Научная статья на тему 'Формирование толерантности у учащихся 5 классов в период адаптации к обучению в средней школе'

Формирование толерантности у учащихся 5 классов в период адаптации к обучению в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / КОМПОНЕНТЫ / COMPONENTS / ПОДВИЖНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MOBILE-GAMING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Е.Б., Баландин В.А.

В данной статье представлен комплекс педагогических условий формирования толерантности учащихся 5-х классов в период их адаптации к обучению в средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Е.Б., Баландин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING TOLERANCE IN 5 GRADE PUPILS IN THE PERIOD OF THEIR ADAPTATION TO THE TEACHING PROCESS AT A SECONDARY SCHOOL

The complex of pedagogical conditions for forming tolerance in 5-grade pupils is represented in the paper.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности у учащихся 5 классов в период адаптации к обучению в средней школе»

THE MODEL OF MOTIVATIONALLY VALUABLE ORIENTATIONS OF FORMING THE INTEREST TO WRESTLING TRAININGS IN SCHOOLCHILDREN

Dvorkin L., Doctor of Pedagogics, Professor,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Zagitov A., Candidate of Pedagogics, Merited Coach of RF, Ural Federal University, Ekaterinburg.

Zarko V., Coach-Teacher, ChySS «Victoria», the city of Tarko-Sale.

Nikonova R., Junior Scientific Coworker of the SRI KSUPhEST, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161

Modelling of the optimal physical and moral schoolchil-dren's health level was carried out at the stages of preliminary and initial sporting preparation, and it represented a many-staged tendency for forming in schoolchildren the interest in wrestling trainings in the conditions of a general

secondary school. These trainings had to be conducted in pedagogical conditions aimed at the upbringing in pupils conscious attitude to the process of trainings.

Key words: modelling, pedagogical conditions, children and teenagers, wrestling.

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аспирантка Е. Б. Новикова,

доктор педагогических наук, профессор В. А. Баландин,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161

В данной статье представлен комплекс педагогических условий формирования толерантности учащихся 5-х классов в период их адаптации к обучению в средней школе.

Ключевые слова: толерантность, педагогические условия, компоненты, подвижно-игровая деятельность.

Введение. Толерантность - это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам [2, 6] .

В . А. Тишков, В. М. Золотухин, Д. В. Зиновьев [4, 5, 9] и др., утверждают, что толерантность выражается в виде внутренней установки, во взаимоотношениях личности в коллективе, которая приобретается через воспитание, информацию, жизненный опыт.

По мнению В. Чолакова [10], толерантность связана с адаптационными процессами организма. В этом случае ее ценностное значение определяется реакцией организма на окружающую среду, которая заключается в снижении чувствительности самого организма к воздействию неблагоприятных факторов, способствуя сохранению,

а, следовательно, и укреплению здоровья. Роль физической культуры и спорта здесь весьма существенна.

В социальном контексте толерантность трактуется как готовность человека позволять другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при отсутствии таких негативных явлений, как агрессивность, насилие, хулиганские действия и поступки [3, 7].

Средняя школа - это период, когда детство является динамичным и пластичным этапом жизни, когда идёт интенсивное физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие. Подвижная игра как один из специфических видов деятельности не только укрепляет здоровье и функциональные возможности, но и продуцирует креативность мышления, развивая ассоциативность и творческое начало личности. Она способствует постижению чувства симпатии, эмпатии, коррекции добра и зла, человеколюбия, развивает фантазию и сопереживание [8].

В процессе игр с использованием интерактивных методик, совместного анализа их результатов у школьников формируется позитивное отношение к сверстникам, улучшается их культура общения, ускоряется адаптация к школьной среде [1].

Методы и организация исследования. В работе использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы; уровень толерантности школьников определялся с помощью теста Д. В. Зиновьева [3] «Насколько мы терпимы?»; опросника диагностики уровня сформированности толерантности, разработанного для подростков П. В. Степановым [8]; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

На базе МОУ СОШ № 6 города Краснодара было проведено комплексное исследование, целью которого являлось экспериментальное обоснование эффективности разработанного комплекса педагогических условий для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы в период их адаптации к новой школьной среде на основе использования подвижно-игровой деятельности.

