Научная статья на тему 'Профессиональный портрет выпускника по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «Бакалавр»'

Профессиональный портрет выпускника по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «Бакалавр» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1286
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ / ПРОФЕССИОГРАММА / ПРОФЕССИОГРАММА БАКАЛАВРА / BACHELOR'S PROFESSIOGRAM / PROFESSIONAL CHARACTERISTICS / PROFESSIOGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекузарова Наталья Владимировна, Ермолович Елена Владимировна

Рассматривается структура и содержание профессиограммы бакалавра по направлению подготовки «Педагогическое образование» с учетом современных тенденций развития российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL CHARACTERISTICS OF A GRADUATE (BACHELOR PROGRAM IN EDUCATION) IN THE CONTEXT OF MODERN TENDENCIES IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN RUSSIA

The article is devoted to the structure and content of the Bachelors professiogram (degree programme: Pedagogical Education) taking into consideration modern tendencies in the development of education in Russia.

Текст научной работы на тему «Профессиональный портрет выпускника по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «Бакалавр»»

УДК 378

Н. В. Бекузарова, Е. В. Ермолович

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» С КВАЛИФИКАЦИЕЙ (СТЕПЕНЬЮ) «БАКАЛАВР»

Рассматривается структура и содержание профессиограммы бакалавра по направлению подготовки «Педагогическое образование» с учетом современных тенденций развития российского образования.

Ключевые слова: профессиональный портрет, профессиограмма, профессиограмма бакалавра.

В современных условиях, когда увеличивается потребность в специалистах, способных не просто квалифицированно выполнять свои обязанности, но и гибко реагировать на инновации в профессии, быть достаточно компетентным для успешных действий в изменившихся обстоятельствах, возникает задача на этапе профессиональной подготовки сформировать у будущих профессионалов необходимые качества личности, задать траекторию их саморазвития и самосовершенствования. Каков должен быть профессиональный портрет бакалав-ра-педагога в условиях глобальной реорганизации системы отечественного образования: изменения спектра специальностей, модификации структуры и содержания профессий, смены образовательных стандартов, появления альтернативных образовательных учреждений и складывающейся парадоксальной ситуации, когда рынок профессий и рынок образовательных услуг практически не связаны?

В этом вопросе поможет разобраться профес-сиограмма как исходный базовый документ для разработки всей учебно-программной документации, используемой в образовательном учреждении, учебных планов, программ дисциплин, других образовательных программ и дидактических материалов. Это обусловлено тем, что данный документ представляет собой модель содержания профессионального образования, и в нем отражаются все аспекты будущего профессионального портрета специалиста.

В социологии, психологии и педагогике про-фессиограмму рассматривают под разными углами зрения. Наиболее общий подход можно определить следующим образом: профессиограмма - это описание профессии, раскрывающее содержание деятельности профессионала, требования к его знаниям и умениям, профессионально важные качества личности и т. п.

Профессиограмма учителя - это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки [1, с. 309].

При разработке профессиограмм придерживаются следующих принципов:

- системности (профессиограмма отображает специфику и значимость не только профессии в целом, но и конкретной должности в структуре карьеры специалиста, с учетом различных аспектов развития его личности);

- целостности (профессиограмма отражает различные аспекты профессиональной деятельности и личности специалиста);

- практико-ориентированности (при составлении профессиограммы используются термины, категории и т. д., применяемые в практике специальности);

- научности и современности (профессиограм-ма должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний);

- эффективности (профессиограмма должна предлагать модель специалиста, действенную в конкурентных условиях рынка).

Что же касается структуры и составляющих ком -понентов профессиограммы, то не существует какой-либо единой формы. Однако исходя из современных тенденций, мы предлагаем следующую структуру профессиограммы выпускника по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» (рис. 1):

1. Общие сведения о профессии.

2. Предмет и продукт труда.

3. Профессиональная подготовка.

4. Требования профессии к человеку.

5. Доминирующие виды деятельности и характеристика межличностного взаимодействия. В данной позиции отражено основное содержание видов профессиональной деятельности, выполняемых учителем, а также характер межличностного взаимодействия, так как это помогает уяснить суть рассматриваемой профессии.

