Научная статья на тему 'Опыт формирования коммуникативной компетентности педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью'

Опыт формирования коммуникативной компетентности педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1179
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА РАБОТАЮЩЕГО С ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ФОРМЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A TEACHER WORKING WITH GIFTED CHILDREN AND YOUNG PEOPLE / THE PROCESS COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION / METHODS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION / METHODS OF ASSESSMENT OF THE LEVEL OF COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION / FORMS AND CONDITIONS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамедьярова Наталья Андреевна

Работа направлена на решение проблемы повышения качества педагогического взаимодействия с талантливыми детьми и молодежью. Коммуникативная компетентность современного педагога относится к списку ключевых, поэтому ее формирование и развитие является важным и обязательным, особенно в условиях работы с таким особенным контингентом детей, как талантливые обучающиеся. В статье описывается имеющийся на сегодняшний день практический опыт формирования коммуникативной компетентности различных субъектов педагогической деятельности. Опыт рассмотрен и представлен с учетом его дальнейшего использования в условиях работы с талантливыми детьми и молодежью. Автор дает обзор существующих практик, систематизировав информацию по категориям: методы, формы, условия, этапы формирования коммуникативной компетентности, а также методы ее оценки. Результатом проделанной работы является предложенный вариант формирования коммуникативной компетентности педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью. В этом варианте учитывается структура данной компетентности (когнитивный, поведенческий, мотивационно-ценностный компоненты), особенности педагогической коммуникации с одаренными обучающимися. Материал предназначен для педагогических и управленческих кадров сферы образования детей, для учреждений высшего профессионального образования, занимающихся подготовкой педагогических кадров, и организаций дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухамедьярова Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION OF A TEACHER WORKING WITH GIFTED CHILDREN AND YOUNG PEOPLE

The paper discusses the issue of the quality of pedagogical interaction between a teacher and gifted children or young people. Communicative competence of a teacher today is one of the key competences, that’s why its formation and development are important and obligatory, especially when the teacher works with gifted children and young people. The paper describes the practical experience of communicative competence formation. This experience is discussed with regard to its further use in the work with gifted children and young people. The author gives an overview of the methods, forms, conditions and stages of communicative competence formation, as well as the method for its assessment. The result of the work is the way of communicative competence formation of a teacher working with gifted children and young people. Such way takes into account the structure of the competence (cognitive, behavioral motivational and value components), and the features of communication with gifted students. The paper may be useful for teachers and managers of educational sphere, higher educational institutions for teachers and the bodies of additional professional education.

Текст научной работы на тему «Опыт формирования коммуникативной компетентности педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью»

УДК 371.124:376.545 ББК Ч420.42+Ч400.264

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.02

Мухамедьярова Наталья Андреевна,

ассистент, кафедра дополнительного и технологического образования, Ярославский государственный педагогический

университет им. К. Д. Ушинского; 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1; e-mail: fominan.a@mail.ru

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ1

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммуникативная компетентность педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью; процесс формирования коммуникативной компетентности; методы формирования коммуникативной компетентности; методы оценки сформированности коммуникативной компетентности; формы и условия формирования коммуникативной компетентности.

АННОТАЦИЯ. Работа направлена на решение проблемы повышения качества педагогического взаимодействия с талантливыми детьми и молодежью. Коммуникативная компетентность современного педагога относится к списку ключевых, поэтому ее формирование и развитие является важным и обязательным, особенно в условиях работы с таким особенным контингентом детей, как талантливые обучающиеся. В статье описывается имеющийся на сегодняшний день практический опыт формирования коммуникативной компетентности различных субъектов педагогической деятельности. Опыт рассмотрен и представлен с учетом его дальнейшего использования в условиях работы с талантливыми детьми и молодежью. Автор дает обзор существующих практик, систематизировав информацию по категориям: методы, формы, условия, этапы формирования коммуникативной компетентности, а также методы ее оценки. Результатом проделанной работы является предложенный вариант формирования коммуникативной компетентности педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью. В этом варианте учитывается структура данной компетентности (когнитивный, поведенческий, мотивационно-ценностный компоненты), особенности педагогической коммуникации с одаренными обучающимися. Материал предназначен для педагогических и управленческих кадров сферы образования детей, для учреждений высшего профессионального образования, занимающихся подготовкой педагогических кадров, и организаций дополнительного профессионального образования.

