теория и методика обучения и воспитания
В.г. ВИТУН (Оренбург)
педагогические условия формирования адаптационного потенциала студентов вуза в процессе физического воспитания
Обосновывается необходимость формирования адаптационного потенциала у студентов вузов в современных условиях, определяется роль процесса физического воспитания в формировании адаптационного потенциала, а также предлагаются педагогические условия, способствующие решению заявленной проблемы.
Ключевые слова: адаптация, адаптационные возможности, адаптационный потенциал, профессиональная подготовка, физическое воспитание, педагогические условия.
В настоящее время образование сохраняет и транслирует знания, развивает природные задатки человека, способствуя росту интеллектуальных возможностей личности. Образование воспитывает отношение подрастающего поколения к труду, формирует профессиональную готовность и совершенствует квалификацию, расширяет свободу выбора профессии и деятельности. в процессе образования осуществляется подготовка молодого поколения к жизни в обществе, участию в хозяйственных управленческих и политических процессах, обеспечивается освоение различных специальностей на основе повышения интереса к формам деятельности и жизни в целом.
в современных условиях усиливается общественная роль учреждений высшего профессионального образования, формируется социальный заказ на эффективные образовательные системы, осуществляется поиск путей повышения качества образования в вузах при помощи реализации принципов личностно ориентированного и компетентностного подходов в образовании, что способствует успешной
самореализации выпускников вуза и занятию ими достойного места в социальной среде.
в основе образовательного процесса в высшей школе лежит комплексный, системный характер образования и профессиональной подготовки специалистов, в которых органически сливается формирование мировоззрения, общественнополитическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания. Тем не менее некоторые исследователи отмечают, что в условиях современного профессионального образования большую тревогу вызывает здоровье будущих специалистов, т.к. значительная интенсификация учебного процесса, использование различных образовательных технологий, хронический стресс, гипокинезия, ухудшение качества питания предъявляют повышенные требования к организму студентов.
Человеческий организм - это сложнейшая, иерархически организованная биологическая система, обладающая определенной структурой, специфическими физиологическими и психологическими функциями. Организм человека может приспосабливаться к негативным факторам окружающей и социальной среды и тем самым адаптируется.
Согласно теории функциональных систем П.К. Анохина, во время адаптации к меняющимся условиям среды происходит формирование новой функциональной системы, сущностным содержанием которой является получение полезного приспособительного результата в новых условиях. При этом, согласно П.К. Анохину, возрастают резервы адаптивных возможностей в организме, которые ранее не проявлялись, т.е. были потенциальными.
На наш взгляд, для успешного преодоления обозначенных выше негативных факторов, влияющих на человека в условиях профессионального образования, необходимо развивать у студентов адаптацион-
© Витун В.Г., 2009
ный потенциал. Опираясь на концепцию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, мы предполагаем, что важное значение в формировании адаптационного потенциала человека имеет физическая культура.
По мнению академика М.Ф. Измеро-ва, физические упражнения и спорт оказывают и так называемый «неспецифический эффект», т.е. повышают возможности адаптации организма к действию неблагоприятных факторов профессионального труда [5]. Высшее профессиональное образование и его гуманитарная составляющая - физическая культура - направлены на приоритетное совершенствование личных способностей и самообразовательной функции студента, формирование его как гражданина, интеллигента, специалиста. Задачи дисциплины «Физическая культура» на современном этапе базируются на валеологическом мировоззрении, а также принципах и методах сохранения и повышения резервных возможностей организма студентов [4].
На основании изложенного выше мы считаем, что значительный вклад в формирование адаптационного потенциала студентов вносит процесс физического воспитания, который осуществляется специально подобранными средствами. Согласно логике нашего исследования, прежде чем определить понятие «адаптационный потенциал человека», необходимо рассмотреть такие понятия, как «адаптация» и «потенциал».
Понятие «адаптация» широко используется в биологических, психологических, социологических исследованиях. Проблемой адаптации студентов к различным условиям занимались многие ученые: Е.А. Климов, Д.А. Андреева, И.В. Ширяева, И.А. Аливердиева, Л.Н. Жмыриков, И.А. Зимняя, Л.К. Гришанов, В.Н. Кругликов, А.П. Кормилицын, Н.Г. Ершова, А.П. Тарабрин, М.В. Яковлева, Г.А. Гущина и др. Несмотря на наличие многочисленных определений феномена адаптации, объективно существует несколько ее основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация - это свойство организма; процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении равновесия между средой и организмом; результат вза-
имодействия в системе «человек - среда»; цель, к которой стремится организм.
