Научная статья на тему 'Педагогические условия социальной адаптации учащихся 4-х классов к обучению в средней школе в процессе физического воспитания'

Педагогические условия социальной адаптации учащихся 4-х классов к обучению в средней школе в процессе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ 4-Х КЛАССОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / FOURTH-FORM PUPILS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / SOCIAL ADAPTATION / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Елена Борисовна, Селищева Елена Васильевна, Баландин Валерий Александрович

В данной статье представлена модель педагогических условий учащихся 4-х классов для успешной социальной адаптации школьников среднего звена. Эта модель была проверена экспериментально и дифференцирована по своему функциональному назначению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Елена Борисовна, Селищева Елена Васильевна, Баландин Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of fourth grade pupils social adaptation in secondary comprehensive school during physical education process

A model of pedagogical conditions for fourth grade pupils is represented in this article for successful social adaptation of intermediate pupils. This model was tested experimentally and differentiated according to its functional application.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия социальной адаптации учащихся 4-х классов к обучению в средней школе в процессе физического воспитания»

ступления на ответственных соревнованиях. Данная разработка вызвала большой интерес и принята на вооружение тренерами по стрельбе из лука.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, А.В. Преодолей себя! [Текст] / А.В. Алексеев. - М. : Физкультура и спорт, 2003. - 280 с.

2. Бабушкин, Г.Д. Модель управления психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов к соревнованиям [Текст] // Спортивный психолог. -2009. - № 2. - С. 37-39.

3. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта [Текст] / Г.Д. Горбунов. - М. : Советский спорт, 2007. - 296 с.

4. Китаева, М.В. Психология победы в спорте [Текст] / М.В. Китаева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 208 с.

5. Малкин, В.Р. Формирование психической соревновательной надежности спортсмена [Текст] // Спортивный психолог. - 2004. - № 2. - С. 33-36.

6. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст] / Л.П. Матвеев. - СПб. : Лань, 2005. - 384 с. - (Специальная литература).

7. Находкин, В.В. Психологическое обеспечение подготовки юных спортсменов к IV МСИ «Дети Азии» [Текст] // Материалы V Международной научнопрактической конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» 2-5 июня 2009 г. - Москва : Анита Пресс, 2009. - С. 251-255.

8. Психология спорта : хрестоматия / Под ред А.Е. Тарас - М. : АСТ ; Минск : Харвест, 2007. - 375 с. - (Библиотека практической психологии).

9. Пуни, А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте / // Психология и современный спорт.- М.: Физкультура и спорт, 1973. - С.144-162.

10. Родионов, А.В. Психологические модели в управлении комплексной подготовкой [Текст] // Спортивный психолог. - 2007. - № 1. - С. 6-13.

11. Рубин, В.С. Олимпийские и годичные циклы тренировки. Теория и практика [Текст] / В.С. Рубин. - М. : Советский спорт, 2004. - 136 с.

12. Савенков, Г.И. Психологическая паспортизация деятельности и личности спортсмена в системе психологической подготовки [Текст] // Спортивный психолог. -2006. - № 2. - С. 44-51.

13. Сивицкий, В.Г. Система психологического сопровождения спортивной деятельности [Текст] // Спортивный психолог. - 2007. - № 1. - С. 37-42.

Контактная информация: Nahodkin Vasily @mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

4-Х КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Елена Борисовна Новикова, аспирант,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСиТ) г. Краснодар,

Елена Васильевна Селищева, заместитель директора муниципального образовательного учреждения информационного методического центра,

г. Новый Уренгой,

Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСиТ) г. Краснодар

Аннотация

В данной статье представлена модель педагогических условий учащихся 4-х классов для

успешной социальной адаптации школьников среднего звена. Эта модель была проверена экспериментально и дифференцирована по своему функциональному назначению.