Mukhamed'yarova Natalia Andreevna,

Assistant Lecturer, Department of Additional and Technological Education, Yaroslavl State Pedagogical University, Yaroslavl',

Russia.

COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION OF A TEACHER WORKING WITH GIFTED CHILDREN AND YOUNG PEOPLE

KEYWORDS: communicative competence of a teacher working with gifted children and young people; the process communicative competence formation; methods of communicative competence formation; methods of assessment of the level of communicative competence formation; forms and conditions of communicative competence formation.

ABSTRACT. The paper discusses the issue of the quality of pedagogical interaction between a teacher and gifted children or young people. Communicative competence of a teacher today is one of the key competences, that's why its formation and development are important and obligatory, especially when the teacher works with gifted children and young people. The paper describes the practical experience of communicative competence formation. This experience is discussed with regard to its further use in the work with gifted children and young people. The author gives an overview of the methods, forms, conditions and stages of communicative competence formation, as well as the method for its assessment. The result of the work is the way of communicative competence formation of a teacher working with gifted children and young people. Such way takes into account the structure of the competence (cognitive, behavioral motivational and value components), and the features of communication with gifted students. The paper may be useful for teachers and managers of educational sphere, higher educational institutions for teachers and the bodies of additional professional education.

КС

r

оммуникативная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей в его профессиональной деятельности. На сегодняшний день мы можем отметить, что феномен «коммуникативная компетентность» является достаточно хорошо изученным. Теоре-

1 Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания Министерства образования и науки РФ ЯГПУ им. К. Д. Ушинского № 27.35.2016/НМ по теме «Формирование компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью средствами дополнительного профессионального образования».

© Мухамедьярова Н. А., 2016

тический анализ научной, методической, публицистической литературы показал разноаспектный интерес ученых и практиков к этому понятию и его многогранность. Опыт формирования рассматриваемой компетентности является весьма интересным и полезным для педагогов, работающих с талантливыми детьми и молодежью. Обобщив имеющиеся материалы по данному вопросу, мы выделили методы и средства формирования коммуникативной компетентности, формы и условия формирования, методы оценки сформированности

компетентности, а также этапы данного процесса. Весь опыт формирования изучаемой компетентности относится либо к сфере высшего профессионального образования, либо к школьному образованию, и касается, соответственно, либо студентов различных вузов и профилей подготовки, либо детей разного школьного возраста. Поэтому далее мы представляем два вида опыта формирования коммуникативной компетентности.

Опыт формирования коммуникативной компетентности у студентов различных специальностей гуманитарных и технических вузов

Большинство ученых и практиков, занимающихся данной проблемой, склонны утверждать, что формирование коммуникативной компетентности является процессом обязательным для современного студента вуза, поскольку коммуникативные знания, умения и навыки - это универсальные, ключевые компоненты профессиональной деятельности практически любой сферы (Д. В. Воронков, И. В. Лаврентьева, А. В. Лапшина, М. С. Ма-цуева, М. М. Северин, О. Ю. Шубкина и др.) [3; 17; 21; 11; 10; 13].

Среди методов (средств) формирования коммуникативной компетентности студентов авторы отдают предпочтения следующим:

• диалог с элементами групповой дискуссии (групповые дискуссии стимулируют и активизируют глубинные ассоциации, заставляют людей высказать то, что они не могут сформулировать в других условиях, регламентирующих учебный процесс. Главным стимулом в процессе применения такого рода методов является эмоционально-заразительная атмосфера интеллектуального соперничества. Групповая дискуссия, согласно М. Р. Битяновой, помогает обучить людей навыкам диалога, эффективного слушания, открытой коммуникации и сотрудничества [2]. Каждый член группы получает возможность прояснить свою позицию, выяснить многообразие подходов, обеспечить всестороннее видение предмета. Кроме того, групповая дискуссия активизирует творческие возможности человека, его интерес к предмету обсуждения, является средством сплочения и развития группы. Но продуктивность групповой дискуссии во многом зависит от уровня коммуникативных умений ведущего и самой группы);