Были сформированы две группы учащихся 5-х классов: экспериментальная - Эгр. (31 чел.) и контрольная - Кгр. (31 чел.).

Результаты исследования и их обсуждение. Формирование толерантности у детей Эгр. осуществлялось по программе, которая включала: специальные курсы, беседы, проигрывание различных ситуаций с последующим их коллективным анализом, психологические тренинги, элементы психогимнастики, групповые дискуссии, культурно-спортивные праздники с привлечением родителей, вечера толерантности, эстафеты, экскурсии, походы на природу, сюжетно-ролевые игры. При этом особое внимание обращалось на то, чтобы содержание их было пронизано духом толерантности, улучшало взаимоотношения между сверстниками, чтобы дети выносили из этих мероприятий эмоциональное сопереживание, радость и удовольствие от их результатов, осознавали собственную причастность и значимость, чувство собственного достоинства, то есть, чтобы они позитивно сказывались на эмоционально-волевых, мотивационно-ценностных, когнитивных и

поведенческих компонентах, составляющих структуру толерантности. Такая целенаправленная работа с учащимися в Кгр. не проводилась.

В эксперименте апробировались следующие педагогические условия, которые, по нашему мнению, должны улучшить процесс формирования толерантности у школьников 5-х классов:

- преемственность в формировании толерантности на этапах: семья - начальная - средняя школа;

- включение учащихся совместно с родителями, педагогами в социально и личностно значимую деятельность, в том числе подвижно-игровую;

- педагогический мониторинг, определяющий динамику толерантности учащихся;

- осознание подвижно-игровой деятельности, формирующей толерантность;

- психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей;

- воспитание готовности учащихся к диалогу, сотрудничеству и конструктивному решению конфликтов;

- создание атмосферы, объединяющей все сферы жизнедеятельности школьника как в урочной, так и во внеурочной деятельности;

- целенаправленное воздействие на эмоционально-волевые, мотивационно-ценностные, когнитивные и поведенческие компоненты.

Формирование толерантности осуществлялось в нескольких основных направлениях: изучение неоднородной образовательной среды общеобразовательной школы; повышение уровня психолого-педагогической компетенции учителей средних классов в области толерантности сознания; формирование готовности и подготовленности учащихся к позитивному взаимодействию с другими людьми; повышение культуры общения и поведения учащихся в разнообразной деятельности; расширение знаний об окружающем мире.

С помощью теста «Насколько мы терпимы?» [4] были выбраны следующие критерии толерантности для школьников 5-х классов: знания об окружающем мире; уверенность в себе - адекватная самооценка своих поступков, действий, собственных сил и способностей; ответственность за свои поступки и действия; доброжелательность и чуткое отношение к окружающему миру; эмпатия (способность сопереживать, сочувствовать, сострадать, эмоционально оценивать события); рефлексия - способность осознавать, осмысливать свои действия и поступки, знание личных особенностей, достоинств и недостатков; отсутствие тревожности, страха; способность прощать; умение слушать, выслушивать других; умение находить пути взаимопонимания и согласия, решать спорные вопросы и конфликтные ситуации без агрессии и силового подчинения.

Используя выбранные критерии, уровень сформированности толерантности школьников определялся с помощью опросника диагностики, разработанного для подростков П. В. Степановым [8]. Данные опросника нами модифицированы с учётом возрастных особенностей школьников 5-х классов.

Начальный уровень сформированности толерантности и её компонентов в Кгр. и Эгр. был приблизительно одинаков (рис.).

Рис. Сравнительный анализ сформированности толерантности у учащихся 5-х классов

55 50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

низкии

средним

высоким

низкии

среднии

высокии

□ контрольная группа □ экспериментальная группа

После формирующего эксперимента в Эгр., где проводилась развивающая работа по предложенной программе, произошли более значительные изменения в уровнях сформированности толерантности по сравнению с Кгр.

