Научная статья на тему 'Выявление и психологическое сопровождение одарённых детей в процессе обучения в начальной школе'

Выявление и психологическое сопровождение одарённых детей в процессе обучения в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
536
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / BASIC PRINCIPLES / ОДАРЕННОСТЬ / GIFTEDNESS / АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ / BEHAVIOR ANALYSIS / ПРИРОДНЫЕ ЗАДАТКИ / NATURAL ABILITIES / OBTAINING SUCCESS / ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тажутдинова Г.Ш.

Статья посвящена актуальной проблеме выявления одаренных детей в современной образовательной системе, делается попытка подведения под базовые правила выявления одаренных детей в образовательных учреждениях. Даётся определение одарённости и этапы работы с одарёнными детьми. Автор считает, что основным подходом в поиске юных дарований следует признать медико-психологический, педагогический комплекс мероприятий, направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Автор делает вывод о том, что педагогам и родителям детей с признаками одарённости, необходимо знать, что нередко одарённые дети имеют большие проблемы в общении, в поведении. Однако взрослым надо понимать, что чем старше ребёнок, тем сложнее выявить первопричины нарушений в эмоционально-личностном развитии и в обучении. Ранняя диагностика одаренности дает возможность не допустить деформации личности одарённого ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF GIFTED CHILDREN IN THE PRIMARY SCHOOL

The article is dedicated to an topical problem of identifying gifted children in the modern educational system. The author tries to summarize the basic principles of identification of gifted children in educational institutions. The work gives a definition of giftedness and some information about stages of work with gifted children. The author believes that the basic approach in finding young talents should acknowledge a medical-psychological, pedagogical complex activities, aimed not only at children, but also at parents and teachers. The author concludes that teachers and parents of children with signs of giftedness must know that it is not uncommon them to have big problems in communication. However, adults need to understand that the older the child is, the more difficult it is to identify the root causes of violation in emotionally-personal development and teaching. Early diagnosis of giftedness of a child gives an opportunity to teachers and psychologists to prevent deformation of his personality.

Текст научной работы на тему «Выявление и психологическое сопровождение одарённых детей в процессе обучения в начальной школе»

имеющие право принимать самостоятельные и ответственные решения.

Детский дом выполняет не только воспитательные и образовательные функции, но и готовит воспитанников к взрослой семейной жизни. Жизнь детей максимально приближена к благополучной семье не только созданием условий, а всем содержанием воспитательной работы, взаимоотношениями, самой атмосферой. Дети знают, что это некровная семья (никто не стремится подменить ее), однако, живя на протяжении всего времени пребывания в детском доме в одной семье, у них формируется опыт семейной жизни. Они участвуют в домашних делах, ведут хозяйство, испытывают естественные чувства любви и заботы, ощущают свою защищенность, сами выражают эти чувства по отношению к членам семьи, учатся оценивать действительность и свое будущее [2].

В результате проведения коррекционно-развивающей программы, состоящей из комплекса занятий по повышению уровня психологической устойчивости воспитанников детского дома, в экспериментальной выборке произошло значительное повышение выраженности показателей психологической устойчивости,

повышение в среднем составило 34 %, что вывело испытуемых с низкого уровня сформированности психологической устойчивости на средний уровень, а со среднего на высокий. Сравнительный анализ двух этапов эксперимента показал, что на констатирующем этапе эксперимента с высоким уровнем психологической устойчивости было 0 %, а стало 33 %, со средним было 25 %, стало 67 %, с низким 75 %, стало 0 %. В контрольной группе с высоким уровнем 33 % и 17 %, со средним 76 % и 75 %, с низким 0 % и 8 % . Значительных изменений в этой выборке не выявлено.

Данные по тесту «Смысложизненные ориентации» характеризуют наличие в жизни воспитанников целей в будущем, которые придают осмысленность, направленность, перспективу и эмоциональную насыщенность жизни.

Полученные экспериментальным путём данные говорят о том, что у подростков психологическая устойчивость личности может успешно развиваться в условиях детского дома при специально организованной работе педагога-психолога, социального педагога, воспитателей, будущих педагогов-психологов.

Библиографический список

1. Карелова Г.Н. Государство помогает самым бедным. Социальный мир. 2001; 6: 9.

2. Дарвиш О.Б., Горбовская Т.В. Социально-педагогическая работа по социализации детей в детском доме семейного типа. Проблемы социализации детей, нуждающихся в поддержке государства, и опыт их преодоления: материалы всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 20-21 октября 2010 года. Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2010; Ч. 2: 38 - 40.