• имитационные упражнения (игры) в ситуациях, моделирующих условия профессиональной деятельности (на занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, фирмы, отдела, цеха,

участка и т. д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника отдела, зал заседаний и т. д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов);

• тренинговые коммуникативные упражнения на основе профессионально-контекстных ситуаций, кейс-метод (позволяют усвоить эффективные технологии (методы, приемы, техники) делового общения, раскрыть индивидуальные особенности студентов и скорректировать их поведение в ситуациях общения. Кроме того, в процессе тренинга у участников формируются индивидуально-специфические приемы и способы коммуникации и принятия решений. Эмоциональная включенность участников в ситуации тренинга позволяет создать высокую мотивацию к обучению, помогает закрепить знания, сформировать умения и навыки. Метод кейсов предполагает использование реальных (или приближенных к реальным) ситуаций с целью анализа их обучающимися и выбора наиболее правильного и(или) оптимального решения [18]);

• деловые и ролевые игры (ролевые и деловые игры объединяются общим принципом имитации действий. Их предметным содержанием является моделирование двух реальностей: процесса профессиональной деятельности в целом и существования отдельной личности внутри этого процесса. Наибольший интерес в системе формирования коммуникативной компетентности представляют ролевые игры с элементами драматизации, выступающие имитационными моделями проблемных ситуаций межличностного общения. В условиях ролевых игр их участники сталкиваются с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характеризуют их профессиональную деятельность. Поэтому игра создает условия для определения индивидуальных норм поведения и общения в различных ситуациях, собственных социальных установок, воспитывает чувства и мысли, связанные с той или иной ролью);

• социально-психологический тренинг (один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников групп [16]. Данный

метод Л. П. Литовченко считает одним из основных методов формирования коммуникативной компетентности, так как только с помощью этой формы работы можно сформировать умения управлять своим поведением, развивать восприимчивость к психическим состояниям окружающих людей, их установкам и стремлениям, акцентировать внимание на самореализации в общении. Тренинг может быть ориентирован на развитие специальных умений, например, вести дискуссию, разрешать межличностные конфликты, а может быть нацелен на углубление опыта анализа ситуаций общения).

Процесс формирования коммуникативной компетентности у студентов осуществляется как через традиционные учебные формы (лекция-диалог, семинар-конференция), так и посредством внеучебных форм: участие в социально одобряемых видах деятельности (самоуправление, художественная самодеятельность, волонтерство). Интересными являются следующие учебные формы:

• лекция-диалог (содержание здесь подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции. Диалоговая форма заключается в коллективном поиске истины (правильного ответа, решения проблемной ситуации) путем диалога преподавателя и аудитории. Предметом диалога не обязательно может быть спорное положение или проблемный вопрос. Преподаватель может поставить студентам вопрос, касающийся одной или нескольких проблемных ситуаций, уяснить знание нормативов и тому подобное. Здесь правильный ответ может быть найден не сразу, потребуется выяснить мнения нескольких человек);

• Семинары-конференции (это такая форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссия и выступления обучающихся, где они под руководством педагога делают обобщение).

Методами оценки сформированно-сти коммуникативной компетентности у студентов выступают авторские методики и диагностики, методы самооценки, экспертная оценка, например:

• для оценки уровня развития коммуникативных умений можно использовать тест коммуникативных умений Л. Ми-хельсона - методика оценки реакции личности на различные ситуации общения, определяющая ведущий тип поведения -

«зависимый», «агрессивный» или «компетентный» [8];

• для определения мобильности, адаптивности в различных ситуациях общения применяют методику «Изучение способности к самоуправлению в общении» [7];

• диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер);

• диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л. И. Уманский, И. А. Френкель, А. Н. Лу-тошкин, А. С. Чернышов и др.);

• диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В. А. Лосенков);

• диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко);

• диагностика доминирующей перцептивной модальности (С. Ефремцева);

• диагностика мотивационных ори-ентаций в межличностных коммуникациях (И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева);

• диагностика межличностных отношений (А. А. Рукавишников).

