Научная статья на тему 'Особенности психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в образовательных организациях'

Особенности психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2378
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT / ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ / GIFTED CHILDREN / АКТУАЛЬНАЯ И ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ACTUAL AND POTENTIAL GIFTEDNESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ / PROFESSIONAL COMPETENCE OF SPECIALISTS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Францева Е.Н., Боброва И.А.

В статье рассматриваются современные подходы к организации психолого-педагогического сопровождения и оказания ранней помощи одарённым детям в условиях образовательных организаций. Рассматриваемые авторами вопросы отражают взгляды и позиции исследователей на выявление, поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, оказание им психолого-педагогической помощи в адаптации и профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья, создании оптимальных условий для гармоничного развития. В статье выделяются особенности психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в образовательных организациях, которые позволяют учесть специфику и направленность развития детской одаренности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Францева Е.Н., Боброва И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF GIFTED CHILDREN IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In the article modern approaches to the organization of psychological and pedagogical support and rendering of early help to gifted children in the conditions of educational institutions are considered. These questions reflect the views and positions of re searchers on identifying, supporting and developing talented and gifted children, providing them with psychological and pedagogical assistance in adapting and professional self-determination, preserving psychological and physical health, creating optimal conditions for harmonious development. The article highlights the specifics of psychological and pedagogical support of gifted children in educational institutions, which allow taking into account the specifics and direction of the development of children’s giftedness.

Текст научной работы на тему «Особенности психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в образовательных организациях»

ролевая субъектная позиция всех участников образовательного процесса в ходе коррекционно-развивающей работы в соответствии с требованиями современного образования» [7; 8].

Центральная координирующая роль в реализации данной модели принадлежит практическому психологу. Он организует взаимодействие всех специалистов, оказывает помощь, поддержку в процессе продвижения детей на всех этапах сопровождения: диагностическом, коррекционном и развивающем.

Модель включает в себя три направления психологического сопровождения и, соответственно, три содержательных модуля: диагностический, коррекционный и развивающий.

Диагностический модуль включает в себя комплексное и системное психологическое изучение ребёнка с ОВЗ и инвалидностью, что необходимо для разработки индивидуальной траектории и стратегии его образовательного маршрута. Диагностическое изучение организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям и проводится с помощью высоко и ма-лоформализованных методов и методик. Потенциал ребёнка в виде зоны ближайшего развития определяет возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Определялись показатели уровней социальной готовности детей к интеграции в массовую образовательную среду, включающие эмоциональные, поведенческие и когнитивные проявления детей в совместной деятельности.

Коррекционный модуль включает технологический арсенал оказания помощи разным категориям обучающихся. Он позволяет реализовать социально-психологическую взаимоадаптацию детей в образовательной среде учреждения в условиях инклюзии. Данный модуль нацелен на создание оптимальных условий для раскрытия индивидуально-личностных особенностей детей на основе позитивного личностного ресурса ребёнка. Основными задачами направления является выявление и преодоление недостатков, дефицитарности в развитии функциональных систем и личностных свойств. Коррекция является основным ме-

Библиографический список

тодом воздействия специалистов, дефектолога и практического психолога, для оптимизации развития психических процессов, функций и гармонизации личностных свойств. Он содержит методическое обеспечение и методы руководства индивидуальными, подгрупповыми и групповыми формами работы, которые позволили сформировать позитивное отношение и навыки конструктивного взаимодействия, скоррегировать социоэмоциональное состояние детей, навыки и формы социального взаимодействия (коммуникации, различные формы общения), способствовать снятию психологических барьеров и развивать «социальную связанность» во взаимоотношениях, а также формировать способность к эмпатии, пониманию переживаний, состояний и интересов партнеров в детских и детско-взрослых отношениях. Организуется реализация специальных формирующих программ, корригирующих особенности отношений, взаимодействий и позиций взрослых (родителей и педагогов) как субъектов образовательного процесса в условиях инклюзии.

Последний, развивающий модуль включает методическое обеспечение и методы руководства детской деятельностью и отношениями детей, с постепенным усложнением задач взаимодействия и сотрудничества в детском и детско-взрослом сообществах.

