрового потенциала ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского». В исследовании принимала участие группа преподавателей системы дополнительного образования детей, обучающихся по комплексной вариативной программе «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и подростков».
В 2018 году на основании результатов анкетирования слушателей данных курсов с целью определения качества обучения было выявлено, что ответы большинства анкетируемых свидетельствуют о наличии образовательного заказа на формирование коммуникативной компетентности, особенно в аспекте речевой культуры.
На основании социального заказа была создана особая комплексная вариативная программа «Коммуникативная компетентность педагога: речевой аспект» по освоению вербальной составляющей коммуникативной компетентности.
На подготовительном этапе для определения уровня знаний об особенностях организации образования одаренных обучающихся, специфике общения с ними и востребованности предлагаемой нами программы по формированию коммуникативной речевой компетентности проводилось целевое анкетирование слушателей.
Ответы на вопросы о принципах, методах и формах обучения одаренных детей показали, что большинство педагогов основой построения образовательного процесса считают коммуникативный (100%) и гуманистический (85%) подходы; используют частично-поисковый и исследовательский методы обуче-ния(75%); выбирают индивидуально-групповые (87,5%) и коллективно-групповые (75%) формы работы; справедливо предпочитают с учетом возраста игровые технологии и технологии проблемного (75%), личностно ориентированного, творческого (62,5%) и проектного (50%) обучения. Самыми большими трудностями в общении педагоги считают следующие: выстраивание субъект-субъектных отношений (87,5%), связанных с проблемами эгоизма и эгоцентризма талантливых детей (25%) и амбициями их родителей (62,5%); выбор стиля общения (75%). Вместе с тем 85% педагогов ДОД предпочитают мало подходящий для одаренных детей объяснительно-иллюстративный метод обучения, а 25% вообще выступают за репродуктивный; 62,5% ошибочно считают принцип доступности особенно важным для данной категории обучающихся, а 85% слушателей указывают технологию индивидуализации как самую продуктивную, хотя она способствует поддержанию уже имеющихся у одаренных детей амбиций и эгоизма. К сожалению, последние названные принципы, методы и технологии обучения ограничивают самостоятельность и творчество талантливых детей, создают у них ощущение нереализованности своих возможностей и не способствуют формированию субъект-субъектных отношений, без которых любая коммуникация не может быть результативной. Демократический стиль общения, который выбрали 50% слушателей как основной, способствует развитию коллективной деятельности, что также не является главным видом деятельности для одаренных детей. А эффективные для этой категории духовное (доверительно-неформальное) межличностное общение друзей и общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью выделили только 25% опрошенных.
Таким образом, на основании результатов анкетирования нами был сделан вывод, что условиями результативного образовательного процесса одаренных детей являются не только учет видов одаренности и использование активных и интерактивных педагогических технологий, но и системное формирование коммуникативной компетентности педагога в вопросах организации педагогического общения с одаренными детьми и их родителями посредством системного повышения квалификации, регулярного дистанционного диалога со специалистами, обмена опытом с коллегами и доступных методических рекомендаций по работе с талантливыми детьми и молодежью.
Кроме того, для определения у наблюдаемой нами группы слушателей уровня знаний о коммуникативной компетентности и владения навыками коммуникации в процессе речевого общения с одаренными детьми был предложен тест «Коммуникативная компетентность», разработанный на основе результатов описанного выше анкетирования педагогов ДОД, слушателей курсов повышения квалификации.
Выводы по результатам тестирования следующие: с заданиями, связанными с понятием коммуникативной компетентности и процессом взаимодействия, справились 65,5% слушателей; с заданиями, выявляющими уровень речевой культуры, справились 37,5% педагогов. Очевидно, что разработанная нами программа, нацеленная на формирование и развитие вербальной составляющей коммуникативной компетентности, востребована, так как более 60% опрошенных хотя и понимают суть коммуникативной компетентности и ее значимость в образовательном процессе одаренных детей, но не умеют выбирать методы, формы и средства воздействия на личность одаренного ребенка, адекватные целям и задачам коммуникации; 62,5% педагогов ДОД показали уровень речевой культуры и навыков вербального общения ниже базового.