Анализ опыта формирования коммуникативной компетентности позволяет нам выделить условия, при которых этот процесс будет эффективным:

• признание коммуникативной компетентности как одной из основных целей высшего образования;

• разработанность дидактических средств, обеспечивающих формирование коммуникативной компетентности специалиста в целостном учебно-воспитательном процессе как в учебное, так и во внеучебное время;

• осознание значимости коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности, как студентами, так и преподавателями;

• моделирование коммуникативных ситуаций в процессе обучения, обеспечивающее свободное вхождение студентов в процесс общения;

• внедрение в учебный процесс спецкурсов, дисциплин (факультативов), например, курс «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности» предполагает прохождение таких модулей, как нормативный аспект культуры речи, стратегия коммуникации, структура коммуникации, коммуникативные стили, публичное выступление, устная презентация и межличностная коммуникация, деловой этикет;

• индивидуальный и дифференцированный подход к студентам в процессе формирования у них коммуникативных способностей.

Формирование коммуникативной компетентности является поэтапным процессом, последовательное прохождение этапов которого ведет к эффективному овладению этой компетентностью. Например, можно выделить такие этапы:

• коммуникативно-диагностический этап, предполагающий диагностику реального уровня развития необходимых коммуникативных знаний, умений и навыков, достижение внутренней мотивации для понимания трудностей и противоречий при реализации коммуникативных функций, планирование будущего уровня развития необходимых умений в общении;

• коммуникативно-деятельностный этап, предполагающий контролируемые изменения коммуникативных способностей; формирование коммуникативных умений может осуществляться педагогом как в группе, так и индивидуально посредством комплекса методов и средств формирования коммуникативной компетентности;

• завершающий оценочно-результативный этап, на котором проводится контроль достигнутых результатов, а также планирование дальнейших действий по развитию коммуникативных умений и навыков.

Опыт формирования коммуникативной

компетентности у детей разных

ступеней школьного образования

Коммуникативная компетентность подрастающего поколения является важнейшей качественной характеристикой, позволяющей развивающейся личности реализовать свои потребности в социальном принятии, признании, уважении, ее формирование определяет успешность процесса социализации ребенка (О. А. Белянкина, В. Н. Елагина, О. А.Костылева, И. М. Шар-каева, Э. Н. Шатило) [6; 19; 20; 9; 1].

Эффективность формирования коммуникативной компетентности у детей разного возраста обеспечат такие методы, как:

• сюжетно-ролевые игры (в играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д.) [15];

• дискуссия (предметом дискуссии могут выступать как социально значимые проблемы, так и межличностные отношения учеников, включая анализ конкретных ситуаций морального выбора, конфликтов, с которыми учащиеся сталкиваются в реальной жизни. В последнем случае групповые взаимоотношения выступают в качестве учебной

модели, с помощью которой учащиеся «проигрывают» возможные формы межличностных отношений, усваивают возможные способы самоопределения и понимания друг друга. Метод группового обсуждения способствует выработке собственной точки зрения, развитию инициативы, становлению соответствующих коммуникативных умений и навыков) [4];

• работа в парах на уроке (рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, инсценировать отрывок, разговор двух героев произведения, придумать разговор героев произведения по телефону и т. д.);

• технология развития критического мышления (ТРКМ, авторы - Т. И. Шамова, Т. Н. Давыденко. В ТРКМ есть много различных приемов для развития коммуникативных компетенций, например, составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, соединяя это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Благодаря составлению рисунков, схем, кластеров развивается творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим. Прием «Кластера» используется также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. У учеников формируются умения выделять ключевые слова, найти и исправить ошибку, сравнивать, выделять главное, прогнозировать, обобщать и систематизировать, работать в группе. Учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем, и с удовольствием учиться в течение всей жизни. Формируются функциональная грамотность, информационно-коммуникативные умения [12]);

• технология проблемного диалога (автор - Е. Л. Мельникова, учитель сначала посредством диалога, иногда побуждающего, иногда подводящего, помогает ученикам поставить учебную проблему, т. е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, в крайнем случае, педагог сообщает тему с мотивирующим приемом. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, возникает бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т. е. открытие знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично [14]).

