Системный подход - один из основных принципов ТРИЗ. Это умение видеть, воспринимать, представлять как единое целое систему во всей её сложности, со всеми связями, изменениями, сочетая разные подходы: компонентные, изучающие состав системы (наличие подсистем, её подсистемы); структурный (взаимное расположение подсистем в пространстве и во времени и связи между ними); функциональный (взаимодействие подсистем); генетический (становление системы и её развитие).
Модель изобретательского системного видения можно представить как многоэкранную схему мышления - серию экранов, на которых можно наблюдать систему, её над- и подсистемы, а также тенденции развития ТРИЗ обучает именно такому мышлению.
Обучение детей элементам ТРИЗ мы проводили со студентами 3-4 курсов в дошкольных образовательных учреждениях города Абакана. Элементы ТРИЗ помогают формированию диалектического представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребёнка, стимулируют его любознательность, приносят радость познания, дают возможность видеть непосредственно результаты своей деятельности. ТРИЗ помогает детям видеть мир во взаимосвязи, понимать, что любая вещь, предмет, отвлечённое понятие - это элементы единой системы. Мир, окружающий ребёнка, изначально противоречив. Понимание детьми этого закона диалектики, помогает выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, способствующие воспитанию качеств развитой творческой личности. Такие качества как чувства справедливости, умение в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы, способности логически оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта или специфических особенностей того или иного явления, те, которые наиболее полно соответствуют выбранной цели и реальным условиям.
В практику работы детских садов Абакана мы широко внедряем элементы методов ТРИЗ: «хорошо - плохо», «наоборот», «морфологический ящик», «фокальный метод объектов», и другие, позволяющие выделить и использовать ресурсы системы.
Детей знакомим с системным оператором «Волшебным экраном», учим составлять сказки на основе моделирования; используя четыре волшебства; волшебный предмет с волшебным
Библиографический список
действием, волшебный персонаж, сдвоенный волшебный персонаж.
Элементы ТРИЗ успешно применяются на занятиях по развитию речи, познавательной деятельности, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и ведущей формой работы является диалог воспитателя с ребенком, что позволяет ребенку не только отвечать на вопросы педагога, но и учиться отстаивать: свои суждения, находить противоречия, помогает ему открыть самого себя.
В спецкурсе нами акцентировались не только традиционные, базисные, но и новые понятия - ценностный тезаурус, определяющий инновационные процессы педагогики.
Одним из способов изменения отношения к занятиям является приём привлечения студентов к поиску, оценке, выбору, проекции того, чего не хватает по уровню и полноте усвоенных знаний. Для этого в спецкурсе «Аксиология и инноватика в педагогической деятельности» постоянно создавались проблемные ситуации. Решения конструктивных и конструкторских технологических задач, познавательных проблем и ситуаций этому эффективно способствовали такие активные формы как ТРИЗ, развитие творческого мышления (РТВ), решение познавательных задач и перенесение конструкторских умений в новые ситуации. Именно эти формы и методы учебно-познавательной деятельности способствовали тому, что студенты старших курсов на активной педагогической практике освоили диагностическую деятельность как первый этап исследования.
Поскольку данная методика общеизвестна, мы не останавливаемся на достигнутом уровне.
Ситуация в современном образовании требует перехода целостного развития знаний в убеждения, когда научные знания предполагают развитие определенных аксиологических ориента-ций. В данном случае правомерна постановка вопроса о педагогических знаниях как основе развития аксиологической направленности студентов.
Подытоживая анализ проблемного поля исследования, следует, что формирование учителя нового типа невозможно без приобщения студентов не только к системе ценностей по гуманизации и демократизации нашего общества, декларируемых в законодательных и правовых документах, но и к конкретным региональным особенностям аксиологической характеристики педагогической науки.
1. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М., 2003.
2. Алтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск, 1986. Bibliography
1. Slastenin, V.A. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu: ucheb. posob. dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj / V.A. Slastenin, G.I. Chizhakova. - M., 2003.