Реализация разработанной нами комплексной вариативной программы «Коммуникативная компетентность педагога: речевой аспект» для педагогов, работающих с одаренными детьми, проводилась с 23 сентября 2018 года по 23 мая 2019 года. Данная образовательная программа состоит из 3 модулей разной сложности, разработанных в соответствии с социальным заказом и результатами упомянутого диагностирования слушателей: «Речь как компонент имиджа педагога и условие его успешной профессиональной карьеры», «Основы культуры речи и риторики», «Педагогическая коммуникация: речь как инструмент воздействия на личность».
Введение в учебный план общеобразовательного курса «Педагогическая коммуникация: речь как инструмент воздействия на личность» - это требование времени, обусловленное динамичным мировым социально-экономическим развитием и личными потребностями современного человека. Становление в России открытого демократического общества предполагает у тех, кто воспитывает и обучает наше подрастающее (особенно талантливое) поколение, наличие развитых коммуникативно-речевых способностей, умений высказать и аргументированно доказать свою точку зрения, выступать перед широкой аудиторией, вести конструктивный диалог в профессиональном сообществе с оппонентами и единомышленниками, одним словом, умений добиваться решения основной педагогической задачи: посредством слова воздействовать на обучающихся.
Основным методом преподавания данного модуля стал коммуникативный метод, сущность которого заключается в уподоблении процесса обучения процессу коммуникации. Точнее говоря, образовательный процесс должен строиться по той же модели, что и процесс общения, пусть несколько упрощенной, но по основным параметрам адекватной реальной педагогической коммуникации.
На протяжении всего периода обучения проводилась рефлексия успешности освоения программы. Этому способствовали следующие формы работы: подготовка и защита рефератов, решение ситуативных задач, подготовка высказываний на языковые темы, представление публичных выступлений с учетом цели высказывания, комплекс тренировочных упражнений по культуре речи с целью усвоения лексических, грамматических, орфоэпических и стилистических норм языка, полемическая игра «Дебаты», коммуникативные игры «Речевая ситуация и роли в общении», «Издательский дом»; создание памяток: плана речи разного вида (информационной, убеждающей, развлекательной), требований к говорящему, алгоритмов комплексного анализа выступления и его оценки. Итоговая аттестация проводилась в форме тестирования, результаты которого, приведенные выше, подтвердили эффективность нашей экспериментальной работы.
Поскольку с целью достижения большей достоверности нашего исследования на подготовительном этапе применялись две независимые методики определения уровня коммуникативной компетентности слушателей (в том числе - вербальной), нам показалось логичным также использовать две методики оценки уровня данной компетентности в результате проведенной работы, в том числе - по итогам курсовой подготовки.
Для выявления уровня коммуникативной компетентности педагога ДОД, работающего с одаренными детьми, мы разработали критерии оценки данной компетентности и ее речевой составляющей. Критерии, по которым проводилась оценка, соответствуют компонентам самой коммуникативной компетентности.
В качестве показателей указанных критериев были применены показатели и уровни сформированности метапредметных компетенций, представленные в коллективной монографии сотрудников кафедры управления образованием ЯГПУ им. К.Д. Ушинского «Формирование компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью, средствами дополнительного профессионального образования». [23; с. 243 - 254].
Для выявления дефицитов коммуникативной компетентности педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью, мы использовали тест
H.А. Мухамедьяровой [24]. Тестовые задания оценивались по трехбалльной системе от 0 до 2 баллов.
Рассмотрим и проанализируем полученные в ходе тестирования данные. У большинства тестируемых слушателей, прошедших обучение по программе «Педагогические коммуникации: речь как инструмент воздействия на личность», коммуникативная компетентность находится на достаточно высоком уровне -
I,63 балла.
В целом по результатам тестирования с учетом уровня ответов можно сделать вывод: 69% выпускников проведенных нами курсов имеют повышенный уровень коммуникативной компетентности, прежде всего - поведенческого компонента; 28% - базовый уровень, что в целом свидетельствует о достаточной эффективности реализации программы.