Методы оценки сформированное™ различных компонентов коммуникативной компетентности (умений, способностей) включают апробированные методики, например, в форме тестов:

• «Каковы ваши коммуникативные способности» (КОС-1),

• «Умеете ли вы слушать»,

• «Оценка самоконтроля в общении» (по М. Снайдеру),

• тестовая методика Т. А. Фотековой «Самооценка коммуникативного развития» (для младших школьников),

• методика исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОС), состоящая из 40 вопросов [5];

• диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В. В. Бойко).

Учебная программа формирования коммуникативной компетентности учащихся включает следующие тематические разделы: развитие коммуникативной компетентности подростков, расширен ие знаний подростков о себе как субъекте общения, своих коммуникативных способностях и возможностях, развитие умений ориентироваться в мире взрослых и сверстников, развитие умения преодолевать трудности адаптации к ситуации общения в современном социуме.

К условиям формирования коммуникативной компетентности детей разного школьного возраста относятся следующие:

• погружение учеников в социокультурное пространство коммуникации;

• обеспечение учебно-педагогического сотрудничества в процессе обучения;

• культивирование различных форм и способов учебного диалога, направленного на взаимопознание и самопознание подростков;

• развитие у школьников уверенности в собственных силах; готовности к коммуникативной деятельности, способности к саморазвитию;

• установление равноценных субъект-субъектных отношений;

• построение обучения на основе активных, игровых, интерактивных, ситуационно-моделирующих методов.

Таким образом, представленный опыт формирования коммуникативной компетентности относится к детям разного возраста и молодежи. Нам не встретились материалы, отражающие опыт формирования коммуникативной компетентности педагогов, работающих с талантливыми детьми и молодежью.

На основе проведенной работы по данной проблеме мы можем предположить, что процесс формирования коммуникативной

компетентности педагогов включает целый комплекс взаимосвязанных компонентов таких как, методы, формы, условия и этапы формирования, методы оценки уровня сформированное™ компетентности.

Целью формирования коммуникативной компетентности педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью, является высокий уровень овладения ее компонентами, а именно знаниями об особенностях коммуникации с талантливыми детьми и молодежью, коммуникативными умениями и навыками, необходимыми для эффективной работы с данным контингентом воспитанников. Соответственно, процесс формирования коммуникативной компетентности будет отражать как специфику компонентов компетентности, так и особенности профессиональной деятельности педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью.

В качестве методов формирования коммуникативной компетентности можно использовать целый комплекс активных, проблемных, индивидуальных и групповых методов и средств.

Для формирования когнитивного компонента коммуникативной компетентности подходят следующие методы:

• групповые дискуссии (например, на темы «Определения коммуникативной компетентности педагога», «Особенности коммуникации с талантливыми детьми и молодежью»);

• групповая работа с представлением перед аудиторией ее результатов (например, групповая работа по формулировке правил педагогического общения с талантливыми детьми);

• беседа на актуальные темы (например, «Талантливый ребенок - это радость или проблема общения для педагога»);

• индивидуальные презентации проблемных вопросов (например, «Коммуникативные барьеры в общении с талантливыми детьми», «Коммуникативное поведение разных групп талантливых детей»).

Для формирования поведенческого компонента коммуникативной компетентности подходят следующие методы:

• ситуационные методы (обсуждение кейсов, предполагающих использование реальных (или приближенных к реальным) ситуаций с целью анализа их обучающимися и выбора наиболее правильного и (или) оптимального решения);

• проблемно-поисковые упражнения (являются действенным методом формирования и развития различных умений и навыков, поскольку предполагают сочетание индивидуальных, самостоятельных, групповых, устных и письменных форм ра-

боты, включают создание и описание проблемной ситуации, организацию коллективного обсуждения возможных альтернатив ее разрешения, выбор и обоснование варианта решения, обобщение полученных результатов, их презентация, формулировка выводов и дальнейших перспектив);

• мультимедийные презентации, представляющие опыт работы с талантливыми детьми;

• коммуникативные тренинги (целью тренингов является развитие различных коммуникативных умений и навыков, например, отработать навыки убеждения, отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции, развить умение находить подход к талантливым детям, развить умение использовать невербальные средства общения, обучить эффективным способам общения с талантливыми детьми. Кроме того, тренинг может состоять из комплекса упражнений, направленных на развитие эмпатии, настойчивости, навыков убедительной речи, на отработку навыков понимания других людей, принятия решения).