2. Altshuller, G.S. Nayjti ideyu. Vvedenie v teoriyu resheniya izobretateljskikh zadach. - Novosibirsk, 1986.
Статья поступила в редакцию 02.10.14
УДК 378.172
Ivanova E.A. CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE ADAPTATION POTENTIAL OF SPORTS ACTIVITIES IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS IN A TECHNICAL UNIVERSITY. In
the article the researcher determines the particular features of the adaptation potential of sports activities of students of technical universities, clarifies the process of its implementation in the process of professional education and formulates conditions for its realization. The author pays a considerable attention to the students' adaptation to professional education conditions. The article gives the analysis of scientific research on the issues of physical culture formation and development, of high school physical education bases creating. The article is dedicated to the detailed analysis of pedagogical condition complex allocation of effective to implement of adaptation potential of a technical college student in sports activity. The work is interdisciplinary, is written at the intersection of psychology and pedagogy. The author considers the socio-psychological adaptation of the students and offers pedagogical condition complex, allowing better students' adaptation to physical training activity.
Key words: physical culture, activities, adaptation, adaptive capacity, professional education.
Е.А. Иванова, канд. пед. наук, доц. каф. физвоспитания, ФГБОУ ВПО МГТУим. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Е-mail: [email protected]
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье определяются особенности адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технических вузов, уточняется процесс его реализации в процессе профессионального образования и формулируется условия. Основное внимание уделяется адаптации студентов к условиям профессионального образования. В статье дается анализ научных исследований по вопросам формирования и развития основ физической культуры в вузе. Статья посвящена детальному анализу комплекса педагогических условий эффективной реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза. Автор рассматривает социально-психологическую адаптацию студентов и предлагает комплекс педагогических условий, необходимых для скорейшей адаптации студентов к физкультурно-спортивной деятельности.
Ключевые слова: физическая культура, деятельность, адаптация, адаптационный потенциал, профессиональное образование.
В современном обществе на первый план выходит потребность общества в конкурентоспособных специалистах, которые способны принимать и решать сложные профессиональные задачи в постоянно меняющихся условиях производства. Подготовка высококвалифицированных специалистов начинается с процесса их адаптации к профессиональному образованию в вузах и к профессиональной деятельности.
Адаптация студентов к условиям профессионального образования обуславливает использование в образовательной практике вузов всего многообразия видов деятельности, обеспечивающих в итоге единство и комплексность позитивного преобразования социальных и биологических начал человека на пути восхождения к личности; становление профессионального мастерства. При этом важнейшим фактором адаптации, становления личности профессионала и оптимальной сочетаемости в ней социального и биологического являются физкультурно-спор-тивная деятельность и ее ценности [1; 2; 3], овладение которыми обеспечивает сформированность специфического состояния -физической культуры личности.
Проблема адаптации студентов в высшей профессиональной школе рассматривалась многими авторами.
В теории уделяется достаточно много внимания вопросам становления и формирования физической культуры, разработкой основ вузовского физического воспитания [2; 4; 5; 6 и др.].
Считаем важным отметить, что в отношении совершенствования образовательного процесса в высшей школе, направленного на реализацию адаптационного потенциала физкультур-но-спортивной деятельности студентов технического вуза, может быть выделено противоречие между потребностью социума в повышении качества высшего образования и уровнем подготовки специалистов высокой квалификации и недостаточной разработанностью педагогических основ реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза на современном этапе.
Необходимость разрешения указанного противоречия определяет актуальность проблемы исследования - выделение комплекса педагогических условий эффективной реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза.
Анализ теории и практики адаптации студентов технических вузов к особенностям профессионального образования позволил нам предположить, что высокий уровень реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза может быть обеспечен в результате выполнения комплекса педагогических условий:
- формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов вуза;
- установление в процессе физкультурно-спортивной деятельности субъект-субъектных отношений между студентами и преподавателями и среди студентов;
- структурирование учебного материала на основе индивидуального подхода.
Для доказательства этого предположения обратимся, прежде всего, к анализу теоретических положений педагогической науки по данной проблеме.
Категория «адаптация» является межпредметной. Так в биологии адаптация (с лат. adaptatio - приспособление) рассма-
тривается как совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни особей в определённых условиях внешней среды. Адаптацией называется и сам процесс выработки приспособлений [7].
В философии понятие адаптации трактуется как процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды. Адаптацию рассматривают как результат такого процесса -наличие у системы приспособленности к некоторому фактору среды [7, с. 7].
В психологии под адаптацией понимают «приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом» [4, с. 8].
Обобщая проведенный анализ данной категории в разных науках, мы вправе сделать вывод, что данная категория означает, в общем виде, приспособление организма к среде. Адаптацию следует рассматривать не только как процесс приспособления организма к успешному функционированию в данной среде, но и как активное освоение личностью окружающего пространства, связанное с её способностью к психологическому, личностному, социальному саморазвитию [5; 8; 9]. Активная роль субъекта в адаптации рассматривается и в трудах А.А. Реана, Я.Л. Коло-минского, С.В. Кривцовой. По мнению данных ученых, нельзя не учитывать того, что человек - активный субъект саморазвития, он способен развиваться в самых разнообразных направлениях [5, с. 10].