Ключевые слова: учащиеся 4-х классов, педагогические условия, социальная адаптация, физическое воспитание.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FOURTH GRADE PUPILS SOCIAL ADAPTATION IN SECONDARY COMPREHENSIVE SCHOOL DURING PHYSICAL EDUCATION PROCESS

Elena Borisovna Novikova, the post-graduate student,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism,

Krasnodar,

Elena Vasilyevna Selischeva, deputy director of the municipal educational establishment of

information and methodical centre Novy Urenjoy,

Valery Aleksandrovich Balandin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism,

Krasnodar

Annotation

A model of pedagogical conditions for fourth grade pupils is represented in this article for successful social adaptation of intermediate pupils. This model was tested experimentally and differentiated according to its functional application.

Key words: fourth-form pupils, pedagogical conditions, social adaptation, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема социальной адаптации детей школьного возраста представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение [3].

Влияние физического воспитания на формирование и развитие социальноактивной личности признаётся специалистами педагогики физической культуры и спорта [2, 3].

Современная система образования не в полной мере использует возможности физической культуры и спорта в процессе социальной адаптации и личностного развития детей школьного возраста. Вместе с тем физкультурно-спортивная деятельность включает учащихся во множество социальных отношений, создаёт возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения.

Исследования, проведенные в [1] показывают, что успехи учащихся на уроках физической культуры могут существенно повысить социальный статус школьника. Вышеизложенное свидетельствует о недостаточной разработанности данной проблемы. В этой связи целью проведённых исследований является разработка и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий социальной адаптации учащихся в период их перехода из младших в средние классы в процессе физического воспитания.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения уровня социальной адаптации детей использовалась методика, представленная в [4].

Исследования учащихся экспериментальной (Эгр.) и контрольной (Кгр.) группы осуществлялись по общепринятым характеристикам социальной адаптации школьников: характеру мотивации, самооценки, успеваемости.

Эксперимент проводился в 2008-2009 учебном году на базах МОУ СОШ № 6 и №22 г. Краснодара. В социологических исследованиях принимало участие 70 учителей и 100 учащихся 4-х классов (по 50 человек в Эгр. и Кгр.).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Эффективной адаптации учащихся 4-классов к обучению в средней школе в процессе физического воспитания способствует комплекс педагогических условий, которые, по нашему мнению, можно дифференцировать на три блока по функциональному назначению.

Первый блок: «Организация и методика физического воспитания».

1. Преобразование традиционной классно-урочной системы в личностноориентированное обучение. В учебно-методической литературе на должном уровне не учитываются психолого-педагогические аспекты руководства детьми в процессе физического воспитания, и учителям приходится их решать исходя из собственного опыта.

2. Рациональное сочетание методов и средств традиционного и личностноориентированного обучения. В частности использование игрового и соревновательного методов физического воспитания решает такую важную проблему личностноориентированного обучения школьников, как изменение поведения социально неуверенных детей, которые не умеют гармонично взаимодействовать с другими людьми и с окружающим миром.

3. Нетрадиционный показ и объяснение упражнений и технических приёмов, которые связываются с эмоциональными примерами их жизненной и сказочной практики, понятной детям.

4. Целенаправленная организация физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающая удовлетворение потребности детей в двигательной активности, развития физических и психических качеств личности, а так же решающая задачи социальной адаптации учащихся к условиям школьной среды.

5. Рациональное расписание уроков, которое обусловливается динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели.

6. Сочетание разнообразных форм обучения, которые используются в процессе физического воспитания учащихся: гимнастика до уроков, физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий, подвижные игры малой интенсивности на переменах и т.д.

7. Организация дополнительных занятий по физической культуре, которая служат эффективным средством снижения тревожности у детей, повышения их физической подготовленности, изменения к физкультурно-спортивной деятельности.

Второй блок: «Социально-психологическое воспитание».

1. Формирование достижения успеха ребёнка с опорой на «зону ближайшего развития». Успешному повышению интереса к занятиям физической культурой будет способствовать включение изучаемого движения в целенаправленную, с устойчивой мотивацией деятельность, представляющую для учащихся личную значимость.

2. Формирование направленной мотивации отношений и деятельности. При формировании умения согласовывать свои действия с действиями товарищей особое внимание должно обращаться на проявление учащимися взаимной ответственности, товарищества, взаимовыручки.