Формирование коммуникативной компетентности педагога может осуществляться с помощью таких форм работы:

• лекция-встреча с высококвалифицированными специалистами, работающими с талантливыми детьми и молодежью (например, с психологами, педагогами, управленцами) ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• мастер-классы с целью обмена опытом работы и решения проблем, возникающих во взаимодействии с талантливыми детьми;

• круглый стол с целью создания программы развития коммуникативных умений талантливого ребенка;

• конференция, позволяющая педагогом высказать свое мнение на тему «Коммуникативная деятельность педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью», задать волнующие вопросы;

• дистанционные семинары, позволяющие расширить круг обсуждения проблемы за рамки региона.

Среди методов оценки сформированности коммуникативной компетентности мы выделяем следующие:

• «Индивидуальный стиль педагогического общения» (И. М. Юсупов) - позволяет диагностировать эффективные и неэффективные модели общения педагога;

• «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса;

• «Диагностика эффективности педагогических коммуникаций» (модифицированный вариант анкеты А. А. Леонтьева) -позволяет выявить уровень владения прие-

мами общения и вариант проявления стиля педагогического взаимодействия с обучающимися;

• Оценка уровня коммуникативных особенностей педагога (В. Ф. Ряховский);

• самооценка коммуникативных умений и навыков педагогов;

• экспертная оценка проявления коммуникативных умений и навыков во время групповых дискуссий, выполнения упражнений, обсуждения кейсов, публичных выступлений, презентаций и др.

Формирование коммуникативной компетентности педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью, возможно осуществлять в условиях повышения квалификации, реализуя программу, состоящую, например, из разделов:

• научно-теоретические основы педагогической коммуникации с талантливыми детьми и молодежью (в результате у слушателей будут сформированы понимание особенностей талантливых детей как партнеров и субъектов коммуникации, знание различных возможностей построения коммуникационного взаимодействия с талантливыми детьми и молодежью, умение решать коммуникативные проблемы талантливых детей, устранять коммуникативные барьеры в общении с ними);

• управление процессом коммуникации с талантливыми детьми и молодежью (в результате сформируется умение воздействовать на талантливого ребенка адекватно целям коммуникации и задачам совместной деятельности, управлять процессом коммуникации с талантливыми детьми, демонстрируя способность принимать во внимание их взгляды, цели и особенности);

• коммуникативная компетентность педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью (в результате будут развиты навыки работы с различными средствами коммуникации в разных видах профессиональной деятельности в условиях работы с талантливыми детьми, слушатели овладеют опытом взаимодействия с различными группами талантливых детей -разными по возрасту, статусу, роду деятельности и т. п.);

• практикум эффективных коммуникаций с талантливыми детьми и молодежью (практикум даст возможность дальнейшего формирования и развития коммуникативных умений и навыков педагогов).

Обобщая все вышесказанное, мы отмечаем, что формирование коммуникативной компетентности педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью, является сложным и многоаспектным процессом, практическая реализация которого

возможна через сочетание и использование воляет развить коммуникативную компе-

сложившегося на сегодня в науке и практи- тентность у разных категорий людей путем

ке опыта по данной проблеме. Именно гра- адаптации к специфике и особенностям пе-

мотное и обдуманное применение апроби- дагогической деятельности с талантливыми

рованных методов, технологий, форм поз- детьми и молодежью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белянкина О. А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания / / Молодой ученый. 2013. №4. С. 525-527.

2. Битянова М. Р. Психология личностного роста. М. : Междунар. пед. акад., 2005.