Резюмируя вышесказанное, мы отмечаем, что наиболее перспективной моделью психологической службы для работы в условиях инклюзии является модель «сопровождение». Основной ее отличительной особенностью является объединение видов сопровождения применительно к детям с ОВЗ и инвалидностью: психологическая помощь, психологическая поддержка и психологическое обеспечение в деятельности всех участников образовательного процесса, которая характеризуется направлениями психологического сопровождения: адаптацией, индивидуализацией и интеграцией обучающихся в среду нормально развивающихся сверстников в условиях образовательной организации.

1. Чиркова Т.И. Теоретические основы дошкольной психологической службы: Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 1999.

2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Санкт-Петербург: Речь, 2001.

3. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. Санкт-Петербург, 2006.

4. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. Москва, 2002.

5. Егорова П.А. Профессиональная деятельность психолога в инклюзивном образовании: методологические позиции исследования. Нижегородское образование. 2014; 3: 149 - 155.

6. Ивенских И.В. Психологическая компетентность будущих педагогов к работе с семьей в условиях инклюзивного образования. Социально-психологические проблемы современной семьи: материалы VI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, 2016: 33 - 37.

7. Сорокоумова С.Н. Инклюзивное образование: учебное пособие для студентов и аспирантов психологических факультетов по направлению «Психолого-педагогическое образование». Москва: рИц МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014.

8. Сорокоумова С.Н., Лебедева О.В. Проблема формирования психологического здоровья детей с задержкой психического развития. Дефектология. 2016; 1: 21 - 26.

References

1. Chirkova T.I. Teoreticheskie osnovy doshkol'nojpsihologicheskojsluzhby: Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 1999.

2. Mamajchuk I.I. Psihologicheskaya pomosch' detyam s problemami v razvitii. Sankt-Peterburg: Rech', 2001.

3. Mamajchuk I.I., Il'ina M.N. Pomosch'psihologa rebenku s zaderzhkojpsihicheskogo razvitiya. Sankt-Peterburg, 2006.

4. Korobejnikov I.A. Narusheniya razvitiya isocial'naya adaptaciya. Moskva, 2002.

5. Egorova P.A. Professional'naya deyatel'nost' psihologa v inklyuzivnom obrazovanii: metodologicheskie pozicii issledovaniya. Nizhegorodskoe obrazovanie. 2014; 3: 149 - 155.

6. Ivenskih I.V. Psihologicheskaya kompetentnost' buduschih pedagogov k rabote s sem'ej v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya. Social'no-psihologicheskie problemy sovremennoj sem'i: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh, 2016: 33 - 37.

7. Sorokoumova S.N. Inklyuzivnoe obrazovanie: uchebnoe posobie dlya studentov i aspirantov psihologicheskih fakul'tetov po napravleniyu «Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie». Moskva: RIC MGGU im. M.A. Sholohova, 2014.

8. Sorokoumova S.N., Lebedeva O.V. Problema formirovaniya psihologicheskogo zdorov'ya detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya. Defektologiya. 2016; 1: 21 - 26.

Статья поступила в редакцию 14.08.17

YflK.159.99

Frantseva E.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Psychology Department, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: Fran_Len@mail.ru

Bobrova I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Psychological and Pedagogical Technologies and Management in Education, Stavropol Regional Institute of Education Development Improving Teachers' Qualifications and Their Retrainings (Stavropol, Russia), E-mail: bobrova.ira7@yandex.ru

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF GIFTED CHILDREN IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS. In the article modern approaches to the organization of psychological and pedagogical support and rendering of early help to gifted children in the conditions of educational institutions are considered. These questions reflect the views and positions of re-

searchers on identifying, supporting and developing talented and gifted children, providing them with psychological and pedagogical assistance in adapting and professional self-determination, preserving psychological and physical health, creating optimal conditions for harmonious development. The article highlights the specifics of psychological and pedagogical support of gifted children in educational institutions, which allow taking into account the specifics and direction of the development of children's giftedness.

Key words: psychological-pedagogical support, gifted children, actual and potential giftedness, professional competence of specialists, educational institutions.

Е.Н. Францева, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, Е-mail: Fran_Len@mail.ru

И.А. Боброва, канд. пед. наук, доц., зав. каф. психолого-педагогических технологий и менеджмента в образовании, ГБУДПО Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ставрополь, Е-mail: bobrova.ira7@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В статье рассматриваются современные подходы к организации психолого-педагогического сопровождения и оказания ранней помощи одарённым детям в условиях образовательных организаций. Рассматриваемые авторами вопросы отражают взгляды и позиции исследователей на выявление, поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, оказание им психолого-педагогической помощи в адаптации и профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья, создании оптимальных условий для гармоничного развития. В статье выделяются особенности психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в образовательных организациях, которые позволяют учесть специфику и направленность развития детской одаренности.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, одарённые дети, актуальная и потенциальная одаренность, профессиональная компетентность специалистов, образовательные организации.