Под понятием «потенциал» ряд исследователей (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.) понимают то, что существует в скрытом виде и может проявиться при известных или определенных условиях [2]. Названными учеными обосновано существование реальных и потенциальных состояний разных структурных компонентов личности, которые могут обеспечить ее мотивационную готовность к решению различных задач.
А.Г. Маклаковым выделены характеристики личности, определяющие успешность адаптации человека в самых разнообразных условиях [6]. Эти характеристики формируются в процессе всей жизни человека, к их числу относят уровень нервно-психической устойчивости, самооценку, ощущение своей значимости для окружающих (социальная референт-ность), уровень конфликтности, опыт общения, морально-нравственную ориентацию, ориентацию на требования ближайшего окружения. Все эти характеристики взаимосвязаны друг с другом и формируют одну интегральную характеристику, которая носит название адаптационного потенциала.
С.Т. Посохова предполагает, что в адаптационном потенциале заложены латентные адаптационные способности, своевременность и вектор реализации которых зависит от активности личности. По ее мнению, адаптационный потенциал целесообразно представлять как интегральное образование, объединяющее в сложную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности [7].
Мы в своем исследовании используем следующее определение адаптационного потенциала. Адаптационный потенциал - это уровень латентных и явных способностей личности адаптироваться к новым или меняющимся условиям социального взаимодействия. Кроме того, в структуре понятия «адаптационный потенциал» мы выделяем такие компоненты, как мотивационный, познавательный, психиче -ский, личностно-регуляторный.
На наш взгляд, лица с более высоким адаптационным потенциалом имеют больше шансов по сравнению с другими восстановить функциональное состояние организма, сохраняя свое здоровье. В аспекте нашего исследования формирование адаптационного потенциала студентов происходит в процессе физического воспитания. Гарантией его позитивного эффекта будут изменение самого процесса физического воспитания, создание новой системы представлений о формах и методах развития адаптационного потенциала студентов.
Согласно гипотезе нашего исследования, а также результатам теоретического анализа проблемы формирования адаптационного потенциала, эффективность данного процесса будет обеспечиваться реализацией комплекса педагогических условий, охватывающего содержательные и процессуальные стороны профессиональной подготовки студентов вуза. Предложенный нами комплекс включает следующие педагогические условия:
разработка и реализация в процессе физического воспитания структурнофункциональной модели формирования адаптационного потенциала студентов, основными компонентами которой являются целевой, научный, нормативный, методический, практический, оценочнорезультатный;
- профессиональная подготовка студентов осуществляется с учетом их ценностного отношения к физической культуре;
- в процессе физического воспитания целенаправленно формируются основные компоненты адаптационного потенциала - мотивационный, познавательный, психический, личностнорегуляторный;
- с учетом особенностей профессиональной подготовки студентов в вузе осуществляются разработка и использование средств физического воспитания, способствующих формированию адаптационного потенциала.
Выбор выделенных нами педагогических условий был обусловлен следующим:
- необходимостью моделирования образовательного процесса вуза, т.к. оно является средством интерпретации какой-
либо теории или гипотезы о явлении, процессе;
- необходимостью формирования у студентов ценностного представления о физкультурно-спортивной деятельности как о способе включения их в систему общественных отношений;
- учетом структурных компонентов понятия «адаптационный потенциал»;
- учетом процесса физического воспитания в профессиональной подготовке в вузе.
Резюмируя вышеизложенное, мы предполагаем, что реализация разработанного нами комплекса педагогических условий должна способствовать пониманию студентами значимости развития адаптационного потенциала, осуществляемого в процессе физического воспитания.
литература
1. Витизей Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев: Штиинца,1989. 108 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1981. 479 с.
3. Довгялло А.М., Ющенко Е.Л. Обучающие системы нового поколения // УСиМ. 1988. №1. С. 83 - 86.
4. Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 80 - 93 от 29 апр. 1999 г. (любое изд.).
5. Измеров Н.Ф. Медицина труда. Введение в специальность. М.: изд-во «Медицина», 2005.
6. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журн. 2001. № 1. С. 16 - 24.
7. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: монография. СПб., 2001.
Pedagogical conditions for students’ adaptation potential forming at sport education
There is a necessity to form the students’ potential in contemporary condition. The author defines the role of the sport education process in adaptation potential forming. There are suggested pedagogical conditions that help solving the question above.
Key words: adaptation, adaptation possibility, adaptation potential, professional training, sport education, pedagogical conditions.