Научная статья на тему 'Физкультурно-спортивная деятельность как средство оптимизации подготовки профессионально-педагогических кадров'

Физкультурно-спортивная деятельность как средство оптимизации подготовки профессионально-педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / SOCIALLY AND PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PROFESSIOGRAM / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев Игорь Евгеньевич, Стриева Любовь Юрьевна

Актуальность исследования физкультурно-спортивной деятельности как средства оптимизации подготовки профессионально-педагогических кадров обусловлена тем, что здоровье и физическая подготовленность учащейся и студенческой молодежи важнейшие критерии физического, социального и культурного потенциала личности и общества в целом. Физическое и спортивное воспитание ориентирует всю педагогическую систему профессионального образования на стратегически новый сегодня целевой подход формирование физической культуры личности. Физкультурно-спортивная деятельность должна быть направлена на формирование социально и профессионально важных качеств будущих специалистов, поскольку эти качества обусловливают продуктивность широкого круга социальной и профессиональной деятельности молодого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарев Игорь Евгеньевич, Стриева Любовь Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULARIZATION IN THE RUSSIAN SOCIETY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT AS A FACTOR IN THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF YOUTH

The relevance of the study of physical culture and sports as a means of optimizing the training of professional and pedagogical personnel is conditioned by the fact that the health and physical preparedness of students and students is the most important criteria for the physical, social and cultural potential of the individual and society as a whole. Physical and sports education focuses the entire pedagogical system of professional education on a strategically new target approach today the formation of physical culture of the individual. Athletic and sports activities should be aimed at the formation of socially and professionally important qualities of future specialists, since these qualities determine the productivity of a wide range of social and professional activities of a young person.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-спортивная деятельность как средство оптимизации подготовки профессионально-педагогических кадров»

УДК 316.4

DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-3-212-216

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Актуальность исследования физкультурно-спортивной деятельности как средства оптимизации подготовки профессионально-педагогических кадров обусловлена тем, что здоровье и физическая подготовленность учащейся и студенческой молодежи - важнейшие критерии физического, социального и культурного потенциала личности и общества в целом. Физическое и спортивное воспитание ориентирует всю педагогическую систему профессионального образования на стратегически новый сегодня целевой подход - формирование физической культуры личности. Физкультурно-спортивная деятельность должна быть направлена на формирование социально и профессионально важных качеств будущих специалистов, поскольку эти качества обусловливают продуктивность широкого круга социальной и профессиональной деятельности молодого человека.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, социально и профессионально важные качества, профессиограмма, профессиональная компетенция, профессионально-педагогические кадры.

Современное российское общество испытывает огромную потребность в высококвалифицированных специалистах с высокой профессиональной компетентностью, творческим отношением к трудовой деятельности, органической частью которых является физическая культура. По данным федерального агентства по физической культуре и спорту сегодня существует серьезная проблема обеспечения преподавателями физической культуры общеобразовательных, средних и высших профессиональных учреждений, сократилось количество детских тренеров, среди них на сегодняшний день практически отсутствуют молодые специалисты. Имеется также острая потребность в специалистах по физической культуре и спорту в дошкольных учреждениях, педагогах по спорту по месту жительства [1].

Поэтому в последние годы на всех уровнях руководства государством, системой образования и воспитания постоянно речь идет о приоритете развития начального, среднего и высшего профессионального образования. Для решения данной проблемы необходимо увеличить объем и повысить качество подготовки профессионально-педагогических кадров.

Специфика профессиональной деятельности выдвигает достаточно высокие требования к уровню здоровья педагогов профессионального обучения, к качеству сформированных в процессе профессиональной подготовки компетенций, способности дальнейшего саморазвития [2]. Следовательно, физическая культура и спортивное воспитание учащейся и студенческой молодежи должны быть направлены на решение двух главных задач:

1) формирование, сохранение и поддержание здоровья, а также оптимальное развитие основных физических качеств; т.е. здоровье должно восприниматься как ценность в среде учащейся и студенческой молодежи [3];

2) достижение готовности студента к успешной профессиональной деятельности посредством формирования у него необходимых компетенций через оптимизацию развития социально и профессионально важных качеств в физкультурно-спортивной деятельности [4].

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) вторая задача становится весьма актуальной.

