Пазова Л.М., Хапачева С.М., АГУ, г. Майкоп
ДИАГНОСТИКА ОДАРЁННОСТИ РЕБЁНКА В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ
Диагностика одаренности детей в раннем онтогенезе является одной из актуальных проблем педагогики. В данной статье предпринята попытка раскрыть работу: по выявлению одаренных детей, начиная с раннего возраста, в учреждениях Республики Адыгея и зада*Iу Программы «Одаренные дети Адыгеи». Диагностика одаренных детей, на наги взгляд, сложный, многоаспектный и продолжительный процесс.
Исследование одарённости ребёнка становится одной из главных задач, поставленных перед различными областями наз'ки современного образования. Чрезвычайно важным и актуальным является выявление и диагностирование одарённых детей, их обучение и создание условий для развития имеющихся задатков. Надежды на улучшение условий жизни, развитие
науки и техники, укрепление материально-технической базы страны связаны с одарёнными детьми; нет сомнения в том» что процесс цивилизации зависит от одарённых дегей. Обучение и развитие одарённых детей составляют идеальную модель творческого развития личности.
В рамках данной статьи мы, не претендуя на исчерпывающий анализ затронутой проблемы, попытаемся проанализировать методы диагностики одарённых детей в раннем онтогенезе. Над этой проблемой работали и работают психологи, педагоги, методисты, учителя -практики. Весомый вклад внесли Л,А. Вернер, Н.С» Лейтес, А.М. Матюшкин, Б.М. Теплов; среди зарубежных исследователей - Дж* Гилфорд, Е. Торренс, Д. Фриман и др.
Что такое «одарённость» и как она проявляется в маленьком ребенке? Одарённые дети -целый мир, особый мир детства, и необходимо приоткрыть дверь в этот мир. Одарённость - дар или результат разумного, или, как принято сейчас говорить, оптимального воспитания? Чудо природы или чудо терпения и внимания родителей и учителей? Различные ответы на этот вопрос нередко разделяют мнения ученых и педагогов-пракгиков, занимающихся этой проблемой. Понятие «одарённость» имеет несколько различных значений. «Одарённость» L) качественно своеобразное сочетание способ ноете й, обеспечивающих успешное выполнение деятельности: 2) общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3) умственный потенциал или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению: 4) совокупность задатков, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок, способностей; 5) талантливость; наличие внутренних условии для выдающихся достижений в деятельности. В педагогическом словаре под ред. И. А. Каирова термин «одаренность» рассматривается как совокупность природных задатков, как одно из условий формирования способностей. К задаткам относится: анатомо-физиологические особенности организма, главным образом особенности нервной системы. Наиболее сильное влияние на развитие одарённости оказывает целенаправленное обучение и воспитание. «Одарённость» генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или де]радирующийся при её отсутствии. Исходя из выше приведенных определений, мы можем сделать вывод, что проявление одарённости связано с анатомочфизиологическими предпосылками к развитию тех или иных способностей.
Одарённые дети - это дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Одарённость может проявляться по-разному. Наиболее частое проявление одарённости - это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность, ненасытное любопытство и отличная память. В настоящее время признается, что для всех детей важно не только умение запоминать и воспроизводить заученное, но и способность проявлять живое воображение. Итак, одарённость это: 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; 2) широкая индивидуальность, выражение неповторимости, непохожести; 3) высокий уровень развития способностей, как общих, так и специальных; 4) это своего рода мера генетических и опьггно определенных возможностей человека ацаггтировачъся к жизни.
