Научная статья на тему 'Одарённость в детском возрасте'

Одарённость в детском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
737
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЁННОСТЬ / НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРА / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ВУНДЕРКИНД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беккер Вера Адамовна

Автор рассматривает проблему одаренности детей, выделяет виды одаренности, раскрывает причины трудностей работы учителя с одаренными детьми, делится опытом их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Одарённость в детском возрасте»

Your complimentary use period has ended.

Thank you for using іктического психолога

PDF Complete.

•meu, /дно-опы-

Click Here to upgrade Unlimited Pages and

том их преодоления.

Беккер Вера Адамовна

учитель начальных классов МОУ Омутинской СОШ №1 с. Омутинское Тюменской области

Одарённость в детском возрасте

Всегда ли учитель может понять, что перед ним одарённый ребёнок?

Ключевые слова: одарённость, наследственность, социокультура, потенциальные предпосылки, психологическое развитие, семейное воспитание, личность, вундеркинд.

К сожалению, дело обстоит не так просто и далеко не всегда одарённость легко заметить. Много ошибок уже было сделано на этом пути.

Одарённость ребёнка может проявляться и вне учебной деятельности. Главное, что она где-то проявляется - нужно быть более внимательным и больше интересоваться увлечениями своих учащихся.

Разобраться в причинах трудностей и наметить пути их преодоления мне помогла книга Л. В. Поповой и В. И.Панова «Кто они такие, как их опознать, как им помогать учиться и развиваться» (Молодая гвардия, 1997). Ведущие специалисты в решении этой проблемы выделили особенности выявления, обучения и развития одарённых детей, которые, в первую очередь, могут понадобиться всем учителям вне зависимости от типа школы, где они работают. В методических рекомендациях раскрывается специфика работы учителя с одарёнными детьми, показаны эффективные формы и методы выявления способностей у учащихся.

Одаренность - это то, индивидуальное сочетание способностей, которые позволяют человеку легко, быстро, на качественно ином уровне приобретать необходимые для успешного выполнения деятельности навыки и умения.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко».

Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Специфика одаренности в детском возрасте:

1. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей

2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени.

3. Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития, каких - то одних способностей, наблюдается отставание в развитии других способностей.

4. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом

Your complimentary use period has ended. Thank you for using PDF Complete.

практического психолога

Click Here to upgrade Unlimited Pages and

10ro pe-

иценка конкретного реоенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем.

Признаки одаренности:

Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивности.

При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

1. Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения.

2. Использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации.

3. Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности - новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности. Можно выделить особый тип организации знаний одаренного ребенка:

- высокая структурированность и способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей □

- свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной готовности их развернуть в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени □

- категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).

Одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Виды одарённости:

Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.

Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

По критерию Шстепень сформированности ода ренностиПможно дифференцировать:

- актуальную одаренность □

- потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент.

По критерию ^особенности возрастного развиП тияП можно дифференцировать: раннюю и позднюю одаренность.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок»).

По критерию Иформа проявления одаренности □ можно говорить о явной одаренности скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.

По критерию широта проявлений в различ ных видах деятельностиПможно выделить: общую одаренность (обеспечивает успешность освоения ши-

Your complimentary use period has ended. Thank you for using PDF Complete.

іктичєского психолога

Click Here to upgrade Unlimited Pages and

ода-

'ЄДЄ-

леннои деятельности).

По критерию ^особенности возрастного развиП г« 1я можно дифференцировать: раннюю одаренность и позднюю одаренность.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок»), В ранней одарённости особое место среди детей занимают интеллектуальные вунП деркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей.

Поздняя одаренность связана с возрастом, в котором проявляется одаренность и область деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства. В науке достижения значимых результатов, в виде выдающихся открытий, происходят обычно позднее.

Хотелось бы подвести итоги и дать некоторые рекомендации по работе с одаренными детьми.

1. Учитывая немаловажное значение учителя в системе образования, учителям, работающим с одаренными детьми, следует постоянно повышать образовательный уровень и развивать свои профессиональные качества.

2. По данным психологических исследований совместное обучение детей имеющих высокий умственный потенциал стимулирует процесс обучения, развивая детскую состязательность, прививая навыки аргументированной полемики и, тем самым, благотворно влияет на их самооценку. Поэтому, безусловно, следует создавать классы однородные по интеллекту.

3. На уроках активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая творческие и познавательные способности учащихся. Только когда перед учащимся возникает проблема - начинается активная самостоятельная работа мысли. Обучение должно носить творческий, а не репродуктивный характер. Учителям необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора

оригинальных задании, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

4. Эмоционально приятная деятельность влечет за собой высокую познавательную активность ребенка, что очень важно для развития его способностей. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха. Не требуйте от ребенка невозможного для него.

5. Учитывая повышенную эмоциональность одаренных детей, провоцирующую срывы, уязвимость, особенно в периоды проведения олимпиад, конкурсов, психологической службе необходимо проводить комплекс мер по защите эмоциональной сферы ребенка (учить общению, самоанализу и саморегуляции). Особое внимание следует уделить противодействию возникновения ничем необоснованной завышенной самооценки - так называемой «звёздной болезни».

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением.

Главное - это то, что есть разные уровни и разные виды одарённости. Только запомнив это можно избежать опасности отношения к одарённым как к однородной группе и выпустить кого-то из поля внимания.

Одарённые дети все очень разные!

Литература

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2СП.

Богоявленская Д.Б. Пред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. Богоявленская Д.Б.Рабочая концепция одаренности. М., 199П

Попова Л. В. Кто они такие, как их опознать, как им помочь расти и развиваться. М.: Молодая гвардия, 1997. Матюшкин А.М. Загадки одарённости. М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.