References

1. Karelova G.N. Gosudarstvo pomogaet samym bednym. Social'nyjmir. 2001; 6: 9.

2. Darvish O.B., Gorbovskaya T.V. Social'no-pedagogicheskaya rabota po socializacii detej v detskom dome semejnogo tipa. Problemy socializacii detej, nuzhdayuschihsya v podderzhke gosudarstva, i opyt ih preodoleniya: materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Kemerovo, 20-21 oktyabrya 2010 goda. Kemerovo: Izdatel'stvo KRIPKiPRO, 2010; Ch. 2: 38 - 40.

Статья поступила в редакцию 20.05.16

УДК 371

Tazhutdinova G.Sh., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,

Russia), E-mail: tazhutdinova-71@mail.ru

IDENTIFICATION AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF GIFTED CHILDREN IN THE PRIMARY SCHOOL. The article is dedicated to an topical problem of identifying gifted children in the modern educational system. The author tries to summarize the basic principles of identification of gifted children in educational institutions. The work gives a definition of giftedness and some information about stages of work with gifted children. The author believes that the basic approach in finding young talents should acknowledge a medical-psychological, pedagogical complex activities, aimed not only at children, but also at parents and teachers. The author concludes that teachers and parents of children with signs of giftedness must know that it is not uncommon them to have big problems in communication. However, adults need to understand that the older the child is, the more difficult it is to identify the root causes of violation in emotionally-personal development and teaching. Early diagnosis of giftedness of a child gives an opportunity to teachers and psychologists to prevent deformation of his personality.

Key words: basic principles, giftedness, behavior analysis, natural abilities, obtaining success.

Г.Ш. Тажутдинова, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования, ФГБОУ ВПО

«Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: tazhutdinova-71@mail.ru

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена актуальной проблеме выявления одаренных детей в современной образовательной системе, делается попытка подведения под базовые правила выявления одаренных детей в образовательных учреждениях. Даётся определение одарённости и этапы работы с одарёнными детьми. Автор считает, что основным подходом в поиске юных дарований следует признать медико-психологический, педагогический комплекс мероприятий, направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Автор делает вывод о том, что педагогам и родителям детей с признаками одарённости, необходимо знать, что нередко одарённые дети имеют большие проблемы в общении, в поведении. Однако взрослым надо понимать, что чем старше ребёнок, тем сложнее выявить первопричины нарушений в эмоционально-личностном развитии и в обучении. Ранняя диагностика одаренности дает возможность не допустить деформации личности одарённого ребёнка.

Ключевые слова: базовые принципы, одаренность, анализ поведения, природные задатки, достижение успеха.

В настоящее время выявление и развитие одарённых детей является актуальной проблемой современного образования. Именно такие дети, способные к самообразованию и саморазвитию, являются интеллектуальным богатством страны, которое нужно приумножать и взращивать, но ни в коем случае не губить в период становления. В научных дискуссиях поднимается вопрос об определении одарённости. Одни авторы считают,

что все без исключения дети одарены по своей природе, и если ребёнок не проявил себя, не раскрылся, то некачественно было организовано обучение и воспитание. В этом случае вся вина за судьбу ребёнка ложится на учителей, родителей, воспитателей. Есть другая точка зрения, что одарённых детей очень невелико, встречаются крайне редко, и далеко не всех детей можно назвать одарёнными. Более того, детей интеллектуальных, но в

которых вложен огромный труд взрослых, одарёнными назвать нельзя, так как это больше продукт деятельности взрослых. Мы за основу взяли следующее определение:

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1, с. 11 - 15] . Тем самым одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребёнка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования [2, с. 71]. Также необходимо учитывать индивидуальную жизненную среду ребёнка, вовлеченность его в инновационные формы обучения и т. д.

Очень важная проблема - выявление одарённых детей. Нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребёнка бывает негативной. Срабатывает установка -видеть своего ребёнка таким, как все [3, с. 52]. Между тем, существуют базовые правила для выявления одарённых детей:

- к основным характеристикам выявления одарённости надо подходить комплексно. Это позволит использовать различные источники информации и охватывать более широкий спектр его способностей. Оценивание ребёнка как одарённого не должно являться самоцелью, а служить стимулом его дальнейшего развития и продвижения;

- обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребёнка в разных ситуациях - жизненных и учебных;

- важно анализировать поведение ребёнка в тех видах деятельности, которые в максимальной соответствуют его склонностям и интересам.

- результативно использование тренинговых методов, в рамках которых можно корректировать типичные для данного ребёнка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности.

- предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребёнка в конкретной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, экспертные оценки.

Таким образом, основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами [4, с. 28].

На первом этапе выявления одарённых детей учитываются сведения об высоких академических успехах в какой-либо деятельности ребёнка от родителей и педагогов. Например: отличная учеба, феноменальная память, какие то достижения в спорте. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований [5, с. 12].

Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребёнка психологом. Ребёнок обследуется набором психологических те-

Библиографический список

стов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей.

У детей, одарённых в сфере академических достижений, наиболее развиты, могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога - не только определить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления (Стенфордский тест достижений). Исследованные нами дети - из школы-интерната п. Бавтугай Казбековсого района, всего 42 ребёнка. Дети показали высокие академические способности, но в каких-то элементарных жизненных ситуациях не показывали ни креативности, ни творческого мышления. Дети с творческим и продуктивным мышлением отличались независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку, прежде всего, их творческих наклонностей (тесты Торренса) и личностных характеристик (опросники Айзенка, Личко, тест Лю-шера и т. п.). Дети с преимущественным преобладанием контактности, коммуникативными способностями в общении отличались инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых и занимают лидерские позиции в социометрии. Если же у ребёнка преобладающими являются художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма. Эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода.

На третьем этапе работы с одарёнными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия - консультации и т. п.). Исследования Небылицына показали, что одарённые дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство, лень или глупость. Невысокий психологический уровень подготовки учителя для работ с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему, истеричность, неумение следовать принятым образцам. Среди учителей бытует мнение, что одарённый ребёнок не нуждается в помощи. Сложность состоит в низком уровне подготовки учителей для работы с одарённым ребёнком.

Таким образом, педагогам и родителям детей с признаками одарённости, имеющим отмеченные проблемы, надо понимать, что чем старше ребёнок, тем сложнее выявить первопричины нарушений в эмоционально-личностном развитии и в обучении. Ранняя диагностика одарённости дает возможность педагогам и психологам не допустить деформации личности. Несформи-рованность уровней психической регуляции, несбалансированность различных функциональных систем особенно бурно проявляются при переходе к систематическим формам обучения (как в начальной школе, так и в дошкольных учреждениях). Возраст 5-6 лет является периодом, особенно чувствительным как к перегрузкам, усугубляющим патологические проявления, так и к коррекционному воздействию, и оптимальным для обращения к специалистам. Однако родители «выдающихся» детей очень часто боятся обращаться к специалистам за помощью, так как боятся, что с уходом проблем исчезнет и одарённость ребёнка. «Будущее вундеркиндов - в их прошлом» - вот что вызывает реальный страх перед вмешательством психолога. Однако эти опасения безосновательны.

1. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. Москва, 1976.

2. Гальтон Ф. Наследственность таланта: Законы и последствия. Москва, 1996.

3. Миллер А. Драма одарённого ребёнка и поиск собственного Я. Москва, 2012.

4. Белова Е.С. Одарённость малыша раскрыть, понять, поддержать. Москва, 2008.

5. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одарённости: методическое пособие. Москва, 2008. References

1. Nebylicyn V.D. Psihofiziologicheskie issledovaniya individual'nyh razlichij. Moskva, 1976.

2. Gal'ton F. Nasledstvennost' talanta: Zakony iposledstviya. Moskva, 1996.

3. Miller A. Drama odarennogo rebenka ipoisk sobstvennogo Ya. Moskva, 2012.

4. Belova E.S. Odarennost'malysha raskryt', ponyat', podderzhat'. Moskva, 2008.

5. Babaeva Yu.D. Psihologicheskij trening dlya vyyavleniya odarennosti: metodicheskoe posobie. Moskva, 2008.

Статья поступила в редакцию 19.05.16

УДК 159.099

Uzarashvili V.R., student, the Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: margaliano@mail.ru

Glebov V.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, the People's Friendship University of Russia, Moscow

Technological Institute (Moscow, Russia), E-mail: vg44@mail.ru

IDENTIFYING ALLERGIC REACTIONS AMONG STUDENTS (WITH REGARD TO STUDENTS OF PEOPLE'S FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA). In the research work comparative evaluation of frequency of occurrence and types of allergic reactions in students, who came from different regions of Russia (Caucasus, Siberia, the Urals) to study in Moscow, has been conducted. The research involved 140 first-year students (74 boys of 16-18 years of age, 66 girls of 16-19 years of age). The students represent different departments of the university (environment, agriculture, law). Methodological material for the study is in a form of a standardized questionnaire and methods for evaluation of the psycho-emotional sphere (Spielberger - Hanin Anxiety Questionnaire) and mathematical statistics. From the entire research data (n=140) it is shown that 67 students have different types of allergic reactions. Among them food allergies are found in 35 students, household allergies are found in 17 students and 15 cases are featured as allergies relating to drugs. The frequency of allergic reactions of the investigated number of students from different regions of the Russian Federation has the following results. The maximum percentage of food allergy is observed in Moscow students - 47%. The highest percentage of household allergies was identified in the Ural students - 31%. High frequency of drug allergies is found in students from Siberia - 41%.