На сегодняшний день проблема психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательных организациях стала особенно актуальной и значимой. Это связано с тем, что работа с одаренными детьми, является неотъемлемой частью более широкой проблемы развития творческого, культурного и интеллектуального потенциала страны. И именно образовательные организации должны обеспечивать условия для полноценного и гармоничного развития ребёнка, его способностей и потенциала, его отношения к людям, к ценностям общества и культуры. A.A. Лосева пишет: «Забота об одаренных детях сегодня - забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра» [1].

В современной психологии накоплен достаточно большой опыт изучения одаренности в детском возрасте. Наиболее известными в данной области, являются работы Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, В.П. Зинченко, И.И. Ильясова, Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, А.И. Савенкова, В.Д. Шадрико-ва, Н.Б. Шумаковой, В.С. Юркевич, Д. Гилфорда, Д. Рензулли, Л. Холлингворта и др.

Большая часть исследований направлена на изучение одаренности как интегрального, не сводимого к интеллекту, креативности или когнитивным функциям свойства личности. Данный подход позволяет рассматривать феномен одаренности как системного качества психики, развивающегося на протяжении всей жизни и характеризующегося многоаспектностностью и своеобразием.

На наш взгляд, для более глубокого понимания одаренности не менее актуальным является антропологический подход, поскольку одной из важных позиций психологической антропологии является создание условий саморазвития, самообразования людей, обеспечение для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев) [2]. Указанная позиция имеет особый смысл, поскольку работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При организации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей необходимо учитывать право выбора самих детей и их родителей. Это станет прекрасной возможностью для полноценного и гармоничного развития личности в дальнейшем. Исходя из антропологического знания, сопровождение создает социально-культурные условия, способствующие становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, развитию способностей и возможностей.

Анализ исследований последних лет позволяет отметить общую направленность на изучение проблем диагностики, развития и социализации одаренных детей в образовательном пространстве (В.Б. Новичков, Н.В. Семенова, Н.Ю. Синягина, Е.Г. Чирковская и др.); определения механизмов, направлений, видов, способов и условий психологического сопровождения

одаренных детей (А.В. Леонтович, Е.И. Щелбанова, В.С. Юркевич и др.). Необходимость рассмотрения данных аспектов обусловлена образовательной практикой и проблемами, с которыми сталкиваются педагоги, психологи и родители. В работе с одаренными детьми могут возникнуть трудности психологического и педагогического характера. Это связано с различием теоретических подходов к феномену одаренности, недостаточной мотивационной направленностью, креативностью и гибкостью современного образования, несоответствием программ обучения темпу психологического развития и широте проявления способностей одаренных детей и малым количеством специалистов специально подготовленных к работе с одаренными детьми. Действительно назрела необходимость в создании и реализации специальных программ, которые бы учитывали индивидуальные запросы и интересы одарённых детей, условия и специфику их саморазвития, самообразования и самоопределения, преемственность развития детской одаренности.

Для организации эффективного сопровождения необходимо своевременно выявлять детей с актуальной и потенциальной одаренностью, проводить специальную работу по их поддержке, сопровождению и обеспечению психологической безопасности, объединять усилия педагогов, психологов, узких специалистов и родителей. Кроме того, необходимо построить работу с одаренными детьми так, чтобы обеспечить для них пространство выбора, реализацию права на индивидуальность, создать возможности свободной и творческой деятельности и общения.

Одаренность может органично вписываться в жизнедеятельность детей, а может породить множество социально-психологических и внутриличностных противоречий и проблем. Одаренность существенно сказывается на стиле поведения ребёнка, формировании его личности и взаимоотношениях с окружающими. У таких детей важно формировать и развивать ценностные представления о себе, своем образе «Я», таланте и возможностях. Практика показывает, что одаренные дети часто находятся в социальной изоляции или испытывают отвержение со стороны сверстников и окружающих, чувствуют неприспособленность к жизни в обществе. Эффективно организованное психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательных организациях позволит практическим психологам и педагогам открыть новые возможности в поддержке детей и их успешной социализации.