В настоящее время профессия учителя развивается за счет личностного потенциала специалиста, так как в образовательной деятельности это имеет важное значение. Опираясь на принципы разработки профессиограмм, в частности на принцип целостности, мы включили в ее структуру личностные характеристики. Большинство психологических концепций выделяет в структуре личности мотивы, смысл и ценности и так или иначе направленность личности. Касаясь профессиограм-

мы учителя, В. А. Сластенин отмечает, что в ней ведущее место занимает направленность личности [2]. Согласно С. Л. Рубинштейну, личность как целое выражается через триединство:

- чего хочет человек (потребности, установки);

- что может (способности, дарования);

- что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере) [3].

А. Н. Леонтьев раскрывает структуру личности через понятие мотива и деятельности [4, с. 186]. При анализе психологии личности учителя выделяют прежде всего те черты проявления личности, которые отвечают требованиям педагогической профессии, обеспечивают успешное овладение педагогической деятельностью. Рассматривая психологический портрет учителя, И. А. Зимняя включает следующие структурные компоненты [5]:

1. Индивидные качества человека, т. е. его особенности как индивида - темперамент, задатки и т. д.

2. Личностные качества:

- адекватность самооценки и уровня притязаний;

- определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность учителя;

- целенаправленность.

3. Коммуникативные (интерактивные) качества.

4. Статусно-позиционные качества, т. е. особенности положения, роли, отношений в коллективе.

5. Деятельностные (профессионально-предметные) качества.

6. Внешнеповеденческие показатели. Учитель должен быть образцом для подражания, располагать к себе воспитанностью, образованностью, культурой поведения, языковой компетентностью.

Современные исследования в области психологии личности опираются на деятельностный подход, при котором личность рассматривается через деятельность, ибо только в ней (деятельности) она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения. Именно деятельность определяет и скрепляет целостность структуры личности. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование. В силу целостности человеческой личности, единства ее сознания, отношения и поведения «выделение» или «игнорирование» какой-либо личностной сферы не может не быть условным. Поэтому мы решили включить в структуру профессиограммы не «сферы», не «подструктуры» и т. д. личности, но векто-ры1 как педагогическое явление, задающее качественную характеристику, определяющую динамическую составляющую профессионального пор-

трета учителя (современная образовательная среда настолько изменчива, что учителю требуется более высокий уровень профессиональной мобильности и адаптивности по сравнению с предыдущими поколениями). Опираясь на структуру личности и деятельностный подход, выделим векторы, по которым могут происходить профессиональные изменения современного учителя.

Рассмотрим более подробно составляющие предлагаемой профессиограммы (см. рисунок).

Когнитивный вектор.

Чем обширнее и глубже знания, тем больше возможностей в решении поставленных вопросов. Знания - это своеобразная совокупность представлений и понятий о чем-либо, осведомленность в чем-нибудь. Знания отражают теоретическое овладение каким-либо предметом. Возможны знания, не сопровождаемые соответствующими умениями. Но сколько квалифицированное умение невозможно без знаний?

В современном образовании сохраняется выраженная когнитивная ориентация под воздействием ряда факторов (постоянно возрастающая социальная роль науки, экспоненциально расширяющийся информационный поток, вовлекающий в содержание образования новое научно-теоретическое знание). Когниция (от лат. cognitio) - знание, познание, когнитивный - соответствующий когниции, или познанию, познаваемый [6].

Когнитивный, или познавательный процесс можно охарактеризовать как совокупность психических (ментальных, умственных) процессов - восприятия мира, наблюдения за окружающей средой, категоризации, мышления, языка и др., которые обеспечивают обработку и переработку информации, поступающей в человека [7]. Современный учитель должен постоянно совершенствовать не только предметные и методические знания и умения, но и быть способен использовать последние достижения педагогической науки и информационно-образовательных технологий. Для успешной профессиональной деятельности педагогу необходим высокий уровень интеллектуального развития восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, логических операций и т. д.

Ценностно-смысловой вектор.

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный харак-

1 В физике или математике рассматривается как величина, которая характеризуется не только численным значением, но и направлением.

тер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, так как в них сосредоточен актуальный опыт конкретного субъекта. Ценностные ориентации личности выполняют следующие функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя адекватные способы их реализации, с другой - в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом.

Одно из ведущих мест в системе ценностных ориентаций личности занимают ориентации на профессиональные ценности, формирование которых является важнейшим условием профессионального самоопределения.