3. Воронков Д. В. Формирование коммуникативной компетентности студентов технического вуза // Известия Волгоградского гос. технич. ун-та. 2009. № 6.( Т. 9). С. 113-116.

4. Галлямова Н. Ш. Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции. URL: http://naukarus.com/aktivnye-metody-obucheniya-v-protsesse-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentsii.

5. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) // Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C.263-265.

6. Елагина В. Н. Формирование коммуникативной компетенции подростков в образовательном процессе школы// Научное сообщество студентов XXI столетия. гуманитарные науки : сб. ст. по мат-лам XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(17). URL: http://sibac.info/archive/guman/2(17).pdf.

7. Изучение способности к самоуправлению в общении // Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C.164-166.

8. Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников : практ. пос. для школьных психологов. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

9. Костылева О. А. Формирование коммуникативной компетентности учащихся через применение активных методов обучения. URL: http://www.pedsovet.pro/index.phр.

10. Лаврентьева И. В. Оценка коммуникативной компетентности будущих социальных работников // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 2. С. 163-167.

11. Лапшина А. В. Формирование коммуникативной компетентности в профессиональной подготовке будущих специалистов социально-культурной деятельности вузов культуры и искусств : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.

12. Мартюшова Н. В. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время. URL: http://www.schoolint5v.ru/.

13. Мацуева М. С. Критерии оценки профессиональной коммуникативной компетентности у будущих специалистов в области администрирования информационных // Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании : междунар. науч.-практ. конф., 22-23 но-яб. 2009 г., г. Томск. URL: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/II/II-0-53.html.

14. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. URL: http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/tehnologiya_problemnogo_dialoga.pdf.

15. Морозова К. С. Использование игровых технологий для развития коммуникативной компетенции у обучающихся начальной школы. URL: www.protvino-licey.ru.

16. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М. : Школа - Пресс, 2010.

17. Северин М. М. Формирование коммуникативной компетентности у будущих офицеров-воспитателей // Студенческий научный форум : IV Междунар. студ. электронная науч. конф., 15 февр. - 31 марта 2012 г. URL: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/2096.pdf.

18. Сергеева Б. В. Использование метода кейс-стади как средство формирования профессиональной компетентности будущих педагогов начального образования // Концепт. 2015. Т. 9. С. 16-20. URL: http://e-koncept.ru/2015/95020.htm.

19. Шаркаева И. М. Приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников // Студенческий научный форум : IV Междунар. студ. электронная науч. конф., 15 февр. - 31 марта 2012 г. URL: http: //www.rae.ru/forum2012/pdf/2096.pdf.

20. Шатило Э. Н., Горелова И. В. Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения математике учащихся 5-9 классов посредством устных упражнений // Педагогика: традиции и инновации : мат-лы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апр. 2013 г.). Челябинск : Два комсомольца, 2013. С. 104-106.

21. Шубкина О. Ю. Формирование коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе технического вуза // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-5. С. 1206-1210. URL: http: //www.fundamental-research.ru/ru/ article/view?id=34744.

REFERENCES

1. Belyankina O. A. Formirovanie kommunikativnykh kompetentsiy uchashchikhsya na urokakh istorii i ob-shchestvoznaniya // Molodoy uchenyy. 2013. №4. S. 525-527.

2. Bityanova M. R. Psikhologiya lichnostnogo rosta. M. : Mezhdunar. ped. akad., 2005.

3. Voronkov D. V. Formirovanie kommunikativnoy kompetentnosti studentov tekhnicheskogo vuza // Izvestiya Volgogradskogo gos. tekhnich. un-ta. 2009. № 6.( T. 9). S. 113-116.

4. Gallyamova N. Sh. Aktivnye metody obucheniya v protsesse formirovaniya kommunikativnoy kompe-tentsii. URL: http://naukarus.com/aktivnye-metody-obucheniya-v-protsesse-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentsii.

5. Diagnostika kommunikativnykh i organizatorskikh sklonnostey (KOS-2) // Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuylov G. M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. M., 2002. C.263-265.