Key words: students, allergic, psycho-emotional sphere, anthropogenic factors, regions.

В.Р. Узарашвили, студент 4-го курса Российского университета дружбы народов, г. Москва,

Е-mail: margaliano@mail.ru

В.В. Глебов, канд. психол. наук, доц. Российского университета дружбы народов, доц. Московского технологического

института, г. Москва, E-mail: vg44@mail.ru

ВЫЯВЛЕНИЕ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ РУДН)

В исследовательской работе дана сравнительная оценка частоты встречаемости и типы аллергических реакций у студентов, приехавших из разных регионов России (Кавказ, Сибирь, Урал) на обучение в Москву. Выборка исследования состояла из 140 учащихся первого курса (74 юношей в возрасте 16 - 18 лет, 66 девушек в возрасте от 16 - 19 лет). Студенты представляли разные факультеты РУДН (экологический, аграрный, юридический). Методическим материалом исследования послужили стандартизованные анкеты и методика по оценке психо-эмоциональной сферы (тест Спилбергера - Ханина), математическая статистика.

Из всей исследуемой выборки (n=140) было выявлено 67 студентов, имеющих различные виды аллергических реакций. Из них по пищевой аллергии было выявлено 35 учащихся, по бытовой - 17 и медикаментозной - 15. По частоте аллергических реакций исследуемая выборка студентов из разных регионов РФ имела следующие результаты. Максимальная встечаемость по пищевой аллергии была отмечена у московских студентов - 47%. Самый высокий процент по бытовой аллергии был выявлен у уральских студентов - 31%. Высокая встречаемость по медикаментозной аллергии была найдена у сибирских студентов - 41%.

Ключевые слова: студенты, аллергия, психо-эмоциональная сфера, антропогенные факторы, регионы.

Аллергические реакции в популяции человека является актуальной проблемой наших дней. Данная проблематика связана с глобальными изменениями на планете Земля [1].

Комплексные проблемы, оказывающие системное воздействие на психосоматическое здоровье населения страны определяет острую потребность в научных исследованиях, направленных на выявление негативных факторов среды обитания. В качестве важного индикатора сложных взаимодействий в системе «человек-среда» чаще всего выступают причинно-следственные связи неблагоприятных изменений качества состояния окружающей среды, которая в конечном этапе отражается на росте заболеваемости и смертности населения [2].

В этой связи аллергические реакции на негативные факторы окружающей среды служат важным индикатором благополучия и здоровья человека. В настоящее время по данным специалистов всемирной организации здравоохранения около 25 % населения планеты страдает аллергией, при этом 20 % детско-подростко-вой популяции испытывают сложности психофизического развития и адаптации к окружающей среде [2].

Необходимо также отметить, что воздействия факторов среды по-разному отражается на функциональной и психо-эмоцио-нальной сфере человека. При этом психо-эмоциональная сфера учащейся молодежи - одна из наиболее чувствительных сфер, отражающая изменение качества окружающей среды обитания. Отмечается взаимосвязь между уровнем тревожности и адаптации человека [3].

Аспекты изучения средовых факторов окружающей среды, влияющие на аллергические реакции человека, имеют большое

значение для выявления их этиологии, а также для разработки мер первичной профилактики.

В этой связи нами была поставлена цель: выявить частоту и типы аллергических реакций среди учащейся молодежи, приехавших из разных регионов Российской Федерации.

Организация и методы исследования. В исследовании принимали участие студенты Российского дружбы народов (экологический, инженерный, сельскохозяйственный 1 курса).

Исследуемая выборка состояло из 140 студентов, представляющие разные регионы России (Сибирь, Урал, Кавказ и Москва). Студенты были 1-го курса (74 юношей в возрасте 16 - 18 лет, 66 девушек в возрасте 16 - 19 лет).

Методы исследования. В ходе нашего изучения были использованы комплексные методы исследования.

1) Психологическое тестирование: Тест Спилбергера -Ханина (Ханин Ю.Л., 1977). Оцениваемый показатель ситуационная и личностная тревожность.

2) Анкетирование: Оцениваемый показатель психосоциальная адаптация студентов.

3) Матстатистика: Программа Windows (Excel). Для оценки статистической достоверности различий между группами студентов использовался критерий Вилкоксона, критерий Ман-на-Уитни (при работе с малыми выборками или с данными, не подчиненными закону нормального распределения).

Полученные результаты и обсуждение. Проведенная нами анкетирование исследуемой выборки студентов первого курса выявила три вида аллергий: пищевая, бытовая и медикаментозная. Из всей исследуемой выборки (n=140) было выявле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.