Социально-психологическая активная адаптация характеризуется:
1) осознанием необходимости для личности постепенных, эволюционных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения (жизнедеятельности);
2) приспособлением, которое рассматривается и как процесс, и как результат деятельности личности в отношении к изменившимся (меняющимся) условиям социальной среды, ориентированной на гармонизацию отношений (взаимодействия) личности со средой, выравнивание баланса на полюсе личности» [6].
Проанализировав различные трактовки понятия, мы пришли к выводу, что социальная адаптация студентов к особенностям профессионального образования в техническом вузе предполагает:
1) адекватное восприятие студентами образования как процесса и системы и самого себя в этом процессе;
2) адекватную систему отношений и общение с окружающими студентами и преподавателями;
3) способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
4) способность к самообслуживанию и самоорганизации в студенческом коллективе;
5) изменчивость (адаптивность) поведения и учебно-профессиональной деятельности в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
В нашей работе под социальной адаптацией мы будем понимать процесс активного освоения личностью студента новой образовательной среды, связанный с усвоением профессионально значимых знаний, приобретением умений и навыков профессии,
активным участием в общественной жизни, присвоением норм и ценностей.
Главной специфической особенностью физкультурно-спор-тивной деятельности является доступность, основанная на естественно-биологических предпосылках потребности с физических упражнениях и заключающаяся в формировании тех потребностей и способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью для личности, подготовки ее к профессии [6]. Использование адаптационного потенциала физической культуры в вузовской подготовке студентов осуществляется и реализуется в рамках физического воспитания.
Адаптационный потенциал физкультурно-спортивной деятельности в техническом вузе должен быть направлен на формирование физкультурно-образованной личности, включенной в физкультурно-спортивную деятельность как самостоятельно, так и в коллективных занятиях, связанных с сознательно воспроизводимыми либо создаваемыми новыми средствами физической культуры и новыми вариантами их использования для укрепления здоровья, рекреации и повышения работоспособности. Главным результирующим показателем эффективности реализации адаптационного потенциала служит личность студента, овладевшая ценностями физической культуры и обладающая специфическим набором высокоразвитых потребностей, личностных и двигательных способностей, обеспечивающих успешность профессионального образования и профессиональной деятельности.
Основными компонентами адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза с учетом специфики профессионального образования в техническом вузе должны стать аксиологический, образовательный, физический и психический.
Аксиологический компонент адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза подразумевает ценностную ориентацию личности на овладение совокупностью ценностей физической культуры, связанных с образовательной и профессиональной деятельностью. В структуре ценностных ориентаций студентов выделяют компоненты - информационно-познавательный; оценочно-мотива-ционный; потенциально-деятельностный; реально-деятельност-ный [7, с. 20].
Образовательный компонент адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза включает формирование у студентов теоретической подготовленности - физкультурных знаний и умений и физкультурно-методической подготовленности в целях практического использования приобретенных навыков в профессиональном образовании и будущей профессиональной деятельности.
Физический компонент заключается в физическом развитии, высоком уровне физической работоспособности и кондиционной подготовленности (основные физические качества и связанные с ними способности) [7].
Психический компонент адаптационного потенциала физ-культурно-спортивной деятельности студентов технического вуза заключается в формировании эмоциональной устойчивости к психогенным факторам труда, владении способами психогигиенической саморегуляции, оптимизации эмоционального состояния и снижения уровня личностной тревожности [7].
Таким образом, адаптационный потенциал физкультур-но-спортивной деятельности студентов технического вуза в рамках физического образования предполагает комплексную реализацию обучения, воспитания и развития личности на основе совершенствования биологических, организационных форм воспитания, обучения и развития личности студента. Эффективная реализация адаптационного потенциала физкультурно-спор-тивной деятельности студентов технического вуза предполагает разработку двух взаимосвязанных аспектов:
- поиск и обоснование видов физкультурно-спортивной деятельности, несущих наибольший эффект в реализации компонентов адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов;
- совершенствование способов внедрения физкультур-но-спортивной деятельности в систему целостного образовательного процесса.
