Научная статья на тему 'Содержание и средства становления методической компетентности бакалавров физической культуры'

Содержание и средства становления методической компетентности бакалавров физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцев Сергей Александрович

В системе подготовки бакалавров физической культуры, готовящихся к работе тренера по спортивному ориентированию, выявлено противоречие между необходимостью реализации в работе тренера методической компетентности и сложившейся моделью профессионального образования, ориентированной на «знаниевую» парадигму. Формирование методической компетентности тренеров опирается на создание условий в процессе обучения и практической деятельности, при которых развивается методическое мышление, т.е. способность к принятию решений в условиях неопределенности и риска. Таким образом, формирование методической компетентности является одним из условий формирования интеллектуального адаптационного потенциала личности тренера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content and means of formation of the methodical competence of the physical culture bachelors

In the system of preparation of bachelors of physical training, preparing for the coach activity in orienteering, the contradiction was found between the need to implement the methodical competence in the coach's activity and established model of the professional education focused on "knowledge" paradigm. Formation of the methodical competence of trainers is based on creation of the conditions for learning and practice, under which the methodical thinking, i.e. the ability to make decisions under uncertainty and risk is developed. Thus, the formation of the methodical competence is one of the conditions for the formation of the intelligent adaptive capacity of coach personality.

Текст научной работы на тему «Содержание и средства становления методической компетентности бакалавров физической культуры»

личивается количество студентов со средним (с 56,9 до 57,9%) и выше среднего (с 17,3 до 25,4%) уровнем развития этого качества.

ВЫВОДЫ

Проведенный в начале и конце учебного года мониторинг физической подготовленности студентов-сирот ИрГУПС, показал прирост всех результатов тестирования, что подтверждает эффективность разработанной, научно обоснованной и внедренной модели теории и практики организации физкультурной деятельности в учебно-воспитательном процессе физического воспитания для адаптации к образовательной среде технического вуза. Проанализировав распределение результатов тестирования по уровням физической подготовленности с 1 по 4 семестр обучения в техническом вузе, видно поэтапное снижение соотношения количества молодых людей с низким уровнем физической подготовленности и увеличение их числа с уровнем средним и выше среднего.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исмиянов, В.В. Анализ отчислений студентов-сирот в контексте изучения проблемы их адаптации к образовательной среде / В.В. Исмиянов // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. «Педагогика». - 2014. - № 1 (2). - С. 59-62.

2. Физическая культура студента : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Ильинича. - М. : Гардарики, 2001. - 448 с.

3. Исмиянов, В.В. Адаптация студентов-сирот к образовательной среде путем организации физкультурной деятельности / В.В. Исмиянов // Физическая культура: воспитание. Образование. Тренировка. - 2014. - № 1. - С. 13-16.

4. Исмиянов, В.В. Динамика физической подготовленности студенток-сирот в техническом вузе / В.В. Исмиянов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. -№ 1 (107). - С. 41-44.

REFERENCES

1. Ismiyanov, V.V. (2014), "Analyze of deductions of students-orphans in a context of studying of a problem of their adaptation to educational", Environment the Bulletin of the Buryatia state university, Ser. "Pedagogics", No. 1 (2), pp. 59-62.

2. Ilinich, V.I. (2001), Physical training of the student, the Textbook, publishing house "Gar-darika", Moscow.

3. Ismiyanov, V.V. (2014), "Adaptation of students-orphans to the educational environment by the organization of sports activity", Scientifically-methodical journal Physical training: Education. Formation. Training, No. 1, pp. 13-16.

4. Ismiyanov V.V. (2014), "Dynamics of physical readiness of the orphans - female students at the technical university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp.41-44.

Контактная информация: ismiyanov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.05.2014.

