педагогические науки
Ахметжанова Галина Васильевна, Долгова Виктория Викторовна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ...
УДК 377.44
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ РАБОТЫ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
© 2017
Ахметжанова Галина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
«Педагогика и методики преподавания» Долгова Виктория Викторовна, магистрант Тольяттинский государственный университет (445051, Россия, Тольятти, улица Фрунзе, 2г, e-mail: vikadima88@mail.ru)
Аннотация. Важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала одаренных детей, совершенствование выявления и организации непрерывного сопровождения одаренных детей в условиях современного образовательного пространства. Несмотря на большую востребованность квалифицированных учителей, способных проводить эффективную работу по выявлению и развитию одаренных детей, уровень их профессиональных компетенций в области работы с одаренными детьми не удовлетворителен. Подтверждением этого являются результаты исследований, которые показывают, что у педагогов существуют проблемы при работе с такой категорией детей. Это связанно, как считают авторы, с отсутствием необходимых знаний об одаренных детях и несформированности важных качеств личности и профессиональных навыков для работы с ними. Сформированность профессиональных компетенций учителей для работы с одаренными детьми невозможна без специальной подготовки, которая на сегодняшний день имеет ряд проблем, связанных с отсутствием утвержденных подходов и технологий к организации данного процесса. Статья предназначена для руководителей и методистов образовательных организаций, специалистов центров повышения квалификации и педагогов.
Ключевые слова: одаренный ребенок, подготовка учителей, проблемы подготовки, личносто-деятельностный подход, компетентностный подход, формирование компетенции, программа повышения квалификации.
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS FOR WORK
WITH GIFTED CHILDREN
© 2017
Ahmetzhanova Galina Vasilyevna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Chair
of «Pedagogy and teaching methods» Dolgova Victoria Victorovna, master student Togliatti state University (445051, Russia, Togliatti, street Frunze, 2g, e-mail: g.v. vikadima88@mail.ru)
Abstract. An important task of modern education in Russia is to preserve and develop a creative potential of gifted children, to improve an identification and organization of continuous support of gifted children in a modern educational environment. The future of the Country depends on our children, whose potential will subsequently ensure the development of the economy and the government as a whole, and a teacher is the key figure in creating an educational environment that contributes to the development of creative nature of a gifted child, figure that makes special demands on his professional and personal preparation. This is confirmed by the results of studies that show that teachers have problems when working with such a category of children. According to the authors, this is due to the lack of necessary knowledge about gifted children and the lack of formation of important personal qualities and professional skills for working with them. The formation of teachers' professional competences for working with gifted children is impossible without special training, which today has a number of problems associated with lack of approved approaches and technologies to organize this process. The article is intended for managers and methodologists of educational organizations, specialists of advanced training centers and teachers.
Keywords: gifted child, teacher training, training problems, personal-activity approach, competence approach, competence formation, advanced training program.
Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые задачи. Прогрессивное развитие невозможно без поддержания и обеспечения интеллектуального потенциала страны. По этой причине возникает необходимость формирования личности, способной гармонично существовать в современном обществе и активно влиять на его жизнь. Это приводит к тому, что развитие системы поддержки одаренных детей является приоритетным направлением модернизации образования.
Ретроспективный анализ понятия «одаренность» позволил сделать вывод, что существует несколько подходов к определению его сущности и значения. Одаренность приписывали качествам психики, природной одаренности, при изучении использовались абстрактные умозаключения и экспериментальные подходы. «Рабочая концепция одаренности» ученых России определяет данный термин как качество психики, которое позволяет человеку достигать выдающихся результатов в определенной деятельности [1]. Одаренность развивается под влиянием социума на основе качеств, заложенных природой. Для эффективного развития необходима определенная благоприятная среда, которая может способствовать развитию одаренных детей. Это одна из главных задач образования на сегодняшний день, решение которой требует качественной подготов-
ки педагогов.
В профессиональном стандарте «Педагог» приводятся конкретные требования к квалификации педагога, которые складываются из профессиональных компетенций. Однако существует необходимость в его актуализации в связи с формированием компетенций, касающихся работы с одаренными детьми [2-6].