Актуальным является вопрос о выявлении и эффективном психолого-педагогическом сопровождении одаренных детей начиная с раннего детства. Такое сопровождение, по мнению И.Е. Емельяновой, позволит осуществить своевременное раскрытие потенциала детей на раннем этапе онтогенеза и обеспечит выявление признаков одаренности на следующих этапах жизнедеятельности [3].

А.В. Кулемзина отмечает, что снижению риска возникновения психоэмоциональных проблем у детей и стабилизации показателей долгосрочного развития их одаренности, будет способствовать сопровождение, организованное в соответствии с принципами и стратегией полноценной поддержки [4]. Образовательные организации, в этом случае, являются той социальной средой, которая максимально может обеспечить стартовые возможности детей, развитие их ценностного внутреннего пространства, творческого и интеллектуального потенциала.

Сопровождение как стратегия, направленная на разрешение психологических проблем личности используется достаточно широко в работе психологических служб в образовании (Э.М. Александровская, М.Р Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, РВ. Овчарова, Т.И. Чиркова и др.).

Рассмотрим содержание понятия «сопровождение» применительно к проблеме изучения. В психологии «сопровождение» - это системная комплексная технология социально-психологической помощи личности (Г.Л. Бардиер, М.Р Битянова, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина, Ю. В. Слюсарев, Л.М. Шипи-цина, И.С. Якиманская и др.). Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе - это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка [5, с. 38 - 42.].

Психолого-педагогическое сопровождение нацелено на создание социально-психологических и педагогических условий для успешного развития и социализации детей. Его содержание, должно соответствовать тем характеристикам и особенностям развития одаренных детей, формирование и полноценное развитие которых на данном возрастном этапе наиболее необходимо и важно. В своей работе Т.А. Климонтова отмечает, что для создания таких условий необходимы: адекватное применение методов выявления особенностей при разных проявлениях одаренности; прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения; помощь одаренным детям в решении их проблем [6, с. 12 - 33].

В настоящее время, в научной литературе накоплен значительный теоретический и практический материал, который позволяет отметить взгляды авторов на особенности психолого-педагогического сопровождения одарённых детей.

Существенно важным, для эффективного психологического сопровождения одаренных детей, по мнению Е.И. Щеблано-вой, является знание особенностей психического онтогенеза одаренных детей. Необходима психодиагностическая система направленная на поиск одаренных детей, выявление их особенностей, мониторинг их развития и анализ влияния различных факторов на проявление и развитие одаренности в разновозрастные периоды [7].

С точки зрения А.И. Савенкова, комплексная и многомерная диагностика, с учётом возрастных и индивидуальных факторов развития одаренных детей позволит объективно решать как саму задачу выявления уровня детской одаренности, так и задачу прогнозирования развития. Он отмечает, что диагностика детской одаренности, в сфере образования, должна быть организована на трех уровнях: «теоретическом», «психометрическом» и «организационном». Эта модель диагностических процедур позволяет перейти в практике образования от «диагностики отбора» к «диагностике развития» [8].

Особенности проблемы вскрыты в «Рабочей концепции одаренности» Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова. Говоря о развитии одаренности, нельзя ограничивать сопровождение лишь составлением специальных программ обучения (ускорения, усложнения и т.д.). Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности, развивать мотивационную, когнитивную и креативную сферы в единстве. По мнению авторов концепции, диагностика одаренных детей должна учитывать: актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе; особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности; потенциальные возможности ребёнка к развитию [9].

Также особенностью, на которую указывают психологи, является определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Чаще всего одаренность к искусству обнаруживается раньше, чем к наукам, обще-

интеллектуальная одаренность может выражаться необычно высоким уровнем интеллектуального развития и качественным своеобразием умственной деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Моделирование развивающей, социокультурной и психологически безопасной среды образовательной организации, учитывающей эту особенность, позволит создать оптимальные условия для развития одаренности детей.