В настоящее время в психологической науке представлены два основных взгляда на процесс установления одарённости: 1) один основан на системе единой оценки: например, ребёнок считается одаренным> если он набрал количество баллов по шкале Станфорд-Биие,. превышающей некоторое пороговое значение. Это значение разное в различных источниках; 2} другой подход основан на комплексной оценке, включающей множество оценочных процедур (тестирование, опрос учителей, родителей и т.д.). Но и при комплексном подходе нельзя избежать ошибок: можно пропустить какой-либо незаурядный талант, или признать одаренным ребёнка, который впоследствии ничем не подтверждает этой оценки. Диагностика одарённости обычно проводится для создания особых условий обучения одарённых детей по специально созданным учебным и развивающим программам, которые реализуются в специальных ipyu-пах» классах для одарённых. Эффективность освоения отобранными детьми этих программ и является для многих учителей своеобразной оценки качества проведенного диагностического обследования. Даже при весьма квалифицированном исследовании и лучшие тесты не гарантируют от ошибок. Кроме того, необходимо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одарённости. Любой тест представляет собой измерительный инструмент, поэтому' надо четко представлять ссбе, что именно он измеряет. Существует ли некий обобщенный показатель, который можно назвать понятием «одарённость» или речь идет о некотором сложном и многоаспектном явлении, т.е. о различных видах одарённости, которые требуют специализированных измерительных процедур.
Рассматривая проблемы одарённости, Л.С. Выготский выделил следующие основные ступени, через которые прошло развитие идеи о так называемой общей одарённости: 1) стремление отовдесгаиять одарённость с отдельной психической функцией (например, с памятью);
2) признание того, что одарённость может проявляться в целой группе психических функций (внимание, комбинаторная деятельность и т.д.); 3) дифференциация в любой разумной деятельности двух факторов: специфического для данного вида деятельности и общего, который считается одаренностью; 4) одарённость как среднее целого ряда разных функций; 5) признание существования множества типов одарённости. В настоящее время большинство исследователей придерживается мнения о существовании различных видов одаренности, обладающих своей спецификой. ^Этo находит отражение и в разрабатываемом психодиагностическом аппарате, предназначенном для выявления одарённых детей. Для измерения интеллектуальной одарённости в основном используются различные варианты тестов, направленных на измерение интеллекта. В качестве самых важных характеристик одарённых детей учителя выделяют следующие: любознательность, способности к обучению, хорошую память, развитую речь или обширный круговр. Широкий кругозор, глубокое знание своего предмета и терпение рассматриваются как важнейшие качества, которыми должен обладать учитель, работающий с одарёнными детьми.
Обобщенный портрет ученика, с которым хотели бы работать учителя, следующий: любознательный, шобрстательный, вдумчивый, общительный, искренний, умный, добрый, организованный, самостоятельный. Все перечисленные качества ребенка, указанные учителями, принимающими участие в эксперименте, объединяет одна особенность - недостаточная ориентация или недооценка учителем «наиболее общей характеристики всех выдающихся людей» творчества. Учителя отдают явное I ¡редпочтение интеллектуальным особенностям ребенка, ориентируясь скорее на его знания и возможности усвоения, чем на творческие способности. В качествах, описывающих портрет «желаемого» ученика, лишь одно - «изобретательный» - характеризует собственно творческие возможности. Такие характеристики ребенка как «необычный», «независимый», «непредсказуемый» не попали в *{исло «популярных». Интересно отмстить, что и в число важнейших качеств, которыми должен обладать учитель, работающий с одарёнными детьми, также не попали особен и ости, характеризующие его как творческую личность и человека, способного увидеть и оценить нестандартность мышления ребенка. Такое недопонимание и недооценка самого главного звена в развитии одарённог о ребёнка не позволяет надеяться па успех программы обучения, как хорошо бы она не была приспособлена к потребностям и возможностям одарённых школьников. Поэтому, выбору и осуществлению лро]рамм для обучения одарённых детей, должен предшествовать отбор и обучение учителей, претворяющих на практике идеи образования растущих татантов.
В настоящее время существует три основных подхода к решению проблемы обучения и развития одарённых детей. Самый простой путь решения проблемы, не требующий каких-либо специальных усилий и затрат на разработку и осуществление программ обучения * это ускорение обучения. Дети с высокими способностями, с сильным опережением в интеллектуальном развитии учатся по обычным школьным программам, но им дается возможность продвигаться в том земле, который соответствует их индивидуальным, а не возрастным возможностям. В этом случае, дети «перескакивают» через классы и заканчивают школу значительно раньше, чем их сверстники.