3. Привлечение учеников старших классов к процессу физического воспитания учащихся 4-х классов.

4. Нивелирование уровня тревожности. В начале урока создаётся положительный настрой на занятия посредством выполнения подвижных игр малой интенсивности, игровых ситуаций и музыкального сопровождения, которое дети подбирают сами.

5. Помощь учащимся со школьными проблемами, как проявлениями школьной дезадаптации, в частности с неуспеваемостью, низким уровнем мотивации учения и развития произвольности, повышенной тревожностью, плаксивостью, конфликтными отношениями с учителями и сверстниками.

6. Культивирование атмосферы сотрудничества и доброжелательности. Например, детям, испытывающим чувство страха при выполнении упражнений, оказывается психологическая помощь учителя.

Третий блок: «Оздоровительно-гигиеническое воспитание».

1. Упражнения на релаксацию в начале и в конце занятия. Помогают снять отрицательные эмоции, явившиеся результатом жёсткого педагогического воздействия учителей на уроках по другим учебным предметам, неудовлетворённости результатом предыдущей учебной деятельности, снятие физического и эмоционального напряжения, возникшего в процессе выполнения физических упражнений.

2. Разумное чередование учебной деятельности и отдыха учащихся, которое содействует укреплению их здоровья и стимулирует развитие адаптивных свойств организма.

3. Сохранение высокой работоспособности, исключающее переутомление школьников и обязательно предполагающее учёт продолжительности учебного дня и недели, продолжительности уроков и их расписание, длительности перемен, каникул и т.д.

4. Учёт показателей физического развития и текущей заболеваемости.

Данные педагогические условия обусловлены установленной положительной

корреляционной зависимостью между состоянием здоровья учащихся и их успеваемостью.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате анкетирования было выявлено, что большинство учителей (87,6%) считают проблему социальной адаптации детей в условиях школьной среды актуальной. В процессе проведения урока учителя физической культуры часто испытывают трудности в решении воспитательных задач. По мнению 43,7% опрошенных респондентов уроки физической культуры в 4-5 классах должны вести учителя, прошедшие специальную подготовку и имеющие необходимую личностную предрасположенность, так как не каждый учитель, успешно работающий в старших классах, может успешно работать с детьми младших классах.

По результатам опроса детей Кгр. и Эгр., у 100% респондентов на первом месте оказались оценочные мотивы. Социально-значимые и учебно-познавательные мотивы в Эгр., находятся на пятом и седьмом местах, а в Кгр., на седьмом и девятом местах.

Педагогическое наблюдение позволило зафиксировать большой интерес ко всем видам деятельности на уроке физической культуры только у 44% детей Кгр. и 50% Эгр.

Высокий уровень социальной адаптации продемонстрировали детей с высоким уровнем развития мотивации и произвольности внимания, при отличной, хорошей и удовлетворительной успеваемости по всем предметам и адекватной самооценкой. В Кгр. они составили 61,1% в Эгр. 55,5%.

Дети со средним уровнем адаптации характеризовались высоким уровнем развития мотивации, повышенным уровнем тревожности, с индифферентным отношением к школе при отличной, хорошей и удовлетворительной успеваемости, неадекватной самооценкой, завышенной или заниженной, связанной с неудовлетворённостью своего образа «Я», трудностями в общении со взрослыми, недостаточным уровнем регуляции собственного поведения. Количество детей со средним уровнем адаптации в Кгр. составили 27,7%, в Эгр.-33,3%.

Группа детей с низким уровнем социальной адаптации характеризовалась неадекватной самооценкой, неустойчивым социальным статусом, трудностями в общении с детьми и взрослыми, низким уровнем развития произвольного внимания. При наличии хороших, удовлетворительных и неудовлетворительных оценок по общеобразовательным предметам, данная группа характеризуется низким уровнем мотивации к урокам по физической культуре, и составила по 11,2% в Кгр. и Эгр.