Стриева

Любовь

Юрьевна

Пономарев

Игорь

Евгеньевич

кандидат социологических наук, профессор,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 69). E-mail: [email protected] старший преподаватель, Ростовский государственный университет путей сообщения (344038, Россия, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского стрелкового полка народного ополчения, 2) E-mail: [email protected]

Аннотация

Дисциплины «Физическая культура», «Прикладная физическая культура» являются практико-ориентированными, поскольку состоят, как правило, исключительно из практических занятий. Данное условие позволяет уже в процессе обучения проявить необходимые социально и профессионально важные качества (СПВК) на практике и оценить уровень их сформированности, что актуализирует необходимость дальнейшего совершенствования и саморазвития учащейся молодежи [5, с. 82-83].

Проводя анализ возможностей физкультурно-спортивной деятельности в формировании компетенций необходимо выявить наиболее эффективную организацию физического воспитания учащейся и студенческой молодежи.

Методика определения научно обоснованных программ, форм, средств, методов организации физкультурно-спортивной деятельности должна учитывать профессиограмму будущей профессиональной деятельности, вероятные профессиональные заболевания и деструкции личности, и профессиональные компетенции [6].

В понимание профессиограммы закладывается модель деятельности и личности подготовки профессионально-педагогических кадров, отражающая основные функции, круг теоретических знаний, перечень профессионально-педагогических умений и навыков [7]. Отсюда следует, что профессиограмма моделирует результат, который должен быть достигнут в процессе профессионального обучения и самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности.

Профессиограмму можно применять в качестве инструмента диагностики готовности к профессиональной деятельности. Это позволяет говорить о профессиографическом методе изучения личности, при котором реализуется компаративный анализ имеющихся у студента профессионально-личностных качеств и сформированных компетенций, полученных посредством физкультурно-спортивной деятельности, с теми, которые соответствуют идеальному образу педагога, представленному в профессиограмме.

А что же представляет собой категория профессиональной компетенции?

Прежде всего, профессиональная компетенция - это способность мобилизовать и преобразовывать полученные в процессе профессионального обучения знания, умения, навыки и опыт в практический результат при выполнении конкретной сферы деятельности [8].

Н.Ф. Ефремова применяет синергетический подход к определению компетенции: это обобщенные сформированные качества личности, ее способности наиболее универсально использовать полученные знания и навыки [9].

По мнению В.А. Болотова и В.В. Серикова, в понятии «компетентность» выдвигается на первое не информированность и количество знаний обучающегося, а умения молодого специалиста разрешать те или иные проблемы [10].

Действительно, современный рынок социальных отношений определяет важность сформированных способностей решать проблемы, уметь проявить себя в непредвиденных быстро меняющихся ситуациях, в условиях ограниченного времени и на высоком эмоциональном уровне. По нашему мнению, данные качества наиболее успешно формируются в физкультурно-спортивной деятельности учащихся и студентов, - деятельности, являющейся одним из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования социально необходимых индивидуальных потребностей [11].

Физкультурно-спортивная деятельность должна быть направлена на формирование СПВК специалистов, которые обусловливают продуктивность широкого круга социальной и профессиональной деятельности человека. На основании структурно-функционального анализа профессионально-педагогической деятельности Э.Ф. Зеером был определен состав значимых качеств педагога профессионального обучения, к коим автор отнес: сверхнормативную активность, коммуникативную компетентность, организованность, рефлексивность и высокую психоэмоциональную устойчивость [8].

Логико-аналитическое соотнесение данных качеств с наиболее значимыми в физ-культурно-спортивной деятельности позволило определить методику оценки проявления СПВК в процессе профессионально-прикладной физической и спортивной подготовки [6, с. 114-115]. Каждое из качеств оценивается по уровню проявления его характеристик:

- сверхнормативная активность - это способность молодого специалиста проявлять определенные волевые качества личности: самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость, инициативность; а также способность применять атакующие действия и контратакующие действия;

- коммуникативная компетентность - качество педагога профессионального обучения, выражающееся в его умении и способностях понимать контекст ситуации общения, уметь адекватно и бесконфликтно выражать свои мнения, намерения, просьбы, требования, умении добиваться своих целей в профессиональной коммуникации, не причиняя вреда или неудобства партнерам по общению;

- организованность - умение ставить перед собой цели; способность планировать действия в соответствии с поставленной целью; выполнять действия, придерживаясь определенной схемы; способность оптимально распределять собственное время на реализацию деятельности;

- рефлексивность (рефлексия) - способность анализировать собственные действия и действия соперника; способность планировать ход спортивного состязания с учетом сильных и слабых сторон противника; умение изменять план действий в соответствии с текущей ситуацией; наконец, сформированная адекватная самооценка;

- психоэмоциональная устойчивость - способность проявлять выдержку, проявлять эмоциональную устойчивость в преодолении трудностей или в случае состояния утомления и переутомления при воздействии эмоционально травмирующих факторов.

