Научная статья на тему 'Профессионально-ориентационная деятельность классного руководителя в условиях профильного обучения и воспитания'

Профессионально-ориентационная деятельность классного руководителя в условиях профильного обучения и воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ / "КАРТА ИНТЕРЕСОВ" / ВАРИАНТЫ ДЕЙСТВИЙ: ВЫБОР ТОЛПЫ / НАИБОЛЕЕ ПРЕСТИЖНОЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ / "ВЫНУЖДЕННЫЙ ВАРИАНТ" / "ПРЕДРЕШЕННЫЙ ВАРИАНТ" / НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ВАРИАНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грищенко Виктор Николаевич

Автор раскрывает одно из главных направлений работы классного руководителя старших классов в условиях профильного обучения, описывает технологию профессиональной ориентации школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-ориентационная деятельность классного руководителя в условиях профильного обучения и воспитания»

Your complimentary use period has ended. Thank you for using PDF Complete.

сперимент в школе

Click Here to upgrade Unlimited Pages and

условиях

юфессио-

нальнои ориентации школьников.

Грищенко Виктор Николаевич

кандидат педагогических наук начальник Управления образования городского округа Краснознаменск

Профессиональноориентационная деятельность классного руководителя в условиях профильного обучения и воспитания

Каково содержание профориентационной деятельности классного руководителя?

Ключевые слова: изучение профессиональных склонностей школьников; технология профессиональной ориентации школьников; «карта интересов»; варианты действий: выбор толпы; наиболее престижной будущей профессии; «вынужденный вариант»; «предрешенный вариант»; неопределенный вариант.

1 Г рофориентационная деятельность классного X ^руководителя старших классов в условиях профильного обучения - одно из главных направлений его работы.

После окончания девятого класса или предпро-фильнош обучения перед выпускником встает проблема выбора последующей формы обучения или приобретения навыков будущей профессии. В большинстве случаев в этой ситуации старшеклассник выбирает один из нескольких вариантов последующих действий.

Первый вариант - следование «выбору толпы», т. е. срабатывает принцип воздействия на подростка группового мнения: «Большинство ребят из нашего класса поступают в училище, говорят, там здорово!». В таком случае выбор совершенно не осмыслен, просто хочется и в дальнейшем быть в «своей» компании, да еще, если в этом училище (или в группе ребят, поступающих в данное учебное заведение) учится девушка (или парень), которая нравится молодому человеку. Также может получиться с выбором профессии и после окончания средней школы.

Второй вариант - выбор наиболее престижной будущей профессии, предполагающей хорошую

финансовую прибыль. Выбор не осознанный, выпускник не проанализировал свои физические, умственные, социальные, коммуникативные возможности в выборе профессии.

Третий вариант - «вынужденный вариант», т. е. после окончания девятого класса в школе формируются профильные классы конкретной направленности. Срабатывает административный подход данного образовательного учреждения - в каждом классе должны обучаться именно по столько учеников, перейти в другой профильный класс уже нет возможности, так как он уже набран.

Четвертый вариант - «предрешенный вариант» или «навязанная роль», для которой характерна ситуация следования родительскому выбору. За такого выпускника все решили другие. Он может интересоваться компьютером больше всего на свете, не понимать химию, иметь склонности к профессиям «человек - техника» и по настоянию родителей после девятого класса выбирать химикобиологический десятый класс. Дело в том, что сам он ничем конкретным не интересуется, а родители-врачи рекомендуют поступать в медицинский университет.

Наконец, пятый вариант - неопределенный, несложившийся выбор - характерен для школьников, относящихся к «диффузной» группе, которая отнюдь не малочисленна. Таким подросткам совершенно безразлично, что обучение в школе заканчивается и необходимо выбрать свой профессиональный путь. Они легко перемещаются в любой вариант, безразличны к выбору дальнейшего жизненного пути.

Технологию профессиональной ориентации школьников можно представить следующим образом:

1. Постановка цели. В отличие от технологии психолого-педагогической диагностики, в профессиональной ориентации цель практически всегда одна - достижение школьником более высокого уровня в профессиональном самоопределении. Длительность пути к достижению этой цели может быть различной. Для одних школьников это подтверждение правильности своего профессионального выбора, для других - длинная дорога вместе с классным руководителем и родителями в поисках своего призвания.

2. Изучение с помощью анкетирования профессиональных интересов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости школьников.

Your complimentary use period has ended.

Thank you for using римент в школе PDF Complete.

Click Here to upgrade Unlimited Pages and

ЮЩИС.

□ она должна содержать вопросы, позволяющие составить общее представление о школьнике, т.е. имя, возраст, профессии родителей, их место работы и отношение родителей к профессиональному выбору школьника □

□ для выявления интересов школьников к учебным дисциплинам следует узнать их любимые учебные предметы, но еще важнее - нелюбимые, что позволит определить соответствие профессионального выбора и интересов к учебным предметам и сведений об успеваемости □

□ информация о том, чем любит заниматься школьник в свободное время, соотносится с учебными интересами и поможет уточнить сведения о профессиональных склонностях школьника □

□ необходимо также выяснить, кто или что повлияло на выбор профессии, когда произошел профессиональный выбор. Эта информация поможет определить устойчивость профессиональных интересов школьников.

3. Изучение учебных интересов школьников. Психологи часто используют для изучения интересов школьников к учебным предметам известную методику «Карта интересов». Она состоит из характеристик видов деятельности, связанных с отдельными учебными предметами (например, «Нравится проводить физические опыты»). Можно использовать для изучения интересов школьников методику Л. Голомштока и О. Мешковской. На основе «Карты интересов» ими была создана «Ориентировочно-диагностическая анкета направленности интересов» (ОДАНИ). Методику можно найти в книгах по профессиональной ориентации.