Развитие одаренных детей не может рассматриваться вне социального окружения. Особую роль здесь играют образовательные организации, создающие условия, направленные на развитие потенциала и возможностей одаренных детей. Очевидно, что руководить процессом сопровождения одаренных детей должны специалисты, обладающие целым рядом личностных и профессиональных качеств, компетентностью в сфере детской одаренности. Так, В.С. Юркевич предполагает, что педагоги выбирают работу с одаренными детьми часто потому, что определенные свойства и проявления одаренности детей в той или иной мере характеризуют и их самих (активный познавательный интерес, высокая мотивация к самореализации, эмоциональность и т. д.) [10]. Специалисты в области подготовки кадров предлагают ряд положений относительно знаний и навыков, которыми должен обладать такой педагог:

- готовность и профессиональная компетенция педагогов, обучающих одарённых детей, основанные на специальной теоретической подготовке тесно связанной с практическим опытом;

- умение гибко выстраивать педагогический процесс в постоянно меняющейся образовательной практике;

- знание концептуальных моделей, использующихся в обучении для разных возрастов одарённых детей, и умение выбирать и применять те модели, которые близки их собственным педагогическим позициям и личностным характеристикам;

- умение использовать эффективные образовательные технологии и специальные программы в обучении детей (например, проектной технологии, технологии исследовательской мастерской, технологии дебатов, технологии проблемного обучения, технологии критического мышления (инсерт, кластер, синквейн, метод Э. де Боне, групповые дискуссии, метод «мозгового штурма»), кейс-технологии, информационные технологии, технологии портфолио, технологии тьюторского сопровождения и др.).

- умение разрабатывать и применять в процессе обучения индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка. Он должен определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями одаренных детей, а также существующими стандартами содержания образования [11].

Представленные особенности показывают, что психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей имеет свою специфику в оказании квалифицированной поддержки их развития. Стратегия сопровождения должна учитывать риски возникновения проблем в развитии ребенка, обеспечивать адресную психологическую помощь, решать возрастные задачи и создавать максимально благоприятные условия для успешного обучения и развития талантливых и одаренных детей.

Исследование проблемы детской одаренности способствует новому осмыслению теоретических положений и практики деятельности образовательных организаций. Многоаспект-ность и интегральность феномена одаренности обуславливает использование комплекса методик, направленных не только на выявление творческого или интеллектуального развития, а также на диагностику личностных, мотивационных особенностей детей, проблем эмоционального и коммуникативного характера.

Одномоментный отбор одаренных детей не дает возможности охватывать широкий спектр способностей детей и увидеть полную картину проявлений детской одаренности. Необходимо направлять усилия на систематическое и поэтапное их выявление, осуществление систематического мониторинга в процессе обучения. Диагностика одаренных детей должна быть тесным образом связана с процессами обучения, воспитания и социализации, а также с оказанием таким детям психологической помощи и поддержки.

Проанализированные выше положения позволяют отметить, что учет специфики и своеобразия динамики формирования детской одаренности, в рамках технологии психолого-педагогического сопровождения, позволит определить различные маршруты развития индивидуально-личностного потенциала одаренных детей. Вовлечение социального окружения в про-

цесс сопровождения, сделает его более дифференцированным и гибким с учетом склонностей и предпочтений каждого ребёнка. Анализ исследований показывает, что проблема организа-

Библиографический список

ции психолого-педагогического сопровождения одаренных детей находится в стадии научного и практического поиска и ее изучение актуально и своевременно.

1. Лосева A.A., Матюшкин A^., Bолков A^. Психологическая диагностика одаренности. Москва, 2004.

2. Слободчиков B.^, Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Москва: Школьная Пресса, 2000.

3. Емельянова И.Е. Диалектика развития одаренности детей дошкольного возраста. Региональные модели сопровождения и поддержки одаренных и перспективных обучающихся: материалы Международной научно-практической конференции. Челяб. институт перепод. и пов. квал. работников образования Челябинск, 2011.

4. Кулемзина A.B. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики. Москва, 2004.

5. Чекунова E.A. Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности в образовательном пространстве школы. Известия ДГПУ, 2010; 3: 38 - 42.

6. Климонтова T.A. Самоотношение и его влияние на положение интеллектуально одаренных подростков в учебной группе. Aвторефе-рат диссертации ... кандидата психологических наук. Иркутск, 2003.

7. Щебланова Е.И. Психологическая оценка детей как необходимый компонент обучения. Одаренный ребенок: особенности обучения. Под редакцией Н.Б. Шумаковой. Москва, 2006.

8. Савенков A^. Психология детской одарённости. Москва, 2010.

9. Концепция одаренности Богоявленская Д.Б., Шадриков B^. Рабочая концепция одарённости. 2-е изд., расш. и перераб. Москва, 2003.