Для оценивания уровня сформированности когнитивного компонента речевой составляющей коммуникативной компетентности педагогов ДОД нами был применен тест «Самодиагностика речевой культуры». Он позволяет слушателям
Библиографический список
самостоятельно произвести объективную оценку собственных знаний и навыков их употребления в сфере орфоэпии, лексикологии, грамматики и стилистики русского языка.
В целом тест самодиагностики показал значительное повышение речевой культуры слушателей курсов повышения квалификации (педагогов ДОД) по программе «Педагогическая коммуникация: речь как инструмент воздействия на личность»: если по результатам входной диагностики с речевыми заданиями справились только 37,5% слушателей, а знания в сфере педагогических коммуникаций имели 65,5%, то в итоге реализации указанной программы процент справившихся с выпускной работой возрос почти до 100% (99,9% ответов соответствуют базовому и повышенному уровню освоения когнитивной составляющей коммуникативной компетентности), что указывает на достижение означенной выше цели разработанной и реализованной нами дополнительной профессиональной образовательной программы.
Для определения результативности нашего эксперимента и эффективности созданной системы формирования коммуникативной компетентности в целом мы сравнили данные входной диагностики (тест «Коммуникативная компетентность») и выходной диагностики (тест Н.А. Мухамельяровой и тест «Самодиагностика» по культуре речи): достаточный уровень мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов, полученный при входном контроле (62,5%), вырос в процессе обучения на 34,5% и по итогам выходного контроля составил 97%.
Значимость нашего исследования «Формирование коммуникативной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми» определена глобальными социально-экономическими переменами во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, динамичным движением России вперед. Социальный заказ общества на развитие творческого интеллектуального потенциала страны обусловливает инновационные изменения в деятельности педагогов, обучающих талантливых детей. Высокопрофессиональное педагогическое общение как в системе образования в целом, так и в системе дополнительного образования детей в частности способствует выявлению и развитию одаренных личностей, становится залогом успеха работы с перспективным контингентом воспитанников, поэтому системное повышение коммуникативной компетентности педагогов сегодня - несомненная необходимость.
В результате исследования процесса развития коммуникативной компетентности удалось выявить, что эффективность данного процесса определяется следующими условиями:
- повышение квалификации и профессиональная педагогическая деятельность строятся на диагностической основе, прежде всего - с учетом уровня речевой культуры, знания особенностей одаренных детей и навыков коммуникации с ними [25];
- применяются адекватные критерии оценки уровня коммуникативной компетентности педагога;
- обучение носит практическую направленность, системно используются активные и интерактивные формы обучения, особую значимость имеют разнообразные виды самостоятельной работы;
- проводится рефлексия профессиональной успешности на всех этапах обучения;
- с учетом требований Заказчика осуществляется разработка, системная реализация и анализ эффективности дополнительных профессиональных образовательных программ по развитию языковой культуры и совершенствованию навыков речевого воздействия на личность ребенка.
1. Модель взаимодействия учреждений общего образования с вузами по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на одаренных детей: коллективная монография. Под редакцией А.В. Золотаревой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ 2011.
2. Аверкин В.Н. Антиномический принцип персонифицированной организации повышения квалификации педагогов. Человек и образование. Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. 2014; № 3: 34 - 39.
3. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Психология. 2006; № 1: 15 - 21.
4. Балакина Л.Л. Теория коммуникации как основа педагогического взаимодействия Текст. Философия образования. 2007; № 1: 75 - 78.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
6. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. Москва: «Академия», 2001.
7. Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы Научно-практической конференции. - Санкт-Петербург АППО, 2011.
8. Богоявленская М.Е. Природа проблем одаренных детей. Одаренный ребенок. 2004; № 4: 58 - 60.
9. Доровский А.И. Некоторые аспекты перевода потенциальной одаренности в явную. Одаренный ребенок. 2005. № 1: 28 - 29.
10. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. Минск: Красико-принт, 2008.
11. Рабочая концепция одаренности. Москва, 2003.
12. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Москва: Издательство Академия, 2002.
13. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. Москва: «Гардарики», 2004.
14. Концепция и модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей: монография. Под редакцией А.В. Золотаревой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014.
15. Разумовская Т.В. Развитие профессиональной компетентности учителя для работы с одаренными детьми. Одаренный ребенок. 2012; № 2: 59 - 64.
16. Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю. Преимущества реализации накопительно-модульной системы повышения квалификации педагогических кадров. Ярославский педагогический вестник: Психолого-педагогические науки. 2011; № 1, Т. 2: 214 - 2018.
17. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г Современная деловая риторика: учебное пособие. Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
18. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
19. Голуб Л.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. Москва: Международные отношения, 1993.
20. Сопер Поль Л. Основы искусства речи. Москва: Прогресс-академия, 1992.
21. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка. Почему так не говорят по-русски? Пособие по культуре речи. Москва: Флинта, Наука, 2007.
22. Культура устной и письменной речи делового человека. Под редакцией И.М. Рожкова. Москва: Флинта, Наука, 2002.
23. Формирование компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью, средствами дополнительного профессионального образования: коллективная монография. Под научной редакцией А.В. Золотаревой, Н.П. Ансимовой. Серия: Подготовка кадров для работы с талантливыми детьми и молодежью. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016.
24. Мухамедьярова Н.А. Особенности реализации метапредметного подхода при подготовке педагогических кадров в вузе. Инновации в образовании. 2013; № 1: 72 - 79.
25. Бугайчук Т.В., Коряковцева О.А. Диагностика одаренности учащихся как психолого-педагогическая проблема. Сопровождение одаренного ребенка в региональном образовательном пространстве: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Ч. 2. Ярославль: Изд-во ГОУ ЯО ИРО, 2011.
References
1. Model' vzaimodejstviya uchrezhdenij obschego obrazovaniya s vuzami po realizacii obscheobrazovatel'nyh programm starshej shkoly, orientirovannyh na odarennyh detej: kollektivnaya monografiya. Pod redakciej A.V. Zolotarevoj. Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2011.
2. Averkin V.N. Antinomicheskij princip personificirovannoj organizacii povysheniya kvalifikacii pedagogov. Chelovekiobrazovanie.AkademicheskijvestnikInstitutapedagogicheskogo obrazovaniya i obrazovaniya vzroslyh RAO. 2014; № 3: 34 - 39.
3. Shadrikov V.D. Lichnostnye kachestva pedagoga kak sostavlyayuschie professional'noj kompetentnosti. Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. Seriya Psihologiya. 2006; № 1: 15 - 21.
4. Balakina L.L. Teoriya kommunikacii kak osnova pedagogicheskogo vzaimodejstviya Tekst. Filosofiya obrazovaniya. 2007; № 1: 75 - 78.
5. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.
6. Savenkov A.I. Odarennyjrebenok vmassovojshkole. Moskva: «Akademiya», 2001.
7. Odarennye deti: problemy, perspektivy, razvitie: materialy Nauchno-prakticheskoj konferencii. - Sankt-Peterburg. APPO, 2011.
8. Bogoyavlenskaya M.E. Priroda problem odarennyh detej. Odarennyj rebenok. 2004; № 4: 58 - 60.
9. Dorovskij A.I. Nekotorye aspekty perevoda potencial'noj odarennosti v yavnuyu. Odarennyj rebenok. 2005. № 1: 28 - 29.
10. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie odarennyh detej. Minsk: Krasiko-print, 2008.
11. Rabochaya koncepciya odarennosti. Moskva, 2003.
12. Bogoyavlenskaya D.B. Psihologiya tvorcheskih sposobnostej. Moskva: Izdatel'stvo Akademiya, 2002.
13. Zhukov Yu.M. Kommunikativnyj trening. Moskva: «Gardariki», 2004.
14. Koncepciya i modeli podgotovki, perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii kadrov dlya sfery dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: monografiya. Pod redakciej A.V. Zolotarevoj. Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2014.
15. Razumovskaya T.V. Razvitie professional'noj kompetentnosti uchitelya dlya raboty s odarennymi det'mi. Odarennyj rebenok. 2012; № 2: 59 - 64.
16. Koryakovceva O.A., Tarhanova I.Yu. Preimuschestva realizacii nakopitel'no-modul'noj sistemy povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih kadrov. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2011; № 1, T. 2: 214 - 2018.
17. Anisimova T.V., Gimpel'son E.G. Sovremennaya delovayaritorika: uchebnoe posobie. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut; Voronezh: NPO «MOD'EK», 2002.