Ускоренное обучение позволяет учесть лишь одну особенность одарённого ребёнка -быстрое интеллектуальное развитие и решить лишь одну проблему, связанную с ней - избежать скуки и отсутствия интереса к учению, неизбежно возникающие, как только такой ребёнок приходит в школу. Понятно, что зтот подход не лишен всех тех недостатков, которыми страдают традиционные программы обучения, т.к. он не предусматривает какого-либо изменения существующих программ. Кроме того, возникают и новые проблемы, связанные с ранним завершением школьного бучения и «выходом» ребёнка из среды сверстников. «Вхождение» такого подростка во взрослую жизнь далеко не всегда завершается для неги успешно, часто приводит к эмоциональным срывам, трудностям в обшении с людьми и т.п. Поэтому, несмотря на «простоту» решения проблемы обучения одарённых детей путем ускорения, такой подход нельзя считать продуктивным, т.к. он больше создает проблем, чем решает их.
Другое направление в обучении и развитии одарённых детей связано с изменением и обогащением содержания обучения. Это путь углубленного изучения отдельных предметов и целых научных областей, позволяющий детям с высоким уровнем способностей продвигаться в освоении интересующих их предметов и проблем. -Этот подход содержит в себе большие и еще не реализованные В полной мере возможности, но имеет также и недостатки. Основной из них заключается в том, что этот путь обучения одарённых детей ориентирован на развитие интеллекта ребенка и компетентно-
спи в одной или нескольких областях научного знания. В этом случае, развитию творческих возможностей ребенка, специального внимания не уделяется. Кроме того, этот подход таит- в себе также опасность слишком ранней специализации интересов ребёнка и одностороннего развития.
Наконец, третий путь решения проблемы обучения одарённых детей связан с пересмотром и изменением самих целей обучения. В этом случае задача развития творческого, дивергентного мышления выступает в качестве центральной и, исходя из этого, перестраивается содержание обучения и круг тех умении и навыков, которым необходимо обучать ребёнка. Этот подход к обучению одаренных детой признан в мировой психологии и педагогике как наиболее перспективный и приоритетный. Он основан на модели Дж. Гилфорда, Е. Торренс «Структура интеллекта», которая и послужила отправной точкой для изменения обучающих программ в сторону развития у детей способности к дивергентному, творческому мышлению.
Данное направление считается наиболее перспективным, потому что обучающие программы, разрабатываемые в рамках этого подхода, позволяют в наибольшей мере учесть как социальные запросы общества, так и специфические потребности и возможности одарённых детей. В самом деле, мир, в котором мы живем, настолько быстро меняется, что невозможно предугадать и дать детям все те знания, умения и навыки, которые им будут необходимы в дальнейшей жизни,
В связи с этим, перед образованием стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия и были способны обнаруживать новые проблемы и задачи. Умение быстро и легко реагировать на изменения в окружающем мире, способность к продуцированию оригинальных идей и вопросов, потребность в поиске и создании нового обеспечивают человеку значительно более широкие возможности в проявлении себя в современном обществе, чем высокий профессионализм и глубокие знания в одной из областей. Обеспечить такое обучение можно лишь путем развития творческих возможностей ребёнка. Эта задача становится центральной для обучения всех детей, независимо от уровня их интеллектуальных и творческих способностей, и тем более остро стоит для одарённых детей, которые обладают' высоким творческим потенциалом и которым в первую очередь придется ставить и решать новые проблемы, возникающие перед обществом.
Научно обоснованное создание программ, обеспечиваюш,их творческое развитие одаренного ребенка, невозможно без учета общих психологических предпосылок творческого развития и становления личности, с одной стороны, и учета специфических потребностей и возможностей одаренных детей, с другой. Программа обучения может называться дифференцированной лишь тогда, когда в ее основу заложены представления о потребностях., возможностях, интересах таких детей и тех целях, которые обучение должно решать применительно к этой категории учащихся.
Широкий спектр индивидуальных различий у одарённых детей остро ставит проблему индивидуализации обучения. Как же достичь максимальной индивидуализации, позволяющей учитывать разнообразные запросы одарённых учащихся в практике школьного обучения? Понятно, что для этого необходим особый принцип построения содержания и методов обучения, Это необходимо также и для осуществления задачи творческого развития одарённых детей.