10. Юркевич B.O Одарённый ребенок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей. Москва, 1996.

11. Система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях современного образовательного учреждения. Составители ИЛ. Боброва, Ü.B. Чурсинова. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.

References

1. Loseva A.A., Matyushkin A.M., Volkov A.S. Psihologicheskaya diagnostika odarennosti. Moskva, 2004.

2. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologiya razvitiya cheloveka: Razvitie sub'ektivnoj real'nosti v ontogeneze. Moskva: Shkol'naya Pressa, 2000.

3. Emel'yanova I.E. Dialektika razvitiya odarennosti detej doshkol'nogo vozrasta. Regional'nye modelisoprovozhdeniya ipodderzhkiodarennyh i perspektivnyh obuchayuschihsya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chelyab. institut perepod. i pov. kval. rabotnikov obrazovaniya Chelyabinsk, 2011.

4. Kulemzina A.B. Odarennyjrebenok kak cennost'sovremennojpedagogiki. Moskva, 2004.

5. Chekunova E.A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detskoj odarennosti v obrazovatel'nom prostranstve shkoly. Izvestiya DGPU, 2010; 3: 38 - 42.

6. Klimontova T.A. Samootnoshenie i ego vliyanie na polozhenie intellektual'no odarennyh podrostkov v uchebnoj gruppe. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Irkutsk, 2003.

7. Scheblanova E.I. Psihologicheskaya ocenka detej kak neobhodimyj komponent obucheniya. Odarennyj rebenok: osobennosti obucheniya. Pod redakciej N.B. Shumakovoj. Moskva, 2006.

8. Savenkov A.I. Psihologiya detskoj odarennosti. Moskva, 2010.

9. Koncepciya odarennosti Bogoyavlenskaya D.B., Shadrikov V.D. Rabochaya koncepciya odarennosti. 2-e izd., rassh. i pererab. Moskva, 2003.

10. Yurkevich V.S. Odarennyj rebenok: illyuzii i real'nost': kniga dlya uchitelej i roditelej. Moskva, 1996.

11. Sistema raboty s obuchayuschimisya s povyshennym urovnem intellektual'nogo razvitiya v usloviyah sovremennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Sostaviteli I.A. Bobrova, O.V. Chursinova. Stavropol': SKIRO PK i PRO, 2012.

Статья поступила в редакцию 11.09.17

УДК 159

Shvalyova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State

University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: shvaleva-t@mail.ru

SPECIFICS OF USAGE OF PHYSICAL WORKING LOAD FOR YOUNG ATHLETES OF 15-17 IN POWER LIFTING. The article describes the contents of the training process where means and methods of teaching the technics of competitive movements and tactical plans, methods of the development of moving abilities and peculiarities of planning of training and competitive working load have very important meaning. It is necessary to mark that scientific and methodical supply of the training process is not enough worked out. The realization of the training process of young sportsmen demands the examination of the question about the specifics of the usage of physical working load for beginning athletes, adapting re-organizations that take place in organism under the influence of variant of physical working loads, peculiarities of the development of power abilities and the regime of work of muscular tension, the final aim of which is the achievement of sport success and perfection.

Key words: power abilities, power adroitness, speed power abilities, power of endurance, proper power abilities, muscular tension, statistical and dynamic strength.

Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры и спорта Хакасского государственного университета

им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: shvaleva-t@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ МОЛОДЫХ АТЛЕТОВ 15-17 ЛЕТ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ

В статье раскрывается содержание тренировочного процесса, в котором наибольшее значение имеют средства и методы обучения технике соревновательных движений и тактические замыслы, методике развития двигательных способностей, особенности планирования тренировочных и соревновательных нагрузок. Необходимо отметить, что научно-методическое обеспечение тренировочного процесса в пауэрлифтинге остается недостаточно разработанным. Осуществление процесса тренировки молодых спортсменов требует рассмотрения вопроса об особенностях применения физических нагрузок для начинающих атлетов, адаптационных перестройках происходящих в организме под действием вариативности физических нагрузок, особенностей развития силовых способностей и режима работы мышечного напряжения, конечной целью которых является достижение спортивных успехов и совершенства.

Ключевые слова: силовые способности, силовая ловкость, скоростно-силовые способности, силовая выносливость, собственно-силовые способности, мышечные напряжения, статическая и динамическая сила.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.