Эффективную реализацию адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического
вуза можно рассматривать как способ оперативного решения актуальных задач в таких направлениях, как:
- ценностная ориентация личности на овладение совокупностью ценностей физической культуры и совокупностью ценностей общественного опыта, связанных с образовательной и профессиональной деятельностью;
- формирование у студентов теоретической подготовленности - физкультурных знаний и умений и физкультурно-методи-ческой подготовленности в целях практического использования приобретенных навыков в обеспечении самосовершенствования и успеха в использовании полученных знаний в профессиональном образовании и будущей профессиональной деятельности;
- оптимальное физическое развитие, высокий уровень физической работоспособности и кондиционной подготовленности (основные физические качества и связанные с ними способности);
- создание основ психического здоровья путем формирования эмоциональной устойчивости к психогенным факторам труда, владение способами психогигиенической саморегуляции, оптимизации эмоционального состояния и снижения уровня личностной тревожности, сформированность комплекса личностных качеств, отражающих социальную культуру и создающих основу межличностных и коллективных взаимоотношений: доброжелательность, отзывчивость, контактность, сострадание, снисходительность, уступчивость, щедрость, коллективизм, ценность и т.п.
В целом подготовка студентов к профессиональной деятельности делает актуальным поиск и обоснование таких видов физкультурной деятельности, которые обеспечивали бы становление профессионально важных личностных и двигательных способностей, необходимых для конкретной учебной и профессиональной деятельности. Это требует создания определенных условий реализации адаптационного потенциала физкультур-но-спортивной деятельности.
При определении данного комплекса педагогических условий мы учитывали особенности:
• образовательной и квазипрофессиональной среды, в составе которой студентом реализуется физкультур-но-спортивная деятельность;
• окружающих объектов, взаимодействующих со студентом;
• комплекса социально значимых качеств личности студента.
Таким образом, мы смогли выделить не только внешние (средовые) условия, но и внутренние (личностные) условия эффективности реализации адаптационного потенциала физкуль-турно-спортивной деятельности студентов технического вуза.
Анализ изучаемой проблемы по обозначенным выше направлениям позволил нам подтвердить изначальное предположение, что высокий уровень реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза может быть обеспечен в результате выполнения комплекса педагогических условий:
- формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов вуза;
- установление в процессе физкультурно-спортивной деятельности субъект-субъектных отношений между студентами и преподавателями и среди студентов;
- структурирование учебного материала на основе индивидуального подхода.
Обоснуем первое педагогическое условие - формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза.
Устойчивые интересы, закрепляясь, становятся особенностями личности, способными к формированию ценностных ориентации, что чрезвычайно важно для нашего исследования. Главными компонентами мотивационной сферы деятельности студента являются: содержательные характеристики - действенность, доминированность в структуре мотивационной сферы, самостоятельность возникновения, обобщенность; динамические характеристики - устойчивость, выраженность и сила, переклю-чаемость, эмоциональная окраска [2].
Следующее условие, обеспечивающее эффективность реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза - это построение в процессе физкультурно-спортивной деятельности субъект-субъ-
ектных отношений между студентами и преподавателями и среди студентов [10].
Установление субъект-субъектных отношений предполагает преобразование руководящей позиции преподавателя и подчиненной позиции студента в личностно равноправные. Перевод студента из объекта в субъект управления происходит при гибком управлении и самоуправлении в физкультурно-спортивной деятельности. При реализации данного условия в рамках физ-культурно-спортивной деятельности мы рассматривали студента как субъекта управления процессом, а само управление, в большей степени, не как воздействие преподавателя на студента, а как взаимодействие преподавателя и студента.
Реализация данного условия возможна при включении студентов в процесс диалогизации и сотрудничества в профессиональном образовании, в систему межличностного общения, соревновательные ситуации [11].
Третьим условием реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза является структурирование учебного материала на основе индивидуального подхода.
Индивидуальный подход - это принцип современного профессионального образования, согласно которому эффектив-
Библиографический список
ность образования достигается взаимодействием с занимающимися, основанным на знании характера, интересов, способностей каждого. Построение двигательной подготовки по принципу не только развития двигательных качеств, но и освоения знаний по их развитию, с учетом индивидуальных особенностей, позволяет интегрировать возможности студента в адаптационный период профессионального обучения. Индивидуальный подход позволяет рассматривать физкультурно-спортивную деятельность в контексте образа жизни, будущей профессиональной деятельности каждого студента и развития способностей освоения физкультурных ценностей [12].
При таком подходе студенты в процессе организации обязательных занятий реализуют свою деятельность на их основе индивидуальных программ физического самосовершенствования, которые составляются и корректируются в ходе деятельности самим студентом, который является субъектом, конструктором своего физкультурного образования.