Принципы построения программ обучения для одарённых детей наиболее полно были сформулированы известными американскими педагогами и психологами. Среди требований, относящихся к построению содержания обучения, можно выделить пять взаимосвязанных между собой оснований: 1) глобальный, основополагающий характер тем и проблем для изучения;
2) меж.оисциплинарносгь содержания; 3) интеграция тем и проблем, относящихся к разным областям знаний, путем установления внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей содержательного характера; 4) насыщенность содержания обучения; 5) построение проблематики на задачах «открытого» типа, не имеющих единственного и окончательного решения.
Содержание обучения, определяемое с учетом этих требований, позволяет решать проблему индивидуализации и открывает большие возможности для развития продуктивных процессов мышления у детей. Развитие одарённых детей происходит очень по-разному: с яркими всплесками и резким продвижением вперед, с периодами «затишья» и «замедления». Программа обучения одарённых дегей должна обеспечивать ребёнку возможность преодолевать возрастные границы в силу его индивидуальных возможностей без необходим ост перехода в другие классы.
Программы для одарённых детей должны: 1) обеспечивать самостоятельность в учении, т.е. обучение, руководимое самим ребёнком; 2) развивать методы и навыки исследовательской работы;
3) развивать продуктивное мышление высокого уровня {творческое, критическое и абстрактно-логическое; 4) поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды; 5) поощрять создание работ с использованием различных мате-
риалов, слособое и форм; 6) развивать самопознание и самопонимание, воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека; 7) учить детей оценивать результаты работы с помощью соответствующих критериев, поощряпгь оценивание работы самими учащимися.
По л вол я итог обзору принципов построения программ обучения для одаренных детей, можно выделить три «кита», составляющие программу - содержание, методы и условия развития: содержание - выстраивается вокруг глобальной темы; методы - обеспечивают функционирование мыслительного процесса высокого уровня (творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление), творческое обучение и самостоятельность в процессе приобретения знаний; условия - проблемность и диалогичность обучения.
Рассмотрим примеры из дидактического материала, предлагаемого нами для одарённых людей в раннем онтогенезе:
При повторении нумерации чисел в пределах 100, примеров устно!-о сложения и вычитания, связи между ко?гшонентами и результатом сложения и вычитания, смысла действия умножения и деления и закрепления навыков умножения и деления в пределах ста нами предлагались учащимся следующие упражнения: I) сравните числа 92, 84, 76. Чем они похожи? Для каждого числа назовите ближайшее разрядное число; 2) запишите числа 92, 84, 76 по возрастанию; 3) напишите дополнение чисел 76, 84,92 до 100; 4) какое из пяти чисел 32,24.16, 8,0 «лишнее»? 5) с помощью чисел 47,49, 51 составьте суммы из двух слагаемых так, чтобы первое слагаемое было больше второго. Сколько таких сумм можно составить? 6) с помощью чисел 47, 49, 51 составьте суммы из двух слагаемых так, чтобы первое слагаемое было больше второго. Сколько таких сумм можно составить? 7) какое из чисел пропущено? Впиши его 76,72.68, 64,........ 52.; 8) запишите пропущенные числа в квадрате так,
чтобы сумма четырех слагаемых в любом направлении была равна 74;. 9) на сколько надо разделить 100. чтобы получить 5; 10) заполните пропуск: а) 1. 8,15,22,..., 36; б) 4В, 24, 12,..., 3;.
При ознакомлении с темой многоугольники учащимся начальной школы предлагаем следующие задания:
1. Какая из этих фигур наиболее отличается от других?
ЕЛ
Убери “лишнюю” фигуру*? Чем похожи все остальные? Как можно назвать все эти фигуры?
СКОЛЬКО 1 >аз встречается мне. о игоугольник.' О /\ О
о ш о О О
<0 А О о
О О /А
3. Среди домов Н, Е, У, выбрать такой, который имеет что-то одинаковое с одним из рисунков 1 и 2.
О О
1
4. Указать этапы «построения» дома в правильном, непротиворечивом порядке
При изучении темы «Умножение и деление с числом 3; 4» нами вводились в процесс обучения упражнения следующего типа:
К Продолжите ряд чисел: 1) 1,3, 9,...; 2) 12. 15, 18,...