Стоит отметить, что в данном аспекте процесс подготовки учителей требует решения ряда проблем:
- нет единого подхода к определению одаренности;
- не прописаны требования к личностным и профессиональным качествам педагога, работающего в данной сфере;
- подготовка педагогов, работающих с одаренными детьми, не имеет единой системы.
В связи с этим существует несколько аспектов подготовки учителей, работающих с одаренными детьми, требующих внимательного изучения:
- теоретический аспект обучения (содержание подготовки);
- когда начинать обучение педагогов, работающих с одаренными детьми: в процессе получения высшего образования или при повышении квалификации?
- какая технология позволит наиболее эффективно подготовить педагогов?
К наиболее обоснованным подходам к подготовке педагогов в данной сфере в системе повышения квалифи-
79
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)
Ахметжанова Галина Васильевна, Долгова Виктория Викторовна^^^^^^^^^^В ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ .
pedagogical sciences
кации относят личностно-деятельностныи и компетент-ностный подходы [7-12]. Личностно-деятельностный подход предполагает подготовку, которая направлена на развитие личностных качеств профессионала [13, 14]. В свою очередь, компетентностный подход предполагает, что компетенции педагога - это совокупность знаний, умений и навыков, которые способствуют решению профессиональных задач [15]. Данные подходы предусматривают стремление к определенному набору теоретических знаний, практических навыков и личностных качеств.
Для изучения уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов, объединенных общей профессиональной компетенцией - работа с одаренными детьми, было проведено экспериментальное исследование на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти «Гимназия №77». Участие в эксперименте приняли 35 педагогов.
Опытно-экспериментальная работа предполагала подготовку педагогов к работе с одаренными детьми, а также апробацию разработанного курса повышения квалификации.
В процессе работы были использованы метод самооценки и метод экспертных оценок, все компоненты проектирования педагогической технологии и диагностический этап, отражающий актуальность и необходимость проектирования [16, 17]. На рисунке 1 представлен алгоритм разработанной технологии.
1 Изучение проблем подготовки учителей к работе с одаренными детьми. Изучение требований государства, предъявляемые к квалификации учителей. Выявление необходимых компонентов содержания подготовки (теоретический, практический и личностный). Диагностический
1
2 Диагностическая постановка целен обучения, которая заключается в формирование и развитие профессиональных компетенций учителя по выявлению и развитию одаренных детей. Блок целей
1
3 Разработка модульной программы курса повышения квалификации «Подготовка учителей к работе с одаренными детьми». Блок содержания
1
Включает в себя методы, организационные формы и средства обучения. Формы учебного процесса: традиционные (лекции, практичесь самостоят ельнаяраоота)и нетрадиционные (деловаяигра, творч* н презентации).
Методы и способы: активный метод (обучающиеся является н слушателем, а активным участником); интерактивный метод (широкое взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом); наглядные, словесные.
Средства: учебно-методическое обеспечение, компьютерное оборудование, му дьтимедиа-р е сур I
Блок средств педагогической коммуникации
1
5 Определение уровня сформированности профессиональных компетенции учителей, необходимых для результативной работы с одаренными детьми. Б ходе отчетных работ обучающихся по каждому модулю программы заполняются разработанные карты компетенции, исходя из чего можно с\'днть о уровне сформированности компетенций. Блок контроля
1
б Сравнение полученных результатов (Р) обучение с планируемыми (Рпл), если: 1. Р > Рпл, то происходит внедрение технологии подготовки учителей на курсах повышение квалификации; 2. Р<Рпл. то проводится анализ причин отклонения результатов от планируемых и происходит совершенствование технологи. Блок корр екции
1
Внедрение технологии в процесс подготовки учителей на курсах повышения ке алификации
грамма курса повышения квалификации «Подготовка учителей к работе с одаренными детьми».
Структура данного курса обусловлена компонентами содержания подготовки учителей к работе с одаренными детьми и концепциям личностно-деятельностного и компетентностного подходов. Также были использованы рекомендации экспертной группы, разработан перечень пособий и интернет-ресурсов для подготовки, а также требования к результатам обучения. Каждый модуль проверялся при помощи экспертных листов и карты компетенций.