УДК 378

СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА СТАНОВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Сергей Александрович Казанцев, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В системе подготовки бакалавров физической культуры, готовящихся к работе тренера по спортивному ориентированию, выявлено противоречие между необходимостью реализации в работе тренера методической компетентности и сложившейся моделью профессионального образова-

ния, ориентированной на «знаниевую» парадигму. Формирование методической компетентности тренеров опирается на создание условий в процессе обучения и практической деятельности, при которых развивается методическое мышление, т.е. способность к принятию решений в условиях неопределенности и риска. Таким образом, формирование методической компетентности является одним из условий формирования интеллектуального адаптационного потенциала личности тренера

Ключевые слова: методическая компетентность, спортивное ориентирование, образовательная программа.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p51-54

CONTENT AND MEANS OF FORMATION OF THE METHODICAL COMPETENCE OF THE PHYSICAL CULTURE BACHELORS

Sergey Alexandrovitch Kazantsev, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

In the system of preparation of bachelors of physical training, preparing for the coach activity in orienteering, the contradiction was found between the need to implement the methodical competence in the coach's activity and established model of the professional education focused on "knowledge" paradigm. Formation of the methodical competence of trainers is based on creation of the conditions for learning and practice, under which the methodical thinking, i.e. the ability to make decisions under uncertainty and risk is developed. Thus, the formation of the methodical competence is one of the conditions for the formation of the intelligent adaptive capacity of coach personality.

Keywords: methodical competence, orienteering, education program.

Сложившаяся в настоящее время система профессиональной подготовки бакалавров (тренеров по спортивному ориентированию) в структуре ВПО по направлению «Физическая культура» сталкивается с рядом противоречий, среди которых наиболее значимыми являются противоречие между необходимостью реализации в практической работе тренера методической компетентности с преобладанием творческой направленности методического мышления и сложившейся моделью профессионального образования, ориентированной преимущественно на традиционную «знаниевую» парадигму. Необходимость решения данного противоречия порождает потребность в разработке вопросов, связанных с рассмотрением теоретических основ методической подготовки бакалавров при подготовке их к профессиональной деятельности тренера.

Основной целью исследования стало изучение процесса становления методической компетентности бакалавров физической культуры в рамках их методической подготовки посредством решения методических задач при изучении учебной дисциплины «Теория и методика спортивного ориентирования».

Идея становления методической компетентности бакалавров физической культуры базируется на концептуальных положениях компетентностного, деятельностного и личностного подходов и реализуется во взаимосвязи «методическая деятельность - методическая задача - становление методической компетентности». [1]

Суть личностного подхода заключается в формировании у тренеров по спортивному ориентированию адаптационного потенциала личности, который по нашему мнению является системообразующим фактором потенциалов: психофизиологического, интеллектуального, философского, нравственного. [2].

Компетентностный подход предусматривает освоение бакалаврами физической культуры образовательной программы, при этом выпускник должен обладать рядом компетенций: общекультурные компетенции (ОК) служат формированию философского и нравственного адаптационных потенциалов личности и способствуют саморазвитию и самосовершенствованию личности тренера; профессиональные компетенции (ПК) служат формированию психофизиологического потенциала, включавшего такие качества

как жизнестойкость и работоспособность, а также профессиональных знаний, умений, владений.

Развитие интеллектуального потенциала (мышления) связано с постановкой и решением проблемных задач в условиях неопределенности и интеллектуального риска.

Формирование интеллектуального потенциала в рамках «знаниевой» парадигмы невозможно. По нашему мнению общекультурные и профессиональные компетенции не способствуют в должной мере формированию интеллектуального потенциала. Решение данного вопроса возможно в процессе формирования методической компетентности бакалавров путем самостоятельной постановки и решения специально организованных методических задач.

В профессиональной деятельности тренера по спортивному ориентированию методическая деятельность проявляется в виде методической помощи спортсменам на всех этапах спортивной подготовки. Она заключается в формировании промежуточных целей подготовки, выборе методов и средств тренировки, диагностики и корректировки результатов.

В соответствии с принципом индивидуализации в отношениях между тренером и учеником, тренер должен сформулировать и поставить методическую задачу таким образом, чтобы достичь требуемого результата оптимальным образом с точки зрения экономии адаптационного ресурса спортсмена. По сути, методическая деятельность в целях оптимизации тренировочного процесса, обуславливает становление методической компетентности. Иными словами, чем больше арсенал методических приемов, применяемых тренером, тем выше его методическая компетентность.