В основу оценки уровня сформированности социально и профессионально важных качеств положена традиционная модель, применяемая в современной педагогической практике при оценивании знаний, умений, навыков учащейся и студенческой молодежи:

- когнитивный уровень (обучаемый осведомлен о существовании качества, может узнавать его проявления у других, представляет отдельные параметры данного СПВК);

- репродуктивный уровень (обучаемый воспроизводит качество, как бы имитируя, повторяя его на внешнем уровне, осуществляет подробную описательную характеристику данного СПВК);

- креативный уровень - (обучаемый сознательно и бессознательно применяет СПВК в любых жизненных ситуациях, в любой профессиональной деятельности, оно полностью интериоризируется);

- трансфертный уровень (обучаемый использует СПВК при решении задач, сознательно применяет его в учебно-профессиональных ситуациях, при этом происходит частичная интериоризация данного качества) [12].

С целью успешного формирования СПВК и возможности более точной оценки уровня их сформированности при организации занятий молодежи физической культурой необходимо использовать учебно-игровой и соревновательно-состязательный методы. При этом образовательный процесс по физической культуре с применением спортивно-состязательных игр должен быть организован как педагогическая технология, т.е. представлять упорядоченную совокупность действий, процедур и операций, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса. Это позволит будущим специалистам профессионального обучения «проживать» на спортивной площадке постоянно меняющиеся ситуации, анализировать их, формировать активную стратегию поведения. Высокий уровень личностной активности на фоне развитой способности к эмоциональной саморегуляции и рефлексии будет способствовать переходу студента от этапа «субъекта жизнедеятельности» к этапу «субъекта саморазвития», а также осуществлять профилактику девиантного поведения, предупреждать проявления экстремизма [12, с. 2319].

Физическая культура и спорт в учебных заведениях как физкультурного, так и нефизкультурного профиля реализует, по мнению сторону В.И. Афонского и О.А. Хохловой, «специфическую форму деятельности» учащейся и студенческой молодежи; физическая культура «так же как и материальная культура, как культура труда и общения, как искусство, развивается вместе с развитием всего общества» [13, с. 157]. Приоритетными компонентами формирования потребностей при этом становятся широта и глубина знаний и умений

в сфере физкультурно-спортивной деятельности, а также потребностно-мотивационная сфера личности будущего молодого специалиста.

Одну из базовых характеристик педагогических кадров составляют гуманистические ценности, предполагающие осознание педагогом самоценности человеческой личности и ее индивидуальной неповторимости, уникальности; признание разностороннего развития личности целью и главным назначением деятельности педагога; сознательное принятие профессии, приносящей удовлетворение; понимание творческой природы профессиональной деятельности, требующей больших психоэмоциональных затрат, постоянной работы над собой; овладение профессионально-этической культурой [14].

Вообще роль физкультурно-спортивной деятельности в качестве средства оптимизации подготовки молодых профессионально-педагогических кадров проявляется по трем направлениям:

- во-первых, она обеспечивает высокую степень развития моторно-двигательных качеств личности, приобретение профессиональных знаний, умений и навыков в процессе двигательной активности, так необходимых для успеха в будущей профессиональной деятельности педагогических кадров; а также высокий уровень трудовой активности, сохранение и укрепление здоровья;

- во-вторых, физкультурно-спортивная деятельность приобщает студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями, активному участию в спортивной жизнедеятельности организации;

- в-третьих, физическое воспитание содействует развитию общественно значимых черт характера, социальной активности, оказывает влияние на формирование духовного мира, нравственное и эстетическое развитие личности будущих специалистов [15].

В целом, физическое и спортивное воспитание ориентирует всю современную педагогическую систему профессионального образования на стратегически инновационный целевой подход - формирование физической культуры личности будущего специалиста [16]. А использование научно-обоснованных средств физкультурно-спортивной деятельности студентов с учетом специфики каждого учебного учреждения поможет достичь психофизической готовности студентов к успешной профессиональной деятельности, научить их использовать средства физической культуры и спорта для организации активного отдыха и восстановления работоспособности.