18. Vvedenskaya L.A., Pavlova L.G. Kul'tura iiskusstvo rechi. Rostov-na-Donu: Feniks, 1995.
19. Golub L.B., Rozental' D.'E. Sekrety horoshejrechi. Moskva: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1993.
20. Soper Pol' L. Osnovy iskusstva rechi. Moskva: Progress-akademiya, 1992.
21. Issers O.S., Kuz'mina N.A. Intensivnyj kurs russkogo yazyka. Pochemu tak ne govoryat po-russki? Posobie po kul'ture rechi. Moskva: Flinta, Nauka, 2007.
22. Kul'tura ustnojipis'mennojrechidelovogo cheloveka. Pod redakciej I.M. Rozhkova. Moskva: Flinta, Nauka, 2002.
23. Formirovanie kompetencij pedagoga, neobhodimyh dlya raboty s talantlivymi det'mi i molodezh'yu, sredstvami dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Pod nauchnoj redakciej A.V. Zolotarevoj, N.P. Ansimovoj. Seriya: Podgotovka kadrov dlya raboty s talantlivymi det'mi i molodezh'yu. Yaroslavl': RIO YaGPU, 2016.
24. Muhamed'yarova N.A. Osobennosti realizacii metapredmetnogo podhoda pri podgotovke pedagogicheskih kadrov v vuze. Innovacii v obrazovanii. 2013; № 1: 72 - 79.
25. Bugajchuk T.V., Koryakovceva O.A. Diagnostika odarennosti uchaschihsya kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Soprovozhdenie odarennogo rebenka v regional'nom obrazovatel'nomprostranstve: materialy Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ch. 2. Yaroslavl': Izd-vo GOU YaO IRO, 2011.
Статья поступила в редакцию 10.10.19
УДК 811.161.1
Dudina G.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Military Academy of Logistics n.a. General of the Army A.V. Khrulev (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
Chechik I.V., Cand. Of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
MEDIA SOURCES AS A MEANS FOR FORMING PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS AT THE RUSSIAN FOR FOREIGN LANGUAGE CLASSES. The article studies one of the most relevant problems of Teaching Russian as a Foreign Language - the problem of forming professional communicative competence of foreign engineering and technical profile students with the help of Russian media sources. The forming media competency is considered as one of the main skills of competitive professional. In this article, the linguodidactic potential of Russian mass media is substantiated by the example of their use in classes for the Russian language in specific purposes. In the article the teaching technology based on the principles of credibility, objectivity, practical value of media sources is described. The authors show the examples of using methods and techniques of training based on interaction and forming self-educational competence of students. The authors consider that the education focused on crosscultural communications is fundamentally important.
Key words: media education, media competence, professional communicative competence, Russian as Foreign Language, Russian as language for Specific Purposes, media sources, electronic media, problem-solving teaching method, crosscultural communication, distance education.
Г.О. Дудина, канд. пед. наук, доц., ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва»,
г. Санкт-Петербур, E-mail: [email protected]
И.В. Чечик, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»,
г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
РЕСУРСЫ МАСС-МЕДИА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ
Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков и русского как иностранного, в частности проблеме формирования профессионально-коммуникативной компетентности иностранных учащихся инженерно-технического профиля средствами массовой коммуникации. Во главу угла ставится проблема формирования медиакомпетентности будущих профессионалов, так как развитие медиаграмотности и медиакультуры становится одним из условий конкурентноспособности специалиста. В статье анализируется лингводидактический потенциал отечественных медиаресурсов; предлагается педагогическая технология, основанная на принципах достоверности и методической ценности материалов масс-медиа, релевантности профессионально ориентированному характеру обучения; приводятся конкретные примеры заданий, основанных на проблемно-поисковом методе работы с учебным материалом, интерактивных и дистанционных технологиях обучения, а также принципе межкультурной коммуникации.
Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетентность, профессионально-коммуникативная компетентность, русский язык как иностранный (РКИ), русский язык для специальных целей, медиаресуры, электронные СМИ, проблемно-поисковый метод обучения, межкультурная коммуникация, среда дистанционного обучения (СДО).