2. Вначале и в конце строчки поставь пропущенные числа: . ,27, 9, 3. ...
Значительным потенциалом для воспитания у учащихся начальных классов интеллектуальной активности, любознательности, широких познавательных интересов располагают уроки русского языка. Дидактический материал, предлагаемый нами на уроках русского языка, даст возможность детям получить удовольствие от расширения своего кругозора, умения обогатить знания. Для обогащения словарного запаса учащихся предлагаем следующие задания:
V Назовите слово: 1) дальняя, трудная, широкая, проселочная, асфальтированная, прямая; 2) изумрудная, молодая, шелковистая, мягкая, засох тая, колкая, пожелтевшая; 3} яркое, ласковое, знойное, летнее, вечернее.
П. Определите прямое и переносное значение слов: песня (детей, моторов, машин); высокий (лом, гора, честь, слова); переломить (ветку, палку, страх); ялится (собака, вьюга, врац зверь).
Ш. Отгадайте загадки: а) каким гребнем волосы не расчешешь? 6) какой иглой не сошьёшь рубахи? в) на каких полях не пашут и не жнут?
IV. При повторении темы «Предложение» учащимся предлагалось выполнить задания:
1. Придумайте как можно больше предложений, используя слова: птица, дерево, окно.
2. Восстановите предложения: 1) а, руки, печь, не, кормит; 2) да, золотник, дорог, мал;
3) а, сто, имей, не, сто, друзей, имей, рублей; 4) и. пес, Мурка, жил, добрый, кошка, Полкан; 5) у, сильная, плачет, окна, женщина.
V. При повторении темы «Слово» вводились такие упражнения: 1. Найдите среди буквенного текста слова, что они означают: 1) псклюесрадостьфгнп; 2) мепскфгрустьдбва; 3) суппмкрдбвгет-ральс; 4) клыцеерфутболдрф. 2. Исключите лишнее слово: 1) молоко, простокваша, синий, сметана; . 2)ти1р, ¡епард, лев, курица; 3) тетрадь, книга, журнал, телевнюр; 4) роза, ромашка, гладиолус, береза.
Занимательный материал, дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих дидактических игр составлять самостоятельно рассказы, которые помогут им правильно изложить свои мысли при написании сочинений[4, с.38].
VI. Учащимся предлагается решить анаграмму: 1) НОЗИБ; 2) ФЕЛЕТОН; 3) АБРЕЗ;
4) ГРИТ.
При проверке словарных, слов использовали игру «Найди ошибки»: I) в саду растет га-рох; 2) ребята ходили в лес за зимля никой.; 3) сталица России - город Москва.
При повторении темы «Звуки и буквы» вводились упражнения следующего вида:
1. Какие буквы алфавита пропущены: а, б, в, ..., д, е, ..., ж, з, и, к, л, м, о, п, р, т,..., х, ц,ч. ш,..м ъ, ы, ь, % ...,я; 2. Запишите буквы, которые стоят перед, и после этих букв:
Таким образом, диагностика одарённых детей представляет собой сложный, многоаспектный и продолжительный процесс, обязательно предполагающий учет возрастных особенностей развития.
В Республике Адыгея систематически проводится определенная работа по выявлению одаренных детей, начиная с раннего возраста, в учреждениях дополнительного образования и •воспитания но разным направлениям.
Выявлению талантливых детей способствуют предметные олимпиады по различным предметам: адыгейскому языку и литературе, истории, иностранному языку, географии, информатике, литературе, физике, химии, математике, биологии. Проводятся конкурсы экологические слеты учащихся. Победители республиканских, районных, городских олимпиад являются слушателями Малой Академии наук учашихся, которая функционирует с 1990 года в Республике Адыгея. Более 120 учащихся ежегодно занимаются в Малой Академии наук по шести направлениям. Участвуют школьники Республики Адыгея во Всероссийских зональных предметных олимпиадах по предметам: географии, биологии, литературы, химии, физики, математике, информатике. 15-19 апреля 2006 года в Майкопе проходил Всероссийский научно-практический семинар «Проблема одарённости и новая региональная образовательная модель». Всероссийская биологическая олимпиада школьников прошла в г. Майкопе с 16-24 апреля 2007 г.