Таким образом, на основе теоретико-экспериментального исследования нами выявлен и теоретически обоснован представленный комплекс педагогических условий реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза.
1. Лотоненко, А.В. Потребность в физической культуре как области деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2002. -№ 5.
2. Пономарев, Н.И. Некоторые аспекты формирования положительного отношения человека к физической культуре / Н.И. Пономарев, В.М. Рейзин // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 9-10.
3. Соловцова, Е. Адаптация при обучении профессии // Народное образование. - 2004. - № 9.
4. Калинина, Н.Г. Особенности адаптации студентов с различным уровнем интеллекта к обучению в колледже // Одаренный ребенок.
- 2005. - № 6.
5. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособ. - М., 2004.
6. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М., 1998.
7. Березин, Ф.В. Психологическая и психофизическая адаптация человека. - М., 1988.
8. Кривцова, С.В. Подросток на перекрёстке эпох. - М., 1997.
9. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб., 2002.
10. Беляев, И.А. Применение элементов хатха-йоги и аутогенной тренировки в физическом воспитании учащейся молодежи: учеб. пособ. - Оренбург, 1993.
11. Волошина, Л. Проблемы адаптации студентов педколледжа / Л. Волошина, Ю. Шилова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 12.
12. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С. Аверинцев [и др.]. - М., 1989.
Bibliography
1. Lotonenko, A.V. Potrebnostj v fizicheskoyj kuljture kak oblasti deyateljnosti // Teoriya i praktika fizicheskoyj kuljturih. - 2002. - № 5.
2. Ponomarev, N.I. Nekotorihe aspektih formirovaniya polozhiteljnogo otnosheniya cheloveka k fizicheskoyj kuljture / N.I. Ponomarev, V.M. Reyjzin // Teoriya i praktika fizicheskoyj kuljturih. - 1993. - № 9-10.
3. Solovcova, E. Adaptaciya pri obuchenii professii // Narodnoe obrazovanie. - 2004. - № 9.
4. Kalinina, N.G. Osobennosti adaptacii studentov s razlichnihm urovnem intellekta k obucheniyu v kolledzhe // Odarennihyj rebenok. - 2005.
- № 6.
5. Lubihsheva, L.I. Sociologiya fizicheskoyj kuljturih i sporta : ucheb. posob. - M., 2004.
6. Rossiyjskaya pedagogicheskaya ehnciklopediya: v 2 t. / gl. red. V.V. Davihdov. - M., 1998.
7. Berezin, F.V. Psikhologicheskaya i psikhofizicheskaya adaptaciya cheloveka. - M., 1988.
8. Krivcova, S.V. Podrostok na perekryostke ehpokh. - M., 1997.
9. Rean, A.A. Psikhologiya i pedagogika / A.A. Rean, N.V. Bordovskaya, S.I. Rozum. - SPb., 2002.
10. Belyaev, I.A. Primenenie ehlementov khatkha-yjogi i autogennoyj trenirovki v fizicheskom vospitanii uchatheyjsya molodezhi: ucheb. posob. - Orenburg, 1993.
11. Voloshina, L. Problemih adaptacii studentov pedkolledzha / L. Voloshina, Yu. Shilova // Doshkoljnoe vospitanie. - 2005. - № 12.
12. Filosofskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / redkol.: S.S. Averincev [i dr.]. - M., 1989.
Статья поступила в редакцию 02.10.14
УДК 378.14
Krune T.I. THE ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY AT THE ENVIRONMENTAL TRAINING OF STUDENTS IN A TECHNICAL UNIVERSITY. This article deals with a problem of environmental training of students of a technical college. The paper noted the urgency and the need to increase the level of environmental education through the introduction of educational technology into the educational process of a technical college. The article describes the main components of educational technology and presents data obtained during the experimental work carried out on the basis of Novosibirsk State Architectural University. Comparative analysis of the experimental data leads to the conclusion that the designed technology acts as an effective tool aimed at improving the level of environmental training for future engineering personnel. The researcher shows methods of how enhance different types of competence, including ecological, communicative, information-related and project-designing ones. The work presents schemes that demonstrate the degrees to which the ecological competence in the experimental group was formed.
Key words: environmental training, professional competence, competence, pedagogical technology.
Т.И. Круне, зам. декана Инженерно-экологического факультета, Новосибирский гос. архитектурно-строительный университет (Сибстрин), г. Новосибирск, E-mail: [email protected]