Под ценностями педагогической деятельности академик В. А. Сластенин понимает те ее особенности, которые позволяют учителю удовлетворять свои материальные и духовные потребности и служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение общественно и личностно значимых гуманистических целей. Взяв за основу характерные потребности личности и соотнеся их с профессией учителя, ее социальным смыслом, В. А. Сластенин предлагает следующую классификацию ценностей педагогической деятельности, связанные с [8]:

- утверждением личности учителя, его положением в обществе, ближайшей социальной среде;

- удовлетворением потребности в общении;

- самосовершенствованием;

- самовыражением;

- утилитарно-прагматическими запросами.

И. Ф. Исаевым в качестве содержательной основы аксиологического компонента профессионально-педагогической культуры предложена совокупность педагогических ценностей, зафиксированных в педагогических идеях, нормах, концепциях, теориях, регулирующих профессиональнопедагогическую деятельность [9].

Анализ литературы по проблеме педагогических ценностей и ценностных ориентаций в сфере педагогического образования дает основание выделить также такие: ценности-цели, которые отражают государственную политику (гуманизация, гуманитаризация, модернизация, стандартизация, реформирование); ценности-средства - педагогические действия (технологии обучения и воспитания); коммуникативные действия (технологии общения); действия, отражающие субъективную личностную и профессиональную сущность педагога (компетентность учителя, его творчество, профессионализм).

Профессиональные ценностные ориентации оказывают решающее влияние как на профессиональное, так и на личностное самоопределение учителя, ими опосредуется вся педагогическая деятельность. Наличие у личности профессионально значимых ценностных ориентаций обеспечивает добросовестное отношение к делу, побуждает к поиску, творчеству, совершенствованию и в какой-то мере компенсирует недостаточно развитые умения и навыки; отсутствие же положительной ориентации может стать причиной профессионального краха, потери уже имеющегося мастерства [10].

Современный российский социум, в отличие от советского общества, лишен идеологической подоплеки, определяющей нравственно-ценностные ориентации педагогов. В условиях подобной нестабильности наиболее востребованными на рынке труда становятся педагоги с устойчивым высоким уровнем профессиональных и моральных ценностей.

Мы считаем, что для формирования ценностных ориентаций учителей важно, чтобы педагогические знания были не только изучены на уровне когнитивной деятельности, но и включены в опыт эмоционально-ценностного отношения.

Мотивационный вектор.

Эффективность профессиональной деятельности прямо связана с тем, насколько высока ее мотивация. Мотивация - процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели деятельности во внутренние потребности личности. Характер мотивации, как и характер самой деятельности, определяется наиболее значимым мотивом, называемым доминирующим.

Отечественные авторы разграничивают мотивы по разным основаниям, например, в зависимости от:

- характера участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие);

- времени обусловливания деятельности (далекая - короткая мотивация);

- социальной значимости (социальные - узколичные);

- фактической включенности в саму деятельность или находящиеся вне ее (широкие социальные и узколичные мотивы);

- источника мотивации (внутренние (например ориентация на процесс, результат и содержание своей деятельности) либо внешние (например мотив достижения) [5].

Мотивация учителя должна быть направлена на удовлетворение его потребностей: материальных (адекватное вознаграждение за профессиональную деятельность); социальных (высокий статус профессии учителя в обществе, значимость и уважение со стороны других членов социума); потребностей в личностном росте и самоактуализации (перспективы выстраивания профессиональной карьеры, повышение квалификации, творческо-исследовательская деятельность).

Следует отметить, что в современных условиях делаются попытки повысить мотивацию учителя. В рамках национального проекта «Образование» проводятся конкурсы, по итогам которых выплачиваются премии, вводятся стимулирующие надбавки в зависимости от качественных показателей труда учителя, делаются попытки повысить соци-

альную значимость профессии, создаются условия для сотрудничества учителей-практиков и научноисследовательских структур, однако говорить о балансе потребностей и реальной действительности, на наш взгляд, преждевременно.

Удовлетворенность педагогической профессией существенно коррелирует с оптимальностью мотивационного комплекса педагога. О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей (мотивы социального престижа, зарплаты и т. п.), то это внешняя мотивация. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешняя положительная мотивация связана с удовлетворением потребностей социального престижа, уважением коллег, материальными благами и т. п. Внешняя отрицательная мотивация - с потребностью самозащиты, характеризуется стремлением избежать осуждения со стороны руководства, общества. Можно сделать вывод, что удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной мотивации [11].