Таким образом, физкультурно-спортивная деятельность, будучи средством оптимизации подготовки профессионально-педагогических кадров, позволяет укрепить физические и личностные качества, воспитать веру в собственные силы и возможности, сформировать социально и профессионально важные качества личности.

Литература

1. Латыпов И.К. Элективные курсы для спортивно-педагогического класса: учебно-методическое пособие. М., 2006. 64 с.

2. Maksim Vaskov, Alexander Rezvanov, Valery Kasyanov, Sergey Samygin et al. Value orientations of Russian youth in the system of managing the moral security of society // Herald National Academy of Managerial staff of culture and arts. 2018. №2. С. 134-140. http://heraldnamsca.in.ua/index.php/hnamsca/article/view/309.

3. Гафиатулина Н.Х. Здоровье как ценность в среде учащейся молодежи: Монография - Ростов-на-Дону: РАС ЮРГУЭС, 2009. - 166 с.

4. Пономарев И.Е., Литвинов В.А., Пономарев О.И. Состояние общества, здоровье человека и проблемы воспитания, образования и оздоровления студентов средствами физической культуры // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. №4.

5. Ольховская Е.Б., Сапегина Т.А. Профессионально-образовательный потенциал физической культуры в высших учебных заведениях: монография. Екатеринбург, 2008. 103 с.

6. Ольховская Е.Б. Профессионально-прикладная подготовка бакалавра средствами физкуль-турно-спортивной деятельности // Приволжский научный вестник. 2015. №2. С. 113-118.

7. Щербакова М.В., Ковалев В.В. Профессиограмма как средство профессионального самовоспитания будущего педагога // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. №1. С. 17-21.

8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: методология, теория, практика: монография. Екатеринбург, 2011. 345 с.

9. Ефремова Н.Ф. Современные текстовые технологии в образовании: учеб. изд. М., 2003. 176 с.

10. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. М., 2005.

11. Пономарев И.Е., Чалохян С.И., Самыгин С.И. Трансформация социальных функций физической культуры в современном образовательном пространстве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. №11.

12. Сапегина Т.А., Ольховская Е.Б. Предупреждение девиантного поведения студентов средствами физкультурно-спортивной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 2316-2320.

13. Афонский В.И., Хохлова О.А. Формирование профессионально значимых качеств средствами физической культуры // Наука - 2020. 2017. №1 (12). C. 154-160.

14. Виленский М.Я. Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи. М.: ВНИИФК, 1989. 20 с.

15. Natalya Kh. Gafiatulina, Gennadiy A. Vorobyev, Svetlana I. Imgrunt, Sergey I. Samygin, Anna T. Latysheva, Larisa I. Ermakova, Larisa I. Kobysheva (2018). Social Health of Student Youth in South Russia: Analysis Of The Perception Of Socio-Cultural Risks. Modern Journal of Language Teaching Methods. Vol. 8, Issue 6, June 2018. P. 32-41.

16. Щетинина С.Ю. Феномен физической культуры и спорта в социализации личности // Автономия личности. 2011. № 2 (4). С. 40-47.

Ponomarev Igor Evgenyevich, candidate of sociology, professor, Rostov State University of Economics (69, Bolshaya Sadovaya st., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Striyeva Lubov Yurevna, Senior Lecturer, Rostov state University of Railway Transport (344038, 2, Rostovskogo strelkovogo polka narodnogo opolcheniya, Rostov-on-Don, 344038, Russian Federation). E-mail: [email protected]

POPULARIZATION IN THE RUSSIAN SOCIETY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT AS A FACTOR IN THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF YOUTH

Abstract

The relevance of the study of physical culture and sports as a means of optimizing the training of professional and pedagogical personnel is conditioned by the fact that the health and physical preparedness of students and students is the most important criteria for the physical, social and cultural potential of the individual and society as a whole. Physical and sports education focuses the entire pedagogical system of professional education on a strategically new target approach today - the formation of physical culture of the individual. Athletic and sports activities should be aimed at the formation of socially and professionally important qualities of future specialists, since these qualities determine the productivity of a wide range of social and professional activities of a young person. Keywords: socially and professionally important qualities, professiogram, professional competence, professional and pedagogical staff.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.