На контрольном этапе эксперимента были использованы те же критерии и показатели сформированности профессиональных компетенций, что и на констатирующем. Результаты показали, что после обучения по разработанному курсу к достаточному уровню относятся 51,42% учителей (рисунок 2). Количество педагогов, находящихся на критическом уровне, снизилось на 22, 85 %.
Оптимальный
■ Достаточный
■ Критический
Ш ^^
Констатирующий этап
Контрольный этап
Рисунок 1 - Алгоритм проектирования технологии подготовки педагога к работе с одаренными детьми
Сформированность профессиональной компетенции педагога при работе с одаренными детьми в процессе опытно-экспериментальной работы определялось как среднее арифметическое показателей трех компетенций, которые включают: составление характеристики личности обучаемого; знание психолого-педагогических технологий; подготовка школьников к олимпиадам, конкурсам, исследовательским проектам и так далее.
Результаты проведенной экспериментальной работы показали, что к критическому уровню сформирован-ности общей профессиональной компетенции относятся 65,71% учителей. На достаточном уровне находятся 28,57%, а на оптимальном - 5,72%. Таким образом, в начале обучения по программе повышения квалификации уровень общей профессиональной компетенции у педагогов достаточно низок.
Для повышения уровня общей профессиональной компетенции была разработана и апробирована про-
Рисунок 2 - Динамика уровня сформированности
общей профессиональной компетенции учителей
Таким образом, налицо положительная динамика уровня сформированности общей компетенции педагогов, работающих с одаренными детьми.
Опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности общей профессиональной компетенции педагогов для работы с одаренными детьми подтверждает эффективность разработанного курса «Подготовка учителей к работе с одаренными детьми» в рамках повышения квалификации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков [и др.]. - 2-е изд. - М.: ИЧП Магистр, 2003. - 90 с.
2. Общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя [Электронный ресурс]: Министерство образования и науки Российской Федерации. - 2013. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA %D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1% 8B/3071 (дата обращения: 25.09.2016).
3. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». [Электронный ресурс]: портал федеральных государственных образовательных стандартов: URL: http:// fgosvo.ru/01.004.pdf/ (дата обращения 15.01.2017).
4. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к работе с детьми, проявившими выдающиеся способности, в контексте требований концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 103-106.
80
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические
науки ФОРМИРО
5. Антонова Е.Е. Сущность и структура психолого-педагогического сопровождения одарённого ребёнка в общеобразовательной школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 1 (12). С. 25-29.
6. Полтева Т.В., Курилова А.А. Инновации в образовании Самарской области // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 192-194.
7. Власенко С.В., Чемоданова Г.И. Использование инновационных форм организации обучения в современном процессе системы повышения квалификации педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 113-117.
8. Сундеева Л.А. Личностно-ориентированное обучение как условие формирования профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического направления // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 33-35.
9. Цепкова А.Н. Содержание процесса ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования // Поволжский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 137-142.
10. Сидакова Н.В. Личностно-ориентированный подход как стратегия системного и последовательного процесса обучения иностранному языку // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 2 (21). С. 146-149.
11. Горячева А.А., Зыкова А.В., Блинохватова Ю.В. Личностно-ориентированное обучение на занятиях экологии в военном вузе как средство повышения качества профессиональной подготовки курсантов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 63-67.
12. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 19-21.
13. Горбунова, Л. Н. Поддержка профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации: научно-методическое пособие / Л.Н. Горбунова, И.П. Цвелюх. - Москва: АПКиППРО, 2006. - 196с.
14. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотренное. - Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. - 448 с.
15. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпицыной. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 392 с.
16. Проектирование и управление образовательными системами: Учеб. пособие для слушателей ин-тов и фак. повыш-я квалиф-и, преподавателей, аспирантов и др. проф.-пед. работников / М.В. Горшенина, В.П. Сухинин, Ю.К. Чернова; Федер. агентство по образованию, Самар. гос. техн. ун-т - Самара: СГТУ, 2004. - 177 с.
17. Михайлова, Н.Н. Проектирование образовательных технологий в профессиональном колледже: Монография. - М.: НИИРПО, 2007. - 246 с.
Статья поступила в редакцию 11.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.
Ахметжанова Галина Васильевна, Долгова Виктория Викторовна 5 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ...
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)
81