В республике созданы центр психолого-педагогической помощи, концепция системного подхода к работе с одарёнными детьми, разработана Программа реализации основных налравле-
ний Концепции. В республике складывается система дошкольных учреждений с направленной деятельностью детей с высоким уровнем развития. Действуют специализированные детские сады (эстстичсско-художественного направления, оздоровительного уровня с опережающим развитием), введено изучение иностранного языка в 50 дошкольных учреждениях республики.
В республике 4 общеобразовательных учреждения нового типа (3 гимназии и 1 лицей) и 90 классов с углубленным изучением различных предметов. В учебные планы школ вводятся новые курсы - экономика, экология, психология, логика, МХК и т. д.
Основными задачами Программы «Одарённые дети Адыгеи» является: 1) разработка методик раннего выявления одарённых детей и создания условий для раскрытия их творческих возможностей, способ]юстей; 2) определение структурного механизма реализации разработанной Программы; 3) повышение педагогической культуры, профессионализма, конкурентоспособности учителей па основе развития педагогического творчества, создание условий, стимулирующих инновационные процессы в образовании; 4) создание системы стимулирования (стипендии, дипломы, путевки),
В целях реализации Программы «Одарённые дети Республики Адыгея» создается банк методик для работы с детьми с высоким уровнем развития на различных возрастных этапах. Министерством науки и образования подготовлен инструктивный материал для отделов управления образованием по работе с одарёнными детьми.
Основные направления реализации программы «Одарённые дети республики Адыгея»: исполнение поставленных задач и методологических ориентиров в практике работы с одарён-мыми детьми направлены на получение следующих результатов: 1) изменеиие инфраструктуры образования, решение сети разнообразных типов образовательно-воспитательных учреждений, в атом числе экспериментальных, дальнейшее развитие учебных научно-педагогических комплексов; 2) формирование новых правовых, финансово экономических отношений в образовательных учреждениях в соответствии с социально-культурными, экономическими изменениями в обществе; 3) появление рынка образовательных ус луп участниками которого, наряду с государственными структурами, станут частные лица, различные объединения, не государстве г шме образовательные учреждения; 4) укрепление и развитие саморазвиваюшихся воспитательных систем: школ открытого типа, школ жиэпетворчества, школ для одарённых, школ интеллекта и здоровья; 5) ориентация на развитие всех способностей ученика, создание условий для творческой и практической реализации личности в трудовой деятельности; 6) формирование у учащихся широкого кругозора, обшекульгурных интересов, навыков научно-исследовательской работы, подготовка к обучению в высших учебных заведениях, создание условий для творческой самореализации личности, оказание помощи в правильном выборе направления дальнейшего продолжения образования, воспитание ответственности за все. что касается человека и природы; 7) изучение закономерностей проявления развития творческого потенциала учащихся на всех ступенях обучения; 8) социально- психологическая поддержка творческой одарённости учащихся; 9) обеспечение преемственшхли отбора индивидуального развития, воспитания, социально-педагогической поддержки одаренных детей в системе непрерывного образования (детский сад-школа-ВУЗ).
Республиканской комиссией, созданной Министерством науки и образования, идет от* бор одарённых детей в Республиканскую гимназию. Наиболее целенаправленно из всех регионов осуществляется Программа «Одарённые дети» в г. Майкопе. Первой в Российской Федерации Республика Адыгея вошла в программу «Одарённые дети России». Майкоп признан Всероссийским центром по реализации Программы.
Таким образом, диагностика одарённых детей представляет собой сложный, многоаспектный и продолжительный процесс, предполагающий учет различных составляющих. Одарённые дети непохожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих потребностей, так и по личностным характеристикам. Однако дети с высокими умственными возможностями обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы.
Литература:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
2. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. - М.,1993.
3. Пазова Л.М. Лексика в школьном курсе русского языка. - Майкоп, 2005.
4. Ханачева С.М. Роль игры в учебном процессе. - Майкоп, 2000.