4. Информирование школьников о типах профессий, объединенных по объекту труда, и о возможностях получения профессионального образования. Для этой цели можно использовать самые различные методы профессионального просвещения, и среди них такие, как беседа на тему: «Защита профессий», встречи с представителями различных видов трудовой деятельности, экскурсии и мн. др. Центральным звеном в этой работе должно быть разъяснение известной классификации профессий на группы по объекту труда: «человек - природа», «человек - техника», «чело-

век - человек», «человек - знаковые системы», «человек - художественный образ». Классному руководителю желательно воспользоваться классификатором всех специальностей среднего профессионального и высшего образования для ознакомления выпускников со специальностями, которые можно приобрести в учебных заведениях Российской Федерации.

□ Изучение профессиональных склонностей школьников. Для этой цели можно использовать методику Е.А. Климова «Дифференциальнодиагностический опросник» (ДДО).

□ Профессиональная диагностика способностей и личностных особенностей школьников. Для осуществления этого этапа профессиональной ориентации лучше привлечь профессионального психолога, что на практике бывает затруднительно в силу большой занятости школьного психолога. Для классного руководителя, владеющего методами психологической диагностики, предоставляется возможность самому провести подобную диагностику с использованием профессиональных методик.

□ Информация учащихся о противопоказаниях к профессиям. Известно, что все профессии делятся на две группы. Одни профессии не предъявляют строгих требований к человеку, и практически любой человек может овладеть ими при наличии интереса, склонностей, способностей и соответствующих личностных особенностей.

Для других профессий этого недостаточно - они предъявляют строгие требования к ряду психических, физиологических и физических особенностей человека. В последнюю группу входят профессии летчика, космонавта, машиниста, подводника, монтажника-высотника и др. Для этих профессий особенно важно знать противопоказания.

Классному руководителю вовсе не обязательно изучать их по специальной литературе. Достаточно на уровне здравого смысла дать представление об элементарных противопоказаниях. Например, людям с плохим зрением не стоит выбирать профессии, которые требуют хорошего зрения. Людям, имеющим сердечные заболевания, нельзя работать на высоте или под землей. Людям с заболеваниями позвоночника или нарушениями в опорно-двигательном аппарате противопоказаны профессии, требующие длительного нахождения на ногах, и т. п.

□ Заключительный этап профессиональной ориентации - профессиональная консультация школьника - не является завершающим в работе по развитию интересов, склонностей и способностей

Your complimentary use period has ended. Thank you for using PDF Complete.

сперимент в школе

Click Here to upgrade Unlimited Pages and

уровня профессионального самоопределения создание индивидуальной программы для школьника по дальнейшей подготовке его к выбору жизненного пути.

Существует несколько правил, которые классный руководитель обязан соблюдать при проведении профессиональной консультации:

1) педагог не может рекомендовать какую-либо одну профессию и даже несколько профессий - это этическая норма психологов всего мира, занимающихся профессиональной ориентацией □

2) неправильный выбор жестоко мстит впоследствии, поэтому педагог должен не торопиться делать вывод о профессиональной деятельности, которая будто бы подходит школьнику.

Пусть вопрос о выборе профессии остается открытым - человек сам должен принять окончательное решение. Школьнику необходимо самостоятельно определиться в профессиональном выборе, а психологи и педагоги могут только оказать ему помощь.

Разговор с учащимися проще вести по следующей схеме. Е.А. Климов предлагает учитывать восемь важнейших сторон выбора профессии. Каждая сторона может служить предметом разговора с подростком, что поможет ему в самоопределении. Назовем эти восемь сторон выбора, которые совершенно равноправны и одинаково значимы в профессиональном выборе:

1. Личные профессиональные планы. Речь идет о той профессии, которую выбирает школьник.

2. Мнение родителей о профессиональном выборе. (По Климову - позиция старших.) Родители знают своего ребенка лучше других, и их мнение должно быть учтено при выборе профессии, однако не стоит слепо следовать рекомендации родителей.

3. Мнение учителей или позиция учителя (классного руководителя). Учитель - профессионал (классный руководитель) способен дать квалифицированный совет - ведь он наблюдал школьника много лет и в дея-

фессио- тельности, и в свободном общении со свер-

тенного стниками.

4. Информированность о профессии, которую выбирает подросток. Речь пойдет о том, насколько школьник знает особенности выбираемой профессии, условия труда.

□ Склонности школьника. Выявляются для того, чтобы в первую очередь помочь школьнику сориентироваться в мире профессий. Разговор может быть очень полезен, если он пойдет о том, какие положительные и отрицательные стороны видит школьник в предпочитаемом виде деятельности.

□ Способности школьника. Они должны быть обязательно учтены как предпосылка успешности будущей профессиональной деятельности.

□ Уровень притязания. Это соответствие желаний школьника и его возможностей. Притязания могут быть адекватными, т.е. уровень знаний, интеллектуальное развитие и способности соответствуют уровню выбираемой профессиональной сложности. Уровень притязаний может быть завышенным и заниженным.

□ Мнение товарищей по поводу выбора профессии, или позиция товарищей.

Эта позиция имеет как бы две стороны. Во-первых, мнение товарищей о развитии определенных сторон и способностей личности может быть учтено при выборе профессии отдельным учеником. Во-вторых, учащихся следует предостеречь от ошибки, когда выпускники поступают куда-либо «за компанию» с товарищем, чтобы играть по-прежнему в одной команде или просто потому, что не хочется расставаться.

Создание технологий профессиональной ориентации еще раз подтверждает, что технологи-зация учебно-воспитательного процесса - это явление закономерное в педагогической науке и практике, происходящее вместе с детальным и глубоким изучением закономерностей педагогического процесса, способное перевести решение учебно-воспитательных задач на качественно новый уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.