Научная статья на тему 'Педагогические условия содействия в адаптации студентов младших курсов вуза физической культуры'

Педагогические условия содействия в адаптации студентов младших курсов вуза физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинова Юлия Викторовна

В статье рассмотрена проблема педагогического содействия в адаптации студентов младших курсов вуза физической культуры; показана значимость данной проблемы для физкультурно-спортивного контингента; обоснован комплекс педагогических условий содействия адаптации будущим педагогам физической культуры, включающий в себя психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, реализацию междисциплинарных связей и организацию внеучебной деятельности; описан диагностический инструментарий, на основе которого изучались показатели адаптации (тест «Личностный дифференциал» (авторы Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд), тест мотивации достижения (модификация теста-опросника А. Мехрабиана), методика диагностики социально-психологической адаптации (авторы К. Роджерс, Р. Даймонд)); отражена база исследования (Уральский государственный университет физической культуры); представлены эмпирические данные констатирующего и формирующего экспериментов, подтверждающие эффективность комплекса педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логинова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия содействия в адаптации студентов младших курсов вуза физической культуры»

УДК159.9:378

Логинова Юлия Викторовна

Аспирант кафедры психологии Уральского государственного университета физической культуры, yulyaloginova@myrambler.ru, Челябинск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИя СОДЕЙСТВИя В АДАПТАЦИИ

студентов младших курсов вуза физической культуры

Аннотация. В статье рассмотрена проблема педагогического содействия в адаптации студентов младших курсов вуза физической культуры; показана значимость данной проблемы для физкультурно-спортивного контингента; обоснован комплекс педагогических условий содействия адаптации будущим педагогам физической культуры, включающий в себя психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, реализацию междисциплинарных связей и организацию внеучебной деятельности; описан диагностический инструментарий, на основе которого изучались показатели адаптации (тест «Личностный дифференциал» (авторы Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд), тест мотивации достижения (модификация теста-опросника А. Мехрабиана), методика диагностики социально-психологической адаптации (авторы К. Роджерс, Р. Даймонд)); отражена база исследования (Уральский государственный университет физической культуры); представлены эмпирические данные констатирующего и формирующего экспериментов, подтверждающие эффективность комплекса педагогических условий.

Ключевые слова: адаптация, педагогические условия, будущий педагог физической культуры.

Loginova Yuliya Viktorovna

Post Graduate Student of Psychology Department of Ural State University of Physical Culture, yulyalogmova@myrambler.ru, Chelyabinsk city

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ASSISTANCE OF ADAPTATION OF UNDERGRADUATE STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

Abstract. In this article reviewed the problem of the pedagogical assistance of adaptation of undergraduate students of the university of physical culture; shows the importance of this problem for sports contingent; substantiated the complex of the pedagogical conditions of the assistance of adaptation, includes psychological and pedagogical support of the educational process, realization of interdisciplinary relations and organization of extracurricular activities; describes the diagnostic tools, on the basis of which the studied indices of adaptation (test «Personal differential» (authors : E. F. Bazhin, A. M. Etkind), test of the achievement motivation (modification of this test-questionnaire A. Mehrabyan), methods of diagnostics of socio-psychological adaptation (authors K. Rogers, P. Diamond)); reflected base of research (Ural state university of physical culture); presents empirical data verification and forming experiments confirm the efficiency of the complex of pedagogical conditions.

Keywords: adaptation, pedagogical conditions, future teacher of physical culture.

Высшая школа на данный момент переживает сложный период смены требований к процессу и результату профессиональной подготовки студентов. Данный факт подтверждает ряд современных исследователей [1-8 и др.]. Выпускник сегодняшнего вуза должен обладать рядом личностных и профессиональных характеристик, которые позволят ему успешно закончить учебное заве-

дение, в максимально короткий временной промежуток адаптироваться на новом рабочем месте и легко перестраиваться, принимая решения в динамичных условиях.

Для того чтобы данная компетентность была сформирована успешно, на наш взгляд, важно помочь студентам младших курсов адаптироваться к учебному процессу наиболее быстро, с минимальным проявлением

26

Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2014

негативных эмоций, а также способствовать саморазвитию психологических черт.