Таким образом, предложенные педагогические условия позволили значительно повысить процент учащихся, находившихся на высоком и среднем уровне толерантности за счёт соответствующего снижения процента низкоуровневых учащихся - с 38% до 24%, среднего - с 44% до 31%, высокого - с 18% до 45% (рис.).

Выводы.

1. В результате предложенного комплекса педагогических условий школьников 5-х классов повысился уровень толерантности, что сказалось на снижении внутриличностных конфликтов в процессе их жизнедеятельности.

2. В ходе дискуссий относительно подвижно-игровой деятельности, с южетно-игровых, имитационных, ситуационно-моделирующих игр с использованием интерактивных методик, установлено, что у детей формируется культура межличностных отношений, отношений к окружающему миру, осознание себя, своего места в мире.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Асмолов, А. Г. Движущие силы и условия развития личности / А. Асмолов // Психология личности: хрестоматия. - Т. 2. - Самара, 1999. - С. 345-384.

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т. 4 / В. И. Даль. - М.: Русский язык, 1982. - 683 с.

3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года/ Век толерантности // Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001. - С. 131-137.

4. Зиновьев, Д. В. Повышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования социокультурной толерантности: дис. ... канд. пед. наук / Д. В. Зиновьев. -Красноярск, 2000. - 148 с.

5. Золотухин, В. М. Терпимость как общечеловеческая ценность / Современные проблемы гуманитарных дисциплин. -В 2 ч. - Ч. 1 / В. М. Золотухин. - М.: Академия, 2001. - С. 7-9.

6. Советский энциклопедический словарь / науч.-ред. совет: А. В. Прохоров (пред.). - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 1600 с.

7. Социологический энциклопедический словарь / ред. Г. В. Осипов. - М.: Норма, 1998. - 488 с.

8. Степанов, П. В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков: дис. ... канд. пед. наук / П. В .Степанов. - М., 2002. - 170 с.

9. Тишков, В. А. Толерантность и согласие в трансформирующих обществах: доклад на международной научной конференции ЮНЕСКО «Толерантность и согласие» / В. А. Тишков // Очерки теории, политики и этничности в России. - М.: Русский мир, 1997. - С. 256-274.

10. Чолаков В. Нобелевские премии. Учёные и открытия: пер. с бол. / В. Чолоков. - М.: Мир, 1986. - 368 с.

FORMING TOLERANCE IN 5 GRADE PUPILS IN THE PERIOD OF THEIR ADAPTATION TO THE TEACHING PROCESS AT A SECONDARY SCHOOL

Novikova E., Post-Graduate Student, Balandin V., Doktor of Pedagogics, Professor

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161

The complex of pedagogical conditions for forming Key words: tolerance, pedagogical conditions, tolerance in 5-grade pupils is represented in the paper. components, mobile-gaming activity.

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ И РЕГУЛЯРНОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель М. Ю. Пушкарный, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар Почетный работник общего образования РФ, директор СОШ №57 М. В. Кошаева Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161

В статье рассматриваются факторы, влияющие на успешность учебной и тренировочной деятельности спортсменов, занимающихся в детских спортивных школах.

Ключевые слова: среднеоб-разовательная школа, детско-юношеская спортивная школа, учебный процесс, тренировочный процесс, успешность обучения.

Одной из важных задач, стоящих перед спортивными школами, спортивными секциями, государственными и общественными учреждениями, спортивными клубами и другими организациями, работающими в сфере физической культуры и спорта, является увеличение чис-

ла занимающихся детей, подростков и молодежи с целью профилактики наркомании, алкоголизма и преступности, оздоровления подрастающего поколения, подготовки призывной молодежи к службе в Вооруженных Силах России и дальнейшей трудовой деятельности.

В этой связи перед спортивными школами стоят задачи по увеличению набора в группы начальной подготовки, сохранения контингента в учебно-тренировочных группах, что позволит проводить более тщательный отбор на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Наряду с этим, для формирования гармонично развитой личности необходимо обеспечить освоение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.