6. Elagina V. N. Formirovanie kommunikativnoy kompetentsii podrostkov v obrazovatel'nom protsesse shkoly// Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiya. gumanitarnye nauki : sb. st. po mat-lam XVII mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. № 2(17). URL: http://sibac.info/archive/guman/2(l7).pdf.

7. Izuchenie sposobnosti k samoupravleniyu v obshchenii // Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuy-lov G. M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. M., 2002. C.164-166.

8. Kolmogorova L. S. Diagnostika psikhologicheskoy kul'tury shkol'nikov : prakt. pos. dlya shkol'nykh psikhologov. M. : VLADOS-PRESS, 2002.

9. Kostyleva O. A. Formirovanie kommunikativnoy kompetentnosti uchashchikhsya cherez primenenie ak-tivnykh metodov obucheniya. URL: http://www.pedsovet.pro/index.phr.

10. Lavrent'eva I. V. Otsenka kommunikativnoy kompetentnosti budushchikh sotsial'nykh rabotnikov // Vestnik SPbGU. Ser. 12. 2012. Vyp. 2. S. 163-167.

11. Lapshina A. V. Formirovanie kommunikativnoy kompetentnosti v professional'noy podgotovke budush-chikh spetsialistov sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti vuzov kul'tury i iskusstv : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2012.

12. Martyushova N. V. Formirovanie kommunikativnoy kompetentsii mladshikh shkol'nikov na urokakh i vo vneurochnoe vremya. URL: http://www.schoolint5v.ru/.

13. Matsueva M. S. Kriterii otsenki professional'noy kommunikativnoy kompetentnosti u budushchikh spet-sialistov v oblasti administrirovaniya informatsionnykh // Opyt i perspektivy ispol'zovaniya informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy v obrazovanii : mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 22-23 no-yab. 2009 g., g. Tomsk. URL: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/II/II-0-53.html.

14. Mel'nikova E. L. Tekhnologiya problemnogo dialoga: metody, formy, sredstva obucheniya. URL: http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/tehnologiya_problemnogo_dialoga.pdf.

15. Morozova K. S. Ispol'zovanie igrovykh tekhnologiy dlya razvitiya kommunikativnoy kompetentsii u obuchayushchikhsya nachal'noy shkoly. URL: www.protvino-licey.ru.

16. Pedagogika : ucheb. posobie dlya stud. ped. ucheb. zavedeniy / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, A. I. Mi-shchenko, E. N. Shiyanov. M. : Shkola - Press, 2010.

17. Severin M. M. Formirovanie kommunikativnoy kompetentnosti u budushchikh ofitserov-vospitateley // Studencheskiy nauchnyy forum : IV Mezhdunar. stud. elektronnaya nauch. konf., 15 fevr. - 31 marta 2012 g. URL: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/2096.pdf.

18. Sergeeva B. V. Ispol'zovanie metoda keys-stadi kak sredstvo formirovaniya professional'noy kompetent-nosti budushchikh pedagogov nachal'nogo obrazovaniya // Kontsept. 2015. T. 9. S. 16-20. URL: http://e-koncept.ru/2015/95020.htm.

19. Sharkaeva I. M. Priemy formirovaniya kommunikativnoy kompetentsii mladshikh shkol'nikov // Stu-dencheskiy nauchnyy forum : IV Mezhdunar. stud. elektronnaya nauch. konf., 15 fevr. - 31 marta 2012 g. URL: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/2096.pdf.

20. Shatilo E. N., Gorelova I. V. Formirovanie kommunikativnoy kompetentnosti v protsesse obucheniya ma-tematike uchashchikhsya 5-9 klassov posredstvom ustnykh uprazhneniy / / Pedagogika: traditsii i innovatsii : mat-ly III mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, apr. 2013 g.). Chelyabinsk : Dva komsomol'tsa, 2013. S. 104-106.

21. Shubkina O. Yu. Formirovanie kommunikativnoy kompetentnosti studentov v obrazovatel'nom protsesse tekhnicheskogo vuza // Fundamental'nye issledovaniya. 2014. № 8-5. S. 1206-1210. URL: http: //www.fundamental-research.ru/ru/ article/view?id=34744.

Статью рекомендует канд. филол. наук, доцент М. Б. Ворошилова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.