В спортивном ориентировании направления тренировочной деятельности можно сформулировать в трех пунктах:

1) увеличение скорости бега на пересеченной местности на уровне анаэробного порога;

2) выполнение технических приемов ориентирования без снижения скорости бега;

3) принятие решений в условиях неопределенности на фоне физического и умственного утомления.

Соревнования по спортивному ориентированию - это системный процесс, где все рассмотренные качества подготовки востребованы одномоментно в интегральном виде. Перед тренером стоит проблема: формировать необходимые качества, либо, дифференцируя их на отдельные действия, выполняемые на низкой скорости, либо интегрировать их, приближая процесс подготовки к соревнованиям на местности.

В литературе и в интернете можно найти огромное количество задач и упражнений по спортивному ориентированию, направленных, главным образом, на формирование навыков чтения спортивной карты и пользования компасом в аудиторных условиях.

Однако, как показали наши исследования, способности к решению задач и полученные при этом знания, легко «разрушаются» в условиях физической нагрузки во время соревнований. Это обусловлено тем, что у спортсменов продуцируются различные психические состояния, вызванные неопределенной обстановкой, наличием интеллектуального риска, физическим утомлением. У одних спортсменов состояние психического напряжения мобилизует умственную деятельность, активизируя поиск решений, а у других - вызывает эмоциональную реакцию, близкую к панике.

Формирование методической компетентности у тренеров по спортивному ориентированию связано с поиском методических задач и упражнений в наибольшей степени адаптированных к условиям соревновательной деятельности. К таким упражнениям можно отнести упражнения, связанные с ограничением информации на карте, что интенсифицирует процессы принятия решений и развивает мышление. Другая группа упражнений - увеличение скорости бега и ограничение восприятия информации из карты.

Таким образом, основные методические задачи, решаемые в процессе подготовки, должны быть направлены на интенсификацию психических процессов на фоне интенсивного бега.

На практике из большого количества тренеров по спортивному ориентированию, работающих в стране, есть только несколько человек, обладающих адаптационным потенциалом личности в системном виде и методической компетентностью, обуславливающей методическое мышление.

Таким образом, подготовка бакалавров физической культуры в условиях ВУЗа должна быть направлена не только на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, но и на формирование методической компетентности, являющейся базой для формирования интеллектуального потенциала личности. В практическом плане эта проблема решается путем проектирования и постановки методических задач, в условиях конкретной деятельности и анализа достигнутых результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верещагина, Н.О. Становление методической компетентности бакалавров и магистров в области географического образования / Н.О. Верещагина // Общество. Среда. Развитие. - 2012. -№ 1. - С. 187-191.

2. Казанцев, С.А. Адаптационный потенциал личности тренера по спортивному ориентированию / С.А. Казанцев // Акмеология. - 2013. - № 3. - С. 64-69.

REFERENCES

1. Vereshchagina, N. O. (2012), "Formation of methodical competence of bachelors and masters in the field of geographical education", Society. Space. Development, No. 1, pp. 187-191.

2. Kazantsev, S.A. (2013), "Adaptation potential of the identity of the coach on sports orientation", Akmeology. Scientific and practical journal, No. 3, pp. 64-69.

Контактная информация: w-n@bk.ru

Статья поступила в редакцию 08.04.2014.

УДК 796 (470)

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Надежда Егоровна Калинина, кандидат биологических наук, профессор, Виктор Степанович Якимович, доктор педагогических наук, профессор, Марина Николаевна Жегалова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, (ФГБОУВПО «ВолгГАСУ»)

Аннотация

В работе представлен анализ развития советской системы физического воспитания населения, как исторически обусловленного типа социальной практики физического воспитания, включающего мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни, с момента её создания и до сегодняшних дней. Подробно рассмотрены реформации учебных программ по физическому воспитанию для высших учебных заведений, их структура, содержание и целевые ориентиры. Определены ожидаемые в ближайшее время проблемы в физическом воспитании российской молодежи, связанные с введением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», и пути их решения.

Ключевые слова: система физического воспитания, физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.