Удовлетворенность современных учителей своей профессией и местом работы связана с карьерой. Именно карьера как профессиональное продвижение обеспечивает и материальную стабильность, и психологический комфорт (опытный учитель, в том числе, учится поддерживать межличностные связи). Для начинающих учителей главную роль играет материальный компонент, но вопрос о заработной плате остро еще не стоит, так как большинство из них пока холосты, как специалисты еще не сформировались и претендовать на многое не могут. Однако при стаже 6-10 лет место работы ценится уже в связи с получаемой заработной платой. Возрастает и роль взаимоотношений с коллегами и администрацией. Появляется авторитет среди учеников и родителей.

Предмет и продукт труда.

Предмет и результат педагогического труда, педагогической деятельности учителя на протяжении всей истории человечества изменялся неоднократно и продолжает меняться из-за усложнения целей, содержания, форм, методов образования и воспитания. Предметом педагогической работы сегодня является организация деятельности ребенка как развивающейся, формирующейся личности, направленная на освоение социокультурного опыта. Продуктом труда учителя становится выполнение основной цели образования и воспитания.

Общие сведения о профессии.

Профессия учителя одна из самых древнейших - исследования историков педагогической науки и практики подтверждают, что учителя появились во времена древних государств Вавилон, Ассирия, Шумер, Аккад, т. е. примерно за 4 тыс. лет до н. э. На протяжении тысячелетий менялось представление о роли учителя, содержании, статусе и престижности данной профессии. Школа и учитель перестали быть «знаниевыми» монополистами. Понимание же того, что педагог не транслирует знания, а развивает личность ребенка, нивелировано в сознании российского общества. Между тем профессиональная педагогическая деятельность вариативна, дифференцированна и полифун-кциональна. К особенностям профессиональной педагогической деятельности относятся:

- большая общественная значимость труда (сегодняшние первоклассники будут определять развитие общества через 20-30 лет);

- высокая общественная ответственность (ошибки педагога - это судьбы людей);

- определяющая роль личности учителя в результатах педагогического труда;

- высокий уровень занятости, связанной с постоянной необходимостью работать над собой;

- творческий характер деятельности;

- взаимодействие между учителем и учеником;

- коллективный характер педагогической деятельности.

Российские школы испытывают острую необходимость в учителях, способных работать в условиях субъектности образовательно-воспитательного процесса, расширения поля профессиональной деятельности педагога, обновления номенклатуры педагогических профессий и специальностей [12].

Профессиональная подготовка.

В настоящее время в России существует многоуровневая система педагогического образования. Подготовка педагогов ведется в средних и высших профессиональных образовательных заведениях. Профессиональная ориентация в области педагогического образования может осуществляться в школе, где существуют педагогические классы, которые, не давая профессионального образования, ориентируют учащихся на овладение будущей профессией.

Высшее педагогическое образование можно получить как в специализированных высших педагогических учебных заведениях, так и в вузах, в которых осуществляется подготовка психологов и педагогов и введена многоуровневая подготовка специалистов. Первый уровень - это бакалавры, которые обучаются четыре года и в целом осваивают педагогическую специальность по избранному направлению и имеют право работать педагогами

во всех типах образовательных учреждений по полученной специальности. Второй уровень - подготовка магистров, которая осуществляется за два года и выпускает специалиста, способного решать многообразные педагогические проблемы и заниматься научно-исследовательской деятельностью и руководящей работой в любых образовательных учреждениях. Более высоким уровнем подготовки педагога в настоящее время является аспирантура и докторантура, в которых готовятся научно-педагогические кадры высшей квалификации.

Следует отметить, что система педагогического образования в современной России динамично реагирует на требования и запросы общества. В настоящее в нашей стране предпринимаются попытки развивать систему прикладного бакалавриата. В средних специальных и высших образовательных учреждениях будет создана новая схема обучения, нацеленная на объединение наиболее эффективных способов подготовки в высшей и средней школе. В частности в Красноярске проводится эксперимент по подготовке учителей начальных классов на основе прикладного бакалавриата. Бакалавры психолого-педагогического образования смогут получить фундаментальную подготовку на базе федерального университета и практико-ори-ентированную на базе педагогического колледжа. Программа прикладного бакалавриата является экспериментальной основной профессиональной образовательной программой с нормативным сроком ее освоения за четыре года. Она обеспечивает профессиональную практико-ориентированную

подготовку, характерную для программ среднего профессионального образования, и профессиональную теоретическую - для программ высшего профессионального образования бакалавриата.

Требования профессии к человеку.