Физкультурно-спортивный контингент имеет ряд специфических особенностей. На одном факультетском потоке, в одной академической группе могут учиться представители разных видов спорта, различной квалификации и этапов спортивной карьеры. Эти и многочисленные другие факторы накладывают отпечаток на стиль и успешность общения, самооценку, мотивацию достижения и, конечно, адаптацию. Данные нюансы также подтверждают и исследования зарубежных авторов [9; 10].

Н. Н. Романова отмечает, что определенные требования к выпускникам физкультур-но-спортивных вузов предъявляются также в связи с предстоящей профессиональной деятельностью: проведение учебно-тренировочных занятий с воспитанниками, педагогическая деятельность в общеобразовательных и спортивных школах в различных погодных условиях, часто меняющейся обстановке предполагает наличие мобильных психологических ресурсов для оперативной адаптации к происходящему и принятию эффективных решений [7, с. 211].

В связи с этим возникает необходимость в создании определенного комплекса педагогических условий, способствующего ускорению темпов адаптации, поддержанию психики будущих педагогов физической культуры в стабильно позитивном состоянии, оптимизации самооценки и повышению мотивации достижения успеха в различных видах деятельности.

Первое педагогическое условие предполагает организацию психолого-педагогического сопровождения студентов младших курсов физкультурно-спортивного вуза. В рамкахданного сопровожденияпроводилось психологическое консультирование; тренинги; при необходимости, беседы с родителями и тренерами; оказывалась психолого-педагогическая помощь в разрешении возникающих конфликтных ситуаций (внутригруппо-вых; межгрупповых; сложностей в общении с профессорско-преподавательским составом); осуществлялась поддержка в решении учебных и организационных вопросов.

Второе педагогическое условие направлено на реализацию междисциплинарных связей. Наше исследование взаимосвязано с дисци-

плинами психолого-педагогического, управленческого характера, а также дисциплинами физкультурно-спортивного профиля.

Связь с данными предметами осуществляется на основе учета индивидуальных особенностей личности каждого студента, применении позитивных методов психологического воздействия на партнера по общению, приемов регуляции эмоциональных состояний, учете внутригрупповых процессов, использовании невербальной стороны общения и интонации, голосовой экспрессии для достижения необходимого адаптационного эффекта. В дальнейшем поученную информацию, отработанную на практике в активной форме, студенты могут применять в повседневном общении и взаимодействии с окружающими, а также в профессиональной деятельности.

Третье педагогическое условие подразумевает организацию внеучебной деятельности студентов. В русле данных занятий с наименьшими эмоциональными и энергетическими затратами для преподавателя можно оказать влияние общеизвестными способами психологического воздействия на партнера по общению.

Темы мероприятий, место их проведения могут не соотноситься впрямую с физкуль-турно-спортивной спецификой. Учитывая запросы студентов младших курсов, их интересы, мотивацию, исследователь оказывает положительное психологическое влияние на самооценку, стиль общения, адаптацию в целом, общаясь непосредственно с каждым студентом в неформальной обстановке. В русле внеучебной деятельности также предполагается совместное со студентами участие в мероприятиях общевузовского масштаба: различных шествиях, субботниках, конкурсах, смотрах, презентациях, конференциях, соревнованиях, олимпиадах.

Далее представим результаты формирующего эксперимента, проведенного в 20112012 учебном году на базе Уральского государственного университета физической культуры с целью проверки его воспроизводимости. В опытной работе принимали участие студенты очного отделения направления подготовки «Физическая культура» (п=68). Достоверность отличий рассчитывалась по ^критерию Стьюдента. Тестовые методики: личностный дифференциал (ЛД)

(авторы Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд), тест мотивации достижения (модификация теста-опросника А. Мехрабиана), методика диагностики социально-психологической адаптации (авторы К. Роджерс, Р. Даймонд).