Педагогическое наблюдение и поведение детей, как Кгр., так и Эгр, проявивших низкий уровень адаптации на уроках физической культуры, а также беседы с учителями показали, что эти дети относятся к группе социально неуверенных учеников. Такие ученики проявляют склонность к «непродуктивному» стилю взаимодействия, которое блокирует раскрытие и реализацию их личностного потенциала, достижение успеха в их совместной с учащимися данного класса деятельности.

В конце эксперимента учащиеся Эгр. по результатам опроса показали высокий уровень интереса к занятиям по физической культуре- 100%, в Кгр. она составляла 94,3%. У детей Эгр. статически достоверно увеличилась сила учебно-познавательных (83,3%) процессуальных (100%) и социально-значимых мотивов (88,9%). В то же время существенно уменьшается роль отрицательных мотивов избегания неприятностей (38,8%).

Сравнительный анализ, уровней развития социальной адаптации учащихся 4-х классов представлены на рисунке 1

90,0% і

Высокий Средний Низкий

■ Кгр до эксперимента □ Кгр после эксперимента □ Эгр до эксперимента □ Эгр после эксперимента

Рис.1. Динамика уровня социальной адаптации учащихся 4-х классов

в течение эксперимента

В результате комплексных обследований после завершения экспериментальной работы установлено:

- количество детей Эгр. с высоким уровнем адаптации в конце эксперимента на 5,7% превышает аналогичный уровень детей Кгр.;

- количество детей Эгр. со средним уровнем адаптации в конце эксперимента на 5,6% превышает аналогичный уровень детей в Кгр.;

- количество детей между Эгр. и Кгр. с низким уровнем адаптации в конце эксперимента не выявлены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанных педагогических условий социальной адаптации учащихся четвёртых классов, в период их подготовки к обучению в средней школе, как наиболее сложной и новой школьной кризисной ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Непрерывное физкультурное образование / В.К. Бальсевич, Г.И. Попов, Н.И. Санникова // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №

12. - С. 6-8.

2. Битянова, М.Р. Социологические основы здорового образа жизни и физиче-

ской активности детей школьного возраста / М.Р. Битянова, А.Г. Комков // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 1. - С. 12-15.

3. Лубышева, Л.И. Исследование особенностей здоровья и поведения российских школьников / Л.И. Лубышева, А.В. Малинин // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 6. - С. 2-7.

4. Максимова, М.В. Половозрастные особенности некоторых показателей психомоторного развития школьников // Психологические проблемы физического воспитания школьников. - М., 1994. - С. 37-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация: masha1224208@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Виталий Геннадьевич Паутов, преподаватель,

Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК)

г. Челябинск

Аннотация

В работе представлены педагогические условия формирования ценностных ориентации подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Определены критерии сформи-рованности ценностных ориентации подростков на патриотическую деятельность. Представлены результаты исследования.

Ключевые слова: ценностные ориентации, патриотическое воспитание, физкультурноспортивная деятельность, подростки, спортивные общественные объединения.

FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS WITH PATRIOTIC DIRECTION IN THE COURSE OF PHYSICA CULTURE AND SPORTS ACTIVITY AMONG

TEENAGERS Vitaly Gennadevich Pautov, the teacher,

The Ural state university of physical training,

Chelyabinsk

Annotation

The work presents the pedagogical conditions of formation of valuable orientations among teenagers in the course of physical culture and sports activity. The criteria of matured valuable orientations of teenagers for patriotic activity have been defined. Results of research are presented.

Keywords: valuable orientations, patriotic education, physical culture and sports activity, teenagers, sports public associations.

Одной из основных целей реформирования нашего государства является построение гражданского общества, которое предусматривает высокую степень развития как государственных, так и общественных институтов саморегуляции и саморазвития социума. Важнейшую роль в структуре последних занимают общественные объединения граждан (организации, фонды, учреждения). Сущность кризисных явлений в педагогике, наиболее остро проявившихся в конце XX века, заключалась, прежде всего, в отказе от прежних идеалов, ценностей, целей воспитания, в поиске новых образцов содержательной и структурной перестройки системы образования.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательной сферы), общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В исследовании на основании теоретического анализа литературы по теме патриотического воспитания, нормативных документов и собственных исследований, на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.