Педагогическая профессия предъявляет педагогу множество требований, в том числе к его знаниям и умениям, личностным и профессиональным качествам, способностям, компетентностям, интересам и увлечениям. Профессиональные требования к учителю можно объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга:

1. Качества личности (общегражданские, мотивационные, духовно-нравственные, физические, интеллектуальные, деловые и организационно-волевые качества, социальные и общекультурные).

2. Способности, определяющие специфику профессии учителя (гностические, организаторские, дидактические, перцептивные, коммуникативные, суггестивные, исследовательские, проектировочные, конструктивные, рефлексивные, научно-познавательные).

3. Специальные знания, умения, навыки по предмету (специальности), которые в настоящее

время в ФГОС ВПО III поколения [13] достаточно четко и подробно регламентируют через основные компетенции бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование»: общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК).

Профессиональная деятельность педагога требует повышенной ответственности. Многими исследователями педагогическая деятельность рассматривается как деятельность в особых условиях, предполагающих постоянное напряжение, мобилизацию психических функций и личностных ресурсов, поэтому наиболее частыми причинами профессиональных деформаций педагога становятся постоянная напряженность, конфликты с коллегами и родителями, однообразие деятельности.

Противопоказаниями к выбору профессии учителя могут быть: дефектная или невыразительная речь, замкнутость, необщительность, равнодушие к людям, отсутствие бескорыстного интереса к человеку.

Доминирующие виды деятельности и характеристика межличностного взаимодействия.

Основными видами педагогического труда являются преподавание и воспитательная работа. Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью реше-

ния задач гармоничного развития личности. Преподавание - вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме основных видов деятельности, педагог осуществляет такие функции, как коммуникативная, организаторская, коррекционная. В процессе осуществления этих функций учитель взаимодействует с субъектами образовательного процесса: учащимися, их родителями, руководством образовательными учреждениями, коллегами-учителями.

Таким образом, опираясь на предлагаемую нами профессиограмму (см. рисунок), профессиональный портрет выпускника по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в свете современных тенденций развития российского образования представляет собой динамическую структуру с возможностью выделения профессиональных особенностей по определенным векторам. Высокий уровень развития когнитивных, мотивационных и ценностно-смысловых ориентаций определяет успешность профессиональной деятельности учителя, приближает его к объективной идеальной модели специалиста, которая в свою очередь позволяет обновить содержание профессиональной подготовки будущего бакалавра по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Список литературы

1. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков. М.: ТЦ «Сфера», 2004. 448 с.

2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. 551 с.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 480 с.

6. Философский словарь. и^: http://enc-dic.com/philosophy/Kognicija-1070.html

7. Доронин А. В. Новые источники интеллектуализации капитала производственной организации // БИЗНЕС-ИНФОРМ. 2009. № 8. С. 114— 121.

8. Сластенин В. А. Ценностные ориентации и профессиональное самосознание учителя // Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность. М.: ИТОиП РАО, 1995. 168 с.

9. Исаев И. Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: дис. ... докт. пед. наук. М., 1993. 460 с.

10. Никитина Н. Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: монография. М.: Прометей, МПГУ, 2002. 316 с.

11. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 224 с.

12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 11^: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

13. ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование». (Квалификация (степень) «бакалавр»). 11^: http://www.edu.ru/ db-mon/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf

Бекузарова Н. В., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры.

Сибирский федеральный университет Пр. Свободный, 79, Красноярск, Россия, 660041.

E-mail: [email protected]

Ермолович Е. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

Сибирский федеральный университет.

Пр. Свободный, 79, Красноярск, Россия, 660041.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 11.03.2011.

N. V. Bekuzarova, E. V Ermolovich

PROFESSIONAL CHARACTERISTICS OF A GRADUATE (BACHELOR PROGRAM IN EDUCATION) IN THE CONTEXT OF MODERN TENDENCIES IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN RUSSIA

The article is devoted to the structure and content of the Bachelor’s professiogram (degree programme: Pedagogical Education) taking into consideration modern tendencies in the development of education in Russia.

Key words: professional characteristics, professiogram, Bachelor’s professiogram.

Bekuzarova N. V.

Siberian Federal University.

Pr. Svobodny, 79, Krasnoyarsk, Russia, 660041.

E-mail: [email protected]

Ermolovich E. V.

Siberian Federal University.

Pr. Svobodny, 79, Krasnoyarsk, Russia, 660041.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.