В связи с ограниченностью объема публикации по методике К. Роджерса и Р. Даймон-да представим динамику одного из наиболее значимых показателей - адаптивности. По результатам первичного тестирования были получены следующие данные , представленные в таблице 1.

Как представлено в таблице 1, до начала эксперимента в группах не было зафиксировано достоверных различий. Это послужило объективным основанием для проведения исследовательской работы. После эксперимента мы получили следующие результаты (Таблица 2).

Как видно из результатов таблицы 2, в опытных группах существуют достоверные отличия.

Таким образом, предложенный комплекс педагогических условий, направленный на повышение успешности адаптации студентов младших курсов физкультурно-спортив-ного вуза на практическом уровне показал свою эффективность. Данный эксперимент был проведен второй раз, подтвердил воспроизводимость, продемонстрировал стабильно

позитивные изменения по регистрируемым показателям, проверенные статистическими методами обработки данных.

Библиографический список

1. Ахматова С. С., Степанова И. Ю. Дидактические аспекты формирования у студентов умения структурировать учебный материал в процессе профессиональной подготовки // Сибирский педагогический журнал. - 2011. -№ 6. - С. 30-39.

2. Гостев А. Г., Лихолетов В. В. Сущность и структура педагогических инноваций // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 12. -С. 26-34.

3. Корнеенков С. С. Гуманистическая парадигма в системе высшего образования // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 7. -С. 26-37.

4. ПилипчевскаяН. В., Клеянкина Т. П. Профессиональное становление личности будущего учителя в процессе тьюторского сопровождения // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 4. - С. 102-107.

5. Платонов Д. Н., Черкашин И. А. Методологические подходы к организации образования в современных условиях // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 12. - С. 42-50.

6. Романова Н. Н. Методика развития рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов физической культуры // Педагогико-психологические и медико-биологические про-

Таблица 1 - Сравнительный анализ показателей адаптации к образовательному процессу в опытных группах до начала эксперимента (Р>0,05)

Тесты КГ ЭГ t р t т

X ± а X ± а

Самоуважение 1,11 ± 0,7 1,13 ± 0,6 0,06 2,02

Самооценка 0,7 ± 0,9 0,9 ± 0,8 1,0 2,02

Общительно сть 0,03 ± 0,5 0,03 ± 0,6 0,03 2,02

Тест мотивации достижения 125,4 ± 43 122,4 ± 45,7 0,3 2,02

Диагностика адаптации (адаптивность) 40 ± 14,4 39,6 ± 14,5 0,1 2,02

Где Х - среднее арифметическое, а - среднее квадратическое отклонение, ^ - расчетный критерий Стьюдента, ^ - табличный критерий Стьюдента.

Таблица 2 - Сравнительный анализ показателей адаптации к образовательному процессу в опытных группах после эксперимента (Р<0,05)

Тесты КГ ЭГ t р t т

X ± а X ± а

Самоуважение 1,13 ± 0,8 1,6 ± 0,3 2,4 2,02

Самооценка 0,6 ± 0,8 1,2 ± 0,3 3,8 2,02

Общительность 0,08 ± 0,5 1,11 ± 0,5 2,8 2,02

Тест мотивации достижения 125,1 ± 47,7 152,1 ± 41 2,5 2,02

Диагностика адаптации (адаптивность) 39,4 ± 14 50,4 ± 23,3 2,3 2,02

Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2014

28

блемы физической культуры и спорта. - 2013. -№ 4 (29). - С. 155-160.

7. Романова Н. Н. Эффективность комплекса педагогических условий развития рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 4. - С. 211-215.

8. Романова Н. Н. Развитие рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов физической культуры на основе компетентностного подхода // Компетентностный подход в образо-

вании как основа качественной подготовки специалистов физической культуры : монография / под ред. А. Я. Найна ; УралГУФК. - Челябинск, 2012. - С. 245-269.

9. Engestrom V. Learning by expanding. An activitytheoretical aproach to developmental research. - Helsinki, 1987. - 132 p.

10. Perspectives on human communication / B. J. Wahlstrom. - Minessota : University of Minessota, Twin cities, 1992. - 398 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.